01.07.2019

Что дает рефлексия. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. Признаки склонности к рефлексии


Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется. Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном. Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения. Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность - результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Как развить рефлексию

Развитие рефлексии невероятно важно для изменения трезвомыслящей личности в лучшую сторону. Существуют следующие способы развития рефлексии:

  • Анализируйте свои действия после важных событий и принятия сложных решений . Старайтесь адекватно оценивать себя со стороны. Подумайте над тем, как вы действовали, как выглядели ваши поступки в глазах других. Задумайтесь, была ли у вас возможность поступить более правильно или эффективно. Оцените, какой опыт вы получили после конкретного события.
  • Старайтесь завершать каждый рабочий день анализом прошедших событий. Пробежав мысленно по всем эпизодам уходящего дня, сконцентрируйтесь на тех, которыми вы довольны не полностью. Оценивайте неудачные моменты взглядом стороннего наблюдателя.
  • Периодически проверяйте свое мнение о других людях. Анализируйте, насколько ваши представления верны или ошибочны. Нельзя назвать данную задачу легкой, однако если вы открытый и общительный человек, для вас это не станет проблемой. В противном случае вам следует повысить свои коммуникативные навыки , которые также обеспечивают развитие личностной рефлексии .
  • Больше общайтесь с непохожими на вас людьми, которые придерживаются иной точки зрения, отличной от вашей. Каждая попытка понять такого человека представляет собой активизацию рефлексии. В случае достижения успеха можно говорить о том, что вы освоили еще одну рефлексивную позицию. Не нужно бояться понять другого, поскольку это не является полным принятием его позиции. Широкое видение ситуации сделает ваш ум более гибким , а также позволит найти более эффективное и согласованное решение.
  • Для анализа своих действий используйте проблемы, с которыми сталкиваетесь в конкретный момент.
  • Даже в очень сложных ситуациях можно найти долю парадоксальности или комизма. Если вы посмотрите на свалившуюся проблему под другим углом, вы увидите в ней что-то забавное. Такой навык говорит о высоком уровне рефлексии. Не всегда легко найти что-то смешное в проблеме, однако это помогает открыть путь к ее решению.

Развивая у себя способность к рефлексии, спустя полгода вы заметите, что научились лучше разбираться в людях и самих себе. Вам предстоит удивиться тому, что вы можете прогнозировать чужие поступки и предугадывать мысли. Более того, вы научитесь понимать себя и почувствуете мощный приток сил. Рефлексия представляет собой действенное и одновременно тонкое оружие. В данном направлении развиваться можно бесконечно, а применять способность к рефлексии можно в самых разных сферах жизни.

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании - это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия - это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. - цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. 284 с.).
Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия - рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия - уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия - рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме - в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. - 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124).
Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

Полноценное развитие личности требует постоянного получения новой информации, а также способность осознавать, "перерабатывать" полученные знания.

Рефлексия в психологии - это способность человека понимать степень своей уникальности, знать свое предназначение, правильно формулировать мысли и взаимодействовать с окружающим миром.

Говоря простыми словами, рефлексия - это умение заглянуть в свой внутренний мир, совершенные действия, полученные знания и будущие начинания.

Рефлексировать - значит фокусироваться на собственном сознании. Человек начинает размышлять о своем внутреннем мире, пытается сравнить себя с другими и пытается посмотреть на себя со стороны.

Рефлексия, она ведь не есть буквально мышление, ошибка отождествлять эти понятия. Рефлексия относится к мышлению примерно так же, как бодибилдинг - к занятиям штангой, то есть как свободный досуг - к спорту.
Максим Кантор. Учебник рисования

Определение

Слово "Рефлексия" обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.

Определение рефлексии - это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия - человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия - человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.
Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.

Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Виды рефлексии

Рефлексия - это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера - человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера - человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера - человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера - размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера - человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера - попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.
Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.

Формы рефлексии

Различаются несколько форм самоанализа, в зависимости от того, в какой ситуации начинаются размышления человека:
  • Ситуативной формы - человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
  • Ретроспективной формы - анализ событий, которое произошли в прошлом.
  • Перспективной формы - человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.

То, чего не хватает нашему времени, - это не рефлексия, но страсть.
Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание - это один из самых удивительных прыжков.
Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии - это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.

Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия в психологии общения

Рефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.

Рефлексия - это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека. С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.

Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.
В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.

В чем заключается рефлексия?

Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.

Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.

  • Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
  • Прочитать соответствующую литературу.
  • Уделить небольшое время размышлениям.
  • Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.

Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.

Другие виды рефлексии

Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.

Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

  • Элементарного типа. Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
  • Научного вида. Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
  • Философского вида. Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах - это показывает высокий уровень его интеллекта.

Примеры рефлексии из жизни

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.

Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы :

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?
Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.

Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот , поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Рефлексия, как стиль жизни

Рефлексия в психологии - это тяга к новым знаниям, возможность познавать мир, проводить работу над ошибками, легко идти на контакт с людьми и ограждать себя от источников негатива. Рефлексируя, человек перестает винить во всех проблемах себя или наоборот, сваливать всю ответственность на окружающих. Появляется четкая и правильная жизненная позиция.

Основным положительным качеством рефлексии является то, что с ее помощью человек перестает жить на автопилоте. Если в прошлом все проблемы были связаны с определенными обстоятельствами, то развивая в себе рефлексию, человек заранее анализирует свои действия и не совершает неверных шагов. Появляется привычка обдумывать все свои действия и анализировать их возможные последствия. Человек начинает относиться к жизни серьезнее, ведь неверный шаг может стать причиной плачевных последствий.

Развить в себе рефлексию просто - достаточно просто быть честным и откровенным с собой. Обдуманные поступки и взвешенные решения принесут плодотворные результаты. Периодически занимаясь самоанализом, но не углубляясь в бесконечные размышления, человек может сделать свою жизнь проще и счастливее.

А что вы думаете о способности анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками? Трудно ли вам признавать свою вину даже самому себе или вы всегда отдаете отчет своим действиям?

Рефлексия – мыслительный процесс, который направлен на изучение человеком самого себя, переосмысление собственных ценностей и устоев. Многие философы рассматривали рефлексию как явление, которое отличает человека от животных.

В психологии

В психологии понятие «рефлексия» используется довольно часто. В первую очередь она рассматривается как обращенность сознания на анализ своих мыслей и прошлых поступков. В узком смысле рефлексию можно считать одной из форм самоанализа.

Выделить рефлексию в отдельную ветвь психологии предложил А.Буземан. Он считал, что связь рефлексивных процессов и сознания должна быть пристально изучена. А.Буземан утверждал, что рефлексия – это перенесение проблематики с мира внешнего на мир внутренний.

Отечественные психологи выбрали для себя другой подход. Они объясняли с помощью рефлексии процесс формирования личности и развития самосознания. С.Л. Рубинштейн считал, что зрелая личность формируется только при осознании субъектом границ собственного «Я». А осознать себя без способности к самоанализу не представляется возможным.

Самоанализ в процессе становления личности выполняет определенные функции:

  • С его помощью человек способен сознательно контролировать собственное мышление;
  • Индивид может критиковать и анализировать логичность мыслей;
  • При помощи рефлексии можно разрешить многие сложные задачи.

Если рассматривать творческое мышление, то в этом аспекте рефлексия выступает в роли «толка» к саморазвитию. Только критическое переосмысление результатов творчества способно стать стимулом для внедрения чего-то нового. В таком случае можно говорить развитии рефлексивно-творческих способностей.

Рефлексия всегда связана с действием. Она делает его направленным и оправданным. В том случае, если человек склонен к излишнему самоанализу без каких-либо действий, то это может приводить к зацикленности на себе и прошлых поступках.

Принципы понимания

Для глубокого изучения и понимания рефлексии используется несколько подходов.

Вид подхода Суть подхода
Кооперативный Анализ видов деятельности между субъектами. Также он используется при кооперации общих и совместных действий внутри группы, проектирование коллективных видов деятельности.
Коммуникативный Самопознание индивида с помощью общения, межличностное восприятие.
Когнитивный Способность развитой личности анализировать и оценивать собственные действия в рамках отдельной ситуации.
Личностный Построение и развитие личности в процессе общения с другими индивидами или активной деятельности в социуме.

Рефлексия в рамках одной личности является анализом внутреннего мира с целью лучшего понимания и самосовершенствования. Анализу подвергаются мысли, действия, поступки, отношения с другими людьми на разных уровнях. В рамках личностной рефлексии выделяют два типа:

Рефлексия помогает индивиду осознать свои цели и направления для их достижения. С помощью самоанализа можно получить материал, базу идей и мыслей, которые в будущем будут направлять и указывать намеченные цели.

Формы самоанализа

Психологи выделяют несколько форм рефлексии. Каждая из них несет свою функцию и занимает определенное время. Существует три основных формы:

  1. Ситуативная. Человек анализирует одну определенную ситуацию. Она происходит в текущий момент. Такая форма анализа полезна для того, чтобы человек смог подстроиться под изменяющиеся события или присоединения новых факторов;
  2. Ретроспективная, при которой происходит оценка уже свершившегося события;
  3. Перспективная. Человек размышляет о предстоящей ситуации, планирует свои действия при том или ином развитии событий. Такой анализ помогает эффективно и рационально спланировать свои дальнейшие шаги.

Каждый из этих видов рефлексии может осуществляться как самой личностью индивидуально, так и группой людей.

В педагогике

Рефлексия в педагогике в первую очередь рассматривается как самооценка ученика. Понятие в контексте образования
значительно отличается от принципов самоанализа в психологии. С помощью определенных приемов учитель может посмотреть на педагогический процесс с точки зрения ученика, учитывая индивидуальные особенности каждой личности.

По требованию ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) учитель должен применять специальные приемы на каждом уроке. Цель нынешней системы образования – научить пользоваться подручными материалами и побудить в учениках тягу к самообразованию.

Рефлексия в педагогике – это самооценка учениками своих успехов, эмоций, внутреннего состояния и результатов деятельности. Педагог ставит перед собой цель донести до ученика важность его деятельности, вклад в общее дело, реальные перспективы. Также важно научить адекватно оценивать свои возможности. Для всего этого необходим грамотный самоанализ.

Виды

По стандартам ФГОС выделяют несколько видов рефлексии. Она различается по содержанию, форме деятельности и цели. Эти приемы могут использоваться на разных этапах обучающего процесса по усмотрению педагога, в начале, середине или конце урока.

По содержанию выделяют символический, устный и письменный анализ. В первом случае ребенок дает оценку с помощью символов и жестов (большой палец вверх, нарисованный смайлик или солнышко). Также ребенок может описать свои ощущения и впечатления от занятия устно, поделившись своим мнением с одноклассниками. Выражение своего мнения в письменной форме занимает больше времени, но приучает ребенка излагать свои мысли структурированно.

По форме деятельности принято выделять коллективный,
групповой, индивидуальный и фронтальный анализ.

По цели различают эмоциональную и рефлексию деятельности. Важно оценить эмоциональный настрой класса, его готовность усваивать новый материал или повторять старый. С помощью такой ученической оценки педагог может подкорректировать свою методику и учесть ошибки. Эмоциональный анализ хорош тем, что его легко проводить во всех классах, с первого по одиннадцатый, и он не занимает много времени.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать).

М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)

«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

    рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;

    рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);

    рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов)

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Одно из определений рефлексии, доступное для уточнений, таково: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Возможно, существо рефлексии - не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия является генетически вторичным явлением. Рефлексия появляется при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия есть выход практики за пределы себя самой. Рефлексия - инобытие практики. Рефлексия - процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Рефлексия - развитие и обновление практики. Итак, рефлексия есть обращённость практики на себя, рефлексия производна от прекращения практики. Высшей формой практики, отражающей существо человеческой способности, является деятельность. Последняя не может развиваться без рефлексии. Имманентно присущие деятельности атрибуты в их процессуальном существовании - материал, продукт, нормы, способы и средства деятельности, а также бытие деятелем не являются сами по себе рефлексивными, но могут быть обращаемы на себя при наличии затруднений в их функционировании.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная). Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения разворачивания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т.н. "задач на соображение") привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной (С.Ю. Степанов, И.Н.Семёнов). Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволило выйти на изучение проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии (Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов) .

Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

Целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

Рефлексивная деятельность включает в себя:

    понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

    объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

    учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

    умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Рефлексия включает в себя:

Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;

Переживание, припоминание;

Решение проблем.

Развитие в отечественной психологии конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, было подготовлено проработкой данного понятия И.М. Сеченовым, Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания. И сейчас понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.п .

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств, с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.

Рефлексия в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ - от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Целеполагание - от промежуточных целей с помощью, как прямого анализа, так и обратного;

Анализ значимости мотивов и их достижимости;

Анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели.