14.09.2019

Профессиональные качества классного руководителя коллектива младших школьников. Роль классного руководителя в формировании личностно – профессиональных качеств студентов


Современный классный руководитель, кто он?

Профессии классного руководителя не учат ни в одном высшем учебном заведении. Классный руководитель – это огромная и тяжелая работа, он в каждом ребенке оставляет кусочек себя. Каким же должен быть современный руководитель детского коллектива?

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Каковы же роли, которые осуществляет на практике современный классный руководитель:

    аналитик

    стратег

    психолог

    духовный наставник

    талантливый организатор

    учитель родителей

    защитник здоровья воспитанников

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру местности, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Какие качества классного руководителя являются самыми главными. Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.

Личностные качества

Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Человеческие

Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.

Деловые качества

Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.

Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

«Воспитательная работа классного руководителя» - Деятельность администрации по организации контроля и повышению эффективности воспитательной работы с классными коллективами. Результаты II этапа. Результаты I этапа. Результат III этапа. III этап Выполнение планов воспитательной деятельности в классах по итогам 1-го полугодия. IV этап Анализ выполнения планов воспитательной деятельности в классах по итогам учебного года.

«Деятельность классного руководителя» - Принцип десятый. Деятельность классного руководителя может быть оценена следующим образом: При проведении основывается на принципы: Принцип первый. «Не навреди». Принципы мониторинга. Этапы проведения мониторинга. Нормативно- установочный. Принцип второй. Принцип седьмой. «Вооружить новым инструментом».

«Портфолио классного руководителя» - Круглые столы, конференции). Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ. Целеполагания – поддерживает профессиональные цели. Задачи портфолио: Развивающая – обеспечивает непрерывность воспитательного процесса от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон профессиональных навыков и умений классного руководителя.

«Как человек научился считать» - Как люди научились считать? Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Вместо цифры “3” – три палочки. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали свои фигурки.

«Работа классного руководителя» - 1. Коррекция поведения школьников. 2. Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе. Классный руководитель обязан. - Аналитическая; - прогностическая; - организационно – координирующая; - коммуникативная. Режим работы классного руководителя: Формы работы классного руководителя.

«План работы классного руководителя» - Пример плана воспитательной работы. Взаимодействие с учителями – предметниками. Работа с родителями учащихся. В целом класс стал более организованным. Методика проведения внеклассных часов и других мероприятий. Вместо 5 запланированных собраний было проведено восемь по просьбе родителей. Активно участвуют в жизни школы и класса.

Слайд №1

Первый раз в пятый класс!!!И это уже третий раз!!!- Такие строчки сложились при подготовке к этому выступлению. Первый выпуск 5-9 класс, 2 выпуск 5-11 класс. Так удачно сложилось, что каждый класс мне довелось довести до конца. И уже дети моих выпускников ходят в нашу школу…
слайд№2

Я снова классный руководитель шумных ребят, как сейчас говорят, гиперактивных, но в то же время тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому. Как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным. Какие формы и методы использовать, чтобы каждый ребенок был успешен?
Слайд№3

Приоритетной областью образования становится воспитание. В документах и материалах приоритетного национального проекта «Образование» отмечается необходимость улучшения воспитательной работы с детьми и молодежью, важность создания всех необходимых условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Слайд№4

Что собой представляет эта личность?

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ
Личностные

результаты

способность обучающихся к саморазвитию, их интересы,

мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки .
Слайд№5

Классный руководитель — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Слайд№6

Поэтому Личностные качества классного руководителя, важны для формирования положительной динамики развития ученического коллектива и личности в отдельности. Поразмышляв о себе, как классном руководителе я могу выделить

свои личностные качества, которым я стараюсь придерживаться:

Слайд№ 7

  • · Организованность.
  • · Принципиальность.
  • · Тактичная требовательность.
  • · Справедливость.
  • · Неподдельный интерес к жизни и личности каждого ученика.
  • · Доброта.

Мои профессиональные слагаемые: слайд№8

  • Опыт работы классного руководителя.
  • ·Знание детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений.
  • · Знание теоретических основ воспитания
  • ·Организаторские умения и навыки.
  • · Коммуникативные способности.

Мое назначение как классного руководителя: Слайд №9

  • ·максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нем потенциальных способностей.

Мои перспективные цели:

  • · Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника.
  • ·Создание благоприятных условий для формирования его личности.
  • ·Осуществление необходимых коррективов в системе воспитания и обучения ученика.
  • ·Создание благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в классе.
  • · Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности ребёнка.

За основу взяла программу «Я расту»

каждый год - это определенный этап в жизни класса.
Слайд№ 10

Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Рассчитана программа на 5-9 класс.
Слайд№11

5класс - «Проросшее семечко»

6класс - «Росток»

7класс - «Соцветие»

8класс - «Бутон»

9класс - «Цветочки»

На каждом этапе ставятся определенные задачи.

Задача- Содействовать личностному развитию учащихся - ставится ежегодно.

