05.11.2019

Формальный и неформальный социальный контроль. Внутренний и внешний социальный контроль. «Посеешь поступок - пожнешь привычку


В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль;
внутренний контроль;
контроль через отождествление с референтной группой;
контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

1) Первая форма контроля – внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного государства.

2) Вторая форма контроля – внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

Третья и четвертая формы контроля менее известны и требуют использования более тонких социально-психологических механизмов.

3) Третья форма – контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4) Четвертая форма – так называемая "множество возможностей" – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.

Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

Принуждение, так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Таким образом, при наличии высокой численности населения начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм;

Влияние общественного мнения. Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, которое принимается и усваивается не в соответствии с общественным мнением, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением;

Регламентация в социальных институтах и организациях. Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них – организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль – не основная функция (например, школа, семья, средства массовой информации, администрация учреждений).

Групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.

Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных к групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например, в бригаде или семье.

Первые три формы были выделены Р. Парком, четвертая форма была описана американским социологом С. Аском.

Данный перечень не включает в свой состав такой важный элемент, как наличие общих ценностей, усваиваемых индивидами в процессе социализации. Дело в том, что основанный на принуждении социальный контроль не всегда обеспечивает уменьшение числа отклонений. Естественно существует множество индивидуальных причин, по которым люди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой, негласно одобряемой или просто допускаемой обществом. Обычно это бывает в том случае, когда нормы оказываются слишком жесткими (или людям представляется, что они слишком жесткие). По этой причине жесткие полицейские меры, направленные против определенного вида правонарушений редко приносят положительные результаты, хотя и попустительство в отношении девиантного поведения также недопустимо.

На основании этого можно сделать два вывода:

1) социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;
2) данная особенность указывает, что социальный контроль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп.

Кроме вышеприведенных форм социального контроля существует ещё общий и детальный контроль.

Иногда контроль отождествляют с управлением. Содержание контроля и управления во многом похожи, но их следует различать. Мать или отец контролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание. Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания.

Таким образом, контроль – понятие более узкое, чем управление.

Различие между управлением и контролем заключается в том, что первое выражается через стиль руководства, а второй – через методы. Методы контроля могут быть общими и детальными. Например, менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения – он прибегает к общему контролю. Если менеджер вмешивается в каждое действие своих подчиненных, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль.

Детальный контроль называют еще надзором. Надзор осуществляется не только на микро, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят: сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, суды, цензура.

Так как контроль входит в управление как составная его часть, но часть очень важная, то мы можем заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она достаточно важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления, который имеет, в свою очередь, два вида – стиль авторитарный и стиль демократический.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.


Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

Социальный контроль, по сути, - это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.

Формы социального контроля[править | править вики-текст]

Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

2. Неинституциональная форма социального контроля - особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль .Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

· Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.

· Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.

· Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой являетсяобщественный контроль . Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль - публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль - это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation - переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Правомерное поведение с юридической точки зрения, это такое поведение, которое согласуется с требованиями правовых норм. С социальной точки зрения это такое поведение, которое приносит благо, социально-полезное поведение. Правомерное поведение является основным видом юридически значимого поведения. Противоправное поведение не носит такого массового характера, как правомерное. Потому, что люди в большинстве своём даже не замечают, что совершают правомерные поступки, в течение дня. Когда всё идёт без конфликтов, люди этого не замечают. Правомерное поведение - это деяние, которое входит в предмет правового регулирования и соответствует либо принципам права, либо основанным на этих принципах юридическим нормам и диспозициям охранительных норм. Оно является итогом реализации правовых норм. Правомерное поведение - единственный социально полезный вид правового поведения. Правомерное поведение - это цель законодателя, правоохранительных органов. Обеспечению правомерного подведения подчинена вся система государственного аппарата.

Признаки правомерного поведения :

1. Правомерное поведение всегда выступает в форме деяния (действия или бездействия).

2. Правомерное поведение является поведением общественно полезным, т.е. способствует прогрессивному поступательному развитию общества и индивидов.

3. Правомерное поведение является наиболее массовым видом поведения в правовой сфере.

4. Правомерное поведение иногда неправильно оценивается в рамках массового характера. Например, в случае массового неправомерного поведения законодатель пересматривает те или иные нормы.

Правомерное поведение можно классифицировать по разным основаниям.

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения ):

1. Действия - активное правомерное поведение.

2. Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона):

1. Активно-сознательное правомерное поведение - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно.

2. Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания.

3. Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие.

4. Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение:

1. Правомерное поведение в экономической сфере.

2. Правомерное поведение в политической сфере.

3. Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение:

1. Правомерное поведение личности (индивида, граждан и должностных лиц) .

2. Правомерное поведение организацийюридических лиц.

3. Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение:

1. Конституционное правомерное поведение.

2. Уголовное правомерное поведение.

3. Гражданское правомерное поведение и т.д.

Ещё одна классификация:

1. Социально необходимое (общественно-необходимое) правомерное поведение. Например, уплата налогов.

2. Социально-допускаемое правомерное поведение. Пойти на охоту. Всем нет необходимости туда идти, но допускают возможность охотиться, разрешают.

Может быть желательное правомерное поведение. Например, участие в выборах – социально желательное правомерное поведение. Или получение высшего образования, государство в этом очень заинтересованно. И не желательное.

Правомерное поведение может быть индивидуальным и коллективным, между собой они существенно отличаются. Право на забастовку индивидуально реализовать, в принципе невозможно. Это всегда коллективное правомерное поведение.

По субъектам: правомерное поведение; правомерное поведение. Можно говорить о правомерном поведении самого государства.

В научной литературе существует несколько понятий правомерного поведения:

1. Правомерным считается то поведение, которое соответствует предписаниям юридических норм.

2. Правомерным считается любое поведение, не запрещённое юридическими нормами.

Оба эти понятия не являются верными в силу следующих причин:

Первое:

· Учитывая существование пробелов в законодательстве, можно сказать, что это определение не верно.

· Не всякая юридическая норма является выражением права, есть нормы, не имеющие отношения к правоприменению, т.е. и поведение, вытекающее из таких норм, тоже не является правомерным.

· Поведение должно соответствовать не всей структуре юридических норм, а лишь гипотезе (в регулятивных нормах) или диспозиции (в охранительных нормах).

Второе: право не является единственным и универсальным регулятором общественных отношений - оно охватывает не все сферы жизни и существует такое поведение, которое является юридически нейтральным, но в то же время отрицательным для общественной жизни.

В каждом обществе появляются люди - выдающиеся и «простые», - которые нарушают существующие в нем нормы - моральные, правовые, эстетические.Девиантное(отклоняющееся) поведение - это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов. Иначе говоря, у девиантного поведения - девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, инновационные или революционные действия и т. п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, психически больные, святые, гении и т. п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтомудевиантным является поведение, нарушающее стабильность процессовсоциального взаимодействия. Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.

Например, рассмотрим социальную связь студента с родителями во время учебы в вузе. Родители ждут от него хорошей учебы, которую трудно совмещать с ролями спортсмена, влюбленного, работника и т. п. Студент начинает учиться неудовлетворительно, т. с. девиантно. Для преодоления такой девиантности существует несколько возможностей. Прежде всего, можно изменить свои потребности, что скажется на оценке других людей и норм регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиться удовлетворительной. Далее, можно изменить предмет своей потребности и тем самым смягчить напряженность в социальной связи. Например, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи по его учебе в вузе. И, наконец, студент может уйти из дома, перестать ориентироваться на своих родителей и начать ориентироваться на своих друзей и подруг.

Девиация иконформизм- два противоположных типа поведения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой - также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находитсяиндифферентная. Она отличается отсутствием как конформной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные.

