22.09.2019

План по личностному развитию. Кто составляет индивидуальный план развития? Все, что вы хотели знать о планировании в деталях


Для разработки и дальнейшего успешного выполнения Индивидуального Плана Развития (ИПР) необходимо действовать по следующему алгоритму:

1. ОПРЕДЕЛИТЬ КОМПЕТЕНЦИЮ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ

В рамках развития/ приобретения профессиональных навыков преподавателей-наставников необходимо определить - какие компетенции важно развивать, чтобы осуществлять эту деятельность качественно и эффективно. В помощь для определения зоны развития используйте рабочую версию профиля компетенций:

· Навыки презентации

· Навыки фасилитации

· Работа с групповой динамикой

· Разработка тренингов

Более подробно данные компетенции описаны на стр. 18-19 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание:

2. ПОСТАВИТЬ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ВЫБРАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Цель развития – это конкретное изменение, которое планирует сделать преподаватель в рамках выбранной компетенции. Какие именно знания, умения и навыки хочет приобрести преподаватель? Как это изменит его профессиональное поведение? Какой результат он достигнет? Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Например, в рамках компетенции «Навыки презентации», преподаватель испытывает сложности с донесением информации слушателям. Часто сбивается в процессе информирования, повторяется в доносимой информации и теряет мысль, которой открывал сообщение.

Формулировка цели развития:

«Начиная с 1.05.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение».

Задание:

Под каждую выбранную компетенцию разработайте минимум 2 цели развития. Для фиксации целей развития используйте шаблон ИПР.

3. РАЗРАБОТАТЬ КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

Для повышения мотивации достижения целей развития необходимо на данном этапе разработать конкретные мероприятия, реализация которых поможет достигнуть комплексного результата. При подборе мероприятий рекомендуем использовать следующие методы обучения и развития:

· Развитие на рабочем месте;

· Тренинги и семинары;

· Обратная связь;

· Обучение на опыте других;

· Самообучение;

· Развивающие/ специальные задания

Более подробно методы обучения и развития описаны на стр. 20-21 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание: разработайте минимум 3 конкретных мероприятия под каждую цель развития. Для фиксации выбранных мероприятий используйте шаблон ИПР.

В приложении 1 приведен пример заполнения индивидуального плана развития.

Приложение 1.

ПРИМЕР индивидуального
плана развития

Индивидуальный план развития

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель

Подразделение

Дата заполнения

22.02.2011 года

Компетенция / Область развития: Презентационные навыки

Цель развития:

Что будет результатом развития?

Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Начиная с 1.04.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение

Какие мероприятия необходимо реализовать для развития?

Сроки реализации

Что будет первым шагом и когда я смогу это реализовать? С кем?

1. Читаю статью «Пирамида информации»

Найти статью в инете, распечатать. 25.02.11

2. Изучаю материалы к 1-му модулю программы обучения Преподавателей-наставников.

Каждый рабочий день – минимум 30 мин.

Принести материалы на рабочее место. 25.02.11

3. Перенимаю опыт преподавателя в публичных выступлениях.

1.03 – 30.03.11

Договариваюсь о встрече с 1.03.11

4. Делаю сообщение в рамках ближайшего заседания цикловой комиссии.

Составление личного жизненного плана для саморазвития на примере.

Зачем составлять план

Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана. План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой. Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся. В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент. Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой». Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и живу в пальмовых странах 260 дней в году.

План должен расширить нашу свободу , а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей. Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

Основные принципы планирования жизни

На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним. Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

Источники целей

Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни . Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить. Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

Мой черновой вариант персонально смысла жизни : разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
Цели на год: читать книги по психологии , философии, религии. Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.


Итоги планирования года

Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний. Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге. А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

План на начало года – принимаем за 100%. Те 25% свободного места – заполняем новыми целями. Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил. В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане. Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане. Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.

А вы знаете, что 25 самых оплачиваемых топ менеджеров России зарабатывают в 1000 раз больше, чем 25 хороших менеджеров среднего звена с опытом работы? Данные на основе статьи forbes.

Как вы думаете почему?

В чем же отличие, почему одни за 2 часа работы зарабатывают столько же, сколько их коллеги за год? Консультация у известного доктора может быть в десятки раз дороже, чем у обычного. Почему, в чем секрет успеха?

Секрет в саморазвитии личности человека, чтобы преуспеть нужно делать, что-то лучше других. Вспомните, будете ли выбирать для себя худший вариант сотрудничества? Все хотят попасть к хорошему доктору, учителю, работодателю , вся наша жизнь выбор и все желают выбирать только лучшее.

Что нужно делать, чтобы стать лучше?

Чтобы стать лучше необходимо 2 вещи:

- Трудиться , это обязательный атрибут любого долгосрочного успеха;

- Хорошо понимать направление куда затрачивать усилия , т. е. вектор, вложенного труда.

А как узнать направление, где вложенный труд даст максимальную отдачу? Направление труда определяется знаниями, т.е. саморазвитием человека и образом мышления. Представьте ситуацию из жизни, необходимо доехать из точки «А» в точку «Б», 2 людям:

- Первый человек незнаком с городом и в нем впервые;

- Второй человек , знаком с городом и знает на каком транспорте можно доехать, где бывают пробки и другую информацию.

Как вы думаете, кто быстрее доедет из точки «А» в точку «Б»? Человек знакомый с городом или нет?

Почему будет разница в скорости?

Знания, определяют кратчайший путь из точки «А» в точку «Б». В жизни точно так же, знания помогают нам найти кратчайший путь к счастью, успеху, достижениям, деньгам и всего чего пожелаете . Когда мы едем на машине, знание дорожной ситуации - пробок, оптимального маршрута и другой информации позволяет добраться в пункт назначения быстрее. В жизни знания также помогают избежать ошибок и достич успеха быстрее.

Сейчас я расскажу о 7 способах саморазвития личности для получения новых знаний в вашей области, которые помогут добиться успеха в карьере и жизни быстрее. Итак, план (программа) саморазвития следующий:

1. Читайте в ожидании и транспорте

История из жизни

Я сейчас расскажу небольшую историю про себя и поделюсь своими впечатлениями. Сам я родился и жил в Самаре, а когда мне было около 15 лет я оказался в Москве. Первое, на что я обратил внимание, когда оказался в вагоне метро, - у многих в руках были газеты. Это был примерно 2000 г., электронных книжек и смартфонов тогда еще не было, поэтому люди читали газеты. Для меня это было необычно, в Самаре я почти не видел людей, читающих в транспорте и поэтому я это хорошо запомнил.

Позднее я понял насколько важно использовать время в дороге или ожидании с пользой. Огромное количество времени теряется, когда мы кого-то ждем или едем в транспорте. Я поделюсь своим опытом: Когда я планирую куда-то поехать я всегда беру с собой планшет, чтобы писать статьи или читать электронные книги, сохраненные на этом же планшете. Также со мной всегда смартфон, на котором сохранены несколько электронных книг, т. к. бывают ситуации, когда удобнее читать с телефона, чем с планшета. Например, если одна рука занята, то телефон удобнее держать, чем планшет. Если вы находитесь в очереди или переполненном транспорте, то читать с телефона тоже удобнее, чем с планшета.

