12.09.2019

Аудит социального развития организации. Социальный аудит в России. В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анали


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тульский государственный университет"

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа по дисциплине

"Основы социального государства"

" Социальный аудит . Основные цели и сфера применения "

Выполнил: студент гр.730421

Рябова Ульяна

Научный руководитель:

кандидат соц. наук, доцент Бондаренко А.И.

Содержание

  • Введение
  • Понятие социального аудита
  • Заключение

Введение

Социальный аудит в современной России и теоретически, и практически переживает этап становления, хотя и в одном, и в другом направлениях уже сделано немало. Здесь, прежде всего, следует выделить Концепцию российской модели социального аудита, разработанную группой ученых Академии труда и социальных отношений как, впрочем, и опытно-экспериментальную работу по апробации и внедрению основных ее положений в практику, в т. ч. создание Национального института социального аудита.

Социальный аудит (СА) - новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

В теоретико-методологическом плане СА опирается на концепцию социоэкономикиСоциоэкономика - направление, основанное Амитаем Этциони, развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. - междисциплинарную научную дисциплину, в центре которой находится процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Практическое значение СА заключается в том, что он может служить в качестве эффективного инструмента регулирования социоэкономических отношений и тем самым значительно повысить уровень управления человеческими ресурсами - решающим фактором производства в условиях современного рыночного хозяйства.

Особую актуальность СА представляет для России. И дело здесь не только и не столько в экономической рентабельности СА. Необходимо учитывать несколько важных обстоятельств. Во-первых, особая роль социальных отношений в отечественной истории и, в частности, пожалуй, то, что ни одна страна в мире не пережила в прошлом веке столько социальных потрясений как Россия. Во-вторых, совсем недавно, в 90-х годах, наша страна пережила тяжелейший системный кризис, который нанес наибольший ущерб именно социальной сфере, тяжелые последствия которого сказываются и по сей день. В-третьих, Россия в настоящее время переживает качественно новый этап своего социально-экономического развития, когда стратегическими задачами стали борьба с бедностью, реализация национальных программ (образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие сельского хозяйства). В-четвертых, в условиях глобализации социоэкономических отношений Россия может обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие, занять более достойное место в мировом сообществе только на основе инновационной экономики, в которой решающую роль должны сыграть человеческие ресурсы. СА и является тем эффективным инструментом регулирования человеческих ресурсов, позволяющим избежать социальных потрясений, сформировать систему управления социальными рисками на основе диалога между социальными и деловыми партнерами, реализовать социальные стратегические цели, и тем самым способствовать превращению России в подлинно социальное государство.

Основная цель работы заключается в изучении социального аудита. Для достижении поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

u изучается понятие социального аудита;

u выявляются основные цели и задачи социального аудита;

u рассматривается сфера применения социального аудита;

Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех - и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой

Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.

Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита - получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Особенности формирования социального аудита в России

Особенности российской модели социального аудита обусловлены многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений.

Одной из важных особенностей российской модели социального аудита следует считать ее строго добровольных характер, т.е. каждая из заинтересованных сторон сама, по своему усмотрению, решает быть ей заказчиком или нет. Результаты, полученные в ходе проведения социального аудита, остаются у заказчика аудита.

Для российской модели социального аудита характерна также ее стратегическая направленность. За рубежом социальный аудит преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте. В России же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом.

Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства

Социальный аудит в России начинает формироваться в тесной связи с системой социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также в законодательных актах большинства российских регионов.

Социальное партнерство можно определить как систему взаимодействия между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и неправительственными организациями, направленную на достижение консенсуса в сфере социоэкономических отношений. Существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций.

Основная заинтересованность профсоюзов в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет:

- значительно укрепить свои позиции в системе социального партнерства и более эффективно осуществлять защитную функцию;

- включить в объект аудиторского обследования условия различных коллективных договоров и соглашений, всех уровней и сфер, что, безусловно, повышает степень выполнения взаимных обязательств социальных партнеров;

- добиться равноправного диалога, в котором используются результаты независимого социального аудита, что дает профсоюзам возможность на основе аналитических результатов аудита достигнуть социального консенсуса всех заинтересованных сторон;

- усилить влияние на процесс сближения российской социальной системы норм и правил с мировыми стандартами, в т. ч. сближение российского законодательства по охране труда и здоровью работников с законодательством Европейского союза;

- повысить эффективность работы профсоюзной правовой инспекции труда.

Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита может быть выражена в том, что они имеют возможность:

- получить адекватную и объективную информацию об общественных отношениях в соответствующих сферах социоэкономической и экологической жизни общества на всех уровнях;

- вскрыть латентные формы социальной напряженности в национальной экономике и своевременно принять необходимые меры;

- более эффективно регулировать социоэкономические отношения через механизмы системы социального партнерства;

- постоянно проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- выверить степень реализации национальных проектов социальной направленности;

- формировать адекватную требованиям жизни правовую основу, регулирующую социально-трудовые отношения и систему социального аудита.

Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контролера, а, преимущественно, как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.

Исходя из характерных черт и особенностей социального аудита в России, его можно считать, эффективным инструментом социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании социоэкономических отношений.

Технология проведения социального аудита

Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов:

· теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей;

· методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;

· процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий.

Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации.

В качестве эталонов достижения социоэкономических показателей могут выступать:

· лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени;

· плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.);

· нормативные уровни показателей;

· средние или лучшие результаты: для предприятия - у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона - в других регионах и в стране;

· оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность;

· соответствующие нормы Международной организации труда;

· подтверждение соответствия социоэкономических показателей действующему законодательству РФ.

Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономического показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита.

Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита:

· рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона;

· выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора;

· прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин;

· выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона;

· обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности.

Технология проведения социального аудита вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов.

Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявления причин недовольства сотрудников и пр.

Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.

При непосредственном проведении социального аудита основными этапами деятельности социального аудитора являются:

· знакомство с поставленной задачей (задачами);

· определение границ своих действий;

социальный аудит аудитор

· изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов;

· составление вопросников и анкет;

· подготовка детализированной рабочей программы;

· реализация работы;

· составление отчета.

Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов.

Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов, если таковые имеются. Сравнение, как уже отмечалось, может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране. Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п.

Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей социального аудита в каждом конкретном случае. Например:

· занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, гендерная политика, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);

· оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.);

· безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);

· профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость);

· состояние экологии и т.п.

После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз.

Диагностика позволяет выявить принципиальные источники социальных рисков, связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; зоны социальных издержек.

Перед началом обследования социальный аудитор должен четко зафиксировать для себя три основных отправных момента:

· убедиться в том, что существует реальность создания равновесия между выгодой заказчика социального аудита и надеждами работников;

· оценить возможность использования получаемых результатов для проведения в жизнь главных целей в области социальной политики;

· определить тип социального аудита и объекты изучения.

Поэтому важно правильно классифицировать социальный аудит.

В зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров социальный аудит можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится:

· в целом по стране;

· в отраслях;

· в регионах;

· на предприятии, в организации.

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:

· внутренний социальный аудит, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона;

· внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью нефинансовой отчетности и обеспечивает соответствующей не только руководство предприятия, отрасли, региона, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.

По периодичности проведения социального аудита:

· перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;

· оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки;

· текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период.

По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится:

· руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом совместно;

· руководством;

· профсоюзами;

· бизнес-сообществом, предпринимателями;

· агентствами социального аудита.

· полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона;

· локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли или региона;

· тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.

По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на:

· социальный аудит соответствия;

· социальный аудит эффективности;

· социальный аудит стратегический.

Сфера применения социального аудита

Социальный аудит применяется социологами для диагностики состояния и функционирования социальной системы и системы управления, оценки эффективности управления. Таким образом, основной целью социального аудита является оптимизация управления, повышение его эффективности.

Процедура социального аудита включает три основных этапа. На первом этапе исследования осуществляется социологическая диагностика состояния и функционирования социальной системы. Для диагностики необходима научно обоснованная, методологически выверенная комплексная социологическая методика, основанная на системе объективных и субъективных, количественных и качественных показателей, которые могут быть измерены с помощью различных социологических методов. Диагностическая методика основана на интеграции таких методов исследования как опрос населения, фокус-группа, экспертный опрос, анализ официальных документов, характеризующих деятельность администрации города, а также анализ статистических показателей уровня социально-экономического развития муниципального образования. Второй этап социального аудита - оценка социальной эффективности деятельности органов власти.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка концептуальных моделей социальной эффективности деятельности органов власти, поиск критериев ее оценки, а также выявление факторов, оказывающих влияние на социальную эффективность.

Третий этап социального аудита - проектирование, разработка и внедрение социальных технологий, которые способствовали бы оптимизации муниципального управления, повышению его социальной эффективности.

Таким образом, технология социального аудита соответствует принципам социоинженерного подхода, поэтому достаточно успешно может применяться для анализа и оценки эффективности муниципального управления. К преимуществам данной технологии можно отнести: технологичность, алгоритмичность, комплексный характер, сочетание статистических и социологических показателей, применение количественных и неколичественных методов, позволяющих получить достоверные данные.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Значение отечественного социального аудита не ограничивается только подключением нашей страны к глобализации социоэкономических отношений. Научная актуальность и практическая злободневность социального аудита в России обусловлены в то же время ее цивилизационными, историческими особенностями, национальным менталитетом, а также качественно новым этапом социально-экономического развития, которое сегодня она переживает.

Социальный аудит предприятия оказывает влияние не только на социальную сторону деятельности предприятия, но также и на социально-экономическую. Так, социальный аудит позволяет снизить производственные затраты и увеличить экономический эффект от деятельности: улучшить финансово-экономические показатели, улучшить имидж и репутацию предприятия, снизить текучесть кадров, повысить уровень мотивации персонала, повысить инвестиционную привлекательность предприятия, привлечь новых потребителей.

Актуальность социального аудита для России признана на самом высоком уровне исполнительной власти страны. Выступая на заседании совета по реализации национальных проектов при Президенте РФ (28.02.08), В.В. Путин подчеркнул роль общественного аудита как одного из ключевых аспектов социальной политики. "…Нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также процедуру оценки их эффективности", - сказал он, отметив, что надо "вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий власти в области социальной политики".

Список использованной литературы

1) А. Шулус, Ю. Попов. Социальный аудит.

2) В.Р. Мешков, "Социальный аудит в системе социального управления".

3) В.Р. Мешков, "Социальный аудит: Российская практика".

4) Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус "Основы социального государства".

5) О.А. Воловик "Социальный аудит деятельности органов муниципальной власти в процессе развития институтов гражданского общества".

6) Концепция российской модели социального аудита. // Труд и социальные отношения. - 2007. - №2.

7) Попов Ю.Н. Социальный аудит: новая утопия или эффективный инструмент.

8) Свиридов А.К. "Социальный аудит - важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства // Теория и практика общественного развития".

9) Социальная политика. Учебник. / Под ред. Н.А. Волгина.

10)"Социальный аудит: учебное пособие". - М.: Издательский дом "АТИСО", 2008.

11) Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства - журнал " Креативная экономика " 9 (33 ) за 2009г .

12) Т.Е. Зерчанинова, "Технология социального аудита эффективности муниципального управления".

13) Тонева Д.С., Калоферов Х.П., Тонева К.П. "Зарождение и развитие социального аудита".

14) Ш.З. Санатулов, "Социальный аудит: проблема развития: сборник".

15) Шеремет А.Д., Суйц В.П. - "Аудит".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность социального аудита муниципального управления социумом малого города в условиях Севера, требования к данному процессу и его эффективность. Концептуальная модель социального аудита региональных программ в сфере государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Понятие и сущность социального партнерства. Роль и функции государства в системе социального партнерства. Анализ международной практики государственного участия в социальном партнерстве. Основные проблемы модернизации социального партнерства в России.

    реферат , добавлен 02.08.2012

    Методика корреляционного анализа в исследовании социального партнерства. Анализ современного состояния социально-трудовых отношений в Краснодарском крае. Характеристика российской модели социального партнерства. Оценка социальной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Особенности и технологии социального партнерства. Практика социального партнерства в решении проблем трудовой занятости людей-инвалидов, культурно-досуговой деятельности пожилых людей, в работе с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и сущность социального партнерства. Его особенности и принципы, структура, механизмы и модели. История и роль социального партнерства в достижении эффективной занятости. Мероприятия по стимулированию развития социального партнерства в Беларуси.

    презентация , добавлен 28.12.2016

    Сущность и содержание социального партнерства и социальной безопасности. Развитие социального партнерства путем совершенствования нормативно-правовой базы в сфере деятельности молодежных организаций в РФ. Основные социально-экономические интересы.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Определение, принципы, основные исследователи, направления социального патронажа. Функции социального патронажа по Алексеевой. Стадии процесса социального патронажа по Панову. Алгоритм взаимодействия специалиста с клиентом-семьей по И.И. Осиповой.

    реферат , добавлен 20.02.2010

    Либеральная (монетаристская) и социально-ориентированная модели государства; его роль и место системе социального партнерства как выразителя общей воли народа; консенсус в отношениях: правовое регулирование безработицы, минимальный социальный стандарт.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Основные элементы системы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления. Право пользования общественными ресурсами от имени общества. Функция социального контроля по Т. Парсонсу. Сохранение существующих в обществе ценностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общее определение социального аудита трудовых отношений. Цель социального аудита, а также история его становления как практического направления предпринимательской деятельности. Современный этап развития социального аудита в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога. Основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН. Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными социальными фондами - пенсионным, социального и медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Сущность аудита. Hеобходимость аудита. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Принципы аудита. Виды аудита. Внутренний и внешний аудит. Аудит на соответствие требованиям. Финансовой отчетности и специальный аудит. Значение аудита в системе управления

    курсовая работа , добавлен 10.04.2006

    Цели, задачи и содержание банковского аудита. Сущность аудита как экономической категории. Виды аудита банков. Назначение и необходимость внутреннего аудита (системы внутреннего контроля банка). Аудит финансовых результатов и распределения прибыли.

    реферат , добавлен 17.12.2013

    Понятие аудита и аудиторской проверки. Особенности аудита туристских организаций - туроператоров и турагентов. Аудит законодательного и нормативного регулирования. Аудит расходов и доходов. Аудит валютных операций. Аудиторское заключение.

    реферат , добавлен 15.09.2006

    Понятие цели и функции аудита. Аудит персонала организации: основные параметры. Методы и классификация типов аудита. Адаптация персонала на рабочем месте. Этапы деятельности аудитора. Экспертиза, анализ социального баланса. Оценка кадрового потенциала.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита. Понятие "аудит", его цели, задачи, классификация. Значение аудита в современных условиях. Взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

    Для многих компаний термин "социальный аудит" звучит пугающе: мало нам финансовых проверок, так еще и социальные программы будут проверять! Может, лучше свернуть благотворительную деятельность от греха подальше? А может, наоборот, за филантропию налоги снизят? И вообще непонятно, кто, как и зачем собирается оценивать социальные показатели компаний.

Прежде чем говорить о социальном аудите, давайте решим, что мы понимаем под термином "социальный". Если это благотворительность (она же филантропия), то ее оценка может быть нужна самим компаниям, при условии что бизнесу интересно, как тратятся его деньги. Сообщество некоммерческих организаций активно использует разработанные с помощью западных фондов методики оценки благотворительных программ и активно предлагает их бизнесу. Одна беда: все эти методики оценивают эффективность благотворительности лишь для некоммерческих организаций и в лучшем случае для местных сообществ.

Если "внутренняя оценка" (эффективность для организаций, успешно осваивающих деньги бизнеса) производится более или менее удачно, "внешняя оценка" (польза для общества) хромает. Направленные на меньшинства благотворительные программы, которыми занимаются некоммерческие организации, не в состоянии решить актуальные проблемы людей: зарплаты и цен, жилья и ЖКХ, детей и молодежи, экологии и здоровья, наркомании и алкоголизма.

Благотворительность по определению не связана с бизнес-интересами компаний. По данным опроса, проведенного в России английским фондом CAF, 67% менеджеров высшего звена считают, что благотворительность - это "альтруизм", 72% оценивают ее распространенность среди бизнес-сообшеств как "незначительную". И неудивительно - ведь спрашивали-то про благотворительность. По данным же большинства опросов, подавляющее число предпринимателей видят бизнес-выгоду от социальной активности, когда под ней имеются в виду как минимум программы социального инвестирования в собственных сотрудников, а также в местные сообщества.

История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена... на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором "социально ответственного поведения".

Поначалу такие прогрессивные компании, как Dayton Hudston, Levi Strauss, Cummings Engines, отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов "социально ответственного поведения" американский бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих communities. В 1977 г. Конгрессом был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act (Закон о реинвестициях в местные сообщества) и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал к середине 1980-х гг. Бюрократия везде одинакова.

Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за "невыполнение плана" по инвестициям в местные сообщества. Да и самого плана в общем-то нет. Как же так? Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали в community или мало?

Правительство поступило до гениального просто. Оно выделило каждому банку "подшефную территорию" и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).

Дальше последовал изящный ход. Список был опубликован крупнейшими деловыми изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты.

На следующий год банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, решено сделать ежегодным. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на "добровольно-принудительный" характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей.

Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям.

Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать.

Бизнес-сообщество, признавая необходимость объективной оценки "социальных инвестиций" компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Мы люди подневольные: введет государство новую форму социальной отчетности - будем отчитываться.

Между тем публичные политики все чаще заявляют о "социальном налоге" на бизнес. Еще в середине 1990-х гг. в Госдуме был разработан документ, поразительно напоминающий американский Community Reinvestment Act с той лишь разницей, что у нас процент "социального инвестирования" был фиксированным, а оценкой социальных инвестиций должна была заниматься федеральная и местная власть по своему усмотрению. Что из этого может получиться, объяснять не надо.

"Нравственный налог" на компании введен в Татарстане, ряд областей России готов предложить свои варианты регионального "социального налога".

Объективная оценка эффективности социально значимой деятельности компаний стала необходимостью. В числе основных причин:

Социальный аудит может стать для бизнес-сообщества инструментом влияния на региональную и федеральную власть, главным гарантом от "чиновничьего рэкета", как назвал это явление президент РФ В. Путин.

Участие власти, консалтинговых и рейтинговых агентств в разработке методики социального аудита необходимо. Данные недавних исследований свидетельствуют, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%). Однако главной заинтересованной стороной разработки национальной модели социального аудита является само бизнес-сообщество.

Что и как оценивать

Бизнес должен приносить прибыль. Социальные инвестиции во всем мире являются одним из самых выгодных видов инвестирования. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели. Любая внешняя система социального аудита должна начинаться с внутренней системы оценки эффективности социальной активности компаний, т. е. с оценки выгоды для бизнеса от социальных инвестиций.

Единой трактовки понятия "социальный аудит" не существует. Часто под ним понимают социальную отчетность (social reporting), как правило внешнюю. Компании отчитываются перед значимыми для них внешними стейкхолдерами. Для западных компаний это прежде всего акционеры, инвесторы, клиенты, а также органы власти, СМИ и общественное мнение в целом (хотя, строго говоря, последнее стейкхолдером быть не может). Наши компании отчитываются в надежде "заработать очки" в отношениях с властью и в меньшей степени - с партнерами, конкурентами и обществом в целом.

Социальная отчетность в общепринятом понимании касается всего спектра влияния компании на общество: от контроля за качеством продукта до "социального пакета" для сотрудников. Социальные отчеты как описание того, что сама компания считает социальным, могут предоставляться, во-первых, в свободной форме (брошюры, буклеты, раздел в годовом отчете и т. п.). Этому наши компании уже научились. Другой вариант - более формализованный комплексный отчет по принципу triple bottom line (в примерном переводе - тройной итог). Такой вариант оценки фокусируется на добавленной социальной стоимости (added social value), произведенной компанией в экономической, социальной и экологической сфере. Самый строгий вариант - стандартизованные отчеты по установленному набору индикаторов. Самые известные стандарты Global Reporting Initiative (GRI), Domini Social Index, UN Global Compact, SA 8000, АА 1000. Последний из них в России впервые применила British American Tobacco. Ряд российских компаний уже заявил о подготовке социальных отчетов по этому стандарту.

Аудит корпоративной ответственности

Большинство передовых компаний и консультантов используют термин "социальный аудит" для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.

В США социальный аудит фокусируется главным образом на том, как социально ответственное поведение компаний сказывается на ее основных бизнес-показателях. Социальный аудит определяет реальные затраты от политики и практики компаний и сравнивает эти показатели с показателями других компаний (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров. Этот подход отличается от устоявшегося представления о затратах как о производной от производственной деятельности.

Социальный аудит оценивает поведение компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности (EHS), отношений с местным сообществом. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компании и сопоставляет ее систему ценностей, поведение компании в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ. Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой "раннего оповещения" для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения.

Аудит социальной ответственности оценивает потери от "социально безответственного" поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала.

Компании часто жалуются, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).

NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.

Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

  • системы менеджмента качества;
  • энергосбережение и охрана окружающей среды;
  • отношения с персоналом;
  • трудовые отношения и права человека;
  • отношения с местным сообществом.
CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.

CRA оценивает "скрытую стоимость" социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.

Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).

Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит, - улучшение бизнес-показателей. Не случайно CRA делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации.

Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.

Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать "цветных" сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% "небелых" сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.

Как проводится социальный аудит

Шаг первый - необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.

Шаг второй - формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.

Шаг третий - создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.

Шаг четвертый - проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

Шаг пятый - анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

Шаг шестой - поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.

Шаг седьмой - сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.

Шаг восьмой - проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.

Шаг девятый - сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.

Шаг десятый - составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.

Основные вопросы аудита корпоративной ответственности

В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля.

Сфера управления человеческими ресурсами оценивается по следующим показателям: практика набора персонала, отсутствие дискриминации, здоровье и безопасность, текучесть кадров, практика продвижения и карьерного роста, зарплаты и выплаты, в том числе социальный пакет, процедура принятия решений, практика реагирования на насилие, на сокращение производства, аутсорсинг. Собирается детальная информация о поставщиках, главных ведущих акционерах, аналитиках и наблюдателях активов, выясняются связи со СМИ и должностными лицами.

Когда проблемы определены, команда аудиторов выясняет скрытые затраты. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными потерями времени на рассмотрение резюме, интервью, рекламу и принятие решений. Если сотрудникам недоплачивают за сверхурочные, производительность их работы падает, растет количество жалоб со стороны клиентов, компания теряет прибыли.

Часто менеджеры компаний с подозрением относятся к социальному аудиту, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.

Sedex Member EThical Audit - аудит социальной ответственности, который осуществляется в соответствии с Кодексом этической торговли и Кодексом поставщика.

Распространены две разновидности оценки.

  • SMETA pillar 2 . Базируется на требованиях законодательства определенной страны и кодекса этической торговли. Акцентируется внимание на производственной безопасности и условиях труда.
  • SMETA pillar 4 . Помимо указанного в предыдущем пункте, дополнительно изучается деловая репутации компании и влияние ее деятельности на окружающую среду.

Сформированное по итогам проверки аудиторское заключение доступно на платформе SEDEX (см. далее). Оно признается членами программы AIM-PROGRESS (объединение ведущих компаний отрасли потребительских товаров повседневного спроса). Компания проходит социальный аудит однажды, а результаты процедуры многократно используют ее партнеры, которыми была осуществлена регистрация SEDEX.

На базе AIM-PROGRESS анализируются поставщики в разрезе социальной ответственности.

SEDEX

Некоммерческая организация SEDEX (Supplier Ethical Data Exchange) – сегодня одна из основных информационных систем, доступная в реальном режиме времени, предназначенная для хранения отчетности аудитов SMETA и позволяющая заинтересованным сторонам получать информацию о проведенных аудитах по социальной, экологической и этической ответственности в цепочках поставок.

Платформа объединяет участников, прошедших аудит на основании требований SMETA (SEDEX Members Ethical Audit). Сам аудит охватывает оценку по следующим направлениям:

  • охрана труда;
  • производственная безопасность;
  • охрана окружающей среды;
  • условия труда;
  • деловая репутация поставщика.

Преимущества SEDEX:

Поставщикам: сокращение количества аудитов со стороны клиентов. Демонстрация соответствия этическим и социальным нормам через открытую базу данных SEDEX.

Клиентам: организовать свою цепь поставок и сократить риски в области социальной ответственности и устойчивости бизнеса, тем самым, снизить имиджевые и репутационные риски.

Необходимость и нормативно-правовая основа SMETA

SEDEX аудит подтверждает, что компания:

  • создала необходимые условия для комфортной работы;
  • нацелена на уменьшение вредного влияния деятельности на окружающую среду;
  • своевременно выполняет обязательства в цепочке поставок.

Обновленные требования к SMETA утверждены на форуме SEDEX в апреле 2017 года. Их придерживаются с 1 июня 2017. SMETA 6.0 базируется на следующих документах:

  • Рекомендации по наилучшей практике SMETA . Раскрываются этические принципы проведения аудиторских проверок.
  • Критерии измерения SMETA . Содержит набор инструкций по вопросам, подлежащим проверке аудиторами.
  • Отчет SMETA . Представлен формат отчета по аудиту.
  • SMETA CAPR : Представлен формат плана исправления.
  • Краткое руководство SMETA . Раскрыты особенности новой версии SMETA и получены ответы на часто задаваемые вопросы.

Чего ожидать во время и после SMETA?

Сущность аудита социальной ответственности - проверить соответствие хозяйственной деятельности предприятия международным требованиями или законодательным нормам конкретной страны. Во время проверки аудиторы:

  • знакомятся с условиями производства;
  • общаются с работниками;
  • анализируют первичную и сводную документацию;
  • фотографируют рабочие места, зоны для отдыха;
  • и др.

После завершения SMETA компания получает аудиторский отчет, рекомендации по улучшению деятельности и сроки на их исполнение. Аудиторское заключение публикуется в базе SEDEX.

Прохождение социального аудита - предпосылка улучшения отношений между Вашей компанией и партнерами.

Аудит SMETA

ООО «ТМС РУС», компания, имеющая большой опыт и безупречную репутацию в проведении аудитов соответствия требованиям и стандартам различных областей действия, предлагает услуги по проведению аудитов SMETA.

Аудиты проводятся российскими экспертами, квалифицированные к оценке соответствия по международным правилам SEDEX.

Заявки и запрос дополнительной информации: Департамент Менеджмент Сервис, [email protected] .