15.06.2019

Понятие внебюджетного финансирования. Внебюджетное финансирование. Бюджетные источники финансирования


Любое незаконное деяние в Российском государстве считается наказуемым. Если нарушение закона имеет преступный характер, то применяются нормы уголовного права. Особенностью наказания является неблагоприятное воздействие на субъекта, а также сочетание карательного и воспитательного методов. Однако зависит все и от конкретных видов санкций в уголовном праве. О том, какие типы наказания существуют в России, будет рассказано в нашей статье.

Структура нормы

Теория права гласит, что любая юридическая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Первая часть является всего лишь догадкой. Она выстраивается на базе конкретной ситуации или события. Диспозиция - это правило поведения субъекта в той или иной ситуации. Если человек нарушает правила, в его отношении применяются санкции - меры наказания, которые могут иметь определенный размер и вид.

Для российского уголовного права характерна двойная структура нормы, при этом ни один из трех элементов ни утрачивается. Как такое возможно? Зависит все от вида диспозиции и санкции в уголовном праве, которые и составляют норму. Первая, она же общая часть уголовной нормы, может содержать в себе диспозицию и гипотезу. Сама же санкция в большей степени характера для второй, особенной части нормы. Прежде чем рассмотреть применение уголовных норм на практике, следует рассмотреть каждый элемент права по отдельности.

Понятие гипотезы

Что представляет собой гипотеза и как она соотносится с видами санкций в уголовном праве? Как уже было сказано, гипотеза является всего лишь догадкой. Юристы говорят о ней как об утверждении, которому требуются доказательства. Это могут быть конкретные жизненные обстоятельства, события, деяния людей или совокупности деяний и т. д. По мнению ряда специалистов в области права, гипотеза и вовсе отсутствует в нормах уголовного права. В Уголовном кодексе РФ, например, есть всего одна статья, где содержится указание на условие, при котором норма начинает действовать. Это статья 331, в которой речь идет о преступлениях на военной службе. Ученые полагают, что это единственное положение УК РФ, в котором есть гипотеза, но отсутствует диспозиция и санкция.

Следует также выделить статью 20 УК РФ, в которой рассказывается про возраст наступления уголовной ответственности. Вводится понятие деликтоспособности, которое и является базой для гипотезы.

Таким образом, наличие гипотезы в сфере нарушений закона - вопрос спорный. Однако бессмысленно отрицать факт ее влияния на виды санкций в уголовном праве.

Понятие диспозиции

Диспозицию, в отличие от гипотезы, в сфере уголовного права никто не отрицает. Данный элемент является базовым для всех статей УК РФ. Это ядро, позволяющее раскрыть признаки преступления. Именно в диспозиции содержатся особенности преступного деяния, в отношении которых должны применяться отдельные виды санкций.

В уголовном праве диспозиция является правилом поведения, а потому априори имеет незаконный характер. Вот, например, цитата из Кодекса: "Убийство является умышленным причинением смерти лицу". Убийство - это форма поведения, диспозиция. Она требует наказания. Можно сделать простой вывод: все прописанные в УК РФ диспозиции носят преступный характер, а потому их совершение недопустимо.

Виды диспозиций

Диспозиция является важнейшим элементом в уголовной сфере Российской Федерации. Наиболее распространенная форма диспозиции именуется простой. Она называет деяние, но не содержит его признаков или определения. Примеры - похищение человека, угон транспортного средства и т. д.

Второй вид диспозиции - описательный. Как уже ясно из наименования, содержит описание. Например, в статье про убийство рассказывается про то, что именно следует считать этим преступлением (причинение смерти). Похожая диспозиция именуется ссылочной, так как содержит ссылки на другие нормы Уголовного кодекса.

Последний вид рассматриваемого элемента нормы именуется бланкетным. Он предполагает широкое использование актов из других правовых отраслей, например для установления перечня запретных деяний.

Тип диспозиции напрямую влияет на виды санкций в уголовном праве. Примеры такого влияния будут рассмотрены далее.

Понятие санкции

Основной особенностью наказаний в российском уголовном праве является альтернативность. Например, наказание может иметь форму штрафа, принудительных или обязательных работ, ареста, дисквалификации, ограничения в некоторых правах и т. д. Таким образом, на одну диспозицию может приходиться сразу несколько видов санкций.

Виды санкций в уголовном праве России сильно зависят от формы самой нормы. Как известно, существует четыре основные уголовные нормы: это предписания - обязывающие нормы, дозволения, запреты и поощрения. Чаще всего в уголовном праве встречаются запреты.

Абсолютные виды санкций

В уголовном праве РФ, в отличие от юридической системы СССР, не существует абсолютных санкций. Ранее они предполагали "вышку" или применение наказания "по всей строгости закона" - иначе говоря, наихудший и безальтернативный вариант несения ответственности. До недавнего времени в нашей стране существовали абсолютно-определенные (АО) и абсолютно-неопределенные (АН) санкции, которые могли применяться лишь в самых крайних случаях. АО санкции устанавливали единственно возможный вариант наказания, его точный размер и форму. Здесь отсутствовала индивидуализация наказания применительно к личностным особенностям виновного лица. Суд мог вынести лишь одно решение: крупный штраф, смертную казнь, пожизненное лишение свободы и т. д.

АН санкции содержали формулировки, не отличающиеся точностью и конкретностью. Например, "наказание по законам военного времени", "применение санкций в условиях ЧС", "наказание по всей строгости закона" и т. д. Не совсем понятно, на кого в принципе могут быть рассчитаны подобные виды санкций. Сегодня они находятся под запретом по очень простой причине: дабы не допустить судебного произвола и нарушений в области прав и свобод человека.

Относительно-определенные виды санкций

На сегодняшний день в российском Уголовном кодексе преобладают санкции относительно-определенного характера. Основной их особенностью является установление пределов в наказании. Этим они и отличаются от абсолютных: наличием альтернативных видов ответственности.

Пределы наказания могут быть минимальными и максимальными. Зависеть все будет от отягчающих и смягчающих обстоятельств, которые следует рассмотреть при анализе преступного деяния. Судья, выносящий решение по той или иной диспозиции, обладает некоторой свободой в установлении наказания. Однако он не имеет права выходить за установленные пределы уголовного права.

Видов санкций с примерами очень много - стоит приводить всю особенную часть УК РФ. Все они относятся к относительно-определенной группе. Так, в статье 151 рассказывается о вовлечении несовершеннолетних в совершение деяний антиобщественного характера. Минимальным наказанием здесь будет арест до 3 месяцев, максимальным - тюремное заключение на срок до 4 лет.

Относительно-неопределенных санкций в уголовном праве не существует. По своему характеру они похожи на абсолютно-неопределенные нормы, а потому могли бы привести к произволу и нарушению прав.

Альтернативные и кумулятивные санкции

Следует разобрать последнюю типологию и классификацию видов санкций в уголовном праве. Первая группа именуется альтернативной. Здесь все просто: за одно преступное деяние можно применить один из нескольких вариантов наказания.

Суд способен выбирать тип наказания, отталкиваясь от типа личности преступника, его поведения, способа нарушения закона и т. д. Возникает вопрос: чем альтернативные санкции отличаются от относительных, где также есть несколько вариантов наказания? Не каждый юрист способен ответить на этот вопрос. Скорее всего, в относительной группе санкций есть пределы, которые отсутствуют в группе альтернатив. Например, значительно отличаются друг от друга формулировки "от двух до четырех лет" и "два или четыре года". В первом случае суд обладает большей свободой выбора.

Вторая группа санкций именуется кумулятивной. Здесь предусмотрено сразу два варианта наказания: основное и дополнительное. Дополнения к основной санкции могут применяться за оскорбление судьи, буйное поведение и прочие отягчающие обстоятельства.

Уголовный закон во времени

Разобрав понятие и виды санкций в уголовном праве, следует перейти к краткой характеристике самой нормы. Согласно закону действие любого закона ограничено определенными временными рамками. Так, в праве имеется понятие срока давности. Оно не влияет на форму санкций, но может полностью ликвидировать возбужденное дело о совершении преступного деяния.

Спорным считается вопрос и о моменте совершения преступления. По этому поводу существует несколько точек зрения:

  • преступление наступает с момента возникновения общественно опасных последствий ;
  • моментом совершения преступного деяния является непосредственная реализация незаконного действия или бездействия;
  • если виновный, совершив преступление, имеет возможность все исправить, началом незаконного деяния считается либо момент наступления последствия, либо момент совершения незаконного деяния.

Преступления бывают длящимися и продолжаемыми. Первые характеризуются длительным невыполнением лицом своих обязанностей, а второе - рядом тождественных деяний.

Уголовный закон в пространстве

В современном уголовном праве действие закона определяется территориальным, гражданским, реальным и универсальным принципами. Территориальный принцип зависит от сферы совершения преступления: будь то суша, вода или воздушное пространство. Государственный принцип чуть более сложный. Незаконное деяние может совершаться на территории собственного государства либо за его границей. В первом случае человек будет осужден нормами национального права, а во втором - согласно международным положениям.

Универсальный принцип характеризуется осложнением национального права международными элементами. Реальный принцип предполагает защиту интересов государства и граждан от посягательств со стороны иностранных лиц.

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

Абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

Относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы - от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

Кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы - с лишением определенного права;

Комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.