18.09.2019

Развитие мотивации к занятиям физической культурой. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом


О.В. Тиунова

(Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы мотивации к занятиям физической культурой учащейся молодежи и более старших возрастных групп. Систематизирован опыт исследований зарубежных спортивных психологов, по теме «верность физическим нагрузкам». Он может быть использован в организации системы физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в нашей стране, а также полезен тренерам и преподавателям физического воспитания в их практической деятельности

Ключевые слова: мотивация, методика, физическая культура, здоровый образ жизни, спортивная психология.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Исследования наших зарубежных коллег показывают, что примерно половина из тех, кто начинает заниматься физической культурой и спортом (ФКиС) уже после окончания вуза, бросают занятия в течение первых двух месяцев тренировок. Это побудило спортивных психологов исследовать факторы, определяющие «верность» физическим нагрузкам, способствующие формированию привычки к регулярной двигательной активности. Их рекомендации по сопровождению занятий ФКиС могут быть рассмотрены и систематизированы по трем направлениям, а именно:

Адресное информирование мотивирующего характера;

Интересное содержание и эффективные методики проведения занятий;

Деятельность тренера и проявление в процессе работы (педагогической по своей сути) позитивных личностных качеств.

Говоря об «адресности» пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), мотивации к занятиям ФКиС, нужно принимать во внимание изначально разную степень вовлеченности людей в этот процесс. «Личное» отношение каждого человека к ФКиС соответствует одному из 4-х представленных ниже варианта:

  • Ø не занимается ФКиС;
  • недавно начал занимаются ФКиС;
  • продолжает заниматься ФКиС более полугода;
  • готов (по тем или иным причинам) прекратить занятия ФКиС.

Подробнее остановимся на причинах непривлекательности физкультурно-оздоровительных занятий. Зарубежные психологи (Willis, Campbell, 1992; Weinberg, Gould, 2001 и др.) определили, что многие люди не занимаются физической культурой или прекращают занятия, ссылаясь на:

Нехватку времени;

Отсутствие специальных знаний о том, как проводить самостоятельные тренировки, сколько времени необходимо заниматься, какие упражнения, с какой интенсивностью выполнять;

Отсутствие необходимых тренировочных средств;

Утомление;

Убежденность в том, что привычной производственной физической нагрузки достаточно для поддержания собственной физической формы.

Вместе с тем, исследователи отмечают, что среди основных мотивирующих причин побуждающих людей трудоспособного возраста к систематическим занятиям ФКиС являются:

Желание снизить избыточную массу тела, так как многим уже известно, что она и малоподвижный образ жизни – основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;

Желание снизить риск развития гипертензии;

Желание снизить уровень стресса и депрессии;

Желание получить удовольствие от двигательной активности, атмосферы занятий ФКиС;

Желание повысить самооценку;

Желание расширить круг общения.

Считается, что начать занятия намного легче, чем их продолжать. После того как люди, ведущие малоподвижный образ жизни, преодолеют инертность и начнут заниматься физической культурой, важно добиться, чтобы они не бросили занятия спустя какое-то время. Продолжение занятий можно сравнить с отказом от курения или употребления алкоголя. Известно, что лишь половина людей, начавших заниматься ФКиС, продолжают тренировки через 7-8 месяцев занятий (Weinberg, Gould, 2001 и др.). Психологи выделяют следующие детерминанты «верности» физической активности и нагрузкам: личностные, ситуационные, поведенческие, организационные. Эти факторы принимаются во внимания западными специалистами отрасли до сих пор. Они актуальны и для нашей страны.

Личностные факторы :

Участие в каких-либо физкультурно-оздоровительных программах;

Информированность о положительном влиянии физических нагрузок на здоровье;

Самомотивация;

Возраст;

Образование;

Самооценка физического состояния;

Снижение настроения;

Физиологические факторы :

Избыточная масса тела;

Наличие сердечно-сосудистого заболевания;

Наличие травмы;

Общие проблемы со здоровьем;

Ситуационные факторы:

Социальная поддержка, в т.ч. членов семьи;

Близкая расположенность от дома спортивного центра;

Нехватка времени;

Климатические условия;

Стоимость занятий;

Семейные или личные проблемы;

Поведенческие факторы:

Курение;

Рабочая профессия;

Поведение типа «А»;

Организационные факторы:

Высокая интенсивность нагрузок;

Групповая форма проведения занятий;

Личностные качества тренера;

Возможность выбирать форму двигательной активности.

Остановимся на некоторых из перечисленных факторах более подробно (здесь мы в основном будем опираться на опыт зарубежных коллег, которые активно исследовали данный вопрос).

Опыт участия в какой-либо программе физической подготовки – наиболее надежный признак того, что человек будет продолжать заниматься физической культурой. Опыт занятий спортом в средней школе или вузе является существенным «гарантом» занятий ФКиС в дальнейшем. Физически активные дети, занятия спортом которых поощряют их родители, будут физически активными и в зрелом возрасте.

Знания о положительном влиянии физических нагрузок на организм человека имеют мотивационный характер, однако эти факторы не позволяют прогнозировать степень «верности» физическим нагрузкам. В одном эксперименте испытуемые получили письменную информацию в том, зачем и как нужно заниматься, однако 6 месяцев их степень «верности» физическим нагрузкам оставалась такой же, как и у испытуемых контрольной группы. Вместе с тем отсутствие знаний о пользе физической активности может отрицательно влиять на стабильность посещения физкультурно-оздоровительных занятий.

Территориальное расположение спортивного клуба или центра играет большую роль для регулярных посещений занятий, а также «верности» физическим нагрузкам. Естественно, чем ближе от дома или места работы спортивный клуб, тем выше вероятность того, что человек начнет заниматься и будет продолжать тренировки.

