26.11.2020

Комментарий. Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли. Основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе Современном этапе развития института сельскохозяйственной кооперации действует


Под таким девизом состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов. В мероприятии приняли участие более 360 делегатов из 73 регионов России, а также представители власти, науки и общественных организаций.

О господдержке и несовершенстве законов

Открыл съезд сельхозкооперативов 10 ноября первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов по поручению министра сельского хозяйства Александра Ткачева.

«Перед нами стоит задача выстраивания эффективной системы кооперативов с хорошей рентабельностью и созданием новых рабочих мест. Многим сельским территориям требуется поддержка, мы должны укреплять российское село, развивать его инфраструктуру до уровня современных требований», - сообщил Джамбулат Хатуов.

В своем выступлении первый заместитель министра отметил, что в системе сельскохозяйственной кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов.

Среди главных тем, которые требуют совместного обсуждения между государством и кооперативным сообществом, Джамбулат Хатуов обозначил регулирование законодательной базы. Он сообщил, что по поручению Александра Ткачева создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации, в состав которой входят представители кооперативных союзов и объединений, науки, региональных органов управления АПК.

При этом он призвал участников и делегатов Съезда принять активное участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере кооперации и внесению их на обсуждение рабочей группы.

На Съезде было отмечено, что сегодня сельскохозяйственные кооперативы могут получать почти все виды государственной поддержки, предусмотренные для сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, с 2015 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы Минсельхозом России реализуется грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах из федерального бюджета (по паспорту Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы) сумму на поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно.

Делегаты высказывали мнение, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку, которая должна оказываться всеми уровнями власти в доступной форме.

«Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики развития кооперации», - сообщил первый замминистра сельского хозяйства РФ. Он призвал к активной работе в данном направлении, высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, форумов, вовлечение в кооперативное движение молодежи, а также создание позитивного образа кооперации на селе.

Джамбулат Хатуов напомнил, что по поручению министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева до регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики и особенностей.

Пленарное заседание провел президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников:

«Кооперация в России все больше и больше развивается, дальнейшее, эффективное и успешное развития АПК без развития кооперации невозможно. Вчера на секциях обсудили основные направления. Первое связано с развитием законодательства, новыми законами, второе - с необходимость наполнить эту сферу деятельности реальными финансовыми ресурсами. Данные направления необходимо серьезно развивать».

С докладом о государственной поддержке развития сельскохозяйственной кооперации выступил председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин. Он проанализировал причины, которые тормозят объединение крестьян в кооперативы. И это, в первую очередь, недостаточная господдержка и несовершенство законодательной базы.

Кооператорам приходится решать проблемы с кредитованием, вопросы двойного налогообложения, преодолевать административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции.

АККОР считает исключительно важным оказание сельхозкооперативам государственной поддержки, которую необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Необходимо поддерживать все виды кооперации, так как они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться, подчеркнул Вячеслав Телегин.

Председатель Совета АККОР изложил предложения по корректировке правил выделения грантовой поддержки, в частности, меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

Следует изменить соотношение средств гранта, чтобы средства федерального и регионального бюджетов в нем составляли 80%, а собственные средства - 20% и увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев. Кроме того, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, на уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам.

Также кредитная кооперация должна быть включена в Госпрограмму и обеспечена достойным финансовым ресурсом. Делегаты согласились с предложениями Ассоциации российских фермеров. На Съезде было отмечено, что только в тесном сотрудничестве с государством можно создать эффективно работающую систему сельскохозяйственной кооперации.

Она станет важнейшим условием развития фермерских хозяйств и сельских территорий, повышения уровня жизни крестьян. Об этом, в частности, говорили многие участники предсъездовских межрегиональных конференций по развитию сельхозкооперации и на секциях съезда.

Новый механизм льготного кредитования

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты съезда выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она рассказала:

Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие малых форм хозяйствования (далее - МФХ) предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельхозтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам - 1,7 млрд, начинающим фермерам - 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам - 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов - 845 млн. Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года.

Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы.

Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации. Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки.

Для того чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. «Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм - с 21,6 до 30 млн», - сказала Наталья Чернецова.

Еще одно из новшеств - с 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет.

А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, - подчеркнула Наталья Чернецова. - Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам, как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Почему кооперация не оправдывает ожиданий?

Доклад на тему «Сельскохозяйственная кооперация в России: препятствия и стимулы» прочитал академик РАН, директор ВИАПИ им. А.А. Никонова Александр Петриков.

Основной вопрос, на который я постараюсь ответить в своем выступлении, заключается в следующем. Почему сельскохозяйственная кооперация, о большом значении которой у нас говорят буквально все, в развитии которой заинтересовано большинство и производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции; для которой созданы пусть не все, но необходимые законодательные предпосылки; осуществляются пусть и не в достаточном объеме, но осуществляются специальные меры поддержки, - почему при всех этих условиях кооперация развивается медленно и не оправдывает наших ожиданий?! Этому есть несколько причин как объективного, так и субъективного порядка.

Сначала академик рассказал об объективных трудностях. Кооперативы развиваются в условиях жесточайшей конкуренции, им приходится буквально отвоевывать себе «место под солнцем», конкурируя с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими предприятиями и другими рыночными интеграторами, занимающими монопольное положение на том или ином рынке.

Вместе с тем, потенциальные участники кооперации (фермеры, малые и средние предприятия, высокотоварные личные подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению. Их объективно трудно объединить. На это накладываются субъективные трудности, как со стороны государства, так и кооперативного сообщества.

Средства поддержки из федерального бюджета направляются исключительно на поддержку отдельных кооперативов, а не институтов развития кооперативной системы в целом, - фондов финансовой помощи, информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров.

В ряде субъектов России (например, в Липецкой, Белгородской области) эта федеральная диспропорция сглаживается, но не более того, что имеет крайне неблагоприятные последствия. Возникает сильная зависимость кооперативов от господдержки, риски создания лже-кооперативов только для того, чтобы «эффективно» освоить правительственные субсидии. Не формируется инфраструктурная сеть саморазвития кооперативной системы.

Государство действует разрозненно. Вот, например, на нашем съезде нет представителей Минфина, Минэкономразвития, Минюста, других ведомств. А без их участия нельзя разработать и реализовать действенную кооперативную политику, - считает докладчик.

Он продолжил разговор о кооперативном сообществе. Оно, к сожалению, по-прежнему разобщено и слабо отмобилизовано. Например, не выполнено решение ещё первого кооперативного съезда по созданию координационного совета (ассоциации) различных видов кооперативов.