Чтобы использовать время в ожидании и в транспорте с пользой всегда берите с собой книгу, журнал или скачивайте их на планшет, телефон, ноутбук . Так вы всегда сможете провести время в транспорте или ожидании с пользой. В переполненном транспорте очень удобно читать с телефона, т. к. он всегда с вами и для чтения требуется всего 1 рука. Можно вырезать из журналов интересующие страницы и складывать в папку с файлами, чтобы в момент ожидания прочитать.

2. Тренинги, курсы offline

Знаете ли вы, чем тренинги отличаются от чтения и других источников получения информации? Зачем тратить много времени и денег? Почему нельзя посмотреть вебинар или прочитать книгу?

История из жизни

Я расскажу вам небольшую историю из своей жизни. Я впервые оказался на тренинге, когда мне было около 20 лет. Тренинг был посвящен продажам. Несмотря на то что прошло около 10 лет с того момента, я до сих пор помню основные ключевые моменты тренинга. Я уверен, что если пройдет еще несколько десятков лет и здоровье не подведет, я все еще буду помнить эти навыки. Более того, навыки, которые хорошо запомнились, я применяю в повседневной жизни.

Другая ситуация с книгами. В своей жизни я прочитал немало бизнес-литературы и могу сказать, что навыки, прочитанные в тексте, быстро забываются из памяти, особенно если их не применить на практике. Как вы думаете почему на хорошем тренинге информация запоминается лучше? В чем секрет тренингов, почему люди готовы платить за тренинг деньги, на которые можно купить несколько десятков, а то и сотен книг?

Секрет тренингов

Эмоции - вот, секрет любых хороших тренингов . Вот почему информация на тренингах запоминается лучше, чем при чтении книг. И чем сильнее вы испытываете эмоций, тем лучше вы запомните это событие . Все знают, что без антенны телевизор не показывает. Если подключить портативную антенну, то сигнал усиливается и телевизор начинает показывать много каналов. А если поставить антенну на крыше здания, то становится доступно еще больше каналов в еще более лучшем качестве. Эмоции, это как антенна у телевизора, которая усиливает сигнал, т. е. передаваемую информацию.

Тренинги играют большую роль и помогают легче запомнить передаваемую информацию по сравнению с чтением книг и журналов, особенно в сфере, где важно закрепить практические навыки. Это достигается за счет, того, что на тренингах сильнее задействуется эмоциональная, визуальная и звуковая составляющие благодаря живому рассказчику.

Виды тренингов

А) Отраслевые тренинги , по вашей сфере деятельности;

Б) Личностного роста , направленные на развитие личностных качеств, например, по тайм-менеджменту, ораторскому искусству, и другие.

Ходите на тренинги не только за знаниями, но и чтобы зарядиться эмоциями, которые замотивируют вас к новым свершениям в жизни.

3. Книги

Я задам очень простой вопрос: «Сколько книг вы прочитали за последний год, месяц?» Многие отвечают: «нам некогда читать книги». Давайте начистоту. Вы хотите жить завтра лучше, чем сейчас? Если бы вы не хотели, то вы не смотрели бы это видео и не читали эту статью. А если вы хотите жить завтра лучше, значит причина не в нехватке времени, а в непонимании или нежелании читать книги. Верно?

Для чего читать книги

Издать печатную книгу дело затратное, т. к. придется вложить деньги на верстку, подготовку, печать, а чтобы попасть на книжную полку offline-магазина нужно полезное содержание, иначе ее не будут покупать и соответственно уберут из магазина. В связи с подобными сложностями, на полки магазинов книг, как правило, попадают только лучшие. Поэтому чтение отраслевых книг - это фундамент ваших знаний.

4. Правило 30 минут

Нам известно огромное количество историй предпринимателей, которые прошли путь из бедности в число самых богатых людей мира. Как вы считаете, какой же принцип лежит в росте благосостояния предпринимателя? Принцип очень простой - вложения в бизнес . Часть прибыли предприниматель вкладывает в оборудование, помещение, обновление и т. п., чтобы эти вложения окупились и принесли больше денег в будущем. Если нет вложение, то нет и роста.

Как вы думаете, для чего нужно тратить время на саморазвитие? Вклад личного времени в саморазвитие, это инвестиция в самого себя, схема такая же, как и в бизнесе, чем больше вкладываем, тем больше можно ожидать прибыли в будущем. Когда вы тратите время на саморазвитие, то ваши дальнейшие действия становятся более продуманными, более точными и более быстрым, а это означает, что ваши затраты времени начинают окупаться.

В каких-то случаях время окупится сразу, в каких-то через месяц или даже через год. Но принцип окупаемости неизбежен рано или поздно. Например, наточив ножи на кухне за 5 мин., уже через неделю можно окупить потраченное время, т. к. острые ножи будут резать быстрее. Также и в саморазвитии потратив время на изучение информации, можно окупить это время за счет более эффективных и продуманных действий .

Выделите каждый день хотя бы 30 мин. на саморазвитие: чтение книг, журналов, просмотров тематических видеороликов. Время ежедневного саморазвития зависит от имеющегося багажа знаний и специфики вашей отрасли. Но во многих сферах для достижения успеха может потребоваться более 1 или даже нескольких часов ежедневного саморазвития.

Для максимальной эффективности занимайтесь саморазвитием в тот период времени, когда вы на пике активности. Обычно у многих людей пик активности именно утром, т. к. после сна много сил. Если вставать рано, например, в 5 утра, то не будет отвлекающих факторов и вы сможете использовать это время с максимальной пользой.

5. Быстрое чтение

Вспомните свою самую последнюю книгу, которую вы прочитали. Сразу оговорюсь, что книга должна быть нехудожественной, это может быть бизнес-литература, книга по специальности или другой информационный направленности. Вспомнили самую последнюю прочитанную книгу?

А теперь вопрос : «Если бы вам предложили написать содержание прочитанной книги, т. е. пересказать книгу, своим языком, то сколько страниц потребуется, чтобы написать, все, что вы запомнили?» Предположите эту цифру хотя бы примерно. Не смотрите далее пока мысленно не оцените количество страниц, которые вам потребуются для пересказа содержания последней прочитанной нехудожественной книги.

Оценили? Допустим, вы прочитали книгу объемом 300 страниц, а запомнили 3 страницы. То есть по памяти вы сможете написать 3 страницы текста из этой книги. А это означает, что вы запомнили только 1% прочитанной информации из книги. И ничего странного в этом нет, т. к. наш мозг может запомнить только самое главное, второстепенное нет смысла даже читать, ведь мы все равно это скоро забудем.

Читать книги полностью очень непродуктивно . Чтение книг полностью - это старая привычка, тех времен, когда был недостаток информации. Мне родители рассказывали времена, когда книги были сильным дефицитом. Но Сейчас в мире, наоборот, переизбыток информации. Лучше прочитать самое важное из 3 книг, чем полностью одну книгу.

Сейчас я расскажу вам как находить самую важную информацию в любых книгах, чтобы читать только ее. Метод состоит из следующих 4 частей:

1 этап. Общая информация о книге. Прочтите все что на передней и задней обложке, аннотацию, введение, информацию об авторе. Прочтите все оглавление и начинайте читать все заголовки и подзаголовки, пролистывая страницы, также смотрите на картинки и читайте подписи к ним. Отнеситесь к этому этапу со вниманием, действуйте в среднем темпе. Продолжительность: 10-15 мин. на всю книгу. Изучив общую информацию, далее будет значительно проще понять какие главы и разделы читать полностью, а какие быстро.

2 этап. Чтение самого важного. Всегда читайте заголовок и подзаголовок , если они зацепили, то и первый абзац. Часто именно в первом одном или первых двух абзацах описывается краткая суть содержания последующего текста главы. Поэтому стоит читать первый абзац почти всегда и иногда еще и второй. Если текст в первом и втором абзацах и в заголовках не зацепил нисколько, переходите к следующему заголовку.

Также всегда читайте выделенное жирным, курсивом, подписи картинок . Если в конце глав есть краткие выводы, то читайте их тоже. Дополнительно можно читать по одному случайному абзацу на каждой странице. В момент чтения перемещайте палец под читаемое предложение, это простое действие поможет лучше сосредоточиться на тексте.

3 этап. Не читайте все . Если вы чувствуете, что текст полезный - читайте все подряд в обычном темпе. Некоторые книги могут быть очень полезными и их можно прочитывать внимательно от корки до корки, но не пренебрегайте правилом быстрого чтения в остальных случаях. Если первые один или 2 абзаца вас не зацепили, смело перелистывайте страницы до следующего заголовка, в крайнем случае читайте дополнительно по одному случайному абзацу. Ни к чему тратить время на второстепенное, лучше прочитать самое важное из 2 или 3 книги, чем все подряд из одной.

4 Этап. Чтение по вертикали . Если вы читаете и понимаете, что это не текст, а сплошная вода, но все же боитесь упустить важное, то читайте по вертикали. Мысленно проведите линию по тексту сверху вниз и читайте по одному слову из каждой строки, которое пересекает мысленную вертикальную линию. Правило следующее: «1 слово - 1 строка» . Это правило увеличит скорость вашего чтения в разы и вы не упустите важного.

Когда вы встречаете очень полезную мысль, которая может сильно изменить вашу жизнь. Прочитайте ее 5-10 раз и столько же проговорите по памяти, чтобы не забыть. Затем обведите ее и на полях заметок в конце книги укажите номер страницы, где вы обвели важный текст, также можно загибать уголки страниц. И спустя несколько лет вы сможете очень быстро восстановить в памяти все важные мысли книги быстро пролистав ее и прочитав, ранее выделенные фрагменты. Если книга электронная, то сделайте текстовый файл с самыми важными заметками и храните его в той же папке, что и книгу.

Обведите главы, которые вы прочитали полностью и подпишите. Также подпишите, главы, которые вы просмотрели мельком, т. е. по технологии быстрого чтения. Подписывать прочитанные главы важно для того, чтобы спустя несколько лет, не читать снова, то что уже было прочитано, если вам потребуется дополнительная информация. Также если вам понадобится информация из прочитанной книги, вы знали где ее искать.

Не используйте быстрое чтение в художественной литературе, т. к. классику читают для удовольствия. Художественную литературу следует читать в том темпе, который соответствует вашему расслабленному состоянию, чтобы отдохнуть и отключиться. Не портите себе удовольствие от художественной литературы быстрым чтением.

6. Правило 50/50

Мы живем в эпоху потребления, в нашу жизнь вкоренились такие слова, как: шопинг, шопоголик. Я очень часто вижу среди знакомых и близких как многие покупают совсем ненужные вещи и только потому, что они дешево стоят. А потом эти вещи перемещаются на чердак или в кладовку и лежат там пока их не выкинут. Как это можно назвать: Покупка ненужного хлама.

Задумайтесь, сколько мы тратим деньги на ненужные вещи? А теперь задумайтесь, сколько денег вы вкладываете в себя, чтобы стать лучше, в свое саморазвитие? Покупка хлама и ненужных вещей плохая инвестиция и она уменьшает как ваше финансовое состояние, так и свободное время. А вкладывание в саморазвитие - это хорошая инвестиция в свое будущее, которая окупается и помогает достичь успеха быстрее.

Когда вы развиваетесь и получаете новые знания вы понимаете, как быстрее достичь успеха в выбранном направлении. Чувствуете разницу? Чрезмерное потребление приводит к деградации и застою. А вложение в свое обучение к развитию и успеху. Вот в чем разница.

Я задам очень простой вопрос: Оцените, сколько денег каждый месяц вы тратите на обслуживание автомобиля, на ненужный шопинг, рестораны, развлечения, клубы, алкоголь и т. п.? Не читайте далее пока не оцените стоимость ваших развлечений в течение месяца.

Оценили? А теперь оцените сколько денег вы вкладываете в свое саморазвитие, чтобы достичь поставленных целей и добиться успеха? Сколько книжек купили и прочитали? Как часто вы ходите на тренинги, семинары, обращаетесь за консультацией к профессионалам своего дела?

Чтобы в жизни, помимо удовольствий, было движение к успеху с помощью саморазвития необходим баланс. Как же сбалансировать развлечения и саморазвитие? Применяйте простое и эффективное правило 50/50 . Правило 50/50 означает, что когда у вас появляются деньги на развлечения: Рестораны, новые покупки, улучшение качества жизни, тратьте на свое обучение столько же, сколько на развлечения, т. е. 50% отдых и 50% на развитие . Это правило может значительно ускорить ваш карьерный и личностный рост.

Собрались на шопинг? Посетите и тренинг. Все расходы пополам - 50/50 . Сходили в ресторан? Посетите семинар. Все расходы пополам - 50/50.

7. Аудиокниги

Знаете ли, вы преимущества аудиокниги перед электронной или текстовой? Достаточно зайти в интернет-магазин ozon.ru , чтобы понять, что аудиокниги не пользуются спросом. Многие даже не догадываются о преимуществах аудиокниг и поэтому их не покупают. Сейчас я расскажу подробнее, когда слушать аудиокниги и их преимущества перед текстовыми.

Преимущества аудиокниг

Существует 2 самых информативных канала получения информации: зрительно или с помощью речи. Визуальная информация требует сильной концентрации взгляда, т. е. читать, смотреть и параллельно совершать какие-то физические действия сложно. Ведь большинство действий в жизни требует взгляда, чтобы сделать их правильными, точными и быстрыми. А аудиоинформация не требует никакой концентрации взгляда, вы можете совершать привычные физические действия и параллельно получать информацию через слух . Поэтому в автомобиле слушают радио, а не телевизор, т. к. для того, чтобы действия водителя были правильными нужна концентрация взгляда на дороге.

Вот в чем отличие аудиокниг от текстовых: Когда вы читаете - очень мало дел, которые можно сделать параллельно, т. к. большинство физических действий требуют взгляда. А когда вы слушаете аудиокнигу вы можете делать параллельно большое количество физических действий . Таким образом, вы можете совместить сразу 2 дела: физические действия и прослушивание аудиокниги.

Например, вы можете готовить еду и слушать аудиокнигу. Можно разбирать стол и слушать аудиокнигу. Любые физические действия: уборка, ремонт, готовка, занятия спортом и т. п. можно делать параллельно, слушая аудиокнигу.