Наличие свободного времени обязательное условие целенаправленного саморазвития. Его нехватка – одна из наиболее частых причин прекращения занятий. Однако у большинства людей заявления о недостатке времени отражают отсутствие интереса. Так, доказано, что работающие женщины чаще регулярно занимаются физической культурой, чем неработающие. Исследования показали, что наиболее удобное время занятий можно ранжировать следующим образом: 1) после работы, 2) до работы, 3) в обеденный перерыв.

Климатические или погодные условия, несомненно, влияют на структуру физической активности большинства занимающихся. Исследователи обнаружили также региональные различия физической активности людей.

Курящие люди чаще прекращают занятия, чем те, кто не имеет этой вредной привычки. Они, как правило, избегают занятий с высокой интенсивностью и частотой. Желательно добиваться, что бы занимающиеся, которые курят, отказались от этой привычки, ибо вероятность «отсева» из группы именно «курильщиков» достаточно велика – они, как правило, не справляются с возрастающим уровнем физической нагрузки.

Подбор адекватной интенсивности, продолжительности физических нагрузок особенно важен на начальном этапе занятий. Физические нагрузки высокой интенсивности, естественно, являются более тяжелыми, чем нагрузки небольшой интенсивности, особенно для людей, которые вели малоподвижный образ жизни. Дискомфорт при выполнении высокоинтенсивных физических нагрузок, несомненно, влияет на приверженность программе занятий. Например, люди, которые занимаются ходьбой, продолжают заниматься дольше, чем те, кто отдал предпочтение бегу. Количество прекращающих занятия среди занимающихся со средней интенсивностью нагрузок составляет 25–35 %, тогда как при высокой интенсивности физических нагрузок занятия бросают около 50 % занимающихся.

Интенсивная физическая нагрузка связана с риском перетренировки. Начиная программу занятий, многие люди пытаются сразу же выполнять большие нагрузки, в результате чего вынуждены прекратить занятия из-за болезненных мышечных ощущений, повреждения мягких тканей и т.п. Поэтому физические нагрузки должны быть средней интенсивности (например, ходьба или физические упражнения аэробной направленности).

Американский колледж спортивной медицины на основе большого статистического материала разработал рекомендации, позволяющие обеспечить положительное влияние занятий на здоровье. Они сводятся к следующим простым правилам: проводить занятия 3–4 раза в неделю, использовать 20–30 минут циклическую по характеру работу, с интенсивностью равной 50–80 % от максимальной частоты пульса, т.е от величины «220 минус возраст». Однако эти рекомендации не распространяются на лиц пожилого возраста. Вообще, на начальном этапе физической тренировки уместно руководствоваться принципом что «лучше что-то, чем ничего». Использование различных видов физической активности не только обеспечивает разностороннюю тренировку, но и делают занятия более разнообразными, а также снижает вероятность получения травмы вследствие постоянной нагрузки на одни и те же группы мышц или суставов. Указанные выше методические аспекты физических тренировок особенно важно учитывать при самостоятельных занятиях.

Полезно организовать и довести до максимального числа потенциальных потребителей физкультурно-оздоровительных услуг информацию о возможности получать консультации у специалистов в области ФКиС по методике самостоятельных занятий. Одним из мотивирующих приемом является создания среды, формирующей поведенческие привычки. Так, например, если нужно стимулировать занятия ФКиС, целесообразно создать какие-нибудь «подсказки», побуждающие к соответствующему поведению или действию. Такие подсказки могут быть вербальными, физическими или символическими. Показателен эксперимент (Brownell, Stunkard, Albaum, 1980 и др.) в общественных зданиях, чтобы стимулировать подъем по лестнице вместо пользования эскалаторами, возле них был повешены плакаты с текстом: «Воспользуйтесь лестницей!». После развешивания таких «подсказок» количество людей, поднимающихся пешком по лестнице, увеличилось с 6 % до 14 %. Когда плакаты сняли, через 3 месяца пользоваться лестницей опять стали только 6 % посетителей.

Для выстраивания эффективной информационно-пропагандистской политики при формировании навыков ведения здорового образа жизни и систематических занятий ФКиС необходимо также опираться на основные жизненные ценности и приоритеты различных социальных групп населения.

При работе с различными целевыми аудиториями целесообразно в той или иной форме напоминать:

О возможности приближаться к индивидуальным «ценностям-целям» и развить в себе личностные качества из соответствующей группы «ценностей-средств»;

О преимуществах регулярных занятий ФКиС (например, о том, что индивидуально подобранные физические нагрузки обеспечивают снижение или стабилизацию массы тела, «устраняют» физическую малоподвижность как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, снижают повышенное артериальное давление и др.);

О положительном влиянии даже однократных кратковременные физических нагрузок умеренной интенсивности, которые позволяют снизить уровень утомления, повысить работоспособность, снять нервное напряжение, обеспечить более рациональное отношение к различным стрессовым ситуациям и др.;

О прямой зависимости положительного влияния регулярных физических нагрузок на функциональное состояние человека и увеличением продолжительности жизни (например, оптимальные для долголетия показатели артериального давления составляют 110–120/70 мм.рт.ст. Повышение систолического давления до 150 мм.рт.ст. увеличивает риск возникновения болезней сердца более чем в два раза).

Результаты наших исследований и анализ работ зарубежных коллег позволяет рекомендовать более широкое использование психологически эффективных способов «гарантии результата». Например, полезно приводить занимающимся следующие примеры: «Если вы будете пробегать по 4,8 км. 5 раз в неделю, то в течение года сможете снизить массу тела на 9–11 кг, не уменьшая калорийности потребляемой пищи» и т.п.

Самомотивация человека тесно связана со степенью «верности» физическим нагрузкам и позволяет определить, кто из занимающихся будет продолжать физическую подготовку, а кто бросит тренировки. Еще более надежен этот показатель в сочетании с другими факторами.

Особенности личности также являются надежным показателем «верности» физическим нагрузкам. Люди, более агрессивные, амбициозные и более ориентированные на достижения, казалось бы, должны проявлять большую последовательность в планомерной работе над собой, в том числе, более стабильно посещать занятия. Однако образ жизни таких людей характеризуется постоянной нехваткой времени. Как показывают результаты исследований, люди такого типа чаще всего бросают занятия. Именно поэтому в спортивной группе их целесообразно назначать «старостами», для того, чтобы повысить «личную ответственность» за этот коллектив.

