22.09.2019

Классификация, функции и роль внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов



    Внебюджетные фонды РФ.


    Пенсионный фонд РФ.


    Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

    Сущность и функции внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

    Внебюджетные фонды, возникшие как специальные фонды государства задолго до централизованных бюджетов. Централизованные бюджеты возникли на основе консолидации специальных централизованных фондов или специальных счетов государства. Внебюджетные фонды выполняют важнейшие функции в финансовой системе, связанные с распределением национального дохода между отдельными сферами народного хозяйства, территориями государства и между отдельными категориями населения, а также функцию целевого контроля за использование по целевому назначению мобилизированных финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды выражают денежно-экономические отношения принудительного характера по перераспределению денежных доходов юридических и физических лиц в целях исполнения государством целевых функций. Эти функции в основном сосредоточены на социальном обеспечении и экономической поддержке сфер предпринимательства отраслей и конкретных хозяйствующих субъектов.

    Усиление позиций внебюджетных фондов было вызвано следующими обстоятельствами:

    1. Экономические кризисы и цикличность развития экономики.

    2. Изменение политических режимов в ряде стран в ХХ веке.

    В тоже время усиление позиций внебюджетных фондов обусловлено следующими специфическими чертами:

    1. Внебюджетный фонд является автономным от бюджета фонда и может быть организован в виде специализированного финансово-кредитного учреждения – государственной организации.

    2. Внебюджетные фонды могут иметь свои специфические источники формирования.

    3. Внебюджетные фонды обеспечивают более эффективный контроль со стороны государства и налогоплательщика.

    4. Внебюджетные фонды как специализированные финансово-кредитные учреждения являются институциональными инвесторами на финансовом рынке.

    5. Внебюджетные фонды являются участниками рынка государственных ценных бумаг, причем характер размещения может быть не рыночным и даже принудительным.

    6. Внебюджетные фонды при наличии в них активного сальдо могут стать источником финансового дефицита бюджета.

    Методы привлечения финансовых ресурсов во внебюджетные фонды:

    1. Выделение бюджетных средств на счета этих фондов.

    2. Страховые платежи либо только с работников, либо только с работодателей, либо универсальные, т.е. оплачивают страховые платежи и работник и работодатель.

    3. Специальные налоги.

    4. Метод заимствований.

    Виды внебюджетных фондов в финансовых системах различных государств:

    1. По системе государственного устройства:

    — федеральные

    — региональные

    — местные

    2. По источникам формирования:

    смешанного типа (страховые платежи)

    формируемые на основе специальных налогов

    формируемые на основе только страховых взносов

    образуемые за счет заемных источников, т.е. за счет государственных заимствований:

    — местные заемные фонды

    — центрального уровня

    3. Целевая классификация (по целям использования):

    — экономические

    — экологические

    — научно-исследовательские

    — кредитные

    — социальные

    — специальные

    Внебюджетные фонды РФ.

Внебюджетные фонды РФ в основном сформировались в начале 90-х гг. в соответствии с законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Исторически внебюджетные фонды существовали в советское время, но в последние 50 лет они существовали в едином фонде, который назывался фондом социального страхования. В начале 90-х гг. в России действовало порядка 20 различных внебюджетных фондов экономического, социального, экологического, научно-исследовательского и специального назначения. Эти фонды являлись институциональными инвесторами, имели налоговые льготы и были неподконтрольны проверкам ни со стороны налоговых органов, ни со стороны законодательных органов. Единственным контролирующим органом являлось Министерство финансов. Такая система функционирования привела к тому, что сконцентрированные в них огромные средства (60-80% от объема бюджета федерального фонда) не всегда использовались по назначению, активно размещались на финансовом рынке и свою цель создания эти фонды не оправдали.

В 1993г. Счетная Палата РФ была наделена полномочиями контроля этих фондов. В декабре 1993г. по Указу Президента Ельцина все внебюджетные фонды кроме Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда занятости были консолидированы в федеральном бюджете. Эти фонды превратились в специальные целевые фонды федерального бюджета, имеющие свои источники финансирования и направления использования.

    Единый социальный налог (ЕСН).

ЕСН введен с 1.01.2001г. взамен страховых платеже во внебюджетные фонды.

ЕСН включает 3 элемента:

1. Взнос, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ.

2. Взнос, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ.

3. Взнос, зачисляемый в Фонд обязательного медицинского страхования.

Целью ЕСН является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, государственное социальное обеспечение и страхование и на государственную медицинскую помощь.

Налогоплательщиками ЕСН выступают следующие 2 категории:

— организации

— крестьянские и фермерские хозяйства

— физические лица

— индивидуальные предприниматели

— родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающие традиционными отраслями хозяйствования

— главы крестьянских и фермерских хозяйств

— адвокаты

Если налогоплательщик попадает в обе группы, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Налогоплательщики 2-ой группы не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Объектом налогообложения для 1-ой группы являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемы работодателями работникам по всем основаниям (все виды заработной платы, выплаты по авторским и лицензионным договорам, все виды материальной помощи и безвозмездных перечислений, произведенные в пользу работников). Выплаты в натуральной форме также признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. на одного работника за календарный месяц. Для физических лиц в 1-ой группе объектом налогообложения являются все выплаты и все иные вознаграждения, выплачиваемые в пользу работников по всем основаниям.

Объектом налогообложения для 2-ой группы являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, объектом является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

В ЕСН выделяются суммы, не подлежащие налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

6) доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями

8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера;

9) стоимость льгот по проезду, отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

10) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год;

11) выплаты организацией работникам и бывшим работникам-пенсионерам в виде материальной помощи и возмещения стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом не превышающие 2000 руб. на одного человека за налоговый период;

12) любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

По ЕСН существуют ряд льгот, которые связанны с освобождением от уплаты налога. От уплаты налога освобождаются:

1) Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) Общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

3) Налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, доходы которых от их предпринимательской деятельности не превышают 100000 руб. течение налогового периода.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – календарный месяц.

Ставка ЕСН является дифференцируемой по категориям, выделенных в качестве налогоплательщиков и по уровням доходов, приходящихся на одного работника за весь календарный год. Расчет налоговой базы каждого отдельного работника производится нарастающим итогом с начала года.

По доходам предусмотрена следующая шкала:

1. доходы от 100 000 руб. на одного человека в среднем за год

2. доходы от 100 001 до 300 000 руб. на одного человека в среднем за год

3. доходы от 300 001 до 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

4. доходы свыше 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

ЕСН, уплачиваемый предприятием в конечном итоге расчленяется по внебюджетным фондам и каждый взнос, в составе ЕСН формирует доходную часть соответствующего внебюджетного фонда.

По ЕСН предусматриваются авансовые платежи, исходя из налоговой базы с начала календарного года. Разница между авансовыми платежами и сумме, подлежащей уплате, подлежит перечислению не позднее 15 дней со дня установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. В случае переплаты возможен возврат средств или вариант зачета средств.

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был выделен в 1991г. из Фонда социального страхования, который выполнял в административной экономике все функции по социальному обеспечению и социальному страхованию.

Пенсионный фонд РФ представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение с государственной формой собственности, его основная цель – обеспечение финансирования государственных и социальных пенсий.

Источники Пенсионного фонда.

1. Первоначально Пенсионный фонд функционировал на основе механизма солидарности поколений, т.е. старшее поколение содержалось за счет молодого, которое делало отчисления от своих доходов. При этом все средства, поступающие в Пенсионный фонд, были обезличены, т.е. пенсионный фонд работал по принципу единства кассы. Этот механизм в рамках СССР работал достаточно четко, но в рыночной экономике при значительной дифференциации доходов и независимости по данной схеме размера пенсии от производимых начислений приводит к большим противоречиям и социальным последствиям.

С марта 1996г. в России введена персональная система учета всех работающих, т.е. на каждого работающего открыт персональный пенсионный счет.

2. Перечисления из бюджета для формирования средств пенсионного обеспечения определенным категориям: военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним категориям.