Как слушать аудиокниги

Вопрос может показаться очень простым, но все же я его вам задам. Вопрос звучит так: «Как слушать музыку, когда вы идете по улице?» Ответ: «вы одеваете наушники и идете, параллельно слушая музыку». С аудиокнигами поступайте так же как и с музыкой, - если вы идете пешком, то вы тоже можете слушать аудиокниги через наушники, скачав их на плеер или телефон. Вопрос второй: «Как слушать музыку в обществе, чтобы не мешать другим?» Ответ: «Через наушники». С аудиокнигами поступайте так же. Когда рядом с вами люди, то чтобы их не беспокоить вы можете слушать аудиокниги в наушниках.

Текст в звук

А теперь я с вами поделюсь уникальной идеей о которой мало кто знает. Как вы думаете можно ли электронную текстовую книгу сделать аудиокнигой, т. е. перевести текст в звук? Вы, наверное, знаете, что музыкальные произведения играют по нотам. Также и аудиокнигу можно сделать из текста. У вас возникнет вопрос: «Получается нужно, чтобы кто-то прочитал книгу вслух?» Я отвечу: «Нет. Читать книгу будет компьютер, со скоростью, в сотни раз превышающей человеческую скорость чтения.

А теперь, как сделать аудиокнигу из текстовой. Нужно установить 2 программки: «Балаболка» и «Говорилка». В программу вы копируете текст и она создаёт музыкальные файлы, которые можно прослушать. Таким образом, появляется возможность слушать все записи в электронном виде. Лично я создаю аудиокниги из текстовых с помощью программы «Говорилка», но сначала устанавливаю программу «Балаболка», т. к. в ней есть движок, необходимый для работы программы «Говорилка».

8. Выбирайте лучшие книги

Чтобы получить максимальные результаты от чтения, - отдавайте предпочтение только лучшим книгам. Как же выбрать лучшую книгу? Загляните в крупный интернет-магазин, например, ozon.ru , там есть рейтинг книг у читателей, отсортируйте книги по популярности и приступайте к дальнейшему выбору:

- Прочтите оглавление (у большинства книг, на сайте размещены первые страницы для ознакомительных целей);

- Почитайте отзывы о книге ;

Постарайтесь узнать, сколько времени автор пишет , чем больше тем лучше

Убедитесь, что автор знаком не только с теорией, но и на практике сам хорошо изучил этот вопрос . Если у автора нет практического опыта, то задумайтесь: Сможет ли вас научить карате тренер, который прочитал 1000 книг по боевым искусствам, но не участвовавший в соревнованиях?

- Оцените есть ли практические советы в книге . Если нет практики, то такая книга может быть бесполезной. К примеру, представьте, вы хотите открыть свое дело и перед вами 2 книги: Одна профессора по экономике, который никода не был предпринимателем, а другая написана реальным предпринимателем и содержит практические рекомендации. Какую книгу вы купите? Существует очень много сфер деятельности, где не имея практического опыта, нельзя понять настоящий порядок дел. Теория без практики, все равно что изучение карате по книжке за диваном.

9. Курсы скорочтения

Навык скорочтения становится важнее с каждым днем, по мере того, как увеличивается количество информации в мире. Принцип скорочтения - выбрать важное и не читать остальное. Смысл состоит в том, что на прочтение всех интересующих книг времени не хватит, поэтому есть смысл узнать самое важное из нескольких книг, чем читать все подряд из единственной.

Конечно, можно освоить скорочтение без курсов, но по сравнению с курсами или тренингом, индивидуальное изучение может показаться скучным и трудным и вы прервете эту инициативу. На курсах будет интереснее, чем изучать самому. Применение скорочтения имеет смысл в нехудожественной литературе. Поэтому если вы читаете классические произведения для удовольствия не стоит нарушать гармонию скорочтением.

10. Выставки

Посещайте все тематические выставки, там можно встретить самые преуспевающие компании и перенять их опыт. Подходите и интересуйтесь применяемыми технологиями, можно даже не скрывать, что вы занимаетесь тем же, а рассматривать всех как партнера. т. к. если вы не сможете выполнить заказ, то сможете порекомендовать вашего партнера или сотрудничать, как с субподрядчиком на взаимовыгодных условиях.

Особенность выставок состоит в том, что в одном месте можно пообщаться с первыми лицами предприятий. Многие директора и руководители компаний лично присутствуют на выставках и общаются с посетителями. Помимо бесценного опыта в разговоре, можно найти делового партнера.

11. Коучинг или личные консультации

Это индивидуальное обучение у специалиста в определенной области. Если специалист действительно может чему-то научить, то это один их самых эффективных методов саморазвития, т. к. вы можете узнать детали, которые не описываются в книгах и журналах, т. е. раскрыть интересующую вас тему более глубоко.

И что очень важно, получить компетентный взгляд со стороны, ведь человек допускает много ошибок, по причине излишней самоуверенности в свою правоту, т. к. во многих ситуациях нам тяжелее признавать свои ошибки чем идти по неправильному пути. Со стороны ошибки всегда виднее.

12. Читайте наиболее актуальное на данный момент

Прошло то время, когда книги были дефицитом и информации было недостаточно. Сейчас, наоборот, переизбыток информации. У многих людей на книжных полках стоит огромное количество непрочитанных книг. Не стоит читать книги или журналы от начала и до конца. Выбирайте только интересующие вас главы и читайте только их. Наш мозг устроен так, что лучше запоминает информацию, которая нам нужна сейчас . И чем больше нам необходима информация в данный момент, тем лучше ее запомним.

Существует и обратная связь, многие читают в книгах и журналах все разделы, с надеждой, что возможно, это пригодится в будущем. Но вспомнив, принцип работы мозга можно с уверенностью сказать, что такое чтение не продуктивно, поскольку мы плохо запоминаем информацию, которая нам сейчас не требуется и к тому же не будем применять в ближайшее время, т. е. не закрепим на практике. Это похоже на емкость воды с отверстием, сколько воды ни заливай в емкость, она все равно вытечет и труд будет напрасным.

Особенно большой переизбыток, потенциально ненужной информации находится в глянцевых журналах. Следует помнить, что читая неполезную статью, мы упускаем время, которое можно было бы потратить на чтение более полезной другой.

13. Конференции, семинары, мастер-классы

Во многих сферах деятельности регулярно проводятся конференции, семинары, мастер-классы. Участие в таких мероприятиях может быть бесплатным. Информацию о предстоящих мероприятиях можно найти на сайтах samopoznanie.ru и vsetreningi.ru

Дополнительно можно набрать в поисковой системе словосочетания:

- «Конференции + кл. Фраза»

- «Семинары + кл. Фраза»

- «Мастер-классы + кл. Фраза»

Где «кл. Фраза» может быть следующая: «называние вашего города», «тематика вашей деятельности». Например «конференции по психологии» или «семинары в Самаре».

14. Отраслевые журналы

Это журналы, посвященные вашей деятельности. В них могут публиковаться новые идеи, успешные примеры реализации. Интервью с другими специалистами помогут получить бесценные знания очень быстро. Подпишитесь на отраслевые журналы, чтобы не упустить новых идей и возможностей в постоянно меняющемся мире.

Узнать, какие существуют отраслевые журналы можно, посетив отраслевую выставку, там обычно есть павильоны с тематической литературой. А также их можно найти в интернете набрав в поиске фразу «журнал» + ключевые запросы по вашей тематике, например: «журнал по строительству», «журнал по каминам» и т. п.

15. Обучающие видеокурсы

В интернете сейчас огромное количество обучающих курсов, которые представляют собой серию уроков в текстовом или видео форматах. Это так называемые самоучители. Преимущества обучающих видеокурсов состоит в том, что информация подготовлена специалистом своего дела и структурирована, поэтому не нужно тратить время на поиски из разных источников.

Самоучители бывают бесплатные, - как правило, это небольшая демоверсия, чтобы вы могли оценить уровень специалиста и платные, в них содержится наиболее полная информация. Распространяются курсы на dvd дисках или скачиваются с сайтов авторов.

Обучающие видеокурсы отличаются от книжек, тем что там сделан акцент на практику. Например, курс по photoshop содержит видеоуроки, в которых автор показывает на видео все свои действия за компьютером, что значительно легче для понимания, чем чтение подобной информации из книги.

Вот примеры сайтов, на которых вы можете найти огромное количество обучающих курсов, в том числе и бесплатных: info-hit.ru , video-kursov.net . Другие сайты вы сможете найти если наберете в поисковой системе: «Обучающие видеокурсы».

16. Блоги, сайты

Многие ведущие специалисты ведут свои блоги, в которых делятся своим мнением и заметками. Найдите и просматривайте блоги специалистов по вашей тематике, на многих есть возможность подписаться на обновления.

17. Форумы

Если у вас есть вопросы по вашей сфере деятельности, то многие из них, особенно технического характера можно решить, написав о них на форуме. Тематические форумы в интернете - отличная возможность быстро решить волнуемые вопросы во многих сферах.

18. Онлайн-консультации

Чтобы получить продвинутый ответ на ваш вопрос можно воспользоваться платной консультацией. Существуют специальные сервисы, в которых представлено огромное количество специалистов в различных сферах. Там можно получить как бесплатную, так и платную консультацию.

Чтобы найти такие сайты наберите в поисковой системе фразу «онлайн-консультация». Преимущества таких сервисов состоит в том, что можно быстро найти авторитетного специалиста, посмотреть отзывы, его прошлые ответы, стаж работы и многое другое, что согласитесь очень важно. Пример онлайн-консультаций: liveexpert.ru

19. Каталоги рассылок

У многих могут возникнут ассоциации, связанные со спамом. На самом деле каталоги рассылок не связаны со спамом. Чтобы приходили письма из каталога рассылок, необходимо подписаться. Без подписки писем не будет, а если потребуется отменить подписку, то это всегда можно сделать очень просто, - нажав на ссылку «отписаться», в письме или в личном кабинете каталога рассылок.

Очень многие авторитетные специалисты ведут свои email рассылки. Большое количество этих авторитетных специалистов ведут тематические рассылки на специальных сервисах. Именно, на этих сервисах вы можете всего за один вечер найти и подписаться на огромное количество отраслевых рассылкок. Есть 2 наиболее популярных сервиса email рассылок с огромным количеством авторитетных специалистов: smartresponder.ru и subscribe.ru . Просто зайдите на этих сервисах в раздел «рассылки», затем «каталог» и подпишитесь на самые интересные для вас.

Можете подписаться даже на все тематические рассылки. А когда буду приходить письма от авторов отказаться можно будет очень легко - нажав на ссылку «отписаться», в письме или в личном кабинете каталога рассылок. Получая тематические рассылки от специалистов, вы сможете быть в курсе новых трендов в вашей сфере деятельности, а также получите неоценимые знания от знатоков своего дела.

20. Социальные сети

Почти все блогеры и авторитетные специалисты имеют аккаунты в социальных сетях. Социальные сети позволят вам не только узнавать о последних публикациях автора, но и следить за его жизнью. Образ жизни успешных людей поможет любому человеку перенять этот опыт и быстрее улучшить собственную жизнь.

Чтобы у вас был ориентир, к которому нужно стремиться - подпишитесь на новости самых авторитетных специалистов в вашей области в социальных сетях, добавьте их в друзья. И теперь у вас будет возможность намного подробнее узнать из каких кирпичиков строиться успех в вашей деятельности.

Чтобы найти авторитетных специалистов в своей области, зайдите в книжный интернет-магазин, можно тот же ozon.ru и найдите книги по вашей отрасли, выпишите авторов этих книг. Теперь, набрав в поисковой системе, ФИО авторов вы сможете найти их аккаунты в соц. cетях. Подписывайтесь на всех авторитетных специалистов в соц. сетях.

Также в социальных сетях существуют тематические группы. Найти тематические группы можно с помощью поиска по группам, который есть почти во всех соц. cетях. Введите в поисковой строке социальной сети ключевые слова, относящиеся к вашей сфере деятельности и вступайте в наиболее интересные группы, чтобы быть в курсе интересных материалов и последних новостей.

21. Youtube

Огромное количество авторитетных специалистов создают видео. Видеоформат во многих сферах деятельности позволяет лучше передать суть дела. Есть авторы, которые делают отличные познавательные видео, но не пишут статьи, поэтому информация на видеохостинге может быть уникальной и нельзя ее пропускать, т. к. в другом месте ее может не быть.

Найти авторитетных специалистов можно так же как и в соц. сетях, набрав в поиске youtube ключевые слова, относящиеся к вашей отрасли. Видео позволит вам совместить сразу несколько дел, например, вы можете смотреть и заниматься другим делом одновременно. Например, смотреть тематическое видео и есть. Или заниматься спортом и смотреть видео. Найдите и подпишитесь на каналы авторитетных специалистов в youtube.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь

В этой публикации я бы хотел немного отклониться от привычной финансовой тематики, чтобы поговорить про саморазвитие и рассказать, какой может быть программа развития личности . Анализируя статистику сайта и общаясь с читателями, я заметил, что мотивирующие статьи о том, и т.п. пользуются большой популярностью, особенно среди постоянных читателей. Поэтому решил уделить большее внимание развитию этой темы и продолжить цикл статей про саморазвитие.

Итак, сегодня поговорим о том, что такое программа развития личности и для чего она нужна. Любой человек, любая личность в процессе своей жизни может меняться, причем, эти изменения могут происходить как в лучшую, так и в худшую сторону. Под лучшими изменениями я подразумеваю приобретение каких-то новых полезных знаний, умений, способностей, под худшими – соответственно, утрату имеющихся полезных знаний, умений, способностей. Но также, на мой взгляд, негативным фактором можно считать даже остановку в развитии личности.

Если человек останавливается в своем развитии – он неизбежно начнет что-то терять в каких-то сферах своей жизнедеятельности (работа, бизнес, отношения, хобби и т.д.). Сейчас ничего не стоит на месте, поэтому чтобы быть успешным, необходимо постоянное развитие. Отсутствие такого развития означает неизбежные потери, чем дольше оно будет отсутствовать – тем сильнее могут быть эти потери.

Есть люди, которые задумываются о своем развитии и стремятся к этому, есть такие, у которых оно происходит само по себе, например, ввиду профессиональной деятельности, занятия своим хобби и т.д. Кроме того, иногда развитие личности может происходить без каких-либо видимых для самого человека признаков: он не замечает за собой изменений, а узнает о них только от окружающих. Это зависит от степени самосознания человека: чем она выше, тем больше он способен объективно оценивать происходящие в его личности изменения.

У какого человека развитие личности будет происходить более эффективно: у того, который предпринимает для этого какие-то действия, ставит себе цели и задачи и добивается их, то есть, занимается саморазвитием, или у того, который даже не задумывается об этом? По-моему, ответ очевиден.

Развитие личности будет более эффективным у людей, занимающихся саморазвитием: они смогут достичь лучших результатов, чем те, кто пускает развитие своей личности на самотек.

Тогда возникает другой вопрос: что необходимо делать для развития личности? Для этого, как и в любом деле, лучше всего действовать по некоему намеченному плану, иметь определенную программу действий. В данном случае ее можно назвать “программа саморазвития” или “программа развития личности”. Рассмотрим, что она может собой представлять.

Итак, программа развития личности – это некий комплекс мер, предназначающийся для достижения определенных результатов в саморазвитии личности в целом и отдельных ее сферах в частности. Предлагаю вашему вниманию наиболее общую, упрощенную программу саморазвития личности, представленную в виде схемы:

Как вы видите, она состоит из 5 этапов:

1. Постановка целей;

2. Самоанализ;

3. План развития личности;

4. Практическая реализация;

5. Анализ результатов.

Рассмотрим подробнее, что включают в себя эти этапы программы развития личности.

1. Постановка целей. Прежде всего, необходимо определить, для чего конкретно вам нужна программа развития личности, то есть, каких целей в итоге вы хотите достичь. На этом этапе необходимо “нарисовать” себе некий идеальный образ человека, которым вы хотели бы стать. Целесообразно поставить себе цели сразу во всех основных направлениях развития личности:

– Личная жизнь;

– Работа, карьера, заработок;

Интеллектуальное развитие;

– Здоровье, физическое развитие;

– Хобби и увлечения;

– Избавление от вредных привычек и т.д.

Цели необходимо формулировать как можно более четко, чтобы конкретно было видно, к чему вы стремитесь. Кроме того, эти цели важны еще и как мотив, стимул для их достижения. Хорошо продумав и “нарисовав” себе этот образ, вы будете психологически хотеть им стать, у вас будет больше желаний и положительной энергии, которая станет вашим помощником в саморазвитии.

Цели могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Причем, наличие целей одного срока никак не избавляет вас от необходимости ставить цели и другого, большего или меньшего срока достижения.

Настоятельно рекомендую при постановке целей в своей программе развития личности не брать во внимание стереотипы, навязанные кем-либо (родителями, учителями, знакомыми, окружающими людьми и т.д.). Вы должны стремиться стать именно таким человеком, которого хотите видеть в себе вы сами, а не кто-то еще. В противном случае вас может постигнуть глубокое разочарование, и придется начинать все сначала, но невосполнимый человеческий ресурс – время – уже будет упущено.

2. Самоанализ. После того, как цели поставлены – переходим ко второму этапу программы развития личности – самоанализу. Если на предыдущем этапе вы “рисовали” себе образ идеального “Я”, то теперь нужно “нарисовать”, наоборот, реального “Я” – такого, каким вы являетесь на текущий момент. Необходимо увидеть и выделить все свои положительные качества, которые помогут вам двигаться к достижению намеченных целей, и отрицательные, которые, наоборот, будут вас тормозить, и с которыми вам придется бороться.

Здесь, наоборот, чтобы самоанализ получился максимально объективным, необходимо сравнить, как себя видите вы, и как вас видят окружающие. Кстати, сделать это не всегда просто. Дело в том, что ваши друзья или знакомые могут из соображения этики “не замечать” ваших отрицательных качеств и недостатков, тогда вы сами их тем более не заметите. Но здесь можно воспользоваться одной хитростью: подумайте, какими вам видятся ваши друзья, ваш круг общения. Человек всегда тянется к себе подобным, поэтому очень вероятно, что недостатки, которые вы видите в окружающих вас людях – это зеркальное отражение ваших собственных недостатков.

На этапе самоанализа программы развития личности вам необходимо определить и зафиксировать отправную точку, исходные данные, с которыми вы будете сравнивать достигнутый в будущем результат.

3. План развития личности. Третьим этапом составляем конкретный план действий, при помощи которого вы будете достигать поставленные цели. Назовем его “план развития личности”. Опираясь на свои выявленные сильные стороны, продумайте, как с их помощью вы сможете избавиться от слабых, исключить негативные качества, а позитивные усилить и укрепить еще сильнее.

К примеру, если речь идет о достижении каких-то финансовых целей, необходимо составить , об укреплении здоровья – план занятий, тренировок, перехода на правильное питание, и т.д.

План развития личности должен содержать не только перечень конкретных мероприятий, но и конкретные сроки выполнения каждого из них и определение факторов, по которым можно будет полагать, что цель достигнута.

4. Практическая реализация плана. Когда план будет готов, можно считать, что ваша программа саморазвития, программа развития личности составлена, и приступать к ее практической реализации. То есть, выполнять все пункты намеченного плана в той последовательности, в которой это предусмотрено.

Любые перемены всегда проходят сложно на первом этапе. Однако со временем эти сложности уходят. Существует так называемое “Правило 21 дня”, которое говорит о том, что любое новое, неудобное и нежелаемое для вас действие уже через 21 день превратится в привычку. Поэтому старайтесь стойко перенести начальные трудности и выработать у себя как можно больше полезных привычек, которые начнут проявляться уже всего через 3 недели. А когда вы увидите какие-то первые, пусть даже незначительные успехи, это наверняка начнет вдохновлять вас и еще сильнее мотивировать ваше саморазвитие.

Также необходимо понимать, что не обязательно все действия будут давать какой-то результат, и это вполне нормально. гласит, что 20% действий обеспечивают 80% результата и наоборот.

Чтобы эффективнее выполнять свою программу развития личности, вам придется избавиться от т.н. “пожирателей времени” – занятий, которые не приносят никакой пользы, но отнимают время. Ну, к примеру, “зависание” в соцсетях или пустая болтовня по телефону (у каждого человека наверняка найдутся свои “пожиратели времени”). Высвобожденное таким образом время вы сможете направить на более полезные занятия, которые предусматривает ваша программа развития личности.

Также хорошим подспорьем в реализации намеченного плана будет заведение новых знакомств и связей с людьми, которые лучше вас в том, к чему вы стремитесь, или которые стремятся к тому же, к чему и вы. Во-первых, они смогут стать для вас положительными примерами, усилив вашу мотивацию. Во-вторых, сообща проще двигаться к поставленной цели, чем в одиночку. В-третьих, чем больше других людей будут вовлечены в процесс вашего саморазвития, тем уже сложнее вам будет от него отказаться, ведь тогда вы упадете в их глазах. Таким образом, ищите новые полезные знакомства среди людей, у которых есть, чему поучиться, на которых вы хотели бы быть похожими.

Практическая реализация программы развития личности – самый сложный этап, но только он сможет привести вас к желаемым результатам. Как бы хорошо и грамотно вы не спланировали свое саморазвитие, теория без практики, как известно, слепа.

5. Анализ результатов. И, наконец, как и любой процесс, программа развития личности требует подведения итогов, анализа полученных результатов. Далеко не факт, что вы с первой попытки достигнете всего, что запланировали. Но все равно вам необходимо проанализировать все ваши действия, найти в них то, что помогло или, наоборот, помешало вам достичь поставленных целей.

Если цель достигнута – замечательно, значит, можно ставить новую, более амбициозную цель, и строить план уже по ее достижению, ведь, как вы помните, саморазвитие, развитие личности никогда не должно останавливаться.

Если цель не достигнута – у вас всегда есть еще попытки, которые вы можете совершить с учетом анализа и исправления своих ошибок.

Саморазвитие вряд ли можно назвать простым процессом, но наверняка можно назвать интересным и увлекательным. Развивая свою личность, человек постоянно узнает что-то новое, приобретает новые навыки и умения, опыт, и все это рано или поздно обязательно поможет ему в жизни, сделает жизнь ярче и интереснее.

Оставайтесь на : материалы этого сайта непременно помогут вам в саморазвитии, повысят вашу финансовую грамотность и научат максимально эффективно использовать личные финансы. До новых встреч!

В работе на любой должности неизбежно наступает момент, когда привычные обязанности выполняются с закрытыми глазами или, наоборот, появляются функции, требующие получения новых знаний. Это значительно снижает мотивацию работников и отрицательно сказывается на эффективности их труда. Для того чтобы этого избежать, предусмотрительные руководители составляют для каждого сотрудника план профессионального развития. Для обеих сторон это удобный инструмент развития профессиональных качеств и, как следствие, бизнеса.

Проблема развития персонала во многих компаниях сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью финансовых сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал, работодатели пытаются решить этот вопрос путем профессионального развития работников, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв.

План профессионального развития сотрудников

План индивидуального профессионального развития представляет собой документ , в котором фиксируется планируемое продвижение сотрудника по служебной лестнице на период один - три года (возможно, пять) и квалификационные требования, удовлетворяющие каждой позиции. План профессионального развития, как правило, включает:

Компетенции, которыми сотрудник обладает сейчас;
компетенции, требующие дополнительного развития;
перечень мероприятий, позволяющих развивать необходимые компетенции;
стажировки, которые позволят ознакомиться с функциями должности, в резерв которой включен данный сотрудник;
результат, который должен быть достигнут в процессе стажировки;
план делегирования обязанностей, предусмотренных должностью, на которую резервируется данный сотрудник;
сроки развития компетенции;
факт исполнения индивидуального плана развития и комментарии.

В индивидуальном плане развития устанавливаются конкретные реальные сроки для развития навыка до требуемого уровня.

Процедура работы с таким видом документа в организации может быть централизованной, строго регламентированной и распределенной по ответственным исполнителям: служба управления персоналом, руководители организации, руководители структурных подразделений, сотрудники. А может быть неформальной, вынесенной только на уровень, например, руководителя финансово-экономической службы.

Организатором централизованного процесса составления планов профессионального развития, как правило, является служба по управлению персоналом. В этом процессе должны принимать участие как минимум руководитель и его подчиненный. Самое сложное при формировании такого плана заключается в идентификации проблемных зон сотрудника, то есть оценки его сильных и слабых сторон в профессиональных знаниях, опыте и поведении. Эти зоны правильнее называть зонами развития, поскольку они могут лечь в основу достижения еще большей эффективности и результативности деятельности сотрудника. Поэтому план профессионального развития сотрудника составляется, как правило, по результатам оценки или аттестации по компетенциям.

План индивидуального развития является довольно гибким инструментом удержания ключевого персонала, он может ежегодно уточняться и корректироваться по желанию обеих сторон. Планирование карьеры сотрудников, как правило, происходит в определенном направлении, удовлетворяющем также обе стороны, в зависимости от того, какие задачи предстоит решать сотруднику в будущем и в каких проектах он будет участвовать. Обе стороны должны найти компромисс, чтобы развитие сотрудника планировалось в соответствии с целями компании для обеспечения решения стоящих перед ней стратегических задач и одновременно удовлетворялись его личные потребности.

Порядок составления плана профессионального развития

Работа по развитию компетенций сотрудников включает несколько этапов, основные из которых: собственно составление плана профразвития на основании имеющегося бюджета и задач, решаемых конкретным подразделением, проведение оценки знаний персонала и корректировка плана с учетом полученных результатов.

Наиболее трудоемким и важным является второй этап, а именно - оценка знаний работников. Это основа всей системы управления персоналом, поскольку без нее практически невозможно получить объективную информацию о сотрудниках, а следовательно, сложно принимать обоснованные управленческие решения. Наличие объективной системы оценки в компании является также сильным мотивирующим фактором для сотрудников, поскольку, если оценка регулярна и неизбежна, а ее критерии известны сотрудникам, то есть им понятно, как результаты оценки повлияют на уровень дохода, каковы карьерные перспективы и возможности развития, это является стимулом для сотрудника повысить свою результативность.

Виды развивающих мероприятий могут быть следующими:

1. Развитие на рабочем месте.
2. Специальные проекты/задания/ временные назначения.
3. Обучение на опыте других.
4. Поиск обратной связи.
5. Самообучение.
6. Тренинги и семинары.

Для оценки выполнения плана профессионального развития разрабатывается форма специального отчета. Но в некоторых случаях допустимо, чтобы в структуру плана профессионального развития включался пункт "Статус исполнения целей", где по окончании запланированного срока вносятся самооценка сотрудника и оценка руководителем достигнутых результатов.

Преимущества работы по плану профессионального развития очевидны:

Профессиональное развитие сотрудника становится организованным и целенаправленным, а не стихийным;
план позволяет соотнести направления профессионального развития сотрудника с актуальными и перспективными потребностями подразделения;
он позволяет учесть интересы сотрудника в его профессиональном развитии;
по результатам оценки выполнения такого плана сотрудник регулярно получает обратную связь по развитию своих профессиональных компетенций и лучше понимает требования организации к занимаемой или перспективной должности;
грамотно выстроенная работа по планам профессионального развития мотивирует сотрудника на дальнейшую работу в организации. Но имеются и недостатки работы с такими документами:
планировать в ситуации нестабильности и зависимости от большого количества внешних факторов нелегко, тем более профессиональное развитие сотрудников;
план профессионального развития - достаточно сложный в работе инструмент: на его составление, контроль и оценку выполнения надо выделять достаточно много временного и личностного ресурса руководителя, поскольку все процедуры проводятся в форме личной беседы;
план профразвития может легко превратиться в формальный документ, которому в организации или подразделении не придают большого значения - в этом случае организация получает инструмент демотивации сотрудников.

Методы оценки персонала

Существует несколько видов оценки, которые зависят от цели ее проведения. Имеются в виду количественная или качественная оценка сотрудника либо комплексная оценка его как члена организации.

Количественная оценка применяется для определения результативности труда сотрудника. К ее методам относят использование заданной балльной оценки достижений и ошибок сотрудника, экспертную и коэффициентную оценку его деятельности, всевозможные профессиональные и психологические тесты. Этот вид оценки больше подходит для сотрудников сферы материального производства. Если говорить о людях, которые заняты в основном интеллектуальным трудом, то одной только количественной оценки будет недостаточно. Впрочем, как и качественной, поскольку они дают весьма условное представление о том, насколько сотрудник эффективен. Качественная оценка позволяет оценить личностные качества работника, например его кругозор, навыки ведения деловых переговоров и коммуникаций. Для этого используют оценочные интервью, дискуссии группы экспертов с оцениваемым сотрудником, произвольное (письменное или устное) изложение сотрудником видения его работы и функций, систематическое наблюдение и оценка.

