03.07.2019

Социально-трудовые конфликты. Функции социального конфликта. Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов


Традиционно считается, что социально-трудовой конфликт опасен для коллектива и предприятия. Да это так, но и позитивные функции конфликта огромны. Ведь конфликт – это столкновение противоречий, которое говорит о том, что в организации существуют проблемы необходимо решать, и как можно быстрее, чтобы обеспечить поступательное развитие самой организации.

Позитивными функциями социально-трудового конфликта являются:

1) информационная (только через конфликт становится открытой информация, которая была скрыта, но являлась функционально необходимой всем или многим);

2) социализации (в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях, и способствуют скорейшему разрешению последующих конфликтных ситуаций);

3) нормализация морального состояния (в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций);

4) инновационная (конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается и решается какая-то проблема).

Признание позитивных функций социально-трудового конфликта не означает, что конфликт можно и нужно целенаправленно создавать. При наличии конфликта необходимо правильно относиться к нему с точки зрения возможных положительных исходов; необходимо не подавлять, а решать его с полезным эффектом; анализировать, учиться через конфликт; регулировать его на достижение полезных целей.

Социально-трудовой конфликт имеет и негативные последствия:

1) усиление враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде приводит к накалу страстей;

2) свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ от открытых, но часто необходимых коммуникаций;

3) падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий;

4) ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разногласия по пустякам во взаимодействиях, переговорах, контактах;

5) умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла; поведение «наоборот», то есть по принципу противоречия; демонстративное бездействие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, договоренности из принципа;

6) умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, то есть установка на разрушение и подрыв определенных общих связей, организации, культуры и традиций;

7) разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в принципиальном плане; установки на индивидуалистическое поведение;

8) фактические потери рабочего времени, отвлечение от работы или неиспользование благоприятной ситуации, возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров; субъективное переживание бессмысленных затрат сил и энергии на вражду и конфронтацию;

9) не разрешение, а «запутывание» каких-либо проблем.

Перечисленные негативные последствия социально-трудового конфликта можно рассматривать также как универсальные признаки конфликтной ситуации.

Работники в условиях социально-трудовых конфликтов ведут себя по-разному. Так, одни избегают вступать в конфликт любой ценой, другие относятся к ним адекватно, третьи склонны конфликтовать при малейших сложностях в отношениях. Поведение людей в условиях конфликта может быть показателем такого качества работника, как отношение к труду.


Основные понятия и разновидности конфликтов в социально-трудовой сфере
Любой коллектив, в том числе трудовой, - это всегда совокупность отдельных личностей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, которые осознают свою принадлежность к определенной общности и которых признает коллектив в качестве своих членов. В процессе совместной деятельности в трудовом коллективе создается относительно устойчивый общий эмоциональный настрой, на котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива. С одной стороны, в этом настрое проявляется вся совокупность элементов окружающей среды и социальной обстановки, с другой - вся совокупность факторов, которая формирует тот или иной настрой под воздействием субъективных и объективных причин. Это приводит к тому, что он сам начинает оказывать влияние на коллективную деятельность и на работу отдельных людей.
В любом случае в коллективе, где имеют место различные мнения и представления о целях, способах их достижения, бытуют различные жизненные принципы, планы, есть основания для конфликтных ситуаций, для возникновения трудовых споров.
Под конфликтом понимается открытое столкновение между членами коллектива, возникающее в результате противоборства различных противоположных мотивов (интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в различных областях соци- ально-трудовых отношений: в области оплаты труда, условий работы, режима труда и отдыха, организации найма работников и их увольнения и т.д. Если нарушение прав в сфере труда касается отдельного работника, последствием такого нарушения становится возникновение индивидуального трудового спора (конфликта). Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, то в этом случае трудовой спор носит коллективный характер и квалифицируется как коллективный трудовой спор.
В соответствии с трудовым законодательством (ст. 381 ТК РФ) индивидуальный трудовой с п о р представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права, коллективного договора и о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Коллективный трудовой спор определяется как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права (ст. 398 ТК РФ).
Конфликт предполагает ситуацию, когда позиция или действия одной стороны оказывают влияние на положение другой, причем не всегда противоборство имеет под собой осознанную основу. В организации могут возникать и развиваться конфликты между отдельными работниками, подразделениями, руководителями разных уровней, трудовым коллективом, с одной стороны, и администрацией - с другой, а в настоящее время - еще и между этническими группами и т.д.
Виды конфликтов чрезвычайно разнообразны. В зависимости от группировочного признака можно выделить открытые и закрытые (латентные) конфликты, о которых говорилось выше; общие и локальные (в зависимости от того, втянута в конфликт вся организация или ее часть; деловые и личные; стабилизированные, эскали- руемые (разрастающиеся), канализируемые или спадающие (в за
висимости от стадии развития конфликта); спонтанные или планируемые заранее; кратковременные или затяжные (последние могут приводить к кризису и даже гибели организации) и т.д.
Из множества возможных столкновений, конфликтных ситуаций чаще всего выделяют внутриличностные конфликты, причинами которых может быть необходимость выбора между различными вариантами решений, несовпадение внешних требований и внутренних позиций (целей, средств их достижения), потребностей и возможностей их реализации, личных интересов и обязанностей. Иными словами, внутриличностные конфликты могут, в свою очередь, подразделяться на мотивационные (когда выбор идет в условиях многовариантности решений) и ролевые (когда речь идет о выборе по принципу наименьшего зла). Выделяют также межличностные конфликты, в большинстве случаев порождаемые столкновением материальных интересов субъектов конфликта. При этом внешне они могут проявляться как несовпадение характеров, ценностей и т.д.; конфликты между личностью и группой, обусловленные, как правило, несовпадением индивидуальных и коллективных ценностей, норм поведения; межтруппо- вые конфликты, имеющие в своей основе чаще всего экономические различия в интересах.
Формы производственных конфликтов, их характер
Формы производственных конфликтов могут быть различными, основные из них представлены на рис. 29.1.

