12.09.2019

Какой пункта поставить сторожу по приказу 302н. Минздрав подготовил новый порядок прохождения медосмотра


Приветствую, уважаемые друзья! Предлагаю обсудить занимательное чтиво: Заключение Минэкономразвития России от 28.05.2015 N 13875-ОФ/Д26и "Об экспертизе приказа Минздрава России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

В ходе экспертизы приказа № 302н в период с 17 сентября 2013 г. по 17 октября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях приказа № 302н, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее — разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 г. N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу № 302н.

Для проведения экспертного исследования положений приказа № 302н была создана экспертная группа.

Сам я его успел просмотреть по диагонали, и то не до конца. Но смысл во всём этом такой: приказ 302н затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывает необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности. Кроме всего прочего приказ 302н конфликтует с требованиями других нормативных правовых актов.

1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

1.1. Место приказа № 302н в системе нормативного правового регулирования.
Приказом № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок были введены в действие с 1 января 2012 года.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Приказ № 302н издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В то же время в соответствии с приложением № 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.2. Адресаты регулирования.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение № 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении № 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

1.3. Цели регулирования.
Целями регулирования приказа № 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом № 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году» (далее — Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа № 302н.
В соответствии с требованиями приказа № 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
Кроме того, в Приложениях № 1 и № 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс. руб. на работника.
Размер затрат на выполнение требований приказа № 302н представлен в таблице 1.

Кроме того, экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров. Частично это связывают с изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, преобразовавшихся из муниципальных бюджетных в государственные бюджетные учреждения, в которых определение стоимости медицинских услуг производится самостоятельно по ставкам и тарифам, регулируемым или устанавливаемым без участия муниципальных органов власти. Другой причиной возрастания стоимости эксперты называют расширение количественного состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, и увеличение необходимых лабораторных и функциональных методов исследования.

По данным экспертов, на предприятиях нефтегазодобычи медосмотры проходят ежегодно в среднем 60 — 70% работников. На нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических предприятиях в силу отраслевой специфики медосмотрам подлежат более 90% работников, причем значительная часть подлежащих медосмотрам работников (от 10 до 40%) по результатам аттестации рабочих мест работает в оптимальных или допустимых условиях труда.

В Докладе приводятся показатели профессиональной заболеваемости на 10 000 работников по наиболее неблагополучным в данном отношении видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 31,41, обрабатывающих производств — 3,14, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 2,89, транспорта и связи — 2,86.

2. Основания для проведения экспертизы приказа № 302н.

Основанием для проведения экспертизы приказа № 302н на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО «Сургутнефтегаз» о трудностях проведения медицинских осмотров в связи с отсутствием определения терминов «медицинские учреждения» и «значительное удаление» как в приказе № 302н, так и в законодательстве Российской Федерации.

По мнению экспертной группы положения приказа № 302н необосновано затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также обращают внимание, что к выполнению одних и тех же видов работ в результате «пересечения» предмета регулирования приказа № 302н с рядом нормативных правовых актов, в том числе с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»), Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предъявляются различные требования.

Кроме этого, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа № 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности по причине дублирования медицинских осмотров с мероприятиями по диспансеризации, осуществляемыми в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

3. Результаты проведенной экспертизы.

В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа № 302н и приводят к необоснованным затруднениям ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

3.1. Согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» гражданин (в возрасте 18 лет и старше) работающий, неработающий или обучающийся проходит диспансеризацию 1 раз в 3 года в рамках программы обязательного медицинского страхования.

В то же время в соответствии с приказом № 302н медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений должны проводиться с периодичностью 1 раз в год или в 2 — 3 года за счет работодателя.

При этом ряд дублирующих исследований предусмотрено как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом № 302н.

В целях исключения такого дублирования, сокращения временных затрат как работников, так и работодателей, а также финансовых затрат работодателей считаем целесообразным предусмотреть механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

3.2. Кроме того, в рамках экспертизы установлено несоответствие положений приказа № 302н действующим нормативным документам в области охраны труда, принятым ранее.

Имеются несоответствия требований приказа № 302н и действующих санитарных норм и правил по объемам и кратности обследования по отдельным видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Так, объемы осмотров медицинских работников, изложенные в пункте 17 приложения № 2 «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных», не соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части кратности и объемов осмотров.

Согласно примечанию 5 к приложению № 1 и примечанию 3 к приложению № 2 участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что лица, «связанные с работами, указанными в столбце два Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет».

Таким образом, например, специалисты-психиатры должны проводить осмотры только лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в соответствии с приказом № 302н прохождение соответствующего осмотра предусмотрено для всех сотрудников, занятых как производством, так и реализацией лекарственных средств.

Также, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, существенным моментом, затрудняющим применение приказа № 302н, является несогласованность наименований вредных производственных факторов, перечисленных в приложении № 1 и в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «ГН 2.2.5.1313-03. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы)».

В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа № 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.

Представляется целесообразным установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих и гигиеническому нормированию, и учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

3.3. В рамках публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступали обращения о чрезмерности требований предъявляемых в приложении № 1 и № 2, а также о наличии (отсутствии) специалистов в медицинских организациях, предоставляющих услуги по проведению медицинских осмотров.

3.3.1. Представляется, что для работников розничной торговли либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), либо для работников предприятий торговли непродовольственными товарами представляется избыточным проведение всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований.

Например, расходы на проведение медицинских осмотров одного крупного субъекта предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли составляют 295 млн. руб. в год. Количество сотрудников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, превышает 84 000 человек. Обращаем внимание, что не все эти сотрудники имеют контакт с пищевыми продуктами. При этом сотрудники предприятий розничной торговли, включая тех, кто не имеет контакта с пищевыми продуктами, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в полном объеме, включая стоматолога, оториноларинголога, акушера-гинеколога, врача-нарколога, врача-психиатра.

3.3.2. Согласно примечанию 3 к приложению № 1 все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Фактически это означает, что все женщины, подлежащие медосмотрам согласно приложению № 1, должны проходить его 1 раз в год вне зависимости от периодичности, установленной в соответствии с опасностью производства, из-за воздействия которого они проходят медосмотр. Данное требование создает дополнительные обязанности работодателя по формированию поименного списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем году, а также затраты по организации и проведению медицинского осмотра для выявления профессиональных заболеваний.

3.3.3. Эксперты в рамках публичных консультаций отмечали проблему отсутствия ряда врачей-специалистов, особенно в медицинских организациях, расположенных в отдаленных регионах страны, либо отсутствует отсутствия технической возможности провести лабораторные и функциональные исследования в соответствии с требованиям приказа № 302н, а именно:
1) отсутствует или не функционирует необходимое медицинское оборудование (в частности, аппараты, позволяющие делать рентгенографию в двух проекциях);
2) в медицинских организациях (особенно расположенных вне областных центров) отсутствуют врачи-наркологи и психиатры, что вынуждает работодателей заключать дополнительные договоры со специализированными медицинскими учреждениями, имеющими соответствующих специалистов, либо ограничивать выбор медицинских организаций, что не всегда бывает возможно, особенно в удаленных регионах;
3) низкие укомплектованность медицинскими кадрами и их качество.

3.3.4. В приложениях к приказу (примечание 5 к приложению № 1, примечание 3 к приложению № 2) установлено обязательное требование участия врача-психиатра и врача-нарколога в процедуре прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра всеми категориями обследуемых. При этом в соответствии с приложением № 3:
— лицо, направленное на обследование, должно представлять «решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством)»;
— врач-психиатр и (или) нарколог при выявлении лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний должны направлять этих лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

Как отмечают эксперты, на практике участие врача-психиатра в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров сводится к проверке результатов психиатрического освидетельствования, проведенного другой врачебной комиссией, и направлению работников на освидетельствование в другую врачебную комиссию. Аналогичная ситуация наблюдается и с участием врача-нарколога.

Обращаем внимание, что порядок направления на психиатрическое освидетельствование и необходимость прохождения такого освидетельствования установлена один раз в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Учитывая вышесказанное, считаем, что при направлении работников на освидетельствование, являющееся обязанностью работодателя, требование об участии вышеуказанных врачей-специалистов в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров является избыточным.

3.3.5. Аналогично перечню вредных факторов, не согласованному с соответствующими гигиеническими нормативами, наименования видов работ, приведенные в приложении № 2, не согласуются с соответствующими понятиями, определенными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и охраны труда. В частности:
— термин «верхолазные работы», определенный в примечании 5 к приложению № 2, не соответствует определению верхолазных работ, установленному пунктом 1.1 Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, утвержденных постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. № 68;
— вид работ, указанный в пункте 6 приложения № 2, — «Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах» не согласован с понятиями, определенными в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности. Указанный вид работ сформулирован неоднозначно и вследствие этого допускает различные толкования. Представляется целесообразным разделить указанные понятия на два отдельных понятия: «работы с применением взрывчатых материалов» и «работы на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющие и (или) окисляющие и (или) горючие вещества»);
— вид работ, определенный в пунктах 4.1 и 4.4 приложения № 2 в части, относящейся к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет более широкую формулировку, чем в статье 302 Трудового кодекса, относящейся к гарантиям и компенсациям работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям из других районов, что ущемляет интересы работников, постоянно проживающих в указанных районах (фактически они вынуждены проходить медосмотры, устраиваясь на любую работу, и при наличии противопоказаний в соответствии с указанными выше пунктами 4.1 и 4.2 приложения № 2 не имеют никаких легальных возможностей по трудоустройству);
— вид работ, указанный в пункте 24 приложения № 2 «Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств» представляет возможность для отделения работ, связанных с реализацией лекарственных средств в готовом виде в заводской упаковке. Так, в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» приведены следующие понятия: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов»; «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона»; «аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». Исходя из приведенных понятий может быть сделан вывод о том, что речь идет только о работах в аптечных организациях, напрямую связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств внутриаптечного изготовления, а не торговля лекарственными препаратами. В ином случае остается неясным, почему организации оптовой торговли лекарственными средствами не включены в приказ № 302н. Вместе с тем, на практике Роспотребнадзор предъявляет одинаковые требования к аптечным организациям, осуществляющим такие виды работ, как «розничная торговля лекарственными средствами» и «изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения».

4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа № 302н.

Запрос по предоставлению комментариев на проект заключения в рамках процедуры проведения экспертизы приказа № 302н был направлен в Минздрав России, Минтруд России и Роспотребнадзор письмом от 27 августа 2014 г. № Д26и-536.

Минздрав России письмом от 17 сентября 2014 г. № 24-1-2078287 сообщил о значительном количестве обращений граждан и юридических лиц по вопросу реализации положений приказа № 302н. По мнению Минздрава России, приказ № 302н требует серьезных изменений, а также приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ).

Приведение в соответствие с Законом № 323-ФЗ предусмотрено приказом Минздрава России от 13 июля 2012 г. № 32 "О подготовке нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в срок до 20 сентября 2012 г.

Минтруд России письмом от 17 сентября 2014 г. № 15-2/10/В-5937 указал, что считает необходимым привести наименования физических факторов в соответствие с приложением 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также сообщил, что указанное предложение уже направлялось в Минздрав России.

Роспотребнадзор письмом от 17 ноября 2014 г. № 01/13471-14-23 сообщил о поддержке необходимости внесения концептуальных изменений в приказ № 302н. Однако, по мнению Роспотребнадзора, анализ влияния условий труда на профессиональную и профессионально-обусловленную заболеваемость с рекомендациями по совершенствованию профилактических мероприятий и анализ замечаний, изложенных в приложении № 1 к заключению о возможности сокращении периодичности медицинских осмотров, могут дать только врачи — специалисты в области гигиены.

По пункту 1 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает исключить из контингента лиц, подлежащих диспансеризации в соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», работающих лиц, проходящих периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом № 302н.

По пункту 2 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор считает необходимым сохранить существующий принцип распределения по вредным и (или) опасным производственным факторам химической природы и предлагает привести наименования указанных в пунктах приказа № 302н производственных факторов химической природы в соответствие с правилами Международного союза теоре
тической и прикладной химии, ИЮПАК (I№ter№atio№al U№io№ of Pure a№d Applied Chemistry, IUPAC).
По пункту 3 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает пересмотреть формулировки перечня работ, указанных в Приложении № 2 к приказу № 302н с указанием контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения об экспертизе приказа № 302н.

5. Выводы по итогам проведения экспертизы приказа № 302н.

По итогам проведенной экспертизы приказа № 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе № 302н положений, необосновано затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления № 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ № 302н:
1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.
2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.
3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.
4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.
5. Привести положения приказа № 302н в соответствие с действующими редакциями Закона № 323-ФЗ и Закона № 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

The end...

На этом у меня всё. До новых заключений экспертов)

Периодические медосмотры по новому приказу в 2017 году означают проведение медосмотров с учетом нововведений 2015 года, сделавших медосмотры обязательными и для тех сотрудников, которые рискуют потерять на рабочем месте слух из-за повышенного производственного шума. Подробнее об организации медосмотров с учетом последних требований к ним вы узнаете далее из статьи.

Что нового в порядке проведения периодических медосмотров в 2017 году

В соответствии со вступившим в силу 16.02.2015 приказом Министерства здравоохранения России от 05.12.2014 № 801н в приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н были внесены изменения, которые на законодательном уровне в части проведения периодических медосмотров ввели:

  • новые медицинские противопоказания, связанные с потерей слуха, на допуск сотрудника к работе;
  • новые опасные производственные факторы, связанные с шумом;
  • классификации степеней снижения слуха для работников, занятых в условиях воздействия производственного шума.

Об опасных факторах на производстве читайте в нашей статье .

Так, к вредным физическим производственным факторам в виде общей вибрации (п. 3.4.2 приказа № 302н) добавлено еще одно обоснование для регулярного проведения медосмотра в виде стойкого, продолжающегося свыше 3 месяцев ухудшения слуха различной этиологии, за исключением случаев полной потери слуха. Периодичность медосмотров сотрудников в этом случае составляет раз в 2 года.

Раз в год, а также при приеме на работу должны проверяться у врачей сотрудники, работающие с промоборудованием, являющимся источником шума (п. 3.5 приказа № 302н).

Больше информации о медосмотрах при трудоустройстве вы найдете в нашей статье .

К дополнительным медпротивопоказаниям для работ, при которых показаны периодические медосмотры (приложение № 2 к приказу № 302н), было добавлено стойкое (свыше 3 месяцев ухудшение слуха) для:

  • работников-верхолазов (п. 1);
  • персонала, обслуживающего мощные электроустановки свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока (п. 2);
  • работников, которые трудоустроены в отдаленных от ближайшей медпомощи районах (п. 4);
  • сотрудников, работающих непосредственно на оборудовании с открытыми движущимися механизмами (п. 10);
  • сотрудников, работающих в противогазах (п. 13);
  • водителей мотоциклов - при полной глухоте на одно ухо (п. 27.1).

2016-2017 годы новшеств в требования к проведению периодических медосмотров не принесли.

Как часто проводится периодический медосмотр работников предприятия при риске потери слуха

Работники, занятые в опасном производстве, которое связано с повышенным шумом, должны проходить периодические медосмотры не реже чем раз в два года. Исключение составляют случаи, если сотрудники работают на территории, удаленной от ближайшего медцентра. Тогда медосмотр должен проводиться ежегодно.

Что добавлено в заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра

В случае обнаружения отрицательной динамики по данным исследования порогов слуха, фиксируемой на протяжении года, и постановки диагноза I и II степени тугоухости данный факт отобразится в заключительном акте. Фамилии сотрудников с такими нарушениями слуха будут указаны в графе, где перечислены прошедшие медосмотр лица с общими медицинскими противопоказаниями.

Итоги

В 2017 году периодические медицинские осмотры проводятся с учетом дополнительных требований, введенных в 2015 году. Эти нововведения добавили к числу общих медицинских противопоказаний для допуска к работе ухудшение слуха на тех производствах, которые связаны с повышенным шумом. Периодичность проведения медосмотров для работников, занятых на опасных производствах с повышенным шумом, — не реже чем раз в 1-2 года.

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:


Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:


Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед );
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:


Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона « «.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:


Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.


26 марта 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)". Приказ регулирует правила прохождения медосмотра водителей и кандидатов водители.

Определен список врачей и процедур при прохождении медосмотра, положительное заключение по которым должен получить водитель. Количество врачей зависит от категории водительского удостоверения для получения которого требуется медицинская справка.

Список врачей для прохождения медосмотра водителей категории A, A1, B, BE, B1, M:

  • Офтальмолог;
  • Психиатр;
  • Нарколог;
  • Невролог (только по направлению терапевта) ;

Процедуры:

  • Электроэнцефалография (только по направлению невролога) ;
  • (только по направлению нарколога) ;

Таким образом для водителей данных категорий в общем случае требуется заключение всего четырех специалистов, однако, не все так радужно, как выглядит на первый взгляд. Об этом чуть ниже.

Список врачей для прохождения медосмотра водителей категории С, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E, Tm, Тb:

  • Терапевт или врач общей практики;
  • Офтальмолог;
  • Психиатр;
  • Нарколог;
  • Невролог ;
  • Отоларинголог ;

Процедуры:

  • Электроэнцефалография ;
  • Определение наличия психоактивных веществ в моче (только по направлению нарколога) ;
  • Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина в сыворотке крови (только по направлению нарколога);

Оплата

В новом порядке однозначно прописано, что медосмотр проводится на личные средства водителей. Это затронет граждан, работающих водителями транспортных средств. Медосмотр теперь не забота работодателя.

Правила прохождения медосмотра



Посетить минимум три медцетра, чтобы пройти медосмотр

Согласно новым правилам прохождения медосмотра врачей психиатра и нарколога можно пройти только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя. То есть в коммерческой организации получить заключение психиатра и нарколога нельзя.

Мало того дополнительно придется объехать два медицинских учреждения, так и выбор их ограничен местом жительства или пребывания. И все ли они работают в выходные дни? К слову, закон не требует регистрации по месту пребывания, если регистрация по месту жительства находится в том же субъекте РФ, что и место пребывания. То есть, если "прописка" в каком нибудь отдаленном населенном пункте, а проживаете и работаете в районом центре, то придется либо ехать за справкой от нарколога и психиатра в город по месту жительства, либо оформлять регистрацию по месту пребывания.

В соответствии с новыми правилами прохождения медосмотра водителям придется заранее спланировать маршрут, приготовить средства и выделить для этой цели не мало времени.

Самый простой пример для водителей категории "В" и если все пойдет по плану. Сначала в 1-м учреждении завести карточку у терапевта и пройти офтальмолога, затем ехать по психоневрологический диспансер по месту жительства на осмотр к психиатру, потом в наркологический диспансер по месту жительства к наркологу и наконец с результатами вернуться в 1-е учереждение к терапевту, который при положительном исходе обследования выдаст медицинскую справку водителя.

23.04.2013 10:53:00

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее - Приказ № 302н).

Одна из основных задач этого документа заключается в создании единых для всех работодателей правил организации и проведения обязательных медицинских осмотров путем объединения требований, ранее разбросанных по разным документам.

Приказом № 302н, как следует из его названия, утверждены:

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень факторов);
- перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ);
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок № 302н).

Пошагово описанная в Приказе № 302н процедура проведения предварительных и периодических медицинских осмотров схематично представлена на рис. 1, 2.

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость организации медицинских осмотров при контакте работника с производственными факторами только в случае его занятости во вредных и (или) опасных условий труда.

Порядок № 302н предусматривает жесткое разграничение зон ответственности работодателя, работника и медицинской организации. Так, работодатель отвечает за:
- оценку условий труда;
- образование (формирование) групп работников, подлежащих медицинскому осмотру;
- направление работников в медицинскую организацию.

Работник обязан явиться в медицинскую организацию с необходимым пакетом документов и пройти медосмотр. Медицинская организация отвечает за проведение качественного полноценного медицинского осмотра согласно нормативным правилам.


Согласно Р 2.2.2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) вредными и опасными классами условий труда являются классы 3 и 4 соответственно.

Классы условий труда 1 и 2, согласно действующему законодательству, не способны нанести вред здоровью работника в ближайшем и отдаленном периодах, а также его потомству.

Поэтому в соответствии с п. 19 Порядка № 302н, примечанием 2 к Перечню факторов работодатель обязан направить работника на предварительный либо периодический медицинский осмотр, а работник - пройти его в случае, если последний:

Подвергается на рабочем месте воздействию производственных факторов, отнесенному к вредным и (или) опасным классам условий труда (класс условий труда 3.1 и выше);
- выполняет работы, предусмотренные Перечнем работ (без учета классов условий труда).

При заключении договора на проведение обязательных медосмотров работодателю (его уполномоченному представителю) следует учитывать юридические формальности, а именно:

Все виды обязательных профосмотров могут проводиться медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право (лицензию) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности;
- в составе врачебной комиссии должен быть врач-профпатолог, а «узкие» врачи-специалисты обязаны иметь действующий сертификат по специальности «профпатология» (выдается после прохождения повышения квалификации по специальности «профпатология» в установленном порядке);
- возглавлять врачебную комиссию имеет право руководитель (заместитель руководителя) медицинской организации или руководитель ее структурного подразделения (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»). В любом случае лицо, возглавляющее врачебную комиссию, обязано иметь диплом врача-профпатолога и действующий сертификат врача-профпатолога.

В обязанности работодателя входит оформление следующих документов:

Список контингента (перечень рабочих мест) с указанием в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ производственных факторов и видов работ, выявленных (выполняемых) на соответствующем рабочем месте по результатам оценки условий труда. На основании этого документа определяются кандидаты, подлежащие предварительному медицинскому осмотру;
- поименный список работников, подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру в текущем году, который составляется на основе списка контингента и направляется в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до согласованной даты начала проведения периодического медицинского осмотра;
- направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование).

Требований к оформлению (форме) перечисленных документов не установлено. Однако Порядком № 302н определено, какая информация должна в них содержаться.

Так, в направлении на предварительный (периодический) медицинский осмотр, помимо прочего, должны быть указаны:

Наименование должности (профессии) или вида работы;
- вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Если в направлении отсутствует или недостаточно полно отражена предусмотренная Порядком № 302н обязательная информация, то это может стать формальным поводом для отказа в проведении медицинского осмотра.

По итогам осмотра медицинская организация оформляет:

Медицинскую карту амбулаторного больного;
- паспорт здоровья работника (если у работника уже имеется паспорт здоровья, то в него вносятся дополнительные записи);
- заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (выдается работнику для передачи работодателю после прохождения работником медицинского осмотра);
- заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра.

Важно отметить, что в соответствии с Порядком № 302н заключительный акт может быть утвержден только медицинской организацией. Действующий регламент также определяет, что оформленный заключительный акт должен быть подписан председателем врачебной комиссии (и никем иным) и заверен печатью медицинской организации. Требований об обязательном наличии иных отметок в заключительном акте не установлено. Таким образом, совместная работа по составлению заключительного акта должна проводиться исключительно до момента его утверждения, т. е. на стадии проекта.

Для обеспечения преемственности медицинских осмотров их результаты отражаются в амбулаторной карте и паспорте здоровья работника, который хранится на руках у последнего в течение всей его жизни и предъявляется при прохождении медицинских осмотров. Порядком № 302н определена процедура передачи медицинских карт работников при смене или ликвидации медицинской организации, проводящей медицинские осмотры.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРИКАЗ № 302н

В течение года после вступления в силу Приказа № 302н в Минздравсоцразвития России, а после его разделения - в Минздрав России, а также в Правительство России поступали многочисленные обращения граждан и организаций с замечаниями и предложениями по совершенствованию порядка проведения обязательных медосмотров. Был проведен тщательный анализ данных обращений, по результатам которого подготовлен перечень изменений в Приказ № 302н.

В конце ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), содержащий нормы о медицинских осмотрах, экспертизе профессиональной пригодности, формировании врачебных комиссий и др.

Учитывая значительное количество запланированных изменений в отношении порядка проведения обязательных медосмотров, а также новые требования Закона № 323-ФЗ, принято решение об издании нового приказа, регламентирующего порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).


Обозначенные выше базовые позиции Приказа № 302н сохранятся, ниже будут перечислены наиболее важные из предлагаемых нововведений.

1. Более четко и однозначно будет прописана обязанность работодателя заключать договор на проведение обязательных медосмотров с медицинской организацией (за исключением работодателей, прикрепленных к ФМБА России).

2. В перечень обязательных для предоставления работником документов планируется добавить выписку из медицинской карты амбулаторного больного и военный билет (при наличии).

3. Наличие на рабочем месте аллергенных, канцерогенных или действующих на репродуктивную систему факторов (в перечне факторов они будут отмечены соответственно буквами А, К, Р) будет являться основанием для проведения медицинского осмотра работника вне зависимости от класса условий труда в связи с возможностью возникновения беспороговых эффектов.

4. Будут серьезно переработаны следующие положения Приказа № 302н:

Аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия (п. 1.1.4 Перечня факторов);
- подземные работы (п. 12 Перечня работ), особенно в отношении медицинских противопоказаний;
- виды работ, предусмотренные пп. 14 - 26 Перечня работ (работники пищевой отрасли, учебных учреждений и др.);
- управление наземными транспортными средствами (п. 27 Перечня работ).

5. В перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, будут добавлены новые пункты:

Водолазные работы (шесть подпунктов);
- работы по управлению транспортом на метрополитене.

6. Фактор «вынужденный зрительный контакт с видеотерминалом» будет выделен в самостоятельный пункт с отдельно оговоренным объемом обследования и медицинскими противопоказаниями.

7. В перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), будут добавлены перегрузки голосового аппарата. Это одна из важнейших новаций данного классификатора.

8. Психиатр и нарколог будут исключены из обязательного объема обследований.

9. Врач-офтальмолог и офтальмотонометрия будут включены в обязательный перечень обследований.

10. Врачей-специалистов (хирурга, невролога, оториноларинголога, дерматовенеролога, онколога, уролога, аллерголога) можно будет привлекать к работе в составе врачебной комиссии при наличии (на основании) медицинских показаний.

11. Осмотр лор-врача станет обязательным для всех работников, выполняющих работы на высоте.

12. Тональная пороговая аудиометрия останется обязательной только для работников, выполняющих работы в условиях шума. Во всех остальных случаях будет проводиться акуметрия (исследование шепотной речи).

13. Фиброгастродуоденоскопия для работников особых географических зон будет отмечена знаком “*” (только по показаниям).

14. В отношении работников, выполняющих работы, связанные с воздействием ионизирующего излучения, а также ряда химических веществ, будет проводиться психофизиологическое исследование.

15. В случае, если частота проведения лабораторных или функциональных исследований превышает частоту проведения периодических медицинских осмотров, направление на данные исследования будет осуществлять работодатель, а заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний будет выдавать председатель врачебной комиссии совместно с соответствующим профилю исследования врачом-специалистом.

16. Глаукома любой степени и компенсации будет включена в число медицинских противопоказаний для работ на высоте.

17. Наличие искусственного хрусталика будет исключено из перечня медицинских противопоказаний для работы водителем.

18. Отсутствие бинокулярного зрения планируется добавить к числу медицинских противопоказаний для работ с оптическими приборами.

19. Будут конкретизированы степени нарушения цветоощущения, служащего противопоказанием для работы водителем, - дихромазия и монохромазия.

20. Постинфарктный кардиосклероз будет служить общим медицинским противопоказанием для декретированного контингента (т. е. для работников, не занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, но подлежащих обязательному медосмотру) только при наличии нарушения кровообращения 2 степени и выше.

21. Отсутствие слуха планируется исключить из числа медицинских противопоказаний к выполнению работ в условиях шума и с движущимися механизмами для лиц, прошедших специальную подготовку.

22. В отношении таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия и др., фигурирующих в качестве медицинских противопоказаний к выполнению определенных видов работ, будут добавлены ссылки на степень (стадию) заболевания.

23. Профессиональное заболевание будет определено как медицинское противопоказание к выполнению работ, связанных с воздействием вредных факторов, его вызвавших.

24. Будет переработан п. 48 Порядка № 302н, посвященный общим медицинским противопоказаниям.

25. Оформление заключения по результатам периодического медицинского осмотра будет обязательно не для всех работников, а только для имеющих медицинские противопоказания. Информацию об этом медицинская организация будет обязана передать работодателю в трехдневный срок.

26. После выхода нового приказа планируется утвердить методические рекомендации по организации и проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), содержащие формы необходимых документов. В будущем планируется разработать методики оценки риска развития профессиональных заболеваний.

27. Отдельным приказом Минздрава России планируется утвердить порядок медицинского освидетельствования на право управления личным автотранспортом.

А.Ю. Бушманов,
первый зам. генерального директора ФГБУ ГНЦ
“Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна” ФМБА России, главный внештатный специалист-профпатолог ФМБА России и Минздрава России

А.С. Кретов,
эксперт-профпатолог ФГБУ ГНЦ “Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна” ФМБА России, секретарь профильной рабочей группы по профпатологии Минздрава России