3. Средства от капитализации свободных денежных средств, т.е. доходы, получаемые в результате размещения свободных денежных средств на финансовом рынке. Законодательство может в законодательном порядке и, в частности, в федеральных законах на текущий год установить пределы свободного размещения этих средств на финансовом рынке и ввести обязательное размещение свободных средств в государственные ценные бумаги.

4. Кредиты Центробанка, других внебюджетных фондов и федерального бюджета.

5. Штрафы и пени за несвоевременную уплату средств в Пенсионный фонд.

6. Благотворительная помощь от юридических, физических лиц, других государств.

Система финансовых потоков пенсионного обеспечения на сегодняшний день является многоканальной. В этой системе задействованы наряду с Пенсионным фондом Министерство связи, Сбербанк и органы соцзащиты. Эта многоканальность приводит к застреванию денежных ресурсов и нерациональному использованию средств Пенсионного фонда.

В рамках проводимой реформы пенсионного обеспечения предусмотрены:

1. Изменение общей концепции формирования Пенсионного фонда, т.е. переход от принципа «солидарности поколений» к принципу «персональных накоплений».

2. Введение персонального учета накопления Пенсионного фонда в порядке обязательного государственного пенсионного обеспечения и использования альтернативных вариантов пенсионного обеспечения через систему государственных пенсионных фондов.

3. Установление зависимости уровня пенсий от объема средств, накопленных на персональном счете.

4. Модернизация тарифов или ставки налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд.

5. Предусматривается введение механизма автоматической индексации пенсий в соответствии со складывающемся уровнем инфляции. Средства для индексации должны быть перечислены из федерального бюджета в Пенсионный фонд.

Основные направления использования средств Пенсионного фонда:

    Выплата государственных трудовых пенсий.

    Выплата социальных пенсий (при потере кормильца, инвалиды детства или какой-либо группы, профессиональные увечья, членам семей военнослужащих и приравненных к ним).

    Выплаты военнослужащим.

    Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением государственной формы собственности. Целью этого фонда выступает обеспечение организации системы обязательного государственного страхования, финансирование направления соцзащиты и направлений обязательного страхования здоровья, жизни и доходов работников. Объектом страхования выступает доход работника.

Источники Фонда соцстрахования:

1. ЕСН, в частности ставки, касающиеся Фонда соцстрахования 4% с 1.01.2001г.

Для работодателей, занятых в сельском хозяйстве, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, фермерских и крестьянских хозяйств ставка устанавливается 2,9%. Для всех остальных, т.е. для индивидуальных предпринимателей и адвокатов не предусмотрена уплата этого налога.

2. Бюджетные ассигнования, передаваемые в этот фонд, в случае необходимости по конкретным целевым мероприятиям, если это предусматривает федеральный закон «О федеральном бюджете» на текущий финансовый год.

3. Капитализация свободных денежных средств на счетах Фонда социального страхования, т.е. доходы, полученные от инвестирования свободных денежных средств на финансовом рынке.

4. Штрафы и пени по несвоевременным платежам.

5. Кредитные ресурсы, получаемые от других внебюджетных фондов из федерального бюджета или из Центробанка.

6. Благотворительная помощь, оказываемая юридическими и физическими лицами.

Механизм использования средств Фонда социального страхования предполагает перечисление в этот фонд только части средств из начисляемой по налоговой ставке, поскольку предприятие имеет право производить часть выплат на месте из кассы предприятия.

Направления использования средств Фонда социального страхования:

    Пособие по временной нетрудоспособности.

    Пособие по беременности и родам (выплачивается по месту работы или учебы).

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности.

    Единовременное пособие при рождении ребенка.

    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

    Пособие при усыновлении ребенка.

    Пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.

    Оплата дополнительных выходных дне для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

6. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением. Его структура предусматривает широкое использование создания сети территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Принятый закон «Об обязательном медицинском страховании» предусматривает переход от бюджетного финансирования системы здравоохранения к системе страховой медицины. В соответствии с этим законодательством был учрежден Фонд обязательного медицинского страхования, который имел федеральный центр в каждом субъекте федерации, региональном центре.

Региональные фонды обязательного медицинского страхования должны были опираться на страховые медицинские компании, учрежденные местными администрациями. Эти организации проводят страхование населения путем заключения договоров с предприятиями и оформление страховых полисов для населения, работающего на этих предприятиях. Не работающее население фактически оставалось на бюджетном финансировании их медицинского обслуживания, т.е. местные администрации из бюджетных средств оплачивают из Фонда обязательного медицинского страхования медицинское обслуживание пенсионеров, инвалидов и детей.

Источники Фонда обязательного медицинского страхования:

    Часть ЕСН, предназначенные для ФОМС – 3,6% (Федеральный ФОМС — 0,2%, территориальный ФОМС – 3,4%). 0,2% предназначены для выравнивания уровней обеспеченности территориальных ФОМС.

    Средства федерального и регионального бюджетов.

    Капитализация свободных денежных средств.

    Штрафы и пени.

    Направления использования ФОМС:

    1. Финансирование корзины медицинских услуг бесплатно предоставляемых населению. Эта корзина услуг устанавливается в соответствии с базовой программой правительства и включает в себя следующие основные направления:

    — текущее медицинское обслуживание

    — оказание скорой помощи

    — лечение в клиниках в соответствии с направлениями поликлиник, к которым прикреплены все граждане

    2. Финансирование материально-технической базы отрасли.

    3. Финансирование научных исследований.

    4. Финансирование переподготовки кадров.

По данным Всемирной организации здравоохранения в таких странах как Россия необходимо формирование централизованных фондов финансирования здравоохранения в размере 10-11% от ВВП.

По системе страхового финансирования здравоохранения, созданной в РФ, в настоящее время существует ряд мнений, которые можно разделить на 2 группы.

1-я группа специалистов высказывается за свертывание страховой медицины и ее перевода на полное бюджетное финансирование, т.к. считается, территориальные организации и страховые компании используют значительную часть средств фонда не по назначению.

2-я группа специалистов считают, что страховая медицина это наиболее перспективный путь, однако, сложившуюся систему надо подвергнуть серьезной реформации путем изменения системы налогообложения, т.е. раскладка налога между работником и работодателем и повышение ставки налога. Также должны быть внесены изменения в структуру страховых медицинских организаций, которые должны быть либо объединены с территориальным фондом, либо должны быть полностью независимыми организациями.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации вначале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы , с другой ¾ в рамках реформы социальной защиты населения. В этот момент в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

¨ дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;

¨ системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;

¨ кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;

¨ социально-демографический кризис ¾ депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

С учетом опыта европейских государств и США, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечивать финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов . Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом.

1. Обеспечение целевого использования мобилизованных доходов. Дефицит бюджетных средств, острая нехватка финансовых ресурсов в хозяйстве, активное лоббирование в Правительстве РФ интересов определенных секторов экономики могут привести к тому, что имеющиеся средства будут перераспределены в ущерб социальным статьям расходов бюджета. Даже если это будет иметь временный характер, социально-политическая обстановка в связи с невыплатой пенсий, пособий может обостриться. Внебюджетные фонды, имея своей важнейшей целью мобилизацию целевых денежных средств и финансирование конкретных социальных расходов, минимизируют возможность ущемления интересов наиболее уязвимых в условиях рынка слоев населения.

2. Гарантия возможности оперативного анализа и корректировки доходов и объемов их использования, определения дефицита (профицита) средств бюджета фонда. Строго определенный, незначительный по сравнению с бюджетным, круг вопросов, находящихся в компетенции внебюджетных фондов, позволяет им наиболее эффективно управлять имеющимися финансовыми ресурсами. При прогнозируемом дефиците фонды могут прибегнуть к краткосрочному банковскому кредиту, при наличии временно свободных средств фонды их капитализируют (размещают на депозитах, вкладывают в облигации государственных займов). Таким образом повышается степень надежности финансов социальной защиты.

3. Возможность гибкого управления финансовыми ресурсами общества путем создания новых фондов и ликвидации фондов, утративших актуальность, в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации. Внебюджетные фонды являются более гибкими государственными финансовыми институтами по сравнению с бюджетом, они в меньшей степени подвержены влиянию политической конъюнктуры, поэтому исполнительной власти легче ими управлять. Причем могут создаваться самые разные по своему назначению фонды: экономические, научные, экологические, политические и т. п.

4. Расширение возможностей формирования государственных доходов по сравнению с применением бюджетных методов. Внебюджетные фонды при наличии ресурсов могут вкладывать средства в надежные коммерческие проекты, чтобы полученный доход направлять на финансирование целевых расходов. Неоднозначный налоговый характер платежей, поступающих в фонды, позволяет использовать различные способы их мобилизации. Например, можно принять в качестве платежа векселя, корпоративные облигации, облигации государственных займов или организовать взаимозачет между участниками финансовых отношений.

Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Были образованы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (8 июля 1993 г.), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.).

Законодательное регулирование деятельности территориальных внебюджетных фондов осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительских и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (принят 15 апреля 1993 г.).

Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся специальные целевые обязательные платежи, отчисления от прибыли организаций, средства бюджетов, прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом, займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке. Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на это органа.

В Российской Федерации также были образованы фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения на федеральном уровне для финансирования разнообразных целевых расходов (Федеральный и территориальные дорожные фонды, Российский фонд технологического развития при Министерстве науки Российской Федерации, Фонд финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции, Фонд финансирования НИОКР в строительном комплексе, Фонд лесного хозяйства для финансирования НИОКР, Фонд финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, фонды АО энергетики и электрификации, Фонд финансового регулирования в металлургической промышленности, Инвестиционный фонд Министерства путей сообщения Российской Федерации, Целевой фонд содействия конверсии, Фонд ценового регулирования при Министерстве финансов Российской Федерации, Фонд стабилизации и развития РАО «Газпром», Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный и территориальные экологические фонды и т. п.), которых в 1994 г. насчитывалось порядка 30 1 . Кроме того, создавались территориальные (региональные и местные) внебюджетные фонды. Задачи последних в основном сводились к следующему: во-первых, аккумулировать некоторые неналоговые доходы (различные платежи и добровольные взносы); во-вторых, расходовать средства по целевому назначению. Наибольшее распространение получили территориальные фонды социальной поддержки населения и фонды развития жилищного строительства.

К концу 1990-х годов большинство отраслевых внебюджетных фондов было ликвидировано либо консолидировано в федеральный и региональные бюджеты. Причиной данного процесса была их финансовая неустойчивость: в условиях финансового кризиса не удалось сформировать достаточный объем ресурсов для финансирования целевых расходов.

Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды ¾ это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

Таблица 12.1

Уровень и динамика социальных выплат из государственных внебюджетных фондов в РФ (2000-2006 гг.)

Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы ¾ неравное распределение дохода, когда те, кто более всего заслужили получение доходов, могут их не иметь, и, наоборот, люди, внесшие незначительный вклад в производство или какое-то дело, накапливают огромное количество материальных и денежных ресурсов. Внебюджетные социальные фонды в соответствии с теорией «рыночного фиаско и правительства» 1 являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП. Таким образом, внебюджетные фонды содействуют достижению социального равновесия.

Социальные внебюджетные фонды способствуют более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов. Благодаря им создаются условия возвращения в процесс производства нетрудоспособных членов общества. Работники получают возможность больше времени уделять воспитанию детей, заботясь об их здоровье и образовании, тем самым повышая качественный уровень будущих трудовых ресурсов. Фонды финансируют затраты по переподготовке и повышению квалификации кадров, адекватно реагируя на изменение конъюнктуры рынка труда, в результате чего уравновешиваются спрос и предложение на рабочую силу соответствующей профессии или специальности.

Все внебюджетные фонды, независимо от их целевого назначения, оказывают положительное влияние на инвестиционную ситуацию в экономике, поскольку часть аккумулированных в них ресурсов попадает на финансовый рынок: депозитные операции, приобретение высоко ликвидных ценных бумаг. Чем более мощными являются фонды, тем значительнее их позитивное воздействие на производство и экономический рост. Организация деятельности внебюджетных фондов может привести к тому, что их работа окажет отрицательное воздействие на макроэкономические процессы.

1 Постановление Правительства РФ «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. № 315 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8.

2 Долан Э., Линдсей Л. Рынок: микроэкономическая модель. СПб. : Авто-комп, 1992. С. 92.

Внебюджетные фонды: общая характеристика, функции, классификация.

1. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ре­сурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребно­стей и комплексно расходуемые на основе оперативной са­мостоятельности строго в соответствии с целевыми назна­чениями фондов. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий: охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение в случае инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в кото­рых регламентируется их деятельность, указываются источ­ники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ и Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ).

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также пред­ставительные органы субъектов Федерации и местного само­управления. Большее число внебюджетных фондов нахо­дится в собственности государства и муниципальных образова­ний, но является автономными. Они имеют строго целевое на­значение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и не­обходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Классификация:

В зависимости от целевого назначения они делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные .

В зависимости от периода функционирования – бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия .

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

▪ обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

▪ добровольные взносы юридических и физических лиц;

▪ прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

ПФ РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФ РФ был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций :

1. учет страховых средств , поступающих по обязательному пенсионному

страхованию;

2. назначение и выплата пенсий . Среди них трудовые пенсии (по старости, по

инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан:

ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного

страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных

взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

6. выдачу сертификатов на получение материнского капитала ;

7. управление средствами пенсионной системы , в т. ч. накопительной частью

трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФ РФ сегодня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии .

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Работа негосударственного пенсионного фонда аналогична работе Пенсионного фонда РФ . Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2009

НПФ Газфонд

НПФ Благосостояние

Ханты-Мансийский НПФ

НПФ электроэнергетики

НПФ Транснефть

Характеристика Фонда социального страхования.

С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). С 1993 г. ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Финансовые функции ФСС заключаются в:

1. регулировании финансовых потоков;

2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы

государственного социального страхования;

3. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,

нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

В 1991 году в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Средства, отправляемые на соцобеспечение о страхования были выведены из госбюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды обычно создают для обеспечения приоритетных сфер экономики дополнительными средствами и для расширения соцуслуг.

Функции внебюджетных фондов:

· Контрольная – проявляется в информировании общества/органов власти об отклонениях в социальных процессах и их обеспечении

· Регулирующая

Внебюджетные фонды способствуют госрегулированию рыночной экономики и более справедливому распределению дохода между соцслоями населения.

Финансы имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

В РФ состав централизованных внебюджетных фондов входят:

Средства этих фондов – государственные, но могут быть израсходованы только на те цели, для созданы фонды. Спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств.

Основными источниками доходов этих фондов являются страховые взносы

ПФР, ФСС, ФОМС являются самостоятельными юридическими лицами и особыми финансовыми институтами. Управление ими осуществляется Правительством РФ.

ФСС создан в целях обеспечения госгарантий в системе соцстраха и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств соцстраха. ФСС является государственным финансово-кредитным учреждением, причем, самостоятельным (ему, видимо, больше 18)

В управлении ФСС РФ помимо правительства участвуют общероссийские объединения профсоюзов.

Председатель фонда и его замы назначаются правительством РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении фонда. Не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

При фонде образуется правление. Фонд имеет региональное отделение в каждом регионе. Региональные отделения управляются координационным советом.

На ФСС возложена функция управления двумя отраслями соцстраха в РФ:

1. Государственное социальное страхование

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Основными задачами ФСС являются:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий

2. Участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников

3. Обеспечение финансовой устойчивости фонда

Государственное социальное страхование обеспечивает выплату пособий (в соотв. с законом 255)

Оплата услуг учреждений социального назначения.

По обязательному социальному страхованию и профзаболеваний осуществляются страховые выплаты, связанные с возмещением вреда, выплаты пособий, компенсирующих утраченный трудовой доход, оплата услуг по реабилитации.

Доходы ФСС формируются за счет следующих основных источников:

1. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №212

2. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №125

3. Доходы от размещения временно свободных денежных средств ФСС

4. Средства, передаваемые бюджету ФСС из федерального бюджета и других источников

За счет средств ФСС осуществляется выплата следующих пособий:

1. По временной нетрудоспособности (установлен максимум)

2. По беременности и родам – компенсация утраченного дохода

при постановке на учет в раннем сроке беременности – 465 рублей 20 копеек

3. При рождении ребенка – 12 405 рублей 32 копейки

4. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет – в размере 40% среднего заработка, но не менее 2 326 рублей по уходу за первым ребенком, и 4 651 рубль 99 копеек по уходу за вторым и последующими детьми.

5. При передаче ребенка в семью (усыновление) – в пределах средней ЗП

6. На погребение

7. От несчастных случаев на производстве: Единовременная страховая выплата – 72 701 р 20 коп; ежемесячная – в зависимости от утраты, но не более 55 900 рублей.

В 2012 году планируется доход в размере 579,6 млрд. рублей ФЗ№372 расходы – 577,2 млрд.рублей. Приэтом, выплаты по нетрудоспособности

По беременности и родам– 84 млрд

Доходы ФСС в 2012 году планируются в размере 618 млрд руб

Расходы – 610 млрд.

ВВП 2011 год – 54 369,1 млрд. рублей. Расходы на СС – около 1% ВВП

Структура доходов бюджета ФСС

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

П-размер пособия по временной нетрудоспособности

ЗП дн – среднедневной заработок работника, рассчитанный за 2 предшествующих года в календарных днях

Чдб – число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

%сЗП – процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа. В зависимости от трудового стажа установлены следующие процента сохранения заработка:

· 1 – при страховом стаже 8 и более лет

· 0,8 – от 5 до 8

· 0,6 - до 5 лет

· Если стаж менее 6 месяцев, то пособия выплачиваются из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц.

· При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком, начиная с 11 календарного дня пособие снижается до 50% среднего заработка.

Если травмы и заболевания наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы – пособие равно 60%

Системы социальных пособий

1. Фиксированные

2. Расчетные

По общему правилу больничный лист выдается на период не более 10 месяцев (в отдельных случаях-12 месяцев). Если работник проболел более 10 месяцев, то врачебная комиссия обязана определить динамику болезни и составить прогноз его трудоспособности. Если прогноз отрицательный – решается вопрос по инвалидности. Если установлена инвалидность – больничный закрывается.

Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается, когда заболел иждивенец (не более 40% от среднего заработка и не более 10 дней). При пособии по временной нетрудоспособности связанной с заболеванием ребенка первые 10 дней оплачиваются в зависимости от страхового стажа матери, а с 11 – 50% заработка без учета страхового стажа.

Существуют ограничения по продолжительности ухода за заболевшим ребенком в зависимости от его возраста. При заболевании ребенка

· до 7 лет период выплаты пособия составляет не более 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода, за исключением особых случаев (по перечню заболеваний, установленных минздравом соцразвития) – 90 дней.

· 7-15 лет по каждому случаю оплачивается до 15 дней, но не более чем за 45 дней в календарном году.

· В случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет не более чем за 120 дней в календарном году

· Член семьи старше 15 лет – не более чем за 7 дней разово и по совокупности – не более 30 дней

Пособия и выплаты застрахованным лицам в связи с материнством (выплачиваются за счет средств ОСС, а не за счет средств работадателя.

Пособия по беременности и родам: право имеют:

1. Застрахованные в связи с материнством

Пособия по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (84 при многоплодной беременности) дней до родов и 70 (86 при сложных родах, 110 – при рождении 2 и более детей) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней фактически использованных до родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100%. Если страховой стаж меньше 6 месяцев для расчетов используют МРОТ. Если беременная была уволена (можно только в связи с ликвидацией предприятия) то выплаты – 465 рублей в месяц. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Обычно пособия выплачиваются по месту работы. Работодатель назначает пособие в течение 10 дней после обращения застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для заработной платы.

