11.07.2019

Смотреть страницы где упоминается термин риски административные. Основные риски, описываемые в инвестиционном проекте. Влияние социальных изменений на динамику рисков в административном управлении


Ольга Сенова, консультант по экономике ООО «Альт-Инвест». Журнал « Финансовый директор » №3, 2012. Допечатный вариант статьи.

Инвестиционный риск – поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду от инвестиций. Риски можно разделить на систематические и несистематические.

Систематические риски – риски, не поддающиеся влиянию воздействием со стороны управления объектом. Присутствуют всегда. К ним относятся:

  • Политические риски (политическая нестабильность, социально-экономические изменения)
  • Природные и экологические риски (стихийные бедствия);
  • Правовые риски (нестабильность и несовершенство законодательства);
  • Экономические риски (резкие колебания курсов валют, меры государства в сфере налогообложения, ограничения или расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.).

Величина систематического (рыночного) риска определяется не спецификой отдельного проекта, а общей ситуацией на рынке. В странах с развитым фондовым рынком для определения степени влияния данных рисков на проект чаще всего используется коэффициент?, который определяется на основании статистики фондового рынка для конкретной отрасли или компании. В России такая статистика очень ограничена, поэтому, как правило, используются только экспертные оценки. При высокой вероятности реализации того или иного риска по возможности предусматриваются дополнительные меры для нивелирования негативных последствий по отношению к проекту. Возможна также разработка сценариев реализации проекта при различном развитии внешних условий.

Несистематические риски – риски, которые можно устранить частично или полностью в результате воздействия со стороны управления объектом:

  • Производственные риски (риск невыполнения запланированных работ, недостижение плановых объемов производства и др.);
  • Финансовые риски (риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта, риск недостаточной ликвидности);
  • Рыночные риски (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).

Несистематические риски

Они в большей мере поддаются управлению. По влиянию на проект их можно разделить на несколько групп:

Риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта

Проявление: отрицательное значение NPV (проект не эффективен) или чрезмерное увеличение срока окупаемости проекта.

К данной группе рисков можно отнести все, что связано с прогнозом денежных потоков на эксплуатационной фазе. Это:

    Маркетинговый риск – риск недополучения выручки в результате недостижения планового объема продаж или снижения цены реализации относительно запланированной.Поскольку прибыль проекта (а в наибольшей степени прибыль определяется выручкой) определяет его эффективность, то маркетинговые риски являются ключевыми проектными рисками. Для снижения данного риска необходимо тщательное изучение рынка, выявление ключевых факторов, могущих повлиять на проект, прогноз их возникновения или усиления, способы нейтрализации негативного влияния данных факторов. Возможные факторы: изменение конъюнктуры рынка, усиление конкуренции, потеря позиций на рынке, снижение или отсутствие спроса на продукцию проекта, снижение емкости рынка, снижение цен на продукцию и др. Оценка маркетинговых рисков особенно актуальна для проектов создания нового производства или расширения существующего производства. Для проектов сокращения затрат на действующем производстве данные риски изучаются, как правило, в меньшей степени.

Пример: При строительстве гостиницы маркетинговые риски касаются двух характеристик: цены за номер и заполняемости. Предположим, что инвестор определил для гостиницы цену, опираясь на ее расположение и класс. Тогда главным фактором неопределенности будет заполняемость. Анализ рисков такого проекта должен строиться на изучении его способности «выжить» при разных значениях заполняемости. А разброс возможных значений следует взять из статистики рынка по другим подобным объектам (или, если статистику не удалось собрать, границы разброса заполняемости придется установить аналитически).

  • Риск превышения производственной себестоимости продукции – затраты на производство превышают запланированные, тем самым снижая прибыль проекта. Необходим анализ затрат, построенный на сравнении с затратами аналогичных предприятий, анализ выбранных поставщиков сырья (надежность, доступность, возможность альтернативы), прогноза стоимости сырья.

Пример: Если среди сырья, потребляемого проектом, есть сельскохозяйственная продукция или, например, значительную долю себестоимости занимают нефтепродукты, то придется учесть, что цены на это сырье зависят не только от инфляции, но и от специфических факторов (урожай, конъюнктура на рынке энергоносителей и т.п.). Часто колебания затрат на сырье нельзя целиком перенести на цену продукции (например, производство кондитерских изделий или работа котельной). В этом случае особенно важно изучить зависимость результатов проекта от колебаний себестоимости.

  • Технологические риски – риски недополучения прибыли в результате недостижения планового объема производства или роста себестоимости производства в связи с выбранной технологией производства.
    Факторы риска:
    Особенности применяемой технологии – отработанность технологии, особенности, связанные с технологическим процессом и его применимостью в заданных условиях, соответствие сырья выбранному оборудованию и др.
    Недобросовестность поставщика оборудования – срывы сроков поставок оборудования, поставка некачественного оборудования и др.
    Отсутствием доступного сервиса по обслуживанию приобретенного оборудования – удаленность сервисных служб может приводить к значительным простоям производственного процесса.

Пример: Технологические риски строительства кирпичного завода в условиях, когда здание для размещения оборудования уже есть, источники сырья изучены, а оборудование поставляет в виде единой производственной линии «под ключ» известный производитель, будут минимальными. С другой стороны, проект строительства завода в условиях, когда только намечено место для размещения карьеров, где будет добываться сырье, требуется построить здание завода, а оборудование будет закупаться и монтироваться своими силами от разных поставщиков, огромны. В последнем случае внешний инвестор, скорее всего, потребует дополнительных гарантий или снятия рисковых факторов (изучения ситуации с сырьем, привлечения генподрядчика и т.п.

  • Административные риски – риски недополучения прибыли в результате влияния административного фактора. Заинтересованность в проекте административной власти, его поддержка ею существенно снижает данные риски.

Пример: Самый типичный административный риск связан с получением разрешения на строительство. Обычно, банки не финансируют проекты в сфере коммерческой недвижимости до получения разрешения, слишком велики риски.

Риск недостаточной ликвидности

Проявление: отрицательные остатки денежных средств на конец периода в прогнозном бюджете.

Данный тип рисков может возникать как на инвестиционной, так и на эксплуатационной фазе:

  • Риск превышения бюджета проекта . Причина: инвестиций потребовалось больше, чем было запланировано. Уровень риска можно существенно снизить тщательным анализом инвестиций на этапе планирования проекта. (Сравнение с аналогичными проектами или производствами, анализ технологической цепочки, анализ полной схемы реализации проекта, планирование величины оборотного капитала). Желательно предусмотреть финансирование непредвиденных расходов. Даже при самом тщательном планировании инвестиций превышение бюджета на 10% считается нормой. Поэтому, в частности, при привлечении кредита, предусматривается увеличение лимита доступных для заемщика средств, выбираемых при необходимости.
  • Риск расхождения графика инвестиций и графика финансирования . Финансирование поступает с задержкой или в недостаточном объеме, или наличие жесткого графика кредитования, не допускающего отклонений в любую сторону. В данном случае необходимо для собственных средств – заблаговременное резервирование денег; для кредитной линии – предусмотреть в договоре возможность колебаний сроков выборки денежных средств по кредитной линии.
  • Риск нехватки денежных средств на этапе выхода на проектную мощность . Приводит к задержке эксплуатационной фазы, замедлению темпов выхода на плановую мощность. Причина: на этапе планирования не рассмотрено финансирование оборотного капитала.
  • Риск нехватки денежных средств на эксплуатационной фазе . Влияние внутренних и внешних факторов приводит к снижению прибыли и нехватке средств для погашения обязательств перед кредиторами или поставщиками. При привлечении кредитных средств для реализации проекта один из основных способ снижения данного риска – использование коэффициента покрытия долга при построении графика погашения кредита. Суть метода: возможное колебание зарабатываемых компанией денежных средств в периоде устанавливается в соответствии с ожиданиями рыночной и экономической ситуации. Например, при коэффициенте покрытия 1,3 прибыль компании может снизиться на 30% при сохранении ее способности погашения обязательств по кредитному договору.

Пример: Строительство бизнес-центра может показаться не очень рискованным проектом, если изучать только ценовые колебания. В среднем за период его существования колебания цен будут не так уж велики. Однако совсем другая картина складывается, если учесть темпы сдачи в аренду и сочетание доходов с выплатами. Построенный на кредитные средства бизнес-центр может легко обанкротиться из-за относительно кратковременного (по сравнению со сроком его эксплуатации) кризиса. Именно так случилось со многими объектами, начало работы которых пришлось на конец 2008 года и 2009 год.

Риск невыполнения запланированных работ на инвестиционной фазе по организационным или иным причинам

Проявление: задержка или неполный старт эксплуатационной фазы.

Чем сложнее рассматриваемый проект, тем больше требований предъявляется к качеству управления проектом – к опыту и специализации команды, реализующей данный проект.

Способы сокращения данного типа риска: подбор квалифицированной команды управления проектом, выбор поставщиков оборудования, выбор подрядных организаций, заказ проекта «под ключ» и др.

Мы рассмотрели основные типы рисков, присутствующие в инвестиционных проектах. Необходимо отметить, что существует множество классификаций риска. Применение конкретной классификации в бизнес-плане определяется особенностями проекта. Не следует увлекаться научным подходом и давать многочисленные сложные квалификации. Целесообразнее указать именно те виды рисков, которые наиболее значимы для данного инвестиционного проекта.

Для всех выделенных видов риска в бизнес-плане дается оценка их величины для данного инвестиционного проекта. Наиболее удобно такую оценку давать не по балльной шкале риска и через его вероятности, а через оценку «высокий», «средний» или «низкий». Связано это с тем, что такую вербальную, а не числовую оценку, гораздо легче доказать и обосновать, чем, например, вероятность наступления риска в 0,6 (сразу возникает вопрос, почему именно 0,6, а не 0,5 или 0,7).

Основные риски, описываемые в инвестиционном проекте

Макроэкономические риски:

  • колебания рыночной конъюнктуры
  • изменение валютного и налогового законодательства
  • снижение деловой активности (замедление темпов роста экономики)
  • непредсказуемые меры регулирования в сферах законодательства
  • неблагоприятные социально-политические изменения в стране или регионе

Риски непосредственно проекта:

  • изменение спроса на продукцию, работы, услуги, являющиеся источником доходов проекта
  • изменение условий ценообразования;изменение состава и стоимости ресурсов, включая материальные и трудовые
  • состояние основных производственных фондов
  • структура и стоимость капитала, финансирующего проект
  • ошибки в построении логистики
  • слабое управление производственным процессом;повышение активности конкурентов
  • неадекватная система планирования, учета, контроля и анализа
  • неэффективное использование имущества;зависимость от основного поставщика материальных ресурсов
  • неэффективность кадрового состава
  • отсутствие системы мотивации персонала

Данный список можно продолжать в зависимости от специфики осуществления конкретного инвестиционного проекта.

По мнению автора статьи, на сегодняшний день офшоры рассматриваются, прежде всего, как один из правовых и организационных инструментов для ведения предпринимательской деятельности или структурирования личных активов. Участникам офшорных правоотношений необходимо постоянно отслеживать и оценивать потенциальные риски, методика анализа которых предложена в настоящей статье. Данная методика строится на выделении основных уровней (групп) рисков и основных субъектов (участников) офшорных правоотношений.

Публикация

Отношение официальных властей большинства государств к офшорным юрисдикциям во все времена сложно было назвать положительным. Претензии к офшорам высказываются и отдельными государствами, и международными организациями (в первую очередь, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Межправительственной комиссией по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)) с заметным постоянством.

Судя по заголовкам российских СМИ за последний год («Президент ужесточит борьбу с офшорами »; «Владимир Путин предлагает усилить контроль над сделками с офшорными компаниями »; «Генпрокуратура уже дотянулась до офшоров »; «Таможня заставит отказаться от офшоров » ; «Кудрин объявил войну офшорам »), на офшоры оказывается постоянное давление. Между тем, офшор остается инструментом достижения предпринимательских и частных целей и задач, причем зачастую не связанных с налоговым планированием и вообще с какими-либо потенциальными налоговыми преимуществами.

Риски участников офшорных отношений

Предлагается выделить следующие уровни рисков участников офшорных правоотношений:

    финансовые риски ,или вероятность несения имущественных потерь в рамках гражданско-правовых, а также связанных с ними правоотношений;

    административные риски , или вероятность привлечения к административной (налоговой) ответственности и наступления иных неблагоприятных последствий административных ограничений (в частности, установленные валютным и «антиотмывочным» законодательством);

    уголовно-правовые риски , или вероятность привлечения к уголовной ответственности и применению мер уголовно-процессуального характера. В настоящей статье они не рассматриваются.

Указанные риски приведены в порядке возрастания потенциальных неблагоприятных последствий и по мере усложнения процедур, необходимых для их реального наступления в отношении конкретных лиц. Они могут возникать как по отдельности, так и в совокупности.

Субъектный состав участников офшорных правоотношений

Предлагаем выделить следующих участников офшорных правоотношений.

1. Офшорная компания . Может выполнять различные функции в рамках предпринимательской деятельности (холдинг, финансирующая компания, торговая компания, компания-услугодатель и т. д.) либо использоваться в частных целях (накопление личных активов, владение недвижимым имуществом и т. д.). В ряде случаев офшорная компания взаимодействует с российскими контрагентами (поставляет товар в Российскую Федерацию, приобретает имущество, предоставляет займы и т. д.). Обычно несет риски, связанные с налоговыми и «анитотмывочными» претензиями. Возможны претензии к «офшорному происхождению» со стороны банков и таможенных органов.

2. Российский контрагент офшорной компании . Компания (физическое лицо), которое имеет договорные отношения с офшорной компанией либо по каким-либо основаниям получает от нее денежные средства и имущество (например, в виде дивидендов). Обычно несет налоговые, «антиотмывочные» и валютные риски, во многом обусловленные «офшорным происхождением» иностранного партнера.

3. Бенефициар (выгодоприобретатель) офшорной компании – ее фактический владелец. В большинстве случаев данное понятие используется тогда, когда он не является непосредственным акционером офшорной компании. В первую очередь несет финансовые риски. Иные риски зависят от его фактической роли в управлении компанией.

4. Акционер (участник) офшорной компании. Таковым может быть как «номинальное лицо», так и реальный владелец компании. Если акционер одновременно является реальным владельцем компании, то он несет в первую очередь финансовые риски. Возможна субсидиарная ответственность по долгам компании в ограниченном количестве случаев (обычно при банкротстве). Иные риски акционера зависят от его фактической роли в управлении компанией.

5. Директор офшорной компании . Таковым может быть как «номинальное лицо», так и реально управляющее компанией физическое или юридическое лицо. Директор офшорной компании является основным лицом, отвечающим за результаты деятельности компании, в связи с чем несет как административные, так и уголовно-правовые риски. Также он несет финансовые риски в части возможной субсидиарной ответственности по долгам компании в ограниченном количестве случаев (обычно при банкротстве).

6. Поверенный офшорной компании (лицо, действующее по доверенности). Как правило, это физическое лицо, которое наделено полномочиями заключать сделки, совершать иные юридически значимые действия от имени и в интересах офшорной компании, местом постоянного пребывания которого является страна, не совпадающая с юрисдикцией компании. Риски поверенного зависят от его роли в управлении компании (т. е. использует ли он свои полномочия и насколько активно) и схожи с рисками директора офшорной компании.

7. Иное лицо . Таковым может быть, например, сотрудник российской компании, использующей офшор в своей бизнес-модели, бухгалтер, налоговый консультант, которые юридически не состоят в отношениях с офшорной компанией, но фактически участвуют в организации или обеспечении ее деятельности. Риски указанных лиц зависят от их фактической роли в управлении компанией и обычно ограничиваются уголовно-правовыми.

8. Налоговый агент (его должностные лица).В ряде случаев российский контрагент офшорной компании выступает в качестве налогового агента, если на него возложена обязанность удержать из дохода офшорной компании сумму налога и уплатить ее в бюджет. В связи с этим налоговый агент несет административные риски, а его должностные лица при определенных условиях могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Основные финансовые риски

Можно выделить ряд финансовых рисков участников оффшорных отношений.

1. Непредвиденные налоговые обязательства офшорной компании. Как правило, возникают при недостаточной проработке вопросов налогообложения офшорной компании. Дело в том, что, несмотря на отсутствие налогообложения по месту регистрации офшорной компании, большинство государств устанавливает способы налогообложения иностранных компаний, такие, как постоянное представительство, доход от источника и др. Также необходимо учитывать территориальный характер налога на добавленную стоимость (или его аналогов), что может привести к налогообложению операций офшорной компании, если местом реализации в соответствии с нормами того или иного государства будет признана территория данного государства.

Таким образом, участие офшорной компании в правоотношениях с участием компании неофшорного государства (либо при наличии имущества, работ, услуг на территории данного государства) может повлечь ее налогообложение в силу установленных в этом государстве норм налогового законодательства. В качестве классического примера можно привести финансирование российской компании со стороны офшора путем предоставления процентного займа. Согласно положениям Налогового кодекса РФ выплачиваемые в пользу офшорной компании проценты подлежат обложению налогом источника в Российской Федерации по ставке 20%.

2. Недействительность сделки либо запрет распоряжения полученным по сделке . Как правило, связана с нарушением обязательных правил раскрытия информации о структуре собственности (управления) участника сделки. Так, п. 3 ст. ст. 84.1. Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) в рамках процедуры приобретения 30, 50, 75% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества и более предусматривает необходимость раскрытия в обязательном (добровольном) предложении информации обо всех лицах, которые имеют 10% голосов и более в высшем органе управления юридического лица – приобретателя акций и зарегистрированы в офшорных зонах, а также о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны. При этом п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах устанавливает запрет на распоряжение акциями, превышающими 30, 50 и 75%, до момента направления предложения, соответствующего требованиям закона.

Статьи 27–32 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусматривают необходимость получения согласия антимонопольного органа на совершение ряда сделок и иных юридически значимых действий либо последующего уведомления о них антимонопольного органа. Согласно подп. 15 п. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган представляются сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций заявителя их номинальными держателями, в т. ч. о таких лицах, зарегистрированных в офшорных зонах. Согласно ст. 34 Закона о защите конкуренции сделки, осуществленные с нарушением указанного порядка уведомления, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа .

3. Непредвиденные субъекты налоговой обязанности . Как правило, возникают при взаимодействии офшорной компании с физическими или юридическими лицами из высоконалоговых юрисдикций (например, США или Великобритания). Законодательство указанных, а также ряда иных государств предусматривает рассмотрение для целей налогообложения доходов офшорных компаний в качестве доходов резидентов указанных государств, прямо или косвенно контролирующих офшорную компанию (например, правила CFC, или контролируемых иностранных копаний). Соответственно, налоговая обязанность, а значит, и ответственность за ее несоблюдение, возникнет не у офшорной компании, а у резидента соответствующего государства.

К субъектам финансовых рисков могут быть отнесеныофшорная компания, ее бенефициар, акционер, директор и поверенный.

Основные административные риски

Можно выделить следующие административные риски участников оффшорных отношений.

1. Привлечение к административной ответственности . Обычно данные риски возникают тогда, когда офшорная компания фактически присутствует на территории РФ, что вынуждает ее подчиняться нормам российского законодательства. Под фактическим присутствием следует понимать наличие на российской территории персонала, офиса, производственных мощностей и поверенного офшорной компании.

Потенциальные административные риски в основном связаны с нарушением положений налогового и валютного законодательства, в частности:

    если деятельность офшорной компании приводит к возникновению постоянного представительства в Российской Федерации с нарушением срока постановки на учет (ст. 15.3 КоАП РФ);

    деятельность офшорной компании приводит к возникновению постоянного представительства Российской Федерации, и при этом компания не подает налоговую декларацию (ст. 15.5 КоАП);

    офшорная компания не представляет сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП);

    в ходе исполнения контрактов с офшорной компанией нарушается валютное законодательство РФ (ст. 15.25 КоАП).

Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории составляет один год со дня совершения (ст. 4.5. КоАП), а по длящимся правонарушениям – с момента их обнаружения.

К субъектам административных рисков могут быть отнесены:должностные лица офшорной компании (обычно только директор), а по ряду составов (например, ст. 15.25 КоАП) – также офшорная компания.

2. Привлечение к налоговой ответственности (Налоговый кодекс РФ) . Данные риски возникают, когда у офшорной компании в соответствии с требованиями российского налогового законодательства возникают налоговые обязанности, в частности:

    деятельность компании приводит к возникновению постоянного представительства в Российской Федерации, при этом компания не уплачивает налоги в России (чему обычно сопутствует отсутствие постановки на налоговый учет и отсутствие налогового и бухгалтерского учета) – ст. 120 или 122 НК РФ. Субъекты – офшорная компания;

    акционер или бенефициар получают доходы от офшорной компании и не декларируют их либо декларируют не полностью и не уплачивают налог в полном объеме – ст. 120 или 122 НК РФ. Субъекты – акционеры, бенефициары оффшорной компании;

    налоговый агент, выплачивая доход в пользу оффшорной компании, не удерживает и не перечисляет в бюджет налог у источника – ст. 123 НК РФ.Субъекты – российская организация (индивидуальный предприниматель) и иностранная организация, на которые возложены обязанности налогового агента. Срок давности – 3 года со дня совершения правонарушения, а для правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, – со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода – п. 1 ст. 113 НК РФ.

3. Административные запреты и ограничения . Данные риски могут возникать в связи с наличием положений внутреннего законодательства конкретных стран в отношении офшорных компаний либо в связи с фактически сложившейся ситуацией, когда при отсутствии формальных ограничений офшоры, тем не менее, фактически ущемляются по сравнению с неофшорными компаниями.

Среди формальных ограничений можно выделить:

    общие запреты в отношении любых иностранных компаний – так, в РФ права иностранных компаний, в т. ч. офшоров, ограничены в ряде сфер (например, в сфере приобретения земельных участков (см. Земельный кодекс РФ); участия в предприятиях ряда стратегических отраслей (см. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др.);

    специальные запреты и ограничения в отношении офшорных компаний – в Российской Федерации таковые установлены рядом федеральных законов (например, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» установлен особый порядок банковских операций с банками офшорных зон; Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» установлено, что управляющий активами не может быть зарегистрирован в офшорной зоне, и т. д.);

    одни государства (например, Казахстан, Узбекистан) ввели прямой запрет для местных предприятий на заключение контрактов с офшорными компаниями в соответствии с утвержденными списками офшорных юрисдикций, другие (например, Украина и Белоруссия) установили налог, который удерживается местной компанией у источника при любой выплате в пользу офшорной компании.

Что касается фактических ограничений , то можно выделить таможенные и банковские:

    практика показывает, что в результате борьбы с «серым» импортом в ряде случаев таможенные органы фактически отказываются оформлять товар, ввезенный на территорию Российской Федерации, от оффшорного поставщика, либо оформление такого товара затягивается на длительное время;

    операции с участием офшорных компаний вызывают пристальное внимание со стороны банков (во многом под давлением Центрального Банка РФ, выпустившего ряд писем на офшорную тематику), которые могут затребовать дополнительные документы для осуществления валютных операций.

К субъектам административных ограничений относятся в первую очередь офшорные компании и их контрагенты.

Риски, связанные с раскрытием информации об участниках офшорных правоотношений

Конфиденциальность информации о владельцах офшорной компании является одной из важных составляющих «офшорного статуса», а зачастую даже более важной, нежели отсутствие налогообложения.

В настоящее время согласно международным стандартам требуется обязательное предоставление информации о бенефициаре профессиональным участникам офшорного и финансового рынка в ряде случаев (при регистрации компании и открытии банковского счета). Одновременно международные стандарты требуют, чтобы информация о бенефициаре хранилась профессиональными участниками на условиях строгой конфиденциальности и не могла быть раскрыта третьим лицам без наличия серьезных оснований, перечень которых также строго ограничен.

В самом общем виде правило раскрытия информации о владельцах офшорной компании и ее деятельности можно сформулировать следующим образом. Никакие частные лица не могут получить доступ к такой информации; она может быть раскрыта только правоохранительным, налоговым и иным специально уполномоченным на то органам (например, правом получения информации о компаниях Британских Виргинских островов наделены финансовая комиссия и губернатор Британских Виргинских островов), а также судам по их запросам. При этом международный запрос может быть исполнен только при наличии международного договора либо на основании принципа взаимности. Процедура направления и исполнения международных запросов достаточно сложна и трудоемка. В качестве иллюстрации можно привести высказывание заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева о том, что офшорные зоны (были озвучены Белиз, Теркс, Кайкос и ряд других) отказываются сотрудничать с российскими правоохранительными органами со ссылкой на отсутствие договора.

Несмотря на противоречивое отношение к офшорам со стороны мирового сообщества и отдельных государств, физические и юридические лица могут владеть офшорными компаниями и участвовать в управлении ими. И хотя суверенитет государств позволяет ввести практически любые ограничения вплоть до полного запрета своим гражданам и юридическим лицам, в большинстве случаев государства устанавливают лишь специальные правила налогообложения доходов офшорных компаний и их владельцев, правила сбора, хранения и раскрытия соответствующей информации, а также иные правила и нормы, часть которых была рассмотрена в настоящей статье.

Все это свидетельствует о том, что фактически офшоры продолжают рассматриваться как один из правовых и организационных инструментов ведения предпринимательской деятельности или структурирования личных активов. В процессе использования офшорных компаний, безусловно, возникает необходимость соблюдения норм законодательства различных государств, нарушение или игнорирование которых может повлечь за собой те или иные неблагоприятные последствия. Как уже отмечалось, офшорные компании являются одним из правовых инструментов ведения предпринимательской и непредпринимательской деятельности, и их правовой статус урегулирован официальными правовыми установлениями, поэтому владельцы офшорных компаний и иные участники офшорных правоотношений имеют возможность добиваться необходимых целей и задач, оставаясь в правовом поле и тем самым минимизируя потенциальные риски.

(мониторинг и оценка экологичности, управление экологическими рисками СУ КОС и  

Исходя из формализованного подхода, принято делить риск качественно на три категории приемлемый (уровень риска, с которым общество в целом готово мириться ради получения определённых благ или выгод в своей деятельности) требующий дальнейших оценок неприемлемый (уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать меры по его устранению). Уровень приемлемого индивидуального риска нормативно закреплён лишь в некоторых странах. В Нидерландах в 1985 году концепция приемлемого риска была принята в качестве государственного закона.  

Для обеспечения оперативности платежей по требованиям решения будут приниматься президентом в соответствии с договорами о гарантии и такой политикой, которая может быть принята Советом директоров (статья 17), и, в случае споров, окончательное решение может зависеть от результатов арбитражного разбирательства между Агентством и заинтересованным инвестором (статья 58). Предусматривается, что, согласно такой политике, владелец гарантии должен будет обращаться к административным средствам защиты, которые могут быть уместны в данных условиях, если такие средства легко доступны по законам принимающей страны, а также может предусматриваться истечение разумного периода времени с тем, чтобы обеспечить максимальную возможность мирового урегулирования споров между инвесторами и принимающими странами (статья 17). Ожидается, что такие конкретные периоды времени, включаемые в договоры о гарантии, будут соответствовать практике других страховщиков политического риска . Это положение отражает установившуюся в национальных системах гарантирования капиталовложений практику и не должно излишне обременять инвесторов, поскольку оно не требует от них исчерпания всех местных средств защиты до получения компенсации от Агентства. Временные ограничения должны устанавливаться в зависимости от конкретного вида риска и от того, насколько сложен данный конкретный случай. Следует проводить различие между вышеупомянутыми временными ограничениями и максимальными периодами времени, которые допускаются между предъявлением требования и принятием Агентством решения по этому требованию. Такие временные пределы не устанавливаются в Конвенции, учитывая сложность определения конкретных периодов времени, которые были бы уместны в любых ситуациях. Однако Агентство может установить такие временные пределы в своих правилах и положениях и включить  

Агентство будет дополнять национальные и региональные программы, а не конкурировать с ними (статья 19). Предполагается, следовательно, что оно будет уделять основное внимание предоставлению гарантий под капиталовложения из стран-членов, не имеющих национальной программы (главным образом, развивающихся стран -членов, являющихся экспортерами капитала), совместному с национальными и региональными агентствами гарантированию капиталовложений, предоставлению перестрахования для национальных и региональных агентств, гарантированию капиталовложений, которые не отвечают условиям гарантий по конкретной национальной или региональной программе, несмотря на их обоснованность и содействие развитию, и гарантированию капиталовложений, финансируемых инвесторами из разных стран-членов. В целях сокращения своих непроизводительных расходов и повышения эффективности Агентство может использовать административную поддержку национальных или региональных структур и может вступать с ними в соответствующие договоренности о сотрудничестве (статья 19). Например, национальные административные учреждения могут оказывать помощь в рассмотрении заявок местных инвесторов на получение многосторонних гарантий и любых связанных с ними требований. Тем самым должна быть сокращена потенциальная потребность Агентства в создании отделений за пределами своих центральных учреждений. При этом остается очевидным, что Агентство должно опираться на свою собственную оценку риска и оставлять за собой принятие решений о предоставлении гарантий и платежах по требованиям.  

В статьях 19-21 ставится задача установить статус Агентства как органа, предназначенного для сотрудничества как с государственными, так и с частными страховщиками политического риска , и повышения эффективности и результативности их работы. Конкретные условия сотрудничества будут зависеть от административной структуры и положения на страховом рынке в конкретной стране. В некоторых странах правительства играют определенную роль в координации государственной и частной страховой деятельности , и в статье 38 а содержится требование о том, чтобы Агентство по просьбе стран-членов проводило с ними консультации по вопросам, охваченным в статьях 19-21. Эти вопросы включают дополнительную роль Агентства в разработке его собственных гарантийных  

Как известно, любой объект недвижимости имеет юридическую, физическую и экономическую определенность . При этом любая операция с недвижимостью происходит в рамках определенных территориальных образований с присущими им административными правилами и процедурами. Соответственно можно выделить следующие источники рыночных рисков  

В российских условиях особое значение имеют административные риски.  

Финансовой основой страховых операций является страховая премия . Страховая премия представляет собой сумму, выплачиваемую страхователем в качестве компенсации за гарантии, предоставленные страховой компанией . Она включает чистую премию, которая соответствует цене риска , и не включает различные административные издержки и комиссии посредников коммерческую премию, равную чистой премии, к которой добавляются административные издержки и комиссии посредников полную премию, которая равна коммерческой премии, увеличенной на сумму налогов. За счет части собранных премий образуются страховые резервы - суммы денежных средств , предназначенные для обеспечения выполнения обязательств перед застрахованными лицами или выгодоприобретателями. Они отличаются в зависимости от отрасли страхования (личное страхование , страхование имущества , страхование гражданской ответственности). Страховые резервы трансформируются в учете в совокупность конкретных резервов (рис. 10.1).  

Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности. Наверху сохраняется столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы . Это сочетается с автономизацией рабочих групп или производственных отделений. Поскольку решения приближаются к потребителю, то становится меньше согласований этих решений по уровням. Главной задачей руководства в этих условиях становится определение политики, общих правил деятельности. Действия руководства в этом направлении заключаются в формировании организационной культуры , развитии информационных систем и измерении результатов выполнения работы . Все это сопровождается общим сокращением аппаратного персонала, наделением рабочих групп административными функциями и, наоборот, административных - рабочими. Риск в бизнесе и доверие во взаимоотношениях кладутся в основу организации рыночного типа.  

Одновременная гибкость и жесткость в организации. Парадокс этого атрибута организационной культуры успешных компаний разрешается следующим образом. Высокая организованность в них достигается за счет того, что все работники понимают и верят в ценности компании. Это их жестко связывает и интегрирует. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму руководящих вмешательств и минимизации числа регулирующих правил и процедур. Это поощряет новаторство и стремление брать на себя риск. В итоге жесткая структура разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру административного контроля.  

При планировании международной деятельности на первых этапах компании надо очень внимательно относиться к риску, связанному с зарубежными вложениями, а что касается небольших компаний, то для них необходимы серьезные стимулы даже для того, чтобы только начать рассматривать возможность интернационализации собственного бизнеса. Эти стимулы могут быть как внутренними, так и внешними и обычно вызывают действия, включающие мероприятия по сбору информации в другой стране, тщательный учет всех международных факторов перед принятием решения и четкого определения целей деятельности. Таким образом, при разработке и реализации международной стратегии компания должна быть готова к столкновению с трудностями и иметь достаточное количество ресурсов, в том числе и административных, чтобы их преодолеть. Типичные трудности  

С. может проводиться в добровольном порядке на основе соглашения сторон и в обязательном порядке, когда это предписано законодательством. Особые формы С. - перестрахование и сострахование, позволяющее распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями . СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ - очередной денежный взнос страхователя страховому обществу, плата за страхование ее размер определяется общей величиной взносов, необходимой для выплат по требованиям держателей полисов, а также для административных расходов. СТРАХОВАЯ СТОИМОСТЬ - фактическая, действительная стоимость объекта страхования . При страховании ответственности страховая сумма конкретно может не указываться, но ее объем не может превышать размера прямого ущерба. СТРАХОВАЯ СУММА (СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ) - определенная договором страхования или установленная законом (при обязательном страховании) денежная сумма (страховой интерес в денежном выражении), обуславливающая размер выплат при наступлении страхового случая  

Центры развития - это также новая форма организации инновационного процесса , предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности , которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций . Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.  

Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти система хозяйствования (хозяйственное и торговое право лицензионные и сертификационные нормы условия перевода капитала и прибыли юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту трудовое законодательство риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий) регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими) меры по защите окружающей среды и (регулирование нагрузок на окружающую среду , возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы) государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка) (схема 5.4).  

Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может подтолкнуть, конкурентов к параллельным разработкам . Если у конкурентов более выгодные позиции в данной области, они могут обогнать предприятие-новатора и тем самым поставить под вопрос целесообразность дальнейших разработок. В таком случае предприятие понесет убытки в размере уже произведенных по проекту затрат. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации , и организационно-распорядительных документов , действующих в организации.  

Размер ссуды. Для двух данных ссуд равной срочности и уровня риска процентная ставка обычно будет более высокой в том случае, когда размер ссуды будет меньше. Это происходит потому, что административные расходы на предоставление крупной и небольшой ссуды приблизительно одинаковые, в том числе в абсолютном выражении.  

Чтобы преодолеть трудности, связанные с обсуждением всей структуры процентных ставок, экономисты говорят о чистой процентной ставке . Эта чистая ставка больше всего приближается к проценту, уплачиваемому по долгосрочным, практически безрисковым облигациям правительства США (30-летний государственный заем). Такую выплату процента можно рассматривать как плату исключительно за использование денег в течение длительного периода , поскольку фактор риска и административные расходы незначительны и проценты по таким ценным бумагам не подвержены воздействию ограничения конкуренции на рынке. Так, в 1994 г. чистая процентная ставка составляла приблизительно 7,5%.  

Для построения эффективной системы управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических и финансовых решений , подкрепленных соответствующими юридически значимыми документами.  

Прекрасно верить в себя, и это вполне нормально. Существует серьезное исследование, показывающее, что большинство людей оценивают себя выше среднего значения почти по всем положительным личным качествам способность управлять автомобилем, умение руководить, атлетические способности, умение ладить с другими, чувство юмора, административное принятие риска и ожидаемое долголетие.  

Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо решения, разрешения и других подобных терминов применяют термин преодоление, подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе - социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной манипуляции (не всякой) в начальных фазах конфликта, но основывается прежде всего на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу.  

Учитывая риск и степень выгодности международных операций и крупных корпоративных счетов, Хакер считал, что внутренние операции скорее могли обеспечить стабильные, выгодные вклады и основные доходы банка. Хотя конкуренция в этой сфере все более возрастала как между самими банками, так и между другими , его интересовало, как конкуренты отреагируют на субботние изменения и достаточен ли будет дополнительный прирост вкладов для покрытия возросших административных издержек. Также он задумывался о том, будет ли внедрение банкоматов рентабельным и в то же время увеличит ли это конкурентоспособность банка в работе с индивидуальными вкладчиками. Но какое бы решение ни было принято, Хакер стремился укрепить конкурентную позицию банка на рынке частных вкладов.  

В условиях командно-административной экономики господствовало представление, что планомерность позволяет осуществлять хозяйствование без каких-либо элементов риска. Однако это противоречило действительному положению дел, которое заключалось в том, что, во-первых, централизованная экономика на ранних этапах своего развития не гарантирует от непредсказуемых потерь, во-вторых, деформации модели административно-централизованной экономики усугубили противоречия хозяйствования, в-третьих, российская экономика всегда была подвержена влиянию

Происхождение социальных рисков и их соотношение с социальным положением

Социальный риск может выражаться в риске конфликтов с общественностью и риске, связанного с работниками предприятия (отдельным работником или группой). Риски конфликтов с общественностью имеют место тогда, когда эффективная для предприятия стратегия идет вразрез с интересами любых социальных групп, которые могут быть выражены в законах, активной реакции протестующих от этих групп. Данный вид риска вредит конкурентоспособности фирмы, нанося вред торговой марке, привлекательности предприятия и его продукции, усложняет отношения фирмы с органами государственной власти (невозможность получения государственного заказа (контракта), получение субсидий, налоговых льгот и т.п.). Возникновение такой ситуации может вызвать конфликты с отдельными работниками, рабочим коллективом предприятия в целом (забастовки, невыходы на работу, блокирование вывоза готовой продукции из территории предприятия и т.п.). Социальные риски можно предусматривать, а при условии эффективной организации работы службы предприятия со связью с общественностью - значительно снизить степень их влияния. Отдельное проявление социальных рисков представляют собой риски, связанные с заболеванием, смертью отдельного работника (в основном это касается той части персонала, который является носителем ноу-хау данной фирмы или занимает ключевые позиции в управлении); нерадивостью, нечестностью и безответственностью любого участника бизнеса. Управление этими рисками усложнено ввиду трудностей относительно прогнозирования их возникновения. Как частный случай социальных рисков можно рассматривать и демографические риски, специфика которых заключается в том, что они могут вызвать возникновение других видов рисков (например, рисков, связанных с реализацией продукции).

Административно-законодательные риски - риски, которые оказывают влияние на деятельность субъектов хозяйствования и возникают вследствие административных и законодательных изменений. Источники данной группы рисков:

Введение отсрочки (моратория) на разные виды платежей. Неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве; ограничение в конвертации национальной валюты (обмене ее на иностранную). Проблемы, связанные с ограничением прав собственности относительно продукции, создаваемой предприятием, Вероятность возникновения конфликтов предприятия с законодательством.

Введение отсрочки, или моратория, на разные виды платежей, с внешними платежами включительно, является причиной возникновения целой группы рисков практически для всех субъектов хозяйствования, которые работают как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынках. Установление подобных ограничений может проявляться в разных формах (запрет бартерных операций, временный мораторий на перевод денег у страны партнера и т.п.). Как свидетельствует практика, неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве особенно характерные для нестабильных экономик и экономик, которые развиваются, и представляют собой следствие макроэкономической нестабильности. Группа этих рисков может быть реализована в двух основных формах: увеличение имеющихся налоговых ставок на деятельность субъектов хозяйствования и имущество, которое используется ими при этом; расширение базы налогообложения.



Риски, источником происхождения которых являются ограничения, которые вводятся государством на конвертацию национальной валюты в иностранную, могут быть реализованные через целый ряд причин. Суть, которых заключается в установлении ограничений для поддержки паритета внутренней денежной единицы. Данная группа рисков особенно актуальна, когда предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью или значительная часть его партнеров находится за пределами государства его функционирование.

Как сообщил "Известиям" командир взвода комендантской роты Шалинской военной комендатуры лейтенант Бислан Генжибаев, Лечи Апкаева убили в тот момент, когда он ехал на работу на собственной машине по улице Грозненская. Дорогу убийцы преградили своей машиной и выпустили в Апкаева две обоймы. Замглавы, сидевший за рулем, был доставлен в больницу, где от полученных ранений скончался через три часа. На месте преступления было обнаружено 57 гильз от автомата Калашникова, отметили в комендатуре. - У Апкаева не было ни охраны, ни оружия. У нас еще многие не вооружены, - заявил Генжибаев. - Если бы у него был хотя бы "Макаров", то он бы успел выстрелить в ответ, ранить или убить кого-нибудь из нападавших. Тогда следствию было бы проще работать. А вообще бандиты всегда знают, вооружен ли тот, на кого они готовят покушение. В последнее время они заметно активизировались во всей Чечне - к боевикам поступили деньги, которые они теперь отрабатывают. Генжибаев рассказал также, что в понедельник готовились встречать тело убитого 6 августа заместителя Шалинской районной администрации Руслана Дабуева. Он курировал силовые структуры и был тяжело ранен неизвестными. Дабуева сразу отвезли в военный госпиталь на Ханкале, затем перевели в Моздок, а потом в Ростов. Но врачи оказались бессильны. Ответственность за убийства всех чеченских чиновников, сотрудничающих с федеральными властями, практически всегда берут на себя лидеры незаконных вооруженных формирований. В этот раз на информационном сайте боевиков "Кавказ" появилось сообщение "о приведении в исполнение очередного приговора Верховного шариатского суда". На фоне практической безнаказанности преступников, уничтожающих глав администраций и их заместителей, федеральные силовые органы, призванные обеспечить их безопасность, выглядят довольно беспомощно. Недавно сам начальник УВД по Чечне генерал-майор милиции Сергей Аренин заявлял, что вопрос о выдаче оружия представителям администраций районов законодательно все еще не решен. Против Аренина в Ингушетии даже возбуждалось уголовное дело за то, что он выдал оружие заместителю главы одного из районов. Кстати Сергей КИЗЮМ, генерал-майор, военный комендант Чечни: - Эта тенденция началась не сегодня и не вчера, она уже идет давно. И направление боевики выбрали в принципе логичное для себя - не дать создать в Чечне структуры власти. - Есть ли сложности с выдачей главам оружия для самозащиты? - Оружие мы выдали всем желающим районным главам и обеспечили им охрану. Но в основном погибают вторые лица. Только что закончилось заседание правительства, на котором принято решение расширять круг охраняемых лиц, укрепляем вневедомственную охрану для того, чтобы защитить членов правительства республики, представителей федеральных структур. И будем, конечно, принимать адекватные меры. - Как вы считаете, эти убийства не оттолкнут людей от работы в органах гражданской власти? - Я думаю, что в Чечне достаточно мужественных людей, которые займут места убитых. Наша справка В Веденском районе Чечни боевики две ночи подряд пытались захватить военную комендатуру в райцентре. По зданию велся продолжительный огонь из автоматов и гранатометов. По неподтвержденным данным, в результате обстрела погибли военнослужащий и милиционер. Источник "Известий" в штабе объединенной группировки в Чечне заявил, что "некоторые места райцентра Ведено контролируют боевики. По разведданным, в селении их от 30 до 50 человек. Туда выдвигается подкрепление". Официальные источники о событиях в Ведено ничего не сообщают. В комендатуру и администрацию Ведено дозвонится не удается. Также нарушена телефонная связь с селением Гикаловское в Грозненском сельском районе. В понедельник утром там также велся обстрел административных зданий и пунктов дислокации милицейских подразделений.