18.09.2019

Виды фарфора кратко. Бисквитный фарфор в узком и широком смысле. Фарфоровая посуда – свойства


У многих людей дома есть чашка или статуэтка, изготовленная из костяного фарфора, но при этом мало кто знает, что он собой представляет и где его купить. Эта разновидность материала отличается тонкостенностью, просвечиваемостью и изысканностью. Он был разработан мастером керамики англичанином Джозайя Споудом. Посуда из этого материала часто имеет маркировку Bone chine или Fine bone china. По своим характеристикам он занимает среднее значение между мягким и твердым материалом.

Что такое костяной фарфор

Под таким видом фарфора подразумевается особая разновидность твердого материала с добавлением пережженной кости. Он является очень прочным, но при этом белым и прозрачным. Высокие прочностные показатели достигаются за счет плавления основных ингредиентов в процессе обжига. Он был создан в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого китайского фарфора. В конце XVIII-го века в состав материала стали добавлять костный пепел, и в процессе развития технологии была разработан базовая формула.

У посуды, которая изготавливается из такого материала, нет эффекта яичной скорлупы, что достигается за счет того, что пустоты между частичками белой глины заполняются костяным пеплом. Так, костяной фарфор – это один из самых популярных материалов, который благодаря своей белизне и прозрачности завоевал лидирующие позиции по продажам на мировом рынке. Сервизы из него могут иметь приятный кремовый оттенок.

Состав

Прежде чем заказать китайский костяной фарфор, обратите внимание на состав. Базовая формула для изготовления материала такого типа предусматривает по 25% каолина (особой белой глины) и полевого шпата с примесью кварца, 50% пережженных костей животных. Первый обжиг производится при температуре 1200-1300 °C, а второй – 1050-1100 °C. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.

Кости, которые применяются в составе фарфоровой массы, обязательно подвергаются специальной обработке, в результате которой они начинают выгорать – это нужно, чтобы удалить из них клей и разогреть до температуры в 1000 °C. Органические вещества при этом сгорают, а структура костей меняется до необходимого состояния. Из получившейся массы с использованием форм из гипса получаются предметы, на поверхность которых после обжига наносят разнообразные рисунки.

При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь. Цветки и художественные узоры и линии наносятся на изделие с помощью деколи – тонкой пленки. Еще применяют нанесение росписи. В целом толщина готовых тарелок, чашек и прочей кухонной утвари получается меньше по сравнению с обычной фарфоровой основой. Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция минеральным. Качество посуды при этом не меняется.

Преимущества

Если нужен фарфор костяной, его лучше купить в специализированном интернет-магазине. Некоторые выполняют доставку по почте. Фирменные вещи имеют целый ряд преимуществ, за счет которых приобретают популярность у потребителей. Материал отличается более мягким цветом и особенной белизной, чего нет у схожих материалов. Качества достигаются за счет добавления в состав перемолотых и обработанных костей. Многие предпочитают такой тип фарфора за его:

  • гладкость;
  • воздушность;
  • просвечиваемость;
  • утонченность.

Чем отличается костяной фарфор от обычного

Такого вида фарфор отличается от аналогов тем, что в состав добавляют уникальный компонент – перемолотые и обработанные кости животных. За счет ингредиента готовая продукция становится мягче, а ее стенки – тоньше. На свету материал начинает немного просвечивать, что придает комплектам воздушность и оригинальность, аристократичный вид. Невзирая на всю изящность, тонкий фарфор отличается хорошей механической прочностью, благодаря чему он долговечен.