Современная практика управления персоналом основана на том, что многие возможные в организации конфликты носят позитивный характер, т.е. не только допустимы, но и желательны, так как способствуют более эффективной работе и развитию социально-трудовых отношений. Это связано с тем, что они:

  • позволяют вскрыть проблемы, узнать различные точки зрения, найти приемлемые для противоположных сторон решения;
  • ведут к изменениям и образованию новых социальных механизмов, улучшению отношений в коллективе, укреплению взаимопонимания, способствуют консолидации различных групп в трудовом коллективе, приводят к повышению сплоченности, сотрудничеству;
  • стимулируют активность членов коллектива, творчество, споры, появление новых идей, готовность к изменениям.
Все это способствует развитию как отдельной личности, так и коллектива в целом, т.е. говорит о конструктивности внутриорга- низационных конфликтов. К конструктивным конфликтам могут быть отнесены:
  • внутриколлективные деловые споры, основой которых служат такие причины, как назревшая необходимость решения различных деловых вопросов, производственных задач, перераспределения обязанностей, распределения премий и др.;
  • конфликты между коллективом и личностью, возникающие при поведении работника, которое вызывает недовольство коллектива (прогулы, пьянство, интриги и т.п.);
  • конфликты между коллективом и руководителем (при появлении проблем в управлении, которые необходимо довести до сведения руководителя или администрации организации).
Вместе с тем конфликты могут носить и деструктивный характер, и, как свидетельствует практика, именно такие конфликты в трудовом коллективе случаются чаще всего. Они могут приводить к негативным, иногда разрушительным действиям, склокам, клевете и т.д., что в свою очередь ведет к ухудшению эмоционального настроя в коллективе, а в конечном итоге - к снижению эффективности его работы.
Деструктивные конфликты, как правило, снижают трудовую активность работников, не способствуют решению проблем в сфере социально-трудовых отношений, приводят к росту текучести кадров, нестабильности коллектива, неудовлетворенности работой и социально-психологическими условиями в коллективе.

Негативные последствия и позитивные функции трудовых конфликтов
Трудовые конфликты в организации, как правило, имеют негативные последствия, к которым следует отнести:

  • свертывание дедовых контактов вопреки функциональной необходимости, переход к формальному общению и отказу от открытых коммуникаций;
  • усиление враждебности в коллективе;
  • падение мотивации к труду, а следовательно, и эффективности труда;
  • ухудшение взаимопонимания в коллективе;
  • несоблюдение взаимных обязательств, договоренностей, зачастую «из принципа»;
  • умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, сводящееся к установке на разрушение связей организации, культуры, сложившихся традиций и т.д.;
  • неудовлетворенность принадлежностью к определенной трудовой группе, организации; установка на индивидуалистическое поведение;
  • бессмысленные затраты сил и энергии на конфронтацию, неиспользование благоприятной ситуации для решения деловых вопросов и производственных задач и т.д.
Позитивные функции трудового конфликта представлены в табл. 29.1.
Таблица 29.1. Функции трудового конфликта, позитивно влияющие на развитие коллектива организации

Функция (лат. function ) - исполнение, назначение, осуществление. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований - выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы. По отношению к социальной системе можно говорить о функциональных и дисфункциональных конфликтах. Первые будут способствовать улучшению функционирования системы, ее развитию, а вторые, напротив, - ее дестабилизации, разрушению.

С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые - на их углубление.

Различают также позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. В большей степени они отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, Октябрьская 1917 г. революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное, и на тех, кто дает ему негативную оценку.

Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта, - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, уволенных с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой возник и развивается. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, он, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе единственным механизмом разрешения социального конфликта является его подавление силой. Такой конфликт становится дисфункциональным, ведущим к дезинтеграции общества, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Необходимо также иметь в виду, что управляющие всех уровней (правящая элита) в любой сфере деятельности (экономической, политической, социальной) в большинстве случаев не заинтересованы в возникновении и развитии конфликта в управляемых ими структурах, так как он вскрывает и недостатки управления. Поэтому вместо того, чтобы конструктивно решать возникшие проблемы, они нередко стремятся любыми способами погасить конфликт в его зародыше, скрыть от общественности остроту и масштабы противоречий, исказить информацию о его подлинных причинах и последствиях. Например, попытка скрыть от общественности масштабы и возможные последствия чернобыльской катастрофы (1986 г.) привела к тому, что миллионы людей получили повышенную дозу радиационного облучения. В городе Благовещенске (Республика Башкортостан) весной 2005 г. сотни мирных жителей подверглись избиению со стороны работников правоохранительных органов. Руководители МВД постарались скрыть это преступление, а когда информация о нем стала достоянием общественности, власти делали все возможное, чтобы главные виновники трагедии избежали ответственности. В результате возникший конфликт не нашел своего конструктивного решения, а существовавшие длительное время противоречия между гражданским обществом и силовыми структурами еще больше обострились.

Правящие элиты объективно заинтересованы в сохранении и упрочении своего доминирующего положения в обществе или

организации. Поэтому любой конфликт, если он затрагивает их интересы, оценивается ими как негативный, и такую оценку они стремятся навязать другим.

Позитивная или негативная оценка конфликта во многом зависит и от способов его разрешения. Даже если для разрешения объективно назревшего конфликта применяются неадекватные средства и методы, то он из конструктивного может превратиться в деструктивный и будет оцениваться как негативный. Наглядным примером такой ситуации может служить первая чеченская война (1994-1996 гг.). Суть конфликта заключалась в том, что после распада СССР в 1991 г. резко обострились противоречия между Чеченской Республикой и федеральным центром. Эти противоречия имели как субъективные, так и объективные основания и требовали своего конструктивного разрешения. Однако правившая в тот период российская элита своими некомпетентными решениями и неумелыми действиями ввергла страну в длительную кровопролитную войну. Таким образом, потенциально конструктивный конфликт трансформировался в деструктивный.

Итак, можно назвать ряд основных критериев, в соответствии с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные или как негативные.

Позитивный конфликт может быть:

  • функциональным, способствующим развитию социальной системы (организации, общества);
  • конструктивным, в результате которого решаются возникшие противоречия;
  • субъективно-позитивным, когда он оценивается как положительный только той стороной, которая в результате конфликта получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений;
  • ценностно-позитивным, когда он оценивается не с точки зрения выгоды (невыгоды) или победы (поражения), а с точки зрения значимости самого конфликтного действия;
  • эмоционально-позитивным, когда он помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) субъектам и участникам конфликта.

Аналогичным образом, только с приставкой «не», можно перечислить варианты оценки конфликта как негативного (например, дисфункциональный - не способствующий развитию социальной системы и т. д.).

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, в наибольшей степени характерные для открытых социальных структур.

  • 1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
  • 2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
  • 3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
  • 4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы.
  • 5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
  • 6. Социальный конфликт способствует разработке и принятию назревших управленческих решений и осуществлению контроля за их исполнением, формирует у участников конфликта чувство сопричастности в решении общественных проблем, вырабатывает умения и навыки защиты своих интересов.
  • 7. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.

Внутренним конфликтам (в группе организаций, обществ) свойственны следующие функции:

  • создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
  • осуществление социального контроля за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
  • создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
  • адаптация и социализация индивидов и групп;
  • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
  • установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  • установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;
  • устранение одних и появление других лидеров.
  • 8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем, устанавливает и поддерживает равновесие сил между оппонентами.
  • 9. Конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
  • 10. Множество разнонаправленных конфликтов нейтрализуют друг друга и таким образом предотвращают распад социальной системы.

Конфликт выполняет негативные функции и порождает негативные последствия, если:

  • он ведет к беспорядку и нестабильности;
  • общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
  • борьба ведется насильственными методами;
  • следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
  • возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей.

Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?
  • 2. Назовите основные стадии развития конфликта.
  • 3. На какие этапы можно разделить предконфликтную стадию?
  • 4. Что такое инцидент и какова его роль в развитии конфликта?
  • 5. Какова динамика конфликта на второй стадии?
  • 6. Что такое «переоценка ценностей» в конфликте и когда она происходит?
  • 7. В чем состоит особенность развития конфликта на третьей стадии?
  • 8. Назовите основные способы разрешения конфликта.
  • 9. Какова последовательность процедур в проведении переговоров?
  • 10. Назовите основные функции социального конфликта.
  • 11. Какими могут быть последствия социального конфликта?

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ………..5
2. ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ………………………………….10
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………...13
4. РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..22

ВВЕДЕНИЕ

В связи со стремительным развитием в нашей стране рыночной экономики появляется множество организаций, фирм, различных предприятий, в которых одним из важнейших факторов, позволяющим качественно и эффективно работать, являются трудовые отношения, а, следовательно, связанные с ними и вытекающие из них трудовые конфликты или споры. Каждый гражданин когда-нибудь сталкивался с конфликтными ситуациями. И задавался вопросом о том, что делать и как защитить себя от таких ситуаций? Каждый человек должен быть юридически грамотным и способным постоять за себя в трудовом конфликте.
Целью моего исследования является рассмотрение трудовых конфликтов как социальных явлений в обществе и исследование их природы, то есть откуда они возникают и как с ними нужно бороться, а также оценить их воздействие, положительное или отрицательное, на общество.
В данном реферате поставлены такие задачи, как: определить сущность, виды и структуру трудовых конфликтов; определить причины возникновения трудовых конфликтов, дать им характеристику; необходимо указать на последствия трудовых конфликтов, оценить их, проанализировать их воздействие на общество и назвать основные пути разрешения трудовых конфликтов.
Рассмотрением и изучением трудовых конфликтов занимались многие исследователи, экономисты, юристы, социологи и другие. Среди них выделяются такие исследователи, как: кандидат юридических наук Костян И., исследователь современной экономической социологии Дорин А.В., историк, исследователь в экономической теории Маслоу А. и другие специалисты.
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на 5 основных типов1: 1)физические потребности; 2)потребности в безопасности; 3)социальные потребности; 4)потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
Надо добавить, что при рассмотрении трудовых споров необходимо учитывать, что пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части третьей статьи 11 ТК РФ применяется Трудовой кодекс Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Исследование проблем конфликта - одно из традиционных и основных направлений социологической науки. В последнее время оно получило название «конфликтология». Конфликт в широком смысле слова означает противоречие, переходящее в противоборство. В зависимости от существующих противоречий и ситуаций, в которых они протекают, конфликты могут быть: социальные, ролевые, организационные, позиционные, структурные, концептуальные, межпоколенческие, семейные, конфликты неуправляемых эмоций, идеологических доктрин, трудовые и т.д.
В научной литературе выделяют следующие этапы развития конфликта1:

    первый этап - возникновение объективной конфликтной ситуации, появление социальной напряженности в трудовой организации;
    второй этап - осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации. Интересы могут быть ложными, искаженными реальными, объективными, но без их осознания дальнейшая борьба не имеет смысла;
    третий этап - осознание препятствий, мешающих удовлетворению своих интересов в этом конфликте;
    четвертый этап - осознание своих интересов и препятствий, обусловленных действиями другой стороны. Разумеется, этой стадии может и не быть, если интересы сторон совпадут;
    пятый этап - конкретные действия, предпринятые одной из сторон для защиты своих интересов;
    шестой этап - начало конфликта. Позиции обеих сторон четко определились, и начались практические действия друг против друга (рабочие объявили о забастовке, а дирекция фирмы, предприятия или другой трудовой организации объявила их уволенными).
Период, когда накапливается социальная напряженность, когда есть все элементы конфликта, но нет действий, получил название скрытой, или латентной, стадии конфликта. Чтобы конфликт был признан таковым, должны быть осуществлены какие-то целенаправленные действия (поведение) одного или нескольких участников против другого или других. Конфликт считается состоявшимся, если совпадают как минимум три условия:
1. Первый участник сознательно и активно действует в ущерб второму участнику. При этом под действиями понимается определенный вид поведения, а также передача информации (устное слово, печать, телевидение и т.д.).
2. Второй участник осознает, что данные действия направлены против его интересов.
3. В этой связи второй участник предпринимает ответные действия против первого участника.
Эти общие положения по теории конфликтов проявляются и реализуются в трудовой организации в виде трудового конфликта.
Трудовой конфликт - это противоречие между работниками в процессе трудовой деятельности, связанные с условиями, содержанием и организацией труда и принимающие характер противоборства. Трудовой конфликт в условиях рынка часто характеризуют как противоречия, возникающие между работниками и работодателями. Однако не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. Трудовой конфликт возникает в случае, если:
а) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
б) степень противоречий достаточно высока;
в) противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия или, напротив, они непонятны;
г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.
Согласно социологическим и социально-психологическим исследованиям, всех работников по приверженности к конфликтам можно подразделить на следующие группы:
    устойчивые к конфликтам;
    старающиеся уходить, не ввязываться в конфликты;
    конфликтные.
Численность последней группы работников составляет где-то около 6-7% всего персонала. Поэтому для того, чтобы обеспечить в трудовой организации благоприятный психологический климат, достаточно уделять внимание лишь к десятой части работников.
В трудовой организации по значению конфликты делятся на конструктивные и деструктивные1. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию нормальных отношений между людьми. Как правило, после разрешения такого рода конфликтов растет эффективность функционирования трудовой организации. Деструктивный конфликт - его возникновению способствуют субъективные факторы и причины. Он протекает в следующих случаях: а) одна из сторон жестко настаивает на своей позиции, не желая учитывать интересы другой стороны или всей трудовой организации в целом; б) один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически
подавить партнера. Последствия такого конфликта приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности функционирования трудовой организации. Таким образом, в основе деструктивных конфликтов лежат, как правило, субъективные причины.
По направлению трудовые конфликты можно разделить на горизонтальные (задействованы лица примерно одинакового статуса и не подчинены друг другу), вертикальные (участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие). Конфликты, имеющие вертикальную линию, наиболее опасны и нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного обычно выделяют объективные и субъективные.
Объективными причинами «вертикального» конфликта могут быть: соблюдение или несоблюдение отношений субординации между руководителями и подчиненными; разбалансированность рабочего места, когда оно не обеспечивается необходимыми средствами для выполнения своих функций; рассогласованностью связей между различными рабочими местами и т.д. Субъективными причинами часто выступают: слабая профессиональная подготовка руководителя, неспособность его социально и профессионально адаптироваться к своему рабочему месту и функциональным обязанностям и, как следствие, принятие часто неправильных решений, низкий уровень культуры общения, недобросовестное выполнение своих служебных обязанностей, завышенная собственная самооценка и т.д.
Основанием для типологии конфликтов может быть поведение конфликтующих сторон. Если конфликт открытый и причины его лежат на поверхности, то устранить эти причины и разрешить данный конфликт значительно легче, чем закрытый. Закрытый конфликт обычно определяется по косвенным причинам, проявляющимся в излишней напряженности во взаимоотношениях между членами трудового коллектива, изменении отношения к работе и т.д.

2. ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Причинами трудовых конфликтов могут быть
1: проблемы распределительных отношений, которые обычно оцениваются как наиболее вероятностный фактор конфликтных ситуаций на производстве; сложности функционального взаимодействия работников в процессе труда, когда конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в единые функциональные отношения, связанные дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности; ролевые противоречия, когда конфликты возникают из-за выполнения работниками той или иной роли; сугубо деловые разногласия, основанные на разных уровнях профессиональной подготовки и профессионального мышления; сложности, связанные с распределением вины за неудовлетворительную работу трудовой организации; возникновение конфликтных ситуаций как проявление профессионально-деловых амбиций, элементов неформального лидерства; ненормальные условия и содержание труда; обычная несовместимость работников, основанная на их чертах характера, отношении к труду, целях, которые каждый в отдельности преследует в процессе трудовой деятельности, и т.д.
Известно, что в основе любого конфликта лежит определенное противоречие, устранить существующее противоречие - значит устранить причину. Причинами конфликтов могут также быть:

    ненормальные условия и организация труда, несвоевременно выданная заработная плата. Ограниченность материальных, финансовых, людских и других ресурсов, которые постоянно приходится распределять и перераспределять. Работникам часто кажется, что они что-то недополучили, что их недооценили, а кому-то незаслуженно создали лучшие условия, дали больше;
    несовпадение целей отдельных работников с общей целью и задачами трудовой организации;
    разный уровень профессиональной, общеобразовательной подготовки и культуры общения работников, формирующий у них различные ценности. Именно наличие барьера общения, обусловленного различными ценностями и разным представлением о них, также может порождать конфликтную ситуацию;
    слабая информированность работников о различных сторонах деятельности трудовой организации и ее подразделений, искаженная, неправильная информация или ее сокрытие;
    несбалансированность рабочих мест с функциональными обязанностями, которые они должны выполнять;
    слабый или, наоборот, очень жесткий контроль, который неудовлетворительно воспринимают члены трудовой организации, и т.д.
Наиболее часто трудовой конфликт возникает между руководителями разного звена и подчиненными. Причинами такого рода конфликтов могут быть:
    личностные взаимоотношения между руководителем и подчиненным, связанные с симпатией или антипатией друг к другу;
    не всегда обоснованные, справедливые замечания руководителя подчиненному;
    не всегда ответственное поведение руководителя, связанное с неумением налаживать общение с подчиненными, неумением управлять своими эмоциями. Данное поведение проявляется в тех случаях, когда руководитель не прислушивается и не считается с мнением своих подчиненных, то есть остается «глухим» к чужому мнению и проблемам, не сочувствует и не помогает их решать;
    нарушение трудовой дисциплины работниками, что тормозит работу руководителя и отрицательно сказывается на деятельности группы, коллектива в целом;
    руководитель чаще наказывает, чем поощряет;
    традиционность мышления и инертность руководителя в различных трудовых ситуациях, отсутствие у него авторитета и т.д.

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Все виды трудовых конфликтов, как правило, имеют определенные негативные последствия:

    усиление враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социально-психологической обстановки в трудовой среде;
    ограничение деловых контактов вопреки функциональной необходимости, формализация общения, отказ от открытых коммуникаций;
    снижение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие недоверия и отсутствия гарантий;
    ухудшение взаимопонимания между работниками и разногласия во взаимодействиях, переговорах, контактах и т.д.;
    умышленное сопротивление действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла; демонстративное бездействие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, договоренностей;
    целенаправленное деструктивное поведение, ориентированное на
разрушение и подрыв определенных общих связей, организации, культуры и традиций;
    разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в группе; ориентация на индивидуалистическое поведение;
    фактические потери времени, отвлечение от работы или неиспользование возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров;
    не разрешение, а усугубление каких-либо проблем.
Перечисленные негативные последствия трудового конфликта можно рассматривать как универсальные признаки конфликтной ситуации. Сам трудовой конфликт имеет и позитивные стороны, так как благодаря ему решаются многие задачи, устраняются негативные явления.
К позитивным функциям трудового конфликта относятся следующие:
    информационная (конфликт открывает дополнительную информацию, о которой ранее не было известно);
    социализации (в результате конфликта индивиды приобретают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях);
    нормализации морального состояния (в конфликте разрешаются негативные настроения, происходит «очищение» моральных ориентаций);
    инновационная (конфликт стимулирует изменения, через конфликт официально признается какая-то проблема).
Признание позитивных функций трудового конфликта не означает, что конфликт следует целенаправленно создавать. При наличии конфликта важно правильно относиться к нему с точки зрения положительного разрешения; учиться через конфликт; ориентировать конфликт на достижение с его помощью полезных целей.

4. РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА

Разрешение трудового конфликта - это целенаправленная деятельность, снимающая существующие противоречия. Разрешение трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным. Не всегда возможно установить четкие границы между разрешением конфликта и самим конфликтом, поскольку он иногда протекает как конструктивное преодоление трудовых проблем.
Разрешение трудового конфликта может быть описано с помощью таких категорий, как: сложность, модель, тип, форма, способ и дисфункция поведения. Разрешимость такого конфликта зависит от степени его сложности. На практике последняя довольно трудно определяется и прогнозируется. Часто незначительные проблемы оборачиваются острой конфликтной ситуацией, а значимые иногда так и не перерастают в открытый и длительный конфликт. Можно сформулировать несколько конкретных факторов, обусловливающих сложность трудового конфликта.
1. Масштаб конфликта. Он определяется: а) общим количеством участвующих в конфликте или затронутых конфликтом индивидов; б) количеством сторон и позиций в конфликте. В процессе конфликта вопреки ожиданиям могут появиться новые конфликтующие стороны, позиции, что усложняет его разрешение. Трудовой конфликт между группами может быть так же прост, как и между отдельными работниками. В междисциплинарном конфликте сильнее проявляются личностные факторы, что затрудняет его разрешение. В межгрупповом конфликте участники могут осознавать его масштабность, связанные с ним последствия, риск, ответственность и поэтому стремиться к его разрешению. В межиндивидуальном преимуществом выступает то, что здесь процесс обсуждения происходит проще; он может осуществляться оперативно, в рабочем порядке (если не требуется заключение специалиста или мнение администратора по какой-то проблеме). Но в этом случае слабее «коллективный разум», меньше вероятность компромисса.
2. Длительность конфликтной ситуации. Разрешимость конфликта на ранней стадии может быть более проста, чем на поздней. Это объясняется следующим: «а) конфликт еще не персонифицирован (не получил характера личной вражды); б) еще невелики разрушительные последствия конфликта; в) не сформировалась сложная и запутанная структура участников конфликта». Все это показывает, что конфликт необходимо разрешать как можно раньше. «Вместе с тем поздняя стадия конфликта может иметь и свои преимущества при его разрешении, поскольку: а) причина конфликта стала для всех понятна; б) все устали от конфликта и хотят его урегулировать; в) мотив игры сменяется мотивом риска»1.
3. Новизна или стандартность конфликта. Если трудовой конфликт повторяется, то он проходит в менее острой форме. Участники относятся к проблеме конфликта как уже знакомой, видят пути решения этой проблемы.
4. Объективные или субъективные причины конфликта. Технология разрешения конфликтов по объективным причинам более сложна, поскольку здесь требуются организационно-трудовые изменения. Осознавая объективный, надличностный характер проблемы, участники относятся к самому конфликту более спокойно, конструктивно. Они ожидают от разрешения конфликта соответствующих организационно-трудовых изменений.
5. Субъективные характеристики конфликтующих сторон. Участники конфликта, обладая опытом, культурой, определенным уровнем образования, способны быстрее найти решение проблемы, определить формы и методы своего поведения в конфликте. Острые конфликты возможны как на уровне рабочих, так и среди специалистов, администраторов и в производственных трудовых группах, и в коллективах с интеллектуальным трудом. Высокий уровень культуры часто, наоборот, способствует возникновению конфликтов (это объясняется более принципиальным отношением людей к делу).
На рисунке 1 представлена модель конфликта как социального процесса, которая, по мнению американских ученых, позволяет обеспечить эффективное управление конфликтом, а также разработать своевременные меры по его профилактике.
А. В. Дорин выделяет следующие конкретные методы разрешения трудового конфликта.

Рис. 1. Модель конфликта как социального процесса

1. Если конфликтующие стороны не видят способа согласования имеющихся противоречий, то они взаимно отказываются от собственных притязаний в целях сохранения социального мира в организации или между организациями.
2. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих притязаний, осознав их как менее существенные, менее справедливые, а свои возможности «выиграть» конфликт - как более слабые.
3. Конфликтующие стороны находят вариант компромисса, жертвуя частью своих притязаний и создавая таким образом возможность их согласования (притязания в полной мере не могут быть согласованы).
4. Обе стороны могут реализовать свои притязания; это возможно в случае, если находятся «новые ресурсы», если проблема конфликта «переводится» на какую-то третью сторону, то есть решается за счет последней1.
Существуют следующие типы разрешения конфликта: автономный - конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, в границах собственных задач и функций; общеорганизационный - трудовой конфликт может быть разрешен только в результате организационных изменений; самостоятельный - конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности; публичный - в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают; и административный - урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.
Методов разрешения трудовых конфликтов множество, среди них: а) внутриличностные - умение правильно организовать свое собственное поведение, высказывать свою точку зрения и т.д.; б) структурные - воздействие на организационные конфликты, связанные с производственной деятельностью (организация труда, распределение полномочий, система стимулирования и т.д.); в) межличностные методы - выбор формы, стиля своего дальнейшего поведения, с тем чтобы конфликт в наименьшей степени отразился на интересах и т.д. Например, А.В. Дорин в учебном пособии «Экономическая социология» предлагает следующие формы и методы разрешения трудового конфликта.
1. Реорганизация, изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон.
2. Информирование, то есть социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку образа ситуации в сознании конфликтующих сторон, достижение правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгоды мира в данном конкретном случае.
3. Трансформация - перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров, иначе говоря, в другую плоскость.
4. Отвлечение - перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы или позитивные стороны их отношений; ориентация внимания конфликтующих сторон на что-либо общее, что способствует сплочению.
5. Дистанцирование - исключение конфликтующих сторон из общих организационно-трудовых отношений путем, например, перевода на другие рабочие места, в другие подразделения, кадровых замен.
6. Игнорирование - умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам по себе или чтобы акцентирование внимания на конфликте не способствовало его обострению.
7. Подавление - ситуация, при которой причины конфликта не снимаются, но всякое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или более сторон.
8. Конформное предпочтение - решение в пользу большинства, удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.
Разрешимость и разрешение трудового конфликта во многом определяются особенностями поведения индивидов и групп в соответствующих условиях. Укажем на некоторые негативные поведенческие явления в конфликте:

