26.06.2020

Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними. IV. Совместная деятельность Совместной деятельности и не имеющие


в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками Д. с. являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата Д. с., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в Д. с. индивидов. Как прообраз результата Д. с. и вместе с тем ее начальный момент цель является конституирующим признаком Д. с.; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса Д. с. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте Д. с., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной Д. с. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников; 5) возникновение в процессе Д. с. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием Д. с., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В отечественной социальной психологии Д. с. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Являясь необходимым моментом осуществления Д. с., эти связи не могут быть полностью поняты в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации Д. с., а сама группа - как совокупный субъект определенного вида Д. с. в контексте исторически конкретных общественных отношений. Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства Д. с. и приводят к возникновению группы как социально-психологической общности. Акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и Д. с., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий Д. с. А.И. Донцов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

в психологии социальной - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки деятельности совместной:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам;

3) наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных;

4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности - в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства - в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же - в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;

5) появление в ходе деятельности отношений межличностных - на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты. В отечественной психологии социальной деятельность совместная рассматривалась как главное условие социально-психологической интеграции ее участников, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Как необходимый момент выполнения деятельности совместной, эти связи нельзя полностью понять в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации деятельности совместной, а сама группа - как совокупный субъект ее определенного вида, в контексте исторически конкретных отношений общественных. Социально обусловленные закономерности выполнения и воспроизводства деятельности совместной и приводят к появлению группы как социально-психологической общности. Социально-деятельностная природа процесса группообразования особенно отчетливо обнаруживается при анализе коллективной деятельности трудовой - генетически исходной формы всякой деятельности совместной. Совместная деятельность трудовая во всех проявлениях имеет общественный характер. Носитель порождающей ее потребности - не столько реализующая эту деятельность группа, сколько интересы развития более широкой общности социальной. Предмет совместной деятельности трудовой, направляющий активность отдельных индивидов, становится для них побудительной силой не в результате экстериоризации их собственных актуальных потребностей, а вследствие интериоризации заключенной в нем общественной значимости. Это предопределяет изменение психологического строения деятельности индивидуальной - разделение ее цели и мотива, связь коих начинает выступать в виде деятельности совместной и осознаваться ее участниками через взаимоотношения. Деятельность совместная имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутрисистемными и межсистемными связями. Тот факт, что акты деятельности индивидуальной есть условие существования и воспроизводства и самого индивида, и процессов активности групповой в целом, свидетельствует о взаимопроникновении а взаимообогащении деятельности индивидуальной и совместной, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий деятельности совместной.

Совместная деятельность представляет собой вид групповой деятельности, при котором совместные усилия двух и более лиц объединены общей целью. Данный вид отношений также называют простым товариществом, которое оформляется заключением договора. Вести деятельность такого характера имеют право организации (коммерческие) и/или индивидуальные предприниматели. Под общим имуществом товарищества понимается весь объем внесенных участниками средств и нажитое совместной деятельностью имущество.

Особенности функционирования

Деятельность данной формы сообщества урегулирована Гражданским Кодексом РФ. Оно не оформляется как ЮЛ, и не может иметь своего наименования, штампов, учредительных документов. По умолчанию предполагается, что вклад каждого из участников совместной деятельности равнозначен, но в договоре возможно отражение иных условий. Вклад товарища может содержать денежные средства, а также навыки, знания, деловую репутацию.

Любой участник может выйти из товарищества когда посчитает нужным. Единственным условием здесь является необходимость предупреждения о выходе из сообщества не менее чем за три месяца. Выход из товарищества не означает прощения всех долгов, возникших перед ним в период, когда вышедший участник еще состоял в товариществе. В случае, когда участник отказывается от бессрочности товарищества, договор расторгается, если иное не прописано в договорном соглашении.

Порядок распределения полученной прибыли и убытков прописывается в договоре. Обычно действует система, в рамках которой финансовые результаты распределяются среди участников пропорционально внесенным вкладам. Попытка вывести члена товарищества из-под распределения является незаконной, и в случае отражения ее в договорном соглашении она не имеет силы.

Расторжение договора товарищества

Законом предусмотрен следующий перечень случаев, при наступлении которых договор будет расторгнут, если иной вариант развития событий не предусмотрен соглашением:

  • Определение статуса участника в качестве банкрота.
  • Признание товарища недееспособным или частично-недееспособным, а также безвестно пропавшим.
  • Истечение срока договорного соглашения. В данном случае не действует оговорка о возможности продолжения деятельности в случае отражения такого пункта в договоре.
  • Расторжение договора может производиться по требованию любого участника с обязательным указанием уважительных причин. Остальные товарищи имеют право требовать возмещения, причиненного выходом из товарищества, ущерба.
  • Выделение по требованию кредитора части имущества его должника.
  • Отказ от бессрочности товарищества.
  • Смерть участника (для физического лица) или реорганизация (для юридического лица). Продолжение деятельности товарищества возможно также при наличии завещания и передачи всех прав наследнику.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Министерство образования и науки Российской Федерации АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Реферативная работа по курсу

Менеджмент в

социально-культурном сервисе и туризме

Тема: «Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому»

Студентки 3 курса очной формы обучения

Факультета естествознания, географии и туризма

Уманской Марии Игоревны

Санкт-Петербург


Введение

1.2 Стратегии поведение и типы взаимодействия

2. Типы совместной деятельности по Уманскому

Заключение

Список литературы


Введение

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. В том числе и в совместной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений.

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффективность является достаточно актуальным.


1. Понятие совместной деятельности

Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

1.1 Признаки и структура совместной деятельности

Признаки – отличительные особенности.

К признакам совместной деятельности относятся:

Единая цель участников деятельности;

Общая мотивация;

Объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);

Разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

Согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

Единый конечный результат;

Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

Общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

Общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

Совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

Общий результат.

1.2 Стратегии поведения и типы взаимодействия

В совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её участников:

Содействие целям других участников;

Противодействие;

Уклонение от взаимодействия.

Типы взаимодействия:

Сотрудничество;

Противоборство;

Уклонение;

Однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется);

Однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется);

Контрастное (1 способствует, другой противодействует).


1.3 Свойства субъекта совместной деятельности

Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны:

а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной цели;

б) мотивированность – активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности;

в) целостность – внутреннее единство общности индивидов. Оценивается параметрами:

Плотность функциональных связей – частота и интенсивность контактов;

Уровень функциональной взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их числу;

г) структурированность – четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей.

Анализируя литературу, посвященную феномену "совместная деятельность", видим, что существует несколько разных подходов к трактовке совместной деятельности, которые зависят от принадлежности авторов к разным отраслям психологии. Но наибольшее внимание феномену «совместная деятельность» уделяется в социально психологии. Здесь термин «совместная деятельность» рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствуют о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, и о взаимодействии индивидуально- и социально-нормативных условий совместного процесса (Рубцов В.В. 1989; словарь, 1999).

Итак, совместная деятельность — это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры, и где отличительными признаками совместной деятельности являются:

      1. пространственное и временное соприсутствие участников. Создающее возможность непосредственного личного контакта между ними. В том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

        наличие единой цели предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;

        наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями. Либо распределены между ними;

        разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены, специализированы и иерархозированы, поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;

        возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты.

Кроме того, литературные источники указывают на наличие психологической структуры совместной деятельности. Например, Журавлев А.Л. (2000) утверждает, что основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности, ранее выделенной в общей теории психологии Ананьевым Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьевым А.Н., Ломовым Б.Ф., Рубенштейном С.Л. и многими другими исследователями, могут использоваться для анализа структуры совместной деятельности. Описание психологической структуры деятельности обычно начинается с выделения ее целей. Общая цель совместной деятельности является важнейшим компонентом структуры совместной деятельности. Под ней понимается идеально представленный будущий результат, который стремится достичь общности индивидов, то есть коллективному субъекту. Общая цель может быть расписана в виде более частных совместных задач, поэтапное решение которых приближает коллективный субъект к достижению общей цели.

Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Это то, что побуждает общность индивидов к выполнению совместной деятельности, то есть непосредственная побудительная сила.

Следующим компонентом в структуре совместной деятельности являются совместные действия, направленные на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности и выполняемые с помощью многочисленных средств осуществления совместной деятельности, причем как индивидуальных, так и групповых средств, способов, приемов.

Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный группой участников совместной деятельности. Здесь важное значение имеет не только общий объективный результат, но и его субъективное отражение индивидуальными и коллективным субъектами. Конечный результат совместной деятельности может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в совместной деятельности.

Кроме того, одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность совместной деятельности, является коммуникация. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий (Ломов Б.Ф., 1975. С. 132; хрестоматия, 2000). В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

Важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласованности (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, то есть все перечисленные процессы имеют отношение ко всем основным структурам, составляющим деятельности.

Так же важно подчеркнуть, что если конкретный вид деятельности группы не отвечает какому-то признаку или у него отсутствуют отдельные структурные компоненты совместной деятельности, то это еще не означает, что у этого вида деятельности полностью отсутствуют свойства совместной деятельности. Деятельность с неполной структурой, многими авторами считается при этом разновидностью совместной деятельности. А эмпирические исследования совместной деятельности А.Л. Журавлевым (2000) показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой — не полная совместная деятельность. Деятельность с неполной структурой, по его мнению, остается при этом разновидностью совместной деятельности. Причем, отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой совместной деятельности, например:

      1. совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности;

        процесс совместной деятельности может проходить без достижения общего конечного результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, поэтому не осознается;

        совместная деятельность может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участниками, интегрируясь на относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных длительностей через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты.

Кроме того, необходимо отметить роль взаимодействия в процессе совместной деятельности. И так, в процессе совместной деятельности имеет место единство двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т. п.); во-вторых, это взаимные воздействия участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых элементов. Такими составляющими компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками совместной деятельности, однако не всякие, а именно те, которые детерминированы направленностью на общий предмет совместной деятельности, то есть предметно-направленные взаимодействия. Под взаимодействием здесь Журавлевым А.Л. (2000) понимается такая система действий участников совместной деятельности, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействий между участниками деятельности, сколько характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.

Фактически, структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается именно через предметно-направленное или целевое взаимодействие участников деятельности, которые в свою очередь, включены в психологическую структуру совместной деятельности с одной стороны, а с другой — изменяют структуры индивидуальных деятельностей ее участников, подчиняя их общим целям и задачам совместной деятельности. Предметно-направленное взаимодействие как одно из реальных проявлений социальных отношений между участниками деятельности приводит к формированию некоторой их общности в виде трудового коллектива или группы медитативного тренингакак субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта.

Проанализировав прочитанную литературу, видим, что в настоящее время в социальной психологии существуют структурный и динамический или процессуальный подходы к анализу совместной деятельности, которые дополняют друг друга.

В соответствии со структурным подходом исследователи концентрируют внимание на анализе структурных составляющих совместной деятельности. Таким образом, сделав теоретический анализ трудов сторонников данного подхода (Абульханов Р.Ф., Вострокнутов А.И., Головаха Е.И., Журавлев А.Л., Ломов Б.Ф., Николов Л. и др., 2000) можно выделить следующие признаки совместной деятельности, где под признаками понимаются отличительные особенности, свойства, позволяющие определить специфику совместной деятельности как целостного и относительно самостоятельного феномена:

      1. Наличие общих целей для разных включенных в деятельность участников. Совместная деятельность, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или доступны частично. Как и всякая человеческая деятельность, совместная деятельность становиться целесообразной в том случае, когда заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс совместной деятельности подчинен их достижению.

        Участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, то есть должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать индивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).

        Необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций или частей деятельности и их распределение между участниками этого процесса. Распределение составляющих совместной деятельности в группе участников приводит к формированию функциональной структуры этой группы. Распределение функций совместной деятельности не является чисто случайной, а характеризуется их взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников совместной деятельности.

        Объединение или совмещение индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование целостности совместной деятельности и приводящее к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей между участниками совместной деятельности. Таким объединением и порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы. Совместная деятельность осуществляется в условиях разной тесноты связей людей друг с другом.

        Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников совместной деятельности. Согласование предусматривает строгую последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности, таких как: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т. д.

        Необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая совместная деятельность. Именно последняя неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью, которой является непосредственная направленность на участников совместной деятельности, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда.

        Наличие единого конечного результата, общего для участников совместной деятельности. Она и возникает для того, чтобы вообще был достигнут результат, то есть совокупный продукт, или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно. Соотнесение единого конечного результата с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в совместную деятельность.

        Единое пространственно - временное функционирование участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления совместной деятельности.

В соответствии же с динамическим подходом к анализу совместной деятельности, внимание исследователей концентрируется на изучении процессов ее изменения, развития (А.Л. Журавлев, 2000). На этом основан поиск специфики совместной деятельности по сравнению с индивидуальной деятельностью. Фактически, динамический подход составляет сущность социальной-психологической теории деятельности, а именно: совместная деятельность развертывается в совокупности групповых процессов, которые позволяют анализировать содержание совместной деятельности и формы ее организации в ниже приведенных таблицах (табл. 1, 2):

таблица 1

Основные признаки и динамические свойства совместной деятельности и ее коллективного субъекта:

Признак совместной деятельности (СД)

Социально—психологический процесс (СД)

1.Наличие единой цели

Целеобразование

(целеполагание)

Целенаправленость

2.Побуждение работать

вместе (общая) мотивация

Мотивообразование

(мотивирование)

Мотивированность

3. Разделение деятельности на функционально связанные составляющие

Распределение функций между участниками

Структурированность

(распределеность)

4. Объединение

индивидуальных деятельностей

Объединение

(совмещение)

Интегрированность

(объединенность)

5. Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных

деятельностей

Согласование

(координация)

Согласованность

(координированность)

6. Наличие управления как

атрибутной функции СД

Управление

(регулирование)

Организованность и управляемость (регулируемость)

7. Единый конечный

результат

Оценивание групповых результатов

Продуктивность

(результативность)

8. Наличие единого

пространства и

одновременность выполнения

индивидуальных

деятельностей

Функционирование в едином пространстве и времени

Условия (пространственные и временные) СД группы

Таблица 2

Основные свойства совместной деятельности — их эмпирические проявления (референты):

Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта

Эмпирические проявления свойств СД и коллективного субъекта

1. Целенаправленность

Соотношение индивидуальных и групповых целей: соответствие, взаимное дополнение, расхождение, противоречие и т. п.

2. Мотивированность

Активное, заинтересованное выполнение СД, направленность работы, сходства — различия в направленности участников СД, интенсивность включенности участников СД и т. д.

3. Структуированность

(распределенность)

Характер распределения функций, строгость, четкость, наличие / отсутствие дублирований, частичное наложение функций, страхование

4. Итегрированность

(объединенность)

Уровень взаимосвязанности участников, степень их зависимости друг от друга, плотность функциональных связей

5. Согласованность

(координорованность)

Последовательность выполнения деятельности, ритмичность, соответствие индивидуальных деятельностей друг другу, наличие связанности между этапами работы, дисциплина деятельности

6. Организованность и

управляемость

(регулируемость)

Следование управляющим воздействиям, содействие управлению, противодействие ему, уклонение от управляющих воздействий, самоуправление

7. Продуктивность

(результативность)

Показатели конечных совместных результатов (количественные, качественные)

8. Условия

(пространственные и

временные) СД

Расположение рабочих мест участников деятельности, особенности территории (зоны работы), распределение во времени выполняемых индивидуальных деятельностей

По мнению Журавлева А.Л. (2000), социально-психологические процессы строятся на трех основаниях: 1) структурных элементах совместной деятельности; 2) группе людей — участников совместной деятельности; 3) на предметно-направленном (целевом) их взаимодействии, включающем как воздействия участников друг друга, так и совместные их воздействия на общий предмет деятельности. То есть в предметно-направленном взаимодействии одновременно интегрируются два основных свойства совместной деятельности: предметность (через направленность на предмет деятельности) и субъективность (в виде совместности, коллективности).

Коротко обобщая, можно утверждать, что основной теоретической схемой анализа психологии группы в процессе совместной деятельности должна выступать следующая последовательность: предметно-направленное (целевое) взаимодействие — социально-психологические (групповые) процессы — совместная деятельность — психология самой группы.

Сам же социально-психологический анализ совместной деятельности, не зависимо от подхода к анализу феномена «совместная деятельность», должен выполняться в неразрывной связи с изучением субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта. Однако, анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Тем не менее, за всем этим разнообразием просматривается две схемы его описания:

1. Субъектом совместной деятельности является индивид. В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместно - индивидуальной модели совместной деятельности (Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Щербо Н.П.) или обозначают термином «совместная деятельность» ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Обозов Н.Н., 2000). подобный взгляд на субъекта совместной деятельности, характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельность рассматриваются как два полюса одного континуума. Сильверман Дж. и Джерингер И. полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы «поглощает» деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих одну «общую» задачу на «одном пространстве в одно и тоже время» (Уманский Л.И., Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003). Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участниками предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов).

Кроме того, известно, что еще в 20 веке такими исследователями, как В. Мёде, Ф. Олпорт и В.М. Бехтеревым было установлено различие в протекании психических процессов человека в условиях индивидуальной и совместной деятельности. И было выявлено, что при сравнительном анализе психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности, возможно четкое разграничение с учетом взаимосвязанности субъектов. Таким образом, условно выделяются два уровня:

      1. Уровень «молчаливого соприсутствия» - имеет фактически условное значение, но уже здесь проявляется эффект «социального влияния». Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет состояние человека, заставляет его вести себя иначе, нежели в условиях изоляции.

        На уровне «взаимовлияний» взаимосвязанность действует на психические процессы и функции уже в большей мере: в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение и конформность. Они, в свою очередь, определяют единообразие в группе и образование норм в оценках, мнениях, поведении. Средством взаимовлияний является обмен информацией. На уровне «взаимовлияний» оценки и мнения либо констатируются (первый подуровень), либо обсуждаются с последующим индивидуальным принятием решения (второй подуровень), либо обсуждаются, и принимается одно общее групповое решение (третий подуровень). Переход от «молчаливого соприсутствия» к «взаимовлияниям» означает преобразование индивидуальной деятельности в совместную. Констатация и высказывание оценок, мнений и их обсуждение даже при последующем индивидуальном принятии решения вызывают взаимный обмен мыслями и чувствами и могут уже, хотя часто и неосознанно, формировать «совокупный фонд совокупного субъекта» (Обозов Н.Н., 2000).

Обозов Н.Н. (хрестоматия, 2000) систематизировал некоторые экспериментальные данные и провел анализа различий динамики психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности с учетом уровня взаимосвязанности субъектов. Его анализ исследования психических процессов и функций в условиях первого уровня взаимосвязанности или «молчаливого соприсутствия» показал, что присутствие других людей приводит к увеличению силы мышечного напряжения и продуктивности памяти, в частности улучшению долговременной памяти и увеличению количества направленных (по сходству) и свободных ассоциаций. Вместе с тем в этих условиях у субъекта происходит снижение различных видов чувствительности; ухудшение внимания и показателей простых умственных действий, требующих концентрации внимания уменьшение количества направленных ассоциаций (по контрасту); снижение качества результатов при решении «абстрактных» проблем. Так же Обозов Н.Н. утверждает, что детальный анализ накопленных по этому вопросу данных говорит о том, что совместность пребывания вызывает совозбуждение субъектов, решающих индивидуальные задачи, что сказывается на динамике психических процессов и уровне проявления функций, а также способствует малоосознаваемому «сближению» субъектов в динамике психических процессов и функций, а также в оценках, мнениях, суждениях.

В условиях же второго уровня взаимосвязанности или «взаимовлияния» изменения в психических процессах и функциях по сравнению с индивидуальной деятельностью фиксируются по следующим параметрам: увлечение точности восприятия простых объектов (количество деталей, размер), а также восприятие времени, увлечение точности восприятия сложных объектов при длительной экспозиции, улучшение определения в объектах сходных элементов, но при этом, происходит ухудшение показателей в условиях «взаимовлияний» по параметру качества сложной интеллектуальной деятельности. Таким образом, усиление взаимной зависимости вызывает существенные изменения в психических процессах и функциях субъектов.

Важным условием более эффективной совместной деятельности является срабатываемость. Срабатываемость же определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения. То есть можно предположить, что срабатываемость зависит от уровня эмпатии. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001).

Кроме всего выше описанного, важно упомянуть, что эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической, где под «совместимостью» понимается многомерный и многоуровневый феномен внутригруппового взаимодействия и взаимоотношений, который отражает состояние взаимной удовлетворенности членов группы, в результате оптимального сочетания их индивидуально-психологических характеристик и межличностных ролей. И на основе совместимости и срабатываемости формируются различные стратегии поведения участников совместной деятельности (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001). Итак, в совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

    содействиекак действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

    противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;

    уклонение от взаимодействия, активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, и применяемый в практическом исследовании, описанном ниже, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:

    Сотрудничество— оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

    Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

    Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

    Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

    Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Подводя итог обзору литературы, посвященной феномену «совместная деятельность», кратко можем ее охарактеризовать как процесс группового достижения целей, где группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает существенные черты совместной деятельности. А на достижение положительных результатов совместной деятельности влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление являются условием успешного осуществления совместной деятельности.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск: СибГАФК, 2001.

    Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. - Новосибирск: НГУ, 1997.

    Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. - М., 2003.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., «Наука», 1975, с.124-135

    Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. - С.-П.: «Персей», 1997.

    Обозов Н.Н., Овчинникова В.С. Установка для исследования сенсомоторной совместимости. //Электроника и спорт.// - Л., 1968.

    Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989.

    Социально - психологические проблемы совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы международных Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев, 1992. Т. 2.

    Хрестоматия: Социальная психология в трудах отечественных психологов. - С. - П., 2000.

  1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов - на - Дону, 1992.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Оксана Семенова
Совместная деятельность детей - это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения ) . Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.

Как показали многочисленные исследования взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3-4 лет через осуществление совместной деятельности . По мнению педагогов и психологов (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. С. Римашевская, Е. О. Смирнова, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений . Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность , не отнимать предметов и пр., а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т. д.). На следующем этапе 4-5 лет начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений , которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

Из всех проявлений активности в условиях совместной деятельности мы выделяем коммуникативную и продуктивную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых - качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т . д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии , в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Необходимо знакомить детей с основными правилами поведения в процессе совместной деятельности . Прежде всего, воспитатель должен определить правила поведения детей в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД, в быту, продуктивной и игровой деятельности . Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для совместной игровой деятельности характерными правилами будут следующие :

1.Играть нужно дружно : не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2.Игрушки надо беречь : не ломать, не рвать, убирать на место.

3.В группе надо соблюдать порядок : разговаривать вполголоса (тихо, чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4.Товарищам надо помогать : делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам - научи другого.

Детям пяти лет важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают и мешают друг другу, вследствие чего их совместная деятельность не может быть организована, воспитатель формулирует требование : в группе надо разговаривать тихо, чтобы не перекрикивать друг друга. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование совместной игровой деятельности детей . Уровень этой деятельности , знание норм поведения имеют решающее значение для становления . Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре .

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими детьми в процессе совместной деятельности выражается :

– во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

– в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;

– в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность ;

– в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека . Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений . Правильно построенный процесс совместной деятельности , имеющий в своей основе общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка,который помогает :

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

Развивать навыки социального поведения,

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

формировать позитивное отношение к своему "Я",

формировать позитивное отношение к сверстникам,

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией ,в которое входит :

1) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками.

3) Привлечение детей к участию в совместной деятельности , которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

4) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей .

5) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей .

6) Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности , возможностей детей , наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности :

1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников - вся группа детей ) .

2. Совместно-последовательная деятельность , - когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей , организованная в малые подгруппы) .

3. Совместно-совместная деятельность , - когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен. Поэтому, требуется принять решение как организовать детей в малые группы : разделить или объединить.

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными. Соединяя детей , мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных . Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей :

По интересам

По симпатиям

По полу (мальчики, девочки)

По задачам

Вокруг персонажей

Вокруг лидеров

На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение для совместной деятельности должно быть успешным для развития положительных взаимоотношений между детьми .