26.09.2019

Современное состояние природной среды. Методы исследования - наблюдение


Для всех, кто сызмальства любит природу, найдется немало замечательных профессий. Выводить новые культуры растений, ухаживать за животными, постигать тонкости фермерского дела - далеко не полный список того, что современный Homo Sapiens может делать сегодня для природ за вполне заслуженную заработную плату.

5. Лесничий

Представители данной профессии являются специалистами в сфере ведения лесного хозяйства. Лесничий руководит комплексными работами по воспроизводству, рациональному использованию, защите и охране лесных угодий. Лесничий - глава лесной госохраны. В его подчинении находятся лесники и лесоводы, участковые техники, помощник-заместитель. Сам же лесничий подчиняется непосредственно главному лесничему лесхоза и директору.

Лесничий обязан:

  1. Руководить производственно-хозяйственным сегментом деятельности лесничества.
  2. Следить за состоянием лесов, обеспечивать рациональное использование ресурсов леса, контролировать выполнение плановых заданий.
  3. Помогать во внедрении в лесохозяйственное производство передовых технологий.
  4. Организовывать проведение вырубок и противопожарных, а также лесовосстановительных мероприятий.
  5. Проводить работы по защите леса от болезней и вредителей, пресекать несанкционированные вырубки.
  6. Проводить лесосеменные работы, переработку древесины, а также осуществлять утилизацию древесных отходов, отпуск леса на корню и отвод лесосечного фонда.
  7. Составлять акты о нарушениях, налагать штрафы.
  8. Содействовать экспедициям в выполнении проектно-изыскательных, гидро- и агролесомелиоративных, а также лесоустроительных работ. Контролировать качество их проведения.
  9. Руководить тушением пожаров.
  10. Председательствовать в судебных органах, когда дела касаются нарушений правил эксплуатации леса, лесных пожаов.

4. Зоолог

Изучает животный мир во всех его проявлениях. Наблюдает за жизнедеятельностью животных в естественных условиях, используя различные технические средства. Также, зоолог проводит эксперименты, исследования и анализы поведения животных в лабораторных условиях. Зоолог изучает анатомию, физиологию, генетику животных, зоогигиену, исследует зооакушерство и вообще, всё, что касается животных, а также проводит опыты во всех этих сферах и занимается естествоиспытательской деятельностью. Эта профессия тесно связана с научной деятельностью и, к сожалению, её нельзя назвать слишком востребованной. К тому же, постоянно контактируя с животными, зоолог находится в зоне риска приобретения различных заболеваний, в том числе, неизвестных науке.

Участвуя в экспедициях в лоно дикой природы, зоологи часто подвергают свои жизни риску. Так, всемирно известный зоолог, природолюб и естествоиспытатель Стив Ирвин, погиб в 2006 году во время съёмок очередного выпуска своей телепередачи.

3. Ветеринар

Сфера деятельности такого специалиста, в общих чертах, хорошо проиллюстрирована в старом советском мультфильме «Добрый доктор Айболит», созданном по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Ветеринар занимается лечением, профилактикой болезней у животных, проводит хирургические операции, различные косметические и медицинские процедуры, необходимые животным; осуществляет санитарный контроль на объектах реализации, производства продуктов животноводства.

Ветеринарные врачи постоянно ведут борьбу с антропозоонозами - заболеваниями, являющимися общими для животных и людей. Ветслужба осуществляет контроль пищи, являющейся продуктом животноводческой деятельности. Любое животноводческое предприятие постоянно контролируется ветврачами, регулярно проводящими санитарные экспертизы. Также, ветслужбы держат под контролем применение ядохимикатов в сельском хозяйстве.

2. Эколог

В целом, профессиональная деятельность экологов направлена на защиту природы от загрязнения отходами человеческой деятельности. Специалист данного рода именуется, также, инженером по охране окружающей среды. Обязанности эколога на производственном предприятии:

  1. Контролировать соблюдение на экологического законодательства, стандартов, нормативов, инструкций по охране окружающей среды.
  2. Работать на снижение вредного влияния производственных факторов на здоровье сотрудников.
  3. Разрабатывать проекты перспективных, а также текущих планов в сегменте охраны окружающей среды, контролировать выполнение этих планов.
  4. Участвовать в проведении экологической экспертизы, реконструкции производства согласно строгому соответствию установленным экологическим нормам.
  5. Принимать участие в работах по очистке промышленных сточных вод, предотвращать загрязнение окружающей среды, выброс вредных веществ; работать над уменьшением объёма технологических отходов.
  6. Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, различную техническую документацию.

1. Геодезист

Деятельность специалиста этого профиля заключается в составлении карт местности и проведении расчетов, результаты которых необходимы для описания рельефа той или иной территории. Проще говоря, геодезист это землемер. Он определяет размер площади местности с учетом особенностей её рельефа.

Геодезические работы состоят из 3-х уровней:

  1. Съёмка местности, определение точек на поверхности Земли относительно опорных пунктов. Составление карт.
  2. Проведение масштабных съёмок на территории всего государства. Форма поверхности и площадь определяются относительно глобальной сети опорных точек, при учете кривизны поверхности Земли.
  3. Глобальная съемка. Высшая геодезия. Включает в себя изучение фигуры Земли, её гравитационного поля, определение точек поверхности, впоследствии используемых для построения геодезической сети, которая будет являться опорной для любых других типов геодезических работ.

Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Метеорология - наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению.

Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

Метеоролог (от греч. meteoros , атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.

Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.

Синоптик (от греч. syoptikos - обозревающий всё вместе) - это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков - составление прогнозов. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

Рабочее место

Метеорологи работают на метеорологических станциях и постах, в научно-исследовательских подразделениях Госгидромета, Минобороны и Госкомэкологии. В частности, Гидромет имеет свои подразделения в каждом регионе. Его специалисты занимаются моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы (с помощью радаров, спутников и др.). Также метеорологи работают в частных компаниях, обеспечивающих прогнозами авиацию, мореплавание, сельское хозяйство, строительство.

Оплата труда

Зарплата на 20.02.2019

Россия 50000—55000 ₽

Москва 80000—160000 ₽

Важные качества

Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом.

Где учиться

Специальность «Метеорология».

Московский государственный университет им. Ломоносова
Географический факультет
Кафедра метеорологии и климатологии

Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург)
Метеорологический факультет
Кафедры:
Кафедра метеорологических прогнозов;
Кафедра климатологии и охраны атмосферы;
Кафедра динамики атмосферы и космического землеведения;
Кафедра экспериментальной физики атмосферы.

Казанский (Приволжский) федеральный университет
Факультет географии и экологии
Кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.

Получить эту профессию можно также в любом вузе, в котором есть географический факультет и соответствующие кафедры.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.

Метод наблюдения является одним из основных методов психологического изучения деятельности военных специалистов. Он состоит в прямом восприятии исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показатели, признаки), характеризующих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности.

Общая характеристика метода наблюдения.

1. Состав процедуры: а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?); д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

2. Возможные задачи наблюдения: а) предварительная ориентировка в объекте; б) выдвижение рабочих гипотез и их проверка; в) уточнение результатов, полученных с помощью других методов; г) иллюстрация концептуальных положений.

3. Объект наблюдения: военнослужащие, выполняющие задачи военно-профессиональной деятельности.

4. Ситуации наблюдения: а) естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные); б) управляемые и неуправляемые наблюдателем; в) спонтанные и организованные; г) стандартные и нестандартные; д) нормальные и экстремальные; е) различающиеся по видам деятельности и общения.

5. Предмет наблюдения: вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенных условиях социальной или профессиональной среды и в конкретных ситуациях: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

6. Типы наблюдения: основные и дополнительные.

Основные виды наблюдения: житейское (бессистемное) и научное (целенаправленное). В военной профессиологии под наблюдением понимают научное наблюдение, которое может быть невключенным (дистантным) и включенным. Включенное наблюдение предполагает наблюдение профессиональной деятельности военного специалиста или группы "изнутри", когда наблюдатель становится полноправным её членом. Включённое наблюдение обладает большими достоинствами. Оно даёт возможность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Наряду с ним активно используется дистантное наблюдение, то есть наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником деятельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта воинской деятельности или его действия (операции). Своё поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется, - это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

Дополнительные виды наблюдения: открытое и скрытое (инкогнито); стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое); полевое (естественные условия) и лабораторное; случайное и систематическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; внешнее и внутреннее (самонаблюдение); смешанного типа; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.

7. Методы обработки результатов наблюдения: классификация; группировка; контент-анализ; сравнительный анализ (сопоставление с результатами других наблюдений).

8. Требования к подготовке наблюдения: четкая формулировка цели; выбор единиц наблюдения; выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации; разработка соответствующей схемы наблюдения; разработка способов фиксации наблюдаемых единиц, т.е. использование технических, стенографических, символьно-графических средств; выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям; возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами; сочетание качественных и количественных характеристик наблюдаемого объекта.

9. Преимущества и недостатки наблюдения.

Преимущества метода наблюдения: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения: сильное влияние установок, психических и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение; трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений; значительные затраты времени; ошибки личностного и психологического происхождения:

А) «гало-эффект» (гало – радужные круги вокруг солнца и луны), основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в "черно-белых красках" отдельных проявлений личности военнослужащего;

Б) «эффект снисхождения», проявляющийся в тенденции давать преувеличенно положительную оценку происходящему;

В) «ошибка центральной тенденции», заключающаяся в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

Г) «логическая ошибка», основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, тенденция считать, что обходительные люди обязательно добрые);

Д) «ошибка контраста», то есть подчеркивание черт испытуемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

Е) «стереотипы первого впечатления» - зависимость отношения к человеку от первого впечатления, часто определяемого профессиональными, этническими и возрастными факторами.

Для профессиолога наиболее характерно наблюдение за специалистом, выполняющим какие - либо профессиональные функции. Наблюдение - это всегда оценка действий и операций воспринимаемого лица. Поэтому наблюдающий должен: а) знать особенности своего профессионально-личностного поведения при наблюдении за людьми и их работой; б) вести наблюдение различными способами; в) планировать наблюдение.

Необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно - качественных показателей объекта. Например, количество действий или операций, выполненных за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например движения руками или ногами, изменения позы и т.п. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточка наблюдения (предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и обычно закодированном виде, в ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек - по одной на каждую единицу наблюдения); протокол наблюдения (необходим для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах и отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения); дневник наблюдения (предназначен для фиксации результатов наблюдения, в нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария); стенограмма (письменная форма аудиозаписи результатов наблюдения); описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- видеосъемки.

В практике наблюдения был выработан примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах. Перечислим их.

Вопросы о наблюдаемых: кто они, сколько их? Каковы их род занятий, профессия или специальность, характер взаимоотношений? Какова структура экипажа, расчета, команды?

Вопросы об обстановке наблюдаемой деятельности: где и в каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем они могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Каковы факторы профессиональной среды, влияющие на эффективность деятельности специалиста, и их характеристики (по показателям интенсивности, направленности и длительности воздействия).

Вопросы о целях действия наблюдаемых: Каковы основные профессиональные функции участников действий? Какие цели они преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, целями других участников, а какие не совпадают?

Вопросы о поведении наблюдаемых: что и как они конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Какие стимулы и мотивы вызывает их действие, та или иная форма поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы основные эмоциональные реакции? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за этим эффектом и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Вопросы о восприятии внешней информации: сколько каналов получения информации; каковы ее источники, объем и характер? Какова динамика информации по содержанию и значимости в фиксируемый период (цикл) времени? Каковы основные способы управления и особенности принятия решения в различных условиях? Какие существуют периоды и уровни особого напряжения психофизиологических функций?

Вопросы о динамических параметрах наблюдаемых ситуаций: частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций: когда возникла ситуация и как долго она длилась? Является ли ситуация уникальной? Часто ли возникает? В каких показателях она может быть зафиксирована? Что вызывает и сдерживает ее возникновение? Насколько данная ситуация типична?

Вопросы о процедурах наблюдения и оценке их эффективности: краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз он проводил наблюдение ранее? Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно). Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на него? Какова степень общения c наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись осуществляется по свежим впечатлениям, сразу же после наблюдения.

Наблюдение с использованием кино- и видеоаппаратуры имеет ряд недостатков:

Угол съемки определяется субъективно по усмотрению оператора;

На четкость и видимость снятого влияет освещенность в рабочей зоне специалиста;

Фиксируемые данные ограничены тем, что попало в поле объектива;

Имеет место постоянный элемент условности ракурса и скорости съемки, например съемка сверху или снизу, с быстрой или медленной сменой отрывков (фрагментов) может исказить роль и значение различных психофизиологических функций в трудовом процессе.

Следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют другие дополнительные методы.