23.09.2019

Формирование и мобилизация ресурсов. Мобилизация личностных ресурсов клиента социальной работы


Я был свидетелем и участником неудавшейся попытки перевести систему управления в нестабильный режим.

Некоторое время назад к руководству Ярославским шинным заводом пришла новая команда управленцев, в частности, я был назначен на должность директора по персоналу и социальным вопросам.

До того система на заводе находилась в стабильном, застойном состоянии, управляемость была потеряна. Рыночная доля снижалась, накопилась пятимесячная задолженность по зарплате, процветало воровство; почти никто на заводе не работал в полную силу.
Новые руководители-«варяги» за короткий срок смогли ввести серьезные элементы мобилизационного, аварийного стиля работы. На заводе начались массовые увольнения управленцев, ужесточились наказания, одна треть структурных подразделений была ликвидирована. Система по многим параметрам становилась нестабильной. Персонал отчаянно искал возможность снова перейти к спокойному, стабильному режиму работы, изобретая самые разные способы «приручения» системы, вследствие чего темпы перемен вскоре стали замедляться.


Поскольку отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) был в моем ведении, я старался всеми силами ужесточить нормирование, чтобы цеховые нормировщики (сотрудники ОТиЗ) постоянно повышали нормы выработки и срезали расценки. Каждый месяц за единицу работы рабочие получали все меньше и меньше, и сделано это было не только для экономии на заработной плате (доля зарплаты в структуре себестоимости шинного производства невелика). Снижение расценок вынуждало рабочих и их низовых руководителей повышать производительность, чтобы сохранить прежний размер зарплаты.


Острая конкуренция на шинном рынке потребовала срочного снижения себестоимости (в первую очередь за счет увеличения объема производства, так как при росте объемов падает сумма условно-постоянных расходов в расчете на одну шину). Пришлось пойти на традиционные для русского управления меры в их крайней, «лагерной» форме. В некоторых сталинских лагерях был так называемый «барак без последнего»: когда надо было заставить заключенных быстро выйти из барака, объявлялось, что покинувший барак последним будет застрелен. В таких случаях заключенные, естественно, бросались к выходу, любой ценой стараясь не опоздать; все правила взаимовыручки сразу же прекращали действовать.
В ОТиЗ был применен аналогичный метод. В каждом из основных цехов было выделено свое бюро труда и заработной платы (БТЗ), где работали нормировщики. Было объявлено, что ежеквартально то бюро, которое за данный конкретный квартал снизит расценки меньше, чем БТЗ других цехов, подвергается наказанию. В этом «отстающем» бюро просто сокращают одну ставку и увольняют одного нормировщика. Тот же самый «барак без последнего», или, как обзывали эту систему, «умри ты сегодня, а я завтра». Внутри каждого бюро нормировщики были повязаны круговой порукой и потому вынуждены сотрудничать в деле повышения норм. А между бюро разворачивалась конкуренция за право не быть уволенным.


Система со скрипом начала работать. Нормировщики со слезами на глазах повышали рабочим нормы выработки и снижали расценки, а ненавидимый и проклинаемый директор по персоналу затравленно огрызался из своего кабинета. За год производительность труда на заводе выросла почти вдвое (на 97,5 %), а производство шин (в штуках) в расчете на одного рабочего - на 28,1 %.
Но раскрыть и использовать удавалось лишь часть скрытых резервов. Сотрудники ОТиЗ сразу же начали лихорадочно искать способы не допустить разрушительной для себя внутренней конкуренции коллектива, сохранить внутреннюю стабильность и спокойный ритм работы. Начали составлять очередь, кого увольнять первым, а кого - вторым, исходя не из результатов работы, а из того, у кого пенсия выработана, у кого муж хорошо получает, кто может относительно легко устроиться в другом месте. И раз в квартал отдел старался «сдавать» мне для увольнения по одному человеку, но не того, кто хуже работает, а того, кто понесет меньший ущерб от увольнения, - наш русский принцип решения сложных социальных и производственных проблем. В общем, ОТиЗ как низовая кластерная ячейка оказывал достойное сопротивление жестокой аварийно-мобилизационной системе управления.


Подобную круговую оборону можно было прорвать лишь изнутри отдела, с помощью ударников-энтузиастов. Такой потенциальный «стахановец» в отделе был - начальник БТЗ 2-го цеха Татьяна Юрьевна Баутина. Она обладала необходимой энергией, большим опытом, высокой квалификацией и отчаянным характером. Она почувствовала, что сейчас может проявить свои лучшие профессиональные качества, реализовать свой потенциал, отбросив опостылевшие уравнительные стереотипы поведения. Татьяна Юрьевна решилась принять предложенные начальством новые правила игры и за один месяц разработала и внедрила новую методику расчета трудоемкости приготовления резиновых смесей, за счет чего сократила 56 ставок. Это был трудовой подвиг, который надо было достойно вознаградить.

Директор по персоналу в моем лице должен был, по существующим правилам, на заседании дирекции выбить ей какое-то серьезное поощрение. Я настаивал на том, чтоб ей была выдана крупная разовая премия - десять месячных окладов. Это должно было быть знаком для всех остальных. Если бы премия была выделена, то событие стало бы переломным. Большинство сотрудников поняли бы, что уже невыгодно и бессмысленно цепляться за старые стереотипы неконкурентного взаимодействия, что безопаснее и выгоднее соблюдать правила «конкуренции администраторов», свойственные нестабильному состоянию системы управления.

Это был решающий момент. Директору по персоналу не хватило административных ресурсов для того, чтоб протащить необходимое решение. Большинство членов дирекции к тому времени уже не были столь рьяными сторонниками аварийно-мобилизационного режима и не поддержали решение о премировании. Сотрудник пошел против существовавших стереотипов, раскрыл резервы, показал, как можно работать, сократил 56 ставок и… не был вознагражден. Фактически он оказался в дураках.


Все в отделе (и не только в отделе) сразу поняли, что произошло. И больше никто и никогда в ОТиЗ не высовывался и не пытался участвовать в мобилизационных и подобных им мероприятиях. Сама Баутина, поняв свою ошибку, - доверилась реформаторам, - уже со следующего квартала стала скрывать цеховые резервы снижения трудоемкости, стараясь накопить в цехе «кадровый жирок», то есть начала работать в застойном режиме. Так не удалась попытка перейти в мобилизационный режим на одном отдельно взятом участке производства; атака на стабильную систему управления захлебнулась.

Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации, в особенности ее человеческого потенциала для осуществления стратегии.

Вопросам стратегии использования человеческого потенциала посвящен раздел IIIучебника, поэтому здесь ограничимся только двумя самыми общими замечаниями. Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации делу организации, в частности делу осуществления реализуемой стратегии. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководство должно стараться делать все, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личною дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.

Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Для этого высшее руководство должно привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Но не только. Важно устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведении для этого соответствующей подготовительной работы и изменений.

Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и, соответственно, эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во в р е м е н и. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, то отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень хорошо разработана. Поэтому для того, чтобы избежать провала на стадии выполнения стратегии, руководство должно организовать такое распределение финансовых ресурсов, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.

Для этого руководство должно установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций. Определены приоритеты в распределении денежных средств. Приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.

Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает наряду с эффективным распределением ресурсов также оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство должно не только знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, о возможностях и ограничениях на их использование, о стоимости капитала, но и делать все возможное для того, чтобы сохранять эти источники и обретать новые, если это необходимо для осуществления стратегии.

Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение б ю д ж е т а, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.

Выполнение всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации. Как видно из этой главы, выполнение стратегии предполагает проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии. Эти две суперзадачи требуют от руководства организации не только ясного видения того, куда идет организация, но и умения повести ее в нужном направлении. Настоящий стратег проявляет себя в том, что он может в максимальной степени мобилизовать ресурсы организации и распределить их таким образом, чтобы их использование дало наибольший эффект. Для настоящего стратега характерно то, что он не только знает, что и как менять, но и может провести необходимые изменения. Наконец, настоящий стратег умеет взаимодействовать с членами организации таким образом, что они воспринимают его идеи и своим трудом проводят их в жизнь.

Позиция 1. Характеристика типов ресурсов

Понятие «ресурсы» (от фр.resource - вспомогательное средство) очень часто употребляется в узком смысле, только как финансовые средства, необходимые для выполнения проекта. Представляется более правильным толкование понятие «ресурс» в более широком смысле - как совокупность всех средств, методов, материалов, возможностей и способностей, которые могут быть использованы в проекте.

Любые ресурсы в современном мире ограничены. Собственно сама технология проектного управления была вызвана к жизни по причине жесткой ограниченности всех видов ресурсов и необходимости всемерной их экономии. Поэтому основная задача ресурсного планирования сводится к оптимальному использованию всех их видов для достижения цели с максимальной эффективностью. Тщательно и подробно проведенное ресурсное планирование в дальнейшем является основанием для составления обоснованной сметы проекта. Типология ресурсов представлена в табл. 3.

Таблица 3

ТИП РЕСУРСА

КОММЕНТАРИИ

Интеллектуальные

Необходимый уровень знаний основных субъектов проектной деятельности

Материальные

Наличие помещения, оборудования, технических средств, канцелярских принадлежностей и т.п.

Финансовые

Совокупность собственных и привлеченных денежных средств

Профессиональные

Профессионально-квалификационный уровень проектной команды

Правовые

Наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию проекта (лицензии, сертификаты, регламенты и т.д.)

Организационные

Необходимые и соответствующие организационные единицы

Управленческие

Наличие менеджеров команды, способных двигать проект

Нравственно-волевые

Инновационная готовность персонала

Информационные

Наличие системы поиска регулярной информации, базы данных и т.д.

Технологические

Необходимые для реализации проекта производственные, кадровые, маркетинговые, социальные технологии

Позиция 2. Анализ ресурсов с точки зрения их наличия в организации (табл. 4).

Таблица 4 анализ ресурсов с точки зрения их наличия в организации

Позиция 3. Соотнесение наличных и потенциальных ресурсов с основными субъектами-кооперантами (табл. 5). Данная позиция представляет собой анализ человеческих ресурсов: «С кем необходимо взаимодействовать в рамках проекта? Кто является кооперантом и как обеспечить его лояльность проекту?»

Таблица 5

СУБЪЕКТЫ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ИНТЕРЕСЫ

Позиция 4. Разработка внешней и внутренней коммуникационных структур проекта. Данная позиция предполагает разработку внешней и внутренней коммуникационных схем проекта.

Внешняя коммуникационная схема отражает процессы взаимодействия с внешними субъектами.

Внутренняя - систему коммуникации внутри организации. Виды коммуникационных сетей представлены на рис. 6.

Рис. 6 Типы коммуникационных сетей

Появившаяся в 1970-х. Подчеркивается возможность участников движения получить ресурсы и мобилизовать их для достижения общих целей. В отличие от теории коллективного действия толпа и иррациональное поведение заменяется на "рациональный актор" (индивид или группа), использующий стратегическую и инструментальную логику.

Теория и её представители

Согласно этой теории успех движения зависит от способности участников привлекать ресурсы (деньги, доступ к СМИ и т.д.), мобилизовать людей и заключать альянсы с властью. Общественное движение должно быть организовано и нуждается в определенных ресурсах, т.к. обычное недовольство не сможет привести к изменениям в обществе.

В рамках этой теории выделяют несколько направлений:

В 80-х на смену начали приходить другие теории, такие как теория социального конструкционизма и теория новых социальных движений.

Напишите отзыв о статье "Мобилизация ресурсов"

Примечания

Литература

  • John D. McCarthy and Mayer N. Zald, The Enduring Vitality of the Resource Mobilization Theory of Social Movements in Jonathan H. Turner (ed.), Handbook of Sociological Theory , 2001, p.533-65
  • Diana Kendall , Sociology In Our Times , Thomson Wadsworth, 2005, ISBN 0-534-64629-8
  • Steven M. Buechler , Social Movements in Advanced Capitalism , Oxford University Press, 1999, ISBN 0-19-512604-1 ,

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мобилизация ресурсов

«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

Мобилизация – это выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними.

Рассмотрим мобилизацию личностных ресурсов в семьях, в которых проживают инвалиды, неважно во взрослом или детском возрасте, инвалиды с детства или ставшие таковыми вследствие травм. Подобная ситуация требует мобилизации не только человеческих, но и семейных ресурсов, т.к. и инвалиды, и семьи сами по себе являются клиентами социальной работы.

Семьи, один из членов в которой является инвалидом, очень часто находятся в состоянии жизненного затруднения. Эти семьи обладают особым психологическим статусом: особой закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, сложными взаимоотношениями между собой, специфическим отношением к члену семьи, вызванным его аномальным состоянием. К сожалению, большинство семей, воспринимают инвалидов не как членов семьи с «качественно иным развитием», а как дефицитарных людей-инвалидов.

Подобные ситуации требуют от социального работника выполнения мероприятий по мобилизации личностных ресурсов. Существует алгоритм действий по мобилизации ресурсов клиента.

Первый этап – выяснение обстановки. Необходимо досконально изучить социальные условия клиента, его потребности, проблемы, попытаться решить их имеющимися у клиента и социальной службы методами. Если собственных ресурсов не хватает, то рассматривается возможность получения дополнительных ресурсов (изучить имеющиеся целевые государственные программы, составить перечень некоммерческих организаций, фирм, частных лиц, которые могут оказать помощь, направить к ним письма-запросы).

Следующий шаг будет заключаться в умении заинтересовать потенциального источника оказания помощи. Это следует делать таким образом, чтобы значимость той или иной проблемы возросла в глазах всех причастных лиц. При работе с клиентами специалисты по социальной работе стараются координировать свои усилия и усилия и ресурсы клиентов и, используя один или несколько методов – заключение соглашения, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния.

Существует ряд механизмов оказания помощи в привлечении ресурсов клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам.



Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель, выступающий в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком. Внешнее замещение возможно и в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов предполагает воздействие на ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме. Его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненных задач.

Механизм резервирования ресурсов относится, прежде всего, к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму.

Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы, и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Также и группы социальной помощи могут либо непосредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содействие отдельным лицам, семьям и группам, способствуя возвращению людей в общество, помогая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению.



После мобилизации ресурсов личности необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапе центральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, в данном случае инвалида, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. Для членов семьи, столкнувшихся с инвалидностью, начинается новый этап в жизни. У них могут деформироваться привычные жизненные стереотипы, ожидания, связанные с будущим члена семьи ставшего инвалидом. У семьи меняется отношение к жизни. Люди в семье становятся терпимее, мудрее, ответственнее. Вырастает осознание того, что никто, кроме них не позаботится об их родственнике-инвалиде. Следовательно, необходимо бережнее относиться к своему здоровью.

Семью пугает не столько сам факт болезни, сколько процесс установления диагноза и освидетельствования родственника инвалидом. После установления диагноза и инвалидности, начинается активный поиск информации об этом заболевании, его причинах и проявлениях, возможных путях лечения и реабилитации.

На первое место встают вопросы об информации и об услугах, которые могут быть оказаны инвалиду в будущем. Во-вторых, столь же остро стоят вопросы расходов на питание, жилье, медицинские услуги, одежду. В-третьих, потребность в консультациях с психологом, специалистом по социальной работе, медицинским персоналом.

Любая болезнь ставит человека в особые жизненные условия, сужает пространство его активной жизнедеятельности, возможности всесторонне развиваться и может спровоцировать кризис психического развития человека. Заболевание (в особенности с тяжелым хроническим течением) качественно изменяет всю социальную ситуацию дальнейшего развития человека: изменяет уровень его психических возможностей, ведет к ограничению контактов с людьми. То есть оно меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, а также его внутреннюю позицию по отношению к самому себе и к жизни в целом. Проявление инвалидности увеличивает выраженность патологического формирования личности из-за неблагоприятной социальной позиции к таким людям. Очень часто члены семей ухаживающих за инвалидом отмечали, что ощущают изоляцию своих родственников-инвалидов от общества. Происходит это, на их взгляд, в силу специфических качеств, свойственных при инвалидности людям, таким как, например, непредсказуемое и неконтролируемое поведение, физические уродства. Отвечая на вопрос почему так происходит, они называют одну из основных причин – причину неготовности общества принять таких людей.

У родственников инвалида может развиться комплекс неполноценности, проявляющийся в виде переживаний чувства вины перед инвалидом и окружающими их людьми. Так формируется порочный круг: болезнь члена семьи-инвалида вызывает хронический стресс у родственников, у них складываются гаммы негативных психологических установок, и они посредством своего отношения усугубляют состояние инвалида. Наиболее влияющими на состояние семьи факторами, в которой проживает инвалид, являются актуальный неврологический статус больного члена семьи, степень тяжести его заболевания, выраженность динамики на фоне лечения, степень принятия родными болезни и т.д..

На этом этапе от семьи требуется максимум терпения. Особенно важно, чтобы они не воспринимали инвалида как неудачу семьи, а любили его таким. Родным необходимо направить усилия по более рациональному пути, не тратить время на размолвки, принять и правильно оценить свои тяжелые обязанности. Основной жизненной целью семьи инвалида должна стать максимальная адаптация к сложившейся ситуации. Также немаловажна сплоченность семьи вокруг инвалида.

Сплоченность, собранность и согласованность являются важнейшими факторами мобилизации семейных ресурсов, которые в совокупности с мобилизацией личностных ресурсов клиента дают положительный результат, к чему и стремится каждый социальный работник в своей деятельности.

Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, социальный работник демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что личностные ресурсы клиента социальной работы представляют собой физическое здоровье, интеллект, адекватную самооценку, позитивное мышление, способности и навыки, стремление к саморазвитию и самопознанию, а так же стремление познать окружающий мир.

В социальной работе, вопрос о личностных ресурсах клиентов очень важен, так как ресурсы клиента – это основа, с которой предстоит работать социальному работнику. Уникальность социальной работы состоит в том, что в ней объект, на который направлена помощь, также немаловажный участник процесса оказания ему помощи. У социальной работы, очень обширный контингент обслуживаемых лиц. Это могут быть дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица пожилого и старческого возраста; инвалиды; беженцы, вынужденные эмигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица – участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства и т.д.

Каждый клиент социальной работы, ввиду собственной индивидуальности и индивидуальности своей трудной жизненной ситуации, обладает разным личностным потенциалом или разными личностными ресурсами.

Первостепенная задача социального работника, при работе с клиентом – это выявление его незадействованных личностных ресурсов и помощь в их активизации.

Выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался, называется мобилизацией. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними.

Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. В приведенном мною примере – инвалида в семье, показана такая необходимость. Она заключается в том, что со своим окружением (если оно есть) клиент проводит больше всего времени, и оно своим примером и поддержкой способно помочь ему преодолеть трудную жизненную ситуацию.

После мобилизации ресурсов необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапецентральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, специалист социальной работы демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК