15.06.2019

Основные критерии оценки финансового состояния предприятия. Теоретические основы определения финансового состояния организации. Этап III. Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности Оценка деловой активности


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В системе государственного землеустройства, мониторинга и учета земель государственный кадастр недвижимости (ГКН) в настоящее время играет особую роль.

Система государственного землеустройства включает в себя государственный кадастр недвижимости как основу технического учета земель, государственный мониторинг земель как основу актуализации сведений о состоянии земель и непосредственно землеустройство как основной механизм рационального управления земельным фондом.

К сожалению, на сегодняшний день из всей связанной системы государственного землеустройства финансируется только ГКН, хотя в развитых европейских странах в полной мере финансируется вся система землеустройства в целом.

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс - земельный. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным.

Постоянно нарастает потребность и в землях для несельскохозяйственных целей. Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов является организация мониторинга земель, как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.

1. Понятие и современная система кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, а также сведений об административно-территориальном и кадастровом делении.

Государственный кадастр недвижимости -- систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

На сегодняшний день основными задачами ведения государственного кадастра недвижимости являются: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав на недвижимое имущество и управление земельным фондом. Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, находятся в собственности РФ и подлежат постоянному хранению.

Государственный кадастр недвижимости содержит кадастровые карты, кадастровые дела и книги учета документов. Кадастровое дело открывается на каждый объект кадастрового учета, включает в себя все принятые на государственный кадастровый учет документы и идентифицируется тем же кадастровым номером, что и объект кадастрового учета. Книги учета документов содержат сведения:

1) о документах, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, а также для получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

2) об извещениях о принятии к рассмотрению заявлений о проведении государственного кадастрового учета, об отказе в принятии к рассмотрению указанных заявлений, о решениях о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении;

3) о выданных кадастровых паспортах объектов кадастрового учета, выписках из государственного кадастра недвижимости, служебных каталогах, справочных и аналитических материалах.

В первом томе государственного кадастра недвижимости содержатся: сведения о государственной границе РФ; записи о правовых зонах, установленных решениями органов государственной власти РФ; кадастровая карта, которая содержит сведения о местоположении и границах кадастровых округов, границах субъектов РФ и границах правовых зон, установленных решениями органов государственной власти РФ.

Во втором томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового округа и субъектов РФ.

В третьем томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового района и муниципальных образований.

1. Геодезическая и картографическая основы ГКОН.

2. Объекты недвижимости.

3. Государственная граница Российской Федерации, границы субъектов РФ, муниципальных образований и населённых пунктов.

4. Кадастровое деление территории РФ.

5. Территориальное зонирование РФ.

В базе данных о геодезической и картографической основе ГКОН должны содержаться собственно топографические и кадастровые карты и планы, каталоги координат пунктов опорных межевых сетей, местоположение этих пунктов и типы знаков, закрепляющих их на местности. В этой базе данных также должны содержаться сведения о принятой системе координат.

В базе данных об объектах недвижимости должны содержаться сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение и т.д.), о его местоположении, площади, вещных правах и правообладателях, обременениях вещных прав, о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для земельных участков дополнительно должны содержаться сведения о категории земель и о разрешённом виде использования земельного участка. Для зданий, сооружений и отдельных помещений дополнительно должна содержаться информация о назначении здания, сооружения или помещения, а также его технические характеристики.

В базе данных о границах должны содержаться картографическое описание государственной границы РФ, описание границ между субъектами РФ, описание границ муниципальных образований, описание границ отдельных населённых пунктов. Здесь же должны содержаться правовые документы, устанавливающие эти границы.

В базе данных о кадастровом делении территории России должны содержаться сведения о наименовании кадастровых округов и кадастровых районов, о местоположении границ этих единиц кадастрового деления.

Что касается базы данных о территориальном зонировании РФ, то здесь должны храниться, как правило, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории и условия ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон.

Таким образом, государственный кадастр объектов недвижимости является очень ограниченной по содержанию информационной системой и не может в полной мере решать задачи управления территориями, а необходим исключительно в фискальных целях.

2. Государственный мониторинг земель: понятие, объекты, иерархическая структура

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ.

Мониторинг земель включает в себя:

· сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

· непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

· анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят:

· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля над использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

· обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Получение информации при осуществлении мониторинга может проводиться с использованием:

· дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

· сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

· наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· соответствующих фондов данных.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

1. Мониторинг земель Российской Федерации;

2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации;

3. Мониторинг автономных областей и автономных округов, краев и областей;

4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно - территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

2. Мониторинг земель населенных пунктов;

3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5. Мониторинг земель лесного фонда;

6. Мониторинг земель водного фонда;

7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках. Региональный мониторинг - это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.). Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг - это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг - это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на:

1. базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

2. периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);

3. оперативные (проводимые непрерывно);

4. ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Мониторинг городских земель.

Объектом мониторинга городских земель являются все городские земли (с учетом надземных и подземных территорий), независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования. Предметом мониторинга городских земель является характеристика покомпонентных и комплексных изменений состояния городских земель и процедура их измерения. Эта информация включает инженерно-строительную, экологическую, санитарно-гигиеническую, архитектурно-градостроительную и имущественно - правовую составляющие. Основным содержанием мониторинга городских земель является осуществление регулярных, программных наблюдений, включающих реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения. В процессе наблюдений выявляются: изменения городской черты - границы города, границ административно-территориальных образований, отдельных земельных участков (землепользований), зон с различными режимами землепользования; изменения площадей городских земель различных классификационных единиц; особенности процессов на городских землях; состояние отдельных земельных участков и территории города в целом; изменения правового статуса и цели использования земельных участков.

Ключевой научной проблемой системы мониторинга городских земель является анализ негативных процессов в городской среде, проецирующихся на состояние земель.

Мониторинг земель с.-х. назначения.

Земельно-ресурсный потенциал России - это 1709 млн. гектаров земли (12,5% мировой территории) и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород.

Вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования являются наиболее актуальными, представляют стратегическую цель государственной политики. Она реализуется с помощью государственного мониторинга с.-х. земель.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель - система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель с.-х. назначения.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения: за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации; за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях.

При проведении государственного мониторинга с.-х. земель решаются следующие задачи:

§ своевременное выявление изменений состояния с.-х. земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

§ получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием с.-х. земель как основного ресурса с.-х. деятельности;

§ мониторинг состояния растительности с.-х. угодий;

§ ведение реестра плодородия почв с.-х. земель и учет их состояния;

§ формирование государственных информационных ресурсов о с.-х. землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;

§ обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии с.-х. земель;

§ участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель с.-х. назначения, поскольку показатели их качественного состояния низки (деградация почв, ухудшение плодородия, низкое содержание органического вещества и т.д.). Большое значение имеют вопросы охраны земель и их рационального использования, систематические наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Очень важным критерием мониторинга является получение и улучшение методов сбора информации о землях с.-х. назначения для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Заключение

кадастровый земельный государственный

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Среди опасных негативных процессов на территории РФ интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание с.-х. угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия и выводу их из хозяйственного оборота.

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории) и многообразия способов их использования весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

Литература

1. Антоненко, И.В. Мониторинг и охрана городских земель / И.В. Антоненко. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 96 с.

2. Варламов, А.А. Мониторинг земель: учебное пособие/ А.А. Варламов, С.Н.Захарова - М.: МСХ РФ, ГУЗ, 2000. - 158 с.

3. Григорьев, С.А. Учеб. пособие к лекциям по курсу "Основы кадастра недвижимости" / С. А. Григорьев - М.: Изд-во МИИГАиК, 2008. - 120 с.

4. Земельный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф. юрид. системы "Кодекс"; ТК Велби; Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

5. Козаченко, А.П. Научные основы мониторинга, охраны и рекультивации земель / А.П. Козаченко, О.Р. Камеристова, И.П. Добровольский, А.Ю. Даванков. - Челябинск, 2000. - 247 с.

6. Король, Е. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

7. Мельников, А.В. О мониторинге земель в Российской Федерации / А.В. Мельников, А.Е. Басманов, А.А. Жиров // Земел. вестн. России. - 2002. - № 1. - С. 40-44.

8. Мясоутова, Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

9. Сладкопевцев, С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости: Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Понятие, принципы и содержание государственного кадастра недвижимости. Порядок и особенности осуществления кадастрового учета земель. Ошибки в государственном кадастре недвижимости. Обеспечение контроля в сфере формирования объектов кадастрового учета.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости. Основания и условия для перехода жилого помещения в нежилой фонд. Предоставление документов на государственную регистрацию прав. Организация работ по технической эксплуатации зданий.

    реферат , добавлен 03.03.2015

    Правовое и информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости. Понятие и классификация земель с обременениями в использовании. Земельно-кадастровое деление территорий. Порядок установления границ. Организация процесса учета земель.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    реферат , добавлен 21.05.2013

    Анализ действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кадастрового учета земельных участков. Понятие и принципы государственного кадастрового учета, процесс его проведения. Состав и виды документов государственного земельного кадастра.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Роль государственного кадастра недвижимости в системе гражданско-правовых отношений. Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Нормативно-правовое регулирование системы ГКН.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости. Понятие и этапы межевания объекта недвижимости. Порядок государственной регистрации сделок.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.

В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных Министерством экономики РФ (приказ № 118 от 01.10.1997 г.), предлагается все показатели финансово-экономического состояния организации разделить на два уровня : первый и второй. Эти категории имеют между собой существенные качественные различия.

В первый уровень входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

Анализируя динамику этих показателей, следует обратить внимание на тенденцию их изменения. Если их значения ниже или выше нормативных, то это следует рассматривать как ухудшение характеристик анализируемой организации. Выделяют несколько состояний показателей первого уровня (табл. 1.13):

Таблица 1.13. Состояние показателей первого уровня

Состояние I.1 - значения показателей находятся в пределах рекомендуемого диапазона нормативных значений («коридора»), но у его границ. Анализ динамики показателей свидетельствует, что движение происходит в сторону наиболее приемлемых значений (движение от границ к центру «коридора»). Если группа показателей данного уровня находится в состоянии I.1, то данному аспекту финансового состояния организации можно дать оценку «отлично».

Состояние I.2 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, а анализ динамики показывает их устойчивость. В таком случае по данной группе показателей финансовое состояние организации можно определить как «отличное» (значения показателя находятся в середине «коридора») или «хорошее» (значение у одной из границ «коридора»).

Состояние I.3 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, но анализ динамики указывает на их ухудшение (движение от середины «коридора» к его границам). Оценка финансового состояния в этом случае -- «хорошо».

Состояние II.1 - значения показателей находятся за пределами рекомендуемых, но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае, в зависимости от отклонения от нормы и темпов движения к ней, финансовое состояние организации может быть охарактеризовано как «хорошее» или «удовлетворительное».

Состояние II.2 - значения показателей устойчиво находятся вне рекомендуемого «коридора». Оценка -- «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Выбор оценки определяется величиной отклонения от нормы и оценками других аспектов финансово-хозяйственного состояния организации.

Состояние II.3 - значения показателей находятся за пределами нормы и все время ухудшаются. Оценка -- «неудовлетворительно».

Применяя данную методику к полученным результатам расчета коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости, можно сделать следующие выводы (табл. 1.14):

Таблица 1.14. Оценка состояния показателей первого уровня

Наименование показателя

Соответствие нормативу

Тенденция

Состояние показателя

Общий показательплатежеспособности

Соответствует нормативу

улучшение

К-т абсолютной
ликвидности К АЛ

Не соответствует

нормативу

ухудшение

Не соответствует

нормативу

ухудшение

К-т текущей ликвидности К ТЛ

Не соответствует

нормативу

ухудшение

Соответствует

нормативу

улучшение

К-т обеспеченности собств. источниками финансирования К ОСИ

Соответствует

нормативу

улучшение

К-т капитализации К К

Не соответствует

нормативу

ухудшение

Не соответствует

нормативу

ухудшение

К-т финансирования К Ф

Не соответствует

нормативу

ухудшение

Не соответствует

нормативу

ухудшение

Вывод. Таким образом, по большинству показателей МУП «Технологии управления» имеет неудовлетворительные показатели.

Значит не все так «отлично» в оценке финансового состояния нашей организации. К сожалению, ответ на вопрос о финансовом состоянии организации, имеющей различные значения показателей первого уровня, данная методика не дает.

Такую возможность дает методика, основанная на балльной оценке финансового состояния. Сущность такой методики заключается в классификации организаций по уровню финансового риска, то есть любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от «набранного» количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов.

В графе 1 записываются названия (условные обозначения) коэффициентов (показателей) платежеспособности и финансовой устойчивости.

В графе 2 пишется «соответствует нормативу» или «не соответствует нормативу».

В графе 3 описывается тенденция «ухудшение», «улучшение», «устойчивая».

В графе 4 фиксируется одно из шести состояний показателя: I.1; I.2; I.3; II.1; II.2; II.3.

В графе 5 дается оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с отмеченным состоянием показателя.

Затем делается общий вывод о финансовом состоянии предприятия.

При анализе выявляются показатели с различными оценками. Это свидетельствует о том, что не все так «отлично» в оценке финансового состояния исследуемого предприятия. К сожалению, ответ на вопрос о финансовом состоянии предприятия, имеющего различные значения показателей первого уровня, данная методика не дает.

Следует отметить, что методика включает анализ не только показателей первого уровня (нормируемых), но и показателей второго уровня (ненормируемых).

Во второй уровень входят показатели, значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования предприятия и его финансово-хозяйственного состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции нашего предприятия, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями предприятия, или для анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств. По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. Вторую группу показателей предлагается охарактеризовать следующими состояниями:

«улучшение» - 1,

«стабильность» - 2,

«ухудшение» - 3.

Для некоторых показателей можно определить «коридоры» оптимальных значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности и других особенностей функционирования предприятия.

В целях получения более объективной оценки финансово-хозяйственного состояния предприятия предлагается сопоставить состояния показателей первого и второго уровней (табл. 1.15).

Таблица 1.15 . Сопоставление состояний показателей первого и второго уровней

Следует отметить, что изложенная методика дает весьма приблизительный и довольно общий результат оценки финансово-хозяйственного состояния и не указывает руководству предприятия направлений совершенствования управления.

Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансового состояния, различия в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающих в связи с этим сложностей в общей оценке финансового положения предприятия, рекомендуется производить балльную оценку финансового состояния.

Сущность такой методики заключается в классификации предприятий по уровню финансового риска, то есть любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от «набранного» количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов (табл. 1.15).

  • 1-й класс - это предприятия с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Это предприятия, имеющие рациональную структуру имущества и его источников, и, как правило, довольно прибыльные.
  • 2-й класс - это предприятия с нормальным финансовым состоянием. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У этих предприятий, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования, сдвинутое в пользу заемного капитала. При этом наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Обычно это рентабельные предприятия.
  • 3-й класс - это предприятия, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается «слабость» отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе минимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот - неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими предприятиями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств в срок представляется сомнительным.
  • 4-й класс - это предприятия с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких предприятий, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.
  • 5-й класс - это предприятия с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточные.

Таблица 1.16. Границы классов предприятий согласно критериям оценки финансового состояния