Сельскохозяйственные кооперативы не стали объединяющей силой для всей сельской кооперации (что, кстати, нашло отражение и в названии нынешнего cъезда, собравшего не сельские, а сельскохозяйственные кооперативы).

Что, на наш взгляд, необходимо сделать для преодоления перечисленных трудностей? - продолжил академик. - Прежде всего, предстоит большая работа по переформатированию государственной кооперативной политики. Кооперативные элементы, меры по реализации кооперативных интересов должны быть составной частью не только агропродовольственной и сельской политики, но и политики общеэкономической, налоговой, социальной, региональной, образовательной и т.д.

Об этом говорит опыт Приоритетного национального проекта по развитию АПК, когда удалось реализовать не узковедомственный, а межведомственный подход, на федеральном уровне работала правительственная комиссия, а в регионах за кооперацию отвечали губернаторы.

А в настоящее время в оценке деятельности глав регионов нет ни одного показателя по развитию кооперации и вообще отдельных показателей по развитию сельской местности. Губернаторы отвечают за регион в целом, без разбивки на город и село.

Если говорить сугубо об аграрной политике, то государству необходимо усилить ее антимонопольную направленность и, в частности, удержаться от преференций в пользу конкурентов кооперативных организаций. По мнению Александра Петрикова, субсидируемые инвестиционные кредиты и компенсации понесенных капитальных затрат должны направляться на строительство исключительно кооперативных хранилищ и кооперативных оптово-логистических центров, развиваемых как единое целое. В противном случае центры могут стать местом перевалки импортной продукции.

В итоге должна быть сформирована федеральная кооперативная товаропроводящая и розничная сеть, кооперативный торговый бренд - достойный конкурент существующему крупному ритейлу.

Часть средств от кооперативного бюджета целесообразно направить на формирование институтов развития кооперации, а именно региональных фондов финансовой поддержки, центров консультирования и повышения квалификации.

Назрела также необходимость создания соответствующей федеральной структуры - Агентства кооперативного или в целом сельского развития, которое бы на постоянной основе занималось разработкой и реализацией проектов и программ по устойчивому развитию сельских территорий и прежде всего сельских кооперативов.

В специальной поддержке нуждаются сельскохозяйственные производственные кооперативы. Это особая организационно-правовая форма, построенная на обязательном трудовом участии своих членов. Производственные кооперативы сохраняют занятость своих работников порой в ущерб конкурентоспособности, но зато решают важную социальную задачу. Государству выгодно компенсировать их потери, чтобы затем не тратиться на борьбу с сельской безработицей.

В целях укрепления социальной базы кооперации важно увеличить поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, сохранив финансирование кооперации и малых форм в рамках Госпрограммы отдельной строкой. Включение этих направлений господдержки в единую субсидию существенно усилит риск к перераспределению средств на другие цели.

По-особому следует подойти к регулированию сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Среди них есть много мелких, деятельность которых столь незначительна, что по определению не несёт в себе никакого риска для финансового рынка. Такие кооперативы по существу являются ссудо-сберегающими кассами, а не мини-банками с сельской спецификой, как думают многие, они должны работать исключительно в системе саморегулирования.

При этом нельзя подменять сложившуюся систему саморегулирования новой и настаивать на переходе кредитных кооперативов в специализированные саморегулируемые организации. Это не только вызовет дополнительные, неподъемные для большинства кооперативов, издержки, но и разорвет единую систему сельскохозяйственной кооперации.

В заключение академик сказал о кооперативном сообществе. Настало время, считает он, для консолидации усилий. Координационный совет или Ассоциация, не формально, а реально объединяющая различные виды кооперации, должна быть создана. Это повысит эффективность кооперативной работы, поможет защищать кооперативные интересы.

Председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России.

Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители - производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить.

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров:

В Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл - от вывода птенцов до реализации мяса индейки.

Один из самых острых - нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% - сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Воронежские фермеры бросают землю - устали работать "вопреки". Между тем они производят в общей сложности половину региональной сельхозпродукции и способны на большее.

Земледельцы без земли

В нашем районе за несколько лет развалилась четверть фермерских хозяйств, такая же картина и у соседей. Сил нет терпеть такую нервотрепку: дали тебе землю на срок до 11 месяцев, вот и гадай - продлят договор или нет. И если нет, то все труды впустую. Многие из-за этого сами уходят с земли… - с болью говорит верхнемамонский фермер Сергей Соловьев.

Ему вторит Владимир Брежнев из Эртильского района:

За пять лет у нас из 127 фермерских хозяйств уцелело менее 75. А сейчас заканчивается срок аренды у тех, кто ее когда-то взял на десять лет. Лишь немногие получали на 25 или на 49. Срок выйдет - договор переоформят на год. Какой тогда смысл в землю вкладывать, удобрения вносить?

Решение о переходе к столь невыгодным условиям аренды несколько лет назад приняла облдума.

Даже с управлением аграрной политики не посоветовались! - возмущается председатель региональной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов "Нива" Анна Рождественская. - В итоге землю предпочитают отдавать крупным инвесторам. Половина районных глав напрямую давит на фермеров: ты, мол, долго еще тут будешь работать, а то, может, помочь уйти?

Впрочем, в этом году помогать особенно и не надо: арендная плата в ряде районов выросла вдвое, а кое-где и впятеро. Одни фермеры платят 150 рублей с гектара, другие - 500-600, третьи вообще - 907. Максимальной разумной ставкой они считают 300 рублей с гектара.

В облправительстве этот вопрос с подачи аграриев подняли совсем недавно. Как сообщил руководитель департамента имущественных и земельных отношений Максим Увайдов, идет анализ ситуации:

Нужно проследить, как формируются арендные ставки в разных районах, откуда такой разбег цен. Возможно, есть и объективные причины. Что касается сроков аренды земель сельхозназначения, то заключать договоры на 11 месяцев неправильно. Чтобы у фермеров была заинтересованность в работе, надо давать землю лет на 25. Но для этого придется менять нормативную базу. И на региональном уровне решить можно не все.

Кризис доверия

Краткосрочная аренда опасна еще и тем, что не позволяет фермерам брать кредиты и технику в лизинг. Ведь когда сроки займа и лизинга превышают срок аренды, землю нельзя заложить в банке для получения денег. Нередко все имущество хозяйства (скот, мало-мальски приличная техника) уже заложено. А развиваться на собственные средства крайне сложно.

Лизинг доступен 10-15 процентам фермеров, кредит - лишь пяти. Сумма займа сократилась в четыре разаС января воронежские фермеры взяли вдвое меньше кредитов по сравнению с прошлым годом. Сумма займа сократилась почти в четыре раза. По словам Анны Рождественской, кредиты доступны лишь 5 процентам фермеров, лизинг - 10-15.

Руководители крепких хозяйств недоумевают: почему банки не согласны выдавать добросовестным клиентам кредиты без залога? Миллионы фермерам, как правило, не нужны: на покупку скота, ГСМ или удобрений хватает двух-трех сотен тысяч рублей. Да и с кредитной историей, как уверяют в ассоциации "Нива", у большинства хозяйств все в порядке. Но банки этим не прельщаются: в АПК высокие риски, в экономике кризис…

Разбились о сбыт

Так или иначе, фермерам удается получать высокие урожаи, надои, привесы… И здесь их подстерегает очередное препятствие: продукцию не получается выгодно реализовать.

К примеру, почти все сахарные заводы в области принадлежат одной компании.

Для крупных производителей у нее одни цены, для мелких - другие - фермер Александр Козлов не понимает, как в этих условиях выполнять наказ губернатора об увеличении производства сахарной свеклы.
Владимир Брежнев тоже двигался в "приоритетном" для региона направлении - выращивал свиней:

Всех перевел в этом году. Было двести голов, самая крупная ферма в районе - а деть некуда. Куда только ни звонил - не берут! Перекупщикам такая партия маловата. На мясокомбинате отказывали - нет бойных цехов! Мол, забивайте сами и привозите. Представляете, какие на ферме санитарные условия?! А выхода нет. Забил свиней - все в крови, мухота… Безобразие!

Фермер сосредоточился на переработке круп - но и там свои барьеры:

Лет семь назад крупы шли на ура. Сейчас - сорок тонн мертвым грузом лежат, мыши это добро жрут… На рынок в райцентре устроиться можно, но там небольшие объемы продаж. А мое хозяйство выпускает не меньше 400 тонн в месяц! Остается только сдавать товар на базу за бесценок. Потому что сетевые магазины завозят все из других регионов. Воронежскую продукцию туда пристроить, считай, невозможно.

В облправительстве сообщили, что готовы устроить фермерам встречу с руководством торговых компаний. Сетевикам предложат установить лимит для местной продукции.

Однако большинство фермеров переработкой не занимаются. А значит, стремятся участвовать в госинтервенциях. Делать это напрямую малым хозяйствам нелегко, приходится прибегать к услугам перекупщиков.

Всем колхозом

Многие проблемы аграриев может снять кооперация. Вместе все проще - и закупить оптом удобрения или семена, и сформировать лот для госзакупок, и наладить переработку. Кооператив может брать кредиты, в том числе те, что субсидируются в рамках нацпроекта "Развитие АПК". А может и сам выдавать пайщикам денежные займы. Процентная ставка при этом чуть выше, чем в банках. Зато и процедура проще: не нужно составлять бизнес-план, собирать кипу документов, подтверждать свою состоятельность. В селе не спрячешься - всем известно, кто чего стоит.

Губернатор Алексей Гордеев поручил главам районов поддержать сельхозкооперативы (СПК). Но - упомянул лишь о том, что объединениям фермеров надо предоставить точки сбыта. А это - не главное. Кооперативы просят у властей иного - залоговой базы для кредитования. Чтобы муниципальное имущество или бюджетные средства, выделенные в специальный фонд, были для банков гарантией возврата денег. Развиваться только за свой счет кооперативы не могут: пайщиков мало, располагают они небольшими суммами.

Вот почему сельхозкооперация в области "буксует" уже который год. В 2005 году здесь был 31 кооператив - в каждом районе. Сегодня их меньше, причем работающих - 5-6. Одним из них руководит Наталья Комова:

Мы начали работать первыми в области, также впервые ассоциированным членом нашего СПК стал банк. Надежд было много… Теперь займы пайщикам выдаем за счет своих средств - это всего 3,5 миллиона рублей. Не кредитуемся - районная администрация не дает залоговой базы. Есть кооператив в Воронеже, куда вошли лучшие фермеры области: собрали приличный паевой фонд, выиграли банковский транш в 10 миллионов. Деньги были вроде бы перечислены, но использовать их не вышло - тоже из-за отсутствия залоговой базы.

В законе о сельхозкооперации сказано, что СПК создаются при поддержке государства. Фермеры часто указывают на это чиновникам. Но позиция последних ясна: давать поручительство за кооператив перед банком боязно, а вдруг не вернут кредит? Аграрии же считают эти опасения во многом надуманными и лишь пожимают плечами: на голом энтузиазме, без заемных средств, хозяйства долго не продержатся. Нельзя же ожидать, что дети нынешних фермеров, глядя на тяготы отцов, с охотой встанут им на замену.

Наталья Комова, глава крестьянского хозяйства:

В большинстве районов фермеры сталкиваются с недопониманием чиновников. И земли нам всегда доставались худшие, и идею с кооперативом запороли на корню. И еще мы все очень озабочены ценовой политикой. Мы не знаем цен на зерно, поэтому не можем нормально планировать ведение своего хозяйства.

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области:

Поддержка сельского хозяйства в 2009 году не сокращена. Разрабатываем ряд новых программ (по мясу и молоку), ставим вопрос о создании семейных молочных ферм. Есть договоренности с двумя банками о продолжении кредитования сельхозпроизводителей. Отмечу, что фермеры как представители малого бизнеса могут рассчитывать на поддержку департамента предпринимательства. Да, цены на продукцию - главная беда. Мы так и не научились регулировать рынок. В странах Евросоюза сельхозпроизводство квотируют, чтобы цены были справедливыми. И то - их фермеры митингуют против низких цен. А нам и до этого пока далеко.

Справка "РГ"

В Воронежской области 3900 фермерских хозяйств. Если учесть личные подсобные хозяйства самих фермеров, то получится, что они обрабатывают почти треть пашни в регионе. Если в целом по всем отраслям экономики малый и средний бизнес производит менее 40 процентов продукции, то в сельском хозяйстве за фермерами - 45,7. По данным областной ассоциации фермеров, их доля в производстве овощей доходит до 95 процентов, мяса - до 65, молока - до 56.

10 и 11 ноября в Москве состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов, который обсудил современное состояние, проблемы и перспективы в этом движении. В форуме участвовали фермеры, руководители Минсельхоза РФ, региональных аграрных ведомств, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, ученые.

Большой актовый зал Минсельхоза гудел многоголосьем 500 делегатов и гостей из 73 регионов. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов зачитал участникам приветствие главы ведомства А. Ткачева (был в командировке): «Развитие сельскохозяйственной кооперации является стратегическим направлением деятельности Минсельхоза России… Организации сельскохозяйственной кооперации должны стать надежными партнерами для малых форм хозяйствования, обеспечивая гарантированный сбыт произведенной фермерами продукции и укрепляя продовольственную безопасность страны».

