19.01.2019

Судебная практика по ст 171. Незаконное предпринимательство - судебная практика


Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 23.12.2010) "О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИИ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

В целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьями , и 174.1 УК РФ, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

Координирует общую деятельность Министерства: по вопросам Европейского Союза в отношении осуществления европейского законодательства и участия Республики Болгарии в процессе принятия решений в Европейском союзе, таких как. Координирует и методично поддерживает деятельность болгарских культурных институтов за рубежом.

Поддерживает участие болгарских художников и культурных организаций в программах Европейского Союза, Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций в области культуры. Собирать, анализировать, обобщать и предоставлять информацию, связанную с библиотечной деятельностью, книгоизданием и распространением книг, а также предоставлять методологическую помощь.

Судам следует иметь в виду, что отсутствует состав указанного преступления в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия.

Предлагает темы и организует подготовку сессий экспертных комиссий по государственному финансированию творческих проектов в области книгоиздания и библиотек, организует и поддерживает мероприятия и организует процедуры для адресной поддержки популяризации болгарской книги и чтения через различные мероприятия, круглые столы, дискуссии, международные книжные выставки и т.д.

Предлагает стандарты обслуживания и бюджетные проекты для делегированных государством мероприятий, финансируемых за счет муниципальных бюджетов, библиотек и общинных центров. Организует и координирует деятельность Национального совета по библиотекам, Национального совета Читалиште и Национального совета по нематериальному культурному наследию.

2. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ.

Обрабатывает принятые декларации по ст. 7а, п. 3 Закона об обязательном внесении печатных и иных работ и предоставляет информацию для публикации на веб-сайте Министерства. Координирует работу по реализации национальных и международных проектов для модернизации деятельности библиотек и их включения в глобальную информационную сеть.

Совместно с Управлением административной службы и управления персоналом организует и участвует с его представителем в конкурсной процедуре для объявления и проведения конкурса на должность «Директора Национальной библиотеки», Св. Кирилла и Мефодия и разрабатывает описание работы для этой должности.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Анализирует деятельность государственных культурных институтов в области библиотечной работы, вносит предложения по оптимизации их работы, осуществляет текущий мониторинг и ежегодную комплексную оценку их деятельности. Следит за реализацией концепций, по которым руководители государственных культурных институтов в области библиотеки выиграли конкурсы на замещение должности, информирует министра и вносит предложения на основе полученных заключений.

Организует и координирует программу министра, заместителей министров, генерального секретаря и других должностных лиц министерства по официальным и рабочим визитам за границу и готовит миссии за рубежом. Разработать критерии оценки проектов, которые применяются для финансовой поддержки по пункту 2.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Разрабатывает программы развития структуры, финансирования и функционирования национальной сети государственных культурных институтов в области исполнительского искусства. Анализирует деятельность государственных культурных институтов в области исполнительского искусства, вносит предложения по оптимизации их работы, осуществляет постоянный мониторинг и ежегодную комплексную оценку их деятельности.

Наблюдает и анализирует художественную ситуацию болгарских культурных организаций в области исполнительского искусства. Оказывает методологическую помощь организациям, осуществляющим культурную деятельность в области исполнительского искусства. Организует культурные мероприятия в области исполнительских искусств, инициированные министерством.

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Организует работу экспертных советов министру искусств. Координирует культурные инициативы и программы в области исполнительского искусства в стране и за рубежом. Следит за реализацией концепций, по которым руководители государственных культурных институтов в области исполнительского искусства выиграли конкурсы, информирует министра и делает предложения на основе полученных заключений.

Совместно с Управлением административной службы и управления персоналом организует и участвует с его представителем в конкурсной процедуре для объявления и проведения конкурса на должность «директора» государственного культурного института в области исполнительских искусств и разрабатывает описание работы для этой должности.

4. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).

Анализирует нормативную базу в области исполнительского искусства и делает мотивированные предложения по обновлению и / или принятию новых актов. Оказывает помощь в подготовке бюджета для деятельности в области исполнительских искусств и школ искусств и культуры.

Контролирует выполнение положений смешанных контрактов финансирования государственных культурных институтов в области исполнительского искусства, подписанных между министерством и муниципалитетами. Привлекает программы для приоритетов в использовании государственных учреждений, предоставляемых государственным культурным институтам в области театра, музыки и танца.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.

Осуществляет деятельность, связанную с осуществлением Закона о патронаже, и ведет реестры покровителей и организаций поддержки культуры. Осуществлять деятельность, связанную с применением ст. 14, пункт. 4 Закона о защите и развитии культуры, ведет и ведет информационный регистр культурных организаций и институтов.

Разрабатывает и представляет для утверждения учебные планы, учебные планы, госпланы, национальные экзамены на профессиональную квалификацию, программы и предметы для вступительных экзаменов в художественные школы и школы культуры. Проверяет дипломы и сертификаты на завершенное среднее образование и квалификацию в области искусства и культуры, а также другие документы, изданные министерством, художественными школами и культурными школами страны.

6. Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

Поддерживает электронную информационную систему для художественных школ и школ культуры. Участвует в разработке и осуществлении мер по защите детей с выдающимися талантами в искусстве и ведет журнал для предоставленной защиты. Совместно со специализированными администрациями в сферах готовит общий культурный календарь по приоритетам различных направлений в области культуры.

Координаты с Национальным киноцентром и Болгарским национальным кинофестивалем - София. Организует инициирование и ведение административного уголовного судопроизводства и дел об административных правонарушениях в соответствии с Законом о защите конкуренции и Законом об административном регулировании производства и торговли с оптическими дисками, матрицами и другими средствами, содержащими объекты авторского права и смежных прав.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171 и статьи 238 УК РФ.

Организует подготовку экспертных заключений по экспертным заключениям, назначенным досудебными и судебными органами. Выполняет функции Секретариата Совета по защите интеллектуальной собственности. Гарантирует, что государство использует авторские права умерших авторов, у которых нет наследников.

Ведет и ведет реестры в соответствии с Законом о защите конкуренции и Законом Республики Болгарии и составляет необходимые документы на основе регистрации. Участвует в разработке проектов нормативных актов в области авторского права и смежных прав и готовит мнения по проектам таких актов, представленных в министерство для координации.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 171 УК РФ, а также по статье 181 УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

Осуществляет процессуальное представительство в связи с делами, инициированными в ходе реализации Закона о правовых аспектах интеллектуальной собственности и Закона о законе Республики Болгарии, а также в административном уголовном судопроизводстве в соответствии с Законом о защите конкуренции и Законом о праве Республики Болгария.

Готовит анализы по полному осуществлению законодательства об авторском праве и смежных правах. Участвует в совместных действиях с компетентными органами для осуществления и контроля нормативных актов, связанных с защитой авторских и смежных прав. Участвует в работе Рабочей группы № 34 «Защита интеллектуальной и промышленной собственности» при Совете европейских дел при Совете Министров.

16. Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

Участвует в рабочих группах, созданных совместно с министром и другими учреждениями в отношении авторского права и смежных прав. Координирует осуществление инициатив международных программ в области авторского права и смежных прав. При выполнении функций и назначенных конкретных задач административные подразделения в министерстве составляют мнения, отчеты, отчеты, отчеты, анализы, программы, концепции, информацию, проекты решений по конкретным вопросам, внутренние акты, проекты нормативных актов и другие документы.

Административные подразделения в министерстве напрямую взаимодействуют по вопросам смешанной компетенции, а ведущее подразделение суммирует окончательное мнение. Согласованность и оперативность деятельности, связанной с двумя или более административными единицами, обеспечивается следующим порядком ведения бизнеса. Входящие и созданные в результате деятельности документов Министерства зарегистрированы в автоматизированной информационной системе. Исходящие документы составляются как можно большему числу копий получателей и одному экземпляру для классификации по делу.

17. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ.

Образец, предназначенный для хранения, должен содержать позицию, имя и подпись должностного лица, составляющего документ, и руководителя соответствующей административной единицы с указанием даты подписания. Главный директор и директора Дирекции управляют, организуют, контролируют, планируют, координируют, сообщают и несут ответственность за деятельность и задачи соответствующего Директората в соответствии с функциями, определенными Регламентом и назначенными Министром. Внутренние правила работы в министерстве, поток документов, режим транзита и другие вопросы, затрагивающие деятельность министерства, утверждаются министром после согласования с Генеральным секретарем.

18. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует.

Для образцового исполнения своих обязанностей сотрудники могут получать награды. Информация об этом предоставляется на веб-сайте, а также на указателе в здании Министерства. Предложения и предупреждения - письменные или устные - могут быть поданы лично или через уполномоченного представителя. Представленные предложения и предупреждения регистрируются в порядке, определенном законом министра.

Анонимные предложения и предупреждения не инициируются, а также предупреждения о нарушениях, совершенных более двух лет назад. Сигналами, касающимися нарушений, совершенных более двух лет назад, являются сообщения, относящиеся к фактам и событиям, имеющим более двух календарных лет до подачи или представления уведомления о предупреждении, установленном на дату подачи или подачи в приемной или секретариатом министерства.

19. Судам следует иметь в виду, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.

По смыслу закона ответственность по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом по статье 174.1 УК РФ финансовая операция или сделка должны быть совершены в крупном размере.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 31)

20. Для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного

Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам Михлин А С

3.25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 г. № 23

В целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьями 171, 174 и 174 1 УК РФ, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в пункте 1 статьи 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства – с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (статьи 49 и 51 ГК РФ).

Судам следует иметь в виду, что отсутствует состав указанного преступления в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия.

Предлагает темы и организует подготовку сессий экспертных комиссий по государственному финансированию творческих проектов в области книгоиздания и библиотек, организует и поддерживает мероприятия и организует процедуры для адресной поддержки популяризации болгарской книги и чтения через различные мероприятия, круглые столы, дискуссии, международные книжные выставки и т.д.

Предлагает стандарты обслуживания и бюджетные проекты для делегированных государством мероприятий, финансируемых за счет муниципальных бюджетов, библиотек и общинных центров. Организует и координирует деятельность Национального совета по библиотекам, Национального совета Читалиште и Национального совета по нематериальному культурному наследию.

2. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Анализирует деятельность государственных культурных институтов в области библиотечной работы, вносит предложения по оптимизации их работы, осуществляет текущий мониторинг и ежегодную комплексную оценку их деятельности. Следит за реализацией концепций, по которым руководители государственных культурных институтов в области библиотеки выиграли конкурсы на замещение должности, информирует министра и вносит предложения на основе полученных заключений.

Организует и координирует программу министра, заместителей министров, генерального секретаря и других должностных лиц министерства по официальным и рабочим визитам за границу и готовит миссии за рубежом. Разработать критерии оценки проектов, которые применяются для финансовой поддержки по пункту 2.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Разрабатывает программы развития структуры, финансирования и функционирования национальной сети государственных культурных институтов в области исполнительского искусства. Анализирует деятельность государственных культурных институтов в области исполнительского искусства, вносит предложения по оптимизации их работы, осуществляет постоянный мониторинг и ежегодную комплексную оценку их деятельности.

Наблюдает и анализирует художественную ситуацию болгарских культурных организаций в области исполнительского искусства. Оказывает методологическую помощь организациям, осуществляющим культурную деятельность в области исполнительского искусства. Организует культурные мероприятия в области исполнительских искусств, инициированные министерством.

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Организует работу экспертных советов министру искусств. Координирует культурные инициативы и программы в области исполнительского искусства в стране и за рубежом. Следит за реализацией концепций, по которым руководители государственных культурных институтов в области исполнительского искусства выиграли конкурсы, информирует министра и делает предложения на основе полученных заключений.

Совместно с Управлением административной службы и управления персоналом организует и участвует с его представителем в конкурсной процедуре для объявления и проведения конкурса на должность «директора» государственного культурного института в области исполнительских искусств и разрабатывает описание работы для этой должности.

4. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

5. Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235 УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.

6. Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

Поддерживает электронную информационную систему для художественных школ и школ культуры. Участвует в разработке и осуществлении мер по защите детей с выдающимися талантами в искусстве и ведет журнал для предоставленной защиты. Совместно со специализированными администрациями в сферах готовит общий культурный календарь по приоритетам различных направлений в области культуры.

Координаты с Национальным киноцентром и Болгарским национальным кинофестивалем - София. Организует инициирование и ведение административного уголовного судопроизводства и дел об административных правонарушениях в соответствии с Законом о защите конкуренции и Законом об административном регулировании производства и торговли с оптическими дисками, матрицами и другими средствами, содержащими объекты авторского права и смежных прав.

7. Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности, розничной продажи алкогольной продукции (пункт 7 статьи 33 Федерального закона «Об образовании», статья 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»).

8. Судам следует иметь в виду, что в тех случаях, когда субъект Российской Федерации принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо с нарушением федерального закона или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации), применяется федеральный закон.

9. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

10. По смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по статье 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

11. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ.

12. Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

13. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

В том случае, когда незаконная предпринимательская деятельность, осуществленная организованной группой лиц, была сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере, действия этих лиц подлежат квалификации по пунктам «а» и «б» части 2 статьи 171 УК РФ с приведением в описательно-мотивировочной части приговора мотивов принятого решения.

14. Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 180 УК РФ.

15. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 171 1 УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171 и статьи 238 УК РФ.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 171 УК РФ, а также по статье 181 УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

16. Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2 1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

17. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ.

18. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует.

19. Судам следует иметь в виду, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 174 1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.

При этом по смыслу закона ответственность по статье 174 УК РФ или по статье 174 1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

20. Для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, необходимо установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, судам следует выяснять, имеются ли в деле доказательства, свидетельствующие о том, что лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, было достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем.

21. При постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174 1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления.

22. В тех случаях, когда лицо приобрело денежные средства или иное имущество в результате совершения преступления и использовало эти денежные средства или иное имущество для совершения финансовых операций и других сделок, содеянное этим лицом подлежит квалификации по совокупности преступлений (например, как получение взятки, кража, мошенничество и как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества).

23. Под лицами, использующими свое служебное положение (пункт «б» части 3 статьи 174 и пункт «б» части 3 статьи 174 1 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

24. Использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по части 5 статьи 33 УК РФ и соответственно по статье 174 или статье 174 1 УК РФ и при наличии к тому оснований – по статье 202 УК РФ.

25. Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (статья 174 УК РФ), если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества) либо состава преступления, предусмотренного статьей 175 УК РФ.

26. Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 174 УК РФ, а действия продавца – по соответствующей части статьи 174 1 УК РФ.

27. Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 174 или статьей 174 1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, они в соответствии с пунктами 2 и 2 1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и на основании пункта 4 части 3 указанной статьи подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем 1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо

автора Михлин А С

2.23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7 (с изм., внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) В связи с вопросами, возникающими у судов при применении

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» от 27 января 1999 г. № 1 (с изм., внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) В целях обеспечения правильного применения законодательства,

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об изнасиловании» от 25 марта 1964 г. № 2 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26.04.1984 № 7)Изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 15 июня 2004 г. № 11 В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому человеку и гражданину

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.10. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» (1) от 11 июля 1972 г. № 4 (с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 21.09.1977 № 13; от 27.11.1981 № 6; от 26.04.1984

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.16. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 г. № 3 (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992 № 10, от 21.12.1993 № 11, от 25.10.1996 № 10) Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам о

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.20. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества» от 31 июля 1962 г. № 11 Действующим уголовным законодательством строго разграничена

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.21. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о контрабанде» от 3 февраля 1978 г. № 2 (с изм., внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 05.09.1978 № 7, от 06.12.1979 № 7) Рассмотрев представление Генерального Прокурора СССР, а также

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.30. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хулиганстве» от 16 октября 1972 г. № 9 (с изм., внесенными постановлениями Пленума от 21 сентября 1977 г. № 10, от 7 июля 1982 г. № 3 и от 26 апреля 1984 г. № 7) Обсудив судебную практику по делам о

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.31. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 октября 1972 г. “О судебной практике по делам о хулиганстве”» от 19 апреля 1974 г. № 4 (с изм., внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г. № 5 (с изм., внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» от 5 июня 2002 г. № 14 (с изм., внесенными

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.38. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 6 октября 1970 г. № 11 (с изм., внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 03.09.1976 № 12, от 25.02.1977 № 3, от 16.01.1986 № 5) Обсудив судебную практику

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 16 „О судебной практике по делам о взяточничестве“ (1)