12.10.2019

Кто изобрел печатный станок с металлическими литерами. Книгопечатание на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги


fartaВ Европе книгопечатание с наборных литер изобрёл Иоганн Гуттенберг. Это означало, что буквы, цифры и знаки препинания отливались из металла, их можно было неоднократно использовать. И хотя подобная система была известна китайцам ещё примерно в 1400 году до н.э., она не прижилась там из-за наличия нескольких сотен письменных знаков. И метод был забыт. Примерно в 1450 году Иоганн Гуттенберг стал печатать в Германии тексты новым способом. Сначала это были календари или словари, а в 1452 году он напечатал первую Библию. Позднее она стала известна во всём мире как Библия Гуттенберга.

Как работал первый печатный станок?

Отдельные печатные знаки, литеры, крепились в твёрдом металле в зеркальном отображении. Наборщик складывал их в слова и предложения до тех пор, пока не была готова страница. На эти символы наносили печатную краску. При помощи рычага страница сильно прижималась к подложенной под неё бумаге. На отпечатанной странице буквы оказывались в правильном порядке. После печати литеры в определенном порядке складывались и хранились в наборной кассе. Таким образом, наборщик мог быстро их снова отыскать. Сегодня книга обычно проектируется на компьютере: текст набирают и непосредственно с компьютера отправляют на печать.

Почему изобретение книгопечатания было очень важным?

Благодаря новым способом печати стало возможно за короткое время отпечатать много текстов, поэтому неожиданно у многих людей появился доступ к книгам. Они смогли учиться читать и духовно развиваться. Главы церкви больше не определяли, кто мог получить доступ к знаниям. Мнения распространялись при помощи книг, газет или листовок. И обсуждались. Эта свобода мысли была для тех времён совершенно новой. Многие правители боялись её и приказывали сжигать книги. Да и сегодня подобное происходит у некоторых диктаторов: они арестовывают писателей и журналистов и запрещают их книги.

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ. Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.На их примере видно, что книга – это произведение искусства.Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт – Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

Знаешь ли ты, что…

В древне Руси писали на бересте? Так называется наружная часть коры берёзы, состоящая из тонких полупрозрачных слоёв, легко отделяемых друг от друга.Первая пишущая машинка была сделана в США в 1867 году?Число книг, издаваемых во всём мире, год от года растёт? Правда, это касается только развитых стран.

Проверь себя.

1. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?2. Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами? 3. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?4. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание) литера наборная печать (набор) шрифт типография гравюра красная строка

Посмотреть мультфильм об Иоганне Гуттенберге:

Http://video.mail.ru/mail/glazunova-l/4260/4336.html

farta.livejournal.com

Кто придумал Книгопечатание - Когда Изобрели?

Согласно данным ЮНЕСКО, на сегодняшний день грамотными, т. е. умеющими читать и писать хотя бы на одном языке, являются около 4 млрд обитателей нашей планеты. В среднем один читатель за день «проглатывает» примерно 20 страниц печатного текста. Представить себе современное общество без книг невозможно, и все же на большем отрезке своей истории человечество обходилось без них.

Однако объем знаний, накопленных людьми, с каждым годом и десятилетием становился все больше и больше. Чтобы передавать информацию следующим поколениям, требовалась ее фиксация на надежном носителе. В качестве такого носителя в разное время использовались разные материалы. Наскальные надписи, обожженные глиняные таблички Вавилона, египетские папирусы, греческие восковые таблички, рукописные книги-кодексы на пергаменте и бумаге все они были предшественниками печатных книг.

Полиграфия (от греч. polys «много» и grapho «пишу») это размножение текста или рисунка путем многократного перенесения краски на бумагу с готовой печатной формы. Современное значение этого термина подразумевает промышленное размножение печатной продукции не только книжной, но и газетно-журнальной, деловой, упаковочной. Однако в Средние века людям нужны были именно книги. Труд переписчика занимал много времени (например, один экземпляр Евангелия на Руси переписывали примерно за полгода). По этой причине книги были очень дороги, приобретали их в основном богатые люди, монастыри и университеты. Поэтому, как и любой другой трудоемкий процесс, создание книг рано или поздно должно было быть механизировано.

Ксилографическая доска. Тибет. XVII-XVIII вв.