Люди с большими доходами, более образованные и занимающие более высокие должности, как правило, более активные физически. Рабочие чаще прекращают занятия и менее физически активны, чем служащие. Производственная нагрузка, которую выполняют рабочие, воспринимается ими как адекватная для сохранения здоровья и уровня физической подготовленности.

Поддержка ближайших члены семьи существенно влияет на степень «верности» человека физическим нагрузкам. Причем это влияние более существенно, чем даже собственное отношение занимающегося к физическим тренировкам. Так, в одном из исследований среди лиц, бросивших занятия, количество тех, чьи жены/мужья относились к физической активности своих спутников жизни с безразличием или отрицательно, было в три раза больше, чем среди тех, чьи жены/мужья поощряли такие занятия. Члену семьи или другу, который хочет, чтобы близкий человек продолжал занятия по той или иной физкультурно-оздоровительной программе, достаточно сказать ему: «Я горжусь тобой». Такое личностно-социальное подкрепление может оказать значительное положительное влияние на степень «верности» физическим нагрузкам, независимо от возраста занимающихся.

Нельзя забывать также, что стимулировать интерес к занятиям ФКиС в существенной степени могут авторитетные для человека люди, которые сами занимаются физической культурой. К этой работе могут быть привлечены как ветераны спорта, известные представители культуры, искусства, руководители региона и др.

Один из методов вовлечения в программу физкультурных занятий предполагает использование сравнительной таблицы преимуществ и недостатков этой формы досуга (Hoyt, Janis, 1975; Wankel, 1984 и др.). Потенциальные участники программы занятий записывают предполагаемые последствия занятий с точки зрения:

Возможных положительных последствий для занимающегося;

Возможных отрицательных последствий для занимающегося;

Положительных последствий для других, значимых для занимающегося людей;

Отрицательных последствий для других, значимых для занимающегося людей;

Возможные формы одобрение со стороны других;

Возможные формы неодобрения со стороны других;

Варианты «самоодобрения»;

Варианты «самонеодобрение».

В одном исследовании испытуемые, заполнившие такую таблицу, посетили 84 % занятий в течение 7-недельного периода, тогда как испытуемые контрольной группы – только 40 % занятий (Hoyt, Janis, 1975 и др.). В другом исследовании (Wankel, 1984 и др.) сравнивали результаты использования таблицы, предложенной Хойтом и Дженисом, и таблицы, содержавшей только положительные последствия для занимающегося. Использование обеих таблиц привело к более активной посещаемости занятий по сравнению с контрольными условиями.

Есть данные (Уэйнберг Р.С., Гоулд Д., 2001), подтверждающие эффективность вовлечения потенциальных занимающихся в процессе принятия решения перед началом выполнения программы: приступать к регулярным тренировкам или нет, когда, в какой форме и др. Желательно также давать возможность занимающимся (особенно тем, кто занят физическим трудом) выбирать определенные компоненты программ, например, рекреационные или соревновательные виды деятельности, а также групповые или индивидуальные формы работы. Однако при этом необходимо предложить занимающимся достаточно широкий выбор видов физкультурно-оздоровительных занятий и соответствующих организационных решений. Психологи (Tompson, Wankel,1980) обнаружили, что предоставление права выбора видов физической активности повышает «верность» физическим нагрузкам, причем это справедливо даже в отношении тех людей, которые считали, что имеют право выбора, а на самом деле их выбор направлял экспериментатор.

Вовлечение занимающихся в процесс принятия решений, касающихся структуры программы, будет способствовать более стабильному посещению занятий ФКиС. Регулярные обсуждения с людьми их потенциального вовлечения в программу занятий помогает им принять соответствующее решение. В одном из исследований непродолжительные групповые обсуждения программы физических нагрузок оказались более эффективными, чем одна длинная лекция (Heinzelmann, Bagley, 1970 и др.). Написание заявления о намерении заниматься – достаточно эффективный способ сохранения высокой мотивации к занятиям. Как показывают результаты исследований (Oldridge, Jones, 1983 и др.) у людей, написавших такое заявление, посещаемость занятий более высокая по сравнению с теми, кто отказался его написать.

Постановку цели занятий можно использовать как метод мотивации, а также как средство повышения «верности» физическим нагрузкам. Психологи (Martin et al., 1984 и др.) установили, что постановка занимающимися гибких целей более существенно повышает посещаемость занятий, в отличие от фиксированных целей, определенных инструктором. Так, посещаемость при определении целей самими занимающимися была 83 %, а при определении целей инструктором – 67 %. Более того, 47 % занимающихся, которые сами определяли цели, продолжали заниматься через 3 месяцев после завершения программы занятий (по сравнению с 28 % занимающихся, цели которым определял инструктор).

Цели, основанные на времени, обеспечивали более высокую посещаемость (69%) занятий, чем цели, основанные на дистанции (47%). Более долгосрочные цели (6 недель) обеспечивали более высокую посещаемость занятий (83%), чем краткосрочные (недельные) – 71 %.

Нужно поощрять ведение дневника физических тренировок. Важна также система самоконтроля. Умение оценивать положительную динамику своего состояния (результативность) в зависимости от объема тренировочной работы повышает степень «верности» физическим нагрузкам (Keefe, Blumental, 1980 и др.).

Наши исследования подтвердили, что если разрабатываемые специалистами программы занятий будут интересными, приносящими радость и удовольствие занимающимся, то такие занятия смогут соперничать с другими способами проведения свободного времени. Главная причина участия, например, подростков в организованной спортивной деятельности – это именно получение удовольствия. По мере взросления на первый план выходит желание эффективно тренироваться и достигать успеха (Weinberg, Gould, 2001 и др.). Особенно важно положительное впечатление от первых занятий. Причем групповая форма занятий более желательна, чем индивидуальная работа. Опросы наших специалистов неизменно показывают, что примерно 90% участников различных программ физической подготовки предпочитают заниматься с партнером или в группе, но не в одиночку. Такого же мнения придерживаются и наши зарубежные коллеги.

Занятия в группе повышают «верность» физическим нагрузкам, в отличие от индивидуальных занятий. Групповые программы приносят удовольствие занимающимся, обеспечивают социальную поддержку, а также позволяют сравнивать свой прогресс и уровень физической подготовленности с чужими показателями. Кроме того, занятия в группе повышают ответственность ее членов. Интересен опыт организации группы из 3–4 человек, которые совместно занимались бегом трусцой с новичком. Это привело к повышению посещаемости занятий теми и другими (King, Frederiksen, 1984 и др.).

Организация новых форм работы с достаточно мотивированными людьми включает проведение «семейных» занятий (Уэйнберг Р., Гоулд Д., 2011). Наши исследования подтверждают высокую привлекательность семейных групп, что объясняется приоритетом семейных ценностей у различных целевых аудиторий. Специалисты в области физического воспитания должны использовать этот фактор социальной поддержки. Полезно организовать специальную программу информирования супругов своих занимающихся или ближайших членов их семьи обо всех аспектах программы занятий и персональных «спортивных» достижениях в группе. В исследовании Erling и Oldridge (1985), в котором участвовали испытуемые, страдающие заболеваниями сердца, количество бросивших занятия по программе реабилитации перед организацией специальной программы «просвещения» супругов составило 56%, после внедрения такой программы – 10%.

Многим начинающим необходима мотивация, которую способен обеспечить именно руководитель-личность. Зарубежные специалисты отдельно отмечают его ответственность и задачи:

Проявлять внимания и заботу о своих подопечных;

Быть готовым изменить стиль своей работы на более понятный группе;

Проявлять интеллект, профессионализм, амбициозность и оптимизм, а также те качества, которые наиболее ценятся в определенной возрастно-половой группе занимающихся.

Считается, что периодом, во время которого формируется устойчивая привычка к регулярной физической активности, является 6 месяцев (Уэйнберг Р., Гоулд Д., 2001). Вероятность «отсева» занимающихся из группы через полгода устойчивой посещаемости становится минимальна.

Тем, кто уже достаточно долгое время занимается ФКиС, у кого сформирована устойчивая привычка к регулярному выполнению физических нагрузок определенного характера, режима, объема и интенсивности, могут быть рекомендована, как было указано выше, постановка личностно ориентированных целей и ведение дневников учета физической нагрузки. Дополнительно им должна предоставляться информация о возможности участвовать в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, а в процесс физической подготовки соответственно введен элемент «подготовки к соревнованиям».

Повышению информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

Увеличению числа экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;

Формированию общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В своей практической деятельности эти методические рекомендации могут использовать как специалисты в области пропаганды ЗОЖ для повышения мотивации и привлечения различных социальных групп населения к занятиям ФКиС, так и тренеры-преподаватели – для снижения «отсева» среди тех, кто уже приступил к регулярным физическим тренировкам.

Уместно подчеркнуть, что каждая социальная, возрастно-половая группа целевой аудитории имеет свои особенности, связанные с привычным образом жизни, сложившимися приоритетами. Определенное значение имеет и региональная специфика трудовой занятости, развития инфраструктуры для проведения досуга, а также местные традиции.

Итак, выше мы подробно рассмотрели практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации к здоровому образу жизни и к занятиям физической культурой и спортом. Нами было выявлено что только при хорошем знании системы мотивов, побуждающих к физкультурно-спортивной деятельности можно рассчитывать на положительное расположение занимающихся к физической культуре и спорту. Кроме того, система занятий физической культуры должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития систем внутренней и внешней мотивации личности. В заключение отметим, что исследование мотивационных особенностей занимающихсяможет служить исходным основанием для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса формирования здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.

Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян»// Заседание Госсовета №6. 30.10.2002.

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры [Текст]/ Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд – Киев.: Олимпийская литература. 2001. С.238-251.

Brownell, К., Stunkard, А., & А1bаum, J. (1980). Evaluation and modification of exercise patterns in the natural environment. American Journal оf Psychiatry, 37, 1540-1545.

Сох, М.Н. (1984). Fitness and lifestyle programs for business and industry: problems in recruitment and retention. Journal оf Cardiac Rehabilitation, 4, 136-142.

Dishman, R.K. (1981). Biologic influences оn exercise adherence. Res. Q. Ехегс. Sport, 52, 143-159.

Dishman, R.K. (1987). Exercise adherence. In W.P. Morgan & S.N. Goldston (Eds.), Exercise and mental health (рр. 57-83). New York: Hemisphere.

Dishman, R.к. (Ed.) (1988). Exercise adherence: It’s impact оn public health. Champaign, IL: Human Кinetics.

Epstein, L.H., Wing, R.R., Thompson, J.к., & Griffiths, М. (1980). Attendance and fitness in аеrobics exercise: The effects of contract and 1ottery рrocedures. Behavior Modification, 4, 465-479.

Erling, J., & Oldridge, N.B. (1985). Effect of а spousal support program оn compliance with cardiac reha-bilitation. Medicine and Science in Sport and Ехеrcise, 17, 284.

Gettman, L.R., Pollock, M.L., & Ward, А. (1983). Adherence to unsupervised exercise. Physician and Sportsmedicine, 11, 56-66.

Heinzelmann, F., & Bagley, R.W. (1970). Response to physical activity programs and their effects оn health behavior. Public Health Reports, 85, 905-911.

Hoyt, M.F., & Janis, I.L. (1975). Increasing adherence to а stressful decision via а motivational bаlance-sheet procedure: А field experiment. Journal оf Personality and Social Psychology, 35, 833-839.

Keefe, F.J., & Blumenthal, J.A. (1980). The life fitness program: А behavioral approach to making ехercise а habit. Journal оf Behavior Тherapy and Ехperimental Psychiatry, 11, 31-34.

