27.06.2019

Охрана труда в организации свыше 50 человек. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг


06.11.2014 09:30:00

В каком случае можно не вводить должность специалиста по охране труда?
- Если в организации менее 50 сотрудников.

Проводиться ли спецоценка условий труда надомников?
- Нет, спецоценку труда надомников проводить не нужно.

Сотрудник работает во вредных условиях, нужно ли доплачивать ему?
- Да, доплачивать обязательно.

Законодатель разрешил отмену правил работодателями, нанимающими менее 50 сотрудников, без каких-либо специальных процедур в этом отношении. Это будет следствием использования установленных законом опционов. Дополнительным аргументом является то, что условия соглашений не изменятся.

Положения о вознаграждении устанавливаются работодателем. Если профсоюзная организация работодателя действует на месте работодателя, работодатель соглашается с этим актом. В свою очередь, регламент работы определяется работодателем в консультации с профсоюзной организацией, и если содержание не согласовано в течение установленного срока, и если профсоюз работодателя не работает у данного работодателя, правила процедуры работодателя выдается работодателем. На рабочем месте, в котором работает более чем одна профсоюзная организация по вопросам, требующим согласования с профсоюзными организациями, эти организации представляют собой совместно согласованную позицию.

Важные изменения в законодательстве охраны труда произошли в начале 2014 года. Вступил в действие Закон № 426-ФЗ, вместо аттестации рабочих мест была введена специальная оценка условий труда. С 2015 года вступят в силу новые санкции за нарушение нормативных требований, связанных с охраной труда работников. Но зачастую небольшие предприятия и организации весьма формально подходят к обеспечению безопасных условий работы своих сотрудников. В компаниях не создаются службы охраны труда, не проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности, для работников не проводят обязательных медосмотров. Многие работодатели сквозь пальцы смотрят на подобные нарушения.

Если они не сделают этого в течение 30 дней, решение принимается работодателем после рассмотрения отдельных позиций профсоюзных организаций. Измените эти действия таким же образом. В правилах не предусмотрена процедура их отмены, и эксперты не согласны с тем, как это сделать, если количество сотрудников ниже требуемого порога. Однако преобладающая позиция заключается в том, что работодатель должен действовать так же, как при их определении, то есть общении с организацией компании или независимо.

Также не нужно отказываться от работодателей от этих правил. С другой стороны, работодатели могут отказаться от этих положений на тех же условиях, которые были возможны до сих пор в случае, когда работодатель в результате сокращения занятости в своем рабочем учреждении не использовал не менее 20 сотрудников. Положения Трудового кодекса не регулируют вопрос об отставке из правил оплаты труда или правил работы.

Нарушение 1. В компании отсутствует специалист по охране труда, не создана служба по охране труда

Существующие нормы трудового законодательства дают работодателю право по своему усмотрению определять структуру и численность работников службы охраны труда. Однако необходимо учитывать, что если в компании численность работников больше 50 человек, то наличие службы охраны труда обязательно. Либо в организации обязательно должен быть специалист, занимающийся вопросами охраны труда.

Поэтому предполагается, что эти правила могут быть отменены таким же образом, как и на рабочем месте. Правила работы - акт внутреннего регулирования, определяющий порядок и организацию на рабочем месте, являющийся одним из конкретных источников трудового права. В нем также указаны права и обязанности работодателя и сотрудников. Установление таких правил позволяет улучшить функционирование компании, выполняя защитную функцию для обеих сторон трудовых отношений. Для выполнения правил, предусмотренных в ст. 9 пар 1 к.пл. он относится к положениям трудового законодательства, хотя только часть его положений - создание новых, конкретных правил поведения - носит нормативный характер - правила должны определять - ст. 104 пары 1 к.пл.

В том случае, когда численность работников компании менее 50 человек, работодатель принимает решение о создании такой службы или введении должности специалиста. При этом в расчет принимается специфика производственной деятельности предприятия (ст. 217 ТК РФ).

Служба охраны труда (должность специалиста по охране труда) создается в организациях, ведущих производственную деятельность (ч. первая ст. 217 ТК РФ). Чтобы работодатели не сделали неправильных выводов, будто речь идет только об организациях, занимающихся выпуском продукции, Трудовой кодекс относит к производственной деятельности еще и оказание различных видов услуг предприятиями и компаниями (ст. 209 ТК РФ).

Остальные положения, только для того, чтобы приблизить решения сотрудников к нормативным актам, носят информативный характер. 104 пары 2 к.п.: правила должны содержать информацию. Стандарты искусства. 18 к.пл. они применяются к правилам напрямую. В регламенте работы не могут быть приняты решения, которые были бы менее благоприятны для работника, чем закон более высокого ранга - коллективный договор или гражданский кодекс. Содержание правил работы всегда должно быть адаптировано и, возможно, изменено в соответствии с измененными правилами более высокого ранга.

Как исправить:

Работодателю для контроля выполнения требований охраны труда нужно принять следующие меры: ввести в штатное расписание компании соответствующие единицы или заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг в сфере охраны труда.

Нарушение 2. Для работников не проведен инструктаж по технике безопасности и охране труда

Помещения для создания правил

В качестве примера - если коллективное соглашение сократит рабочее время, правила должны изменить время начала и окончания. В соответствии с нормой пар. 2, положения должны содержать информацию о штрафах, применяемых в соответствии со ст. 108 из-за упорядоченной ответственности сотрудников. Информация о штрафах не является единственной такой, как и часть правил, указанных в п. 1 - включая списки запрещенной работы, обоснование отсутствия - повторяет нормы нормативных актов. При определении вопросов правил мы должны учитывать положения Трудового кодекса, ограничивая, среди прочего, рабочее время ночью.

Работодателю законом запрещено допускать к трудовой деятельности работника, который не прошел обучение и инструктаж по охране труда, а также проверку знаний требований охраны труда (абз. 9 ч. второй ст. 212 ТК РФ). Минтруд России и Минобразования России в постановлении от 13 января 2003 г. № 1/29 утвердили порядок прохождения обучения и инструктажа по охране труда.

Надбавка на работу в ночное время составляет 20% от почасовой ставки, что связано с минимальным вознаграждением за работу. В такой сезон абсолютный запрет на работу происходит у следующих людей: инвалидов, несовершеннолетних, уход за детьми до 4 лет или беременных женщин. Представленные проблемы не исчерпывают содержание правил, поскольку его задача - учитывать особенности данного предприятия. Общепризнанно, что этот каталог устанавливает минимальное содержание правил, при условии, что он должен исключать проблемы, которые не возникают с данным работодателем.

Как исправить:

Нужно организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда в отношении всех работников компании и ее руководителя в том числе. Проводить инструктажи необходимо как при приеме на работу новых сотрудников, так и при переводе. Инструктажи по охране труда должны проводиться для командированных в компанию работников и для сотрудников сторонних организаций, которые занимаются трудовой деятельностью на выделенном участке, а также для других лиц, занятых в производственной сфере организации. Инструктажи по охране труда по характеру и времени проведения подразделяются на вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, целевой, внеплановый, повторный.

Без этих положений, часто таких «сухих», «технических», было бы невозможно эффективно управлять установкой и устанавливать многие права работников - например, невозможность рассчитать пособие на работу ночью без маркировки ночного времени. В целом подчеркивается, что правила не могут вводить новые обязательства, а лишь конкретизировать их. Иногда может возникнуть сомнение относительно того, как первоначальный запрет или порядок подпадают под эти рамки, например запрет на сексуальное домогательство как деталь обязательства соблюдать правила социального сосуществования.

Внимание! Проводить инструктаж по охране труда должен сотрудник, который прошел специальное обучение (п. 2.3.2 Порядка, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29).

Сразу после завершения инструктажа путем устного опроса организуется проверка полученных знаний. Проверку осуществляет сотрудник, проводивший инструктаж. Работник, показавший неудовлетворительные знания, не допускается к трудовой деятельности. Он обязательно должен пройти повторный инструктаж.

Решающим критерием должна быть оценка того, не может ли такое положение ухудшить ситуацию сотрудника, определяемую нормативными положениями. Таким образом, мы можем выделить три ключевых области в рабочих правилах. Внутренний порядок, обязанности обеих сторон трудовых отношений, информация о процедурных штрафах. Трудовой кодекс предусматривает две процедуры введения правил - ст. Если работодатель управляет профсоюзом, компанией или организацией между компаниями, правила устанавливаются в согласии с профсоюзом.

Однако в правилах указываются два случая отказа от этого требования: превышение согласованного предельного срока для принятия мер - пар. 2 - и невыполнение профсоюзами, когда более одного действия действует в течение 30 дней после согласованной позиции - ст. 30 п. 4 и 5 Закона о профсоюзах. Это исключения из правила, и поэтому их не следует расширять.

Нарушение 3. Работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты - это технические средства (одежда специальная защитная, костюмы изолирующие, средства защиты органов дыхания и так далее), которые помогают предотвратить или уменьшить воздействие на сотрудников вредных или опасных производственных факторов, а также используются работниками для защиты от загрязнения (ч. седьмая ст. 209 ТК РФ).

Вторая процедура, то есть самоопределение работодателя правил, очевидно, относится к этой ситуации, когда профсоюзная организация не работает на заводе - пар. 2, а также вытекает из двух случаев отмены требования о сверке, представленного выше. Независимо от способа принятия мер, положения всегда являются односторонним актом. Установление правил не является синонимом его вступления в силу - ст. 104 пары 1 к.пл. Необходимо предоставить свой текст сотрудникам, в соответствии с принятым работодателем, например, вывешивать на доске объявлений, а через две недели он становится источником права.

Как исправить:

Постарайтесь изыскать необходимые средства или за свой счет обеспечить сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, соответствующими средствами индивидуальной защиты. Необходимо выдавать средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами в порядке, установленном органами государственной власти.

Следует признать, что этот период не должен сокращаться или расширяться. Внесение изменений в правила требует, чтобы вы следовали процедуре, необходимой для ее определения. Изменение правил работы в том же режиме, что и введение. Законодатель не регулировал вопрос о роспуске правил, поэтому предполагается, что он действителен на неопределенный срок, пока он не будет заменен другими правилами.

Предоставление ст. 104 пары 2 к.пл. обязывает работодателя ознакомить работника с содержанием правил до начала работы. Это подтверждает роль правил, а с другой стороны, является основой для обеспечения соблюдения. Заявление сотрудника о чтении правил хранится в его личных файлах - пар. 3 Положения о документации. В свете более ранних замечаний о возможности исключения из состава коллективного договора или частичной реализации его роли можно было бы в такой ситуации постулировать необходимость направить обязательство ознакомить сотрудника с этой частью системы.

Нарушение 4. На предприятии не проведена специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест)

Проведение спецоценки с 1 января 2014 года возложено непосредственно на работодателей. Но реально осуществить ее проведение стало возможным лишь с 8 апреля 2014 года, после вступления в силу приказа № 33н Минтруда России.

Согласно части третьей статьи 3 Закона №426-ФЗ спецоценка не проводится в отношении рабочих мест надомников, сотрудников, работающих дистанционно, и работников, которые трудятся у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Проведение специальной оценки рабочих мест для всех остальных категорий работников строго обязательно. Что касается рабочих мест, прошедших аттестацию, то их спецоценка может не проводиться в течение пяти последующих лет с момента завершения аттестации. Исключение составляют рабочие места, которые попадают под проведение внеплановой специальной оценки (ч. 4 ст. 27 Закона №426-ФЗ).

Законодатель отмечает важность правил на практике, следовательно, расширение круга работодателей, которые не осуществляют этот акт, сопровождается обязательством информировать сотрудников об организационных вопросах - ст. 104 к.п. Действующие нормы рабочего времени, даты праздников в результате пятидневной рабочей недели, ночного времени, даты, места и времени выплаты вознаграждения, метода подтверждения наличия и обоснования отсутствия на работе. Эти договоренности принимаются работодателем самостоятельно, хотя влияние профсоюзной организации не может быть исключено также в форме коллективного спора.

Как исправить:

Работодатели с 8 апреля 2014 года должны обеспечить проведение специальной оценки условий труда тех рабочих мест, где ранее не была проведена аттестация. Для проведения спецоценки создается комиссия и заключается гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая практикует проведение спецоценок (ст. 8,9 Закона №426-ФЗ).

Рецепт не говорит об этом явно, но очевидно, что это решения, применимые в данном учреждении, а не, например, все нормы рабочего времени, содержащиеся в коде. Можно представить, что уведомление определяет систему времени только для сотрудника, опуская любые другие системы. Внедрение рассматриваемого продукта представляется невозможным без предварительного согласования этих вопросов со стороны работодателя в виде одного или нескольких букв. Сравнивая также предмет этих действий с содержанием правил, можно было бы говорить о том, чтобы сделать - совершенно произвольным образом - «нормативное письмо».

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, отразит в отчете ее результаты (ч. 1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Сотрудники компании должны под подпись ознакомиться с результатами спецоценки не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (ч. 5 ст. 15 Закона №426-ФЗ).

Нарушение 5. В организации не проводятся обязательные медицинские осмотры

Не оспаривается, что он не является нормативным, а как персонализированная информация, адресованная конкретному сотруднику, он становится декларацией о желании работодателя. В случае изменения его содержания - например, новой системы рабочего времени, новых дат праздников, необходимо отправить другую информацию - это правило не ограничивает это обязательство работодателя действовать один раз. Если это новое заявление приведет к ухудшению условий труда, необходимо согласие работника, и в случае его отсутствия необходимо предоставить уведомление об изменении.

Трудовой кодекс статьей 213 определяет основные категории работников, для которых необходимо проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (сотрудники в возрасте до 21 года должны выполнять эту процедуру ежегодно).

Обязательным и периодическим медосмотрам должны подвергаться работники, занятые на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также лица, занятые на работах, имеющих непосредственное отношение к движению транспорта. Для указанной категории сотрудников проведение медосмотров необходимо, чтобы определить их пригодность к выполнению поручаемой работы и с целью предупреждения профессиональных заболеваний.

Ознакомление работника с правилами работы

Возможности уведомления сотрудников о содержании правил. Подвешивание статута на доске объявлений, передача текста сотрудникам, предоставление рецептов по электронной почте, оставление правил в общедоступном месте, например, по месту ежедневного сбора или секретариату. Утверждение о том, что сотрудник знаком с правилами, не должно составлять содержание трудового договора. Однако, если под подписями сторон договора будет включено дополнительное заявление сотрудника, до того, как он приступит к работе, он ознакомился с правилами, и в этом случае документ действителен.

Также обязательные медосмотры должны проходить сотрудники предприятий и организаций пищевой промышленности, торговли и общественного питания, медицинские работники и сотрудники водопроводных сооружений. Цель таких медосмотров - охрана здоровья населения.

Как исправить:

Составляется и утверждается список сотрудников, которые подлежат прохождению предварительного и периодического медосмотра, затем в 10-дневный срок список передается в территориальный орган Роспотребнадзора по месту расположения компании (Приказ №302н).

Важным запретом является признание работника, который не ознакомился с правилами и, в частности, он не знает правил, касающихся здоровья и безопасности. Работодатель должен как можно скорее исправить это, подписав с сотрудником документ с датой, когда этот факт произошел. Нельзя требовать от него утверждения о неправде и, следовательно, опираться на Священные Писания.

Положение о вознаграждении и работе

Они касаются правил работы и вознаграждения, трудовых сертификатов, форм соглашения о совместной финансовой ответственности сотрудников и сроков подачи претензий. Законопроект ожидает подписания президента и публикации в Журнале законов. Изменения, связанные с правилами вознаграждения, заключаются в увеличении лимита занятости, вместе с которым работодатель обязан его определить. С 1 января этого года. этот лимит поднимает до 50 сотрудников.

Сотрудники, подлежащие медосмотру, направляются в медицинское учреждение, с которым организация заключала гражданско-правовой договор, где по результатам осмотра на каждого работника составляется медицинское заключение.

Нарушение 6. Работникам, занятым на участках с вредными и опасными условиями труда, не предоставляются гарантии

Предоставление определенных гарантий и компенсаций положено сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. У таких работников должна быть сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Как исправить:

Во-первых, определяем, какие полагаются гарантии и компенсации работнику. При необходимости проводится спецоценка рабочих мест по условиям труда. Если еще не устарели результаты аттестации рабочих мест, то можно на их основании предоставить гарантии и компенсации.

Работодатель вправе предусмотреть более высокий уровень защиты сотрудников, так как действующим законодательством предусмотрен минимальный уровень гарантий и компенсаций работникам, занятых трудом на местах с вредными или опасными условиями.

Какая ответственность последует за несоблюдение требований охраны труда

За каждое из рассмотренных нарушений предусмотрена ответственность не только в виде штрафов, но и в виде уголовного наказания для работодателя.Степень ответственности определяется уполномоченным лицом или органом и во многом зависит от тяжести правонарушения, а также от наступивших последствий допущенного правонарушения.

Работники, допустившие нарушение требований охраны труда, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а в случае, если нарушение повлекло тяжкие последствия, могут быть уволены по инициативе работодателя.

18364

  • Темы:
  • Трудовое законодательство
  • Охрана труда
  • Обучение по охране труда

Каждый работодатель обязан обеспечить охрану труда в организации. Для этого проводится ряд мероприятий, в частности, при необходимости создается служба и разрабатываются специальные документы. О том, какие документы по охране труда должны быть в организации численностью менее 50 человек, поговорим в данной статье.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда необходимо создавать службу охраны труда;
  • какие документы должны быть разработаны в организации численностью менее 50 человек;
  • какая ответственность предусмотрена для работодателя за нарушения в сфере охраны труда.

Когда необходимо создавать службу охраны труда

Сначала остановимся на вопросе о том, каким именно работодателям необходимо создавать специальную службу. Для этого надо обратиться к положениям части 1 статьи 217 ТК РФ. Итак, в соответствии с данной нормой службу охраны труда должны создавать работодатели:

  • которые осуществляют производственную деятельность;
  • численность работников которых превышает 50 человек.

Вопрос о том, какая именно деятельность относится к производственной в целях применения данного положения. Разъяснил Минтруд России в письме от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136. Специалисты ведомства поясняют, что это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Из этого толкования можно сделать вывод, что даже в том случае, если в организации фактически нет производства, например, она оказывает услуги или выполняет определенные работы, на такую организацию распространяются общие требования по созданию службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в том случае, если в организации работает более 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда, независимо от того, каким видом деятельности занимается организация. Вместо отдельной службы в штатное расписание можно ввести должность специалиста по охране труда.

Если же в организации работает ровно 50 сотрудников и менее, создавать специальную службу или принимать на работу специалиста по охране труда нет необходимости. В такой ситуации работодатель самостоятельно принимает решение о том, в какой форме будет осуществляться контроль за охраной труда в организации.

И если в организации не будет сформирована служба или принят на работу соответствующий специалист , функции по охране труда будет вести непосредственно руководитель организации, а если работодателем является индивидуальный предприниматель, то функции службы возлагаются именно на него.

Какие документы по охране труда должны быть разработаны в организации численностью менее 50 человек

Сложность в формировании обязательного пакета документов для организаций с численностью работников менее 50 человек, состоит в том, что законодательством не установлен перечень документов, который должен быть разработан и утвержден каждым работодателем. Именно поэтому и возникают многочисленные вопросы, связанные с обязательностью или необязательностью того или иного документа.

  1. Приказ о создании службы охраны труда. Этот приказ понадобится в том случае, если принято решение о создании такой службы. Если руководитель организации или индивидуальный предприниматель будут осуществлять функции службы лично, модно издать приказ о возложении на себя обязанности по обеспечению охраны труда. Рекомендации по организации службы утверждены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14
  2. Инструкции по охране труда в отношении тех профессий, где понадобятся такие инструкции. Для этого предварительно надо издать приказ, в котором определить перечень профессий, по которым будут разработаны инструкции. Пример инструкции по охране труда для IT-специалиста .
  3. Документы, которые необходимы по специфике работы организации.
  4. Инструкции по проведению инструктажей по охране труда. Также понадобится программа проведения таких инструктажей.
  5. Журналы регистрации инструктажей.
  6. Протоколы проверки знаний по охране труда.
  7. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  8. Информация о прохождении сотрудниками обязательных медицинских осмотров, в том случае, если работа подразумевает предварительный и периодические медосмотры.
  9. Информация о специальной оценке рабочих мест.
  10. Документы по выдаче средств индивидуальной защиты
  11. Документы об обучении руководителя, в том случае если руководитель лично отвечает за охраны труда в организации.

Напомним, что различается несколько видов инструктажей. И проведение того или иного инструктажа будет зависеть от характера выполняемой работы. Итак, возможны следующие виды инструктажей :

  • вводный,
  • первичный на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Порядок организации и проведения этих инструктажей установлен постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Какая ответственность предусмотрена для работодателя за нарушения в сфере охраны труда

За нарушение правил охраны труда предусматривается административная ответственность, которая установлена ст.5.27.1 КоАП РФ. Напомним, что данная норма была введена в КоАП РФ только с 2014 года. До этого, все правила привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства были установлены ст.5.27 КоАП РФ.

За нарушение требований охраны труда на организацию может быть наложен штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, предусмотрена отдельная ответственность за:

  • нарушения правил проведения СОУТ;
  • непроведение обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • непроведение медосмотров;
  • необеспечение средствами индивидуальной защиты.

Вложенные файлы

  • Положение о службе охраны труда (бланк).doc
  • Приказ о создании службы охраны труда (бланк).doc

Доступно только подписчикам

  • Положение о службе охраны труда (образец).doc
  • Приказ о создании службы охраны труда (образец).doc