Как хранить

В продаже в Москве, Санкт-Петербурге можно найти богатый ассортимент продукции из фарфора костяного типа – это чайные, столовые сервизы, декоративные вазы с разным декором, статуэтки, фигурки и другое. Все они имеют привлекательный и оригинальный вид, разные оттенки и могут прослужить много лет за счет уникальных свойств смеси. Прежде чем заказать продукцию, ознакомьтесь с советами по уходу за ней:

  • не ставьте изделия одно на другое – тарелки, чашки, блюдца, но если такая необходимость появится, то обязательно переложите каждую из них салфетками;
  • расставляйте кухонную утварь так, чтобы они не соприкасались друг с другом – между ними должно быть расстояние;
  • не мойте изделия из тонкостенного фарфора жесткими мочалками, горячей водой;
  • для мытья лучше не использовать химические моющие средства, иначе они могут вызывать испортить рисунок или вызвать блеклость красок столовых приборов;
  • продукция плохо переносит резкие температурные перепады, поэтому перед тем как заварить чашку чая или кофе, предварительно прогрейте их – вначале теплой водой, потом немного горячее и т.д.;
  • перемещайте предметы из костяного материала при уборке кухонной мебели с помощью бумажных салфеток, чтобы предотвратить появление сколов;
  • протирайте фарфор сухой тряпкой, как можно аккуратнее удаляя пыль с чашек, блюдец и т.п.;
  • не храните сервизы у источников открытого огня – в результате нагрева они могут деформироваться.

Основные производители костяного фарфора

Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:

  • Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
  • Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
  • Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
  • Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозия Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королоевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
  • Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.

Выбор

Покупка изящного фарфорового изделия с подглазурной росписью требует грамотного и серьезного подхода, особенно, если вы собираетесь выбрать дорогой сувенир ручной работы. Кроме того, важно отличить подделку. Настоящее качественное творение имеет чистый полупрозрачный белый цвет и блеск при хороших прочностных показателях. Некоторые компании стараются комбинировать инновационные решения с традиционными рецептами и дизайном. Критерии выбора:

  • Цвет материала. Он должен иметь теплый легкий оттенок и не быть слишком белым.
  • Прозрачность. Если продукция качественная, то ее стенки будут хорошо пропускать свет. Держа вещь в руках, вы отчетливо увидите сквозь него очертания своих пальцев.
  • Изучите рисунок, нанесенный на фарфоровый предмет. Часто он накладывается вручную, поэтому можно заметить характерные мазки, след кисточки.
  • Обратите внимание на производителя. Желательно, чтобы на обороте фарфорового творения стояла маркировка одного из известных брендов. Если производитель вам незнаком, то отложите покупку, сначала изучите о нем всю информацию.
  • Важно убедиться в гладкости предмета, отсутствии дырочек, вкраплений, пузырьков, царапин, сколов на поверхности и по краям.

Где купить

Приобрести продукция из костяной фарфоровой массы с холодным белым оттенком можно в торговых точках, специализирующихся на продаже элитной посуды. Ищите крупные магазины, которые часто проводят акции, снижая стоимость товаров. Посещайте торговые точки самостоятельно: у вас появится шанс хорошенько рассмотреть предметы и убедиться в подлинности. Заказать следующий товар у проверенного продавца можно по интернету. Будет хорошо, если вы сможете договориться, что произведете основную оплату после того, как проверите товар.

Представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия - это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело - это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов - каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин - чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются:
. мягкий фарфор;
. твердый (высокотемпературный) фарфор;
. костяной фарфор .

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы - достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450°C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300°C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Мягкий фарфор , именуемый также фриттовым или художественным, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих кремень или песок, морскую соль, селитру, соду, толченый алебастр и квасцы. По истечении определенного времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500 оС, становясь сухим и непористым. Глазурь состоит преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1000С, для соединения глазури с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже, излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Сначала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером служат прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом уже с глазурью - при 1200-1500оС. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе твердый фарфор изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем промешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но чище, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Виды фарфора

Виды фарфора

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остекленения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения.

Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий

Глина

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Глиняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют адсорбцию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности. Эту продукцию можно рекомендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запекания.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остекленное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарфор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу чрезвычайно белую, остекленную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Виды фарфора

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.

Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Вы пробовали читать через фарфор? Через тарелку современного производства этого сделать не удастся, а вот сквозь блюдце или стенку чайной чашки, которые изготовили в 17 в. китайские мастера, вполне можно различить крупные буквы - настолько тонок черепок.

Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор

содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800°С, а потом уже с глазурью - при 1300-1500°С.

Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому может соединиться с черепком совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Мягкий фарфор,

называется также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченный алебастр. По истечении некоторого времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500°С, делая сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100°С, для соединения глазури с черепком.

По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

С начала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор

представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство.

Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°С. речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком.

По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Декорирование фарфора

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов способные вынести большой жар (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью.

Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800°С.





Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С момента зарождения и по сей день изделия из глины используются повседневно практически повсюду: в быту, технике, строительстве, на транспорте и многих других сферах жизни. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Несведущему человеку легко запутаться. Как же отличить их друг от друга и что выбрать?

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика - это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы - фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой - крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика - материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.


Фаянс - это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза - до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).


Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи. Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда. Это роскошные для царского стола, изысканные и , завораживающие тонкостью рисунка , и многое другое.


Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные , вазоны, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.


Пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.


Представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.


Третья группа - это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие , которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.


Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).


Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.


Больше керамики, хорошей и разной!

Существует еще немало разновидностей керамики. Фаянс высшего сорта с наименьшим количеством примесей - это опак. Он белее традиционного фаянса и более прочен. Широко известно во всем мире искусство майолики - шикарной росписи на декоративных изделиях и отделочной плитке. Для лучшего распределения краски на поверхности используется высокопористая глина, обжигаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная эмаль. Эта глина используется в качестве сырья и сама по себе не представляет ценности.


В отдельные виды керамики можно выделить так называемые твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор содержит больше каолина, иногда в него добавляется зола коровьих костей. Мягкий фарфор в действительности является таковым и более подвержен механическим повреждениям.

В целом же по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевых к дорогим): майолика - фаянс - опак - фарфор.

Фаянс или фарфор - что лучше купить

При выборе посуды неизменно возникает вопрос, отдать ли предпочтению фарфору или фаянсу. Ответить на него помогут характеристики этих материалов.

Преимущества фарфора таковы:

  • имеет превосходное качество, включая безупречную глазурованную поверхность;
  • устойчив к перепадам температур;
  • отличается утонченностью, разнообразием форм и великолепием декора;
  • выдерживает мытье в посудомоечной машине;
  • устойчив к агрессивным моющим средствам;
  • экологичен;
  • имеет низкую влагопоглощаемость (менее 0,2%);
  • срок службы регулярно используемых изделий превышает 50 лет.


Фаянс обладает такими характеристиками:

  • имеет хорошее качество;
  • из-за перепадов температур в нем могут появиться микротрещины, при попадании в них окрашивающих веществ (кофе, чая) остаются несмываемые следы;
  • изделия многообразны, изящны и красивы, но не отличаются такой белизной и тонкостью стенок, как у фарфора;
  • покрытие фаянса может пострадать от мытья в горячей воде и в посудомоечной машине;
  • имеет относительно невысокую влагопоглощаемость на уровне 9-12% (намного больше, чем у фарфора, что означает и больший риск появления трещин и сколов);
  • срок службы регулярно используемых изделий составляет около 20-25 лет;
  • стоит намного дешевле фарфора.


Как мы видим, фарфор превосходит фаянс по многим свойствам. Фарфоровая посуда более долговечна, практична и изящна, но и стоит она дороже. Однако последнее не относится к раритетным изделиям. Антикварный фаянс может стоить больше или наравне со старинным фарфором. Здесь многое зависит от редкости, возраста предмета, известности его автора и других моментов.

Приобрести антикварный фарфор, фаянс или керамику можно в нашей галерее. Мы собрали для вас коллекцию лучших заводов и мастеров прошлых веков. Фарфор знаменитой или , редкие изделия и многих других фарфоровых предприятий представлены в нашем каталоге. Для заказа перейдите на страницу понравившегося товара и ознакомьтесь с условиями продажи.