Ч. Миллз. Юный Бенджамин Франклин осваивает печатное дело. 1914 г.

Разумеется, книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения. Резные печатки-штампы, позволяющие оттискивать рельефные рисунки на мягком материале (глине, воске и т. п.), использовались людьми с глубокой древности. Например, печатки цивилизации Мохенджо-Даро относятся к III тысячелетию до н. э. В Вавилоне и Ассирии использовались печатки-цилиндры их прокатывали по поверхности.

Другая составляющая книгопечатания процесс переноса краски также издавна известна человечеству. Сначала возникла технология набивки узоров на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластине узор покрывали краской, а затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Эта технология применялась еще в Древнем Египте.

Традиционно родиной книгопечатания считается Китай, хотя древнейшие печатные тексты, обнаруженные в Китае, Японии и Корее, относятся примерно к одному времени середине VIII в. Технология их изготовления отличалась от современной и использовала принцип ксилографии (от греч. xylon «дерево»). Оригинал текста или рисунка, изготовленный тушью на бумаге, притирали к гладкой поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. Затем форму покрывали краской, которая попадала только на выступающие части, плотно прижимали к листу бумаги, и на нем оставалось прямое изображение. Впрочем, этим способом печатали в основном гравюры и небольшие тексты. Первым точно датированным крупным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской «Алмазной сутры», изданная в 868 г.

Настоящая печать книг началась в Китае лишь в середине XI в., когда кузнец Би Шэн изобрел и применил на практике наборный подвижный шрифт. Как писал в трактате «Записки о ручье снов» китайский государственный деятель Шэнь Ко, Би Шэн вырезал знаки на мягкой глине и обжигал их на огне, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Железную доску, покрытую смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла, с рамкой для разделения строк, заполняли поставленными в ряд печатями. После окончания процесса доску нагревали, и литеры сами выпадали из рамки, готовые к новому употреблению. Глиняный шрифт Би Шэна скоро сменили деревянные, а затем металлические литеры принцип печатания с наборной формы оказался весьма плодотворным.

«Алмазная сутра». 868 г.

В Европе метод ксилографической печати был освоен в XIII в. Как и в Китае, с его помощью сначала печатали в основном гравюры и небольшие тексты, затем освоили и книги, в которых рисунков, правда, было больше, чем текста. Ярким примером такого издания являлись так называемые Biblia pauperum («Библии бедняков») иллюстрированные на манер современных комиксов антологии библейских текстов. Таким образом, в Европе XIII-XV вв. сосуществовали два типа книгопроизводства пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы и бумажная ксилография для малообразованного простого народа.

В 1450 г. немецкий ювелир Иоганн Гутенберг заключил договор с ростовщиком Фустом о получении кредита для организации типографии. Изобретенный им печатный станок объединил два уже известных принципа: наборного шрифта и печатного оттиска. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок с зеркальным изображением букв на торце), пуансоном в пластине из мягкого металла выдавливалась матрица, а с матриц, вставляемых в специальную форму, отливалось любое необходимое количество литер. Шрифты Гутенберга содержали очень большое количество (до 300) разных литер такое обилие было необходимо для того, чтобы имитировать вид рукописной книги.

Иоганн Гутенберг рассматривает первый типографский оттиск. Гравюра XIX в.

Наборная касса с литерами.

Печатный станок представлял собой ручной пресс, подобный винодельческому, который соединял при помощи нажимного винта две горизонтальные плоскости: на одну устанавливали наборную доску с литерами, к другой прижимали слегка увлажненный лист бумаги. Литеры покрывали типографской краской из смеси сажи и льняного масла. Конструкция станка оказалась настолько удачной, что оставалась практически неизменной в течение трех столетий.

За шесть лет Гутенберг, работая почти без помощников, отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната, несколько папских индульгенций и два варианта Библии. Желая отложить платежи по кредиту до того времени, когда предприятие начнет приносить доход, Гутенберг отказался платить Фусту проценты. Ростовщик предъявил иск, по решению суда типография перешла к нему, и Гутенберг был вынужден начать дело с нуля. Однако именно протокол судебного процесса, обнаруженный в конце XIX в., поставил точку в вопросе об авторстве изобретения печатного станка до этого его создание приписывалось немцу Ментелину, итальянцу Кастальди и даже Фусту.

Официальная история книгопечатания на Руси началась в 1553 г., когда в Москве по распоряжению царя Ивана Грозного была открыта первая государственная типография. В течение 1550-х годов в ней был отпечатан ряд «анонимных» (не содержащих выходных данных) книг. Историки предполагают, что в типографии с самого начала работал дьякон Иван Федоров, известный как русский первопечатник. Первой печатной книгой, в которой указано имя Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал Апостол, работа над которым велась, как указано в послесловии, с апреля 15бЗ по март 1564 г. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга Часовник.

Печатный станок Гутенберга.

К середине XVIII в. возникла необходимость не только в большем количестве книг, но и в оперативном выпуске газет и журналов большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог. Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом. Первоначально в конструкции, известной как «зульский пресс», был механизирован только процесс нанесения на печатную форму краски. В 1810г. Кёниг заменил плоскую нажимную плиту вращающимся цилиндром это был решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины. Еще через шесть лет была создана машина для двусторонней печати.

Хотя плоскопечатная машина была по-настоящему революционным изобретением, она все же имела серьезные недостатки. Ее печатная форма совершала возвратно-поступательные движения, значительно усложняя механизм, при этом обратный ход был холостым. В 1848 г. Ричард Хоу и Август Эпплгейт с успехом применили для полиграфических нужд ротационный (т. е. основанный на вращении устройства) принцип, который с успехом использовался для набивки рисунков на ткань. Труднее всего оказалось закрепить печатную форму на цилиндрическом барабане так, чтобы литеры не выпадали при его вращении Первая ротационная машина, установленная в типографии газеты Times, могла делать до 10 тыс. оттисков в час.

Совершенствование полиграфического процесса продолжалось на протяжении всего XX в. Уже в первое его десятилетие появились сначала двух красочные, а затем и многокрасочные ротационные машины. В 1914 г. был с освоено производство машин для глубокой печати (их печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным), а шесть лет спустя для плоской или офсетной, печати (печатающие и пробельные элементы располагаются в одной плоскости и различаются физико-химическими свойствами, при этом краска задерживается только на печатающих). В наши дни все полиграфические операции являются автоматизированными и управляются при помощи компьютеров. Недостатка в печатных бумажных книгах давно уже нет, но теперь конкуренцию им составляют книги электронные.

С изобретением офсетной печати полиграфический цикл значительно ускорился.

28.01.2018

altpp.ru

Книгопечатание

Первые книги переписывались от руки, что являлось весьма трудоемким процессом и занимало много времени. Впервые печатные книги появились в IX веке в Древнем Китае. Печатание книг производилось с печатных досок. Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской. Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск - гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск. Кстати, согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами. Для этой цели он изготавливал из глины буквы или рисунки и обжигал их.

В Корее процесс печатания с наборных литер был значительно усовершенствован и в XIII веке вместо глиняных литер стали использоваться бронзовые. Книги, напечатанные в Корее в XV веке с помощью бронзовых литер, сохранились до наших дней. Позже печатание с наборных литер распространилось в Японии и Средней Азии.

В середине XIV - начале XV веков в Западной Европе быстрыми темпами идет переход от ремесел к мануфактуре, успешно закладываются и развиваются основы мировой торговли. Книгопечатание начинает быстро заменять рукописный способ размножения книг. В Европе, как и в Древнем Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Напечатанные таким способом книги были небольшими по объему. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа». Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом.

Однако печатание с досок является долгим и трудоемким процессом. Он не может полностью удовлетворить потребности общества, доска используется для печатания одной конкретной книги, такой способ становится невыгодным экономически. На смену приходит способ книгопечатания с помощью подвижных букв, которые можно использовать долгие годы для набора абсолютно разных книг. Книгопечатание с подвижных наборных литер в Европе изобрел немец Иоганн Гутенберг. Выходец из старинного дворянского рода Гонцфлейшей в 1420 году он покинул родной город Майнц и занялся ремеслом, взяв фамилию матери - Гутенберг. Иоганн Гутенберг применил для печати формы, которые собирались из отдельных наборных металлических литер.

Для изготовления литер Гутенберг изобрел специальный сплав из свинца олова и сурьмы. Сплав заливался в матрицу из мягкого металла, в которой были выдавлены углубления в форме букв. После того, как сплав остывал, буквы-литеры извлекались из матрицы и хранились в наборных кассах. Теперь форму для любой страницы можно было собрать в течение нескольких минут из хранившихся в наборных кассах отлитых литер. Гутенбергом были изобретены водостойкие чернила. Но главной заслугой Гутенберга явилось изобретение способа создания изменяющихся, быстро и легко собираемых, универсальных печатных форм. Условной датой книгопечатания в Европе таким способом считается 1440 год. Первыми книгами стали календари и грамматика Доната. В 1455 году Гутенберг издал первую печатную Библию, насчитывавшую 1286 страниц.

Гутенберговская технология книгопечатания оставалась практически неизменной до конца XVIII века. Для печатания был изобретен ручной печатный станок. Это был ручной пресс, в котором соединялись между собой две горизонтальные плоскости. На одной плоскости располагался наборный шрифт, к другой плоскости крепилась бумага. Книгопечатание таким способом стремительно распространилось в Европе, в разных городах появлялись типографии. С 1440 по 1500 годы было издано более 30 тысяч разных названий книг.

mirnovogo.ru

Первое Книгопечатание - Кто придумал? | Изобретения и открытия


Иоганн Генсфлейш. прозванный Гутенберг, занимался, в частности, и копированием книг. В ходе этой деятельности он столкнулся с так называемыми ксилографическими книгами. Изготовлялись они так: на деревянной доске зеркально вырезали рельефный затем на рельеф наносили краску и аккуратно прижимали к нему лист бумаги. Гутенбергу пришло в голову, что намного рациональнее было бы работать с подвижными буквами. Уже в 1447 г. он напечатал первую свою книгу.


В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.

В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.


Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

Книгопечатание на Руси

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров - дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.

Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником - Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию - первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.



Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове.

Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол», техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.

Послесловие "Апостола", напечатанного Иваном Федоровым во Львове. 1574. Первая неудача не остановила Ивана Грозного, и он завел новую типографию в Александровской слободе. Но печатание развивалось сравнительно медленно.

Наряду с Иваном Федоровым в числе первых русских печатников следует назвать и Марушу Нефедьева, Невежу Тимофеева, Андроника Невежу и его сына Ивана, Анисима Радишевского, Аникиту Фофанова, Кондрата Иванова. Многие из них были и граверами и литейщиками шрифтов.

В 1803 г., когда исполнилось 250 лет с начала русского книгопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзин говорил: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".

Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка -- мало.

Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы. Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV--XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно -- Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".

Однако до сих пор не установлено точно ни место, ни дата выпуска этих книг, ни имена их печатников. "Апостол" Ивана Федорова, изданный в 1564 г. В Москве, -- первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова.

В этом послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.

Первая печатня в Москве была открыта в 1.563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову -- опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстис-лавцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других.

Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги. . Первопечатный "Апостол" -- наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших "Апостолу", слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга -- "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", -- писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.

Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского"Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей -- "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой "Острожской библии", как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками -- греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

"Острожская библия", вышедшая в 1580--1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь "Хронологию" Андрея Рымши -- первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни.

В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается

усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие -- в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому кур-фюрту Августу: "...Итак, я владею искусством изготовления складных пушек... каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей..." Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.

Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. "впал в болезнь к смерти". Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: "Друкарь книг, пред тым невиданных". В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.

О жизни и деятельности Ивана Федорова известно не очень много. То, что мы о нем знаем, известно из выпущенных мастером книг, вернее из послесловий к ним, которые он писал к каждому из своих изданий. Первая точно датированная печатная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол") вышла всвет в Москве в государственной типографии. Это великое событие для Руси произошло в марте 1564 г. По распоряжению Ивана IV в 1553 г. в Москве была создана большая государственная типография - Государев Печатный двор. Ее руководителем был дьякон Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Иван Федоров.

Работа над книгой продолжалась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Выход в свет "Апостола" и принято началом книгопечатания на Руси. Вместе с тем известен ряд изданий "анонимной" типографии, работавшей в Москве в начале 50- х гг. XVI в., и, таким образом, Ивана Федорова следует считать лишь продолжателем книгопечатания в России. В издании и оформлении книги Ивану Федорову помогал Петр Тимофеев Мстиславец (т.е. уроженец белорусского города Мстиславль). Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в., и богато орнаментально украшена. В конце "Апостола" было помещено обстоятельное послесловие, в котором рассказывалось, кто печатал, где, как и когда была основана московская типография. В октябре 1565 г. в свет двумя изданиями вышла следующая книга Ивана Федорова - "Часовник" ("Часослов"). "Часовник" являлся сборником молитв, который использовался при богослужении; по нему же обучали на Руси грамоте детей.

В 1566 г. с согласия царя Ивана IV Васильевича печатники, захватив с собой часть типографских материалов, навсегда покинули Москву и переехали в Великое Княжество Литовское. Причиной отъезда были нападки со стороны земского духовенства и боярства, как впоследствии писал сам Федоров в предисловии к львовскому изданию "Апостола" 1574 г., он испытал гонения от "многих начальник и священоначальник". Другой причиной отъезда печатников из Москвы было, в условиях угрозы создания союза-унии Великого Княжества Литовского с Польским королевством, распространение печатного слова в целях православной пропаганды в Белоруссии и на Украине. В 1569 г. в имении великого гетмана Григория Александровича Ходкевича, Заблудове, печатниками на средства последнего была основана новая типография, где были напечатаны "Учительское евангелие" (1569 г.) - собрание святоотеческих слов и поучении на воскресные и праздничные дни и "Псалтырь" с "Часословцем" (1570 г.). В этих книгах Иван Федоров впервые назвал себя "Иваном Федоровичем Московитином", т.е. выходцем из Москвы. Последняя книга была напечатана уже одним Иваном Федоровым, так как Петр Мстиславец уехал в Вильно. Из Литвы, испытав "беды и невзгоды всяческие и самые злейшие", Иван Федоров перебрался во Львов. Здесь в 1574 г. он издал "Апостол" и первый славянский печатный учебник - "Азбуку" (сохранился лишь один экземпляр издания "Азбуки", который хранится в настоящее время в библиотеке Гарвардского университета США).

В дальнейшем Иваном Федоровым была основана новая, четвертая по счету, типография в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского - Остроге. Здесь им были изданы пять изданий - "Азбука" (1578 г.), "Новый завет" и "Псалтырь" (1580г.), алфавитный предметный указатель к новому завету. "Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового завета по словесам азбуки" (1580 г.), совместно с Герасимом Смотрицким - замечательный памятник мирового типографского искусства, первая полная славянская библия, получившая название "Острожская Библия" (1580-1581 гг.) и первый печатный календарь-листовку на двух страницах "Хронология". Составленный приближенным князя Радзивилла белорусским поэтом Андреем Рымшей (1581 г.). Книги Ивана Федорова поражают своим художественным совершенством, многие из них хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США.

Книги существовали задолго до изобретения книгопечатания. Но раньше их писали от руки, а затем неоднократно переписывали, делая нужное количество копий. Такая технология была крайне несовершенной, отнимала много сил и времени. Ко всему прочему, при переписывании книг в почти всегда вкрадывались ошибки и искажения. Рукописные были очень дороги, а потому не могли найти широкого .

Первые книги, изготовленные путем печати, появились, по всей видимости, в Китае и Корее еще в IX веке до новой эры. Для этих целей использовали особые печатные . Текст, который требовалось воспроизвести на бумаге, рисовали в зеркальном отображении, а затем вырезали на поверхности плоской деревяшки острым инструментом. Получившееся рельефное изображение смазывали краской и плотно прижимали к листу. В получался оттиск, который повторял исходный текст.

Такой способ, впрочем, не нашел в Китае широкого распространения, поскольку всякий раз нужно было подолгу вырезать на печатной доске нужный текст целиком. Некоторые умельцы пытались уже тогда выполнять форму из подвижных , но количество иероглифов в китайской письменности было столь велико, что такой метод был очень трудоемким и не оправдывал себя.

Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом

В более современном виде книгопечатание возникло в Европе в первой половине XV века. Именно в эти времена возникла острая необходимость в дешевых и доступных книгах. Рукописные издания уже не могли удовлетворить развивающегося общества. Пришедший с Востока способ печати с был неэффективным и достаточно трудоемким. Требовалось изобретение, которое могло бы позволить печатать книги в огромных количествах.

Изобретателем оригинального способа книгопечатания по праву считается немецкий мастер Иоганн Гутенберг, живший в середине XV века. Сегодня очень сложно с высокой точностью , в каком году он впервые напечатал первый текст с помощью изобретенных им же подвижных наборных букв. Считается, что первая печатная вышла со станка Гутенберга в 1450 году.

Способ печати книг, разработанный и внедренный Гутенбергом, был весьма остроумным и практичным. Вначале он изготовлял из мягкого металла матрицу, в которой выдавливал углубления, имевшие вид букв. В эту форму вливали свинец, получая в итоге требуемое количество литер. Эти свинцовые знаки сортировали и укладывали в специальные наборные кассы.

Для изготовления книг был сконструирован печатный станок. По сути своей он был прессом с ручным приводом, имевшим две плоскости. На одну устанавливали рамку со шрифтом, к другой плоскости прикладывали чистые листы бумаги. Набранную матрицу покрывали специальным красящим составом, основой которого были сажа и льняное масло. Производительность печатного станка была по тем временам очень высокой – до сотни страниц в час.

Придуманный Гутенбергом способ книгопечатания постепенно распространился по всей Европе. Благодаря печатному станку стало возможно тиражировать книги в сравнительно больших количествах. Теперь книга перестала быть предметом роскоши, доступным лишь избранным, а широко распространилась в массах.

Первые книги переписывались от руки, что являлось весьма трудоемким процессом и занимало много времени. Впервые печатные книги появились в IX веке в Древнем Китае. Печатание книг производилось с печатных досок. Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской. Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск — гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск. Кстати, согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами. Для этой цели он изготавливал из глины буквы или рисунки и обжигал их.

В Корее процесс печатания с наборных литер был значительно усовершенствован и в XIII веке вместо глиняных литер стали использоваться бронзовые. Книги, напечатанные в Корее в XV веке с помощью бронзовых литер, сохранились до наших дней. Позже печатание с наборных литер распространилось в Японии и Средней Азии.

В середине XIV — начале XV веков в Западной Европе быстрыми темпами идет переход от ремесел к мануфактуре, успешно закладываются и развиваются основы мировой торговли. начинает быстро заменять рукописный способ размножения книг. В Европе, как и в Древнем Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Напечатанные таким способом книги были небольшими по объему. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа». Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом.

Однако печатание с досок является долгим и трудоемким процессом. Он не может полностью удовлетворить потребности общества, доска используется для печатания одной конкретной книги, такой способ становится невыгодным экономически. На смену приходит способ книгопечатания с помощью подвижных букв, которые можно использовать долгие годы для набора абсолютно разных книг. Книгопечатание с подвижных наборных литер в Европе изобрел немец Иоганн Гутенберг. Выходец из старинного дворянского рода Гонцфлейшей в 1420 году он покинул родной город Майнц и занялся ремеслом, взяв фамилию матери — Гутенберг. Иоганн Гутенберг применил для печати формы, которые собирались из отдельных наборных металлических литер.

Для изготовления литер Гутенберг изобрел специальный сплав из свинца олова и сурьмы. Сплав заливался в матрицу из мягкого металла, в которой были выдавлены углубления в форме букв. После того, как сплав остывал, буквы-литеры извлекались из матрицы и хранились в наборных кассах. Теперь форму для любой страницы можно было собрать в течение нескольких минут из хранившихся в наборных кассах отлитых литер. Гутенбергом были изобретены водостойкие чернила. Но главной заслугой Гутенберга явилось изобретение способа создания изменяющихся, быстро и легко собираемых, универсальных печатных форм. Условной датой книгопечатания в Европе таким способом считается 1440 год. Первыми книгами стали календари и грамматика Доната. В 1455 году Гутенберг издал первую печатную Библию, насчитывавшую 1286 страниц.

Гутенберговская технология книгопечатания оставалась практически неизменной до конца XVIII века. Для печатания был изобретен ручной печатный станок. Это был ручной пресс, в котором соединялись между собой две горизонтальные плоскости. На одной плоскости располагался наборный шрифт, к другой плоскости крепилась бумага. Книгопечатание таким способом стремительно распространилось в Европе, в разных городах появлялись типографии. С 1440 по 1500 годы было издано более 30 тысяч разных названий книг.