Джамбулат Хатуов: инструмент обеспечения продбезопасности

В системе кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов. Автор строк помнит первый съезд в Питере при министре Федорове. С тех пор капитальных изменений нет. Разве руководители ведомства поменялись кардинально.

Энергичный первый замминистра Джамбулат Хатуов напомнил истину, что для системного развития кооперации необходимо наладить тесное взаимодействие региональных органов власти и кооперативной общественности. Создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно. До регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку: «Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики». Он высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, создания позитивного образа кооперации на селе.

Делегаты подчеркивали, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

По предварительным данным сельхозпереписи 2016 года в России насчитывается около 36 тыс. сельхозорганизаций, 175 тыс. КФХ, 18,2 млн ЛПХ. Эти товаропроизводители составляют сегодня основу агропромышленного комплекса и являются потенциалом развития кооперации.

Директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец сообщил: с 2017 года предельная сумма гранта на КФХ будет увеличена до 3 млн рублей для производства КРС мясного и молочного направления. Грантовую поддержку планируется оказать в 60 регионах России.

Пленарное заседание прошло под председательством президента АККОР Владимира Плотникова. Делегатов вживую приветствовал первый заместитель председателя аграрного Комитета Совета Федерации Сергей Лисовский.

Вячеслав Телегин: кооперация носит очаговый характер

Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин сразу взял быка за рога и честно вскрыл болевые точки:

– Что сегодня тормозит объединение крестьян в кооперативы? Прежде всего то, что участие в кооперативе не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши. Это и двойное налогообложение, и дополнительные административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции. Это и проблемы с кредитами. Мы имеем примеры, когда учредителям СХПК отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители.

Есть проблемы и финансового плана. Среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка 3 млн рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям, в СХПК может объединиться не менее 10 хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет 8 млн рублей. Примерная доля собственных средств – 40% или 3-4 млн рублей. Что в расчете на одно хозяйство составляет порядка 300 тысяч рублей. Это является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов-участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

Правительство, Минсельхоз должны наращивать свое непосредственное участие в этом процессе. Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Скажем, сегодня на нее не могут рассчитывать те из них, кто занят подработкой, переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, кооперативы по совместному использованию техники и др.

Почему мы считаем необходимым поддерживать все виды кооперации? Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться. К примеру, у нас в приоритетах молочная и мясная кооперация. Но без надежной кормовой базы не будет роста производства, — «молоко у коровы на языке». А кооперативы, производящие корма, — не получают господдержки. В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10% ежегодного прироста сбыта и переработки молока.

Сама жизнь требует изменить правила выделения господдержки кооперативам: во-первых, изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60%, а собственные средства крестьян 40%. Ситуация требует перейти к формуле 80 на 20%; во-вторых, увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска; в-третьих, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Предлагаем также разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на 1 тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива – КФХ и ЛПХ для переработки в кооперативных цехах, производствах.

Учитывая низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о кооперации и ее преимуществах, высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это – просчёт.

В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья. Они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство. Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. И ключевая задача — поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество.

Особо следует сказать о сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Потому что для любого кооператива, в том числе для тех, кто получил грант, для всех МФХ главный вопрос — где брать деньги на текущие нужды, на развитие. Ситуация – сверхкритическая. Если в 2011 году МФХ – а это КФХ, ЛПХ, СХПК – было выдано субсидированных кредитов 63,4 млрд рублей, то в 2015 – 4,7 млрд. В 13 раз меньше. Соответственно, доля МФХ в общем объеме за этот период сократилась с 13,5% до 0,6% — в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсации процентных ставок планировалось в Госпрограмме выделить 4,8 млрд рублей, а реально выплачено субсидий 130 млн, в том числе кооперативам только 56 млн. На какие цели и кому пошли остальные средства?! Добавим к этому, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч.

Ситуация для МФХ становится все хуже. И главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Требуем включить кредитную кооперацию в Госпрограмму и обеспечить ее достойным финансовым ресурсом. Иначе крестьянин останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

В первую очередь предлагаем предоставить Фонду развития сельскохозяйственной кредитной кооперации долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере 2 млрд рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

Несправедливо и рискованно растворять в «единой субсидии» сектор МФХ, включая сельхозкооперацию. Предлагаем Правительству РФ, Минсельхозу РФ и Госдуме предусмотреть в проекте закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» выделение отдельной строкой мероприятия по поддержке МФХ на селе, в том числе кооперативов, в соответствии с Госпрограммой.

В статье 123.1. Гражданском кодексе необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен законом «О сельскохозяйственной кооперации…

Дмитрий Зубов: мы не конкуренты – мы партнеры

На пленарном заседании выступил новый председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

– Коллеги! Я приветствую вас от всех кооператоров России! Почему я сказал коллеги, потому что считаю, что кооперативное движение всеобщее. Став председателем Центросоюза, я понял, что нам не надо строить Министерство кооперации. Есть Министерство промышленности и торговли, другие ведомства. А надо помочь кооператорам и создать условия, при которых кооперативное движение начнет развиваться.

Мы не конкуренты, мы партнеры. Мы с вами органично дополняем друг друга — идеальная ситуация. Сельхозкооперативы – должны произвести как можно больше. Потребительские – закупить, переработать, продать и, еще лучше: заранее сообщить вам, сколько купили бы у вас сырья и по какой цене. Нам нужен Информационно-методический центр, который сможет обобщить передовой опыт. В чем наша совместная деятельность – кооперативы всякие нужны, кооперативы всякие важны.

В нашей программе следующие основные направления развития. Первое. Разработка нормативной базы. Она должна быть простой и удобной для кооператора. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала нас, создается рабочая группа по совершенствованию законодательства о потребительской кооперации. Второе. Наша цель – финансовая устойчивость кооперативов. Мы на форуме в Сочи подписали Соглашение со Сбербанком. В нем много прописанных программ. Мы должны учить наших людей правильно оформлять документы и брать деньги.

Парадоксальная ситуация на сегодня: всем нам не хватает денег, но существует банковская система, которая все больше и больше увеличивает депозиты – это когда банкам некуда размещать деньги, и они под малый процент отдают в ЦБ. Значит, мы не готовим проекты. В чем наше сильное отличие: потребительская кооперация сегодня – это около 40 тысяч магазинов, это огромная товарно-реализационная сеть. Но к нашему стыду, многие торговые заведения арендуют помещения или представляют из себя мелкие лавочки. Сейчас работаем над тем, чтобы магазины объединить в единую сеть, чтобы гарантированно забирать у местных производителей продукцию, выстроить с ними партнерские отношения.

