09.07.2019

Скачать презентацию на тему методы исследования. Презентация на тему: Методология научного исследования


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Әдіс - грек. зерттеу жолы, оқу Метод – греч. сл. - путь исследования, познание, учение. Метод – способ построения и обоснования знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

3 слайд

Описание слайда:

Оқыту әдістемесі Методика обучения система различных путей и процессов, которые применяются во время занятий и инструктажа для достижения ожидаемой цели с использованием обучающих и учебных средств

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

По признаку источника получения знаний учащимися Словесные объяснение; рассказ; лекция; семинар; вводная беседа; беседа-сообщение; индивидуальная и фронтальная беседа; собеседование; учебная дискуссия; конспектирование; составление плана текста, тезисов; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; звукозапись

6 слайд

Описание слайда:

Наглядные методы рисунок; плакат; макет; схема; графоиллюстрация; динамические модели; слайд; видеофильм; самостоятельные наблюдения; раздаточный материал; демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютерных программ; творческие работы учащихся; ЛПР; графические упражнения; курсовые проекты

7 слайд

Описание слайда:

Классификация методов обучения по ступеням познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемный метод; исследовательский метод; частично-поисковый (эвристический) метод

8 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Объяснительно-иллюстративный Цель: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материла и обеспечения его успешного восприятия. Экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Преподаватель, сообщая учебную информацию, использует дидактические средства. Учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, наблюдают за демонстрациями, записывают основные сведения, зарисовывают схемы. Результат: понимание сути явлений, понятий определений, закономерностей, работы механизмов, систем; формирование компетенций использовать полученные знания

9 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Репродуктивный метод Цель: формирование компетенций по использованию и применению полученных знаний. Преподаватель разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует различные инструкции (алгоритмы). Учащиеся овладевают приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладевают алгоритмом практических действий Результат: конкретная деятельность учащихся по заданному алгоритму

10 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Индуктивный Цель: изучение учебного материала последовательно, от частного к общему, от созерцания к научному познанию. Преподаватель разделяет материал на части по сложности, логической последовательности, устанавливает взаимосвязь и делает обобщение. Учащиеся понимают суть структурных составляющих, добиваются глубины познания малого с установлением последующих связей малых частей в целое. Результат: формирование компетенций по умению выводить закономерности синтезировать умозаключения

11 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Дедуктивный Цель: изучение объекта, начиная с общей характеристики, с последующим разделением на составные части, изучаемые отдельно. В конце необходим возврат к обзору целого с целью конкретизации и углубления знаний. Преподаватель дает теоретическое сообщение, объясняет закономерности демонстрации принципов действия. В заключительной фазе рассматривается взаимодействие всех элементов в целом. Учащиеся понимают общее назначение изучаемого объекта, его структуры и назначения отдельных элементов, выясняют принципиальные основы действия отдельных узлов, деталей. Результат: формирование умений разбивать объект на составляющие

12 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Проблемный метод Цель: раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения на известном материале. Преподаватель выявляет и классифицирует проблемы, форм, показывает, как можно их проверить, ставит проблемы в процессе проведения опыта, наблюдений, логического умозаключения. Учащиеся осмысливают и запоминают готовые научные выводы, прослеживают за логикой доказательства, движением мысли, формируются компетенции научного мышления, познания, культуры развертывания познавательных действий. Результат: формирование компетенций понимать суть проблемы и способы ее решения, развитие логического мышления

13 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Эвристический метод Цель: подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем в неизвестной ситуации. Развитие высокой мыслительной активности учащихся, содействие развитию логического мышления, интерес к изучаемому материалу. Опора на имеющиеся у учащихся понятия. Преподаватель ведет учащихся к постановке проблемы путем разделения проблемной задачи на подпроблемы, показывает им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из фактов, строить план проверки фактов; использует эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Учащиеся активно участвуют в эвристической беседе, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения через творческую деятельность. Целостное решение проблемы пока отсутствует. Результат: формирование самостоятельности в определении проблемы, поиска путей решения отдельных элементов, аналитического мышления.

14 слайд

Описание слайда:

Бинарный урок Цели: Изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин). Развитие сотрудничества педагогов. Формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Часто эта технология используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов.

15 слайд

Описание слайда:

Взаимоконтроль Цели: Проверка знаний учащихся. Предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам. Снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными. Развитие речи учащихся. Интенсификация опроса. Воспитание Я-концепции.

16 слайд

Описание слайда:

Выступление Цели: Инсценировка проводится с целью развития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предлагаемой ситуации. Формируются умения анализировать и оценивать выступления, вырабатываются критерии оценки выступающих. Педагогам или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес. Назначаются эксперты и секретарь. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивает выступление. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван. Затем слово дается 4-5 участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих. После выступления все оценивают выступившего по определенным критериям.

17 слайд

Описание слайда:

Анализ выступлений трехступенчатый. Каждый учащийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с соседями. Вносит коррективы в свои оценки. Проводится общегрупповая дискуссия. Анализируется содержание выступлений, конкретизируются позитивные и негативные стороны в манере поведения выступающих. При оценивании учащиеся находят в выступлении положительное. Акцентировать внимание на выискивание неудачных моментов нежелательно. Технический эксперт сообщает о распределении мест. Этого момента может не быть. Распределение мест может проводиться в том случае, когда технология применяется уже длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями. Этот недостаток исчезает, если в оценках присутствуют только положительные моменты. Ведущий подводит итоги и обобщает.

18 слайд

Описание слайда:

Диспут Цели: Развитие логического мышления Я. Формирование умений задавать вопросы. Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке. Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. Диспут или научная полемика – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в спор интенсивно развивается (Д.Болдуин, Э.Риньяно, Ж.Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе.

19 слайд

Описание слайда:

Коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов) Цели: Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля. Развивает у учащихся менеджерские умения. Может применяться для развития интереса к предмету. Эта технология активного контроля знаний позволяет за 1-2 часа провести устный опрос 25-30 учащихся, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов на поставленные вопросы, улучшает подготовку к обязательной контрольной работе, защите курсовой работы, сдачи экзаменов. Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, а элементы соревнования стимулируют хорошую подготовку по пройденному материалу.

20 слайд

Описание слайда:

Лекция –беседа Педагог ставит перед учащимся проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывание и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Преподаватель - ведущий беседы, представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблем. Время выступления педагога зависит от ситуации, он должен избегать ухода в сторону от темы лекции. Данную форму можно использовать в молодежной или небольшой аудиториях, при положительном отношении учащихся к педагогу. Это подход можно использовать при обучении речетворчеству. Поставив задачу, педагог стимулирующими вопросами активизирует учащихся.

21 слайд

Описание слайда:

Конспект-лекция Цели: Развитие у учащихся умений самостоятельной работы. Сокращение времени аудиторной работы. Предоставление возможностей медленно обучающимся ученикам не отставать от общего темпа.

22 слайд

Описание слайда:

Лекция У учащихся тезисы лекций, они ведут записи вопросов к лекциям. Преподаватель оценку ставит за интересный вопрос. Преподаватель при чтении лекции допускает 10 ошибок. Учащиеся должны обнаружить их. Оценку ставят за находчивость. В лекциях пропущены понятия, принципы, устройство, действия. Учащиеся читают текст и правильно вставляют их. Группы учащихся ведут поиск интересного материала к предстоящим лекциям преподавателя. Учащиеся должны отметить в лекции преподавателя интересные моменты. Учащиеся составляют краткие тезисы к лекциям. После лекции преподавателя учащиеся формулируют домашнее задание, темы, вопросы.