    драматизация конфликта - преувеличение конфликтующими сторонами значимости своих притязаний, последствий их нереализации;
    установка на конфликт как самоцель - превращение конфликта в игру, возведение своей позиции в принцип, отношение к компромиссу как к потере достоинства;
    эксплуатация конфликта - заинтересованность в нем как условии достижения каких-то целей; свойственная многим субъектам «угроза вражды» как способ самоутверждения, занятия какой-то позиции;
    персонализация конфликта - придание объективной проблеме личностного характера и значения.
Представленная теория трудового конфликта является общей. Конкретно она может разрабатываться в следующих направлениях:
1) конфликты между работниками;
2) конфликты между работниками и трудовыми группами;
3) конфликты между персоналом и администрацией;
4) конфликты между организацией в целом и внешней социально-экономической средой.
Если обратиться за помощью к ТК РФ, то статья 401 ТК РФ определяет этапы рассмотрения коллективного трудового спора, именуемые примирительными процедурами. В комментарии к ТК написано, что порядок разрешения коллективного трудового спора предусматривает 3 этапа (стадии) его разрешения: примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже. Обязательной признается только стадия рассмотрения существа разногласий примирительной комиссией. Коллективный трудовой спор переходит в следующую стадию - на рассмотрение его с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже, если соглашения на стадии примирительной комиссии не достигнуто.
Возможность спорящих сторон обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора является правом, но не обязанностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
трудовой конфликт
В данном реферате были рассмотрены и изучены причины возникновения трудовых конфликтов, их структура, виды, оценка, даны варианты разрешения и управления конфликтами.
После изучения рассмотренной мною темы становится понятно несовершенство правового законодательства, которое не в силах контролировать отношение между работодателем и работником, а также между работниками в конкретной области трудовых отношений. Так же в стране существует целый ряд проблем производственного, управленческого и социально-экономического характера, способствующих возникновению различных конфликтных ситуаций, и эти проблемы со временем в процессе накопления опыта в данной сфере надо искоренять.
Для сведения споров до минимума необходимо совершенствование текущего трудового законодательства и разрешения ряда социально - экономических проблем, связанных, в первую очередь, с увеличением оплаты труда, потому что трудовые конфликты возникают в основном из-за денежных вопросов.
Так же необходимо, по-моему, повышать правовой уровень знания работника, чтобы как можно реже вступать в конфликты и как выходить из них согласно букве закона, не нарушая при этом ни своих, ни чужих интересов. Нужно еще знать то, что конфликты иногда носят положительный характер, всплывает истина, повышается производство, работники и работодатель находят у себя какие-либо положительные или отрицательные черты, качества и анализируют их.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Веренко, И.С. Конфликтология/ Учеб. пособие под ред. И.С. Веренко - М.: Swiss, 2002. - 290 с.
    Вудкок, М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. / М. Вудкок - М.: Дело, 2004. - 386 с.
    Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное./ А.В. Дмитриев - М.: Гардарики, 2001. - 526 с.
    Заренок, Н.Н. Культура управления/ Учебн. пособие под ред. Н.Н. Заренок - Минск: Высшая школа, 2003. - 356 с.
    Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично/ под ред. И.В. Михеева - М.: Прогресс, 2005. - 547 с.
    Краткий курс МВА «Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления» / Барри Пирсон, Нил Томас; Пер с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 338 с.
    Мэскон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 429 с.
    Шаленко, В.Н. Конфликты в трудовых коллективах/ В.Н. Шаленко - М.: изд-во МГУ, 2004. - 239 с.
    Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. Учебник. - Москва: «Гардарики», 2007г. - 447 стр.
    Фролов С.С. Социология. Уч. для вузов. - Москва: «Гардарики», 2007г. - 344 стр.
    Костян И.. Рассмотрение коллективных трудовых споров // Человек и труд. - 2006г. - №1. - стр.78-81.
    Экономическая социология /под ред. Дорина А.В. - Москва: «Норма», 2006г. - 467стр.
    Социология: учебник/отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2002г. - 593стр.
    Консультант Плюс - Трудовой Кодекс РФ.
    Борман, Д., Воротина Л.И., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике/ пер. с нем. И.В. Коваленко - Гамбург: 2004. - 564 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Тема: «Социально-трудовой конфликт»
  • Оглавление
  • Причины социально-трудовых конфликтов
  • Функции и последствия трудовых конфликта
  • Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов
  • Заключение
  • Список литературы

Причины социально-трудовых конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т.д. Однако, исследования показали: причиной большинства конфликтов является незнание как должностными лицами, так и работниками законодательства о труде. Рассмотрим основные причины трудовых конфликтов:

Распределение ресурсов . В организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными группами, чтоб наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Люди, как правило, ближе принимает свою проблему, и всегда желают получить большего. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различного рода конфликтам.

Различия в целях. Специализированные подразделения организации и даже подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Поэтому подразделения могут уделить больше внимания их достижению, чем целям всей организации. Различия в целях часто просматриваются между личностью и группой.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам.

Различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях - очень распространенная причина конфликта. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей.

Неудовлетворительная коммуникация . Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. Плохая передача информации является и следствием конфликта. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению конфликта.

Несбалансированность рабочих мест. Частый источник конфликтов в организации. Имеет место, когда должностная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно - правами и властью.

Неправильный контроль . Контроль при управлении не должен диктоваться подозрительностью. Циничная власть использует неопределенный, тотальный контроль: каждый в любое время находится под подозрением и, поэтому, уже наполовину виновен. При такой ситуации человек, в конце концов, теряет самообладание и из-за нервозности действительно станет хуже работать.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Человек не ощущает идентичности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Возникает барьер в общении.

Причинами социально-трудовых конфликтов на российских предприятиях являются:

1) проблемы распределительных отношений, складывающиеся из-за распределения благ; из-за перераспределения уже присвоенных, полученных благ; из-за самого принципа распределения. Распределительные конфликты практически не имеют границ, они могут возникать между одинаковыми и различными социальными группами (как между бедными, так и между богатыми);

2) сложность функционального взаимодействия как причина конфликта встречается тогда, когда на предприятии имеет место сложная дифференциация и кооперация трудовой деятельности, которая, в свою очередь порождает более активное и ответственное отношение людей к своему труду, и вероятность столкновения по поводу бездействия других достаточно велика;

3) ролевые противоречия обусловлены, во-первых, разными ролями, целями и разными способами поведения людей в трудовой деятельности и, с другой стороны, нереализацией взаимных ролевых ожиданий субъектов;

4) сугубо деловые разногласия основываются на разности профессионального мышления, расхождения во взглядах на то, как нужно организовывать и выполнять работу и др.;

5) раздел вины и ответственности, т.е. в неблагоприятных для организации ситуациях происходит процесс определения конкретного виновника, что и становится причиной конфликта;

6) лидерство в форме ненормального соперничества, инициативы, доминирования, излишне профессионально-деловые амбиции и т.п. Социально-трудовой конфликт на основе лидерства может протекать как борьба за власть, за занятость;

7) ненормальные условия труда (устаревшая техника, теснота на рабочем месте и др.);

8) несовместимость, т.е. существенные различия в характерах субъектов, которые препятствуют их нормальным отношениям. Например, несовместимость в опыте, квалификации, образовании; в экономической психологии и отношении к труду и др.;

9) половозрастной состав организации (амбиции молодых и консерватизм старшего поколения, сдерживающий внедрение новаций);

10) социальные различия (сословно-классовые, расовые, этические, религиозные, политические различия людей).

Функ ции и последствия трудовых конфликта

Традиционно считается, что социально-трудовой конфликт опасен для коллектива предприятия. Да, это так, но и позитивные функции конфликта огромны. Ведь конфликт - это столкновение противоречий, которое говорит о том, что в организации существуют проблемы, которые необходимо решать как можно быстрее, чтобы обеспечить поступательное развитие самой организации.

Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а не уходят вглубь, где вглубь, где еще более усиливаются и разрушающе действуют на организацию.

Конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идеи, которые, как они считают, противоречат идеям руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начинает выполняться.

Конфликты способствуют становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить единство. Но необходимо отметить, что такое воздействие оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений. В тенденции такие конфликты содействуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп.

В процессе конфликта проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в вою очередь, сводит к минимуму или вовсе устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.

Вследствие конфликта стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно чреватых конфликтом.

Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя положение различных подгрупп внутри системы, их функции и распределяя позиции власти между ними.

Таки образом можно выделить следующие позитивные функции конфликта:

1) информационная - только через конфликт становится открытой информация, которая была скрыта, но является функционально необходимой всем или многим;

2) социализации - в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях и способствуют скорейшему разрешению последующих конфликтных ситуаций;

3) нормализация морального состояния - в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций;

4) инновационная - конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается и решается какая-то проблема.

Признание позитивных функций социально-трудового конфликта не означает, что конфликт можно и нужно целенаправленно создавать. При наличии конфликта необходимо правильно относиться к нему с точки зрения возможных положительных исходов. Необходимо не подавлять, а решать его с полезным эффектом, анализировать и учиться через конфликт, регулировать его на достижение полезных целей.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.

Повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе.

Неудовлетворенность, плохое состояние духа и, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности.

Меньшая степень сотрудничества в будущем.

Препятствие осуществлению перемен и внедрению нового.

Высокая преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

Представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны - как об отрицательных.

Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами по мере уменьшения и взаимодействия и общения.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон.

Негативные, дисфункциональные последствия конфликтов:

1) усиление враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде приводит к накалу страстей;

2) свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ открытых, но часто необходимых коммуникаций;

3) падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий;

4) ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разногласия по пустякам во взаимодействиях, переговорах, контактах;

5) умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смыла, поведение «наоборот», демонстративное бездействие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, договоренностей из принципа;

6) умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, т.е. установка на разрушение и подрыв определенных общих связей, организации, культуры и традиций;

7) разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в принципиальном плане, установки на индивидуалистическое поведение;

8) фактические потери рабочего времени, отвлечение от работы или неиспользование благоприятной ситуации, возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и спросов; субъективное переживание бессмысленных затрат сил и энергии на вражду и конфрактацию;

9) не разрешение, а «запутывание» каких-либо проблем.

Перечисленные негативные последствия социально-трудового конфликта можно рассматривать также как универсальные признаки конфликтной ситуации.

Работники в условиях социально-трудового конфликта ведут себя по-разному. Так, одни избегают вступать в конфликт любой ценой, другие относятся к ним адекватно, третьи склонны конфликтовать при малейших сложностях в отношениях. Поведение людей в условиях конфликта может быть показателем такого качества работника, как отношение к труду.

Классификация трудовых конфликтов

Классификация трудовых споров - это необходимое условие для уяснения порядка их разрешения. Чтобы классифицировать трудовые споры, воспользуемся следующими основаниями: 1) участники трудовых споров; 2) содержание трудовых споров.

Итак, по субъектам, участвующим в трудовом споре, последние делятся на индивидуальные и коллективные:

· в индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работник, с другой - администрация (например, спор о незаконном увольнении работника);

· в коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации (организаций), с другой стороны - администрация одной или нескольких организаций (такие споры возникают при заключении коллективного договора и других соглашений о труде или социальной защите, т.е. оспариваются и защищаются права, полномочия и законные интересы всего трудового коллектива или его структурного подразделения).

Второй признак подразделения трудовых споров на виды - их содержание. По содержанию трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда и споры о применении установленных условий труда:

· под установлением условий труда понимается их определение с помощью законов, иных нормативных правовых актов (в том числе соглашений, коллективных договоров, других локальных актов). Установленные таким образом условия труда носят общий характер и распространяются на всех или на определенные категории работников (например, установленные законом размеры минимальной заработной платы и минимального ежегодного отпуска). Индивидуальные условия труда определяются (устанавливаются) трудовым договором (контрактом) работника с организацией (например, конкретный размер заработной платы);

· применение установленных условий труда - это использование общих условий в индивидуальных трудовых отношениях на основании приказа (распоряжения) администрации (например, порядка производства сверхурочных работ и привлечения к ним работников; порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка увольнения). Использование общих условий труда для регулирования индивидуальных трудовых отношений в ином порядке - по соглашению сторон трудового соглашения - следует понимать не как применение условий труда, а как установление индивидуальных условий труда на основе законов, иных правовых актов (например, определяемый в трудовом договоре размер заработной платы не может быть меньше установленного законом предела).

Также возможна классификация споров по институтам трудового права. По названному критерию индивидуальные трудовые споры могут быть классифицированы следующим образом:

· Споры по применению законодательства о коллективных договорах и соглашениях и по условиям договоров о труде.

· Споры, в основе которых лежат разногласия по поводу применения законодательства о занятости.

Споры, связанные с применением норм, входящих в институт “трудовой договор”:

· споры о приеме на работу и заключении трудового договора;

· споры о внесении записей в трудовую книжку;

· споры об отстранении от работы;

· споры о переводах на другую работу, перемещении или об изменении существенных условий труда;

· споры о восстановлении на работе;

· споры об оплате времени вынужденного прогула;

· споры о выплате выходного пособия;

· споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

· споры об оплате времени задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе, и т.д.

Разрешение социально-трудовых конфликтов

Разрешить социально-трудовой конфликт - значит: устранить конфликтную ситуацию либо исчерпать инцидент. Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда, по объективным причинам, невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

Разрешение социально-трудового конфликта - это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия. Разрешение социально-трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным.

Разрешимость социально-трудового конфликта зависит от степени его сложности. Факторами, обуславливающими сложность социально-трудового конфликта, являются:

1) масштаб конфликта. Он определяется как общим количеством участвующих в конфликте лиц и групп, так и количеством сторон и позиций в конфликте. Так, в процессе конфликта могут проявиться три, четыре и т. д. конфликтующие стороны, позиции, что усложняет разрешение конфликта. В междисциплинарном конфликте сильнее проявляются личностные факторы, что усложняет его разрешение. В межгрупповом конфликте участники могут осознавать его масштабность, связанные с ним последствия, риск, ответственность, поэтому особенно стремятся к его разрешению. В межиндивидуальном конфликте преимуществом является то, что здесь проще процесс обсуждения; оно может происходить оперативно, в рабочем порядке, но здесь меньше вероятность компромисса;

2) длительность конфликтной ситуации. Разрешимость конфликта в его начальной стадии может быть более проста, чем в поздней стадии. Это объясняется следующими аргументами: конфликт еще не персонифицирован; еще не велики разрушительные последствия конфликта; не сформировалась сложная структура участников конфликта. Поэтому социально-трудовой конфликт необходимо разрешить как можно быстрее. Однако и заключительные стадии конфликта имеют ряд преимуществ, ускоряющих разрешение конфликта, им являются: с течением времени всем субъектам конфликта становится понятной причина конфликта, и четче вырисовываются пути его разрешения; с течением времени субъекты конфликта устают конфликтовать, что способствует скорейшему разрешению конфликта; с течением времени мотив игры в конфликте сменяется мотивом риска, что является тормозом при затягивании конфликта, особенно для более консервативных субъектов конфликта;

3) новизна или стандартность конфликта имеют разнонаправленное влияние на его разрешение. Так, если подобный социально-трудовой конфликт уже имел место ранее, то его повторение будет происходить в менее острой форме. При этом участники конфликта знают на собственном опыте, какие меры необходимо предпринять, чтобы разрешить конфликт, то есть разрешить существующее противоречие на предприятии. В том случае, если аналогов конфликту не было, то все участники находятся в ситуации неопределенности и действуют методом проб и ошибок, либо используют опыт разрешения аналогичных конфликтов, имевших место на других предприятиях;

4) объективные или субъективные причины конфликта. Если конфликт вызван объективными причинами, то для его разрешения требуются организационно-трудовые изменения, требующие больших материальных и временных затрат, а если субъективными причинами, то его разрешение будет более сложным;

5) субъективные характеристики конфликтующих сторон. Если участники конфликта, культурны, образованы, то они способны быстрее найти решение проблемы. Однако высокий уровень культуры участников может и обострять конфликтную ситуацию в силу их более принципиального отношения к делу.

Методы, типы и формы разрешения социально-трудовых конфликтов

Существует ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников. К таким методам относятся: разъяснение работникам требований к работе, использование координационных механизмов, разработка и уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения членов трудового коллектива.

Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.

Переговоры выполняют определенные функции, и представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.

Ответные агрессивные действия - методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций, так как их применение приводит к разрешению конфликта с позиции силы.

Есть несколько типов разрешения социально-трудового конфликта:

1) автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, собственными силами, в границах собственных задач и функций;

2) общеорганизационный, когда социально-трудовой конфликт может быть разрешен только в результате организационных изменений;

3) самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности;

4) публичный, когда в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают;

5) административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.

Различают следующие формы разрешения социально-трудового конфликта:

1) реорганизация, то есть изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон;

2) информирование, то есть социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку восприятия ситуации в сознании конфликтующих сторон, формирование правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгоды мирного его разрешения;

3) трансформация, то есть перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров;

4) отвлечение представляет собой перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы, желательно общие, способствующие их сплочению ради общего дела;

5) дистанционирование, то есть исключение конфликтующих сторон их общих организационно-трудовых отношений путем, либо перевода одной из конфликтующих сторон на другое рабочее место, либо прямое увольнение;

6) игнорирование, то есть умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам по себе или чтобы не допустить дальнейшего обострения конфликта;

7) подавление конфликта происходит в том случае, если причины конфликта не снимаются, а конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон;

8) комфортное предпочтение, то есть решение в пользу большинства, либо удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.

Заключение

Социально-трудовой конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.

Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа социально-трудового конфликта, руководители предприятий должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные и т.д.

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Рассматривая причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей и порождают конфликт.

Для устранения причин социально-трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно. Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины социально-трудовых споров нереально. Они не исчезнут, может уменьшиться только их общее число. Может не быть споров по каким-то определенным вопросам, причины которых полностью устранены. Могут возникнуть споры по другим вопросам, которых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем социально-трудовые споры будут существовать.

Действенным инструментом защиты трудовых прав работников призван быть установленный законом порядок разрешения трудовых споров. Основными нормативными актами по рассмотрению трудовых споров являются законы Российской Федерации. В первую очередь это Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные права в сфере труда и среди них - право на защиту своих прав (в том числе судебную защиту). В число важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, входит Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), глава 61 которого специально посвящена этой проблеме.

Список литературы

1. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учебное пособие/ Есинова Н.И. - Кондор, 2003. - 462с.

2. Экономика труда: Учебное пособие для вузов / Корнейчук Б.В. - М.: Гардарики, 2007.

3. Экономика и социология труда/ Е.Г. Жулина. - М.: Изд. «Экзамен», 2009.

Подобные документы

    Социально-политический конфликт: понятие; причины; типология. Управление политическими конфликтами. Общее в технологиях урегулирования конфликтов. Этап возникновения и окончания конфликта. Грузино-Абхазский конфликт как пример социально-политического.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

    Понятие социально-психологического конфликта, его природа, виды и причины. Исследование социально-психологических аспектов возникновения конфликтов в современных организациях на примере МТК "Тверское представительство". Пути разрешения данных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2010

    Место социального конфликта в современном российском обществе на фоне его коренной реформации. Характеристика теорий социальных конфликтов. Причины и последствия, структура и этапы социальных конфликтов, классические и универсальные способы их разрешения.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Особенность социально-трудовых конфликтов: понятие, среда, участники; история стачечного движения в России. Трудовые конфликты в организации; забастовки, их классификация; анализ динамики, методы разрешения и предупреждения; психологический аспект.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Основные категории труда, их социально-психологическая содержательность. Трудовой коллектив как социальная общность и социальная организация. Классификация трудовых организаций. Трудовой конфликт в коллективе, агенты конфликтов и пути разрешения.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Обобщение причин возникновения и особенностей протекания кабардино-балкарского конфликта. Изучение типа конфликта (статусный с перспективой перерастания в этно-территориальный) и стадий конфликта (статусные притязания по изменению этнической иерархии).

    реферат , добавлен 11.09.2010

    Изучение причин возникновения и влияния на общество социального конфликта. Четыре точки зрения на причины социального конфликта А.Г. Здравомыслова. Анализ кризиса культуры Г. Зиммелем. Идея К. Маркса о том, что конфликт заложен в самой природе человека.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Причины социальных конфликтов: личностные и социальные. Личностные побудительные мотивы конфликта. Объект агрессии. Конфликт индивидов и небольших групп.

    реферат , добавлен 22.02.2007

    Патернализм как категория социологии. Связь социально-трудовых отношений и патернализма. Социокультурные условия возникновения и воспроизводства в системе социально-трудовых отношений в российском обществе. Влияние трудовой среды на его проявление.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2014

    Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.