Территориальный орган ФСС также назначает и выплачивает пособия, но в течение 10 дней со дня предоставления документов застрахованным лицом. Сумма пособия налогами не облагается, в доходах для налогообложения не учитывается.

При усыновлении ребенка:

· До 3 месяцев пособия по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у неё наступает отпуск по беременности – она имеет право выбора одного из двух пособий

Детские пособия:

1. Единовременное при рождении ребенка – 12405,32 рубля

Внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения социально-эконо-мических задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления развития общества. Классификация внебюджетных фондов представлена на рис. 10.


В зависимости от зоны действия в образовании внебюджетных фондов могут участвовать: все субъекты экономической деятельности (федеральные социальные и экономические внебюджетные фонды); субъекты экономической деятельности, зарегистрированные или проживающие на определенной территории (территориальные внебюджетные фонды); субъекты, занимающиеся определенным видом экономической деятельности (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды).
Целевой характер образования внебюджетных фондов обусловливает направления их использования. Это могут быть социальные задачи (пенсионное и социальное обеспечение и т.п.), общеэкономические задачи (воспроизводство минерально- сырьевой базы, дорожное строительство и т.п.), отраслевые и межотраслевые задачи (развитие науки и техники, инновационные разработки и т.п.).
Средствами внебюджетных фондов управляют специально создаваемые государственные и негосударственные (некоммерческие организации) институты либо органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Наряду с собственно внебюджетными фондами создаются целевые бюджетные фонды, имеющие обособленные в рамках доходов бюджета источники образования. Средства целевых бюджетных фондов передаются в оперативное управление органам исполнительной власти.
Высокую социальную и экономическую значимость в настоящее время имеют государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
С 1 января 2000 г. введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, предназначенный для регулирования бюджетных правоотношений, возникающих между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Регулированию бюджетных правоотношений, связанных с образованием, распределением и использованием средств государственных внебюджетных фондов, посвящена глава 17 «Государственные внебюджетные фонды» указанного кодекса.
В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ внебюджетными фондами являлись: Пенсионный фонд РФ (далее ПФР); Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС); Фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС); Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - ГФЗН). С 1 января 2001 г., в связи с консолидацией в федеральном бюджете ГФЗН прекратил свое самостоятельное существование (федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» Положение о ГФЗН признано утратившим силу с 1 января 2001 г.).
При помощи внебюджетных фондов государство решает важнейшие экономические и социальные задачи:
социальную защиту населения;
повышение жизненного уровня населения;
сохранение и улучшение здоровья населения;
оказание социальных услуг населению.
Аккумулирование средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий и других выплат, гарантированных государством.
Государственные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений от доходов юридических и физических лиц, предусмотренных законодательными актами, а также носящих добровольный характер.
В настоящее время величина аккумулируемых и расходуемых указанными фондами денежных средств позволяет считать их консолидированный бюджет «вторым» бюджетом страны (табл. 15).
15. Динамика доходов и расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, млн. р. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Доходы:
Федеральный бюджет 2 562 606,9 3 273 844,6 3 597 649,9 6 170 484,6 6 965 317,2 ПФР 822 841,4 1 000 316,6 1 177 375,0 1 566 443,1 1 845 094,0 ФСС 134 525,9 159 989,7 185 514,7 207 037,2 258 806,0 ФФОМС 5314,33 6406,2 88 991,7 115 980,5 139 643,4 Расходы:
Федеральный бюджет 2 414 352,2 2 768 085,8 3 396 268,7 4 431 076,8 5 463 479,9 ПФР 864 898,3 946 640,2 1 176 131,3 1 489 468,0 1 727 799,9 ФСС 143 185,4 158 935,0 190 798,6 212 987,3 287 493,5 ФФОМС 5314,33 6391,2 88 991,7 115 940,5 139 573,4 -