23.09.2019

Функциональная и информац структура управлен дея-ти. Информационная структура управления


Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

1) горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидам или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» – их трудоспособности, трудовым навыкам и т. д.;

2) вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

Социальное управление – это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально, «походя». Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможно, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.

Американский социолог П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Именно управление – характерный признак организации, т. е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию.

Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей. Отсюда следует, что самих руководителей надо структурировать, причем такое структурирование будет носить как горизонтальный (т. е. расстановка руководителей родственных подразделений), так и вертикальный характер (расстановка руководителей) (рис. 6).

Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.

Сколько уровней управления необходимо для эффективной деятельности организации?

Римская католическая церковь, которая насчитывает сотни миллионов человек, имеет только 4 уровня управления между папой и приходским священником.

Армия США имеет 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генералов комитета начальников штабов от рядового. В армии РФ – 9 уровней управления и 20 рангов.

Рис. 6. Уровни управления организацией

Вне зависимости от уровней управления руководителей традиционно делят на три категории. Т. Парсонс рассмотрел эти категории руководителей с точки зрения функций, выполняемых ими в организации (рис. 7):

на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов;

на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;

на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т. е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

Кроме того, весь управленческий персонал подразделяется на:

менеджеров низового звена. Это операционные, первичные начальники, непосредственные руководители работников, исполнителей (мастер, заведующий отделением, заведующий кафедрой, командир отделения). Это большая часть руководителей. Характерная особенность их труда – напряженность и частая смена действий. Период реализации решений – короткий, обычно около двух недель. Направленность их деятельности – на подчиненных, в меньшей степени – на общение с равными себе, еще менее – с вышестоящим начальником; менеджеров среднего звена. Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. За последнее время во всех организациях роль этого звена значительно возросла, выросло и количество управленцев среднего звена. В некоторых организациях менеджеров среднего звена подразделяют на:

верхний уровень среднего звена;

нижний уровень среднего звена.

Таким образом, образуется четырехзвенная схема управления. Практика показывает, что для эффективной реализации решений следует иметь не более трех-четырех уровней управления. Поэтому в больших и сверхбольших организациях приходится составлять сложные схемы управления, ставить отдельные задачи самостоятельным звеньям.

Типичными должностями руководителей среднего звена являются: заведующий отделом (в производственных организациях), декан факультета (в учебных организациях), в вооруженных силах – все офицерские должности от лейтенанта до полковника, в церкви – до епископа.

Характер деятельности руководителей среднего звена сильно варьируется в зависимости от его ранга и типа организации. В одних случаях он схож с характером деятельности низовых руководителей, в других приближается к труду и ответственности руководителей высшего звена.

Типичная роль такого руководителя – это роль передаточного звена, буфера между руководителями высшего и низовых звеньев. Большую часть своего рабочего времени руководители среднего звена проводят в общении с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Компьютеризация и вообще развитие оргтехники снижает количество руководителей среднего звена; компьютеры берут на себя такую функцию, как подготовка информации для принятия решений, передача решений в низовое звено. В конце 1980-х гг. корпорация

«Крайслер» за счет внедрения оргтехники сократила число руководителей среднего звена на 40 %, не снизив эффективности производства. Вообще эта категория руководителей в первую очередь попадает под сокращение при проведении кампаний по дебюрократизации государственных организаций как в России, так и на Западе. Ее же чаще всего обвиняют в неэффективности работы организации, в неудачах при проведении реформ (например, Горбачев в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР).

Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений, касающихся организации в целом или отдельных ее частей. Авторитетные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на деятельность любой социальной организации, будь то государство, политическая партия или промышленная корпорация. Их роль в эффективности работы организаций очень высока, фактически решающая. Их деятельность имеет очень напряженный характер. Ни дома, ни на отдыхе руководители высшего звена не могут отрешиться от проблем, они постоянно связаны с ней мысленно и при помощи средств связи. Рабочая неделя в 60–80 часов для них не редкость.

Мы ознакомились со структурой социального управления, теперь рассмотрим функции, или роли, управленцев.

Социолог Г. Минцберг выделил десять таких ролей:

главный руководитель, т. е. символический глава организации;

лидер, т. е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку новых работников;

связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;

«приемник информации» – своего рода «нервный центр», к нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;

распространитель информации – передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;

представитель – передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;

предприниматель – изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;

устраняющий нарушения – корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;

распределитель ресурсов;

ведущий переговоры.

Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г. Минцберг. Все роли он дифференцирует по трем категориям:

Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1–3).

Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра обработки информации (см. роли 4, 5, 6).

3. Роли, связанные с принятием решений, являются следствием первых двух категорий ролей (см. роли 7-10).

Основателем классической, или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы сами являлись администраторами-менеджерами и стремились добиться максимальной эффективности работы своих компаний, мало заботясь о социальных проблемах работников. Эта школа активно развивалась в 1920–1950 гг. Своей целью она поставила создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:

разработка рациональной системы управления организацией, т. е. наилучшего способа дифференциации ее на подразделения, координации и контроля за эффективностью работы каждого из них;

построение структуры организации и управления работниками, т. е. практическая реализация рациональных схем и принципов.

А. Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда;

полномочия и ответственность, т. е. где полномочия, там и ответственность;

дисциплина. Послушание и уважение к соглашениям между руководством и работником. Справедливо применяемые санкции;

единоначалие. Каждый работник получает приказы и подчиняется только одному начальнику;

единство направления. Каждое подразделение должно иметь один план и одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим;

вознаграждение персонала. Справедливая зарплата;

централизация, понимаемая как пропорция с децентрализацией;

скалярная цепь, т. е. единый управляющий сигнала от высшего руководителя до руководителя низового звена;

порядок: все на своем месте;

справедливость. Сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала. Отсутствие текучести кадров, т. е. нужны те, кто держатся за свое место, пусть они менее талантливы;

инициатива. Разработка плана и обеспечение его реализации;

корпоративный дух. Союз управляющих и управляемых как результат гармоничной работы.

Эти принципы и составляют основу классической (научной) школы управления.

Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций – планирования, организации, мотивации, контроля. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью (рис. 8).

Рис. 8. Процесс социального управления

Рассмотрим, как реализуются отдельные функции в процессе управления.

Планирование. Эта функция решает, какие цели стоят перед организацией и что должны делать подразделения и люди для достижения целей. План – это направление усилий всех членов организации на достижение поставленных целей. Планирование должно быть постоянным, так как цели меняются и будущее неопределенно.

Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Каждый структурный элемент должен получать задание, которое распределяется между конкретными людьми. Руководитель делегирует задания и полномочия, а также право использовать ресурсы и распределяет ответственность за выполнение задания. Делегирование – это способ руководства, осуществления работ с помощью других лиц.

Мотивация. Задача этой функции состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными заданиями, сообразуясь с планом, проявляя старание и ответственность.

Руководители всегда выполняли функцию мотивации независимо от того, осознавали ли они это или нет. С конца XVIII по начало XX в., например, считалось, что чем больше есть возможностей заработать, тем люди будут работать больше. Этот подход к мотивации развивался школой научного управления (1885–1920). Основатели этой школы Фредерико Тейлор, Френк и Лилия Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими. Поэтому их методика научного управления основывалась на анализе трудовых операций и выявлении наиболее рациональных их типов. Ф. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые ек может поднять на лопатах различных размеров. Гилберты изобрели прибор микрохронометр для записи интервалов времени до 1/2000 с. Они использовали его в сочетании с кинокамерой, чтобы определить время, затраченное работником на каждое движение. Стимулирование труда заключалось в установлении вполне выполнимой научно-обоснованной нормы; при превышении нормы работники премировались.

Американский социолог Элтон Мэйо (1880–1949) в ходе знаменитых хоторнских экспериментов (они проходили на заводе «Уэстерн Электрик» в пригороде Чикаго Хоторне в 1927–1932 гг.) обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия исполнителей, порой превосходили усилия руководителей, т. е. работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны членов бригады, чем на улучшение условий труда. Производительность не росла, когда окружающие считали, что работнику не следует «выкладываться» до конца, чтобы не пострадала зарплата остальных. Наоборот, производительность росла просто от того, что члены бригады знали, что участвуют в эксперименте. Вместе с тем на производительность труда почти не влияли такие стимулы научной школы управления, как изменение периодичности перерывов, освещенности рабочего места, премирование за перевыполнение нормы и др. С исследований Э. Мэйо берет начало другая парадигма в теории управления – школа «человеческих отношений».

В дальнейшем исследования Абрахама Маслоу (1908–1970) помогли глубже понять и оценить значение «человеческого» фактора. А. Маслоу создал так называемую иерархию, т. е. вертикальное соответствие, человеческих потребностей, которая показывает последовательность возникновения следующих нужд при удовлетворении предыдущих (рис. 9).

Рис. 9. Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)

Потребности человека, особенно высокого уровня, не удовлетворяются только с помощью денег и улучшения условий труда. Каждому человеку необходимы признание его успехов и заслуг, определенная среда общения, способствующая реализации его творческих устремлений. Чем более удовлетворены первичные материальные запросы, тем более нуждаются люди в реализации более высоких потребностей.

С точки зрения школы человеческих отношений, мотивация труда должна включать не только материальные, но и моральные стимулы: признание авторитета ведущих рабочих, консультации с ними, непосредственное общение начальников с исполнителями, демократизация стиля управления и вообще отношений в организациях и др.

Контроль. Речь идет не о социальном, а о производственном контроле, под которым понимается процесс сравнения результатов труда и поставленных целей. Впрочем, производственный контроль так или иначе включен в систему производственных, т. е. социальных, отношений и в этом смысле может считаться частью системы социального контроля.

Контроль включает в себя коррекцию первоначальных планов как ответ на изменение внешних (в окружающей среде, в обществе) или внутренних условий. Пересмотр планов, целей деятельности всегда осуществляется в сторону их реалистичности, адекватности, соответствия изменяющимся условиям.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, функции и методы социологии
Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas,

Место социологии в системе наук
Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельн

Функции социологии
Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как нау

Методы социологии
Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др. Кроме того, социология выработала и со

История социологии
Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального

Социология в России
В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Расп

Вопросы для самоконтроля
Что представляет собой объект социологии? Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Сформулируйте понятие предмета социологии.

Основные направления современной социологии
Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическ

Структурный анализ
Термин «структура» имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок». Под структурой понимается совокупн

Функциональный анализ
Термин «функция» означает «исполнение». В социальной системе функция означает исполнение ролей определенную деятельность, выполняемую элементами в интересах системы.

Структурно-функциональный анализ
Мы намеренно представили Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа»

Системный анализ
Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал к

Символический интеракционизм
Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «симв

Феноменология
Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938), который, с одной стороны, рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на

Психологическое направление
В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду

Вопросы для самоконтроля
Какие два основных подхода существуют в современной социологии? В чем сущность структурного анализа общества К. Леви-Стросса? Что такое динамическая структура обще

Общество как социокультурная система
Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько дес

Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальн

Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества
Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Общество как система
Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, р

Вопросы для самоконтроля
Что понимается под культурой в социологии? Каковы структурные элементы культуры? Что такое культурные универсалии? Каковы функции культуры в обществе?

Социализация личности
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет

Поведение личности
Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует – социа

Вопросы для самоконтроля
Чем отличается индивид от личности? Какие стороны включают в себя процесс формирования личности? Что означает гетерохронный и гомохронный подход к формированию лич

Биологическое объяснение
Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определ

Психологическое объяснение
Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отч

Социологическое объяснение
С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Преступность
Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. наклады

Преступность без жертв
Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игр

Самоубийство
Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение

Психические отклонения
Следующим видом девиации являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкрет

Вопросы для самоконтроля
Что понимается под девиантным поведением? В чем различие между положительной и отрицательной девиацией? Какие четыре типа преступников выделил Ч. Ломброзо?

Социология семьи
Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественны


Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второ

Понятие и категории семьи
Семья – самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис

Особенности и основные проблемы современной семьи
Современная семья характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники

Детоцентристская и супружеская семья
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики де

Альтернативные формы семьи
За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни. Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма

Будущее семьи
Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке.

Вопросы для самоконтроля
Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии? Назовите разновидности домовой общины. Дайте определение семьи. Какие стороны семьи изучает социоло

Социальная структура и социальная стратификация общества
Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества. Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальны

Социальная мобильность общества
В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения межд

Вопросы для самоконтроля
Что такое социальная структура общества? В чем заключается марксистский подход к социальной структуре? Дайте определение класса. Что такое страта? Каковы


К определению организаций можно подойти с разных позиций. Психологический подход: изучение мотиваций работников исходя из их психики и на этой основе – принятие управленчес

Вопросы для самоконтроля
Перечислите основные теории (модели) организаций. В чем их различие? Какие характеристики бюрократических организаций вы знаете? Как проходит процесс образования о

Социальный контроль
Под социальным контролем понимается групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных

Стили управления
Стили управления (лидерства) как социологическая проблема изучаются с начала XX в. Систематические исследования с применением эмпирических методов ведутся с 1930-х гг. В настоящее в

Вопросы для самоконтроля
Что понимается под социальным контролем. Какие типы неформального контроля вы знаете? Каковы типы формального социального контроля по Парсонсу? Из каких э

Сущность и характеристики конфликтов
В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение) означает столкновение мнений, убеждений, сил. Социальный конфликт – это высшая стад

Разрешение социальных конфликтов
Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Вопросы для самоконтроля
Дайте определение социальному конфликту. Каковы взгляды на конфликт классиков конфликтологии Зимме-ля, Спенсера, Маркса, Вебера? Разъясните точку зрения представит


Определение религии. Религия – один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные с

Типы религиозных организаций
По мнению большинства современных социологов, существует четыре основных типа религиозных организаций, которые различаются по источнику членства и вовлеченности прихожан в церковную

Религиозное поведение
Люди по-разному относятся к религии и церкви. Одни истово исполняют все обряды, регулярно посещают храм, соблюдают все посты. Другие полагают, что бог должен быть внутри человека, ч

Функции религии
Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность. Социологи выделяют следующие фун

Перспективы религии
Мы рассмотрели историю и современное состояние религии как социального института и церкви как социальной организации. Теперь попробуем поразмышлять над будущим религии. Являясь атри

Перспективы религии в России
В XX в. Православная церковь, как и религия вообще в России, пережила тяжелое время. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках – воинству

Вопросы для самоконтроля
Какие подходы используют социологи для определения религии? Из каких элементов и уровней состоит структура религии? Какие виды культовых действий она включает?

Фазы научного исследования
Процесс научного исследования состоит из определенных фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность как в сборе фактов, т

Основные методы социологических исследований
Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них: 1. Метод наблюдения. Наблюдение – это прям

Виды и техника опросов
1. Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (ответчиком). Равновидностью такой беседы является так

Анализ эмпирических данных
На этом этапе используются специальные методы анализа. Такими методами анализа являются: группировка и типологизация информации; поиск взаимосвязей между переменны

Вопросы для самоконтроля
Назовите фазы научного исследования. Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза? Что включает план исследования? В чем заключаются объективны

Возможные пути развития общества
Не надо быть особенно проницательным, чтобы заметить: человеческое общество – подвижная динамическая система, оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Ка

Теории прогресса
Теории прогрессивного развития общества имеет смысл начать рассматривать с марксистского учения, так как авторы последующих теорий (особенно в XX в.) строили свои рассуждения на сра

Циклические и волновые теории жизни общества
Рассматривая циклические (т. е. подразумевающие движение по кругу) теории социальной жизни, о развитии говорить уже не корректно. Скорее следует вести речь о жизни общества, которая

Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
Двадцатый век характеризовался значительным ускорением социокультурных изменений. Произошел гигантский сдвиг в системе «природа-общество-человек», где важную роль теперь играет куль

Вопросы для самоконтроля
Перечислите возможные пути развития общества. Назовите основные теории прогресса. Укажите главные, сущностные черты марксистского взгляда на развитие общества.

Управленческая деятельность – важнейшее и определяющее звено функционирования организаций; это своеобразная квинтэссенция практики управления в целом. Но и само понятие «деятельность» – это одновременно одна из важнейших общепсихологических категорий; поэтому именно через нее синтезируются теория управления и психология, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина, В силу этого традиционно считается, что именно управленческая деятельность – это «ядро» всей управленческой психология (или даже ее предмет в целом),

Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной задачей – необходимостью организации людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Она характеризуется рядом основных психологических особенностей. 1.

