19.09.2019

Что лучше открыть филиал или обособленное подразделение. Налоговый кодекс РФ. Регистрация и постановка на учёт


Все отечественные юридические лица имеют возможность открыть одно или несколько обособленных подразделений. Таковыми являются как филиалы и представительства, так и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Порядок их открытия и требования, предъявляемые к ним, а также их определения в достаточной степени описаны в действующих законодательных актах российского права. Попробуем разобраться, чем отличается филиал от обособленного подразделения.

Общие положения об обособленных подразделениях

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание и существование юридических лиц, которые наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности принимают участие в предпринимательской деятельности или создаются для достижения конкретных целей (ст. 48 ГК РФ).

Все организации РФ имеют право и обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Важно учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Надо помнить, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение юридического лица - это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001 , № Р13002 или № Р14001 .

Виды обособленных подразделений

Гражданское законодательство называет два структурных подразделения: филиал и представительство. Иных структурных подразделений, обособленных от основной организации, нормы ГК РФ не содержат.

Но перечень подразделений, обособленных от основных организаций, содержится также и в других законодательных актах.

Так, налоговое законодательство прямо указывает на возможность признания обособленными частями основной организации любой территориально обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места.

Рабочим местом, в том числе и стационарным, является место, которое контролирует организация и в котором работник выполняет свои трудовые функции (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В настоящий момент список структур, которые могут быть признаны обособленными, является открытым и не исчерпывается только филиалом и представительством.

Каждый вид структурных подразделений имеет не только свои отличительные черты, но и общие.

Попробуем разобраться, в чем отличие филиала от обособленного подразделения.

Отличия филиала

Понятие филиала закреплено в п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ , согласно которому филиал не только удален территориально от основной организации, но и выполняет все или часть функций основной организации, а также осуществляет функции представительства.

Следует отметить, что понятия представительства и филиала различны. Такие различия уже следуют из определений обоих структурных подразделений, которые приводятся в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные отличия филиала от обособленного подразделения в таблице, приведенной ниже.

№ п/п Характерные особенности филиала Характерные особенности
представительства
Характерные особенности
стационарного рабочего места
1 Функции обособленного подразделения
Осуществляет все или часть функций основной организации. Осуществляет функции представительства. Представляет и защищает интересы основной организации. Работник осуществляет свою трудовую деятельность на рабочем месте.
2 Возможность осуществления коммерческой деятельности
Может вести коммерческую деятельность. Не может вести коммерческую деятельность. Не может вести коммерческую деятельность. Только трудовые правоотношения.
3 Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании
Обязанность уведомлять инспекцию отсутствует. Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена. Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение месяца со дня организации.
4 Отражение сведений об обособленном подразделении в ЕГРЮЛ
Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. Сведения в ЕГРЮЛ не содержатся.
5 Порядок создания
Решение собственника организации. Приказ единоличного исполнительного органа организации.
6 Возможность самостоятельного ведения бухгалтерского учета
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет. Не может вести самостоятельный бухгалтерский учет.
7 Возможность открыть собственный расчетный счет в банке
Может открыть собственный расчетный счет. Не может открыть собственный расчетный счет.

Как наглядно видно из таблицы, различия между разными видами обособленных структурных подразделений гораздо шире, чем только различия в названиях.

Существующие между разными видами структурных подразделений различия имеют принципиальный характер и заключаются, в основном, в функциях, для выполнения которых создается соответствующее обособленное структурное подразделение, а также в целях, для достижения которых создается структурное подразделение.

Также следует помнить, что между обособленными структурными подразделениями существуют определенные общие черты, например, они не являются юридическими лицами, сведения о них не нужно отражать в уставах организаций, их руководители могут действовать только на основании доверенности, а сами структурные подразделения — только на основании положений. Каждое обособленное подразделение должно иметь стационарные рабочие места.

Делая выбор между филиалом или обособленным подразделением, следует определиться с функциями, которые будет выполнять соответствующая структура, а также с целями, для достижения которых она создается. Более того, органу основной организации, принимающему решение об открытии обособленных подразделений, также нужно принимать во внимание следующее: планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленными подразделениями, а также будут ли такие подразделения наделяться имуществом и будут ли им открываться расчетные счета.

В качестве заключения к данной статье можно отметить, что право выбора конкретного обособленного подразделения принадлежит исключительно организации, его создающей. Но при принятии окончательного решения о форме обособленного подразделения просто необходимо детально изучить особенности каждого из возможных.

Обособленное подразделение фирмы - любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем ОП таковым признается независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или других организационно-распорядительных документах фирмы, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Такие правила закреплены в Налоговом кодексе.

Уведомить обязательно

Если компания организовала рабочие места сотрудников вне места своего нахождения, об этом в течение месяца нужно уведомить налоговую инспекцию. Однако этого не нужно делать, если организация открыла филиал или представительство.


Сообщение о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации нужно подать по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@. Этим же документом утвержден Порядок заполнения документа.


Напомню, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы компании и осуществляет их защиту. А вот филиал выполняет все функции организации или их часть, в том числе представительские. Обратите внимание, филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Имуществом их наделяет создавшая компания. Такие подразделения действуют на основании утвержденных фирмой положений. Она же назначает руководителей.

К примеру, ООО могут создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания своих участников. Причем, оно должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа, если необходимость большего количества для принятия решения не предусмотрена в уставе. Для того чтобы обособленное подразделение начало свою работу, необходимо составить Положение о нем.

Уставные изменения

Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Для этого в инспекцию нужно подать заявление о внесении изменений в устав.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время не нужно сообщать в налоговый орган об открытии филиала или представительства (однако о других обособленных подразделениях сообщать необходимо), подать заявление о внесении изменений в устав придется. Изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о них инспекции.

Для того, чтобы зарегистрировать изменения о филиалах и представительствах, учредительные документы с изменениями, нужно подать в регистрирующий орган, список всех бумаг, закрепленных в статье 17 Закона № 129-ФЗ. В него входят: заявление о государственной регистрации, заверенное подписью; решение о внесении изменений в учредительные документы компании или документы, послужившие основанием к этому; изменения, вносимые в учредительные документы, или устав в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления бумаг непосредственно или почтовым отправлением); документ об уплате государственной пошлины, которая составляет 800 рублей.

Уведомление о внесении изменений в нужно подать по форме № Р13002 (утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@). Документы необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения компании, которая вносит изменения.

Ответственность и обязательства

В статье 25 Закона № 129-ФЗ закреплено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за подачу недостоверных данных фирмы и ИП несут ответственность.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компанию на учет поставит одна из инспекций по месту нахождения выбранного фирмой обособленного подразделения.

Существенные различия

Итак, в чем же отличие филиалов и представительств от других обособленных подразделений? Сведения об ОП (за исключением филиалов и представительств) не нужно вносить в устав компании. А значит, не понадобится подавать заявление в налоговую о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Но вот подать сообщение по форме № С-09-3- 1 придется. ОП могут обзавестись своей печатью и балансом, но бухгалтерию будет вести головная компания. Напомню, чтобы открыть обособленное подразделение, необходимо создать рабочие места. Ведь, как мы помним, именно такое требование предъявляет Налоговый кодекс.

И, конечно, при создании обособленного подразделения может возникнуть вопрос, а нужно ли уведомлять фонды об открытии ОП? Напоследок спешу порадовать: в настоящее время за компании это делает налоговая.

Вероника Позднякова , для журнала «Расчет»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи.

Юридическое лицо, в отличие от ИП, имеет возможность и право открыть собственное обособленное подразделение. Их может быть и несколько. Существует ряд разновидностей «обособок». Чаще всего встречаются представительства и филиалы. Бывают и оборудованные рабочие места. Выясним, как такового.

Особенности

Гражданский кодекс предусматривает право создавать организации для ведения предпринимательской деятельности. Юридические лица открывают, как правило, обычные граждане. Они же занимаются управлением собственного предприятия.

Любую фирму открывают для получения какого-то положительного результата. Юридические лица имеют такие же права, как и другие субъекты хозяйственной жизни.

Буквально каждая организация, зарегистрированная на территории РФ, может открыть (далее также – ОП). Это право закреплено в статье 55 ГК РФ.

Открывая обособленное подразделение своего предприятия, руководители должны понимать, что речь о создании нового юридического лица в этом случае не идет. Нет у ОП того же правового статуса.

Но для открытия обособленного подразделения одного желания недостаточно. Согласно Налоговому кодексу (ст. 11), оно должно иметь ряд признаков. А именно:

  • адрес головного офиса (тот, что записан в регистрационных и уставных документах) и адрес ОП не должны быть идентичными;
  • обязательно наличие оборудованных рабочих мест, введенных для работы сотрудников сроком от 1 месяца.

Налоговый кодекс содержит информацию и о возможных видах обособленных подразделений: филиал или представительство, или стационарное рабочее место (далее также – СРМ). Каждое из них имеет, как свои особенности, так и общие черты.

Например, об СРП данные в ЕГРЮЛ не заносят. А в случае с филиалом или представительством это обязательно.

Во время создания обособленного подразделения организации нужно заполнить специальный информирующий бланк (для каждого типа ОП он свой) и отнести его в ИФНС.

Разновидности

Информация о видах структурных подразделений есть сразу в нескольких законодательных актах, но данные в них разнятся. Так:

Получается, что указанные кодексы несколько противоречат друг другу.

Отметим, что под рабочим местом понимают место, которое находится под контролем ответственных должностных лиц для выполнения сотрудником на нем своих непосредственных задач и обязанностей.

В число разновидностей ОП входят не только филиал и представительство. Этот список несколько больше. Закон позволяет признавать и другие структурные части организации обособленными подразделениями. Все они имеют общие черты и свои особенности.

Специфика филиала

Филиал – одна из наиболее часто встречаемых форм обособленных подразделений. Эта разновидность позволяет не просто создавать территориально удаленное ОП, но и наделять его множеством функций.

Важной особенностью является то, что филиал – это обособленное подразделение юридического лица , которое может одновременно с этим нести на себе функции и обязанности представительства.

Нельзя объединять понятия филиала и представительства. Эти две формы обособленного подразделения имеют много различий, функциональных, например. Даже определения из ГК РФ свидетельствуют об этом.

Чтобы иметь более четкое понимание, в чем отличие филиала от обособленного подразделения (таблица представлена ниже), необходимо рассмотреть функции, возможности и другие особенности каждой из форм.

Критерий Филиал Представительство СРМ
Какие задачи и функции выполняет Берет на себя функционал головной организации (частично или в полном объеме). Дополнительно может брать на себя функционал, свойственный представительству. Выступает в роли защитника и представителя головной организации. Происходит простое исполнение должностных обязанностей сотрудником на удаленном месте
Есть ли право на ведение коммерческой деятельности Имеет такое право Не занимается ведением коммерческой деятельности Коммерческая деятельность не предусмотрена. Создают только для рабочих отношений с сотрудниками.
Нужно ли ставить в известность ИФНС при открытии Такой обязанности нет Отправлять уведомление в ИФНС не нужно Отправка уведомления в ИФНС обязательна. Сделать это нужно не позднее чем через месяц после открытия.
Нужно ли вносить данные в ЕГРЮЛ Данные должны быть отображены Внести данные о представительстве необходимо Никакие сведения о создаваемых СРМ в ЕГРЮЛ не вносятся.
Что сделать для открытия Собственник компании должен принять соответствующее решение Владелец организации принимает соответствующее решение Приказ об открытии может быть принят исполнительным органом компании
Как правильно вести бухгалтерский учет (отдельно или совместно с головной организацией) Возможно отдельное или совместное ведение учета. Обе формы учета уместны Учет ведет только головной офис. Отдельное законом не предусмотрено.
Может ли быть отдельный от головного офиса расчетный счет Имеет право на открытие своего счета в банке Может производить расчеты при помощи своего счета в банке Не имеет права на открытие собственного счета в банке

Табличная форма позволяет наглядно понять, в чем разница филиала или обособленного подразделения другого типа. Филиал с представительством имеет больше общих черт, чем с СРМ. Последние по своему функционалу, правам и возможностям пусть и являются ОП, но вести самостоятельную деятельность не могут, а занимаются лишь текущей работой в рамках трудовых отношений.

Есть среди этих трех форм «обособок» и свои сходства, и свои различия. Они тесно переплетены друг с другом, но не теряют своей индивидуальности.

Больше всего в глаза бросаются отличия в функционале этих обособленных подразделений. Ведь тип той или иной структуре по закону присваивают как раз на основании задач, которые ставят перед филиалом, представительством или СРМ.

Отличается и целевая направленность каждой формы. Больше всего прав и возможностей имеет филиал. Пожалуй, это основное, чем отличается филиал от обособленного подразделения . Однако это не значит, что остальные ОП не востребованы на практике. Тут все зависит от целей самой организации. Нередко создают сразу несколько разновидностей обособленных подразделений.

Нельзя забывать и об общих чертах всех ОП. Несмотря на серьезные отличия в функционале, всех их не регистрируют в качестве отдельных юридических лиц. Они выступают лишь частью организации. При открытии любого из этих структурных подразделений не нужно вносить коррективы в устав.

Для работы ОП не нужно множества бумаг. Достаточно составить доверенность на его руководителя. Своих уставов эти подразделения не имеют. Главный документ для них – положения, на основании которых они и работают.

Наличие оборудованных рабочих мест – еще одно обязательное условие для абсолютно любого ОП. Будь то филиал или обособленное подразделение иного рода.

Какую форму выбрать

Вопрос о выборе формы ОП – филиал или представительство, или обособленное подразделение иного рода – может встать перед руководителем любой организации. Исходить нужно из:

  • функционала будущего структурного подразделения;
  • целей, для достижения которых его создают.

Еще на этапе планирования нужно решить, будет ли новое подразделение:

  • вести самостоятельный бухгалтерский учет;
  • открывать счет в банке;
  • передавать и/или приобретать имущество.

Право выбирать формат своего будущего обособленного подразделения имеет любая организация. Но открыв ОП, придется действовать в соответствии с нормами закона. Так, к примеру, для обособленных рабочих мест открывать свой расчетный счет закон не позволяет.

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

Сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

Оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

Филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": «...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления - вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где в частности, указано:

"Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса".

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

Принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

Внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

Наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь - в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве - регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест - вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

Отчетность за 2018 г. и I квартал 2019 г.: налог на прибыль, НДС, ПБУ, страховые взносы и НДФЛ, изменения в ТК РФ (4-5 марта 2019 г., зачет часов ИПБ)

Просим разъяснить основные отличия для предприятия при открытии филиалов и обособленных подразделений (не выделенных на отдельный баланс). Интересуют вопросы от отражения в Уставе, до постановки на учет в страховых фондах (где, как) и формирования отдельного баланса и организация работы через использование сч.79 и формирование отдельного баланса и расчета заработной платы отдельно в филиале и т.п.

Обособленное подразделение – любое подразделение организации, территориально удаленное от ее местонахождения, где созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено это в учредительных (внутренних) документах организации или нет. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом сказано в статье 55 Гражданского кодекса РФ.
Для целей налогового кодекса РФ обособленное подразделение не должно или не может быть указано в учредительных документах организации в качестве филиала или представительства. Поэтому понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства» (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Более того, процедура регистрации филиала намного сложнее, чем обособленного подразделения.

Необходимость создания подразделения возникает в том случае, если в том же муниципальном образовании, но не в месте нахождения организации создано хотя бы одно стационарное рабочее место. Поэтому датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.
Порядок государственной регистрации подразделения полностью указан в файле ответа.

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, для постановки подразделений на учет организация вправе выбрать одну инспекцию по местонахождению любого из ее подразделений (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ ). Это правило распространяется только на обособленные подразделения. Поэтому если в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то регистрироваться придется дважды (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126 ).*

Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

Датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.

Обособленным признается подразделение, территориально отдаленное от организации, в котором оборудованы рабочие места на срок более одного месяца (стационарные рабочие места) (п. 2 ст. 11 НК РФ ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места.

Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ ).*

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28 , Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10 , Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19) , Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541) .

Организация должна заявить в инспекцию о постановке на налоговый учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ ). Для этого в инспекцию по местонахождению организации подайте:*
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма , формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362 ;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма , формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488 . Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Внимание: если организация опоздает с подачей заявления о постановке на учет обособленного подразделения, то ей грозит штраф по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Если же в незарегистрированном обособленном подразделении организация начнет вести предпринимательскую деятельность, санкции могут быть более строгими*.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то ответственность по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ не применяется. В этом случае организацию могут оштрафовать на 200 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Составом правонарушения будет не пропуск срока подачи заявления о постановке на учет, а то, что организация не представила документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404 .

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде квалифицированной электронной подписью );
– отправить по почте заказным письмом.

Инспекция, в которой подразделение встало на учет, присваивает подразделению его КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН подразделения является ИНН организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435 .

Филиал или представительство

Организация должна встать на учет отдельно по головному подразделению и отдельно по каждому своему филиалу или представительству.

Чтобы зарегистрировать филиал или представительство, подайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации:
уведомление о внесении изменений в учредительные документы . Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе А уведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы;
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).*

Регистрировать обособленное подразделение в ФСС нужно лишь в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ ). Для этого в течение 30 дней со дня создания такого подразделения нужно подать в территориальное отделение фонда по местонахождению подразделения следующие документы:*

Кроме того, по своей инициативе организация может подать в территориальное отделение ФСС России копии:

Если копии дополнительных документов не представить, территориальное отделение ФСС России самостоятельно запросит необходимые сведения в налоговой инспекции и в отделении Росстата.

Такие правила установлены пунктами 14 , 19 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н .

Получив пакет документов, сотрудники ФСС России в течение пяти рабочих дней поставят обособленное подразделение организации на учет, присвоят ему расширенный регистрационный номер (регистрационный номер организации, дополненный кодом подразделения) и код подчиненности. В тот же срок подразделению будет выдано уведомление о регистрации . Сотрудники ФСС России выдадут уведомление тем способом, который был указан в заявлении, то есть вручат лично, отправят по почте или пришлют в электронном виде.

Любовь Котова

5. Ситуация: Как зарегистрировать в Пенсионном фонде обособленное подразделение организации

О создании любого обособленного подразделения нужно письменно сообщить в отделение Пенсионного фонда РФ по местонахождению организации. Это должно быть сделано в течение месяца со дня создания такого подразделения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ ).

Регистрировать обособленное подразделение нужно только в том случае, если оно выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и производит выплаты сотрудникам. Для этого в отделение Пенсионного фонда РФ по местонахождению обособленного подразделения нужно подать:*

Точный срок подачи заявления и других документов постановление не устанавливает. Однако целесообразно отправить документы для постановки подразделения на учет до того, как оно впервые будет платить страховые взносы с выплат сотрудникам.

Получив пакет документов, сотрудники территориального отделения Пенсионного фонда РФ зарегистрируют обособленное подразделение организации в течение пяти рабочих дней. И отправят организации по почте уведомление о регистрации . При желании уведомление можно получить лично в отделении. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 11 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и пунктом 14 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п .

Любовь Котова , заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

6. Ситуация: Когда считается, что у обособленного подразделения организации есть отдельный баланс (в целях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование)

Выделение обособленного подразделения на отдельный баланс определяется учредительными документами организации.

В действующем законодательстве понятие «отдельный баланс» не определено. Порядок формирования отдельных балансов также не установлен. Тем не менее, бухгалтерская отчетность любой организации должна включать показатели деятельности всех ее обособленных подразделений, включая подразделения, выделенные на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99 ).

Передачу активов и обязательств между головным подразделением и филиалом или между обособленными подразделениями учитывают на счете 79 . Например, передачу товара из одного филиала в другой можно отразить проводками:*

ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по текущим операциям» КРЕДИТ 41
- переданы товары от одного филиала другому обособленному подразделению;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 79 субсчет «Расчеты по текущим операциям»
- получены товары обособленным подразделением от филиала.

При передаче основного средства головного отделения в филиал можно составить накладную по форме № ОС-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Недостатком этой формы является то, что в ней нет данных о начисленной амортизации. Поэтому при передаче основных средств в обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, можно дополнить накладную № ОС-2 , включив сведения об амортизации, или использовать другой документ, например авизо. Форму авизо компания разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике. Пример этого документа приведен ниже.

Сведения о перемещении основного средства в подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, отразите в инвентарной карточке по форме № ОС-6 (№ ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б .

Организовав учет таким образом, подразделение сможет составить бухгалтерский баланс. Но этот документ можно использовать только в управленческих целях. Потому что бухгалтерскую отчетность нужно составлять в целом по организации, включая все обособленные подразделения (п. 8 ПБУ 4/99).

Детально описать, как и в каком объеме подразделение ведет учет, надо в учетной политике компании. Учетная политика - документ, единый для всей компании. И способы ведения бухучета, которые в ней прописаны, применяются всеми подразделениями независимо от наличия у них отдельного баланса (п. 9 ПБУ 1/2008).

Но некоторые детали могут быть характерны только для конкретного подразделения. В первую очередь это рабочий план счетов. В него нужно включить счета, соответствующие операциям, которые подразделение учитывает отдельно. Особыми могут быть правила документооборота, обработки учетной информации и контроля за операциями. Поэтому для каждого подразделения, которое ведет бухучет самостоятельно, можно сделать отдельный раздел учетной политики.

Нередко компания возлагает на подразделение обязанность определять свой финансовый результат. То есть обособленное подразделение учитывает доходы и расходы от проведенных им операций и рассчитывает полученную прибыль. Это также определяют в учетной политике. И включают в рабочий план подразделения счета из раздела «Финансовые результаты».

Еще в учетной политике компания утверждает формы отчетности, которые должны составлять обособленные подразделения. Удобно использовать те же формы, по которым составляется отчетность в целом по компании. На основании отчетов подразделения бухгалтерия составляет сводную отчетность. В учетной политике компании можно также описать порядок объединения учетных данных всех подразделений для формирования общей бухгалтерской отчетности.

Пример учетной политики вы можете посмотреть выше. Иногда компании также устанавливают порядок организации бухучета в подразделении приказом руководителя. Образец этого документа приведен ниже.

С уважением,

Александр Ермаченко, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Пушечкиной,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».