Условия критерия

Границы классов согласно критериям

К-т абсолютнойликвидности

0,70 и более присваиваем 14 баллов

0,69 - 0,50 присваиваем от 13,8 до 10 баллов

0,49 - 0,30 присваиваем от 9,8 до 6 баллов

0,29 - 0,10 присваиваем от 5,8 до 2 баллов

Менее 0,10 присваиваем от 1,8 до 0 баллов

К-т промежуточногопокрытия

За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,2 балла

1 и более > 11 баллов

0,99 - 0,80 > 10,8 - 7 баллов

  • 0,79 - 0,70 >
  • 6,8 - 5 баллов
  • 0,69 - 0,60 >
  • 4,8 - 3 баллов

0,59 и менее >

от 2,8 до 0 баллов

К-т текущейликвидности

За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла

  • 2 и более > 20 баллов
  • 1,70 - 2,0 > 19 баллов

от 18,7 до 13 баллов

от 12,7 до 7 баллов

от 6,7 до 1 баллов

0,99 и менее >

от 0,7 до 0 баллов

Доля оборотных средств в активах

  • 0,5 и более >
  • 10 баллов

от 9 до 7 баллов

от 6,5 до 4 баллов

от 3,5 до 1 балла

Менее 0,20 >

От 0,5 до 0 баллов

К-т обеспеченности
собственными
средствами К ОСС или

К-т обеспеченностифинансирования

За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла

  • 0,5 и более >
  • 12,5 баллов

от 12,2 до 9,5 баллов

от 9,2 до 3,5 баллов

от 3,2 до 0, 5 баллов

Менее 0,10 >

0,2 баллов

К-т капитализации

За каждые 0,01 пункта повышения снимается по 0,3 балла

Менее 0,70 > 17,5 баллов

1,0 - 0,7 > 17,1 - 17,4 баллов

от 17,0 до 10,7 баллов

от 10,4 до 4,1 баллов

от 3,8 до 0,5 баллов

1,57 и более >

от 0,2 до 0 баллов

К-т финансовойнезависимости

За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,4 балла

  • 0,50 - 0,60 и более >
  • 9 - 10 баллов

от 8 до 6,4 баллов

от 6 до 4,4 баллов

от 4 до 0,8 баллов

0,30 и менее >

от 0,4 до 0 баллов

К-т финансовойустойчивости

За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 1 баллу

  • 0,80 и более >
  • 5 баллов
  • 0,79 - 0,70 >
  • 4 баллов
  • 0,69 - 0,60 >
  • 3 баллов
  • 0,59 - 0,50 >
  • 2 баллов

0,49 и менее >

от 1 до 0 баллов

100 - 97,6 баллов

93,5 - 67,6 баллов

64,4 - 37,0 баллов

33,8 - 10,8 баллов

7,5 - 0 баллов

Обобщающая оценка финансового состояния анализируемого предприятия осуществляется в табличной форме (табл. 1.17).

Таблица 1.17. Классификация уровня финансового состояния

Показатели финансового состояния

На начало года

На конец года

Количество баллов

Фактическое значение коэффициента

Количество баллов

К-т абсолютной ликвидности К АЛ

К-т промежуточного покрытия К ПП

К-т текущей ликвидности К ТЛ

Доля оборотных средств в активах Д ОС

К-т обеспеченности собственными средствами К ОСС или

К-т обеспеченности собственными источниками финансирования К ОСИ

К-т капитализации К К

К-т финансовой независимости К ФН

К-т финансовой устойчивости К ФУ

По данным расчётов получается, что анализируемая нами организация относится к 3 классу (среднего) финансового состояния, но к концу года показатели стали немного лучше.

Показатели финансового состояния Условия снижения критерия Границы классов согласно критериям
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
1.коэф-т абсолютной ликвидности 0,7 и более присваиваем 14 баллов 0,69-0,5 присваиваем от 13,8 до 10 баллов 0,49-0,3 присваиваем от 9,8 до 6 баллов 0,29-0,10 присваиваем от 5,8 до 2 баллов Менее 0,10 присваиваем от 1,8 до 0 баллов
2. коэф-т быстрой ликвидности За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,2 балла 1 и более – 11 баллов 0,99-0,80 – 10,8-7 баллов 0,79-0,70 – 6,8-5 баллов 0,69-0,60 – 4,8-3 баллов 0,59 и менее – от 2,8 до 0 баллов
3. коэф-т текущей ликвидности За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла 2 и более – 20 баллов, 1,70-2,0 – 19 баллов 1,69-1,50 – от 18,7 до 13 баллов 1,49-1,30 – от 12,7 до 7 баллов 1,29-1,00 – от 6,7 до 1 балла 0,99 и менее – от 0,7 до 0 баллов
4. Доля оборотных средств в активах * * * 0.5 и более – 10 баллов 0,49-0,40 – от 9 до 7 баллов 0,39-0,30 – от 6,5 до 4 баллов 0.29-0,20 – от 3,5 до 1 балла Менее 0,20 – от 0,5 до 0 баллов
5. коэф-т обеспечен-ти собствен-ми средствами За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла 0,5 и более – 12,5 балла 0,49-0,40 – от 12.2 до 9,5 балла 0,39-0,20 – от 9,2 до 3,5 балла 0,19-0,10 – от 3,2 до 0,5 балла Менее 0,10 – 0,2 балла
6.коэф-т финансового риска За каждые 0,01 пункта повышения снимается по 0,3 балла Меньше 0,70 – 17,5 1,0-0,7 – 17,1-17,4 балла 1,01-1,22 – от 17,0 до 10,7 балла 1,23-1,44 – от 10,4 до 4,1 балла 1,45-1,56 – от 3,8 до 0,5 балла 1,57 и более – 0,2 до 0 баллов
7.коэф-т автономии За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,4 балла 0,5-0,6 и более – 9-10 баллов 0,49-0,45 - от 8 до 9 баллов 0,44-0,4 - от 6 до 4,4 балла 0,39-0,31 - от 4 до 0.8 балла 0,3 и менее – от 0.4 до 0 баллов
8. коэф-т финансовой устойчивости За каждые 0,1 пункта снижения снимается по 1 баллу 0,8 и более – 5 баллов 0.79-0,7 - 4 балла 0,69-0,6 - 3 балла 0,59-0,5 - 2 балла 0,49 и менее – от 1 до 0 баллов
9. Границы классов х 100 – 97,6 балла 93,5 – 67,6 балла 64,4 – 37 баллов 33,8 – 10,8 баллов 7,6 – 0 баллов

Таблица 22

Оценка уровня финансового состояния …………….



Понятие кредитоспособности предприятия тесно связано с уровнем его ликвидности и финансовой устойчивости, так как чем выше степень ликвидности, тем выше степень доверия к данному предприятию как партнёру инвесторов и кредиторов. С этих позиций целесообразной является оценка кредитоспособности предприятия с помощью методики рейтинговой оценки кредитоспособных заёмщиков , используемой отдельными банками. Суть её заключается в следующем: в основе системы критериев лежит обобщающий показатель, который базируется на нескольких показателях финансового состояния предприятия – заёмщика. Для каждого финансового показателя установлена классность:

1 класс кредитоспособности соответствует очень хорошему финансовому состоянию, 2 класс – хорошему, 3 класс – среднему, 4 класс – слабому и 5 класс – плохому финансовому состоянию. Соответственно, предприятия, принадлежащие к 1 классу, являются абсолютно кредитоспособными , предприятия 2 и 3 класса – ограничено кредитоспособными , и 4 -5 класса – некредитоспособными .

Каждому финансовому показателю присвоен также вес, выраженный в долях или процентах.

Последовательность расчёта обобщающего показателя следующая. Полученный номер класса кредитоспособности по каждому показателю умножается на удельный вес (весовой коэффициент) показателя , затем результаты суммируются, и получается обобщающий показатель кредитоспособности, выраженный в баллах.

Таблица 23

Оценка кредитоспособности предприятия на …. г.

Показатели Класс кредитоспособности Уд. вес Анализир-е предприятие
значение балл
Коэффициент текущей ликвидности >2,5 2-2,5 1,5-2 1-1,5 <1,0 0,1
Коэффициент быстрой ликвидности >1,2 1-1,2 0.7-1,0 0,5-0,7 <0,5 0,25
Коэффициент финансовой устойчивости >0,6 0,5-0,6 0,4-0,5 0,3-0,4 <0,3 0,15
Коэффициент обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом >0,7 0.5-0,7 0,3-0,5 0,1-0,3 <0,1 0,2
Коэффициент покрытия %-х платежей (прибыль от осн. деят./% к выплате) >6 5-6 4-5 3-4 <3 0,05
Коэффициент обслуживания долга (имущество/ кратк.обяз. + % по долгоср. кред.) >3,5 3-3,5 2,5-3 2-2,5 <2 0,05
Рентабельность продукции (прибыль до налогообл./выручка),% >40 30-40 25-30 20-25 <20 0,2


По данным таблицы провести расчёт класса кредитоспособности анализируемого предприятии, сделать вывод.

Также можно использовать упрощенную методику оценки кредитоспособности предприятия.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

Определение финансового положения;

Выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

Выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

Прогноз основных тенденций финансового состояния.

Финансовое состояние фирмы является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Целью любой фирмы (компании, организации, предприятия) служит такое финансовое состояние, когда происходит эффективное использование ресурсов, когда фирма способна в сроки и полностью ответить по своим обязательствам и т.д.

Достаточность собственных средств для исключения высокого риска, хорошие перспективы получения прибыли — также показатели хорошего финансового состояния фирмы (организации, предприятия, компании). Плохое финансовое состояние выражается в неудовлетворительной платежной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния фирмы является состояние банкротства, т.е. неспособность фирмы полностью отвечать по своим обязательствам.

При общей оценке финансового состояния предприятия основной задачей финансиста является выявление и анализ тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Содержание анализа состоит в обработке информации, позволяющей выявить соответствие тех или иных действий фирмы на финансовом рынке ее целям.

Таким образом, финансовый анализ дает возможность ответить на следующие вопросы:


Каков риск финансовых отношений с компанией и какова ожидаемая доходность?

Как риск и доходность будут изменяться в перспективе?

Каковы основные направления улучшения финансового состояния компании?

Информация, необходимая для анализа финансового состояния предприятия, содержится в финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.

Основными формами финансовой (бухгалтерской) отчетности российских предприятий являются (приложение 1):

- “Баланс предприятия” (форма №1);

- “Отчет о финансовых результатах и их использовании” (форма №2);

- “Отчет о движении денежных средств” (форма №4);

- “Приложение к балансу предприятия” (форма №5)

Баланс — главная форма бухгалтерской отчетности. Баланс показывает состояние активов предприятия и источники их формирования на определенную дату. В финансовом анализе принято различать бухгалтерский (брутто-) баланс и аналитический (нетто-) баланс.

Отличия нетто-баланса состоят в коррекции отдельных статей бухгалтерского баланса с учетом отличий бухгалтерских оценок от рыночных. Коррекция заключается:

В списании безнадежной дебиторской задолженности;

В коррекции стоимости запасов материальных ценностей на темпы инфляции и списании по ценам реализации неликвидов;

В исключении убытков;

В учете непрерывности инфляционного удорожания основных фондов;

В оценке финансовых активов по рыночным ценам.

Следует отметить, что до 1993 года важнейшим элементом преобразования бухгалтерских балансов российских предприятий в аналитические балансы было исключение из активов и пассивов износа основных фондов и других внеоборотных активов. Но уже с 1993 года износ стал исключаться и в бухгалтерских балансах из балансовой стоимости активов. Непрерывная модификация бухгалтерской отчетности российских предприятий идет по пути сближения с мировыми стандартами.

Отчет о финансовых результатах (форма №2) содержит информацию о процессе формирования прибыли за определенный период времени. Данные формы №2 объединяют показатели баланса на начало и конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств (форма №4) отражает остаток денежных средств на начало года, поступления и расход в течения года, остаток на конец года.

Приложение к балансу (форма №5) включает девять разделов, отражающих движение собственного и заемного капиталов , дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Для ОАО существует еще один важный источник информации о финансовом состоянии — котировка ценных бумаг на биржевом или внебиржевом рынках. Курс акций на активном рынке объективно отражает финансовое состояние фирм. При снижении доходности акций или повышения их риска спрос снижается, соответственно снижается курс.

Существует несколько видов финансового анализа, в зависимости от поставленных перед аналитиком целей :

1. Предварительный анализ (экспресс-анализ);

2. Детализированный анализ финансового состояния фирмы (менее жесткие по сравнению с экспресс-анализом ограничения на время и другие ресурсы).

Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа

Направление (процедура) анализа Показатель
1. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1. Оценка имущественного положения 1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. 2. Коэффициент износа основных средств. 3. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.
1.2. Оценка финансового положения 1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников 2.Коэффициент текущей ликвидности. 3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме. 4. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников. 5. Коэффициент покрытия запасов.
1.3. Наличие “больных” статей в отчетности 1. Убытки. 2. Ссуды и займы, не погашенные в срок. 3. Просроченная дебиторской и кредиторская задолженность. 4. Векселя выданные (полученные) просроченные.
2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСИ ФИНАНСОВО-ЪОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Оценка прибыльности 1. Прибыль 2. Рентабельность общая. 3. Рентабельность основной деятельности.
2.2. Оценка динамичности 1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала. 2. Оборачиваемость активов. 3. Продолжительность операционного и финансового цикла. 4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала 1. Рентабельность авансированного капитала. 2. Рентабельность собственного капитала.

Основными аналитическими процедурами финансового анализа являются горизонтальный и вертикальный анализ финансовых документов и факторный анализ. Горизонтальный анализ состоит в сопоставлении финансовых показателей за ряд лет и расчете индексов изменения. Вертикальный анализ состоит в изучении структуры финансовых показателей, в формировании информативных относительных показателей. Последние сравниваются с некоторыми значениями, принимаемыми в качестве нормативных, со значениями за прошлые периоды или с аналогичными показателями по другим предприятиям.

Экспресс-анализ состоит в обработке небольшого количества существенных и легко определяемых показателей и их мониторинге. Отбор системы показателей для экспресс-анализа всегда субъективен. Какие-либо стандарты здесь отсутствуют. Один из вариантов системы приведен в таблице 1.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа можно предположить расчет различных показателей и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный анализ бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

При проведении экспресс-анализа финансовое положение предприятия оценивают с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния - ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Ликвидность какого-либо актива — способность его трансформироваться в денежные средства. Степень же ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена.

Платежеспособность — наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются: а) наличие достаточного количества средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. В данной контексте выделяют показатель экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект — показатель, характеризующих результат деятельности. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валового дохода от реализации, прибыли и т.д.

Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного капитала и собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция.

В рамках экспресс-анализа в дополнение к приведенной выше системе показателей целесообразно использовать следующую последовательность взаимосвязанных показателей:

— хозяйственные средства предприятия и их структура: величина хозяйственных средств в оценке нетто, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства, собственные оборотные средства;

— основные средства предприятия: стоимостная оценка основных средств, в том числе активной их части по первоначальной и остаточной стоимости, доля арендованных основных средств, коэффициенты износа и обновления;

— структура и динамика оборотных средств предприятия: укрупненная группировка статей второго и третьего разделов баланса, а также ряд специфических показателей, таких как величина собственных оборотных средств, их доля в покрытии товарных запасов и т.д.;

— основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия: выручка от реализации, прибыль, рентабельность, уровень валового дохода, уровень издержек обращения, фондоотдача, выработка, показатели оборачиваемости;

— эффективность использования финансовых ресурсов: показатель финансовых ресурсов всего, в том числе собственных, привлеченных ресурсов, рентабельность авансированного капитала, рентабельность собственного капитала и др.

На рисунке 1 приведена обобщенная блок-схема экспресс-анализа финансового состояния предприятия. Важнейшим атрибутом финансового анализа является его системность. Так как сам объект анализа (предприятие) представляет собой систему, то системным же должен быть подход к его исследованию. Иными словами, финансовый анализ (в том числе экспресс-анализ финансовой отчетности) — это нечто большее, нежели просто набор коэффициентов.

А именно, каждый из коэффициентов (количественных показателей) занимает строго определенное место и имеет четко очерченный экономический смысл и экономическую взаимосвязь с другими коэффициентами в общей (сквозной) блок-схеме анализа. Блок-схема (рисунок 1) представляет собой многоступенчатую иерархию факторов анализа, во главе которой находится результирующий показатель — целевая функция, оптимизация которой является основным критерием для аналитика.