Исторически так сложилось, что потребительская кооперация сегодня имеет инфраструктуру в каждом областном, районом центре. Я предлагаю вам активнее взаимодействовать с нашими отделениями потребкооперации – нам делить нечего, мы все в одной системе. Минсельхоз вышел с инициативой в Правительство, чтобы мы нормативно закрепили эту форму кооперативного движения, имели четкость, ответственность. Мы открыты к сотрудничеству и работе.

Наталья Чернецова: новая структура Госпрограммы поможет МФХ

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она поведала:

– Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие МФХ предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельзтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам – 1,7 млрд, начинающим фермерам – 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам – 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов – 845 млн (скудно, конечно, но и эти деньги регионы зажали – Авт.). Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года. Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того, чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы. Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации.

Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки. Для того, чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм – с 21,6 до 30 млн.

Есть еще новшество. С 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет. А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, подчеркнула Н. Чернецова. Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Говорят делегаты съезда

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров: в Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл – от вывода птенцов до реализации мяса индейки. Поголовье птиц составляет от 90 до 100 тысяч. Планируется, что в 2017 году объем реализации мяса индейки составит 3600 тонн, а к 2010 году возрастет до 7200 тонн. По расчетам ежегодная выручка составит 630 млн.рублей и более. Продукция высокого качества реализуется в Татарстане, Белоруссии, Новосибирске.

Одна из самых острых – нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% -сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Варвара Баишева, председатель сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива второго уровня «Саха Кредит»: в Республике работают 78 кооперативов, из которых 56 объединены в региональную двухуровневую систему во главе с сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Саха Кредит». Система «Саха Кредит» через СКПК первого уровня оказывает финансовые услуги более чем 16 тысячам пайщиков в 26 улусах республики. Благодаря господдержке Республика Саха (Якутия) сейчас занимает 3 место в стране по количеству действующих кооперативов.

Председатель снабженческо-сбытового кооператива «Колос» Николаевского района Волгоградской области Айгуль Рушанова: для развития сельхозкооперации необходимо решить земельный вопрос. Ведь без земли нет развития, а получить ее можно только через конкурс. Необходимо установить арендную плату в размере уровня земельного налога или с применением минимальных коэффициентов расчета арендной платы, при этом зафиксировать ее на момент заключения договора на весь период аренды.

– Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России. Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители – производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить. Мы – братья по крови!

В заключение. По словам Джамбулата Хатуова, кураторами кооперации будут сразу три заместителя министра с/х РФ, а развитие кооперации перенести на уровень Национального приоритетного проекта.

В приветствии главы аграрного ведомства РФ А. Ткачева съезду говорится: «На сегодняшний день пора переходить к обсуждению конкретных мер, направленных на решение стоящих перед сельхозкооперативами вопросов». Было бы вернее: переходить не к обсуждению, а к делам.

Наша справка : По данным Росстата на 1 января 2016 года в России числится 8313 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), 6293 сельскохозяйственных потребительских кооператива (СПоК), работающих из которых – 3491 (55%). В структуре кооперативов наибольшую долю занимают снабженческо-сбытовые, кредитные и перерабатывающие кооперативы.

На снимках: во время съезда

По официальным данным АККОР, в России на 01.01.2017 г. было зарегистрировано около 6 тыс. сельскохозяйственных и потребительских кооперативов. Только 60% из них являются действующими, так как показывают реальную выручку и объемы производства. На эту же дату кооперативным движением задействованы порядка 1% ЛПХ и около 5% - КФХ.


Проведем краткий экскурс о том, как до 2017 года развивалась сельхозкооперация в Российской Федерации.


Большинство экспертов характеризуют современное состояние потребительской кооперации в России как неустойчивое . Отмечают, что Нацпроект вдохнул жизнь в сельскохозяйственную кооперацию, но как только государство снизило свое внимание и поддержку, созданные кооперативы стали исчезать так же быстро, как и создавались. При этом количество СПоКов довольно сильно варьируется в разных регионах России.

ЛИПЕЦКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ

На начало 2018 года явным лидером на протяжении последних двух лет является Липецкая область. В августе и сентябре 2016 года опыт развития Липецкой области по развитию сельхозкооперации рассматривался соответственно на Всероссийском совещании и на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, по результатам которого В.В. Путин отметил, что нужно сделать значительный шаг вперёд по развитию предпринимательства на селе и, прежде всего, помочь фермерам, владельцам подсобных хозяйств наладить сбыт своей продукции, сформировать систему гарантийной и кредитной поддержки, оказать содействие в организации производств.

Как в регионе пришли к таким результатам?

Развитие кооперативного движения в Липецкой области более десяти лет назад инициировал глава региона Олег Королев. Благодаря его заинтересованности и политической воле кооперация в области получила новое рождение.

В регионе провели анализ работы агросектора и сделали разумные выводы. На этот период в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства на долю ЛПХ приходилось 25%. Товарным производством были заняты 35 % ЛПХ (из 195 тысяч). Наибольшие объемы производства в ЛПХ приходились на овощи (80%), картофель (78%), плоды и ягоды (45%, молоко (26%) и мясо (9%). Назрело грамотное решение - вовлечь ЛПХ в экономический оборот через развитие кооперации. Основная задача, которую сформировали управленцы области – развитие кооперативов и народных предприятий – станет приоритетом, так как это единственный путь для обеспечения социального мира, достижения прибыли для всех, искоренения бедности, сохранения сельского уклада жизни.

В этих целях в регионе разработана и принята Госпрограмма «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», реализация которой положила начало формированию целостной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, а ее развитие определено в качестве одного из стратегических приоритетов областной и муниципальной политики.

В каждом сельском поселении определены ответственные координаторы, на уровне муниципальных районов организованы координационные центры, на уровне области каждое кооперативное направление (снабженческо-сбытовая, перерабатывающая, кредитная кооперация, кооперативная торговая сеть) находится под патронажем исполнительных органов государственной власти, которые оказывают организационную и консультационную помощь.

При взаимодействии всех уровней власти реализован комплексный подход к ее развитию, который включает не только финансовые, но и организационные механизмы. Получила развитие региональная государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанная до 2020 года.

Сегодня в области функционирует трехуровневая система управления: «поселение – район - область», которая включает как организационные, так и финансовые инструменты. В частности, на областном уровне администрация региона и исполнительные органы власти обеспечивают координацию работы всех уровней системы, государственную поддержку развития кооперативов по 20 направлениям (субсидии, гранты) и налоговые льготы, создают инфраструктуру сбыта кооперативной продукции. На районном уровне функционируют координационные центры , которые проводят работу с координаторами в поселениях, предлагают ориентиры дальнейшего развития и обеспечивают информационную поддержку. На уровне поселений координаторами являются главы муниципальных образований; они проводят работу с населением, осуществляют поиск инициативных людей, информируют о преимуществах развития кооперации.

В рамках действующей в области системы развития кооперации созданы не только финансовые механизмы, но и институты развития: Фонд поддержки кооперативов, Центр развития кооперативов и Ревизионный Союз ЦФО «Липецкий» и др.

Для сведения : Центр развития кооперативов создан в организационной структуре НМФО «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» в ноябре 2013 года. Он содействует устойчивому развитию кооперативов путем предоставления информационной, консультационной и методической помощи координационным центрам, главам сельских поселений и кооперативам на всех этапах деятельности, начиная с первых шагов создания (в том числе - по юридическим, финансовым, экономическим, производственным вопросам и бизнес-процессам). Обобщает передовой опыт, систематизирует и распространяет знания, методическую продукцию для повышения квалификации специалистов и руководителей в сфере кооперации. В составе центра две группы: по информационно-консультационному, методическому обеспечению и по информобеспечению и инвестиционному проектированию.

Для всех видов кооперативов на всех этапах - от регистрации до организации сбыта продукции поддержка осуществляется через Некоммерческую микрофинансовую организацию «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства». Сформирована практика участия этого Фонда в деятельности кооперативов в качестве ассоциированного члена и отработан механизм финансирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов 1 и 2 уровня через микрофинансовые организации.

В области создана и успешно функционирует кооперативная торговая сеть: осуществляется поддержка розничной торговли, ведется работа с сетевыми магазинами, строятся кооперативные и расширяются сельскохозяйственные рынки, практикуется Интернет-торговля.

Чтобы помочь местным сельхозпроизводителям и удовлетворять покупательский спрос в местной продукции, в практику внедрена новая форма продаж - «магазин в магазине». Это липецкое «ноу-хау» во взаимодействии товаропроизводителей и торговых сетей уже прижилось. Сейчас в области действует более 15 торговых точек формата «магазин в магазине», в том числе в «Пятерочке» (12 точек по продаже мяса), в магазинах «Покупайка» (продажа мяса), в магазинах «Магнит» и гипермаркете «Ашан» - продажа меда и другой продукции пчеловодства.

Успешно развивающиеся кооперативы смогли выйти на более высокий уровень торговли, организовав продажу продукции, выращенной членами кооперативов или закупленной в личных подсобных и фермерских хозяйствах, в собственных точках розничной торговли: в 80 магазинах и 4 павильонах.

В области создается полноценная система – от закупки до реализации сельхозпродукции, власть помогает людям качественными семенами овощей, молодняком скота , - пояснил глава региона Олег Королев. - Так мы обеспечим граждан экологически чистыми местными продуктами и поможем селянам стать побогаче.

Как результат совместной работы - в 2016 году свыше 850 сельскохозяйственных потребительских кооператива объединяли 46 тысяч ЛПХ (почти четверть от их общего числа). В снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации стали участвовать 13,8 тысяч ЛПХ, в кредитной – 32,3 тысячи. К началу 2018 года в области действовало уже 893 СПоК, из них 564 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих и 329 – кредитных.

Рост доходов в местные бюджеты (МБ) по итогам 2017 года составил 5,2 млрд.руб, доходы ЛПХ составили 4,3 млрд.руб (таблица 1)

Один из лучших кооперативов области - перерабатывающий, сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Поляна» в селе Никольское, который работает уже восемь лет. Главные принципы - свежее мясо, адекватные цены, богатый ассортимент. Кооператив поставляет свою продукцию в детские сады, школы, больницы района. Из небольшой мясной лавки предприятие превратилось в огромный кооператив с современным магазином, цехом по производству полуфабрикатов. Число пайщиков впечатляет – более тысячи человек. Выручка от реализации продукции в 2015 году составила 8,98 млн. рублей, за 7 месяцев 2016 года - 11,6 млн. рублей. Чистая прибыль 2015 года - 1,6 млн. рублей, в 2016 году получил 3,7 млн. рублей.

Как отмечают специалисты, слабым звеном в развитии сбыта сельскохозяйственной продукции остается отсутствие в регионе логистического центра. Он должен освободить производителей от забот по сортировке, разделке, фасовке, штрих-кодированию и других операций по подготовке сельскохозяйственного сырья к товарному виду, предъявляемому предприятиями розничной торговли. Кооперативу или фермеру в отдельности иметь такое оборудование не под силу. Кроме того, логистический центр позволит решить такие проблемы, как длительное хранение сельхозпродукции, обеспечение бесперебойных круглогодичных поставок в торговые предприятия, возможность формировать крупные партии товаров для отгрузки за пределы области.

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЛУЧШИХ РЕГИОНОВ

Таблица

Кол-во СПоК

В т.ч.

Рост доходов в местные бюджеты (МБ) и в ЛПХ

Действующая система управления

Объем гос-поддержки в 2018 г.

2010

2017

Снабженческо-сбытовые

Кредитные перерабатывающие

Липецкая область

(действует региональная государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанная до 2020 года)

115 893

Закуплено с/х продукции – 6,6 млрд.рублей;

Произведено пищевой

продукции -5,4 млрд.руб

Выдано займов ЛПХ - 657 млн.руб;

Заключено договоров на 307 млн.руб

Доходы МБ - 5,2 млрд.руб;

Доходы ЛПХ - 4,3 млрд.руб

3-х уровневая:

Поселение;

Район;

Область

>220 млн. рублей.

Башкортостан

(утверждена Концепция развития с.-х. потребкооперации в РБ на 2018-2020 гг. и «дорожная карта», а также программа «Развитие с.-х. потребкооперации в РБ на период 2018-2020 гг»)

61 48

(На начало мая 2018 г. стало 116)

3-х уровневая:

Поселение;

Район;

Республика

600 млн.руб

Краснодарский край

180 136

47 (и 13-производств.)

11 образовано в 2018

312 млн.руб.

ОПЫТ БАШКИРИИ: ЗАПУЩЕН МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ДОХОДОГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ

"Мы предлагаем идею создания доходогенерирующих объектов в рамках программы местных инициатив. Речь идет об объединении местных сельхопроизводителей в кооперативы на базе уже ставшей популярной системы. Создаём механизм объединения людей на селе для их общего блага", - сообщил министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов в сентябре 2017 года в Уфе на "круглом столе" международного форума стран БРИКС "Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры ". Старший экономист по сельскому хозяйству Всемирного банка А. Акопян тогда сообщил, что банк прорабатывает методологические основы создании кооперативов на селе, и предложил использовать для этого "пилотный" опыт Башкирии.

Справка. . П роект поддержки местных инициатив (ППМИ) сегодня является наиболее распространенной практикой инициативного бюджетирования в России. Главной его целью является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры своей малой родины. Участвуя в данном проекте, жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, софинансируют выбранные объекты, вправе контролировать выполнение работ.

Поддержка новых микропредприятий будет проходить при содействии Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Мы вместе с ними создали Региональную лизинговую компанию, которая будет помогать в приобретении оборудования. Таких компаний в стране две – в Татарстане и Башкортостане, – сказал Президент РБ Рустэм Хамитов. - Учитывая преобладающую мелкотоварность сельскохозяйственного производства на территориях республики, одним из перспективных направлений развития сельского хозяйства станет создание и сопровождение сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В этих целях в республике 30 марта 2018 года утверждена Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в РБ на 2018-2020 годы. Главной ее целью является оказание государственной поддержки доходогенерирующим проектам (далее - ДГП), основанным на гражданских инициативах по объединению в кооперативы. ДГП является объектом коллективного пользования и включает в себя движимое и недвижимое имущество: специализированную сельскохозяйственную технику и оборудование (комбайны, тракторы, транспортные средства для перевозки сельхозпродукции, специализированное оборудование для погрузки и разгрузки, транспортеры), высокотехнологичное специализированное оборудование по обработке и для переработки сельхозпродукции (линии мойки, калибровки и расфасовки, оборудование для охлаждения и хранения), а также лабораторное оборудование для проведения исследований.

Механизм реализации проекта минсельхоза РБ подразумевает следующее. Членами кооператива при участии властей на территории муниципалитета создается генерирующий доход объект (к примеру, модуль для охлаждения молока, или для обработки и фасовки ягод, овощей). Участники кооператива получают этот объект в пользование. "Государство (в лице муниципалитета) выступает в качестве инвестора, финансирующего имущественный комплекс общего пользования. Муниципалитет устанавливает с кооперативом, который использует этот комплекс, арендные отношения. В стоимость аренды включаются амортизационные отчисления, коммунальные платежи и ряд накладных налоговых расходов. Далее в ыполняются работы по регистрации объекта и постановке на баланс администрации сельского поселения. Создание такого комплекса позволяет увеличить доходность сельского труда минимум на 25% ", пояснил замдиректора ГБУ "Центр сельскохозяйственного консультирования РБ " Ринат Мамаев.

Развитию деловой активности сельских территорий республики и кооперативных форм взаимодействия в сельском производстве Башкирии способствует уполномоченный оператор - ГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования». В 2017 году начато формирование сети аккредитованных консультационных центров. Последние состоят как из муниципальных учреждений (МБУ Информационно-консультационные центры), так и районных предпринимателей, занятых в сфере делового сотрудничества (в основном, ведут бухгалтерский учет и налоговые отчисления). В течение зимнего периода 2017 и с начала 2018 года специалисты ГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования РБ» посетили все сельские поселения, определили ресурсный потенциал и специализацию их развития, логистические зоны кооперации, нашли инициативных граждан, закрепили менеджеров по развитию кооперации по логистическим зонам (маршрутам), изучили опыт развития связей в тестовых районах и там, где отмечено экономически активное население, создавали (регистрировали) кооперативы, которые и будут развивать мини-переработку. В последующем центры организовывали обучающие мероприятия, оказывали сопровождение зарегистрированным СПоК, проводили разъяснительную информационную поддержку в масс-медиа.

ГБУ ЦСК РБ в качестве регионального оператора по развитию кооперации помог создать 20 кооперативов и сгруппировать 10 неформальных сообществ для регистрации в текущем году.

Мы считаем, что сельскохозяйственный кооператив - это наиболее эффективная форма хозяйства. Любое предприятие, заходящее в кооперацию, остается самостоятельным и несет субсидиарную ответственность наравне со всеми. При этом кооператив остается некоммерческой организацией и на селе может объединить личные подсобные хозяйства. Большая поддержка оказывается со стороны федеральной и республиканской власти, оказывается большая грантовая поддержка», - резюмировал директор ГБУ ЦСК РБ.

Следует отметить, что объединение сельхозпроизводителей в кооперативы в республике - процесс сложный и пока неактивный. "Люди на селе испытывают недоверие к кооперативам, имеют негативный опыт участия в коллективных хозяйствах, не желают нести финансовые риски, не верят в рентабельность общего дела и требуют гарантий сохранения вложенных средств. К тому же сложно найти заемные средства, - очень дорогие кредиты ", - констатировал республиканский министр сельского хозяйства. Вместе с тем, он заметил, что "процесс кооперации в республике в последнее время активизировался" и за последние 4 месяца созданы 20 таких кооперативов. Задача на сегодня - увеличить в 2018 году их число до 50.

Министерство сельского хозяйства РБ в своей деятельности оказывает конкретную практическую помощь малым формам хозяйствования. В частности, предоставляет землю, помогает с проведением коммуникаций и льготным кредитованием. «Это помощь и инвесторам, и малым формам хозяйства через кооперацию, у нас тот баланс, который способствует дальнейшему развитию, но на выходе должны быть продукты питания, которые имели бы географическую идентификацию и тем самым были бы привлекательны для покупателя», - считает Ильшат Фазрахманов.

Справочно: Башкортостан входит в ТОП-5 лидеров регионов по месту поставки сельхозпродукции (по данным планов Корпорации МСП на 2018 год). Объем поставок РБ составляет 1,2 млрд.рублей. Впереди, соответственно, – Свердловская область - 5 млрд.рублей, Краснодарский край – 3,1 млрд.рублей, Татарстан – 1,9 млрд.рублей и Воронежская область –1,4 млрд.рублей.

Далеко за пределами республики пользуется спросом продукция туймазинских овощеводов. «Идею создать кооператив мы выстрадали», – отметил в своём интервью председатель сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Туймазинский овощевод» М. Галимов. К мысли об объединении «тепличников» западной части республики подтолкнули перекупщики, в какой-то момент резко опустившие цены на огурцы и помидоры. Чтобы получить выход в торговые сети, был создан сбытовой кооператив. Идея в последующем себя полностью оправдала. Сегодня продукцию «Туймазинского овощевода» можно найти и за пределами региона, в городах-миллионниках.

В чём секрет успеха туймазинских овощеводов? По мнению экспертов, помогла гибкость мышления и коммуникабельность. Работа с сетями научила тому, что большую роль играют не только вкусовые качества продукта, но и его товарный вид. Совместное решение общих вопросов сбыта, снабжения и переработки на сельских территориях – единственный вариант эффективной деятельности как для крупных, так и для мелких хозяйств.

В республике накоплен успешный опыт работы в сфере кооперации. Об одном из них рассказала руководитель сбытового потребительского кооператива «Агропродукт» Людмила Байкова. В рамках кооператива группа инициативных людей подключила сбытовые сети; сейчас в кооперативе пять магазинов, через которые реализуется продукция. Положительным является решение вопроса логистики. Работаем с маленькими фермерскими хозяйствами, каждое из которых работает со своей группой товаров. Если каждый будет поставлять сам свой продукт, это будет слишком дорого. Мы сосредотачиваем все в одном логистическом центре и затем поставляем по магазинам. Байкова добавила, что особенностью кооперации является то, что местный ритейл является членом кооператива. На его площадке участники реализуют свою продукцию. Сейчас кооператор исключает лишние звенья и открывает новый проект „Фермерский кооперативный рынок“.

Какие еще существуют проблемы при развитии кооперации в республике? В качестве важной проблемы участники выделили несистемность финансирования. Со стороны министерства в настоящее время идет разовая поддержка; постоянного финансирования нет. Обычные банки не готовы кредитовать кооперативы и в банках сегодня больше деклараций, нежели реальной доступности обеспечения кредитами.

В.А. Михайленко, начальник информационно-аналитического отдела ГКУ «Ставропольский СИКЦ»

Система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться в России еще в дореволюционное время. Первые сельхозтоварищества, деятельность которых регулировалась статьями Гражданского уложения, появились в России после отмены крепостного права и успешно функционировали вплоть до Октябрьской революции.

В первые годы Советской власти государство поддерживало кооперативное движение, законодательно устанавливая различного рода льготы, прежде всего в сфере кредитования. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919 г. был создан Комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, оказывающий помощь в организации кооперативов и их деятельности.

22 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «О сельскохозяйственной кооперации», в котором закреплялись различные ее формы -- товарищества, артели, кооперативы, коммуны. При этом не предусматривалось никакого приоритета, преимущества для отдельных форм кооперации. Однако уже в 1927 г. (16 марта) принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», в котором колхозы признаются высшей формой кооперации. 1929 г. был объявлен годом великого перелома, а 1930 --годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация завершилась в 1934 г. По сути, колхозная система была полностью огосударствлена. И хотя 17 февраля 1935г. был принят новый («сталинский») Примерный устав сельскохозяйственной артели, он, по существу, только декларировал кооперативные принципы ведения хозяйства. На практике деятельность колхозов осуществлялась на основе административных принципов хозяйствования.

После февраля 1935 г. съезды колхозников не созывались более 34 лет. Лишь в ноябре 1969 г. состоялся III их съезд, принявший новый Примерный устав, демократический по форме, но не по содержанию. Съезд создал Советы колхозов -- от районного до союзного. Но эти органы были представительными и никакой существенной роли в укреплении колхозов не играли. И вновь съезды колхозников не созывались около 20 лет. IV съезд колхозников был созван в феврале 1988 г., в период подготовки проекта Закона «О кооперации», принятого Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. В законе предусматривались различные направления кооперирования, не только колхозы.

После 1988 г. стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Курс на рыночную экономику, проведение приватизации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, казалось, открыли широкие возможности для совершенствования кооперативной формы предпринимательства. Однако принятый 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще исключил производственный кооператив из перечня организационно-правовых форм предпринимательства. Колхозы были ориентированы на преобразование в другие организационно-правовые формы, прежде всего в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа.

В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий создалось положение, при котором организационно-правовые аспекты колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, сохранивших свою организационно-правовую форму, оказались неопределенными, что создавало значительные трудности в их деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 г., восстановил кооперативную форму предпринимательства, необоснованно отвергнутую ранее действовавшим законодательством. Дальнейшее развитие правовые и организационно-экономические основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов получили в Законе Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации», принятом Государственной Думой 15 ноября 1995 г.

Собственность кооперативов представляет собой разновидность частной собственности юридических лиц, а кооперативы являются одной из форм предпринимательской деятельности в различных отраслях народного хозяйства и единой системы не образуют, за исключением аграрной сферы, где им придается особое значение и где формируется система сельскохозяйственной кооперации.

Под сельскохозяйственной кооперацией понимают систему различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.

Сельскохозяйственный кооператив -- организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и других потребностей членов кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив должен отвечать следующим требованиям.

Во-первых, кооператив создается только сельскохозяйственными товаропроизводителями, то есть сельскохозяйственными коммерческими организациями (государственными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, колхозами и др.) и гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями (крестьянскими хозяйствами, лицами, ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность), занятыми в производстве сельскохозяйственной продукции. При этом по закону сельскохозяйственные товаропроизводители должны производить не менее 50 % сельскохозяйственной продукции в общем объеме товаров (работ, услуг).

Во-вторых, кооператив создается на основе добровольного членства. Это означает не только добровольность вступления в кооператив, но и беспрепятственный выход из него с возвратом пая. Все кооперативы являются организациями, открытыми для вступления, верхний предел членов не установлен. При этом членство должно быть доступным, без каких-либо искусственных ограничений для лиц, которые по закону могут пользоваться услугами кооператива и согласны нести ответственность, связанную с членством. Участники кооператива подразделяются на основных и ассоциированных членов.

Основные члены кооператива -- физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос в установленном уставом кооператива размере и порядке и принятые в кооператив с правом голоса.

Ассоциированные члены кооператива (своего рода вкладчики) -- физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос, по которому они получают дивиденды, но не имеют права голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом и уставом кооператива, например, если они являются работниками кооператива или внесли в кооператив значительный паевой взнос.

В-третьих, кооператив основывается на объединении имущественных паевых взносов основных и ассоциированных членов в паевой фонд. Взносы могут быть деньгами, земельными участками, земельными долями и имущественными паями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос основного члена кооператива может быть обязательным и дополнительным.

Обязательный паевой взнос основного члена кооператива вносится им в обязательном порядке и дает право голоса и участия в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами и получение полагающихся кооперативных выплат (части прибыли кооператива), распределяемых между его членами пропорционально их личному трудовому участию (либо участию в хозяйственной деятельности кооператива). Размер обязательного пая определяется уставом кооператива.

Дополнительный паевой взнос основного члена кооператива вносится им по желанию сверх установленного обязательного пая и дает право на получение дивидендов в размере и порядке, установленных уставом кооператива.

Ассоциированные члены вносят паи в имущество кооператива в размерах и порядке, установленных уставом, и получают на свои паи, как и основные члены на дополнительные паи, только дивиденды.

В-четвертых, кооперативы всегда являются объединением лиц, а не капиталов; их цель -- не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Отсюда вытекают два основных принципа их функционирования: приоритет интересов членов кооператива и демократизм управления. Первый проявляется в праве членов кооператива на первоочередное обслуживание и распределении прибыли с учетом трудового участия, второй -- в независимости числа голосов от размера внесенного пая, выборности руководящих органов кооператива, принятии наиболее важных решений исключительно на общем собрании, установлении ответственности членов правления и др.