Девиация включает в себя три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (нравственная, политическая, правовая); 2) оценивающего человека, группы или организации; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являютсяморальные и правовые нормы. Они различны в разных типах обществ, поэтому поведение, являющееся девиант- ным в одном обществе, не будет таковым в другом.

Например, в буржуазном обществе, ориентированном на личный успех, поступки типа подвигов Павки Корчагина или Александра Матросова считаются девиантными. А в советском обществе, ориентированном на интересы государства, они официально считались героическими. Противоречие между ориентацией на индивида и ориентацией на общество характерно для всей истории человечества, оно нашло свое выражение в двух противоположных типах личностей: коллективистском и индивидуалистском.

В зависимости ототношения к людям Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения:

1. Личностьзаботится об установлении и сохранении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп.

2. Личностьуступает другим, подчиняется им. В этих случаях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии стало причиной девиантности множества людей.

Классификация девиантного поведения в зависимости от отношенияк стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения:

Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т. п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации.

Инновационное поведение , с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общественно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п.

Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты - бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) - это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п.

Революция (бунт) - это форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.

Из сказанного видно, что конформизм и девиация - два противоположных видов поведения, которые взаимно предполагают и исключают одно другое. Из описания типов девиации следует, что она не является исключительно негативным видом поведения людей, как это может показаться на первый взгляд. Юрий Деточки н в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей - борьбы со спекулянтами и «теневиками» - крал у них автомобили, а средства от продажи перечислял в детские дома.

Становление девиантного поведения проходит несколько стадий: 1) появление культурной нормы (например, ориентации на обогащение в постсоветской России); 2) появление социального слоя, который следует этой норме (например, предпринимателей); 3) превращение в девиантные форм деятельности, не ведущих к обогащению (например, в нашем случае, нищенской жизни многих рабочих и служащих); 4) признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других; 5) переоценка данной культурной нормы, признание ее относительности.

Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации.

Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить.

Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться предосудительным и позорным для мужчины.

Типы формального контроля

Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок.

реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе.

Таблица 7-2. Теории девиации

Тип объяснения

Теория

Основная идея

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями.

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов

Ломброзо

Физические особенности являются причиной девиации

Психологическое

Психоаналитическая теория

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

Социологическое

Аномия

Социальная дезорганизация

Аномия

Культурологические теории

Теория стигматизации (клеймения)

Радикальная криминология

Дюркгейм

Шоу и Маккей

Селин, Миллер, Сутерленд,

Клауорд и Оулин

Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг

Девиация , в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм

Девиация многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности , нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами их достижения

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у собак некоторых пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф , отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

  • 3.Особенности девиантного поведения в России
  • 1. Отсутствие единной системы ценностей, разделяемой большей частью населения - фрагментация мировозрения.
  • 2. Криминализация общества - это такая форма девиации когда стирается сама возможность различения социально позитивного и негативного поведения, действия. Преступный социальный мир уже не находится на социальной обочине, он - на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани
  • 3. Право как ценность, регулятор поведения все больше замещается своеволием, групповой целесообразностью, утрачивает свою привлекательность.
  • 4. пьянство вовсе "не является в России девиантным. Точнее говоря, оно признается таковым на формальном, или институциональном, уровне. ... Фактической девиацией здесь является не обильное возлияние, а отказ от него"

Термин «интернет-зависимость» впервые ввела английский психолог М. Шоттон (M.A. Shotton) в 1989 г, по отношению к особой группе людей, занимавшихся разработкой компьютерной техники и программного обеспеченияКузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2008. С. 75.. Начало изучения интернет-аддикции было положено в 1994 году в США, когда группа американских учёных (клинический психолог Кимберли Янг (K. Young) и психиатр Эйван Голдберг (I. Goldberg)), разработав опросник для выявления интернет-аддиктов, разместили его в Интернете и провели своё первое исследование. В 1996 г Э. Голдберг (I. Goldberg), официально ввел в научный оборот использование термина «Internet-addiction» для описания непреодолимого желания использовать Интернет, которое влечёт за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности

Интернет-зависимостью одну из форм девиантного поведения, суть которого состоит в уходе от реальности путём искусственного изменения своего состояния посредством постоянной фиксации внимания на деятельности в Интернет с развитием и поддержанием ряда определённых эмоций

В отечественной литературе сводный список признаков сетевой зависимости представил психолог А. Е. Войскуновский Скородумова. О.Б. Виртуальная личность и свобода// ВМГУ. Серия 7. Философия. 2004. №2. С.84-85.:

неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернет;

появление чувства досады и раздражения при вынужденных отвлечений в работе Интернет;

навязчивые размышления об Интернет;

стремление проводить за работой в Интернет всё увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

побуждение тратить на обеспечение работы в Интернет всё больше денег, не останавливаясь перед расходами припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;

готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернет;

способность и склонность забывать при работе в Интернет о домашних делах, учёбе или служебных обязанностей, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

стремление и способность освободиться на время работы в Интернет от ранее возникавших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъёма и своеобразной эйфории;

нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства, готовность смириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощённости работы в Интернет;

пренебрежение собственным здоровьем, и в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернет в ночное время;

избегание физической активности или стремление сократить её, оправдывая необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернет;

постепенное «забывание» о еде, готовность удовлетворить голод случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

В зависимости от выделяемых симптомов диагностирования в научно?исследовательской литературе описываются 5 различных типов Интернет-зависимости Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 46-48.. К ним относят:

5) Веб-серфинг - бесконечное путешествие по интернету, поиск информации, неспособность ограничить просмотр предоставляемых ссылок. Получение информации при этом является только мотивировкой для присутствия в сети.

При этом категорией, операционализирующей поисковое поведение пользователя, является глубина интереса пользователя - количество времени, проведённое пользователем на сайте в ходе сессии, и количество страниц, просмотренных пользователем на сайте в ходе сессии Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 46..

Также в зависимости по содержанию и итогам поисковой деятельности исследователями были выделены три группы пользователей:

Использующие пассивную стратегию поиска обращаются к Интернет часто, предпочитают популярные веб-сайты (преимущественно коммерческие порталы), просматривают тексты на родном языке. При отборе информации они руководствуются соображениями прямого отношения к запросу. Они доверяют простым и понятным интерфейсам. При отсутствии ответа на запрос они считают, что в Сети такой информации нет;

Использующие стратегию отбора - наиболее типичные посетители Интернет. Обычно они обращаются к веб-сайту, когда уже что-либо знают по интересующему их вопросу. Просматривая результаты поиска, они принимают во внимание количество альтернатив, удобна ли навигация и так далее. Отбирая содержание, они предпочитают информацию, представленную в понятной и информативной форме. Они ищут сайты, на которых можно найти исчерпывающую информацию о знакомых предметах;

Использующим динамическую стратегию Интернет предоставляет широкие возможности. Техническая компетентность таких пользователей позволяет им обращаться к разным веб-сайтам в зависимости от задач поиска. Их собственное знание о предмете поиска помогает получать ревалентную информацию в более эффективном режиме. Просматривая результаты поиска, они принимают в расчёт такие параметры, как количество альтернатив, время и скорость, используемые языки, возможность использования родного языка и удобство интерфейса. При отборе учитываются все ревалентные факторы: надёжность, конфиденциальность, соответствие информации запросу, простота и ясность её формы и достоверность её содержания. Такие пользователи достигают наилучших результатов в поиске информации Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.:ЛКИ, 2008. С. 49..

6) Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Данный тип породил целое направление в исследовании феномена Интернет-зависимости, дав ему новое обозначение, как Интернет-секс-зависимость (Cybersexual Addiction) Интернет-зависимость приравнена к наркомании и алкоголизму. URL: htpp://Psychology OnLine.Net .

В целом, людей, занимающихся киберсексом можно условно разделить на четыре группы согласно исследованиям Н. Н. Нарицына:

«стеснительные» испытывают потребность «встряхнуть собственное либидо», но стесняются купить кассету или книгу эротического содержания.

«человек в масках» стремятся реализовать свои тайные фантазии, связанные, например, с трансексуальными желаниями или фрустрированным в реальных сексуальных отношениях стремлением прочувствовать себя смелым и решительным.

«борцы с внешностью», проблема которых заключается в желании, чтобы их никто никогда не видел, так как они уверены, что их внешность отталкивает партнёров и в реальном мире их никто не полюбит.

«странные люди» с настолько нестандартным видением мира, что с окружающими они практически никогда не находят общего языка, поэтому уходят в виртуальный мир Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров». URL: http://www.netaddiction.com/.

7) Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей.

Средин причин обращения к Интернету как инструменту общения называют неудовлетворенность общением в жизни: неудовлетворённость реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от неё; возможность реализации качеств личности, проигрывание ролей, переживание эмоций, по тем или иным причинам недостижимым в жизни Формирование зависимости от компьютера (Кибераддикции) URL:// htpp://myafp.narod.ru/internet1.html . Либо, как полагает российский социолог М.Н. Дёмина, привлекательность различных видов интернет-ресурсов для виртуального общения связана еще с тем, что, по сути, оно является воплощением игры как средства самореализации личности.

1. Навязчивая финансовая потребность - участие в азартных Интернет-играх, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в Интернет-аукционах.

Гэмблинг - игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми в сети

Можно сказать, что, в целом, пользователя в виртуальной игре привлекает:

  • 1. Наличие собственного интимного мира, в котором нет доступа никому, кроме него самого;
  • 2. Отсутствие ответственности;
  • 3. Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • 4. Возможность исправить любую ошибку при многократности повторения;
  • 5. Возможность самостоятельно принимать любые в рамках игры решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
  • 5. Социальные взаимодействия (личность, социализация, группы, гендер, конфликты)

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

  • · Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • · Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Личность

Личность определяется её самосознанием. Самосознание - это представление личности о самой себе и оценка самого себя. Самосознание личности состоит из таких компонентов, как:

Реальное Я - Самовосприятие

Идеальное Я - самооценка

Зеркальное Я - самоопределение или как думают обо мне другие.

И рассматривается как функция от выполнения множества ролей конкретного человека.

Социализация личности: условия, этапы, виды, агенты социализации

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект.

Условия социализации:

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

1. Первичная социализация - связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

Феномен феральных людей (от лат. homo ferus - люди волки) - люди, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общения и воспитаны животными. После 7 - 9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

2.Вторичная социализация - это общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности. Она связана с овладением специальных знаний и навыков, расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Понятие социальной группы. Типология социальных групп.

Социальная группа- это множество индивидов, регулярно взаимодействующих друг с другом, и объединённых одним общим признаком.

свойства социальной группы:

наличие внутренней структуры

устойчивость границ во времени и пространстве

геторегенность, однородность состава

типы: большие и малые социальные группы, квазигруппы

Большие социальные группы - это группы, основанные на различного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов (город, нации, аудитории, партии).

Малые социальные группы - небольшие по количеству группы, обязательное условие - непосредственное взаимодействие каждого с каждым, общность групповых норм, осознание своей принадлежности к группе.

Малые группы начинаются от диады (2 человека), характеризуются высокой эмоциональностью и конфликтностью.

Фазы развития малых групп:

фаза ориентации - период становления, формирования группы.

фаза конфликта - процесс распределения ответственности, вызывающей эмоциональное напряжение.

фара развития сплочённости- управление конфликтами, фиксация набора норм поведения в группе.

фаза консенсуса или поддержки - функционирование группы как единого организма.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды: аудитория;

фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

анонимность. индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

виды малых социальных групп: формальная, неформальная, первичная, вторичная, референтная.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Н

Первичная группа , небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных, менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения.