04.07.2019

Водительский медосмотр. Медосмотры водителей – все виды и требования к их проведению


Для транспортных предприятий медицинское обеспечение безопасности дорожного движения является обязательным условием осуществления основного вида деятельности. Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ были внесены поправки, по сути упорядочившие нормативную базу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (ТС). Что же изменилось с 31 марта 2014 года? Также поговорим об учете и налогообложении расходов на проведение медосмотра.

Зачем понадобились поправки?

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено много лет ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения. Оно заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Периодичность названных мероприятий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим устанавливаются федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок и периодичность проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей индивидуальных транспортных средств, до настоящего времени не принят.
В связи с этим правоприменителям приходится руководствоваться подзаконными нормативными актами, причем приняты они не во исполнение Закона о безопасности дорожного движения, а в целях реализации норм других нормативных актов такого же уровня, в частности Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, хотя к нему нет отсылочных норм.
Законодатель решил исправить правовые нестыковки и заполнить пробелы, не принимая отдельный закон, а дополнив ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения конкретными указаниями по проведению медосмотров водителей ТС и введя отсылочную норму на Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Плюс к этому введены отдельные нормы, посвященные медицинским противопоказаниям, медицинским показаниям и медицинским ограничениям к управлению ТС (ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения). Предлагаем во всем этом разобраться вместе.

Виды медицинских осмотров

Понятие «медицинский осмотр» в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие «медосмотр» Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие «водитель транспортного средства». В законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.

К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.

Обязательные медицинские осмотры водителей бывают четырех видов. Предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей ТС. Периодические (не реже одного раза в два года) — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС. Предрейсовые — в течение времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

На заметку. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на предпринимателей в случае самостоятельного управления ими ТС, осуществляющими перевозки (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14).

Кем и где проводятся медосмотры? Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми сторонними, либо штатными медицинскими работниками. Работодатель вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников должен будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что будет сделано в ближайшем будущем.

К сведению. Проведение обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей предусмотрено Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы.

При этом все неурегулированные вопросы проведения медосмотров разрешаются в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в РФ. Во исполнение его приняты различные подзаконные акты, среди которых выделим Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (приложение 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). Что касается предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств, то для них предусмотрены отдельная инструкция (приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) и методические рекомендации, которые доведены Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. Несмотря на рекомендательный характер последнего документа, он используется чаще, чем инструкция 1989 года, что подтверждается судебной практикой, связанной с вопросами по проведению предрейсовых медосмотров. Причем разработано Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). Что касается послерейсовых осмотров водителей, то в распоряжении автора не оказалось регулирующего этот вопрос документа. Если и читатель его не найдет, то порядок проведения послерейсового осмотра водителя придется установить организации самостоятельно.
И еще, у обывателей бытует мнение, что медосмотры обязательны для водителей транспортных организаций и предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров и (или) грузов. Однако это заблуждение, так как обозначенные выше требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.

Медицинское освидетельствование

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). В отличие от медосмотров, данные мероприятия проводятся за счет средств водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Рассматриваемая процедура осуществляется лишь в нескольких случаях: перед тем, как стать водителем ТС (для кандидатов в водители), и после того, как водитель получил водительское удостоверение, — когда срок его действия истек, в связи с чем нужна замена, или же удостоверение нужно вернуть после истечения срока лишения права на управление ТС. Еще одна причина проведения медицинского освидетельствования — внеочередное обследование в связи с выявленными при периодическом медосмотре признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению ТС (п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя ТС (кандидата в водители).
Это основное, что следует знать организации о медицинском освидетельствовании водителей ТС (кандидатов в водители). О проведении процедуры в отношении иных работников сказано в ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Она имеет общий характер по отношению к вышеозвученным специальным нормам, введенным в Закон о безопасности дорожного движения.
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС. Медицинскими противопоказаниями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного вождения ТС и при которых гражданину запрещено управлять автомобилем. Медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Конкретные перечни противопоказаний и ограничений по управлению ТС устанавливаются Правительством РФ.
Выявление противопоказаний или ограничений является одним из оснований прекращения действия права управления ТС. Также авто с водителем будет не допущено к участию в дорожном движении по истечении срока действия водительского удостоверения или же в случае лишения права на управление ТС. Это следует из новой редакции п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения.

Медицинский осмотр или освидетельствование?

Данный вопрос логичен, так как из обновленной ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения не ясно, данные процедуры являются дополняющими или исключающими. По мнению автора, обязательное медицинское освидетельствование должны проходить водители ТС — граждане, которые в таком качестве не связаны трудовыми отношениями с работодателями. Медицинское освидетельствование касается действий, связанных с получением, заменой, возвратом водительского удостоверения, без которого никто не может быть допущен к управлению ТС. Медосмотр же — это дополнительное мероприятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателя. Таким образом, можно сказать, что медосмотр и медицинское освидетельствование — это два дополняющих друг друга мероприятия, осуществляемых в отношении водителей транспортных организаций. Больший интерес для бухгалтера представляют медосмотры водителей ТС, так как именно их проведение работодатель оплачивает из собственного кармана.

Методология учета медосмотров

Затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение обязательных медосмотров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). У транспортной компании они включаются в себестоимость оказываемых услуг. Сюда же относятся предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения гособязанностей). Об этом сказано в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок.
Другой документ — Инструкция по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте рекомендует включать затраты на проведение медосмотров в состав расходов по обеспечению нормальных условий труда. При этом расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда. «В чем разница?» — спросит читатель. В том, что первый вид затрат (по обеспечению нормальных условий труда) может быть отнесен к косвенным расходам, а второй (оплата труда) — к прямым. Но, по мнению автора, методологически более верно все затраты, связанные с прохождением медосмотров, распределить между видами перевозок, в которых участвуют осматриваемые водители. То есть все затраты признать прямыми. Такой порядок позволит объективно распределить расходы и посчитать себестоимость перевозок, включающую затраты, связанные с проведением медосмотров. При этом нужно помнить, что эти затраты относятся к текущим расходам по обычным видам деятельности транспортной компании и отражаются в периоде их осуществления.

Налог на прибыль

Затраты на оплату услуг персонала, проводящего предрейсовые медосмотры, а также на приобретение необходимых медикаментов и инструментов уменьшают налогооблагаемую прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вознаграждение же медицинскому работнику, проводящему предрейсовые медицинские осмотры водителей, выполняющему работу по договору гражданско-правового характера и не являющемуся индивидуальным предпринимателем, включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в составе расходов на оплату труда) (п. 1 ст. 255 НК РФ). Хотя налоговики считают, что затраты на оплату услуг персонала организации, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). При этом условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов. У транспортных организаций медосмотры водителей в силу требований законодательства являются обязательными, что позволяет учесть расходы на их проведение по одному из указанных выше оснований. Исключение составляют случаи, когда затраты на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников финансируются за счет взносов на страхование от травматизма. Такая возможность предусмотрена пп. «е» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Возмещение затрат из данного источника финансирования не позволяет считать их расходами организации, скорее, это страховое обеспечение.

Единый налог при применении УСНО

У организаций, применяющих спецрежим — «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты «упрощенца» (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.

Налог на доходы физических лиц

В общем случае оплата за работника товаров (работ, услуг) считается его доходом, полученным в натуральной форме, либо в виде материальной выгоды. Статьей 41 НК РФ определяется доход как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. У работника, за которого работодатель оплачивает прохождение медицинского осмотра, рассматриваемой выгоды не возникает. Это компенсационная выплата, связанная, в частности, с исполнением сотрудником организации трудовых обязанностей. Она не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11).

Об ответственности

Итак, проведение медицинских осмотров — безусловно, важное и нужное мероприятие. Поэтому относиться к нему нужно ответственно всем, кто принимает в нем участие. Сказанное подтверждает ст. 11.32 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ. Ей установлены административные штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медосмотров. Санкции для организаций (предпринимателей) составляют 30 000-50 000 руб., для руководителей — 2 000-3 000 руб., а для граждан — 1 000-1 500 руб. При этом предприниматель, который управляет ТС и для которого также проведение медосмотров обязательно, наказывается как и юридическое лицо.
Также напомним, что организация проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров включена в круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). За невыполнение требований охраны труда в 2014 году ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а в 2015 году — ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Нарушение же правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемо (ст. 143 УК РФ).
Для перевозчиков пассажиров проведение медицинских осмотров является одним из лицензионных условий. То есть обязательно наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей ТС, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей ТС», или наличие договора с медицинской организацией или предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию (пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом). За нарушение лицензионных условий возможно не только наложение штрафа, но и лишение лицензии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как видим, по существу для транспортных организаций мало что изменилось, в большей степени законодателем доработана нормативная база, к тому же следует ждать скоро появления подзаконных нормативных актов, снимающих вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на практике. Поживем — увидим.

Пересмотрела все, что нашла по регулированию труда водителей. Что мгу сказать. В общем случае осмотры должны проводится «не реже 1 раза в 2 года». Т.е. по моему мнению, до истечения второго года после предварительного осмотра. Иного толкования я не нашла.

12. Субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»…

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 10.03.2016) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»

6.1.1. Водители-профессионалы обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г.N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в объеме, предусмотренном п. 27 прилож. 2 указанного Приказа , врачебной комиссией, в которую включается врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология» (терапевт, невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, психиатр, нарколог, уролог (по показаниям) и дерматолог (по показаниям)).

«МР 2.2.0085-14. 2.2. Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 06.02.2014)

Однако, есть один нюанс. При отнесении условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (СОУТ) к подклассу вредности 3.1 и выше по фактору «Физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве)» согласно п. 4.1 Приказа 302н периодические осмотры должны проводится 1 раз в год.

Я знаю, что на некоторых, особенно старых отечественных моделях автобусов, физические нагрузки значительные, т.к. нет усиления руля и т.п.

По действующим нормам закона медосмотры водителей являются строгим требованием к любой организации с собственным или арендованным автотранспортом. При этом работающие на предприятии шоферы должны проходить несколько видов осмотров, у каждого их которых – свои задачи и особенности. В настоящее время видов обследований, которые нужно проходить водители, пять. Не все они являются жестким условием работы.

Итак, какие медицинские осмотры проходят шоферы?

При приеме на должность

Предварительный осмотр при принятии на вакансию проводится в обязательном порядке для водителей, – всех без исключения. На этапе приема сотрудника крайне важно оценить состояние его здоровья, чтобы подтвердить пригодность к управлению транспортным средством и отсутствие противопоказаний, а также выявить возможные заболевания – в том числе, для дальнейшей профилактики и предотвращения осложнений.

ВАЖНО! Требование о предварительном профосмотре распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно управляют транспортом.

Предварительные медосмотры водителей включают комплекс мероприятий, которые проводит комиссия сертифицированных врачей или специалистов из лицензированного государственного, муниципального или частного медучреждения.

Так, соискателям предстоит пройти общее медобследование у терапевта, хирурга, невропатолога, лора и офтальмолога, а затем полное и тщательное лабораторно-функциональное обследование. Оно подразумевает анализы биоматериалов, проверку зрения и работы вестибулярного аппарата, а также ЭКГ головного мозга.

Также в состав работы комиссии входит анализ результатов планового наркологического обследования и сведения о возможном пребывании пациента на учете у психиатра.

Перед каждой сменой

Медицинский осмотр водителей транспортных средств перед каждым рейсом нужен для снижения количества аварий на дорогах. Его обязаны проходить абсолютно все шоферы. Ведь важно не допустить на смену сотрудника с неважным самочувствием или ослабленным здоровьем. Это может привести к снижению уровня внимания и, как следствие, аварии.

ВАЖНО! Предрейсовый осмотр не проводится для работников экстренных оперативных служб, которые выезжают на смену по срочному вызову.

Этот вид медицинского осмотра водителей проводится медиками-профпатологами либо средним медицинским персоналом, получившим сертификат на оказание такой услуги.

ВАЖНО! Сертифицированный медработник может работать в штате компании. Но гораздо целесообразней заключить с лицензированной клиникой договор на оказание услуг. Это на порядок удобней в организационном плане и более выгодно с экономической точки зрения.


В процессе прохождения медицинского осмотра водитель подвергается общему анамнезу. Медик опрашивает пациента на наличие жалоб и качество сна, и следит за особенностями поведения пациента. Врач учитывает походку шофера, внешние проявления заболеваний, состояние кожи – от ее цвета до наличия царапин и признаков уколов. Медработник измеряет температуру и давление, проверяет на наличие признаков или обострений заболевания.

ВАЖНО! Для допуска к оказанию данного вида услуг медик должен пройти обучение и знать нормы законодательных рекомендаций, связанные с услугой законы, а также нормативные акты относительно признаков употребления спиртного и наркотиков и диагностики этого факта.

По результатам осмотра медик выносит заключение о пригодности пациента к выходу на рейс. В случае одобрения он проставляет печать и подпись в путевом листе шофера.

Если осмотр выявил противопоказания к управлению транспортным средством, – врач отказывает в выходе пациента в смену, составляя соответствующий акт и справку, а затем направляет водителей на клиническое обследование. Основаниями для отказа могут стать наличие болей, общее неважное самочувствие, обострение заболеваний.

Еще один повод – подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение, в случае чего выписывается направление на медицинское освидетельствование водителей в клинике.

Сразу после рейса

Периодические медицинские осмотры водителей после рейса проходят только те шоферы, чья работа связана с пассажирскими перевозками и транспортировкой опасных грузов. Их цель – определить влияние трудовых факторов на общее состояние здоровья сотрудника, выявить и предотвратить стрессы, переутомление и хронические заболевания, вызванные условиями труда, и своевременно предвидеть возможные риски.

ВАЖНО! В законодательстве нет документа, регулирующего требования к тому, как должны проходить периодические медицинские осмотры после рейса. Нормативный документ должен носить корпоративный характер, то есть быть разработанным и утвержденным внутри организации.

Кроме того, факт прохождения медицинского осмотра после рейса выступает в качестве эффективной дисциплинарной меры и «сдерживающего фактора». Зная, что после работы его ждет визит к медику, водитель не станет злоупотреблять спиртным и запрещенными веществами на рабочем месте. Это также повышает безопасность дорожного движения.

Периодические

Плановый периодический медицинский осмотр водителей – важное мероприятие, организуемое в среднем один раз в год. Оно включает полное медобследование сотрудников у терапевта, хирурга, офтальмолога, лора, невролога, дерматолога, психиатра и профпатолога для подробного анализа состояния здоровья и рисков.

ВАЖНО! Законодательством закреплена периодичность прохождения плановых осмотров, соблюдать которую строго обязательно.

По закону периодичность прохождения обследования не зависит от стажа и категории водительского удостоверения, – определяющим фактором является возраст сотрудника. Так, лица младше 55 лет обязаны проходить его не реже раза в десять лет. Шоферы от 56 до 75 лет как представители «группы риска» – не реже одного раза в три года. Работники старше 76 лет проходят обязательный периодический медицинский осмотр ежегодно.

Также ежегодные периодические медицинские осмотры водителей носят обязательный характер для сотрудников, чья работа связана с пассажирскими и грузовыми перевозками.

Внеочередные

Внеочередной профосмотр водителей – это обследование, организуемое при наличии сведений об ухудшении состояния здоровья сотрудника. Такой профосмотр проводится по инициативе работодателя, по рекомендации ответственного за профосмотры медика или по требованию инспектора ГИБДД. Однако в последнем случае у сотрудников надзорных органов должны быть основания для вынесения такого решения.

И дополнительно…

Также в законодательстве существует такое понятие, как медосвидетельствование. Оно отличается от профосмотра тем, что освидетельствование водители проходят тогда, когда не связаны трудовым договором с предприятием.

Например, процедура может быть вызвана необходимостью получить, заменить или вернуть водительские права. Соответственно, и периодичность медицинского освидетельствования водителей зависит от срока действия водительского удостоверения.

Также необходимость в медицинском освидетельствовании может возникнуть вследствие выявления при плановом медосмотре симптомов заболеваний и обострений, относящихся к противопоказаниями к управлению транспортом и ведущие к запрету.

ВАЖНО! Так как медицинские осмотры представляют собой меру по обеспечению безопасности дорожного движения, за которое ответственно предприятие, то и расходы на него лежат на работодателе. В случае с освидетельствованием процедура оплачивается самими водителями.

Процедуру проводят государственные, муниципальные и частные медучреждения с лицензией на такого рода деятельность. Обследование включает также проверку у психиатра и нарколога, которая проводится в поликлинике по месту регистрации.

Документация

Прохождение медицинского обследования предварительного, периодического или внеочередного типа завершается оформлением медицинской справки, подтверждающей пригодность сотрудника к профессиональному управлению транспортом. Внеплановое или периодическое медицинское обследование – освидетельствование – сопровождается заключением о наличии или отсутствии ограничений к управлению транспортом в целом.

Ответственность


Итак, нужно ли жестко следовать всем требованиям относительно медицинских процедур для сотрудников водительских профессий? Ответ однозначный: да, непременно. Во-первых, все обязательные медосмотры реализованы для реального улучшения ситуации на российских дорогах. Во-вторых, неисполнение требований относительно медицинских процедур влечет за собой внушительные административных штрафы.

При невыполнении требований закона размер санкций для компании или ИП составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для руководителей предприятий – от 2 до 3 тысяч рублей, а для сотрудников – от 1 до 1,5 тысяч рублей. Кроме этого, работодатель несет ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

ВАЖНО! С возникновением форс-мажора и ДТП, повлекшего вред здоровью человека или чью-либо смерть, и при наличии выявленных нарушений по части осмотров предусмотрена уголовная ответственность.

К перевозчикам пассажиров требования по профсмотрам еще более ужесточены, так как проведение обследований – это непременное лицензионное условие. Нарушения для них означают не только штрафные санкции, но и лишение лицензии на оказание услуг.

Все виды осмотров


Городская клиника «Медицина для вас» проводит все виды профессиональных осмотров на базе предприятия заказчика либо по адресу медучреждения. Специалисты клиники проводят экспертизу профпригодности в полном соответствии требованиям закона.

Штат медработников различных специальностей и квалификации обеспечивают полный и тщательный осмотр. Мы работаем четко и ответственно, экономя ваше рабочее время.

Мы предлагаем вам заключить договор на регулярное оказание услуг, чтобы сотрудники могли проходить периодические медицинские осмотры без сбоев и нарушений. В нашей клинике медосмотр рассматривается не просто как формальная процедура, а как мера обеспечения безопасности дорожного движения и способ защитить бизнес от проблем.

Сотрудничайте с клиникой, которой неравнодушно благополучие вашего бизнеса!

С каждым годом в стране с геометрической прогрессией увеличивается количество автомобилей. Поэтому и неудивительно, что все большее число людей проходит медицинский осмотр для получения справки о состоянии здоровья, а значит, и разрешения на управление автотранспортным средством.

С 31 марта 2014 года в Российской Федерации вступили в силу изменения к Федеральному Закону «О безопасности дорожного движения», которые касаются сроков прохождения различных медицинских осмотров водителей. Рассмотрим подробнее, что же нового появилось в этом Законе.

Сначала разберемся с самим понятием, кто же считается водителем транспортного средства. В изменениях к закону сказано, что водителем транспортного средства является лицо, управляющее этим средством, или обучающее управлению. Существует три группы водителей, это:

1. Работающие в должности водителя;

2. Использующие автомобиль, как индивидуальные предприниматели;

3. Управляющие личным автомобилем.

Имеется большой перечень видов обязательных медицинских освидетельствований, но, конечно, не все водители обязаны их проходить. Для того чтобы разобраться, остановимся на этом вопросе поподробнее.

Итак, на основании п. 1 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» :

1. Обязательное освидетельствование кандидатов в водители;

2. Обязательное освидетельствование при замене водительского удостоверения;

3. Обязательное освидетельствование при возврате прав после лишения.

Больше всего повезло водителям с личным автотранспортом, им сделано существенное послабление. Если раньше они проходили медицинское освидетельствование каждые три года, то теперь, согласно новым поправкам, этот срок увеличился до пяти лет.

Гораздо сложнее стало профессиональным водителям. Кроме прохождения всех вышеуказанных осмотров, они обязаны проходить и несколько других.

Перечислим их:

1. Обязательный предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу водителем);

2. Внеочередное обязательное освидетельствование (проводится только в том случае, если у водителя выявлены какие-то отклонения в здоровье);

3. Обязательный периодический медицинский осмотр (каждые два года);

4. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр (кроме водителей оперативных служб, работающих в круглосуточном режиме);

5. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.

Данные изменения, в значительной степени, ужесточают контроль над водителями, которые занимаются перевозкой пассажиров. Они обязаны будут два раза в день проходить медосмотр (предрейсовый и послерейсовый). Это связано с тем, что многие перевозчики (особенно на маршрутном такси) относятся к медицинскому освидетельствованию формально, а нетрезвые водители за рулем маршруток давно уже не редкость. Разработчики изменений к Федеральному Закону надеются, что ежедневные проверки будут дисциплинировать нерадивых водителей.

Так же, в Законе подробно прописано, за чей счет должны быть осуществлены медицинские освидетельствования.

За личный счет осуществляется только обязательное медицинское освидетельствование, все остальные медосмотры обязаны оплачивать работодатели.

В п. 7 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» написано, что все медицинские освидетельствования можно пройти в любой государственной или частной поликлинике. Ограничения касаются только врачей - психиатров и врачей – психиатров - наркологов. Заключения данных врачей действительны только при прохождении обследования в государственном учреждении здравоохранения. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться непосредственно в организации, приглашенными медицинскими работникоми.

Законодатели надеются, что применение данных мер приведет к значительному сокращению количества аварийных ситуаций на дорогах страны. Ежедневно большое количество происшествий с участием автотранспорта происходит, именно, по вине водителей. Это может быть, как и резкое ухудшение здоровья водителя, так и нахождение его в алкогольном опьянении, или, что еще хуже, в наркотическом состоянии. Вот основной целью введения изменений в Федеральный Закон, как раз, и является определение наличия (или отсутствие) у водителей различных медицинских противопоказаний, запрещающих им управлять транспортными средствами.

Изменения в нормативные документы уже вступили в силу. Хочется напомнить, что штрафы за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, никто не отменял. Для физических лиц они составляют от 2000 до 3000, а для юридических – от 30000 до 50000 рублей.

20.02.2015 8:05:00

Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ)); обязательные периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ); предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ)); обязательные периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ); предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).На период прохождения обязательных осмотров за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).


Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.

Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), определен п. 48 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее - Порядок проведения медицинских осмотров).

Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении исследований, определен Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее - Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Предварительный медицинский осмотр проводится в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).



Для того чтобы организовать проведение предварительных медицинских осмотров, работодатель должен заключить договор с одной из указанных медицинских организаций (п. 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Методические рекомендации, утвержденные Минздравсоцразвития России 14.12.2005).

Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под роспись направление (п. 7 Порядка проведения медицинских осмотров). В направлении работодатель указывает:

  • наименование организации;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилию, имя, отчество соискателя;
  • дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель;
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы.


Направление подписывается работодателем (уполномоченным представителем). Работодатель должен вести учет выданных направлений (п. 8 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо направления будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка проведения медицинских осмотров):

  • паспорт (документ, его заменяющий);
  • паспорт здоровья работника (при наличии) (учетная форма № 125/у-ПЗ утверждена Приказом Минздрава России от 18.06.2013 № 382н);
  • решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Водители автомобилей обязаны проходить его не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; далее - Перечень психиатрических противопоказаний).


После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам (п. 12 Порядка проведения медицинских осмотров). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника), второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 14 Порядка проведения медицинских осмотров). Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор.

Работодатель не вправе допускать работника к данной работе, если им не пройден предварительный обязательный медицинский осмотр (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Если соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к такому виду работ, заключение трудового договора не допускается.

Соискатель, которому отказано в заключении трудового договора, вправе потребовать сообщить причину отказа. Работодатель обязан сообщить ее в письменном виде (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

За нарушение порядка проведения предварительных медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предварительного медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров).

Периодические медицинские осмотры проводятся в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров).

При направлении работников на периодический осмотр работодатель должен выполнить следующие действия:

А) составить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, и в течение 10 дней направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 20, 21 Порядка проведения медицинских осмотров). В списке указываются:

Наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
- наименование вредного производственного фактора согласно перечню факторов (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н), а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда. Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ);

Б) составить поименный список лиц, которые должны пройти осмотр (п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров), в котором должны быть указаны:

Имя, фамилия, отчество, профессия (должность) работника;
- структурное подразделение, в котором работает работник;
- вредный производственный фактор или вид работы;

В) направить в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра поименный список, составленный и утвержденный работодателем. Дата начала проведения периодического осмотра заранее согласовывается с медицинской организацией (п. 23 Порядка проведения медицинских осмотров);

Г) согласовать календарный план проведения периодического осмотра, составленный медицинской организацией (п. 25 Порядка проведения медицинских осмотров);

Д) ознакомить работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения медицинских осмотров);

Е) выдать направление на периодический медицинский осмотр (п. 24 Порядка проведения медицинских осмотров).

После проведения периодического осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых сразу выдается работнику для представления работодателю, у которого он должен храниться (например, в личном деле работника), а второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 31, 32 Порядка проведения медицинских осмотров).

Если работник признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел осмотр, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) в соответствии с установленными правилами (абз. 4 ст. 76 ТК РФ).

Медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического осмотра оформляет заключительный акт. В составлении акта также принимают участие представители работодателя и территориального органа Роспотребнадзора (п. 42 Порядка проведения медицинских осмотров). В акте указываются:

  • численность работников, прошедших периодический осмотр. Данные сведения отражаются в табл. 10 формы-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н);
  • рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия;
  • результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
  • другие сведения, предусмотренные п. 43 Порядка проведения медицинских осмотров.


Акт составляется в четырех экземплярах и заверяется печатью медицинской организации. Один экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его утверждения медицинская организация направляется работодателю (п. п. 44, 45 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо указанного осмотра один раз в пять лет водители автомобилей обязаны проходить (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, п. 37 Порядка проведения медицинских осмотров, Перечень психиатрических противопоказаний):

  • обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила его прохождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695;
  • осмотр в центре профпатологии или другой медицинской организации, имеющей право на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, например, в случае наличия у водителя заключения о предварительном диагнозе профессионального заболевания.


За нарушение установленного порядка проведения периодических медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения периодического медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

УЧЕТ ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ПЕРИОДИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА


Время, затраченное работником на прохождение медицинского осмотра, подлежит оплате в размере среднего заработка (ст. 185 ТК РФ), поэтому его необходимо отразить в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или № Т-13).

Поскольку табель (форма № Т-12) не содержит соответствующего условного буквенного или цифрового кода, работодатель может ввести новое обозначение (например, «МО» и «38»). Он вправе вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20). Такое изменение оформляется соответствующим приказом.

Следует помнить, что время, затраченное работником на медицинский осмотр, включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

ПРЕДРЕЙСОВЫЙ, ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЯ

В целях обеспечения безопасности дорожного движения работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей (абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).



Предрейсовый осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, а также индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Данное требование не распространяется на водителей, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Предрейсовый осмотр водителя проводится перед началом рабочих смен в течение всего периода его работы (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Допуск водителя к управлению автомобилем в состоянии опьянения может привести к наложению штрафа (ст. 12.32 КоАП РФ).


Лица, привлекаемые
к ответственности

Размер штрафа Норма

Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств
20 000 руб. абз. 2 ст. 12.32
КоАП РФ

Юридическое лицо
100 000 руб. абз. 2 ст. 12.32
КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель
100 000 руб. абз. 2, 3 ст. 12.32
КоАП РФ


Перечни медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ (п. 4 ст. 23.1 Закона № 196-ФЗ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, которым утверждены соответствующие перечни. При проведении предрейсовых медицинских осмотров рекомендуем руководствоваться:

  • Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)», приведенными в письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 (далее - Методические рекомендации).


Результаты медосмотра нужно заносить в журнал учета предрейсовых медицинских осмотров. Так как соответствующая форма (Приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555) не является обязательной к применению и не учитывает всех требований Методических рекомендаций, журнал лучше вести по самостоятельно разработанной форме.

Послерейсовый осмотр должны проходить в течение всего периода работы лица, работающие водителями автомобилей по перевозке пассажиров или опасных грузов, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 4 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Для проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров работодатель вправе (абз. 5 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ):


Согласно второй точке зрения наличие лицензии не требуется, если предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся медицинскими работниками самой организации, имеющими соответствующий сертификат. Такой вывод следует из п. п. 1.2, 1.4 приложения № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 № 15АП-4951/2014.

Прохождение водителем автомобиля предрейсовых и послерейсовых осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Согласно п. 7 данного документа путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.


В соответствии с п. п. 17, 18 указанного Приказа путевые листы регистрируются в журнале и хранятся в организации не менее пяти лет. Форма журнала учета движения путевых листов утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

За нарушение установленного порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

УЧЕТ ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ПРЕДРЕЙСОВОГО, ПОСЛЕРЕЙСОВОГО ОСМОТРОВ


Время прохождения медицинского осмотра водителем перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, пп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).

Таким образом, в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12, № Т-13) дополнительных отметок о периодах осмотров делать не нужно. Время, затраченное на предрейсовый и послерейсовый осмотры и на путь от рабочего места до места их проведения и обратно, суммируется с другими периодами рабочего времени (время непосредственного управления автомобилем, устранения неисправностей и пр.).

Например, если продолжительность смены водителя составляет девять часов и один час из них заняло прохождение предрейсового и послерейсового осмотров, включая путь от рабочего места до медицинской организации и обратно, то в табеле напротив фамилии водителя необходимо проставить буквенный код «Я», а в строке ниже - 9.