22.09.2019

Являются ли платные услуги образования предпринимательской деятельностью. Изготовление кухонного набора из дерева с элементами художественной обработки как вид предпринимательской деятельности


Предпринимательство в образовательных учреждениях

Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680 - 1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство - это экономическая деятельность, в процессе которой производятся товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска Липсиц, И.В. Бизнес образование в системе непрерывного образования. - М.: Просвещение, 2008. - С.28.. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку, рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.

Французский экономист Жан-Батист-Сэй (1767-1832) усматривал в предпринимательстве творческое соединение и координацию двух факторов производства - труда и капитала в условиях риска. Он разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего), труд предпринимателя Жан-Батист-Сэй считал рутинным См. там же - С. 30..

Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883 1950), австриец, утверждал, что предпринимательство -- это, прежде всего, новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары См там же - С. 32..

Итак, предпринимательская деятельность представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении.

Доминирующими в оформлении типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта, право собственности.

Отечественные авторы Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутиков В.А. считают, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получение доходов в условиях риска и осуществляемую от своего имени и под свою имущественную ответственность. Этой позиции будем придерживаться в дипломной работе.

Итак, предпринимательская деятельность -- это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Осуществляется эта деятельность на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия: предприятие государственное, муниципальное, индивидуальное (семейное), частное; товарищество полное, товарищество смешанное, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения предприятий.

Субъектом предпринимательства в Российской Федерации могут быть граждане, как России, так и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Предпринимательство - наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей.

Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений в той или иной стране, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

Некоммерческое - не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

Коммерческое предпринимательство - дело, приносящее доход.

Коммерческое предпринимательство принято называть «бизнесом». Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль (прирост первоначально затраченных денег) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. -М.: - Высш. шк., 2000. - С.12..

К коммерческой деятельности относят:

Непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертные выступления и т.д.);

Деятельность предприятий торговли;

Коммерческое дело в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора, парикмахерская);

Производственный бизнес (доходная работа на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях).

Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется (записывается государственными органами в качестве факта, которому придается законность) как индивидуальная трудовая деятельность.

Предпринимательская деятельность, связанная с использованием наемного труда, регистрируется как предприятие.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже на государственном предприятии, в том числе и в образовательном учреждении.

В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Учредитель или органы местного самоуправления могут приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до решения суда по этому вопросу.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Возможна и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, которая рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, а при регистрации представляются только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

Незарегистрированная предпринимательская педагогическая деятельность не допускается. Поэтому физические лица, нарушающие это положение законодательства, несут установленную законодательством ответственность. Так, все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета. Лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано вести книгу учета доходов и расходов, в которой указываются расходы на осуществление этой деятельности и полученный доход, а также фамилии и адрес обучающихся.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть как основным видом деятельности, так и дополнительным. В соответствии с законодательством о налогах и сборах, лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано уплачивать налоги по месту регистрации и представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Предпринимательская деятельность в образовательных учреждениях должна решать также задачи:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития;

Укрепления здоровья и профессионального самоутверждения, творческого труда детей;

Формирование общей культуры учащихся;

Адаптацию школьников к жизни в обществе;

Организацию содержательного досуга.

Теперь возможно подытожить главные положения предпринимательской деятельности:

1. Предпринимательство является фактором, без которого не может успешно развиваться современное производство. Этот фактор является движущей силой как благотворительности, так и разных видов бизнеса.

2. Предпринимательство может быть связано с разными типами собственности: единоличной, общей долевой и общей совместной.

3. Предпринимательской деятельностью могут заниматься образовательные учреждений при условии, что это не противоречит Уставу школы и не идет в ущерб образовательному процессу.

4. Вполне очевидно, что из всех функций предпринимательства (ресурсной, организаторской и творческой) самой трудной и быстро возрастающей по своему значению является инновационная деятельность. Вряд ли можно усомниться, что по своим личным психологическим и другим качествам далеко не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями.

Предпринимательская деятельность является одним из основных источников финансирования бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

В соответствии с 25 главой НК РФ к доходам от предпринимательской деятельности бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования, науки, культуры, здравоохранения. Так, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

  • -реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
  • -торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг;
  • -долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • -приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • -ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Указанные виды деятельности относятся к платным и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Однако платность услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, еще не является основанием для определения деятельности бюджетной организации в качестве предпринимательской. В ряде нормативных актов, регулирующих деятельность бюджетных учреждений в соответствующих сферах, содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

Если в рамках действовавшей до 2005 года системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, регламентированной Инструкцией № 107н, еще можно было говорить о получении учреждением каких-либо налогооблагаемых доходов, так как средства, находящиеся на счетах органа федерального казначейства (ОФК), классифицировались в соответствии со старым планом счетов как «средства учреждения», то в новой системе бюджетного учета подобные выводы далеко не однозначны.

С одной стороны, в Плане счетов бюджетного учета предусмотрен счет 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов», на котором доходы от оказания бюджетным учреждением платных услуг по аналогии с иными поступлениями можно отражать только как изменение задолженности данного учреждения по перечислению в бюджет неналоговых доходов. С другой стороны, в соответствии с п. 87 Инструкции № 70н операции по получению и использованию учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, независимо от метода исполнения бюджета (казначейского или кассового), подлежат отражению с использованием счета 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

По моему мнению, налогооблагаемая предпринимательская выручка бюджетного учреждения в соответствии с принципами новой системы бюджетного учета может возникать только при кассовом исполнении этим учреждением соответствующего бюджета (то есть не через лицевой счет в ОФК, а через счета, открытые непосредственно учреждению в банковско-кредитных организациях). Отражать в бюджетном учете операции, фактически осуществляемые через лицевой счет бюджетного учреждения ОФК, на счетах, предназначенных для учета операций по банковским счетам, по-моему, методически неверно.

Однако, несмотря на вышеизложенные проблемы, специалисты Минфина настаивают на точном применении положений Инструкции № 70н, то есть на отражении расчетов по предпринимательской деятельности бюджетного учреждения согласно правилам, установленным для кассового исполнения бюджетов, независимо от применяемого учреждениями метода. В этой позиции также есть положительные стороны. Ведь в условиях, когда действуют требования ст. 161 БК РФ о самостоятельности бюджетного учреждения в использовании средств, полученных от осуществления им разрешенной предпринимательской деятельности, бухгалтер учреждения обязан знать о суммах таких средств на лицевом счете в ОФК. При отражении выручки в порядке, предусмотренном для указанных лицевых счетов, это невозможно, так как в этом случае учитывается только движение задолженности учреждения по перечислению доходов в бюджет, а поступление средств на счет в бюджетном учете никак не отражается.

В любом случае, при отражении расчетов по полученным и использованным средствам от предпринимательской деятельности через счет бюджетного учета 2 201 01 000 «Денежные средства на банковских счетах учреждения» для детализации операций по кодам экономической классификации соответствующих доходов или расходов, не отражаемых в последних трех разрядах данного счета, Инструкцией № 70н предусмотрено одновременное отражение операций на забалансовых счетах 17 «Поступление денежных средств на банковские счета учреждения» и 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения» с детализацией по статьям ЭКД (ЭКР).

Также, следует обратить внимание на то, что код источника финансирования, ранее являвшийся приложением к соответствующим субсчетам, предусмотренным Инструкцией № 107н, в новой системе бюджетного учета включен в структуру счетов бюджетного учета (18-й разряд счета). При этом для отражения в бюджетном учете операций учреждения по предпринимательской деятельности значение данного кода равно «2».

Как и ранее, в соответствии с Инструкцией № 107н, признание доходов от предпринимательской деятельности предполагается осуществлять только по мере фактического получения соответствующих сумм в кассу или на лицевые (текущие) счета бюджетных учреждений. До этого указанные доходы следует отражать по кредиту счета 2 401 04 130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг», с которого по мере фактического получения доходов необходимо списывать средства на счет 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Такой порядок не всегда совпадает с принципами налогового учета данных доходов, согласно которым доход учреждений для целей налогообложения, как правило, принимается независимо от фактического поступления денежных средств на счета или в кассу. Кроме того, в соответствии с п. 188 Инструкции № 70н НДС на указанные доходы (если они подлежат обложению этим налогом) начисляется в корреспонденции со счетом 2 401 01 000 «Доходы учреждения», а не на доходы будущих периодов, как это предусматривалось Инструкцией № 107н. Кроме того, поскольку Инструкцией № 70н однозначно не установлен порядок признания дохода только по фактическому поступлению денежных средств, тот или иной порядок может быть принят бюджетным учреждением в рамках своей учетной политики.

В новом Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных учреждением авансов. В результате операции по начислению НДС с полученных авансов следует отражать в бюджетном учете в кредите счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДС» в корреспонденции со счетом 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

Не в полной мере регламентирован в новом Плане счетов бюджетного учета и порядок отражения в бюджетном учете сумм начисленного на доходы от платных услуг НДС. В частности, не выделен специальный счет для отражения на нем движения сумм «отложенного» НДС, который возникает при утверждении в учетной политике учреждения момента определения налоговой базы по данному налогу «по оплате». При этом начисленный на стоимость реализованных услуг НДС подлежит отражению в учете как «отложенный налог» с отнесением его на задолженность перед бюджетом до получения платы за оказанную услугу.

Конечно, в связи с налоговыми льготами, освобождающими медицинские услуги от обложения данным налогом, проблема отражения в бюджетном учете сумм начисленного НДС для учреждений здравоохранения не вполне актуальна. Но если учесть, что, например, косметологические медицинские услуги не освобождены от НДС, то бухгалтеру медицинского учреждения также необходимо решать проблемы отражения в бюджетном учете «отложенного» НДС.

Отражать данный налог до получения учреждением платы за реализованную услугу, на мой взгляд, можно на отдельном субсчете счетов учета дебиторской задолженности, например 2 205 03 ххх «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Разработчики бухгалтерских программ (например, фирма «1С») вместо отражения «отложенного» НДС на отдельном счете бюджетного учета применяют иной механизм учета данного налога. Первоначально он отражается на специально открытом для этого забалансовом счете, а в конце месяца путем использования специальной типовой операции «Проводка по книге продаж (покупок)» оплаченные в течение месяца суммы НДС отражаются в бюджетном учете. Выбор того или иного метода учета «отложенного» НДС остается за бухгалтером.

И, наконец, следует обратить внимание на наличие в Плане счетов бюджетного учета как счетов, предназначенных для учета различных расходов учреждений (0 401 01 ххх), так и счета 2 106 04 х40 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». При этом вопрос, на каких из них отражать затраты бюджетного учреждения, однозначно не решен. В Инструкции № 70н операции по отражению затрат учреждений на соответствующих счетах затрат (0 401 01 ххх) и на счете 2 106 04 340 при формировании себестоимости продукции, работ и услуг описываются параллельно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» планирование, финансирование и бюджетирование расходов учреждений должны быть ориентированы на конечный результат их финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому при отражении расходных операций учреждений для формирования фактической себестоимости не только платных, а всех услуг необходимо применять счет 2 106 04 х40.

В настоящее время механизм формирования в бюджетном учете фактической себестоимости конкретной услуги нормативными документами не регламентирован. Счет 2 106 04 х40 не отражает детализацию расходов учреждений по кодам экономической классификации (данные коды в последних трех разрядах этого счета не указываются). Согласно п. 75 Инструкции № 70н расходы по осуществлению платных услуг, которые были собраны, минуя счета учета затрат, на счете 2 106 04 340, подлежат списанию на уменьшение соответствующих доходов. При этом информация об отнесении тех или иных затрат на соответствующие коды ЭКР может быть утеряна.

Решением, по моему мнению, может стать первоначальное отражение всех затрат на соответствующих «затратных» счетах (0 401 01 ххх) с последующим списанием их на счет 2 106 04 340 в соответствии с разработанным для данного учреждения механизмом формирования фактической себестоимости работ и услуг. Стоимость активов и обязательств, которая в силу Инструкции № 70н не подлежит списанию на расходы учреждения, сразу списывается на уменьшение доходов учреждения. Например, сданные в эксплуатацию основные средства стоимостью до 1 000 рублей следует сразу относить на счет 2 106 04 340. В приводимых ниже проводках по отражению в бюджетном учете операций по формированию фактической себестоимости платных услуг все расходы учреждения сначала отражаются на соответствующих счетах учета затрат и только затем в соответствии с принятым в учреждении порядком формирования фактической себестоимости платных услуг аккумулируются на счете 2 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Общее понятие казенных и бюджетных учреждений. Особенности налогообложения государственных и муниципальных учреждений НДС. Специфика применения налога на прибыль. Порядок составления налоговых деклараций и отчета о целевом использовании имущества.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Структура Отделения Пенсионного фонда. Задачи и функции его служб и отделов. Квалификация доходов бюджетных учреждений в законодательстве. Целевые средства и поступления, которые не облагаются налогом на прибыль и доходы, подлежащие налогообложению.

    отчет по практике , добавлен 26.11.2013

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие и сущность бюджетных учреждений, сущность и классификация их расходов, подходы к планированию. Анализ общих показателей результативности использования бюджетных средств в исследуемом учреждении, разработка предложений по оптимизации расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016


Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это , которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

образовательных учреждений

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности. При этом практический интерес вызывает вопрос о том, почему приносящая доход деятельность образовательного учреждения подвергается различной правовой оценке в зависимости от направления реинвестирования полученных средств.

Критерий реинвестирования специалисты считают спорным. Соглашаясь с тем, что его можно использовать при налогообложении с целью установления льготного налогового режима, они признают, что с гражданско-правовой точки зрения это вряд ли оправдано. «Во-первых, в области предоставления платных образовательных услуг (основных или дополнительных) образовательное учреждение – это профессионал, что является предпосылкой его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Во-вторых, для контрагентов учреждения не важно, на какие цели будут израсходованы доходы от договоров купли-продажи, производства работ, оказания услуг и иной приносящей доходы деятельности, перечисленной в п. 2 ст. 47 Закона «Об образовании», однако регулирование отношений по однородным сделкам будет различно. Так, если сделка заключается с целью непосредственного реинвестирования доходов от нее в образовательную деятельность, то она не требует признания за образовательным учреждением статуса предпринимателя и не распространяет на него действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Если аналогичная сделка заключается с целью опосредованного реинвестирования или иной целью, то, соответственно, она свидетельствует о предпринимательской деятельности учреждения, которое должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя и его отношения будут регулироваться иначе. В частности, учреждение по данной сделке будет нести повышенную ответственность как любой предприниматель, действующий на условиях риска, т. е. независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В первом же случае ответственность строится на общих основаниях – при наличии вины. Нетрудно увидеть по данному примеру, что положение контрагента существенно меняется, его права лучше защищены во втором случае, хотя в обоих случаях он имеет дело с одним и тем же контрагентом».



Необходимо также учитывать, что с принятием Налогового кодекса, а именно, его главы 25 «Налог на прибыль» в нем не были воспроизведены действовавшие ранее специальные нормы об освобождении от налогообложения доходов, реинвестированных в образование. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривал, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. В период действия указанных норм позиция налоговых органов относительно их применения не всегда была последовательной. Освобождение образовательных учреждений от уплаты налога на прибыль рассматривали как льготу по налогообложению, которая не согласуется с общими принципами налогового законодательства. В других отраслях экономики внутренне инвестирование также применяется, причем с точки зрения социальной значимости реинвестирование в здравоохранении, в области культуры не менее важно, чем в образовании. Однако законодатель установил такой льготный режим лишь для образовательных учреждений. Интересно и то, что для граждан-предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, такие механизмы освобождения от налогообложения не применялись, хотя и они тоже работали в сфере образования и удовлетворяли потребности граждан в дополнительных образовательных услугах.

В главе 25 НК РФ упоминание о реинвестировании доходов в образование отсутствует. Можно сделать вывод, что налогообложение образовательных учреждений осуществляется на общих основаниях. Это означает, что объектом налогообложения, т. е. прибылью, признается доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов. К доходам относятся как доходы от реализации, под которыми понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (применительно к обсуждаемой проблеме - доходы от предоставления платных образовательных услуг), так и внереализационные доходы (п. 2 ст. 47 Закона об образовании). Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Не учитываются доходы, полученные организациями в рамках целевого финансирования. При этом ведется раздельный учет таких доходов и расходов, иначе они включаются в налогооблагаемую базу. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, грантов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда (ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Это могут быть расходы, связанные с производством и реализацией (в частности, с оказанием услуг), расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, на научные исследования, на оплату труда и т. д. Таким образом, любая организация, уплачивая налог на прибыль, уменьшает подлежащий обложению доход на произведенные расходы, и эти расходы тоже могут рассматриваться как внутреннее инвестирование, или реинвестирование.

С другой стороны, налоговые нормы могут содержаться не только в Налоговом кодексе, но и в других законодательных актах, регулирующих определенные области общественной жизни, например, в Законе об образовании. Ст. 6 НК РФ закрепляет общие правила разрешения коллизий налоговых норм, содержащихся в данном кодексе и других нормативных актах. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу в том случае, если он издан органом, не имеющим права издавать подобные акты либо издан с нарушением законодательства; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков либо запрещает их действия, разрешенные кодексом; противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса и в других случаях. Признание нормативного акта противоречащим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим кодексом. Поскольку нормы Закона об образовании не содержат положений, противоречащих Налоговому кодексу, они подлежат применению, что подтверждается и сложившейся судебной практикой. Образовательные учреждения налог на прибыль не уплачивают при условии реинвестирования дохода в образовательную деятельность. Финансовое и материальное положение образовательных учреждений в нынешних условиях таково, что они вынуждены все получаемые доходы направлять непосредственно на нужды образования, на совершенствование образовательного процесса, поэтому имеет место практически полное реинвестирование.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное учреждение и (или) непосредственно на нужды образования. В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Учреждение – это некоммерческая организация, которая не преследует основную цель – извлечение прибыли. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ). Таким образом, налицо двойственность правового статуса учреждения, который обусловлен возможностью выступать в роли предпринимателя. По мнению специалистов, необходимо строго соотносить данную форму с социальной значимостью функций, для которых эта форма предназначена. Однако государство и муниципальные образования сегодня не в состоянии финансировать деятельность созданных ими образовательных учреждений в полном объеме, поэтому последние вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью и оказанием платных услуг.

По нашему мнению, деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных образовательных услуг не отвечает всем признакам предпринимательства, поскольку осуществляется особым субъектом – учреждением, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет собственник-учредитель.

Рассмотрим понятие образовательных услуг и порядок их предоставления. Услуга является одним из объектов гражданских прав и обязанностей (статьи 1, 128 ГК РФ), однако в гражданском законодательстве определения услуги не содержится. Е.Г. Шаблова предлагает определять услугу как «способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности, достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах». Как видим, все ученые сходятся во мнении о том, что основным признаком услуги является отсутствие овеществленного результата деятельности, своеобразная «неосязаемость» услуги. Это обусловливает сложности при определении качества услуги, особенно той, объектом воздействия которой является человек (например, медицинских, духовных, образовательных и др.). «В подобных случаях типизация критериев оценки качества и в целом удовлетворения потребностей гораздо сложнее, нежели определение и формализация, например, показателей качества товара (продукции). Переменчивость качества услуги и зависимость ее от ряда внешних (в том числе субъективных) обстоятельств требуют создания адекватного правового режима оценки качества услуг, в том числе совершенствования правовых основы сертификации услуг и выработки правовых моделей условий о качестве в обязательственном правоотношении об оказании услуг».

Все сказанное относится и к образовательным услугам , которые В.И. Шкатулла определяет как «экономическую деятельность образовательного учреждения, удовлетворяющую спрос человека на обеспечение образовательных потребностей» и подчеркивает такие их отличия от товаров, как неосязаемость, неотделимость услуги (ее производство и потребление происходит, как правило, в одно и то же время) и др.. Главное, что необходимо учитывать при определении качества образовательной услуги, заключается в том, что оно не может быть обеспечено только усилиями исполнителя. Достижение запланированного результата возможно лишь при условии активного участия обучающегося в образовательном процессе. Что касается качества образовательной услуги, оно может определяться с разных точек зрения: содержательной (насколько услуга соответствует требованиям государственного образовательного стандарта); психологической (оказывается ли она в условиях психологического комфорта, исключающих насилие над личностью обучающегося); гигиенической (оказывается ли она в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям). Безусловно, перечень таких показателей можно продолжить. Мы назвали лишь основные, без достижения которых сама постановка вопроса о качестве услуги была бы бессмысленна.

Образовательные услуги могут предоставляться в различных режимах. Они могут оказываться юридическими лицами, которые не являются субъектами образовательных отношений. Так, например, коммерческая организация занимается розничной торговлей компьютерной техникой и предлагает клиентам, не обладающим навыками пользователя, курс обучения работе на приобретенном компьютере. Аналогичные услуги могут предлагать консультационные, аудиторские и другие фирмы. Обучение в данном случае не является обязательным и представляет собой некую дополнительную услугу.

Образовательные услуги в собственном смысле слова оказывают только субъекты, наделенные специальной правоспособностью, например, граждане, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью и имеющие статус предпринимателя. В последнее время стали востребованными такие услуги, как репетиторство, деятельность домашнего учителя или гувернера. Эта деятельность в части реализации обучающих программ является предпринимательством в сфере образования. Она подлежит государственной регистрации и контролю. Доходы от такой деятельности облагаются соответствующими налогами. Регулирование педагогических отношений осуществляется в полном соответствии с Законом об образовании. Но, в отличие от образовательной деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, данная деятельность признается предпринимательством независимо от направления реинвестирования дохода.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

Правовое регулирование платных услуг различается также в зависимости от того, в какой подсистеме образования они оказываются – общего или профессионального. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г.. Они распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации и граждан, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. При этом государственные и муниципальные учреждения могут оказывать за плату дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, в то время как негосударственные образовательные организации и граждане, занимающиеся частной педагогической практикой, вправе предоставлять платные услуги в пределах государственных образовательных стандартов.

Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления должны закрепляться в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций. При этом государственные и муниципальные учреждения в качестве платных образовательных услуг могут обеспечивать обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. Не могут быть отнесены к платным образовательным услугам снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом, а также факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В подзаконном акте воспроизводится общее правило предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, которое заключается в том, что они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Если за плату оказывается дополнительная образовательная услуга, то требования к содержанию образовательных программ, специальных курсов определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Организация платных образовательных услуг должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей. Образовательное учреждение, выступающее в качестве исполнителя, обязано предоставить потребителю достоверную информацию об оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исполнитель должен сообщить необходимую информацию о себе, указать наименование (фамилию, имя и отчество – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (юридический адрес), а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием их реквизитов. Потребитель должен быть осведомлен об уровне и направленности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формах и сроках их освоения, а также о перечне оказываемых образовательных услуг и их стоимости. Кроме того, ему должны быть разъяснены порядок приема и требования к поступающим и предоставлена информация о форме документа, выдаваемого по окончании обучения. По требованию потребителя предоставляются также устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, другие локальные нормативные акты, основные и дополнительные образовательные программы и др.

При предоставлении платных образовательных услуг государственные и муниципальные учреждение, негосударственные образовательные организации обязаны соблюдать установленный им учебный план, согласованный с органами местного самоуправления, и расписание занятий.

Правоотношения между исполнителем и потребителем платной образовательной услуги возникают на основании заключаемого ими в письменной форме договора . Он должен содержать указания на стороны договора, условия, определяющие виды и характер услуг, сроки их предоставления, их стоимость и порядок оплаты. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя.

Примерная форма договора утверждается федеральным органом управления образованием. Так, примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования была утверждена приказом Минобразования РФ от 15 марта 2002 г. В случае, если обучающийся достиг возраста 14 лет, он именуются в договоре потребителем и на него возлагаются определенные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Родители (иные законные представители) обучающегося именуются заказчиками. Примерная форма договора содержит перечень прав и обязанностей исполнителя, заказчика и потребителя. Так, исполнитель обязан организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг в условиях, соответствующих санитарным и гигиеническим требованиям; проявлять уважение к личности потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия. Образовательное учреждение обязано сохранить за обучающимся его место в случае болезни, лечения, карантина, отпуска

родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам. Образовательный процесс должен быть организован с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Исполнитель должен уведомить заказчика о нецелесообразности оказания потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Заказчик обязан своевременно вносить плату за предоставленные услуги, сообщать руководителю учреждения об изменении контактного телефона и места жительства, а также об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу. Родители (иные законные представители) должны обеспечить обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего восприятия образовательных услуг, в количестве, соответствующем его возрасту и потребностям. По просьбе администрации образовательного учреждения они обязаны приходить для беседы, если имеются претензии к поведению обучающегося или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.

Потребитель обязан посещать занятия, указанные в учебном расписании, выполнять задания по подготовке к занятиям, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство, бережно относиться к имуществу учреждения.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. По требованию потребителя или исполнителя составляется смета, которая становится частью договора.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность , предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Потребитель , обнаружив недостатки оказанных ему образовательных услуг, вправе по своему выбору потребовать :

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если в установленный договором срок недостатки не были устранены либо имеют существенный характер, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Практические все, изложенное выше, может быть отнесено к платным образовательным услугам, оказываемым в системе профессионального образования . Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 декабря 1998 г. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ». Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования.

Также не могут рассматриваться в качестве платных услуг проведение вступительных испытаний, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, психологическая аттестация. Поэтому взимание платы за все вышеперечисленные услуги не допускается.

Государство регулируется платные образовательные услуги в системе профессионального образования, в том числе посредством их квотирования, предусмотренного п. 10 ст. 41 Закона об образовании. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием обучающихся в такие учреждения для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на платной основе не может составлять более 50 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). При этом прием на платное обучение иностранных граждан не ограничивается. Подчеркнем, что до 28 июня 2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2002 г. о внесении изменений в образовательное законодательство, указанная квота составляла 25 %. Итак, квотирование касается только государственных и муниципальных учреждений, которые осуществляют подготовку по наиболее престижных направлениям и специальностям (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) по договорам с гражданами и негосударственными организациями.

Н.Н. Тарусина расценивает это квотирование как «безусловное и вопиющее ограничение правоспособности государственного вуза; ограничение конституционного права на высшее образование по своему выбору и на конкурсной основе». Кроме того, нарушается законодательство о свободе конкуренции. Она делает вывод, что квотирование образовательных услуг в данном случае является «откровенно протекционистской мерой в пользу частного (исключительно платного) образования».

Введение таких ограничений обусловлено, скорее всего, желанием оптимизировать ситуацию на профессиональном рынке труда по соответствующим специальностям, на котором наблюдается превышение предложения над спросом. С другой стороны, подготовка по данным специальностям открывает широкие перспективы самостоятельной занятости, поэтому в течение последних нескольких лет на рынке образовательных услуг держится повышенный, если не сказать ажиотажный спрос на данные направления подготовки. Объем платных услуг, оказываемых государственными вузами по указанным специальностям, резко возрос, а доходы от их оказания стали превышать, а в ряде случаев замещать бюджетное финансирование. Поэтому данные ограничения на практике реализуются крайне редко.

Увеличение объема платных образовательных услуг вызвано еще и тем, что по названным престижным направлениям и специальностям подготовки контрольные цифры по приему на обучение с финансированием его из бюджета были сокращены. Сработал один из основных законов рынка – спрос рождает предложение. Вузы начали вести прием на коммерческое обучение, зачастую нарушая при этом лицензионные требования о предельной численности обучающихся. Это во многих случаях приводило к ухудшению качества образовательных услуг, обостряло проблему нехватки учебных площадей, библиотечного фонда, мест в общежитиях, создавало трудности при составлении расписания занятий. Проблема кадрового обеспечения учебного процесса решалась либо за счет увеличения нагрузки штатных преподавателей, либо за счет привлечения совместителей и почасовиков, которые в среднем имеют более низкую квалификацию. В связи с чем цели, которые, возможно, преследовал законодатель при введении ограничений на предоставление платных услуг в системе среднего и высшего профессионального образования, могли быть достигнуты иными способами, которые в большей степени соответствовали бы духу и букве закона. В частности, можно было бы усилить контроль за соблюдением лицензионных требований и обеспечением качества образовательных услуг, одновременно с этим сохраняя число бюджетных мест для подготовки по престижным специальностям. Кроме того, надо учитывать, что оптимизации ситуации мог бы способствовать механизм саморегулирования на рынке труда (хотя, конечно, не стоит преувеличивать его эффективность). В условиях возрождения производственных предприятий нашей страны все более востребованными становятся специалисты технических профессий, поэтому спрос на гуманитарные и технические специальности в ближайшие годы будет выравниваться, и в квотировании образовательных услуг отпадет необходимость.

Анализируя проблемы, возникающие при оказании платных образовательных услуг, нельзя обойти вопрос об использовании получаемых образовательными учреждениями средств. В большинстве случаев договоры на предоставление платных образовательных услуг составляются с предельно общими формулировками. «Руководство образовательных учреждений сосредоточивает средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, в своем распоряжении, нередко направляя их мимо клиентов, т. е. не только на возмещение затрат по обучению конкретного студента (слушателя) (улучшение материальной базы, доплаты работникам, не связанным с организацией учебного процесса). Это противоречит самому существу договора и является основанием для соответствующих внесудебных или судебных гражданско-правовых притязаний заказчика». Качество услуги от этого может снижаться.

Развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры. В частности, такого рода поддержка направлена на развитие дополнительного образования в форме подготовки и переподготовки кадров организаций. Так, например, согласно ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями учитываются при уменьшении доходов при обложении налогом на прибыль. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

1) образовательные услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию) или иностранными, имеющими соответствующий статус;

2) подготовку или переподготовку проходят работники, состоящие в штате;

3) программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использования специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. Не признаются расходами на подготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Физическим лицам предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Такой вычет производится в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (ст. 219 НК РФ). Условиями его предоставления являются наличие у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, и представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Основанием для его предоставления является письменное заявление налогоплательщика, поданное в орган Министерства по налогам и сборам одновременно с налоговой декларацией по окончании налогового периода. Кроме того, к заявлению необходимо приложить справки о доходах родителя-налогоплательщика и об оплате обучения (по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам, согласованным с Минобразованием от 27 сентября 2001 г.), а также копии договора с образовательным учреждением, платежных документов, подтверждающих внесение или перечисление денежных средств по данному договору и свидетельства о рождении ребенка.