15.02.2024

Принципы рационального поведения потребителя. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина Рациональное поведение потребителя схема


Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек - сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально - вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Билет

Выделяют два основных подхода к определению полезности:

1) количественный (кардиналистский). Здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

2) порядковый (ординалистский).

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU). Тогда предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Общая полезность блага

Кривая общей полезности исходит из начала координат, поскольку потребность начинает удовлетворяться после некоторого объема потребления. Эта кривая наклонена положительно, так как с ростом количества блага общая полезность возрастает.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность, как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Предельная полезность

Большинство благ обладает свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рисунке 8 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB полезности.

Билет

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение, 3-й набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей.

36 билет Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1)

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых. Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия. Карта кривых безразличия - способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 8.2). На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство - карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2 U4>U3>U2>U1.

Рис. 8.2. Карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

Гипотеза о рациональном поведении потребителя является весьма интересной и занятной. Она может пригодиться и рядовому человеку, и предпринимателю.

Общая информация

Сейчас сложно найти человека, который бы не верил, что в экономике всё вертится вокруг потребителя. Это норма развития хозяйственного сектора. Считается, что каждый отдельный человек сам знает, что ему необходимо. Когда экономика удовлетворяет его потребности, то она действует лучше всего. В конечном счёте именно решения отдельных людей о покупке того или другого товара и формируют Таким образом, мы влияем на объем реальных продаж и уровень В экономической науке для обозначения этого процесса используется такое словосочетание, как рациональное экономическое поведение потребителя.

В чём же суть?

Когда потребитель выходит на рынок, он старается максимально удовлетворить свои потребности и получить наивысший уровень полезности при использовании определённого блага. Здесь следует отметить, что и отдельный человек, и производитель не являются абсолютно свободными в своем выборе. Приходится учитывать не только имеющиеся но и доход, который есть в распоряжении. Также своё влияние оказывают и услуги, и товары, и иные факторы конкуренции. Поэтому рациональное поведение потребителя и производителя направлено на то, чтобы в ограниченных условиях получить максимально возможную полезность.

Принципы

Теория рационального поведения потребителя является составляющей микроэкономики. В анализе предполагается, что поведение индивида является рациональным, то есть достигается максимальное удовлетворение при ограниченном бюджете. Наиболее важным в этом является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора. Небольшое терминологическое уточнение: полезность - это способность определённого блага удовлетворять конкретные потребности общества или отдельного индивидума. Она напрямую связана с их характеристиками, среди которых наибольшую роль играет качество. Кроме него, значительное влияние имеет ещё долговечность, внешний вид, легкость использования, комфорт, роскошь и тому подобное. Другим важным принципом, которые влияет на рациональное поведение потребителя, является суверенность человека. То есть насколько он не подвержен внешнему влиянию. Так, каждый человек должен хорошо питаться, чтобы быть здоровым и активным. Допустим, что на рынке появился сенсорный телефон, который многие считают статусным. И у человека есть выбор: купить дорогую и не шибко нужную вещь и потом полгода питаться абы как или же обойтись без такой вещицы и деньги потратить на еду и прочие полезности. Если он выберет первый вариант, то тогда не приходится говорить про рациональное поведение потребителя. Примеры такого отношения весьма многочисленны, и этими людьми занимаются специалисты по рекламе.

Теоретическая составляющая

Существует два основных подхода:

  1. Кардиналистская теория полезности. Известна ещё как количественный подход. Выдвигает гипотезу о возможности соизмерения полезности благ. Основную ставку делает на количество (в штуках, литрах, килограммах и так далее).
  2. Также известна как порядковый подход. Отстаивает точку зрения, согласно которой можно ранжировать полезности человека. Обычно используется система исчисления от лучшего к худшему. При этом количественное соизмерение полезности благ отвергается. В основе такого анализа находится определённый набор небольшого количества начальных гипотез, на основании которых и строят кривые безразличия и вычисляют оптимум потребителя.

Общие черты

Гипотеза рационального поведения возможна благодаря наличию объединяющей основы для всех людей. Например:

  1. Наличие у среднего потребителя системы предпочтений.
  2. На спрос значительное влияние оказывает присутствие/отсутствие сопряженных товаров.
  3. Каждый человек желает максимизации своей полезности.
  4. Спрос конкретного потребителя зависит от его уровня доходов.

Эффекты

Нас интересует рациональное поведение потребителя. План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния. Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:

  1. В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.
  2. Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.
  3. Эффект предположительного качества. Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.
  4. Эффект присоединения к большинству. Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».
  5. Нерациональный спрос. Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.
  6. Спекулятивный спрос. Возникает тогда, когда есть дефицит товаров.

О производителях замолвим слово

Их успех и провал полностью зависят от суммарного поведения всех потребителей. Таким образом, мы можем воздействовать даже на большие предприятия. Рассмотрим такой пример. Появилась фирма, выпускающая качественную продукцию. Со временем она буквально «захватывает» рынок, поскольку её товары имеют очень высокие показатели. Когда у неё буквально монопольное положение, она решает понизить качество изготовляемой продукции, оставив при этом неизменённой цену. Со временем потребители поймут, что что-то не так, и перестанут покупать товары этой марки. И они начнут переключаться на продукцию других производителей, которые предлагают лучший баланс цена/качество. Каждый человек в такой ситуации голосует своим кошельком. При массовых таких явлениях происходит излом ситуации на рынке, и на нём поднимаются новые игроки.

Заключение

Одним из довольно существенных недостатков рассмотренной гипотезы является то, что во главу угла поставлено предположение, что человек будет действовать рационально. Увы, это не всегда так. Часто мы тратим деньги на различные мелочи, откладывая на будущее важные события в нашей жизни. Конечно, это нехорошо. Чтобы избежать такого положения дел, следует обдумывать каждый важный шаг.

Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:

Спрос потребителя зависит от уровня его доходов;

Каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;

Средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;

На спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.

«Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.

«Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.

«Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.

«Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.

«Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.

«Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.

В жизни современного общества наблюдается рост влияния потребителя на производителя. В результате в известной формуле «что, как и для кого производить?» внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять .

В пользу такой постановки вопроса существует ряд аргументов. Известно, что для производителя целью является получение прибыли. В этих условиях целесообразно производить лишь такой товар, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки его производства. Здесь-то и происходит «обращение» производителя к потребителю. Если потребитель отдал деньги за товар в размере, превышающем издержки, то производитель получит прибыль. Конечно, отдельный потребитель не может вынести приговор производителю. Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения всех потребителей. Такое явление называется суверенитет потребителя (франц. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя. В обществе, где отсутствует дефицит товаров, суверенитет потребителя приобретает особую актуальность, а тон дальнейшему развитию производства задают не производители, а потребители. Поэтому в современной экономической теории фундаментальной категорией становится поведение потребителя, а не производителя.


Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. Однако она может быть ограничена рядом мер:

Введением карточной системы, т. е. нормированием потребления товаров в периоды войн, голода и других неурядиц;

Законодательным запрещением производства и потребления вредных товаров (наркотики, алкоголь, табак);

Стимулированием потребления полезных товаров и услуг (книги, театр, музыка).

Подобного рода ограничения свободы потребительского выбора существуют в любом обществе. Такие ограничения оправданы лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного зла. В том же случае, если ограничение свободы является составной частью претворения на практике уравнительных теорий, результатом подобного ограничения может стать разрыв связи потребителя и производителя. Ограничение свободы выбора – опасное оружие, пользоваться которым следует очень осторожно и в чрезвычайных ситуациях.

В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.

Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.

Принципы

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.

В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:

  1. Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
  2. Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
  3. Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
  4. Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.

Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:

Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой . Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.

Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена ) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.

Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.

Эффект большинства. " Как делают другие, так поступлю и я", — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.

Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.

Обещанное

Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:

  1. Понятие рационального поведения потребителя

2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта

  • Поведение семьянина
  • Поведение гражданина
  • Поведение собственника
  • Поведение потребителя

3. Основные принципы рационального поведения

  • Принцип рациональности
  • Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
  • Принцип потребностей
  • Принцип независимости

4. Основные виды поведения

  • Демонстративное
  • Консервативное
  • Спекулятивное
  • Социальное

5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги

На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!