23 слайд

Описание слайда:

Лекция-дискуссия Цели: Развитие критического мышления. Активизация процесса принятия материала. Более глубокое понимание изучаемого материала. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляется лектором в зависимости от контингента слушателей. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность слушателей и, что очень важно, позволяет лектору управлять коллективным мнением группы.

24 слайд

Описание слайда:

Магнитофонный опрос Цели: Проверка знаний, умение учащихся. Активизация обучающей функции контроля. Развитие речевых умений (грамотности, точности, понятности, краткости выражения мысли). Стимулирование учащихся совершенствовать речевые умения. Магнитофонный опрос широко практиковался В.Ф.Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы – увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке предметного материала. Магнитофонный опрос имеет и стрессовые стороны. Учащиеся, не подготовленные к его введению, испытывают дискомфорт. Поэтому использование этой формы должно быть тщательно продумано. Начинать его нужно с сильных, уверенных учащихся. Первое время учащиеся отвечают на магнитофон по желанию.

25 слайд

Описание слайда:

Определение понятий Цели: Научить учащихся понимать каждое слово в предложении. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к каждому слову в предложении. Формирование умений сотрудничать в группе при выполнении учебного задания. Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т.п.) учащимися образов тех предметов и явлений.

26 слайд

Описание слайда:

Подготовка к экзамену (технология Шаталова-Границкой) Цели: Подготовка к экзамену или зачету посредством воспроизведения всего пройденного материала; развитие функции памяти-воспроизведения, речи учащихся; формирование отношений сотрудничества; позитивной адекватной Я- концепции. Учитель сообщает учащимся, что на следующем уроке (или через несколько уроков) будет предварительная проверка знаний перед экзаменами. Ученики задают учителю вопрос по пройденной теме. Преподаватель отвечает на них. Такая процедура может проходить весь урок. Сообщается ученикам, что к следующему уроку необходимо подготовиться к ответу на несколько вопросов. На следующем уроке 8-10 желающих готовят у доски записи ответов и отвечают перед всем классом на свой вопрос. Отлично ответившие на вопросы могут экзаменовать других по этим вопросам. Каждый ученик может экзаменовать только по тому вопросу, на который он ответил. Экзаменатор сам отвечает другим ученикам по другим вопросам. Таким образом, ученик опрашивает других по тому, что сдал, и сдает то, что еще не сделал. Так каждый ученик должен получить оценку по всем вопросам.

27 слайд

Описание слайда:

На стене вывешивается ведомость, в которой по вертикали расположены фамилии ребят, а по горизонтали - № вопросов. Напротив фамилии экзаменатора под тем вопросом, по которому он принимает зачет, клеточка окрашивается в яркий цвет. Это делается для того, чтобы все видели, кому можно сдавать зачет и по какому вопросу. Сдавший зачет может получить право от учителя принимать зачет у других. Ученики могут принимать зачет не по одному, а по нескольким вопросам. Таким образом, у ребят есть выбор, кому сдавать зачет. Желательно, чтобы каждый ученик был экзаменатором хотя бы по 1 вопросу. В какой-то момент успешный ученик сдает зачет менее успешному. Это имеет большое воспитательное значение для менее успешного. Идет коррекция Я- концепции в позитивную сторону. Отметки «три» и «четыре» в ведомость выставляются карандашом и, если пожелает учащийся, «пять» выставляется фломастером или пастой.

28 слайд

Описание слайда:

Проблемное изучение материала Цели: Активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу. Один из методов активизации деятельности учащихся - подготовка проблем во время лекции. «Проблемный метод» или озадачивание. Сводится он к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью 1 вопроса, системы вопросов, касаемых какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.п.). Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, фотографий и т.п. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему.

29 слайд

Описание слайда:

Работа над проблемой успешна тогда, когда возникает проблемная ситуация (психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, мыслительная деятельность направлена на решение проблемы). В проблемной ситуации учащегося либо недостаточно знаний, либо он владеет способами действия для решения данной проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемная ситуация и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, сам их решает, излагает лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Этот подход применяется чаще, чем другие. Ответ самим лектором на поставленный вопрос наиболее приемлем в больших аудиториях, где затруднена обратная связь.