Поскольку упомянутые выше цели оценки персонала весьма разнообразны, то использование только одной группы методов оценки может привести к нежелательным и заведомо неверным результатам. Следовательно, комплексная оценка помогает снизить риск получения случайного результата.

Существует также несколько видов комплексной оценки:

Оценка по принципу 360 градусов, то есть оценка непосредственным руководителем, подчиненными, а также коллегами, стоящими на одном иерархическом уровне с оцениваемым сотрудником и тесно с ним взаимодействующими. Этот метод включает также самооценку сотрудника. В ходе оценки аттестуемые получают обратную связь, позволяющую понять, насколько оценка окружающих соответствует самооценке работника;
метод МВО (Management by Objectives), то есть управление посредством постановки целей. Сотрудник вместе с непосредственным руководителем формулирует свои основные цели на предстоящий период (как правило, календарный год);
система грейдирования (уровней). Это система позиционирования должностей в соответствии с политикой компании. Грейд должности определяется исходя из анализа и оценки ключевых факторов (критериев). Оценка персонала по системе грейдов - оценка способностей и качеств сотрудников по ключевым факторам на предмет соответствия должности.

Наиболее полной формой оценки является оценка, проводимая ассесмент-центром (assessment-center), то есть центром оценки персонала. Однако самым распространенным и удобным способом оценки является аттестация.

Аттестация персонала.

Аттестация отвечает на вопросы о том, насколько полно тот или иной человек соответствует занимаемой должности, насколько эффективно применяет на практике свои знания и навыки. Регулярное проведение аттестации сотрудников позволяет решить следующие цели: информирование сотрудников о требованиях, предъявляемых компанией к занимаемым ими должностям; определение потребности в обучении и развитии персонала; обеспечение соответствия квалификации сотрудников занимаемым ими должностям; приведения в соответствие уровня оплаты сотрудников уровню их квалификации. Аттестация дает возможность ответить на вопросы: "чему учить?", "как учить?", "кого учить?", спланировать обучение для определенных категорий сотрудников, выявить наиболее перспективных работников, в развитие которых будет рентабельно вкладывать средства компании.

Следует понимать, что аттестация всегда проводится в соответствии с заранее заданными критериями и охватывает определенный период. Поэтому необходимо выявить эти критерии и установить периодичность проведения аттестации, например ежегодно или два раза в год.

Затем нужно создать аттестационный комитет в составе трех - пяти человек, которым доверить разработку и утверждение процедуры аттестации. Комитет определяет ключевые принципы проведения аттестации в компании, перечень компетенций для сотрудников и руководителей. Все ключевые принципы проведения аттестации сотрудников компании находят отражение в положении об аттестации, которое и является результатом работы комитета. После утверждения положения об аттестации проводится информирование и обучение менеджеров и сотрудников компании. Аттестация должна проводиться во всей компании, начиная с топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками.

При определении экспертов для проведения оценки сотрудника нужно исходить из следующего: во-первых, оценка непосредственного руководителя сотрудника - самый важный момент аттестации. В качестве других экспертов могут выступать сотрудники как того же подразделения, в котором работает оцениваемый, так и других подразделений, взаимодействующих с сотрудником. Это необходимо для того, чтобы некоторая важная часть производственного поведения была оценена "со стороны". Как правило, речь идет о функциональных руководителях или о руководителях проектов. Например, бухгалтер филиала будет оцениваться не только директором филиала, но и главным бухгалтером из штаб-квартиры. Однако экспертом может выступать лишь тот, кто являлся внутренним клиентом сотрудника и мог непосредственно наблюдать его производственное поведение. Важный момент при использовании нескольких экспертов - это согласование оценки.
Руководитель выступает перед сотрудником с единой оценкой и рекомендациями по развитию. В идеале согласование оценок должно происходить следующим образом. Руководитель сотрудника и каждый из экспертов выставляет свою оценку. Затем они собираются и обсуждают каждую компетенцию, по которой оценки экспертов отличаются от оценки руководителя сотрудника. Результатом данного обсуждения является итоговая оценка по данной компетенции, принятая всеми экспертами.

Еще один важный момент - это обязательная самооценка сотрудника, которая позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения.

Аттестация работников бухгалтерских служб может осуществляться в порядке, установленном для всей компании. По мнению автора, не имеет смысла оценивать профессионализм сотрудников бухгалтерии и финансовой службы по каким-либо количественным показателям. Их достаточно сложно определить для данного вида работы и вряд ли они дадут реальную оценку профессионализму сотрудника.

Для работников финансовой службы могут оцениваться следующие компетенции:

1. Профессиональные знания и степень их применения при выполнении порученных заданий. Здесь должна оцениваться и профессиональная квалификация, и качество выполняемых работ: существует ли необходимость в доработке заданий, наличие ошибок, самостоятельность выполняемых заданий и их своевременность, возможность использования сотрудника по усмотрению компании, то есть его мобильность.
2. Деловые и личностные качества. Здесь оценивается работоспособность сотрудника, его ответственность, внимательность, умение расставлять приоритеты и принимать в необходимых ситуациях самостоятельные решения, аналитические способности, инициативность, способность и желание обучаться, а также умение устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с коллегами, понимание и соблюдение интересов "внутренних и внешних" клиентов.
3. Социальные характеристики . Оценивается соблюдение сотрудником установленных в компании правил, лояльность к компании.
4. Для руководителей служб важны управленческие навыки. Здесь могут оцениваться административные способности, умение планировать, распределять и организовывать работу подчиненных. Умение обеспечивать контроль качества работы на всех этапах, выслушивать и общаться с подчиненными.

Корректировка плана по результатам аттестации

Последний этап составления плана профессионального развития - его корректировка. Обычно на этой стадии проводится постаттестационное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и оценка экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.

Рекомендации

Многие руководители опасаются, что, после того как сотрудники пройдут необходимое обучение, в ряде случаев подтвердят свою квалификацию соответствующими сертификатами, они непременно покинут компанию. Безусловно, такой риск существует всегда, поскольку, повышая квалификацию, сотрудник увеличивает свою рыночную стоимость. Но следует учитывать, что сотрудник также понимает, что компания, которая вкладывает ресурсы в его развитие, - это очень привлекательная компания. Если ему прозрачны его перспективы в финансовом и карьерном плане в компании, которая предоставляет ему возможность развития, он понимает, что ценен для компании, и также будет прилагать усилия для того, чтобы вернуть вложенные в него ресурсы за счет качественной работы и лояльности к компании.

Чтобы минимизировать возможную негативную реакцию сотрудников на аттестацию, необходимо уделить достаточно времени на подготовку аттестационных мероприятий. Как правило, волнение у сотрудников возникает в связи с недостатком информации и непониманием целей данных мероприятий. Поэтому перед началом аттестации необходимо проинформировать персонал о предстоящем мероприятии, его целях, порядке проведения и ожидаемых результатах.

При грамотной подготовке персонала к аттестации сотрудники поймут, что им не следует опасаться увольнений или каких-либо других негативных последствий аттестации. Наоборот, они могут увидеть хорошие перспективы и возможности. Сотрудники смогут заранее подготовиться к аттестации, если заблаговременно задумаются о том, чего они хотят достичь в компании, и, соответственно, чему им необходимо учиться и какие навыки и компетенции развивать.