Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.
Основные принципы планирования здравоохранения:
Научно-техническая обоснованность планов.
Выделение приоритетных проблем.
Сочетание текущего и перспективного планирования.
Сочетание отраслевого и территориального планирования.
Экономическая эффективность планов.
План здравоохранения - это порядок развития здравоохранения, являющийся составной частью единого государственного плана развития народного хозяйства (экономического и социального развития страны), отвечающий требованиям экономических законов.
Все народнохозяйственные планы разделяются на территориальные и отраслевые.
План здравоохранения является отраслевым планом, поскольку планируется развитие определённой народнохозяйственной отрасли - здравоохранения. Планирование здравоохранения - это, прежде всего, планирование рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли с целью наиболее полного удовлетворения населения в медицинской помощи в соответствии с экономическими возможностями государства.
План здравоохранения предусматривает основные направления в развитии лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического обслуживания отдельных контингентов населения (детей, подростков, женщин, рабочих промышленных предприятий и пр.), отдельных служб здравоохранения (педиатрическая, акушерско-гинекологическая и пр.), специализированных видов помощи, развитие сети медицинских учреждений в отдельных регионах, например, в сельской местности и т.п.
Планирование развития здравоохранения как отрасти и планирование в здравоохранении, то есть, внутриотраслевое, в современных условиях опирается на определённую выработанную стратегию (концепцию развития). Стратегия определяет дальнейшее направление развития отрасли и её целевых и функциональных областей.
Основным стратегическим планом развития здравоохранения Республики Беларусь является Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь.
Во исполнение данного стратегического документа создаются остальные планы в белорусском здравоохранении.
Различают два основных типа планирования в здравоохранении: программно-целевое и функционально-отраслевое.
Программно-целевое планирование обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определённой цели. Например, программноцелевым планом является Национальная программа демографической безопасности и пр.
Функционально-отраслевое планирование включает планирование отдельных функциональных областей здравоохранения и отрасли в целом, осуществляемое главными субъектами управления здравоохранением страны. Функционально-отраслевыми, например, являются следующие планы: планы развития здравоохранения как отрасли народного хозяйства страны, планы развития научных исследований, планы развития медицинского и фармацевтического образования, производство и распределение продукции медицинской промышленности, утверждение нормативов обеспечения населения медицинской помощью, утверждение единой номенклатуры ЛПО и типовых положений о них, утверждение штатных нормативов ЛПО и др.
Виды планов в здравоохранении Республики Беларусь:
1. По срокам исполнения: перспективные (как правило, перспективный план рассчитан на пять и более лет) и текущие (часть перспективного, рассчитан на год).
2. По охватываемой планированием территории: республиканский, областной, городской, районный, отдельной ЛПО.
Основными разделами территориальных планов развития здравоохранения являются:
1) планирование сети ЛПО (амбулаторно-поликлинической помощи и стационаров);
2) планирование кадрового состава ЛПО;
3) планирование финансовой деятельности ЛПО.
3. По решаемым проблемам (программно-целевое планирование): например, Президентская программа «Дети Беларуси».
4. По особенностям финансирования планируемых мероприятий: различают государственные программы, получающие целевое финансирование (например, Г осударственная программа развития специализированной медицинской помощи), и национальные программы, также представляющие собой комплекс разработанных мер, но не получающие дополнительного финансирования.
Основными принципами планирования здравоохранения являются:
1. Соответствие планируемых мероприятий реальной потребности населения.
2. Сочетание планирования количественных показателей (экстенсивных коэффициентов: сеть ЛПО, их мощность и пр.) и качественных характеристик, отражающих медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения.
3. Научно-техническая обоснованность.
4. Экономическая эффективность.
5. Главенство перспективных стратегических планов.
6. Выделение приоритетных звеньев плана.
7. Сочетание перспективного и текущего планирования.
8. Сочетание отраслевого и территориального планирования и соответствие государственному народнохозяйственному плану страны.
Главной целью планирования здравоохранения является выработка стратегии управления отраслью на основе глубокого и всестороннего анализа и проведения мер по обеспечению оптимального использования всех ресурсов для достижения более полного удовлетворения потребности населения а медицинской помощи.
Основные задачи планирования в здравоохранении:
1. Улучшение санитарного состояния населения.
2. Удовлетворение потребностей населения в лечебнопрофилактической помощи (учитывая Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и минимальные государственные социальные стандарты).
3. Пропорциональное потребностям населения и народнохозяйственному плану страны развитие служб здравоохранения, оптимальная структура и размещение сети ЛПО.
4. Совершенствование форм и методов управления
здравоохранением.
5. Способствование выработке рационального хозяйственного механизма в отрасли.
6. Способствование распространению прогрессивных форм
оказания медицинской помощи, внедрению достижений научнотехнического прогресса в практику здравоохранения.
7. Обеспечение снижения удельной затратности оказания
медицинской помощи.
Планирование в здравоохранении включает использование следующих методов планирования:
Аналитического (анализ комплекса факторов, влияющих на развитие здравоохранения: показателей здоровья населения, результатов работы медицинских учреждений);
Балансового (пропорциональность в развитии здравоохранения);
Нормативного (соответствия нормам и нормативам), экспериментального (апробация результатов научных исследований перед внедрением их в практику).
При составлении плана развития здравоохранения учитываются:
1. Санитарно-демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, численность населения, возрастнополовой состав).
2. Заболеваемость населения.
3. Характеристики выполнения плана за предшествующие годы, ожидаемое выполнение в этом году.
4. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы здравоохранения.
Общая схема планирования в здравоохранении может быть представлена в виде:
1) определение основных целей и функций ЛПО (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, консультативная или лечебная, специализация и пр.);
2) определение видов и объёмов медицинской помощи, оказание которой ведёт к достижению цели;
3) формирование сети ЛПО;
4) определение потребности в ресурсах;
5) расчёт предположительных поступающих средств;
6) корректировка плановых показателей;
7) определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей.
При формировании перспективной сети ЛПО в Беларуси учитывается:
Территориально-административное разделение республики;
Фактор доступности (обеспечение полной и равной доступности медицинской помощи жителям в минимальное время, по принципу, что в нужный момент времени в нужном месте должен быть доступен нужный специалист);
Фактор единства нормативного обеспечения потребности жителей города и села в медико-санитарном обслуживании;
Системность (функционально-организационное единство всех ЛПО территории);
Ступенчатость (иерархическая соподчинённость организаций здравоохранения) и этапность (по принципу усложнения) оказания медицинской помощи.
Согласно территориальному размещению населения страны, при
планировании здравоохранения территории выделяют следующие зональные типы ЛПО:
Первичные: ФАПы, аптечные пункты четвёртой категории (в пределах пешеходной доступности - радиус до 5 км, центр - укрупнённые сельские поселения), амбулатории врача общей практики, сельские аптеки (при численности населения более 1500 чел.).
Местные: объединяющие несколько первичных систем расселения радиусом 15 - 20 км (30-минутная транспортная доступность, центр - города, городские посёлки, численность населения 6000 - 15000 чел.), амбулатории, участковые и городские больницы.
Районные: включают несколько местных систем расселения с радиусом 20-50 км (часовая транспортная доступность, центр - города - районные центры), расположены ЦРБ, районные диспансеры, ЦГЭ, центральные районные аптеки и пр.
Межрайонные, или зональные: радиус 35-80 км (полуторадвухчасовая транспортная доступность, во главе с городами), городские и межрайонные больницы, отделения, диспансеры и пр.
Областные: группируют ряд зональных систем расселения, во главе с областными центрами.
Республиканская: центр - г. Минск, зона влияния более 300 км,
республиканские ЛПО.
При планировании сети ЛПО мощность и структура отдельных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения, при этом используются нормативные показатели мощности амбулаторнополиклинических (число посещений в смену) и стационарных (коечный фонд) ЛПО, рассчитываемые на определённое количество населения, а также понятие «функциональная лечебная единица» (ФЛЕ). ФЛЕ представляет собой минимальную экономически и территориально целесообразную мощность различных типов ЛЕЮ (стационаров или амбулаторно-поликлинических учреждений).
Для стационаров ФЛЕ - это отделение определённой мощности (для республиканских, областных и городских больниц - не менее 60 коек, до 120 коек; для 1ДРБ - 40-60 коек; в сельской местности и малых городах - больничная секция 25-30 коек). Если численность населения недостаточна для развёртывания отделения, соответствующего ФЛЕ, этот вид помощи планируется на вышестоящем этапе.
Для ряда узкоспециализированных видов помощи в качестве ФЛЕ принимается не отделение, а специализированная ЛПО (психиатрическая больница на 500 коек, корпус детской психиатрии на 120 коек, корпус радиологической онкологии на 100 коек).
Для амбулаторно-поликлинических ЛПО ФЛЕ определяется по числу посещений, обеспечивающих полную нагрузку на врачебную должность.
Основными направлениями совершенствования планирования в системе здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности являются:
Планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
Разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
Реструктуризация медицинской помощи, внедрение ресурсосберегающих технологий;
Концентрация ресурсов на приоритетных (наиболее эффективных по соотношению затрат и результатов) направлениях деятельности;
Стандартизация медицинских технологий и создание эффективной унифицированной системы управления качеством медицинской помощи;
Развитие внебюджетной деятельности;
Создание унифицированной системы стратегического и оперативного планирования, нормирования, лицензирования, сертификации;
Использование методов программно-целевого управления, экономического управления, экономического анализа, принципов экономической самостоятельности и ответственности организаций здравоохранения; введение унифицированной структуры органов управления здравоохранением;
Совершенствование управления по отклонениям от моделей КРД;
Совершенствование форм и систем оплаты труда;
Приоритетное развитие ПМСП, службы охраны материнства и детства, медико-генетической помощи, а также специализированных медицинских служб и медицинских технологий, которые оказывают наибольшее влияние на трудовой потенциал страны и обеспечивают снижение преждевременной смертности и инвалидности;
Развитие профилактических и реабилитационных технологий, включая формирование ЗОЖ, иммунопрофилактику инфекционных болезней, организацию демонстрационных проектов профилактической направленности;
Борьба с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, болезнями, передаваемыми половым путем;
Информатизация системы здравоохранения с созданием единой информационно-аналитической сети;
Разработка комплекта нормативных правовых актов, определяющих новую медико-экономическую модель здравоохранения; изучение основ этой модели в ЛПО.
Достижение высокой эффективности функциональной деятельности объектов здравоохранения требует:
❖ разработки целевых программ;
♦♦♦ осуществления постоянного контроля за качеством услуг, эффективностью лекарственных средств, изделий медицинского назначения и т.д.;
♦♦♦ применения всех доступных экономических методов управления.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ
«Управление проектами в здравоохранении»
Федорова Н. Н. – к.э.н., доц. кафедры государственного управления
и менеджмента Тверского филиала РАНХиГС
Тверь
1. Программно-целевой метод в управлении
Актуальность идеи программно-целевого управления в здравоохранении заключается в том,что он позволяет:
Решать первоочередные проблемы системы здравоохранения;
Выстраивать приоритеты в организационно управленческой деятельности;
Алгоритмизировать управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;
Осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам программы.
Программно-целевой метод управления дает возможность быстрой мобилизации усилий исполнителей в относительно небольших временных коллективах для решения возникающих проблем.
Эффективность решения проблем достигается за счет особой организации процесса подготовки, принятия и реализации решений, при которой четко формулируется проблема, формируется необходимый для ее ускоренного решения коллектив, целью которого становится решение проблемы с минимальными затратами.
Программно-целевой подход является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства, региона, отрасли
Программно-целевое
планирование
Программно-целевой подход
Программы
Реализующие
программу проекты
Программно-целевой метод планирования – является методом бюджетного планирования. Метод обеспечивает распределение бюджетных ресурсов в соответствии установленными приоритетами государственной политики.
При этом бюджет формируется как финансовое обеспечение программных целей, именно целей, а не процесса и его издержек.
Такой способ организации деятельности принципиально меняет структуру управления медицинской организации: она формируется по проектному принципу. Смена проектов, в процессе стратегического планирования в системе здравоохранения, влечет смену проектных структур. Такая организация наиболее адекватна управлению по результату (критериальному управлению).
С 2013 года Правительство РФ перешло к программному бюджету – распределению расходов федерального бюджета преимущественно по государственным программам РФ.
Различия в терминах проект – программа:
Программа – это комплекс взаимоувязанных по целям, ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей.
Реализация мероприятий по каждому из этих направлений осуществляется в форме проектного управления
Миссия
магистерской программы «Организация и управление в здравоохранении»
по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) состоит в подготовке менеджеров, способных эффективно обеспечивать на разных уровнях управления разработку, нормативно-правовое и организационно-экономическое сопровождение и реализацию политики государства в области здравоохранения, инновационных государственных, муниципальных и корпоративных программ и проектов в здравоохранении с учетом международного и отечественного опыта.
Вступительные испытания: экзамен в форме тестирования по профильной дисциплине по стобалльной системе.
- Пример письменного тестирования
Цель программы:
Формирование целостного представления о государственном и муниципальном управлении и его особенностях в сфере здравоохранения, в том числе в области медицинской помощи и обслуживания на основе сервисных и социальных услуг, а также в обучении практическим навыкам организационно-управленческой, административно-технологической и проектной деятельности в здравоохранении.
Задачи программы:
- обеспечение профессиональной подготовки магистрантов для системы государственного и муниципального управления в сфере здравоохранения;
- обеспечение правового образования менеджеров, ориентирующихся на профессиональную деятельность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в организациях разных форм собственности, связанных со сферой здравоохранения;
- систематизация и интеграция знаний по проблемам управления, нормативного правового регулирования, экономики и финансов в сфере здравоохранения, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном уровнях;
- осуществление теоретической и практической подготовки по проблематике кадровой политики и управления персоналом в сфере здравоохранения;
- формирование практических навыков программно-целевого управления, экспертной и проектной деятельности в сфере здравоохранения; осуществление теоретической и практической подготовки к управленческой деятельности, ориентированной на повышение качества и культуры обслуживания потребителей в сфере здравоохранения.
Компетенции и преимущества
- Программа базируется на Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (ГМУ) (уровень магистратуры) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. № 1518) и многолетнем опыте подготовки кадров для социальных отраслей Кафедры труда и социальной политики Академии.
- Обучение магистрантов основано на комплексном подходе к организации и управлению здравоохранением; применению современных методов и инструментов управления, с учетом специфики государственного, муниципального и корпоративного управления, с ориентацией на стратегические установки на долгосрочное планирование деятельности организаций здравоохранения, включая первичное звено; предполагает освоение лучших практик.
- По окончании программы возможно продолжение образования в аспирантуре и докторантуре.
Выпускники программы обладают следующими компетенциями:
- Умение управлять организацией и ее персоналом с учетом особенностей здравоохранения и соответствующего типа структуры и вида деятельности.
- Обладание навыками проведения репрезентативных социологических исследований и мониторинга социальной среды и общественного мнения, интересов, предпочтений и ожиданий целевой аудитории при оценке состояния системы здравоохранения и предоставления услуг ее отдельными отраслями и комплексами, а также учреждениями.
- Умение генерировать идеи, разрабатывать концепции целевых программ и проектов, стратегий и программ долгосрочного развития.
- Владение навыками взаимодействия с различными структурами власти и управления, ведения диалога с представителями бизнеса и гражданского общества в целях создания и реализации проектов и программ в сфере здравоохранения.
- Умение осуществлять экспертизу нормативно-правовых документов, проектов и программ в отдельных областях сферы здравоохранения.
- Умение оценивать результативность и эффективность деятельности организаций системы здравоохранения, коммерческих и некоммерческих отечественных и зарубежных предприятий, вовлеченных в деятельность в здравоохранении.
ОРГАНИЗАЦИИ, ПАРТНЕРЫ И МЕСТА СТАЖИРОВОК
Организации, партнеры и места стажировок участников программы
- Министерство здравоохранения РФ и его подведомственные организации; Министерство промышленности и торговли РФ и его подведомственные предприятия медицинского и фармацевтического профиля; Фонды медицинского страхования; Фонды социального страхования; Пенсионный фонд РФ.
- Аппарат и профильные комитеты Совета Федерации; Аппарат и профильные комитеты Государственной Думы РФ.
- Медицинские комплексы и предприятия, санаторно-курортные учреждения – носители лучших практик.
- Предполагаемая сфера деятельности выпускников программы магистерской подготовки «Организация и управление в здравоохранении».
- Федеральные государственные органы; государственные органы субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации, в том числе сферы здравоохранения; институты гражданского общества; организации общественного сектора.
- Некоммерческие организации; международные организации и международные органы управления; организации, подразделения по связям с государственными органами и гражданами; медицинские и социальные внебюджетные фонды, департаменты здравоохранения органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, кадровые, планово-экономические и иные службы организаций здравоохранения, профессиональные союзы; государственные, муниципальные, некоммерческие медицинские и социальные организации, научно-аналитические организации и организации высшего профессионального образования, задействованные в здравоохранении.
медицинской организации с использованием методов, инструментов и принципов проектного подхода.
СМК является уникальным продуктом, работы по ее разработке и внедрению имеют начало и конец. Процессы управления проектами детально описаны в ГОСТ Р ИСО 10006- 2005. Руководители проектов также используют стандарт РМВОК - Project Management Body Of Knowledge (Свод знаний по управлению проектами). Управление Проектом (Project Management) - применение знаний, опыта, средств и технологий в процессе проведения проекта с целью удовлетворить (или превысить) требования или ожидания заказчика от данного проекта. Обычно это требует сбалансированности между:
Объемом работ, временем, стоимостью и качеством;
Заказчиками с разными потребностями и ожиданиями;
Определенными требованиями (требования) и неопределенными требованиями (ожидания).
Как правило, для удобства управления проекты разбиваются на несколько фаз. Все фазы вместе называются Цикл жизни проекта (Project Life Cicle). Внутри каждой фазы и в целом по проекту процессы организованы в пять групп:
Процессы инициирования - принятие решения о начале проекта или фазы;
Процессы планирования - создание и поддержка рабочей схемы для достижения бизнес-целей проекта;
Процессы выполнения - координация людских и других ресурсов в соответствии с планом;
Процессы управления - мониторинг хода выполнения и принятие необходимых действий по корректировке;
Процессы окончания - формальное принятие решения о завершении фазы или проекта.
Цели проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации могут быть сформулированы следующим образом:
1. Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011, обеспечивающей повышение эффективности управления, качества медицинских услуг и конкурентоспособности организации.
2. Сертификация созданной СМК на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.
3. Повышение эффективности деятельности медицинской орган по всем ее составляющим: медицинская, социальная, экономичеекг
В чем состоит преимущество применения стандартов ИСО в ме ской организации? Разработанная в соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это управленчесн система, в основе которой лежит структурированный набор доку регламентирующих основные аспекты деятельности любой органи- том числе и медицинской. Одна из главных особенностей модел заключается в универсальности требований. Требования стандарт! можно применять для любой организации вне зависимости от ее деятельности, рынка, количества работающих и т.д., они предна: для применения во всех областях деятельности и для всех стран. Д тация системы менеджмента качества должна описывать деяте организации, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество выполняемых медицинских услуг. Документальное о ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослежив; четкое понимание, управление и постоянное улучшение.
Важным инструментом для этого является проектный мене который тесно связан с понятием менеджмента инноваций. Мы бу сматривать проектный менеджмент прежде всего как удобный инс для быстрого и эффективного внедрения инноваций в деятельное цинской организации. Именно проектное управление является t оптимальным вариантом сопровождения процесса разработки и Bt системы менеджмента качества.
Проект - это мероприятие, направленное на достижение унк результата в заданные сроки и в рамках запланированного (как правиле ченного) бюджета. Под это общее определение попадает большинст выполняющихся в организации. Например, выполнение работы пс договору, в котором закреплен результат работы, сроки выполнения \ - это проект.
Выполнение работы в рамках поручения руководяще организации (например, органа управления здравоохранением), где крепляется цель работы, сроки и бюджет (или ограничивается число - ков, которых можно привлечь к работе) - это тоже проект. Выполне пой сотрудников поручения руководителя своего отдела - это тоже г
Основными признаками проекта являются:
Уникальность и неповторимость целей и работ проекта;
Координированное выполнение взаимосвязанных работ;
Направленность на достижение конечных целей;
Ограниченность во времени (наличие начала и окончания);
Ограниченность по ресурсам.
Для достижения стратегических целей выбирается определенная стратегия и в рамках выбранной стратегии предпринимаются те или иные проекты.
Многие организации в различных отраслях изначально являются про- ектно-ориентированными по своей сути: их деятельность заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Но в медицинских организациях, которые не является проектно-ориентированными, существует множество других видов деятельности, которыми можно управлять, как проектами. В качестве примера реализованных проектов можно привести приобретение и инсталляцию нового высокотехнологичного оборудования, разработку и внедрение медицинской информационной системы, лабораторной информационной системы, внедрение в клиническую практику новых методов диагностики и лечения, внедрение принципов процессного подхода, разработку и внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, проекты организации филиалов, пунктов дистанционного забора крови, деятельность по обновлению основных средств и многие другие.
Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской организации представлена на рис. 8.
Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию разработки, реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (рис. 9).
Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проекте по разработке программного обеспечения отдельного направления деятельности медицинской организации могут быть выделены такие этапы, как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, разработка технического задания и проектирование системы, создание программы группой разработчиков, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбивка проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
Планированию проекта внедрения системы менеджмента качества необходимо уделять особое внимание, так как описания подобного опыта медицинских организаций в доступной литературе не найдено.
Рис. 8. Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской организации
Рис. 9. Жизненный цикл проекта
Именно на этапе планирования должны использоваться системы для управления проектами, предоставляющие руководителю набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Ганта, гистограммы
распределения ресурсов. План проекта не должен оставаться неизменным и по мере осуществления может подвергаться постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. После утверждения формального плана на руководителя проектом ложится задача по его реализации.