30 слайд

Описание слайда:

Малые группы (альтернативы) Педагог излагает проблему, учащиеся высказываются, фиксируется внимание на двух-трех часто встречаемых подходах к проблеме. Учащимся делятся на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Малые группы (ваше решение проблемы). Следующий вариант лекции - с использованием малых групп: формируются малые группы по пять-семь человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблемы неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться.

31 слайд

Описание слайда:

Тест с закрытыми ответами Цели: Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания. Формирование мнения учащихся в объективности контроля и достижение большей объективности оценивания. Увеличение числа учащихся, охваченных контролем.

32 слайд

Описание слайда:

Презентация Преподаватель стоит перед учебной группой и предлагает реальные объекты, модели, рабочие приемы и аудиовизуальные средства информации – фильмы, слайды, м/медиа и т.д. Знания передаются наглядно, живо и близко к практике

33 слайд

Описание слайда:

Демонстрация Преподаватель стоит перед учебной группой и демонстрирует, как нужно обращаться с инструментом или обслуживать машину, справляться с определенными ситуациями

34 слайд

Описание слайда:

Исследование Самый главный метод для активизации учащихся. Исследование может быть краткосрочным и долгосрочным.

35 слайд

Описание слайда:

Точка зрения Цель: развитие умений ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. В конце урока за 3-4 мин. преподаватель предлагает учащимся подумать над услышанным во время занятий. Учащиеся должны на карточках или небольшом листке быстро и кратко ответить на вопросы: Что является основным из всего материала, изученного сегодня? - Какую информацию по этому вопросу Вы хотели бы получить дополнительно?

36 слайд

Описание слайда:

Обсуждение проблемных ситуаций Цель: развитие критического мышления, навыков решения проблемной ситуации. Преподаватель выбирает тему, требующую анализа, синтеза, мышления; сообщает учащимся необходимую информацию и данные по некоторой проблемной ситуации, формулирует вопросы; просит учащихся быстро обсудить проблему, используя полученные на уроке знания. Учащиеся, работая в группах (4-5 чел.), обсуждают проблему и отвечают на данные вопросы по данной ситуации, подготовленной преподавателем

37 слайд

Описание слайда:

Письменное задание Цель: развитие навыков самостоятельного выделения главных идей, их анализа, оценки результатов работы в соответствии с предложенными критериями оценки. Преподаватель формулирует и раздает по группам задания по определенной теме. Для выполнения задания требуется: самостоятельно выделить главную идею (факт), о котором идет речь в предложенном материале; дать анализ этого явления (факта), выбирая необходимую информацию из учебника и дополнительной лит-ры. После выполнения задания каждая группа учащихся информирует о результатах. Другие учащиеся слушают, делают критические замечания и оценивают работу с разных точек зрения. Критерии оценки: соответствие содержания мат-ла поставленной задаче; правильное определение главной идеи, фактов и понятий в соответствии с этой идеей; понятность и общая грамотность изложения.






























1 из 29

Презентация на тему: Методология научного исследования

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания. Каждая наука имеет свою методологию.

№ слайда 3

Описание слайда:

Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

№ слайда 4

Описание слайда:

Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

№ слайда 5

Описание слайда:

Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность способов и приемов познания.

№ слайда 6

Описание слайда:

Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем. Р.Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.

№ слайда 8

Описание слайда:

Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

№ слайда 9

Описание слайда:

Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Предварительно изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования Не искажать последовательность и суть действий

№ слайда 10

Описание слайда:

В зависимости от сферы применения и степени общности: В зависимости от сферы применения и степени общности: всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; частные – для родственных наук; специальные – для конкретной науки, области научного познания.

№ слайда 11

Описание слайда:

В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Пример: геометрия Евклида

№ слайда 17

Описание слайда:

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы. Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки отбор из множества выведение следствия экспериментальная проверка

№ слайда 18

Описание слайда:

В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением

№ слайда 19

Описание слайда:

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Абстрагирование - это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Пример: движение мы начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

№ слайда 20

Описание слайда:

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

№ слайда 21

Описание слайда:

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

№ слайда 22

Описание слайда:

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам. о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов. Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.

№ слайда 23

Описание слайда:

Системный подход имеет два аспекта: Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) конструктивный (используемый при создании систем). При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру. При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия. Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.

Описание слайда:

Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

№ слайда 28

Описание слайда:

Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств. Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

№ слайда 29

Описание слайда:

непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению; систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики; параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс­ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме­тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае­мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль­ной активности.
Выделяют 3 уровня активности:
Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.
Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.
Активные методы обучения - это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Активные методы обучения на уроках в начальной школе
Упражнение: «Экспресс – портрет»

Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь; умение работать в группе.
Оборудование: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп).
Проведение: класс делится на 3-4 группы. Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.

Упражнение «Словотоки»

Цель: повторение и запоминание полученной информации, способ выучивания терминов, развивать навыки общения, способы получения информации, расширять словарный запас.
Оборудование: цветная бумага, карточки двух цветов, карточки-обманки,
Проведение: учитель раздаёт всем ученикам карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны словарные слова, которые были изучены, на карточках другого цвета – значения этих слов. Учитель обязательно готовит и карточки-обманки! По сигналу учителя ученики отправляются в «плавание»: ищут пару для своего слова или для своего значения слова. Как только нашли, садитесь на место и держите свою карточку при себе. Через определенное время начинается оглашение результатов. По очереди ученики читают слово и показывают свою пару, которая тоже читает свою карточку. Ученики корректируют неправильные ответы. В конце ученики аплодируют друг другу за правильно выполненную работу.

Упражнение «Эмоциональный термометр»

Цель: учить самоопределять эмоциональное состояние.
Группы: по 4-5 человек в каждой
Оборудование: модель термометра: 100 – полный дискомфорт: ужасно, неприятно; 0 – состояние наивысшего блаженства: очень хорошо, здорово; 50 – нейтральное состояние: у бревна, у табуретки. Лучше 50 с половиной или 49.
Проведение: в каждой группе, а лучше – у каждого ученика модель «эмоционального» термометра. Определите эмоциональное состояние группы сейчас.

Упражнение «Проблемы»

Цель: составление плана работы над темой.
Группы: участники каждой группы
Оборудование: листы бумаги для каждой группы
Проведение: каждая группа на листке бумаги за определенное количество времени пишет свои идеи на вопрос, например: «Какие животные могут жить в горах?», «Когда человеку бывает плохо?». Пишут не менее 4-5 пунктов. Теперь сомкните бумажки и киньте их в другую группу. Пусть покидают бумажки в течение минуты. В итоге в каждой группе должно оказаться по одному комочку. Теперь по очереди зачитывают, что написано на бумажках, которые попали в группу. Учитель записывает это на доске. Подводим итоги, когда же человеку бывает плохо.

Игра «Композиция»

Цель: в игровой форме разделить детей на группы.
Оборудование: карточки для каждого ученика с картинками сказочных героев.
Проведение: учитель заранее готовит карточки с картинками и записанными названиями персонажей из сказок: 1поросенок, 2 поросенок, 3 поросенок, волк; бабка, дедка, внучка, Жучка; Колобок, заяц, волк, медведь, лиса и т.д. Ученики, получив карточки, находят свою группу.

Метод «Индейское имя»


Группы: все участники

Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Фруктовый сад».
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Индейское имя»

Цель: снятие напряжения, создание атмосферы дружелюбия.
Группы: все участники
Оборудование: перо (можно из бумаги)
Проведение: знакомиться будем как представители различных индейских племён. Все встанем, примем позы, как у индейцев, и начинать представление будем с индейского приветствия «Хау!», что означает: «Привет! Как у тебя дела? Всё ли в порядке? У меня тоже все нормально!» Теперь каждый из вас назовет свое имя и словосочетание, из которых получилось бы индейское имя, а так же скажет, из какого он племени. То есть, ваше приветствие должно прозвучать примерно так: «Хау! Я Ваня – быстрый ездок из племени живоглотов!» Не забывайте, что мимика и жесты тоже должны быть индейскими. Для проведения упражнения хорошо иметь перо (пусть даже из бумаги). Его передают как эстафетную палочку.
Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методология и методы исследования преподаватель Королева И.В.

Методологические характеристики исследования Тема Объект Предмет Гипотеза Цель Задачи исследования

Объект и предмет исследования Объект исследования – это педагогическое пространство, область. В рамках которой проводится исследование Предмет исследования- это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется

Гипотеза исследования Гипотеза- предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования

Цель исследования- это представление о результате. Задачи исследования- это пути достижения цели. (определяется длительностью исследования, сложностью самих задач и т.д.)

Развитие эмпатии у младших школьников например: ОБЪЕКТ??? ПРЕДМЕТ???

ОБЪЕКТ- эмпатия младших школьников ПРЕДМЕТ- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Коррекционно-педагогические возможности процесса занятий танцем с детьми классов компенсирующего обучения общеобразовательных школ и специальных коррекционных школ ОБЪЕКТ?????? ПРЕДМЕТ??????

ОБЪЕКТ- процесс обучения детей группы риска на уроках ритмики в специальных школах и школах компенсирующего типа ПРЕДМЕТ – наиболее эффективные коррекционно-развивающие методы и приемы развития на уроках ритмики

Правила выбора методов исследования П рименение нескольких методов О владе ние методом до начала исследования При повторном исследовании создавать идентичные условия применения метода

Понятие «метод»: путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л.Рубинштейн)

Этапы психологического исследования Подготовительный Сбор фактических данных Количественная обработка данных исследования Интерпретация данных и формулирование выводов

Требования к организации исследования Планирование исследования Место проведения исследования Техническое оснащение Подбор испытуемых Инструкция Протокол исследования Обработка результатов исследования

Требования к методам психологического исследования Объективность Валидность Надежность

Классификация методов психологии Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпретационные методы (по Ананьеву Б.Г.)

1 группа Организационные методы Сравнительный метод Лонгитюдный метод Комплексный метод

2 группа - эмпирические методы Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы(тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) Анализ продуктов деятельности Биографические методы

наблюдение Научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Достоинства Естественность Независимость от умений испытуемых оценивать свои действия Возможность оценивать отдаленные последствия воспитательных воздействий

Недостатки Пассивность Наличие элементов субъективизма Недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики

применение наблюдения Получение сведений о психическом явлении в « чистом виде»,о педагогическом процессе. Сбор первичной информации Оценка фактов, полученных с помощью других методов Разведывательное исследование с целью уточнения гипотезы и методики исследования Проверка эффективности рекомендаций

Процедура наблюдения Определение цели и задач наблюдения Выбор объекта, предмета и ситуации Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект Выбор способов регистрации наблюдаемого Обработка и интерпретация информации

типичные ошибки наблюдения Хало-эффект Эффект снисхождения Ошибка центральной тенденции Логическая ошибка Ошибка контраста Ошибка первого впечатления Ошибка этнических, профессиональных стереотипов Подмена факта мнением о нем и т.д.

В КАЧЕСТВЕ ОБОБЩЕНИЯ…

Э ксперимент Лабораторный Естественный Констатирующий Формирующий Обучающий Воспитывающий

Лабораторный эксперимент осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

Естественный эксперимент Испытуемому предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Опрос Беседа Анкетирование Интервью

Опрос - метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме

Типы информации Факты Знания Мнения Отношения

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе Метод беседы применяется: При изучении личности, его прошлой жизни, домашней обстановки, родителей, товарищей, его интересов и т.д. При применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено). При первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа Стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) Нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме)

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. По содержанию вопросы могут быть о фактах и о мотивах. Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и прошлом, а также результаты этих действий. Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Этапы проведения анкетирования Теоретический анализ Разработка содержания анкеты Макет анкеты Тестирование анкеты Тиражирование анкеты Обработка результатов Составление итогового документа

Выборка – любая подгруппа изучаемой совокупности Репрезентативная выборка Объем выборки Гомогенность выборки Количество исследуемых Ошибки выборки

2% 2500 Допустимый процент Ошибки выборки Объем выборки при 95%степени уверенности 1% 10000 3% 1111 4% 625 5% 400 10% 100

Структура анкеты Обращение Преамбула Рабочее поле Объективка (паспортичка)

Классификация вопросов По содержанию О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные

Варианты закрытых вопросов Альтернативный вопрос Многовариантный вопрос Вопрос по шкале Лайкерта Вопрос по семантической шкале Вопрос по шкале значимости Вопрос по оценочной шкале

Шкалированные вопросы- отвечающий выбирает один из представленных четко сформулированных ответов. « Какие мотивационные средства в руководстве сотрудниками Вы считаете эффективными?» (шкала Лайкерта)

. № Мотивационные средства Очень эффективно Дост. эффективно Мало эффективно 1 Поручение ответственных заданий 2 Требование самостоятельности в выполнении заданий 3 Популяризация успехов 4 Знакомство с работой других 5 Другие средства(какие?)

группировка

Трудно ли Вам заговаривать с незнакомцами? - ДА - ОЧЕНЬ ТРУДНО ДА - НЕТ _ДОСТАТОЧНО ТРУДНО СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ -НЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА НЕ ОЧЕНЬ ЛЕГКО - НЕТ ДОСТАТОЧНО ЛЕГКО _ НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ОЧЕНЬ ЛЕГКО

Метод полярных профилей (семантическая шкала)

« Оцените качества характера Вашего сотрудника» 1 настойчивый 5 4 3 2 1 ненастойчивый 2 самостоятельный 5 4 3 2 1 несамостоятельный 3 Аккуратный 5 4 3 2 1 небрежный 4 организованный 5 4 3 2 1 неорганизованный 5 трудолюбивый 5 4 3 2 1 ленивый 6 ответственный 5 4 3 2 1 безответственный 7 принципиальный 5 4 3 2 1 беспринципный 8 правдивый 5 4 3 2 1 лицемерный

Варианты открытых вопросов Деструктурированный вопрос Словесные ассоциации Завершенные высказывания Тематический апперцептивный тест ТАТ

В качестве обобщения - Включать вопросы и формулировки, которые успешно использовались в предыдущих исследованиях Краткость формулировки вопроса- от 10 до 25 слов Полезнее чем вопросы могут оказаться утверждения о предмете Использование нескольких вопросов на одну и туже тему Использование вопросов-фильтров

Интервью – метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем. Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Неформализованные интервью включают в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей.

Индивидуальное интервьюирование (личное или по телефону)-получение информации с помощью устного опроса.

Групповое интервьюирование- проведение фокус - группы.

Метод фокус - группы Определение количества и состава группы. Приглашение для участия в работе фокус- группы. Организация работы фокус – группы. Обработка результатов работы фокус- группы.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

Требования к тестам: Валидность Надежность (устойчивость) Стандартизация Одинаковые возможности для всех испытуемых Интерпретация теста

Виды тестов: Тесты интеллекта для выявления умственного потенциала индивида Тесты специальных способностей для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями, навыками Тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, навыками Тесты личности для измерения установки, ценности, эмоциональных и межличностных свойств, типичных форм поведения Тесты проективные для целостного изучения личности, а не выявления отдельных ее черт

Спасибо за внимание!


Определение методов и средств обучения Метод – от греч. «methodos» - путь следования к чему, либо, способ достижения чего-либо Метод- это способ обучающей работы учителя и организации учебно- познавательной деятельности учащихся по решению дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов) Метод- это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер) Средства обучения – предметы, которые… облегчают учащимся непосредственное и косвенное познание действительности Классификация средств обучения (по характеру воздействия) Визуальные (зрительные) Визуальные (зрительные) Аудиальные (слуховые) Аудиальные (слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Частично автоматизирующие процесс обучения Частично автоматизирующие процесс обучения


Рекомендации по выбору метода обучения Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала


Методы обучения (классификация по характеру деятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Репродуктивный Репродуктивный Метод проблемного изложения Метод проблемного изложения


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Беседа 2.Формулировка фактов 3.Сообщение 4.Объяснение 5.Показ действия Объяснительно- Иллюстративный метод 1.Разъяснить 2. Добиться восприятия 3. Добиться понимания Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1.Просмотр информации 2.Прочтение информации 3.Прослушивание информации 4. Участие в восприятии информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1.Овладеть способом применения по образцу 2.Запомнить материал 3.Понять материал Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Эвристическая беседа 2.Самостоятельная работа с элементами исследования 3. Игра Частично-поисковый Метод (информационно- Эвристический) Проблемный подход В сообщении материала Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура частично-поискового метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Самостоятельное обобщение по частным вопросам 2. Решение познавательных задач 3. Составление плана самостоятельной работы 4. Участие в эвристической беседе 5. Частичный мыслительный эксперимент Уровень познавательной деятельности – частично- поисковый (понимание и перенос) 1. Стремление к выявлению смысла изучаемого материала 2. Познание связей между явлениями 3. Овладение способами применения знаний в измененных условиях Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Сопоставление с новыми фактами 2. Консультации 3. Анализ 4. Оценка 5. Эксперимент 7. Управление исследовательской деятельностью 1.Минимум информационных функций 2. Максимум управленческой деятельности Исследовательский метод обучения Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы учения Потребности ученика 1. Осознание учебной проблемы 2. Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задач 3. Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением 4. Обобщение по Проблеме в целом Уровень познавательной деятельности – исследовательский (перенос) 1. Стремление применить знания в новой ситуации 2. Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Устный опрос ранее изученной информации 2. Предложение учащимся упражнений, направленных на закрепление и рассмотренного материала 3. Игра Репродуктивный метод 1. Подбор упражнений на запоминание информации 2. Умение учащихся перевести в разряд навыка Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура репродуктивного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Решение заданий по образцу 2. Повторение информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1. Многократное воспроизведение знаний 2. Запоминание информации, необходимой для решения упражнений Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура метода проблемного изложения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Постановка проблемы 2.Создание проблемной ситуации 3.Разрешение проблемной ситуации 4.Анализ полученного решения Метод проблемного изложения Организация адекватных действий учеников Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура метода проблемного изложения Приемы ученияПотребности ученика 1.Выполнение логических операций 2.Воспроизведение знаний и способов деятельности 3.Рассказ 4.Осмысление учебного материала 5.Составление плана 6.Восприятие информации Уровень Познавательной Деятельности – Частично-поисковый (понимание) 1.Сравнивать 2.Анализировать 3.Выделять главное Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Алгоритм анализа методов обучения Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся




Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Методы обучения соответствовали Методы обучения соответствовали триединой цели урока триединой цели урока методам учения методам учения содержанию учебного материала содержанию учебного материала формам познавательной деятельности учащихся формам познавательной деятельности учащихся реальным возможностям учеников реальным возможностям учеников


Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Осуществлялось: Воспитательное и развивающее действие методов обучения Воспитательное и развивающее действие методов обученияПроявлялась: Связь методов и средств обучения Связь методов и средств обученияПреобладали: Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый