22.09.2019

Дайте определение предпринимательской деятельности образовательной организации. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений


Предпринимательская деятельность является одним из основных источников финансирования бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

В соответствии с 25 главой НК РФ к доходам от предпринимательской деятельности бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования, науки, культуры, здравоохранения. Так, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

  • -реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
  • -торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг;
  • -долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • -приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • -ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Указанные виды деятельности относятся к платным и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Однако платность услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, еще не является основанием для определения деятельности бюджетной организации в качестве предпринимательской. В ряде нормативных актов, регулирующих деятельность бюджетных учреждений в соответствующих сферах, содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

Если в рамках действовавшей до 2005 года системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, регламентированной Инструкцией № 107н, еще можно было говорить о получении учреждением каких-либо налогооблагаемых доходов, так как средства, находящиеся на счетах органа федерального казначейства (ОФК), классифицировались в соответствии со старым планом счетов как «средства учреждения», то в новой системе бюджетного учета подобные выводы далеко не однозначны.

С одной стороны, в Плане счетов бюджетного учета предусмотрен счет 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов», на котором доходы от оказания бюджетным учреждением платных услуг по аналогии с иными поступлениями можно отражать только как изменение задолженности данного учреждения по перечислению в бюджет неналоговых доходов. С другой стороны, в соответствии с п. 87 Инструкции № 70н операции по получению и использованию учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, независимо от метода исполнения бюджета (казначейского или кассового), подлежат отражению с использованием счета 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

По моему мнению, налогооблагаемая предпринимательская выручка бюджетного учреждения в соответствии с принципами новой системы бюджетного учета может возникать только при кассовом исполнении этим учреждением соответствующего бюджета (то есть не через лицевой счет в ОФК, а через счета, открытые непосредственно учреждению в банковско-кредитных организациях). Отражать в бюджетном учете операции, фактически осуществляемые через лицевой счет бюджетного учреждения ОФК, на счетах, предназначенных для учета операций по банковским счетам, по-моему, методически неверно.

Однако, несмотря на вышеизложенные проблемы, специалисты Минфина настаивают на точном применении положений Инструкции № 70н, то есть на отражении расчетов по предпринимательской деятельности бюджетного учреждения согласно правилам, установленным для кассового исполнения бюджетов, независимо от применяемого учреждениями метода. В этой позиции также есть положительные стороны. Ведь в условиях, когда действуют требования ст. 161 БК РФ о самостоятельности бюджетного учреждения в использовании средств, полученных от осуществления им разрешенной предпринимательской деятельности, бухгалтер учреждения обязан знать о суммах таких средств на лицевом счете в ОФК. При отражении выручки в порядке, предусмотренном для указанных лицевых счетов, это невозможно, так как в этом случае учитывается только движение задолженности учреждения по перечислению доходов в бюджет, а поступление средств на счет в бюджетном учете никак не отражается.

В любом случае, при отражении расчетов по полученным и использованным средствам от предпринимательской деятельности через счет бюджетного учета 2 201 01 000 «Денежные средства на банковских счетах учреждения» для детализации операций по кодам экономической классификации соответствующих доходов или расходов, не отражаемых в последних трех разрядах данного счета, Инструкцией № 70н предусмотрено одновременное отражение операций на забалансовых счетах 17 «Поступление денежных средств на банковские счета учреждения» и 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения» с детализацией по статьям ЭКД (ЭКР).

Также, следует обратить внимание на то, что код источника финансирования, ранее являвшийся приложением к соответствующим субсчетам, предусмотренным Инструкцией № 107н, в новой системе бюджетного учета включен в структуру счетов бюджетного учета (18-й разряд счета). При этом для отражения в бюджетном учете операций учреждения по предпринимательской деятельности значение данного кода равно «2».

Как и ранее, в соответствии с Инструкцией № 107н, признание доходов от предпринимательской деятельности предполагается осуществлять только по мере фактического получения соответствующих сумм в кассу или на лицевые (текущие) счета бюджетных учреждений. До этого указанные доходы следует отражать по кредиту счета 2 401 04 130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг», с которого по мере фактического получения доходов необходимо списывать средства на счет 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Такой порядок не всегда совпадает с принципами налогового учета данных доходов, согласно которым доход учреждений для целей налогообложения, как правило, принимается независимо от фактического поступления денежных средств на счета или в кассу. Кроме того, в соответствии с п. 188 Инструкции № 70н НДС на указанные доходы (если они подлежат обложению этим налогом) начисляется в корреспонденции со счетом 2 401 01 000 «Доходы учреждения», а не на доходы будущих периодов, как это предусматривалось Инструкцией № 107н. Кроме того, поскольку Инструкцией № 70н однозначно не установлен порядок признания дохода только по фактическому поступлению денежных средств, тот или иной порядок может быть принят бюджетным учреждением в рамках своей учетной политики.

В новом Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных учреждением авансов. В результате операции по начислению НДС с полученных авансов следует отражать в бюджетном учете в кредите счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДС» в корреспонденции со счетом 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Не в полной мере регламентирован в новом Плане счетов бюджетного учета и порядок отражения в бюджетном учете сумм начисленного на доходы от платных услуг НДС. В частности, не выделен специальный счет для отражения на нем движения сумм «отложенного» НДС, который возникает при утверждении в учетной политике учреждения момента определения налоговой базы по данному налогу «по оплате». При этом начисленный на стоимость реализованных услуг НДС подлежит отражению в учете как «отложенный налог» с отнесением его на задолженность перед бюджетом до получения платы за оказанную услугу.

Конечно, в связи с налоговыми льготами, освобождающими медицинские услуги от обложения данным налогом, проблема отражения в бюджетном учете сумм начисленного НДС для учреждений здравоохранения не вполне актуальна. Но если учесть, что, например, косметологические медицинские услуги не освобождены от НДС, то бухгалтеру медицинского учреждения также необходимо решать проблемы отражения в бюджетном учете «отложенного» НДС.

Отражать данный налог до получения учреждением платы за реализованную услугу, на мой взгляд, можно на отдельном субсчете счетов учета дебиторской задолженности, например 2 205 03 ххх «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Разработчики бухгалтерских программ (например, фирма «1С») вместо отражения «отложенного» НДС на отдельном счете бюджетного учета применяют иной механизм учета данного налога. Первоначально он отражается на специально открытом для этого забалансовом счете, а в конце месяца путем использования специальной типовой операции «Проводка по книге продаж (покупок)» оплаченные в течение месяца суммы НДС отражаются в бюджетном учете. Выбор того или иного метода учета «отложенного» НДС остается за бухгалтером.

И, наконец, следует обратить внимание на наличие в Плане счетов бюджетного учета как счетов, предназначенных для учета различных расходов учреждений (0 401 01 ххх), так и счета 2 106 04 х40 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». При этом вопрос, на каких из них отражать затраты бюджетного учреждения, однозначно не решен. В Инструкции № 70н операции по отражению затрат учреждений на соответствующих счетах затрат (0 401 01 ххх) и на счете 2 106 04 340 при формировании себестоимости продукции, работ и услуг описываются параллельно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» планирование, финансирование и бюджетирование расходов учреждений должны быть ориентированы на конечный результат их финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому при отражении расходных операций учреждений для формирования фактической себестоимости не только платных, а всех услуг необходимо применять счет 2 106 04 х40.

В настоящее время механизм формирования в бюджетном учете фактической себестоимости конкретной услуги нормативными документами не регламентирован. Счет 2 106 04 х40 не отражает детализацию расходов учреждений по кодам экономической классификации (данные коды в последних трех разрядах этого счета не указываются). Согласно п. 75 Инструкции № 70н расходы по осуществлению платных услуг, которые были собраны, минуя счета учета затрат, на счете 2 106 04 340, подлежат списанию на уменьшение соответствующих доходов. При этом информация об отнесении тех или иных затрат на соответствующие коды ЭКР может быть утеряна.

Решением, по моему мнению, может стать первоначальное отражение всех затрат на соответствующих «затратных» счетах (0 401 01 ххх) с последующим списанием их на счет 2 106 04 340 в соответствии с разработанным для данного учреждения механизмом формирования фактической себестоимости работ и услуг. Стоимость активов и обязательств, которая в силу Инструкции № 70н не подлежит списанию на расходы учреждения, сразу списывается на уменьшение доходов учреждения. Например, сданные в эксплуатацию основные средства стоимостью до 1 000 рублей следует сразу относить на счет 2 106 04 340. В приводимых ниже проводках по отражению в бюджетном учете операций по формированию фактической себестоимости платных услуг все расходы учреждения сначала отражаются на соответствующих счетах учета затрат и только затем в соответствии с принятым в учреждении порядком формирования фактической себестоимости платных услуг аккумулируются на счете 2 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Общее понятие казенных и бюджетных учреждений. Особенности налогообложения государственных и муниципальных учреждений НДС. Специфика применения налога на прибыль. Порядок составления налоговых деклараций и отчета о целевом использовании имущества.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Структура Отделения Пенсионного фонда. Задачи и функции его служб и отделов. Квалификация доходов бюджетных учреждений в законодательстве. Целевые средства и поступления, которые не облагаются налогом на прибыль и доходы, подлежащие налогообложению.

    отчет по практике , добавлен 26.11.2013

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие и сущность бюджетных учреждений, сущность и классификация их расходов, подходы к планированию. Анализ общих показателей результативности использования бюджетных средств в исследуемом учреждении, разработка предложений по оптимизации расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016

По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

  • - - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность...
  • - - в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - По Закону РФ об образовании негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения, статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или...

    Словарь юридических терминов

  • - по законодательству РФ в обяза- тельном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО...

    Большой экономический словарь

  • - инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения)" в книгах

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

Из книги Защита интересов школьников и студентов при получении образования автора Агешкина Наталья Александровна

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) органы государственной власти, органы местного

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения План маркетинга – это комплекс базовых маркетинговых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей образовательного учреждения и направленных на достижение его главных целей.

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения»

автора Мансуров Руслан Евгеньевич

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения» В качестве примера реализации предлагаемого алгоритма анализа внешнего окружения рассмотрим деятельность Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения» 4.6.1. Идентификация вариантов стратегии развития На основе проведенного стратегического анализа текущей ситуации сформулируем основные варианты стратегического развития

На протяжении ряда лет не прекращаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. Обилие противоречивых писем и разъяснений государственных органов, принятие абсолютно противоположных решений арбитражными судами в различных регионах страны никоим образом не способствуют внесению ясности и определенности в разрешение вопроса: "Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской?" Из ответа на поставленный вопрос вытекают серьезные правовые последствия. Перечислим некоторые из них:

1. Наличие (или отсутствие) у образовательной организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налогообложения). Ст. 19 вышеуказанного Кодекса предусматривает, что налогоплательщиками признаются организации, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками данного налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в соответствии с которым плательщиками НДС являются определенные хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Таким образом, при отсутствии предпринимательской (коммерческой) деятельности образовательные организации не являются плательщиками НДС и налога на прибыль предприятии и организации. Следовательно, у таких организаций не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика по данным налогам, в том числе обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о налоговых льготах, а об отсутствии субъекта налогообложения, при таких обстоятельствах образовательной организации вообще не нужны какие-либо льготы по НДС и налогу на прибыль. Отсутствие предпринимательской деятельности влечет за собой отсутствие каких-либо налоговых обязательств по указанным видам налогов.

2. Распространение на образовательные организации законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин приведении денежных расчетов с населением.

Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" действует в сфере предпринимательской деятельности. Ответственность в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. При осуществлении предпринимательской деятельности образовательная организация подпадает под действие законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин.

3. Распространение на образовательные организации законодательства о защите прав потребителей (в том числе при оказании образовательных услуг).

Последнее не вызывает сомнений в свете совместного письма Государственного антимонопольного комитета РФ от 14.09.1998 г. №НФ/6401 и Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.09.1998 г. №01-52-213/31-16 "о проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг".

Здесь предлагаются общие подходы к определению предпринимательской деятельности в сфере образования. Не претендуя на окончательные выводы, данный материал предоставляет возможность образовательным организациям самостоятельно сформировать позицию по этому крайне важному вопросу, ориентируясь при этом, прежде всего, на нормы действующего законодательства.

Рассмотрим виды деятельности, наиболее часто осуществляемые образовательными организациями с одновременным отнесением их к предпринимательской либо непредпринимательской сфере. Данная классификация будет являться основой для определения налоговых последствий ведения образовательными организациями тех или иных направлений деятельности. Поэтому базовыми элементами в предлагаемой классификации избраны три основные составляющие финансового результата (валовой прибыли) любого юридического лица в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которыми являются:

  1. реализация продукции, работ, услуг (основная реализация);
  2. реализация основных фондов и иного имущества (прочая реализация);
  3. внереализационные доходы.

Необходимо отметить, что определение реализации товаров, работ, услуг впервые появилось в действующем законодательстве с принятием части первой Налогового кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - и на безвозмездной основе.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 части первой Haлогового кодекса РФ).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 части первой налоговой кодекса РФ).

1. Реализация продукции, работ, услуг

1.1. Реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях образовательные услуги подразделяются на основные (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета) и дополнительные (за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, осуществляемые с привлечением внебюджетных средств).

Основные образовательные услуги, оказываемые за счет средств бюджетного финансирования, предпринимательской деятельностью не являются. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые за счет внебюджетных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (от спонсоров, дарителей, благотворителей т. п.), также не являются предпринимательской деятельностью, поскольку нет встречной реализации в адрес оплачивающего эти услуги лица (услуги нельзя признать платными, оказываемые на возмездной основе). Средства, полученные от спонсоров, дарителей, благотворителей на оказание дополнительных образовательных услуг сторонним потребителям, рассматриваются как целевые поступления.

Примерный перечень платных дополнительных услуг государственных и муниципальных учреждений и необходимые условия введения такой деятельности приведены в письме Министерства образования РФ от 21.07.1995 г. №52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг". К платным дополнительным образовательным услугам относятся:

  • углубленное изучение предметов (изучение специальных дисциплин сверх часов программы данной дисциплине, предусмотренной учебным планом);
  • репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения (при желании со стороны потребителей образовательных услуг возможно репетиторство и с обучающимися данного образовательного учреждения);
  • различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышение квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождения автомобиля, машинопись, стенография);
  • различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;
  • создание различных студий, групп, школ, факультетов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д.;
  • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
  • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовка к школе);
  • создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен как путем конкретизации каждой позиции, поименованной в перечне, так и путем добавления к нему иных видов платных дополнительных образовательных услуг, на которые имеются спрос и которые не финансируются за счет средств бюджета. На практике широкое распространение получил такой вид услуг, как "особые условия обучения" (организация платных классов, дробление на группы меньшей наполняемости с комфортными условиями обучения и содержания обучающихся / воспитанников, индивидуальное обучение на дому детей с ослабленным состоянием здоровья, услуги логопеда и психолога сверх профинансированных из бюджета, проведение экзаменов в системе экстерната и т. д.).

Платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями за счет средств, получаемых непосредственно от потребителей данных услуг (обучающихся, их родителей или представителей), не относятся к предпринимательской деятельности в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку отсутствует признак полной самостоятельности осуществления деятельности, предусмотренный ст. 2 ГК РФ (условия ведения этой деятельности и направление расходования средств строго регламентированы нормами Закона Российской Федерации "Об образовании" и принятыми в его развитие актами Министерства образования РФ, иных органов управления образованием). При указанных обстоятельствах получаемые средства от потребителей платных дополнительных образовательных услуг, возможно, рассматривать в качестве целевых поступлений, а не в качестве доходов от предпринимательской деятельности.

1.2. Реализация платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями

В законодательных и нормативных актах образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений не подразделяются на основные и дополнительные, поскольку вся образовательная деятельность таких учреждений, как правило, ведется на платной основе. Однако наиболее продвинутые в организационном плане негосударственные образовательные учреждения предпочитают в учредительных документах, иных внутренних локальных актах, договорах с потребителями разделять предоставляемые услуги на две группы:

  1. основные образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основных образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся / воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении в соответствии с государственными стандартами (по профилю учреждения);
  2. дополнительные образовательные услуги, оказываемые отдельным потребителям по их желанию в требуемых объемах сверх основных услуг за отдельную плату или в составе комплекса реализуемых образовательных услуг. Данное разделение весьма разумно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет предусмотреть стандартную плату за обучение фиксированного размера и дополнительную плату, варьируемую по размеру в отношении конкретных потребителей.

Образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения, осуществляемая за счет финансирования учредителей и иных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (спонсоры, дарители, благотворители и т. д.), не является предпринимательской по тем же основаниям, что и в государственных образовательных учреждениях. Вышеуказанные поступления с целевым направлением расходования средств (включая финансирование из бюджета негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию) следует учитывать по кредиту сч. 96 "Целевые финансирование и поступления".

Что касается платной образовательной деятельности такого учреждения (реализации платных образовательных услуг в адрес потребителей, связанных с учреждением договорными отношениями и оплачивающих эти услуги), то согласно п. 2 ст. 46 Закона Российской Федерации "Об образовании" такая платная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" деятельность по реализации предусмотренных уставом образовательного учреждения продукции, работ, услуг (в том числе образовательных) относится к предпринимательской лишь в части нереинвестируемого дохода.

Таким образом, если доходы от платной образовательной деятельности, отраженные по кредиту сч. 46, составили за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) 100 единиц, а расходы на обеспечение и развитие образовательного процесса, учтенные по дебету счетов 20, 88, в совокупности - 90 единиц, то такая деятельность на 90% не будет относиться к предпринимательской, но на 10% - будет. Следствием такого развития событий будет являться попадание негосударственного образовательного учреждения в число плательщиков соответствующих налогов.

1.3. Реализация платных образовательных услуг остальными организациями

Для всех остальных организаций (кроме образовательных учреждений) платные образовательные услуги при любых обстоятельствах будут рассматриваться как предпринимательская деятельность.

Некоммерческие образовательные организации в отличие от коммерческих организаций имеют возможность получения от спонсоров, дарителей благотворителей, учредителей или членов этих организаций целевых средств, в том числе на ведение образовательной деятельности и оказание услуг сторонним потребителям, которые не рассматриваются в качестве доходов от предпринимательской деятельности. Обязательное условие - отсутствие встречного предоставления образовательных услуг лицам, перечислившим данные средства. На практике реализацию платных образовательных услуг некоммерческие организации иногда маскируют под членские взносы от лиц, фактически являющихся потребителями данных услуг, однако при налоговой проверке подобные обстоятельства всегда выявляются.

1.4. Реализация сопутствующих услуг

Согласно п. 1 ст. 12 Российской Федерации "Об образовании" под образовательным процессом понимается не только реализация одной или нескольких образовательных программ, но и обеспечение содержания и воспитания обучающихся / воспитанников. Помимо оказания образовательных услуг в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ, у образовательных организаций нередко возникает необходимость в предоставлении потребителям сопутствующих услуг. К таким услугам, в частности относятся:

  • информационно-консультационные услуги;
  • услуги по охране;
  • платный гардероб;
  • обеспечение питанием;
  • обеспечение проживания;
  • организация дополнительного медицинского обслуживания;
  • экскурсионное и культурно-массовое обслуживание;
  • услуги по физическому воспитанию и развитию;
  • организация досуговой деятельности, включая проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных и праздничных мероприятий и т. д.

Из сопутствующих услуг важно выделить услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и (или) воспитательным процессом, приравненные в целях налогообложения к образовательным услугам. Под услугами в сфере образования, приравненные к образовательным услугам, следует понимать услуги, оказанные ограниченному кругу потребителей - только обучающимся и иным участникам образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Отнесение таких сопутствующих услуг в сфере образования к предпринимательской либо непредпринимательской деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями производится в порядке, предусмотренном для дополнительных образовательных услуг.

Те же самые сопутствующие услуги, оказанные сторонним потребителям, нельзя признать услугами в сфере образования, поскольку оказание услуг не ограничено по кругу лиц - участников образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Однако образовательные учреждения, имеющие запись о таких услугах в уставе и реинвестирующие доходы в образовательный процесс данного учреждения, могут не рассматривать в этой части деятельность как предпринимательскую (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Следует отметить, что отдельные виды деятельности из перечисленных выше сопутствующих услуг для всех организаций без исключения подпадают под действие специальных налоговых льгот, предусмотренных действующим законодательством помимо льгот для сферы образования (независимо от того, кому они оказаны - обучающимся или посторонним лицам). К таким сопутствующим услугам, в частности, относятся: обеспечение питанием в части реализации продукции столовой учреждения, финансируемого из бюджета; обеспечение проживания в части реализации услуг общежития; проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий и т. д.

1.5. Реализация сопутствующих работ

К сопутствующим работам, наиболее часто выполняемым образовательными организациями, прежде всего, следует отнести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров. Образовательные учреждения имеют возможность не рассматривать данную деятельность как предпринимательскую в части полученного дохода, реинвестируемого в образовательный процесс данного учреждения, если выполнение таких работ предусмотрено уставом учреждения (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Все остальные организации относят данную деятельность к предпринимательской.

1.6. Реализация продукции, работ, услуг в рамках учебно-производственной деятельности

Под учебно-производительной деятельностью образовательной организации понимается производство и реализация продукции (работ, услуг) с участием обучающихся. Учебно-производственная деятельность может быть плановой и дополнительной, осуществляется через:

  • учебно-производительные мастерские;
  • учебные предприятия, включая учебные магазины, типографии, кафе, ателье, парикмахерские и т. д.

Статус учебного предприятия, его функции и цели его создания (прохождение учащимся производственной практики, отработка производственных навыков или извлечение прибыли) должны быть отражены в учредительных документах юридического лица. Образовательные учреждения, имеющие учебные предприятия непредпринимательского характера согласно уставу и реинвестирующие доход от учебно-производственной деятельности в образовательный процесс данного учреждения, в этой части не относят такую деятельность к предпринимательской, руководствуясь п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образования". Юридические лица иных организационно-правовых форм, включая некоммерческие организации, доходы учебных предприятий рассматривают как доходы от предпринимательской деятельности.

1.7. Издательско-полиграфическая деятельность образовательных организаций

Под издательско-полиграфической деятельностью образовательных организаций понимается производство и (или) реализация книжной продукции, связанной с образовательным процессом, обучающимся и сторонним потребителям.

Выделение такого вида деятельности обусловлено наличием в действующем законодательстве специальных налоговых льгот лицам, реализующим книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.

Образовательные учреждения, осуществляющие уставную издательско-полиграфическую деятельность и реинвестирующие доходы от такой деятельности в образовательный процесс, в данной части не рассматривают эту деятельность в качестве предпринимательской (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

1.8. Торговля покупными товарами (кроме торговли в учебных магазинах)

Данная деятельность, является изначально для всех предпринимательской (п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"), не будут рассматривать как таковая только у образовательных учреждений, указавших возможность ее ведения в уставе и реинвестирующих доходы в образовательный процесс согласно п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона.

1.9. Реализация посреднических услуг

Наиболее характерным видом посреднических услуг, оказываемых образовательными организациями, являются услуги по организации и подготовки семинаров, проводимых другими лицами (в том числе за рубежом).

Оказание посреднических услуг в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании", как и торговля покупными товарами, изначально рассматривается как предпринимательская деятельность. Образовательные учреждения имеют возможность не относить данную деятельность к предпринимательской в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Реализация основных фондов и иного имущества

Реализация (продажа) основных средств и иного имущества или прочая реализация является второй основной составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица, помимо основной реализации. Под иным имуществом понимаются нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иные материальные запасы, числящиеся на балансе организации, не предназначенные изначально для продажи, но реализуемые в следствии ненадобности в основной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" данная деятельность относится к предпринимательской. Применить п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона о неотнесении такой деятельности к предпринимательской в случае реинвестирования образовательным учреждением доходов в образовательный процесс не представляется возможным, поскольку данная норма действует в отношении основной реализации (реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг).

3. Внереализационные доходы

Третьей основной составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица являются внереализационные доходы. Перечень внереализацианных доходов предусмотрен п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге не прибыль предприятий и организаций", п. 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. №552 в редакции последующих изменений и дополнений, п. 14 Инструкции ГНС РФ от 20.08.1998 г. №48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджете налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" и рядом других нормативных документов. Перечислим основные виды внереализационных доходов, получаемых образовательными организациями.

3.1. Сдача в аренду (субаренду) основных средств и иного имущества

Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" сдача в аренду основных фондов и имущества относится к предпринимательской деятельности без каких-либо исключений или изъятий. Пункт 3 ст. 47 вышеуказанного Закона не применим, поскольку речь в этом пункте идет о деятельности по реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг а не о внереализационных доходах.

3.2. Инвестиционная и финансовая деятельность образовательных организаций

Доходы от инвестиционной и финансовой деятельности образовательных организаций также относятся к внереализационным доходам. Этот вид деятельности представляет собой:

  • долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (в том числе образовательных);
  • приобретение акций, облигаций, иных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • вложение денежных средств на депозитные счета и т. д.

Пункт 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" относит данные виды деятельности к предпринимательской. Нормы законодательства не предусматривают возможности для исключения таких доходов из сферы предпринимательской деятельности. Таким образом, не являются предпринимательской деятельностью:

  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, включая образовательные учреждения всех форм собственности, за счет поступлений из бюджета и от лиц, никак не связанных с потребителями данных услуг (от учредителей, спонсоров, благотворителей, дарителей, членов некоммерческой организации и т. д.);
  • дополнительные платные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Являются предпринимательской деятельностью в момент реализации, но не относятся впоследствии к таковой в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс данного учреждения, предусмотренные уставом:

  • платные образовательные услуги, оказываемые негосударственными образовательными учреждениями;
  • сопутствующие услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • сопутствующие работы, выполняемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • продукция, работы, услуги, реализуемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями в рамках учебно-производительной деятельности;
  • реализация издательско-полиграфической продукции государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • торговля покупными товарами, осуществляемая государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • посреднические услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • иная продукция, работы, услуги, предусмотренные уставом образовательного учреждения.

Являются предпринимательской деятельностью:

  • виды деятельности, поименованные в предыдущем пункте данного раздела и осуществляемые всеми остальными образовательными организациями, кроме образовательных учреждений;
  • реализация основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;
  • сдача в аренду основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;
  • инвестиционно-финансовая деятельность всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения;
  • иные виды внереализационных доходов всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения.

Обращаясь к данному списку, любая образовательная организация сможет определиться: будет ли относиться вновь вводимое направление деятельности к предпринимательской сфере, возникают при этом обязанности налогоплательщика и по каким видам налогов, каким образом следует оформлять получение внебюджетных средств. Получается, что в настоящее время основным видом предпринимательской деятельности, который широко распространен среди государственных высших учебных заведений, является сдача в аренду занимаемых помещений.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

В. СЕМЕУСОВ

В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор.

А. Эйнштейн заметил, что все в этом мире меняется быстро, кроме сознания и психологии людей. Сравнительно недавно на вопрос "Может ли университет заниматься торговлей или предпринимательством?" ответ был категоричным и резко отрицательным. Вспоминали, что еще Иисус Христос изгнал торговцев из храма. А университет, образно говоря, - храм науки и знаний. И это мнение было основано на законе. Но пришли другие времена, появились иные правила, а правовое сознание по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу высшие учебные заведения, будучи учреждением, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

Правовой стереотип - вузы не вправе заниматься бизнесом - был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности. Критерии, правда, весьма абстрактные, а потому на практике трудно различимые. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт, что в последнее время нередки случаи привлечения руководителей вузов к уголовной ответственности в связи с заключенными ими сделками. Но для правильной квалификации необходимы познания в области хозяйственного права, ибо установление объективной стороны каждого конкретного хозяйственного преступления, коррупции предполагает тщательный анализ и толкование хозяйственного законодательства.

При раскрытии хозяйственных (экономических) преступлений следователи все чаще назначают научную хозяйственно - правовую, цивилистическую экспертизу. Она необходима, например, при уголовно - правовой оценке сделок, совершаемых руководителем вуза при занятии предпринимательской деятельностью и попавших в поле зрения правоохранительных органов.

Насколько применимы здесь общие гражданско - правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности вузов пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ. Между тем законодательство в области высшего образования именуется вузовским законодательством. Оно состоит из федеральных законов о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права.

В соответствии с вузовским законодательством образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Так, в соответствии со ст. 47 Закона "Об образовании" к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных предусмотренных уставом работ, услуг.

Вправе ли вуз предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение, коим несомненно является вуз, заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет. И вот почему. Образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона "Об образовании"). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление "связей" в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.

Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 Закона "Об образовании" образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.
Юристы полагали, что финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника. Однако в настоящее время такое разрешение не требуется для образовательного учреждения, которое вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью (п. 4 ст. 43 Закона "Об образовании").

Соучредителем и пайщиком банков вправе быть учреждение (вуз) как юридическое лицо, интересы которого представляет его руководитель. Однако известны случаи участия в числе учредителей, в совете директоров, в уставном капитале коммерческого банка персонально руководителей вуза с использованием денежных или иных средств учреждения и получающих за счет этого личные доходы, не передаваемые учреждению. Такая "изобретательность" граничит с преступлением.

Государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона "Об образовании" изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.

Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Казалось бы, логично считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к вузу, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.

Еще один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? Ответ можно дать отрицательный. По Закону "Об образовании" в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица.

Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность вуза, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.