16.06.2019

В чем заключается концепция электронного умного дома. Современная концепция умного дома. Концепция «электронное государство»


Для современного этапа развития общества характерно признание возрастающей роли человеческого фактора в сфере труда, что обусловливает повышение конкурентоспособности и эффективности экономики в целом. Вложения в человека в развитых странах Запада стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которыми необходимо разумно пользоваться. Известно небольшое высказывание: "Иностранцы, посещая различные фирмы в различных странах, удивляются, как в ней используется та же технология, то же оборудование и сырье, как в Европе и США, и в результате достигается успех более высокого уровня качества. В результате, приходят к выводу, что качество дают не станки, а люди".

Необходимо отметить, что в Японии традиционно наиболее распространенной является система пожизненного найма работников. Нанимаясь в ту или иную фирму, японец сразу же узнает, какие перспективы открываются перед ним (повышение оплаты труда, продвижение по службе, получение льготных, беспроцентных кредитов и т.д.) через несколько лет безупречной работы. Работник сразу же оказывается в атмосфере, которую в Японии называют "фирма - одна семья", где каждый чувствует поддержку друг друга, а не крик со стороны начальника.

В случае сложного финансового положения фирмы из него выбираются сообща. И если нужно пойти временно на снижение заработной платы, то эта процедура начинается не снизу, а сверху - с уменьшения окладов руководителей фирмы.

Человеческий фактор оказывается несравненно эффективнее, чем введение режима временной занятости, усиление командно-административных начал в управлении.

В Японии, как и в других развитых странах, стремятся к гармонизации отношений между трудом и капиталом, прибегая к использованию механизмов социального партнерства при разумном учете интересов сторон коллективных трудовых отношений. Как известно, давно было усвоено, что социальное партнерство возникает при наличии не просто стихийного спонтанного согласия, но и осознанной потребности в согласованном поведении и общем упорядочении общественных отношений.

Очевидно, социальное партнерство лучше всего может быть реализовано лишь в условиях демократического общества, поскольку его жизнь как бы погружена в разветвленную структуру договорных обязательств. Субъекты договорных, договорно-правовых отношений взаимодействуют как свободные, юридически независимые партнеры. В демократическом, гражданском обществе управление основано на горизонтальных связях - предложении одного субъекта и согласии другого.

Термин "социальное партнерство" учеными трактуется по-разному. К.Н. Савельева, полагает, что "социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений".

По мнению российского ученого П.Ф. Друкер, "социальное партнерство есть специфический тип общественных отношений, присущий обществу рыночной экономики на определенном этапе его развития и зрелости".

К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова, авторы учебника "Трудовое право России", считают, что "социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т.е. оно означает переход "от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству".

Здесь, в частности, обращает на себя внимание формулировка "конфликтное сотрудничество", которая выражает объективную реальность, присущую коллективным трудовым отношениям в условиях рыночной экономики.

Как известно, интересы субъектов коллективных трудовых отношений отнюдь не тождественны.

Для профсоюзов наиважнейшая задача - добиться достойной заработной платы, повышения уровня жизни работников, улучшения условий их труда, то есть обеспечения охраны труда в самом широком смысле этого понятия. У нанимателей, органов государственного, хозяйственного управления превалирует интерес, связанный с обеспечением желаемой динамики развития производства, укреплением трудовой и производственной дисциплины, снижением издержек и получением прибыли. И хотя интересы профсоюзов, нанимателей и органов государства по данным позициям не могут быть полностью тождественны, по многим из них они все же пересекаются, что объективно и создает почву для взаимодействия и сотрудничества.

В Трудовом кодексе РФ законодательно закреплены общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, основные принципы социального партнерства, а также порядок разрешения коллективных трудовых споров. Статья 352 определяет социальное партнерство как "систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

Тем самым определено целевое предназначение социального партнерства в сфере труда - разработка и реализация социально-экономической политики государства с учетом интересов работников и нанимателей.

Более точно следовало бы толковать социальное партнерство как возникшую на определенном этапе общественного развития систему отношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, основанную на поиске баланса интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

В качестве субъектов социального партнерства выступают органы государственного управления, объединения нанимателей и объединения наемных работников, поскольку именно они являются основными носителями интересов в сфере социально-трудовых отношений. Схему взаимодействия участников социально-трудовых отношений можно рассмотреть на рисунке 1.

Рис. 1.

В качестве объекта социального партнерства выступают социально-экономические интересы и возникающие в связи с ними общественные отношения, выражающие реальное положение, условия, содержание и формы деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под углом зрения справедливого распределения общественного богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как осуществленного в настоящее время, так и в прошлом.

Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально допустимой и социально мотивированной системы социального неравенства, обусловленного разделением труда, различиями в месте и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве. В самом общем виде объектом социального партнерства в сфере социально-трудовой деятельности являются отношения по поводу:

  • а) производства и воспроизводства рабочей силы и трудовых ресурсов;
  • б) создания, использования и развития рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения;
  • в) защиты трудовых прав граждан;
  • г) охраны труда, осуществления промышленной и экологической безопасности и т.д.

Таким образом, можно резюмировать вышесказанное и сделать вывод, что социальное партнерство следует рассматривать не как состояние, а как процесс, как динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов.

Основные направления развития, цели и задачи социального партнерства зависят от уровня согласованности действий и возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия.

Эффективно функционировать социальное партнерство может лишь при системном подходе к его организации.

Социальное партнерство как система воспринимает воздействие регулируемых и стихийных факторов общественной жизни и посредством соответствующего инструментария формирует в обществе отношения доверия и конструктивного сотрудничества.

Такие отношения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов социального партнерства, отлаженных механизмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудничества.

Рис. 2.

И не стоит забывать, что социальное партнерство как особая система общественных отношений характеризуется следующими основными чертами:

  • 1. Субъекты партнерских отношений имеют не только общие, но и принципиально различные интересы. Эти интересы иногда могут совпадать, но никогда не могут слиться.
  • 2. Социальное партнерство - это взаимовыгодный процесс, в котором заинтересованы все стороны.
  • 3. Социальное партнерство - важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно объединений нанимателей и работников, осуществления их цивилизованного диалога.
  • 4. Социальное партнерство - альтернатива диктатуре, поскольку реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных уступок, путем достижения компромисса, согласия и установления социального мира. Социальное партнерство - антипод социальному соглашательству, беспринципным уступкам одной стороны в пользу другой.
  • 5. Отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей их основой будет опора на силовые методы. Солидарность создается и держится на взаимной выгоде, а не на власти и силе.
  • 6. В социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. К примеру, нередко профсоюзы Запада выступают против структурных изменений в экономике, сдерживая тем самым ее развитие.

Мировой опыт развития социально-трудовых отношений демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наемных рабочих и предпринимателей. Развитые страны Запада, пройдя длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира, нашли оптимальную форму сотрудничества – социальное партнерство.

Это представляется важным и для современной России. Социальное партнерство постепенно входит в сфе­ру социально-трудовых отношений российского общества.

R «Согласие» и «сотрудничество» – ключевые категории научных изысканий в области социального партнерства – име­ют острую актуальность для современного состояния россий­ского общества. Основа любого общества – согласие относи­тельно базовых ценностей существования. О согласии много говорится в современном российском обществе, его законо­дательных нормах. Однако речь идет в основном о согласии политическом, и в меньшей мере о согласовании ценностей более фундаментального порядка. О согласии как о готовнос­ти и способности непосредственных партнеров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возника­ющих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения социальных проти­воречий пока говорить преждевременно. По сути, социальное партнерство – это идеология, порожденная определенным уровнем социально-экономического развития, в основе которого – отказ как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка.

В глобальном смысле основная цель социального партнерства – обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. Условия, обес­печивающие такое развитие, были рассмотрены в 20-х гг. XX в. П. Сорокиным1. Он же установил, что устойчивость социаль­ной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни основной массы населения, чем больше различия между богатыми и бедными, тем популяр­нее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Все это справедливо и по отношению к современным систе­мам социального партнерства.

& Отечественные и зарубежные исследования заложили теоретические основы социального партнерства. В работах Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанова система социального партнерства рассматривается как «осо­бый институт гражданского общества, основанный на при­знании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их чис­ленности и социальному статусу, их права отстаивать и практически реализовывать интересы»1.

& В Концепции становления и развития системы социаль­ного партнерства в Российской Федерации социальное партнерство опре­деляется как «способ интеграции интересов различных соци­альных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопомощи, отказа от конфронтации и насилия»2.

Эти определения не про­тиворечат друг другу, а подчеркивают объемность этого по­нятия. В рамках государства формирование системы социального партнерства – одно из направлений деятельности по реализации социальной политики.

С принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации многие правовые и теоретические вопросы были решены. В ст. 23 Трудового кодекса РФ дано следующее определение: «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

R Процесс создания российской концепции социального партнерства отражает значительное отставание научных разработок в этой области от потребностей социально-экономической практики. С начала 90-х гг. по инициативе профсоюзов и при поддержке государства в России стало складываться законодательство о социальном партнерстве.

Первый этап его становления – 1991–1995 гг. – это формирование законодательной основы социального партнерства. В этот период принимаются первые законы, Указы Президента РФ, постановления правительства, закрепляющие идеологию социального партнерства: законы о коллективных договорах соглашениях (1992 г.), об охране труда (1993 г.). Особо отметим Указ Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.). С принятием в 1993 г. Конституции РФ государством провозглашаются принципы социального партнерства.

Второй этап законодательного оформления социального партнерства охватывает 1996–1999 гг. В этот период приняты Федеральные законы «О профессиональных союзах и правах и гарантиях деятельности», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и заложена законодательная основа трудового права, позволившая начать формирование на региональном уровне принципиально нового и относительно самостоятельного законодательства о социальном партнерстве субъектов Российской Федерации. В регионах стали приниматься первые специальные законы о социаль­ном партнерстве1. Законы субъектов Российской Федерации развивают и дополняют нормы федерального законодательства. Таким образом, были заложены правовые основы социального партнерства.

В настоящее время продолжается третий этап становления системы социального парт­нерства, заключающийся в практическом функциониро­вании, укреплении и развитии социального партнерства на уровне организаций. В организациях принимаются локальные нормативные акты о кол­лективных договорах и соглашениях, конкретизирующие общий порядок проведения переговоров, заключения их, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, пра­ва и обязанности сторон социального партнерства.

Методологическую основу социального партнерства составляет признание ценности человека, личности, гражданина. Парт­нерское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Эти качества позволяют социальным партнерам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим и социальным вопросам.

Социальное сотрудничество сторон осуществляется на определенной нормативной базе, но характер может иметь как формальный, так и неформальный, доверительный. Оптимальные формы взаимодействия в рамках социального партнерства следующие:

– переговоры по заключению договоров и соглашений;

– консультации;

совместная работа в комиссиях, советах, комитетах, фондах;

– контроль за выполнением дополнительных договоренностей;

– урегулирование коллективных трудовых споров;

– участие наемных работников в органах управления орга­низацией и др.1

По своей структуре социальное партнерство представляет собой совокупность органов и организаций, создаваемых из представителей наемного труда, работодате­лей и государства для регулирования главным образом соци­ально-трудовых отношений.

Принципами социального партнерства выступают следующие положения:

– равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в до­стижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;

– взаимный учет собственных интересов и интересов другой стороны;

– точное соблюдение норм законодательства;

– добровольное принятие обязательств при заключении договоров и соглашений;

полная ответственность за выполнение принятых соглашений;

– равноправие в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромиссов, консенсуса.

R Поскольку социальное партнерство складывается и определяет взаимоотношения субъектов в социально-тру­довой сфере, необходимо рассмотреть основные вопросы социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – это отношения, возникающие между участниками производства в ходе их взаимодействия по поводу вознаграждения за труд, его ус­ловий, занятости, форм и методов разрешения конфликтов.

Выделяют два уровня трудовых отношений – индивидуальный и коллективный. Индивидуальные трудовые отноше­ния – отношения наемного работника и работодателя по по­воду заработной платы, условий труда и других взаимных обязательств, предусмотренных трудовым договором. Они возникают при поступлении человека на новое место работы, заключении трудового договора в любой его форме, могут изменяться в зависимости от обстоятельств и прекращаются в результате увольнения работника.

Коллективный уровень трудовых отношений связан с объединением в социальные институты – представительства коллективных инте­ресов (профсоюзы, производственные, рабочие, забастовочные, стачечные и другие комитеты) и их взаимодействием от лица как работодателей, так и наемных работников одного предприятия, региона, от­расли с целью отстаивания своих прав и достижения общих интересов. Коллективные трудовые отношения – отношения между социальными, квалификационными, профсоюзными группами и их организациями по поводу сохранения или улуч­шения условий трудовой деятельности – уместно называть социально-трудовыми, так как они имеют групповой характер и тесно связаны с общественными условиями.

В советский период государство выступало в качестве монопольного работодателя и собственника. Процесс формирования и превращения государства в самостоятельный и ней­тральный субъект социально-трудовых отношений связан с процессами разгосударствления предприятий, уменьшения его прямого влияния на сферу бизнеса и экономики.

Со стороны государства участниками социально-трудо­вых отношений могут выступать социально-политические органы государственного управления, непосредственно не вовлеченные в процесс производства и не связанные с работодателями и работниками; хозяйственные министерства и ведомства, связанные с производством, одновременно пред­ставляющие государство и работодателей.

В соответствии с уровнем предмет социально-трудо­вых отношений может носить как индивидуальный, так и груп­повой, коллективный характер. Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профориентация, найм-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Как правило, в каждой из данных групп возникают проблемы, вокруг которых и строится взаимодействие субъек­тов социально-трудо­вых отношений. Эти проблемы сочетают в себе как общие для любого рынка труда элементы, так и специфические, свойственные только российским условиям и приводят к типичному кругу конфликтов и противоречий, которые регулируются в процессе взаимоотношений работников и работодателей.

Сфера социального партнерства является способом преодоления социальных конфликтов при условии понимания причин и профессионального подхода к их разрешению.

Источник большинства социально-трудовых конф­ликтов – противоречия между интересами работодателей и работ­ников. Для работодателей основная цель деятельности – рост производства и прибыли, который может быть достигнут и в результате экономии на оплате и условиях труда. Для работников важны достойная оплата и хорошие условия тру­да. Третий участник социально-трудовых отношений – государство – должен смягчать данное противоречие, помогать орга­низации диалога и достижению компромисса между ними. Государство несет на себе примиряющие, регулирующие функции, выступает посредником, арбитром в процессе ре­гулирования социально-трудовых конфликтов.

R Регулирование конфликтов подразумевает управление конфликтом, влияние на процесс его протекания, предупреждение деструктивности его развития. Регулирование включает в себя меры по недопущению насильственных дей­ствий, достижению договоренностей, приемлемых для договаривающихся сторон. Это является наиболее эффектив­ным способом, с помощью которого можно сделать конфликт контролируемым, реализовать его активный потенциал с це­лью постоянного развития социальной структуры.

Нормальное развитие социального конфликта, возмож­ность его урегулирования предполагают, что каждая из сто­рон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Это создает возможность сравнительно мирного развития конфликта с помощью переговорного процесса, внесения кор­ректив в предшествующую систему отношений, нахождения взаимоприемлемого решения. Но в реальной жизни зачастую стороны исходят из негативной оценки предшествующего по­ложения дел, декларируют и отстаивают лишь собственные интересы. Причем для защиты своих интересов не исключа­ются применение насилия, демонстрация силы, угроза ее применения. В этом случае социальный конфликт углубляет­ся, так как силовое воздействие обязательно встречает про­тиводействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротив­ления силе.

Исследователи выделяют следующие условия успешно­го урегулирования социального конфликта:

– наличие определенных ценностных предпосылок, т.е. каждая сторона признает конфликты вообще и отдельные противоречия в частности как неизбежные, оправданные и целесообразные, признает наличие конкретной конфликтной ситуации, право на существование оппонента, его права на собственные интересы, их отстаивание. Но социальный конфликт невозможно регулировать, когда стороны заявляют о полной общности интересов. Это своеобразная форма отрицания самого наличия конфликта. Признание различий и про­тивостояния – один из существенных признаков самого социального конфликта;

– уровень организации сторон. Чем более организован­ными являются стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора;

– конфликтующие стороны должны согласиться относи­тельно определенных правил, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей для каждой из сторон конфликта, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях. Формы правил могут быть самыми разнообразными: конституции, уставы, соглашения, договоры;

– регулирование социальных конфликтов предполагает наличие специальных институтов, обладающих необходимыми полномочиями на ведение переговоров и достижение согласия, монополией на представитель­ство интересов своей стороны; решения, принятые этими ин­ститутами, должны быть обязательными для всех конфликтующих сторон; они должны действовать демократически;

– успешность урегулирования социального конфликта зависит от объема ресурсов, которыми обладают участвую­щие стороны. Они имеют возможность оформить организаци­онные требования, вынести издержки компромиссных реше­ний, минимизировать потери.

Специалистами-конфликтологами определены следующие факторы конструктивного разрешения социального конфлик­та:

– институциональный: существование меха­низмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе и механизмов в рам­ках законодательной, судебной и исполнительной власти;

– консенсуальный: наличие согласия между конфликту­ющими сторонами по поводу того, что собой должно пред­ставлять приемлемое решение. Социальные конфликты бо­лее или менее регулируемы, когда у их участников есть об­щая система ценностей. При этом поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными;

– фактор кумулятивности: чем меньше количество субъектов, проблем, определяющих социальный конфликт, тем выше вероятность его мирного урегулирования;

– фактор опыта, который определяет опыт субъектов социального конфликта в конфликтном взаимодей­ствии, включая примеры разрешения подобных конфликтов;

– фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению кон­фликта;

– социокультурный: анализ социального конфликта в процессе механизма его урегулирования должен касаться и социокультурной сферы, которая определяется влиянием об­щественной атмосферы, взаимозависимостью социальных систем, групп, предприятий друг от друга;

психологический фактор: многое зависит от личностных осо­бенностей субъектов взаимодействия, тех, кто принимает решения во время конфликта, их опыта, способности к согласию или конфронтации, поведения.

Стиль сотрудничества является наиболее конструктивным и резуль­тативным при урегулировании социально-трудовых конфлик­тов. Этот стиль характеризуется следующими чертами: ак­тивной совместной деятельностью по поиску варианта урегу­лирования конфликта; длительностью процесса выяснения интересов, нужд обеих сторон; обладанием равной властью; поиском новых альтернатив в решении проблемы; высоким уровнем информированности сторон друг о друге; ориентацией на установление и поддержание хороших взаимоотно­шений; отсутствием ограничений во времени; навыками эф­фективной коммуникации;

Социальный конфликт, в том числе на предприятии, в организации не­обходимо рассматривать как составную часть социальной си­стемы. Социальная среда пред­приятия включает действия общностей, стихийные факторы, обычаи, традиции, жизнен­ные ценности работников. Распространение, а тем более доминирование тех или иных социальных эмоций, характеристик общественного сознания, настроений формируют фон социального конфликта.

Конфликтное восприятие ситуации большинством, если оно имеет место, сделает достижение согласия практически невозможным. Демонстрация не­агрессивности действий и намерений позволяет смягчить не­гативные стереотипы. Стратегии, стили поведения, приня­тые в обществе, воплощающие особенности сознания, пре­допределяют возможности, варианты урегулирования соци­ального конфликта.

Социально-экономическая ситуация в современной Рос­сии делает актуальным для общества и общественной прак­тики вопрос достижения общественного согласия относитель­но стратегии и тактики социально-экономической политики, выбора оптимальных форм и методов социально-трудовых отношений. Создание на прочной правовой основе механизма взаимодействия государства, работодателей и наемных работников – ключ к достижению социальной стабильнос­ти. Мировой практикой выработан и успешно реализу­ется неконфронтационный способ регулирования социальных отношений.

Итак, социальное партнерство выс­тупает как система урегулирования конфликтов во всех сфе­рах общества, форма взаимоотношений и метод согласова­ния интересов участвующих в них субъектов (партнеров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия.

В настоящее время в России социальное партнерство более всего распространено в социально-трудовой сфере, но неизбежно ее распространение и на другие сферы обществен­ной жизни. Оно оказывает влияние на проведение экономических реформ, реализацию разумной социальной политики, развитие промышленнос­ти с целью существенного увеличения уровня занятости, на уровень цен, налогов, тарифов, вопросы социальной защиты населения, помощи безра­ботным и т.д. Поэтому имеет смысл говорить о социальном партнерстве как о согласовании пози­ций различных сторон и партнеров, стремящихся к социальному миру и политической стабильности во всех сферах общественной жизни.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.