Кing, А.С., & Frederiksen, L.W. (1984). Low-cost strategies for increasing exercise behavior: Relapse preparation training and social support. Behavior Modification, 8, 3-21.

Martin, J., Dubbert, Р.М., Katell, А.О., Thompson, J.K., Raczynski, J.R., Lake, М., Smith, Р.О., Webster, J.S., Sikora, Т., & Cohen, R.E. (1984). The behavioral control of exercise in sedentary adults: Studies I through 6. Journal оf Consulting and Clinical Psychology, 52, 795-811.

Massie, J.F., & Shephard, R.J. (1971). Physio1ogical and psycho1ogical effects of training. Medicine and Science in Sports, 3, 11 0-117 . 1

Oldridge, N.B. (1982). Соmрliаnсе and exercise in primary and secondary prevention of coronary heart disease: A review. Preventive Medicine, 11, 56-70.

Oldridge, N.B., Donner, Л.Р., Buck, C.W., Jones, N.L., Andrew, G.M., Parker, J.O., Cunningham, D.A.,Kavanagh, Т., Rechnitzer, Р.А., & Sutton, J.R. (1983). Predictors of dropouts from cardiac exercise rehabilitation: Ontario exercise-heart collaborative study. Americaп Joural оf Cardiology, 51, 70-74.

Oldridge, N.B., & Jones, N.L. (1983). Improving раtient сотрliаnсе in cardiac rehabilitation: Effects of written agreement and self-monitoring. Journal оf Cardiac Rehabilitation, 3, 257-262.

Reid, E.L., & Morgan, W.P. (1979). Exercise prescription: A clinical trial. American Journal оf Public Health, 69, 591-595.

Sallis, J.F., Haskell, W.L., Fortmann, S.P., Vranizan, К.М., Taylor, C.В., & So1omon, D.S. (1986). Predictors of adoption and maintenance of physica1 activity in а community samp1e. Preventive Medicine, 15, 331-341.

Stephens, Т., Jacobs, D.R., Jr., & White, С.С. (1986). A descriptive epidemiology of leisure-time physica1 activity. Public Health Reports, 100, 147-158.

Thompson, С.Е., & Wanke1, L.M. (1980). Тhе effects of perceived choice upon frequency of exercise bеhavior. Journal оf Applied Social Psychology, 19, 436-443.

Wankel, L.M. (1984). Decision-making and social support strategies for increasing exercise adherence. Journal оf Cardiac Rehabilitation, 4, 124-135.

Выполнила: Гоголевская И.В.

Учитель физической культуры

МБОУ «Средняя школа№17»

Г. Дзержинск Нижегородская область

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Введение

1. Понятие мотивации

2. Возрастные особенности мотивации

3. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры

Список использованной литературы

Введение

Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. Спортивная педагогика, все еще оставляет в тени вопросы изучения процессов формирования мотивации на занятия физической культурой и спортом, а также разработку на этой основе принципов управления, привлечения и сохранения контингента занимающихся. Одной из главных особенностей успешной реализации программы здорового образа жизни и занятия спортом старших школьников является целенаправленное управление мотивацией спортивной деятельности и формирование спортивной мотивации в процессе физического воспитания в школе.

Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые можно разделить на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности.

Потребность в движении является врожденной потребностью человека. У разных людей эта потребность выражена по-разному, это зависит как от генетических, так и социальных факторов.

Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности.

Для учащихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учителя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учениками.

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

  1. Понятие мотивации.

Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Мотивирование - является одной из наиболее сложных структур личности. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.).

Мотивация – процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам - желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, - это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы - это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность.

2. Возрастные особенности мотивации.

Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию.

В период младшего школьного возраста появляются следующие мотивы: потребности, интересы, желания, происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями.

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования («быть грамотным»). Однако часто эти мотивы остаются только «знаемыми», декларируемыми. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. В соревновательной ситуации у первоклассников мотив работы на себя, оказался более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»). При этом, если в 3-м классе общественные мотивы выражены у мальчиков и девочек одинаково, то в 4-м классе эти мотивы чаще проявляются у девочек. Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, что половина младших школьников ориентирована на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим». Младшие школьники в большей мере, чем дошкольники, способны подавлять свои желания ради блага других. К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. Как отмечает И.Ю. Кулагина, мотивы неуспевающих школьников специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует. Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает мотив избегания неудачи. В этом же возрасте школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи. Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности личности (В. Н. Лозоцева).

В переходном возрасте, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л.C. Выготский, это существенно изменяет сферу интересов ребенка. Он пишет, что в переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, над страивающейся над новым влечением. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер), вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Именно сочетание обоих моментов, взятых вместе, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов. Эта опустошающая фаза, в продолжение которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л. Толстому назвать этот период «пустыней отрочества».

Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение правилами общественного поведения.

Вторая фаза - фаза интересов - вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают место реалистичному и прагматичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка и определяющего направленность его личности. Для этой фазы характерным является также расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза существенно зависит от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяжелых условиях она сжата по времени, заторможена в своем развитии, из-за чего круг интересов подростка мал и беден.

В исследованиях К. Рейнингера, Л. Вечерка и Г. Хетцер показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые различия. Негативная фаза у мальчиков наступает позднее (в связи с более поздним половым созреванием), но протекает она более бурно и длительно, негативизм выражен сильнее.

В мотивационной сфере подростков, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.

У школьников средних классов отмечается большая, чем прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда - устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащимися целях.

Самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. По данным Е.И. Савонько, наибольшее число учащихся, ориентированных на самооценку, приходится на 6-й класс. Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется. Требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда - и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.

Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве.

Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние являются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии. У старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться.

Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных, этических позиций.

3. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры.

а). Определение целей.

Взаимно выработанная цель обеспечивает удовлетворяющую обе стороны встречу внешних воздействий (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика). В связи с этим, развитие творчества в весьма специфичных видах отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной ситуации на уроке физкультуры между учителем и учениками, рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В процессе занятий по физической культуре востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно учителя ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен.

Однако творчество необходимо в игровых видах спорта, наиболее привлекательных для школьников. Традиционно не используется обращение учителя к аспекту физической культуры сознания. В частности, он состоит в наличии задатков цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другим людям.

Наибольшую опасность в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая таким образом свое неявное господство над более слабыми учениками, а зачастую и над учителями.

Цивилизованность может быть воспитана, если учителю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания учащихся.

Частная цель - поэтапное и вариативное изменение мотивации занятий физкультурой.

б). Определение принципов

Определение принципов, содержащих ориентиры для построения технологии: принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей (мотивирование, цивилизованная автономность, смыслотворчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

в). Выбор условий:

Для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

Для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.

г). Разработка содержания.

Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур.

Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения использовались ценностно- смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.

д). Организация средств воспитания.

С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, представляют целостный ориентировочный алгоритм.

Диагностический - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов.

Одним из средств оказания поддержки является словесное оформление проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника.

Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.

На этом этапе были получены диагностические данные, свидетельствующие о том, что значительная часть учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.

Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами ребенка", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение фокуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.

Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.

В качестве педагогических средств поддержки использовались: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например - прием уточнения сущности и смысла, привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или "расшатывания" избранной позиции.

Прием "расшатывания" избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении "героев". Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.

Приведенная структура приближает учителя к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности

Литература.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.

6. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2004.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. - 512 с.

8. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1984. - С.74-75

9. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 194 с.

10. Круцевич Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи. - М.: Дело, 2004.

11. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. - М.: БЕК, 2004.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983

13. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004.

15. Рогов Е.И. Психология человека. М.: 1999г.

16. Спорт и подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов /Под редакцией Ю.Н. Клещеева. - М.: Высшая школа, 1980. - 143

17. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

18. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2003.


АННОТАЦИЯ

В современном обществе физическая культура и спорт занимают важнейшее место в формировании личности студенческой молодежи. Немаловажной проблемой является формирование мотивации студентов к занятиям физической культуры. В статье рассматриваются различные способы формирования мотивации к занятиям спортом у студентов для развития здорового образа жизни.

ABSTRACT

Physical culture and sport take the major place in formation of the identity of student"s youth in modern society. An important problem is the formation of students" motivation for physical education. The article discusses various ways of formation of motivation to sports activities in students for developing a healthy lifestyle.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья остается важной и актуальной во все времена. И можно с уверенностью сказать, что немаловажную роль занимает формирование мотиваций к занятию физической культуры и спортом. Всем известно, что в настоящее время здоровье молодежи, по статистике, ухудшается как из-за экологических, так и из-за социальных проблем в обществе. Об этом свидетельствует обращение молодого поколения в различные здравоохранительные органы с сердечно – сосудистыми, инфекционными и другими хроническими заболеваниями, которые являются причинами отстранения молодежи от здорового образа жизни и спорта.

Студенты, особенно на начальном этапе обучения в образовательных учреждениях, является легкоуязвимым для приобретения различных дисфункций организма, так как сталкиваются с различными проблемами в учебе, адаптации. Двигательная нагрузка уменьшается и, как следствие, наступает ряд проблем со здоровьем. Борьба с этими проблемами кроется в одном решении- занятии физической культурой, которая является неотъемлемой частью обучения в образовательных учреждениях. Но, к сожалению, не вся студенческая молодежь понимает пользу этих занятий. Для наилучшего понимания пользы физической культуры и наилучшего достижения спортивных результатов необходимо сформировать ряд мотиваций. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема мотивации к занятиям физической культуры является актуальной психологической проблемой современной студенческой молодежи.

Мотивация – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, способный задавать его направленность, организацию, активность и устойчивость; умение человека удовлетворять собственные потребности. Мотивации – это психическая адаптация личности. Она зависти от ряда психологических факторов личности. Не каждый человек может заставить себя заниматься спортом. С уверенностью можно сказать, что формирование мотиваций – это огромный труд, путь, который человек должен пройти и осознать, понять всю серьезность деятельности, прежде чем приступать к занятию спортом. Чем значимее для субъекта какая-либо деятельность, тем лучше его результативность.

Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, необходимость в сохранении и укреплении здоровья - вот мотивационные основы занятий физической культурой и спортом. Таким образом, для формирования мотивации к занятиям физкультурой необходимо создать интерес к занятиям физической культуры, сформировать потребность в физическом самосовершенствовании и потребности в регулярных занятиях, с целью повышения уровня здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

Студент должен осознавать всю важность занятий спортом, т.к. во время них формируются здоровый образ жизни и способность искоренить ряд физиологических нарушений, которые связаны с дисфункциями сердечно-сосудистой и других систем. Также немаловажным критерием в формировании мотивации является двигательная активность.

О.Д. Дубогай, И.В.Ефимова, К.П.Козлова, М.А. Конкин, Т.Ю. Круцевич, А.В. Царик говорят, что сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и эффект наблюдаются там, где студенты четко знают, с какой целью им нужно заниматься, какого уровня достичь и чем это может быть полезно в будущем.

Также немаловажным критерием является построение верного плана занятий. Они не должны быть единообразные, а должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая, так и психическая усталость. Соответственно, необходимо учитывать способности каждого студента к занятию тем или иным видом упражнений, т.к. у каждого разное физическое состояние. Мотивации к занятиям физической культуры подразделяются на общие и частные. К частным можно отнести желание студентов заниматься физической культурой вообще, к общим относится желание заниматься любимым видом спорта.

Мотивы посещения занятий физической культуры у студентов могут быть различны: в основном, те студенты, которые довольны занятиями, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен - посещают их ради зачетов и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов и долгов.

К сожалению, с каждым годом становится все больше студентов, не удовлетворенных занятиями физической культурой. Причины этого могут быть разные, но, одной из главных является отсутствие мотивации и осознание важности и необходимости занятий физической культуры и спортом.

С целью изучения мотиваций к занятиям физической культурой и спортом было проведено исследование, в ходе которого студентам был предложен опрос, направленный на изучение наиболее значимых мотивов для занятия физической культурой и спортом. В качестве респондентов выступали студенты Оренбургского Государственного Медицинского Университета. Общий объем выборки составил 100 студентов.

Итак, в ходе опроса было выявлено, что у студентов преобладают личностные мотивации к занятию физкультурой и на вопрос «Почему вы хотите заниматься физической культурой или спортом?» были получены разные ответы, но преобладали следующие: «иметь эстетически красивое тело», «укрепить свое здоровье» и «поддерживать "форму"». Меньшее число респондентов ответили: «по вынужденной мере» и «похудеть».

Также в ходе проведенного социологического опроса студентам был задан вопрос «Удовлетворяют ли вас занятия физической культуры?». 88 % опрошенных дали положительный ответ, а остальные 12% ответили отрицательно. При объяснении причины они руководствовались личными проблемами, т.е. опрошенные ссылались на наличие травм и невозможностью к полноценному занятию физкультурой.

На вопрос: «Почему вы остаетесь недовольны от занятий и что бы вы хотели изменить в занятиях физической культурой?»- большинство студентов ответили, что занятия можно было бы дополнить различными фитнес - направлениями, играми соревновательного характера, а также добавить силовые тренировки в тренажерных залах.

Вместе с тем нужно использовать индивидуальный и подход к физическим возможностям и подготовленности студентов опираясь на следующие виды мотивов:

1. Оздоровительные мотивы. Этот вид дает возможность укрепления своего здоровья и профилактике заболеваний, оказывая благоприятное воздействие физических упражнений на организм.

2. Двигательно-деятельностные мотивы. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Это благотворно влияет на организм и улучшает физическое состояние.

3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Этот вид мотивации позволяет улучшить спортивные достижения человека и получить удовлетворение от своих положительных результатов.

4. Эстетические мотивы. Внешний вид для студентов – это один из главных мотивов. Большинство из опрошенных хотят выглядеть красиво и производить впечатление на окружающих.

5. Коммуникативные мотивы. Во время занятий физической культурой и спортом общение как между преподавателем и студентом, так и между студентами является неотъемлемой частью процесса.

6. Познавательно-развивающие мотивы. Во время занятий физической культурой студент стремится познать свой организм, свои возможности и, конечно же, улучшить их при помощи занятия спортом.

7. Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом дают множество возможностей для развития и воспитания творческой личности.

8. Административные мотивы. Занятия физической культурой являются обязательными в ВУЗах России. С целью получения контрольных результатов студенты сдают зачет. Таким образом, необходимость сдачи зачета – это одна из главных мотиваций.

9. Психолого-значимые мотивы. Во время занятий физической культурой студент погружается в состояние некой отвлеченности от проблем, тем самым происходит нейтрализация отрицательных эмоций у человека, то есть занятие спортом положительно влияет на психическое состояние молодежи.

10. Воспитательные мотивы. Во время занятий физической культурой и спортом у студентов развиваются навыки самоподготовки и самоконтроля.

Таким образом, из исследования можно сделать вывод о том, что большинство студентов имеют свой идеал, и при помощи метода «подражание» можно сформировать стремление к совершенствованию себя с помощью физической культуры и спорта. Использование активных методов обучения на теоретических занятиях способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой.

Мы пришли к выводу, чтобы повысить мотивацию у студентов нужно разнообразить учебные и секционные занятия, для девушек вести фитнес, а для юношей силовые тренировки; занятия не должны проходить монотонно, использовать игровой и соревновательный метод, шире использовать активные методы обучения; усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой. Также ни для кого не секрет, что необходимо ввести сдачу норм ГТО, которые позволяют улучшить физическую подготовку студенческой молодежи и, прежде всего, укрепить здоровье.


Список литературы:

1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической куль- турой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2009. – №2. – С. 6.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2007. – С. 42-43.
3. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – C. 108-111.

  • ИНТЕРЕС
  • СПОРТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • МОТИВ
  • МОТИВАЦИЯ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятием физической культурой. Способы формирования интереса к занятиям спортом.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Роль физической культуры в системе современного образования
  • Реформирование системы общего образования Кабардино-Балкарской Республики на рубеже XX-XXI веков
  • Особенности преподавания начертательной геометрии курсантам военного вуза

Формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день. Задача школы состоит в том, чтобы развить внутреннюю индивидуальность школьника, согласно его склонностям, а также потребностям общества.

Школьный возраст можно определить в возрастных рамках от 6-7 до 16-18 лет. В течение этого времени ребенок проходит множество глубоких и достаточно серьезных изменений как физических, так и психологических. Одной из задач урока физической культуры в школе является компенсация происходящих изменений и стимулирования правильного развития и роста учащегося.

Чтобы поставленная задача была достигнута, необходимо вызвать у учащегося интерес к физической культуре, желание посещать урок. Заинтересованность к предмету способствует высокой познавательной и физической активности на уроках.

Интерес к физической культуре мы можем рассматривать как одно из непростых проявлений мотивационной сферы. По отношению к школьнику, мотивацию следует различать внутреннюю, внешнюю, общую и конкретную. Внешняя мотивация школьника может быть крайне неустойчива, так как она вызвана обстоятельствами или внешними стимулами. Какими бы не были обстоятельства и стимулы, интерес формируется лишь в том случае, если он вызван внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация у школьника формируется тогда, когда его возможности согласуются с внешними целями и мотивами, когда ученик испытывает удовлетворения от занятий. Успешная реализация собственных целей вызывает интерес продолжать заниматься физической культурой. Характер взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками в процессе урока также играет немалую роль в формировании внутренней мотивации.

Мотивация школьников по отношению к физической культуре дифференцирована. Условно можно выделить общие и конкретные мотивы занятий физической культурой. Общие мотивы характеризуются желанием школьника заниматься физической активностью вообще, то есть, в данном случае, ему безразличен вид и характер активности. Данный мотив вызван потребностью в двигательной активности. Конкретные мотивы отличаются тем, что вид деятельности на уроке для ученика играет важную роль. Школьник отдает предпочтения одним упражнениям и играм, и негативно относится к другим. Как правило, младшие школьники предпочитают игры, а подростки отдают свое предпочтение конкретным видам спорта, например, гимнастика или волейбол.

Задача преподавателей физической культуры состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для учащихся с целью формирования интереса к занятиям.

Процесс формирования интереса к урокам физической культуры не является легким. Он включает в себя как и элементарные понятия о физической культуре, так и некоторые знания об физиологии человека, анатомии, психологии. Наиболее важной является практическая часть, которая базируется на теоретических знаниях. Следовательно, можно сделать вывод, физическая культура включает в себя не только повышение уровня физической подготовки школьников, но и образовательную направленность.

Урок физической культуры должен базироваться на применении модернизированных технологий. Педагогу необходимо использовать как общий так и индивидуальный подход к учащимся, оценивать уровень физической подготовленности каждого ученика.

Фронтальные методы воздействия на школьников во время урока физической культуры помогут педагогу заинтересовать учащихся, вызвать положительные мотивы к занятиям. В этом случае, игровые комплексы являются наилучшем выбором. Педагог может самостоятельно выстраивать комплекс игр, в зависимости от особенностей учащихся (возраст, физическая подготовленность и т.д.). Игровые комплексы, в свою очередь, могут включать набор игр, эстафеты, небольшие соревнования. Игровые комплексы вызывают интерес у школьников, доставляют им удовольствие и радость, что способствует хорошему настроению на уроках физической культуры. Во время игр, дети удовлетворяют свою двигательную активность, появляется возможность проявить инициативу, попробовать свои силы. Все выше перечисленное приводит к формированию устойчивой внутренней мотивации у учащихся к занятиям физической культуры.

В случае, если ребенок не проявляет ни малейшего интереса к уроку, выполняет все задания через силу, у него формируется негативное отношение к физической культуре. Причиной этому могут быть плохая организация урока, отсутствие эмоционального контакта между учителем и учениками, неправильно подобранные упражнения, урока, превышенная или малая физическая нагрузка.

Познавательный интерес играет немалую роль в освоении урока. Необходимо использовать средства наглядности, это могут быть карточки, картинки, стенды, плакаты, презентации, образовательные видеоролики. Наглядность является необходимым условием в успешном усвоении материала урока. Знакомство школьников с новыми, незнакомыми им видами спорта способствует повышению интереса к физичкой культуре.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании всех вышеперечисленных методов в совокупности, педагог может повысить интерес к предмету, способствовать повышению внутренней мотивации к занятиям физической культуры.

Список литературы

  1. Матковская, И. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. – 2007. - №5. – С. 60-72.
  2. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 194 с.
  3. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М. : АСТ-Пресс, 2005. – 427 с.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Эти отклонения, как правило возникают в раннем детском возрасте - 40% детей рождаются с отклонениями, практически здоровыми приходят в школу только 10 - 14% детей. В вузы России на 1 курс поступают здоровыми лишь 16% студентов. Поэтому состояние здоровья студентов является одним из важных предметов изучения для многих исследователей.

Сохранение и укрепление здоровья студентов в период обучения в вузе и подготовка их к профессиональной деятельности является важной основой высшего образования и творческого долголетия будущих специалистов. В совокупности социальных мер, обеспечивающих охрану здоровья студентов, определенное место принадлежит физической культуре, которая обеспечивает высокую учебно-трудовую активность студентов и высокую работоспособность их после окончания вуза.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

  • - материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
  • - физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
  • - социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
  • - психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
  • - культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую активность.

Отношение студентов к физической культуре и спорту -- одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции -- как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Мотивация - процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.

В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. студент спорт образование

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация -- восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая, гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения.

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма.

B условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого, человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая, культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;

повышение функциональных возможностей.организма;

психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

активный отдых;

достижение наивысших спортивных результатов.

Существует противоречие между постоянно растущими требованиями к подготовке студентов вузов по физической культуре и отсутствием познавательного интереса у студентов у теоретическим занятиям по этой дисциплине, а также ограниченностью используемых методов в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». Всё это снижает интерес и и ухудшает отношение к занятиям физической культурой. В то же время, повсеместно развивается сеть фитнес-клубов, появляются новые нетрадиционные виды гимнастики, которые пользуются большой популярностью у студентов.

Таким образом, чтобы повысить мотивацию у студентов нужно разнообразить учебные и секционные занятия, для девушек вести фитнес, а для юношей - силовые тренировки; занятия не должны проходить монотонно, необходимо активно использовать игровой и соревновательный методы, активные методы обучения; усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой. Выявлены основные мотивы к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Большинство отмечают, что от занятий физической культурой они хотят получить здоровое и эстетически красивое тело. Благодаря включению в программу высших учебных заведений занятий по разнообразным видам спорта, использованию различных фитнес-направлений, игрового и соревновательного метода мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом повысилась.

Использование активных методов обучения на теоретических занятиях способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

Список литературы

  • 1. Колокатова Л. Ф., Чубаров М. М., Петухова Т. А. Физическая культура студента, учебное пособие. ПГУАС 2012, 424 с.
  • 2. Петухова Т. А., Колокатова Л. Ф., Чубаров М. М. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ в организации физического воспитания студентов, иучебное пособие. ПГУАС 2006, 124 с.
  • 3. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2009. - С. 6-9.
  • 4. Ильин, Е. Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е. Л. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.
  • 5. Сырвачева, И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. - Владивосток: ДГВУ, 2003. - C. 108-111.
  • 6. Панова Е.О. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта в процессе физического воспитания / Е.О. Панова, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 10. - С. 77-78.