Программа реализуется третий год.
Слад№12

В пятом классе на первом родительском собрании мною было предложено создать кадетский класс, сотрудничая со ШЮЛ.Из опыта- сотрудничество со ШЮЛ прошлого выпускного класса дали хорошие результаты. Мальчики отслужили в элитных войсках, многие ребята получают высшее образование, кто то остался на службе по контракту, один ученик обучается в Орловском институте МВД России.

Родители и ученики осознают значимость сотрудничества.

Слайд № 13 Т.к наша школа находится в отдаленном районе- некоторые ребята редко выезжают в центр города и в буквальном смысле отстают от жизни(поведение в общественном транспорте, в людных местах и т.д.) Третий год посещаем занятия в ШЮЛ, участвуем в шествиях, соревнованиях, готовимся к участию в параде на центральной площади к 9 мая.

За пятый класс определились потенциальные возможности каждого ученика. Для этого создавались все условия для развития личности, самоутверждения каждого ученика. Использовались традиционные формы работы.

В шестом классе ребята уже определились со своими интересами, возможностями и желаниями. Продолжили развивать свои личностные качества.
Слайд № 14

Например создалась группа девочек по составлению сценариев- они являются и ведущими мероприятий, вторая группа танцоры- без их танцев не обходится мероприятия. Есть фокусники, сочинители стихов(заказываем стихи по тематике), организаторы конкурсов, трудные ребята отлично справляются с диджейскими обязанностями, в походах являются отличными квартирьерами. Для троих ребят класса присутствие на празднике - это огромный прорыв(они просто присутствуют, иногда участвуют в конкурсах) слайд№8

Ни один школьный праздник не обходится без учащихся нашего класса. Они ведущие, танцоры, певцы, организаторы, художники, спортсмены…

Появились традиционные праздники: празднование 1 сентября, праздник «встреча Нового года», праздник «23+8», «окончание учебного года». И один праздник от родителей- за высокие достижения классного коллектива. Этот праздник является всегда неожиданно.
Слайд№12

При проведении всех праздников дается полная свобода ученикам в составлении программы вечера. Праздники проходят на ура! С другой стороны родители так же приходят подготовленными, со своим выступлением. И каждый праздник заканчивается дружеским соревновательным моментом. Например- соревнования по снайперу, дети 80-х и 2000 -х.слайд

На праздник приходят 100% учащихся слайд№15 и много родителей, с которыми мне очень повезло. В нашем классе единый коллектив- дети и родители. Вы все со мной согласитесь, что это общение имеет огромное значение в развитие личности ребенка. В классе много детей воспитанием, которых занимаются одни мамы, пап в этих семьях заменяют(если так можно сказать) папы других детей. Они особенно помогали в работе со сложными ребятами, не однократно помогали советом, где то объясняли, разъясняли,как нужно поступить правильно и порядочно, в разных жизненных ситуациях.

Тесное взаимодействие с родителями необходимо для успешного формирования личности ребенка!
Слайд№ 16

Можно много говорить о работе классного руководителя над развитием личностных качеств учеников. Это кропотливый, ежедневный, невидимый труд педагога.

На данный момент(по словам учителей- предметников) наш класс отличается от других коллективов небезразличным отношением друг к другу. Каждый ученик, родитель, классный руководитель готов подать руку помощи и поддержать в нужный момент - это так важно в современном мире. Дружба, взаимопонимание, взаимоподдержка, чувства сопереживания и многие другие личностные качества помогают нам добиваться высоких результатов.
Слайд№17
Пройдет еще несколько лет и мои дети повзрослеют. Часть из них продолжат образование в других учебных заведениях. Но я уверена, где бы они ни были, они будут успешны, а значит, мой труд не напрасен.
Слайд№18

Совершенствование личностных качеств

классного руководителя, как одно из условий

его самореализации

Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными качествами которых были искренняя любовь к детям, организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.


Прошли годы, я стала педагогом…


Вот уже много лет работаю в школе учителем, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель – это тот человек, который создает оптимальные условия для организации учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.

Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны.

Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях, где есть старики, воспитание и надзор доверены им.

Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


Такая помощь может включать совет, доброе слово и играют огромную роль в нашей жизни.

Анализируя свою воспитательную работу в 8 классе, сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 9 классом.

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:


создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;


максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Работая классным руководителем у меня совершенствуются личностные качества, ведь чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества классного руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.

Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Важно помнить, что дети в классе – это твое отражение, поэтому надо стараться постоянно работать над собой.

Я не придерживаюсь лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так.

Я не стесняюсь признаваться в собственных ошибках, просчетах, умею анализировать их и делать выводы.

Я тщательно продумываю принципы своей воспитательной работы и стараюсь следовать им.

К принципам я отношу следующее:

  • быть честным с детьми;
  • не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;
  • не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

Ведь главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский

Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество

ЦЕЛИ воспитательной работы с классом: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский

ПРИНЦИПЫ воспитательной работы: быть честным с детьми; не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками; быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования; быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им; быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо; быть последовательным и объективным; быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально; не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять; не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

ГЛАВНОЕ - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.