04.03.2020

Культура поведения и профессиональная этика. Зарождение профессиональной морали


Помимо участия в бесплатных профессионально-ориентированных конкурсах, пользователи нашего портала постоянно развиваются в разных направлениях, общаясь с единомышленниками на интеллектуальные и профессиональные темы в разделе «Блоги». Однако на этой площадке ребята не только контактируют друг с другом – они размещают свои работы, учатся вести дискуссии и аргументировать свое мнение.

С момента создания портала контент в разделе «Блоги» с каждым месяцем становился только качественнее. Изначально модераторы сайта удаляли многие записи, противоречащие правилам сайта, но через некоторое время участники поняли специфику портала: большинство пользователей перестали копировать материалы с других интернет-ресурсов и начали создавать уникальный авторский контент. Вместе с интересными, эмоциональными, познавательными блогами появились бурные обсуждения и даже интеллектуальные дебаты.

Анализируя контент каждый месяц, модераторы пришли к выводу, что регулярная практика в написании текстов и создании оригинальных мультимедийных материалов влияет на развитие способностей школьников: повышается профессиональный и интеллектуальный уровень участников, растет мастерство юных поэтов, художников и музыкантов. Теперь на сайте ежедневно появляется огромное количество самой разнообразной информации: от обсуждений книг, фильмов и произведений искусства до дискуссий на сложные философские темы. Именно на такие публикации ориентируются новые пользователи, стараясь размещать интересные и оригинальные материалы в своем профиле.

И это одно из главных достижений нашей дружной команды – организаторов и участников портала! Особенно важно, что подростки реагируют и на сложные «горячие» темы, которые вызвали широкий общественный резонанс. Дискутируя друг с другом, ребята учатся правильно воспринимать те или иные ситуации и поступки людей, извлекать из них уроки, делать выводы. Так, школьники развивают не только интеллектуальные способности, но и духовно-нравственные качества; воспитывают в себе достойных личностей и определяют жизненные ориентиры.

Однако блоги на нашем портале – это не просто онлайн-дневники, а модель настоящих СМИ. Поэтому мы хотим обратить внимание пользователей на то, что они несут большую ответственность за свои публикации. А если участники поднимают сложные неоднозначные темы, эта ответственность возрастает в несколько раз. Ведь в «интернет-изданиях» школьников нет редакторов и корректоров, которые смогут исправить допущенные ошибки и внести необходимые правки, повысив качество текста – ребята сами выполняют функции сотрудников редакции. И хотя начинающие блогеры пока не являются профессионалами, они должны с самого юного возраста соблюдать этические принципы в любой работе и следовать правилам определенного морального кодекса.

Почему это важно? Во многих сферах деятельности нравственность сотрудника и его личностные качества играют большую роль в решении профессиональных задач. Так, к представителям медицинской, юридической, журналистской и других профессий предъявляются повышенные моральные требования, поскольку они ответственны за жизнь, здоровье, свободу, честь людей и зачастую решают их судьбу.

В основном специалисты следуют общим стандартам профессионального поведения, но каждая профессия имеет свою специфику, поэтому во многих сферах деятельности существуют и свои особенные моральные требования. Например, журналистам, писателям, блогерам, ораторам нужно помнить, что слово – это очень сильный инструмент. «Всегда думайте о том, “как ваше слово отзовется”. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда непродуманные действия приводили к печальным последствиям и даже гибели людей. Слово – оно как атом, может быть разрушающим, а может – созидающим», – советует декан факультета журналистики ИГУМО, заместитель руководителя портала «Одаренные дети» Татьяна Викторовна Ворожцова.

Стоит отметить, что мы редко сталкиваемся с серьезными нарушениями пользователей интернет-площадки, поскольку все наши участники – высоконравственные, воспитанные и культурные личности, которые ведут себя в соответствии с нормами этикета не только в образовательных учреждениях, находясь под контролем взрослых, но и в общественных местах, интернет-пространстве. Однако в выборе тем для публичного обсуждения у ребят иногда возникают трудности. В силу возраста и отсутствия опыта участники поднимают в блогах острые злободневные проблемы, но не совсем корректно излагают свои мысли и ведут дискуссию в комментариях.

Именно поэтому мы хотим напомнить начинающим блогерам о некоторых факторах, которые необходимо учитывать при публикации материалов:

    Авторские права. Помните, что все результаты творчества (сочинения, рисунки и т.д.) являются объектами интеллектуальной собственности и подлежат защите со стороны государства. Публикуя чужие материалы, вы нарушаете не только закон, но также этические нормы и моральные принципы, так как проявляете неуважение к труду автора ().

    Темы для обсуждения. Помните, что на нашем портале зарегистрированы ребята разного возраста – среди них и совсем юные пользователи. Уделяйте большое внимание содержанию материалов: выбирайте темы для обсуждения, учитывая специфику портала и его целевую аудиторию. Регулируйте ход дискуссии, которая разворачивается в комментариях под вашими публикациями, чтобы обсуждение не зашло в тупик или не превратилось в обмен колкостями между участниками.

    Достоверность публикуемой информации. Помните, что размещение ложной информации и искажение фактов – это непрофессионализм, нарушение морального кодекса, проявление неуважения к своим читателям. Подходите серьёзно и ответственно к сбору, обработке и распространению любой информации. Проверяйте все факты и используйте материалы, полученные только из надёжных источников.

    Культура речи. Помните, что важнейшим элементом культуры поведения и делового этикета является умение грамотно выражать свои мысли. Старайтесь не искажать русский язык, прибегая к сленговым выражениям, сетевым жаргонизмам, сокращениям и т.д. На интернет-портале «Одарённые дети» раздел «Блоги» создан для того, чтобы ребята не просто общались на профессиональные темы, а формировали свой авторский стиль и стройный слог.

Если же у вас возникают сомнения относительно проблемы/темы, которую вы бы хотели обсудить публично со своими сверстниками, вы можете всегда обратиться к модераторам интернет-портала. Молодые специалисты подскажут, как правильнее подать информацию и развить сложную тему.

Творите, мечтайте, общайтесь, создавайте авторский контент, но всегда помните о добросовестном отношении к своему делу, честности, порядочности. Ведь, как известно, успешным специалистом может стать только хороший человек, который никогда не нарушит моральные принципы, не оскорбит достоинства других людей.

Развить же духовно-нравственные качества и воспитать в себе культурную личность можно и с помощью наших конкурсов, которые проходят на портале в рамках проекта «ПатриУм» ().

Екатерина Кудрявцева, руководитель пресс-службы школы «ПатриУм»

6 Февраля 2018

Профессиональная культура - это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком - то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это - в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии - это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика - это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие - профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет - это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это - лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог - это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он - пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления - способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога - это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура - не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё - начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

СМИ

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ - тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав - за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего - психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план - формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура - это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.