Управленческая деятельность – это своеобразный тип деятельности, поскольку она не может быть отнесена ни к одному из других известных в психологии типов деятельности (индивидуальной и совместной). Она является органическим синтезом индивидуальной и совместной деятельности: первая (деятельность руководителя) направлена при этом на организацию второй (совместной деятельности исполнителей), а та, в свою очередь, служит предметом для первой. 2.

Указанный синтез двух типов деятельности осуществляется в управленческой деятельности на основе механизма иерархии, т. е. субординационных отношений между руководителем и подчиненными. 3.

Эта деятельность характеризуется не прямой, а опосредствованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно не должен сам участвовать в создании конечных результатов. Этим управленческая деятельность отличается от исполнительской. 4.

Она специфична и по своему предмету. Им выступают столь своеобразные (и даже уникальные) во всех отношениях объекты, каковыми являются другие люди. Поэтому в управленческой деятельности субъект и объект труда являются не только идентичными по своей сложности, но и тождественными по своим основным – прежде всего, психологическим – особенностям, В связи с этим, ее относят к классу «субъект-субъектной» деятельности. 5.

Управленческая деятельность специфична и по своему процессу. Ее суть – организация деятельности других людей, т. е. «деятельность но организации деятельности» (как бы «деятельность второго порядка»), Это свойство рассматривается в тео-

Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной задачей – необходимостью организации людей по иерархическому принципу для достижения общих целей.

рии вообще как основное – атрибутивное для управленческой деятельности. Поэтому она может обозначаться как метадеятельность, 6.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень выраженности в каждом случае может меняться. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик. 7.

Организационные системы принадлежат к особому типу систем – социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают «технологическую» и «человеческую» составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных, но принципиально разных аспекта – обеспечение технологического процесса и обеспечение межличностных взаимодействий. 8.

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель одновременно является членом организации (группы) и как бы стоит вне ее – над ней (в силу своего иерархического положения). 9.

Управленческая деятельность достаточно специфична и по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные условия, хроническая информационная неопределенность, высокая ответственность, нерегламеитированность труда, постоянный дефицит ресурсов, частое возникновение экстремальных (стрессовых) ситуаций. К внутренним условиям, в частности, относятся: необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто и просто отсутствие; несформулированность в четком виде оценочных критериев эффективности деятельности; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований к нему; практически полная неалгоритмизованность труда и др.

10. Важной чертой управленческой деятельности являются существенные различия ее содержания в зависимости от уровня управления. Выделяют три таких уровня – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена. Руководители низшего звена принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над подчиненными. Типичный пример – мастер или заведующий отделом. Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее многочислен. Примером может служить декан в вузе или директор филиала в фирме. Руководители высшего звена – те, кто возглавляет крупные производственные, социальные и государственные организации. Их численность гораздо меньше численности руководителей двух предыдущих звеньев, однако именно они оказывают несопоставимо большее влияние на функционирование организаций.

Положение о функциональной природе деятельности руководителя, т. е. о том, что ее суть состоит в реализации некоторых важнейших управленческих функций, является одним из основных в управленческой психологии. С точки зрения современных представлений структура управленческих функций раскрывается следующим образом.

В качестве основы данной структуры используется сочетание трех главных критериев. Они определяются самим содержанием управленческой деятельности и зафиксированы в понятии «основные измерения управленческого труда». Во-первых, это измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (деятельностно-административное измерение). Во-вторых, это измерение, связанное с воздействием на важнейший, наиболее специфический компонент управленческой деятельности (на других людей, на персонал) – кадровое измерение. В-третьих, это измерение, связанное с направленностью управленческой деятельности на организацию самого технологического процесса – производственно-технологическое измерение. Эти три измерения образуют три «вектора» управленческой деятельности и задают ее общее «пространство». Они же являются и основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций. Кроме того, их реальная взаимосвязанность и комплексность требует выделения еще одной категории функций – синтетических, комплексных, т. е. производных от взаимодействия трех отмеченных категорий функций.

В связи со сказанным все управленческие функции образуют структуру, включающую четыре основных группы: 1)

деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция; 2)

кадровые функции: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая; 3)

производственно-технологические функции: оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая; 4)

производные (синтетические, комплексные) функции: интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Одной из важнейших особенностей функций первой группы – административных – является то, что в своей совокупности они образуют целостный цикл управления, который может реализовываться как в макро-, так и в микромасштабах времени. Этот цикл управления, начинаясь с функции целеполагания и проходя затем через другие функции, завершается контрольно-коррекционной функцией.

Целеполагание определяется как выработка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация с выделением подцелей и их согласованием. В результате этого формируется так называемое «дерево целей» организации, а важнейшими требованиями к ним являются значимость, реализуемость, согласованность, объективность, обоснованность.

Суть функции прогнозирования состоит в предвидении возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учете при управлении. Смысл этой функции состоит в том, что она является решающим фактором перехода от стратегии «пассивного реагирования» на изменяющиеся условия к стратегии «активного упреж-

дения» этих изменений и своевременной подготовки к ним, а далее – и к мерам по недопущению наиболее негативных. Ключевую роль в прогнозировании играют так называемые плановые предположения, под которыми понимаются результаты процесса прогнозирования в виде определенных прогнозов будущего развития событий во внешней и внутренней среде организации.

Функция планирования как процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации имеет два основных смысла – узкий и широкий. В узком смысле – это этап управленческого цикла, расположенный между прогнозированием и выработкой программы конкретных действий. В широком смысле планирование близко к управлению в целом; оно, например, лежит в основе одного из наиболее перспективных подходов к организации всей управленческой деятельности ~ «стратегического планирования», на котором, в свою очередь, базируется стратегическое управление. Функция планирования реализуется через последовательность следующих основных этапов: -

определение миссии организации; -

формулировка основных целей; -

анализ внешней среды; -

управленческое обследование сильных и слабых сторон организации; -

изучение стратегических альтернатив; -

выбор стратегии на основе избранной стратегической альтернативы; -

реализация стратегии (включая разработку и реализацию тактики, «политики», правил и процедур действий).

Функция организации также многопланова. Она заключается, в частности, в процессе создания определенной организационной структуры, т. е. в выборе типа структуры, ее дифференциации на подразделения в соответствии с целями и задачами. Кроме того, под организацией понимается и функциональное разделение, а также последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. При этом ключевую роль играют процессы делегирования полномочий.

Функция принятия управленческих решений наиболее специфична для деятельности руководителя и одновременно – наиболее значима. Она пронизывает собой все содержание данной деятельности, проявляясь в разнообразных формах. В общем виде эта функция определяется как реализация руководителем так называемых организационных решений. Это решения, непосредственно вытекающие из системы обязанностей, статуса и содержания деятельности руководителя. Стандартный (нормативный) процесс выработки организационно-управленческих решений имеет определенную структуру и включает следующие основные этапы: 1)

определение проблемной ситуации; 2)

формулировка альтернатив; 4)

оценка альтернатив по системе сформулированных критериев в соответствии с основными целями деятельности; 5)

выбор альтернативы; 6)

реализация принятого решения; 7)

контроль исполнения и оценка его эффективности; 8)

коррекция (при необходимости) решения.

Наиболее обобщающей типологией форм решений является их разделение на две основные категории – индивидуальные и коллегиальные. Управленческие решения могут приниматься руководителем индивидуально. Они при этом реализуются как бы автономно от группы (организации), хотя и при сохранении ее влияния на решения. Однако управленческие решения очень часто принимаются в совместной – коллегиальной – форме. Характерно, что коллегиальная форма решений во многих случаях предписывается нормативно; даже если руководитель хочет принять решение лично, он не вправе этого делать.

Управленческие решения классифицируются и в зависимости от того, какая стратегия используется в коллегиальных процессах выбора. Существует несколько основных стратегий коллегиально принимаемых решений – мажоритарная (стратегия простого большинства), стратегия консенсуса и стратегия «навязанного выбора». В последнем случае руководитель, хотя и корректирует свое мнение с учетом коллегиальных факторов, право окончательного решения сохраняет за собой.

По отношению ко всем типам управленческих решений предъявляется ряд нормативных требований. Они задают определенный нормативно-рационалистический оптимум и рассматриваются в качестве «признаков хорошего решения». Отметим важнейшие из них. 1.

Эффективность решения. Принятая альтернатива должна обеспечивать конструктивное преодоление проблемной ситуации и быть наилучшей среди всех потенциально возможных; только при соблюдении этого условия эффективность управленческой деятельности будет максимизирована. 2.

Обоснованность решения. Принимаемая альтернатива должна не только адекватно отражать особенности реальной ситуации и показывать конкретные пути ее преодоления, но и быть понятной для исполнителей. Для этого принимаемое решение должно пройти процедуру организационного обоснования. 3.

Своевременность решения. Нет «абсолютно правильных» решений – все они правильны или неправильны лишь в соотнесении с конкретными, складывающимися в тот или иной период времени ситуациями, которые динамично сменяют друг друга. Поэтому хорошее само по себе решение может быть ошибочным просто в силу несвоевременности его принятия – либо запаздывания, либо неоправданного «забегания вперед». 4.

Реализуемость (выполнимость) решения является важнейшим требованием к управленческим решениям (в ряде случаев – даже более важным, чем эффективность). Любое, даже самое хорошее, обоснованное, своевременное и обладающее всеми мыслимыми достоинствами решение будет бесполезным, если оно не реализуемо. На практике ключевая роль свойства реализуемости приводит к тому, что управленческие решения фактически всегда выступают как продукт компромисса между абстрактно-лучшим и реально-выполнимым вариантами. 5.

Сочетание жесткости и гибкости. Существует правило, согласно которому гибким должен быть процесс выработки решения, но процесс его реализации – жестким. Если решение принято, оно должно выполняться. 6.

Конкретность и регламентированность решения. Хорошее решение дает не только общее (принципиальное) разрешение проблемной ситуации, но и включает план – конкретные способы реализации и их последовательность. Оно регламентирует ис-

полнение действий отдельными подразделениями и работниками. Это одновременно является и предпосылкой для эффективной реализации последующего контроля результатов решения, без которого оно в принципе не может быть действенным и конструктивным.

Сущность мотивационной функции состоит в обеспечении руководителем должной заинтересованности исполнителей в реализации общих целей организации, в стимулировании их индивидуальной активности. Реализация данной функции базируется на двух главных принципах. Во-первых, система мотивирования должна быть ориентирована не на часть потребностей работника (обычно – материальных), а на все присущие ему виды и типы потребностей. Во-вторых, она должна адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование, пропорциональное этому вкладу. Эта функция предъявляет наибольшие требования к психологической компетентности руководителя; она рассматривается как наиболее «психологичная» среди всех функций.

Коммуникативная функция раскрывается через понятие «сквозной процесс» организации, т. е. процесс (точнее – целая система процессов), обеспечивающий координацию совместной деятельности в ходе функционирования организации на основе обмена информации между ее членами. Основная задача руководителя состоит при этом в обеспечении «коммуникативного пространства» организации, т. е. разветвленной системы коммуникаций различных типов и форм, направленных на содействие достижению общих целей организации. Для этого руководитель должен знать основные типы коммуникации и уметь их грамотно использовать. Среди основных типов коммуникаций различают, в частности, внешне- и внутриорганизационные коммуникации, вертикальные и горизонтальные, «восходящие» и «нисходящие», формальные и неформальные, директивные и консультативные и др.

Сущность контрольно-коррекционной функции состоит в систематическом мониторинге промежуточных и конечных результатов функционирования управляемой системы, во внесении необходимых корректировок и в достижении на этой основе целей деятельности системы. Ключевое значение имеет при этом сочетание трех основных типов контроля – опережающего, текущего и заключительного, а также соблюдение базовых принципов реализации контрольно-коррекционной функции: своевременности, стратегической направленности, гибкости, ориентации на результат, экономичности, объективности, активности, открытости, адекватности содержанию деятельности.

Основные управленческие функции второй группы – кадровые – в психологии управления принято упорядочивать на основе «хронологического критерия», т. е. времени их реализации в процессе организационного функционирования. Они могут быть описаны с различной степенью детализации, однако чаще всего отмечаются следующие направления и этапы управления трудовыми ресурсами: -

формирование кадровой политики организации; -

кадровое планирование, разработка профессионально-квалификационных требований к персоналу; -

набор персонала; -

отбор персонала; -

определение системы заработной платы и льгот;

организация системы стимулирования; -

профессиональная адаптация; -

подбор и расстановка персонала; -

профессиональная подготовка и переподготовка персонала; -

оценка персонала; -

повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; -

подготовка руководящих кадров; -

управление карьерным продвижением и перемещением.

Каждое из этих направлений, в свою очередь, включает в себя целый комплекс общих и конкретных мероприятий, относительно не зависящий от содержания деятельности той или иной организации.

Например, кадровое планирование («планирование ресурсов») включает три основных этапа: оценка наличных кадровых ресурсов; оценка будущих кадровых потребностей; разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Особую роль в структуре кадрового менеджмента играет этап отбора персонала (как общий процесс реализации кадровых функций). Он осуществляется путем выбора из потенциального резерва тех кандидатов, которые по своим деловым (профессиональным) и личностным (психологическим) характеристикам в наибольшей степени удовлетворяют разработанной системе професионально-квалификационных требований к персоналу. Такой отбор в принципе должен носить комплексный характер и включать мероприятия как организационного, так и психологического плана. Организационный отбор связан с решением вопроса о профессиональном, культурном, общеобразовательном, юридическом соответствии кандидатов вакантным должностям. Психологический отбор связан с решением вопроса о профпригодности кандидатов в отношении этих должностей. Для основных видов деятельности в организации должны быть разработаны психограммы. Психограмма ~ это система требований, которые предъявляет профессия к основным психологическим качествам субъекта. Она в дальнейшем используется как комплексный критерий профессионального отбора кандидатов. При проведении профотбора достаточно часто используется метод тестов, а также другие психологические методы отбора. Кроме того, большую роль играет реализуемое либо самим руководителем, либо специальными работниками в организации «личное собеседование по найму». Овладение его техникой должно быть частью всего арсенала управленческих умений и знаний. Это, а также умение учитывать особенности психологического состояния собеседника в момент обследования крайне важно для реализации общей кадровой функции руководителя.

При реализации всех указанных кадровых функций руководитель должен осуществлять еще целый ряд специфических функций – воспитательную, дисциплинарную, арбитражную, психотерапевтическую и экспертно-консультативную. Так, сущность арбитражной функции состоит прежде всего в разрешении и устранении конфликтов и трудовых споров в организации. Суть психотерапевтической функции определяется как создание руководителем или администрацией в целом атмосферы своеобразного психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются чувство безопасности работников, отсутствие у них тревоги и «беспокойства за завтрашний день", оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, желание сохранять членство в организации.

Психограмма – система требований, которые предъявляет профессия к основным психологическим качествам субъекта.

Необходимость в управленческих функциях третьей группы – производственно-технологических – связана с тем, что деятельность практически любой организационной системы направлена, в конечном итоге, на создание определенных продуктов, на получение социально-значимых ценностей – товаров, услуг и др. Поэтому любая организация включает в качестве своего основного звена так называемую операционную систему, непосредственно направленную на создание итогового продукта деятельности. Регулируя ее, руководитель реализует функцию оперативного управления, а также тесно связанные с ней маркетинговую и инновационную функции. В психологии управления сформулировано важное положение, согласно которому чем выше иерархический статус руководителя, тем в меньшей мере он должен быть занят непосредственной реализацией производственных функций. И наоборот, чем ниже уровень управления, тем большую (а на самых низших уровнях – и основную) роль в управленческой деятельности играют эти функции. Иными словами, выраженность данной функции обратно пропорциональна иерархическому положению руководителя в общем континууме управления.

Общая функция оперативного управления включает ряд основных подфункций. Это, прежде всего, нормирование, координация, регулирование, диспетчеризация, материально-техническое и сырьевое обеспечение (а также еще более специализированные функции разнарядки работ, контроля сроков их выполнения, календарного планирования). Изучение этих функций составляет в настоящее время самостоятельное и важное направление современной теории управления – производственный менеджмент, который представляет собой синтез стратегического и оперативного управления производством, организационного функционирования.

Сущность инновационной функции состоит в управлении развитием организации на основе текущего внедрения и перспективной разработки (и адаптации) новых средств и форм производства (технологий), а также новых форм организационного функционирования.

Содержание маркетинговой функции руководителя состоит в организации и координации мероприятий по следующим направлениям: изучение внутреннего и внешнего рынка, планирование товарного ассортимента, разработка мероприятий по наиболее полному удовлетворению потребителя, выявление неудовлетворенного спроса, планирование и осуществление сбыта, влияние на организацию и управление производством.

Наконец, выделяется еще одна группа управленческих функций – производные, комплексные. По своему содержанию они являются производными от всех остальных групп функций и строятся на основе их объединения. Суть так называемой интеграционной функции состоит в координации всех – частных и общих аспектов, задач, функций управленческой деятельности и придании им, по возможности, более целостного и непротиворечивого характера. Другая – стратегическая – функция наиболее характерна для руководителей высшего звена и определяется как «управление управлением» (что, в свою очередь, совершенно нетипично для руководителей низшего звена). Осуществляя представительскую функцию, руководитель защищает интересы возглавляемой им организации и (или) группы на различных уровнях внут-

риорганизационной вертикали, а также во взаимодействиях организации с внешним окружением, Кроме того, в эту же группу входят и такие обобщенные функции, как административная, стабилизационная, дисциплинарная.

Вопросы для повторения 1.

Что является предметом изучения психологии управления? 2.

Укажите основные подходы (школы) психологии управления, 3.

Дайте определение организационной структуры и расскажите об основных типах организационных структур. 4.

Опишите специфику управленческой деятельности. 5.

Что такое «управленческая функция»? 6.

Опишите структуру основных управленческих функций. 7.

Какие требования предъявляются к управленческим решениям? 8.

Укажите основные кадровые функции руководителя. 9.

Дайте определение субъекта управления.

Что такое «социальная перцепция» и как она связана с эффективностью деятельности руководителя? 11.

Назовите и объясните основные феномены социальной перцепции. 12.

В чем проявляется специфика практического мышления а деятельности руководителя? 13.

Дайте определение «индивидуальной управленческой концепции». 14.

Что такое «управленческие способности»? 15.

В чем проявляются особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя? 16.

Что такое «властные отношения» и какие разновидности «власти» известны? 17.

Опишите основные методы изучения деятельности руководителя.

Аверченко Л. К. и др. Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В. М. Николаенко; Отв. ред. М, В. Удальцова. – М.; Инфра-М, 1999. – 147 с. – (Высшее образование)

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших школ. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 375 с. – (Учебники для вузов)

Боровиков А. П. Политическое лидерство / С. -Петерб. ветеринарн. ин-т. – СПб.: Санкт-Петербургский ветеринарный институт, 1993. – 63 с.

Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие / А. И. Донцов и др.; Под ред. Ю. М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999. – 376 с. – (Психология для студента) – (Открытая книга. Открытое сознание, Открытое общество)

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 120 с. – (Психология в школе)

Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни (программа действий на 21 день)/ Пер. с англ. Д. Л. Стровского. – М.: Культура и спорт, 1996. – 254 с. – (Зарубежный бестселлер)

Дэна Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. – СПб.; М: АОЗТ «Ин-т личности»: АОЗТ «Лена-ТО»: ИЧП «Палантир», 1994. – 138 с.

Зайцев Г. Г. и др. Организационное поведение: Учеб. пособие / Г. Зайцев, К. А. Прозоровская, В. А. Спи-вак; Министерство образования РФ; СПб. Гос. Ун-т Экономики и финансов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. Ун-та Экономики и финансов, 2000. – 123 с.

История менеджмента: Учебное пособие / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе; Под ред. Д. В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 252 с. – (Высшее образование)

Кабаченко Т. С. Психология управления: Учеб пособие. – М.: Пед, о-во России, 1996. – 146 с.

Карпов А. В, Психология менеджмента; Учеб, пособие, – М.: Гардарика, 1999, – 582 с. – (Disciplinae) Конфликты и переговоры; Практическое руководство для менеджеров, – Ростов и/Д: Феникс, 1997.

Кравченко А. И. Трудовые организации: структура, функции и поведение / АН СССР, Ин-т социологии. – М,: Наука, 1991,-238 с.

Лебедев В. И. Психология и управление. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

Литвак Б. Г. Управленческие решения; Учебник / Ассоц, авт. и изд. «Тандем» – М.: ЭКМОС, 1998. -246с,

Майерс Д. Социальная психология / Пер с англ. Гаврилов В. и др. – 682 с, – СПб.: Питер, 1998. – (Мастера психологии)

Минделл А, Лидер как мастер единоборства; Введение в психологию демократии, В 2 т. / Пер, с англ,; Вступит, ст. П. Шихирева. – М.; Ип-т психологии РАН, 1993, – 160 с.

Основы социально-психологической теории; Учеб. пособие / Н, Богомолова и др.; Под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. – М.; Междунар. пед. акад., 1995. – 419 с, – (Библиотека школьного психолога)

Панасюк А. Ю. Управленческое общение: практические советы. – М.: Экономика, 1990. – 112 с.

Пструшин В, И. Психология менеджмента: Как сделать счастливым себя и своих подчиненных: Учебное пособие. – М,: Институт практической психологии, 1996, – 239 с. – (Библиотека школьного психолога)

Психология управления: Курс лекций / Аверченко Л. Г„ Залесов Г. М. и др.; Отв. ред. М. В. Удальцова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск; Изд-во НГАЭиУ, 1999. – 147 с. – (Высшее образование)

Роббинс С. Организационное поведение, – Прентис Холл, 1994.

Розанова В. А. Психология управления: Учеб. пособие. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез", 1999. – 352 с.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления, – Ростов н/Д, 1997, – 234 с.

Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. ~ Киев: Внешторгиздат, 1991. – 189 с.

Информационная структура - одна из наиболее актуальных и тех-нологически сложных проблем современного государственного управ-ления. Информационная структура, выступая каркасом системы госу-дарственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реа-лизацию основных функций, выбор форм и методов связей с общест-венностью. Субъект управления - структурно-организованная соци-альная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, - использует государ-ственную информацию как основной ресурс управленческого воздейст-вия. Объект управления - структурированная социальная общность, также использует информацию и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

В прежней управленческой системе тоталитарного общества традиционно доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под воздействием господствующей государственной идеологии и характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это приводило к неизбежному одностороннему отбору фактов и сведений аппаратом управления и возникновению фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание неугодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социально-экономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности - третье.

Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государствен-ной идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информа-ционной структуры государственного управления.

Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйственную, социально-культурную и административно-политическую функции. Эффективная реализация вышеназванных функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры.

Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями. Поэтому Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Федерации концентрируют материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географи-ческая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, пере-ходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низкая компьютерная грамотность населения.

Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные средства вычис-лительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, - это сложный и многообразный тип инфор-мации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характе-ризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

1) информация, циркулирующая внутри органов государственной власти;
2) информационные потоки между органами управления разного уровня;
3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони-торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести ин-формационно-аналитические центры, управления по связям с общест-венностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, инфор-мационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой ин-формации.

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы - правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время принятия позитивных решений.

Специалисты информационно-аналитических служб в региональных администрациях вкладывают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

Информатизацию управленческих процессов;
освоение компьютера для машинописных работ;
создание справочно-информационных систем и технологий.

Все информационно-аналитические службы регионов можно раз-делить на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).

Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспе-риментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

Нормальная работа аналитических служб зависит не только от профессиональной подготовки руководителей этих подразделений, но и косвенно от управленцев высшего звена - губернаторов, мэров и их помощников, референтов, пресс-секретарей, управляющих делами, руководителей, организационных отделов. Здесь возможна недооценка роли аналитических исследований на стадиях рассмотрения проблем регионов и путей их решения, односторонняя специализация аналити-ческих подразделений, аналитический мониторинг только текущих про-блем, комплектование аналитических служб специалистами только одного профиля (экономисты, социологи, администраторы). Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. В качестве основных элементов можно назвать различные организационные структуры, которые делятся на информационно-аналитические (аналитические центры и управления), информационно-справочные (пресс-службы, информационно-справочные отделы), информационно-технические (информационно-поисковые системы, компьютерные службы), средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать). К ним можно отнести также управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационные агентства, комитеты по статистике и др.

В информационном обеспечении государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы - правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических центров готовятся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Ана-литическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъ-юнктуры.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

Информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;
анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управ-ленческого процесса;
поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;
экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;
подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обосно-вание;
подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента - Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Фе-дерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким об-разом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласо-ванные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации - в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Российской Федерации.

Можно выделить следующие значимые виды инфор-мации:

О положении в сфере, регулируемой законопроектом;
о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Го-сударственной Думе;
насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

Готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;
активно участвует во всех парламентских слушаниях;
организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;
разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации.

В частности, информационно-аналитическое управление Совета Фе-дерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России.

Деятельность информационно-аналитических центров тесно связана с пресс-службами - новым и не менее значимым для процесса госу-дарственного управления элементом информационной структуры.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому- либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими (рис. 7.6).

Рис. 7.6.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств обычно составляют компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и устройства автоматического съема информации, эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются: предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

  • общесистемная, включающая государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
  • специализированная, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
  • нормативно-справочная, используемая при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

Информационная система но структуре всегда одинакова и определяется тем, что при любых объектах производства, при любой технике управления будет происходить сбор, хранение, обновление, переработка и передача информации.

Рост объема производства, усложнение структуры управления увеличивают объем информации, которую должен переработать руководитель, чтобы принять решение и выработать команду. Ускорение динамизма в производстве требует дальнейшего сокращения сроков переработки информации и выработки команд. Информационные связи руководителя предприятия можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.7).

Рис. 7.7.

Определение потребности в информации является существенной предпосылкой для создания эффективной системы информации и руководства. При определении потребности в информации нужно установить необходимый минимум политических, экономических, естественнонаучных, технических, социальных и иных знаний, которыми должен располагать каждый член коллектива для оптимального выполнения возложенных на него задач, а также целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы, через которые необходимо проводить информирование.

Выходная информация передается исполнителям для принятия решений. Внутренняя информация предприятия характеризует различные стороны промышленно-хозяйственной деятельности. Она носит оперативный характер, отражает экономические результаты работы предприятия. Передача информации исполнителям осуществляется в виде приказов, распоряжений, инструкций, программ, методик и т.д. Важная роль при передаче информации отводится специальному аппарату при руководителе (секретарю, секретарю-референту и пр.), который призван осуществлять сбор, регистрацию, сортировку, анализ и подготовку информации для принятия решений.

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

Структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру или их совокупность.

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.

Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции. К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

Рассмотрим более подробно функциональные структуры.

Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.


В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея функциональных структур состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис. 1.1., вместо универсальных менеджеров (при линейной структуре управления), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Исполнители

Функциональная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.