04.11.2019

Актуальные проблемы предоставления социальных услуг. Социальное обслуживание в Российской Федерации: проблемы и пути решения. Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государств


Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический . Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства , его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию , когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся , уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Анализ показателей реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район"

Основные показатели реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район" представлены а приложении 4.

Рисунок 1 - Возрастная структура социального обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящаяся на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.


Рисунок 2 - Возрастная структура социального обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.


Рисунок 3 - Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 60 до 74 лет.


Рисунок 4 - Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Актуальные проблемы социального обслуживания

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется тем, что в обществе существуют определенные категория граждан, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в помощи со стороны других лиц. В любом социальном государстве руководство страны заботится о таких людях, организует систему социального обслуживания для таких категорий граждан.

Социальное обслуживание незащищенных категорий граждан представляет собой одну из самых основных функций и задач любого государства. Во много развитие страны определяется именно уровнем того, насколько полноценно в нем организована система социального обслуживания таких категорий граждан как инвалиды, пенсионеры и иные нуждающиеся в заботе и внимании со стороны категории людей.

Социально обслуживание в России сталкивается с весьма значительными проблемами.

Исходя из того, что социального обслуживание людей представляет собой важную задачу общества и государства, данная тема представляется весьма важно и актуальной для изучения в рамках данной курсовой работы по праву социального обеспечения.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся актуальных проблем социального обслуживания.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

Дать характеристику сущности, целям и задачам социального обслуживания населения;

Рассмотреть систему социального обслуживания населения, ее принципы, функции, виды и формы деятельности;

Рассмотреть основные проблемы социального обслуживания в современной России;

Описать вопросы организации социального обслуживания в Ростовской области.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика социального обслуживания

социальный обслуживание население

1.1 Характеристика сущности, целей и задач социального обслуж и вания населения

Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

Во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.

Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

Помощь должна носить реинтегрирующий характер;

При оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

Получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

Механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система помощи клиенту в системе социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

Медика - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медика - психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы;

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности;

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности;

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

В заключение первой главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

2. Характеристика современных проблем социального обслуживания

2.1 Проблемы социального обслуживания в современной России

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

2.2 Организация социального обслуживания в Ростовской области

К полномочиям Правительства Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Правовое регулирование и организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Утверждение государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания и контроль за их исполнением;

Определение органа государственной власти, уполномоченного на осуществление предусмотренных настоящим Областным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания);

Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области в связи с реализацией полномочий Ростовской области в сфере социального обслуживания граждан;

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания (далее - организация социального обслуживания Ростовской области), нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания Ростовской области;

Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;

Установление порядка реализации государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами;

Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания граждан в Ростовской области;

Установление порядка принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием граждан;

Определение размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

Определение иных обстоятельств, которые признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Правительство Ростовской области осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к ведению и полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

К полномочиям уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Разработка и реализация государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания;

Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, в Ростовской области;

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»);

Ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Ростовской области;

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан;

Оказание содействия гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания;

Разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;

Утверждение порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций социального обслуживания в Ростовской области;

Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг.

Уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочий в сфере социального обслуживания, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что в России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Заключение

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

В России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего, данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Законодательство в Ростовской области в сфере социального обслуживания базируется на федеральном законодательстве в данной области. Правительство области и губернатор уделяют повышенное внимание обеспечению социального обслуживания для лиц, которые в этом нуждаются.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

2. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

3. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». - Москва. 2013 г.

4. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К., 2012.

5. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2012;

6. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

7. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

8. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012.

9. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль видов социального обслуживания, значение их в отрасли социального обслуживания. Функции и принципы социального обслуживания. Порядок и условия оказания социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания. Разработка программы коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Сущность социального обслуживания, нормативно-правовые основы его организации. Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Татарстане. Организация социального обслуживания сельского населения в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность и основные компоненты социального обслуживания. История становления и современное состояние социального обслуживания населения в России и Ярославле. Определение направлений развития учреждений социального обслуживания населения в данном городе.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2012

    Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Изучение особенностей социального обслуживания населения в Республике Беларусь. Реализация программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания. Система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости и в случае болезни.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2013

    Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Государственная и муниципальная социальная политика в РФ; принципы и функции систем социальной защиты в Западной Европе. Рекомендации по улучшению деятельности МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Баганского р-на Новосибирской обл.

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

Увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

Увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

Оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

  • Владимиров Игорь Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Шаламберидзе Шорэна Нугзариевна , аспирант
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В данной статье я рассмотрела основные проблемы в сфере социального обслуживания в РФ.

  • Государственное регулирование некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг
  • Информационные технологии в управлении системой медицинского страхования в Российской Федерации
  • Система управления медицинского страхования в Республике Башкортостан: актуальные проблемы и пути их решения
  • Профилактика правонарушений и борьба с преступностью на территории муниципального района
  • Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения социального обслуживания

С инициативой нового закона о социальном обслуживании выступил еще в 2010 году Дмитрий Медведев, занимавший на то время пост главы государства. Тогда политик заявил, что новый законопроект должен коснуться не только людей пожилого возраста, но и остального населения страны.

Работа над законом проводилась в течение двух лет, что свидетельствует о его важности, так как социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн человек. И, наконец, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг. Новый правовой акт определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Основные преимущества нового закона:

  1. возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
  2. широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
  3. определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
  4. закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
  5. введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
  6. введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Рассмотрев преимущества, хотелось бы так же отметить и недостатки данного закона.

Например, с 1 января 2015 года граждан лишили возможности получать от государства материальную помощь в виде денежных средств, топлива, реабилитационных услуг.

Согласно ч. 2, ст. 12 нового закона о социальных услугах, поставщики таких услуг не могут применять оскорбление, грубо вести себя с гражданами России, ограничивать права получателей социальных услуг. Странно, но принятый закон не устанавливает требований к кадровому обеспечению социальных служб. Ранее стать социальным работником могли только специалисты, имеющие профессиональное образование и опыт работы в сфере социального обслуживания.

Закон должен содержать принципы, прозрачные критерии и механизмы государственного и регионального финансирования социальных услуг, устраняющие региональные различия в нормах выделения бюджетных средств и предоставляющие равные возможности пользователям социальных услуг из различных регионов Российской Федерации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что принятый закон регулирует достаточно узкий круг правоотношений - помощь нуждающимся в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, в соответствии с данным законом, все остальное (помимо тяжелых жизненных ситуаций) к социальным услугам не относится, и соответственно выпадает из сферы регулирования законом, так что в отношении развития индустрии для пожилых людей как таковой этот проект отношения не имеет. Закон все же предусматривает, что поставщики социальных услуг, могут оказывать услуги сверх "социального задания".

Само понятие «социальная услуга» определяется следующих образом: "действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией" . В моем понимании для развития социальных услуг в широком плане закон не охватывает все сферы социального обслуживания. Я считаю что закон нужно дорабатывать, конкретно рассматривая каждую сферу.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (28 декабря 2013 г.)
  2. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  3. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  4. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  5. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  7. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  8. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  9. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. сайт. 2014. № 26. С. 200-201.
  10. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  11. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  12. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  13. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  14. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  15. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  16. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.