21.09.2019

Основные понятия. предмет и структура курса. Персонал организации в рыночных условиях


  1. Труд как экономический ресурс.
  2. Сегментация на рынке труда. Структура рабочей силы.
  3. Безработица, ее виды и масштабы.
  4. Оплата труда. Мотивация труда.

Труд, как экономический ресурс (трудовые ресурсы), имеет определенные особенности. Как и прочие ресурсы, труд подчиняется законам спроса и предложения. Но труд, а точнее человек, является не объектом, а субъектом хозяйственной деятельности и может существенно влиять на рынок труда. Личностный характер трудовых ресурсов во многом определяется и государством.

С трудовыми ресурсами связано понятие «человеческий капитал» - стоимость расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост страны. В России опасный характер приобрела проблема деквалификации многих высококвалифицированных кадров (в сфере науки, культуры, образования, промышленности) по причине невостребованности. Резко возрасла эмиграция из страны квалифицированных кадров.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры.

К рабочей силе относят всех занятых и безработных. Это экономически активное население . В России постоянно сокращается. Особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в двух и более местах. Растет число иммигрантов. Не обеспечивается материально воспроизводство рабочей силы из-за низкой заработной платы и высоких налогов, коммунальных платежей, и т.д.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Т.е. существует эластичность соотношения цен и заработной платы.

Основные сегменты рынка труда .

Отраслевая структура: сфера материального производства (сокращается), сфера услуг(увеличение), в т. Ч. Торговля и кредитование.

Физический труд. Образование.

Безработица – это социально-экономическое явление.

Критерии: не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе.

Виды безработицы:

Структурная - вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы по квалификации и другим критериям;

Фрикционная – связана с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями;

Циклическая – превышение предложения в период экономического спада.

Различают и другие виды, например скрытая- нерациональная, неэффективная занятость.

Как результат безработицы- снижение ВВП.американский экономист Артур Оукен выявил соотношение: увеличение 1% снижает ВВП на 2,5%.

Масштабы в 2003г. 8,6%

Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы. Современная экономическая наука выделяет среди них четыре главных вида: земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля - важнейший экономический ресурс. Она включает в себя все полезное, что дано природой: месторождения полезных ископаемых, леса, поля, пашни, водные ресурсы и т.д. Человек использует их по-разному: пахотные земли - для производства сельскохозяйственных культур; пастбища - для разведения животных; участки, богатые полезными ископаемыми, - для развития добывающей промышленности; моря и реки - для рыболовства и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов являются ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные (местоположение, климатические условия, плодородие) и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности (например, в ходе проведения работ по мелиорации, осушению и т.д.). Однако воздействие человека на природные ресурсы и их преобразование не беспредельны. Рано или поздно вступает в силу закон убывающей отдачи. Согласно ему если осуществлять вложения капитала и труда в определенный участок земли, то в конце концов наступит момент, когда дополнительные вложения средств не дадут прироста получаемого продукта (собираемого урожая, добычи природных ископаемых и т.п.).

Труд — второй важнейший экономический ресурс хозяйственной деятельности человека. Он представляет собой интеллектуальную или физическую деятельность, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем. Его продолжительность определяется физиологическими возможностями человека, а также требованиями морального и социального характера, т.е. необходимостью удовлетворения духовных потребностей людей. На фактическую продолжительность рабочего времени оказывают влияние интенсивность труда, уровень безработицы, соглашение между наемными работниками и работодателями об условиях труда. Характеристиками труда являются его интенсивность и производительность.

Интенсивность труда означает его напряженность, степень расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Она увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования. Высокий уровень интенсивности труда равнозначен увеличению продолжительности рабочего дня.

Производительность труда эквивалентна выпуску продукции в единицу времени. Единицей времени, как правило, считается час, хотя можно измерять производительность дневную или недельную и т.д. Производительность труда - прежде всего натуральный показатель (метры в час, килограммы в час), но иногда рассчитывается и стоимостной показатель: товары и услуги, измеренные в денежном выражении, делят на затраты времени. Такой расчет осуществляется для межстрановых сравнений. Для измерения затрат на единицу продукции используется показатель трудоемкости. Она показывает, сколько времени требуется для выпуска одного изделия (в натуральном выражении) или для производства продукции в стоимостном выражении.

Капитал - это экономический ресурс, созданный человеком для производства товаров и услуг. Капитал выступает в различных формах.

Он называется основным, если материализован в зданиях, сооружениях, оборудовании и функционирует в течение длительного времени и по частям переносит свою стоимость в стоимость создаваемого с его помощью продукта. Капитал, материализованный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся полностью за один производственный цикл и целиком переносящий в стоимость готового продукта свою стоимость, называется оборотным. Увеличение объема капитала, т.е. увеличение предложения материальных ресурсов, называется инвестированием. Инвестиции означают отказ от текущего потребления в пользу будущего.

Они бывают государственные (образуемые из средств государственного бюджета), частные (образуемые из средств частных, корпоративных предприятий, а также из средств граждан), иностранные (вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями).

Предпринимательство - особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности использовать все другие экономические ресурсы в целях достижения коммерческого успеха, - является специфическим экономическим ресурсом. Оно охватывает производственную, посредническую, торговую, инновационную, консультативную и другие виды инициативной деятельности. Предпринимательство основывается на следующих принципах:

  • хозяйственная самостоятельность в принятии экономических решений;
  • имущественная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
  • конкуренция как фактор стимулирования производства;
  • свободное ценообразование на рынке;
  • право на осуществление внешнеэкономических операций.

Лицам, ведущим предпринимательскую деятельность, присущ особый тип экономического мышления, умение идти на риск, принимать нестандартные решения, преодолевать сопротивление окружающей среды, обладать даром предвидения. В цивилизованном мире успех в бизнесе обеспечивается высокой трудовой и профессиональной этикой, деловой добропорядочностью, уважением к законам хозяйственного поведения.

При низкой культуре и деградации моральных ценностей предпринимательство принимает дикие, нецивилизованные формы. Особенность данного вида ресурса заключается в том, что в отличие от труда, земли и капитала предпринимательские способности никогда не продаются.

Предприниматель - собственник предпринимательских способностей — использует их для организации собственного бизнеса и получения экономической выгоды. Если же свои предпринимательские способности он предложит другому лицу, то превратится в наемного (пусть и высокооплачиваемого) работника, менеджера, а его способности трансформируются и рабочую силу.

В основе экономического устройства любого общества лежат два основных факта: потребности людей безграничны, а экономические ресурсы ограничены. Причем ограниченность ресурсов имеет относительный характер.

Она состоит в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, -

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «заработная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено нами. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивал, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни . По известному определению Аристотеля «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран [Генкин, 2007 (б)].

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовскогоидр.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Л. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено нами. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг., посвятил творчеству такие строки:

Уйти нам трудно от мирских забот,

Но Вечность постигает только тот,

Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный (выделено нами. - Б. Г.) .

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но и являются источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами :

  • 1) психофизиологическим;
  • 2) технологическим;
  • 3) социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение. Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

  • В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый [Махабхарата. С. 39].
  • См.: [Фасмер М.].
  • Цит. по: Чечин О. И путь проложит, от других отличный // Поиск. 1997.№ 32-33. 2-15 авг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:

Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях СКС

1. Эффективность труда и ее показатели

1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

1.2 Компоненты деятельности человека

1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

2. Бестарифная система оплаты труда

3. Элементы организации рабочих мест

Приложения

Список использованной литературы

1. Эффективность труда и ее показатели

В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства, или себестоимостью, во-вторых, рыночной стоимостью. Соотношение этих двух величин по каждому виду товаров и услуг, умноженных на их объем, определяет прибыльность и рентабельность производства.

1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.

Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.

Многие авторы выделяют предпринимательские способности, или предприимчивость, как отдельный вид экономических ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические, организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности, объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

При использовании экономических ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).

Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего времени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательские способности - это лишь один из видов творческих способностей человека. Вследствие указанных недостатков традиционной схемы классификации экономических ресурсов при обосновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность (пассионарность), организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным экономическим системам.

Каждая из компонент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую очередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от преступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

Таким образом, экономические ресурсы - это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции.

1.2 Компоненты деятельности человека

В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным, или б-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется новационным, творческим, или в-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает б-труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Здесь речь идет не о способностях работника, а об объективным возможностях их реализации. Регламентированным может быть деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, б-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т.д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора.

Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет б-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет в-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.

В соответствии с двумя компонентами труда каждый его вид можно рассматривать как точку с координатами (б;в).

1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

Основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики является анализ соотношения затрат и результатов. Затраты определяются по отношению к экономическим ресурсам. Результаты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателями конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.

Отношение в общем случае называется эффективностью. Одним из аспектов этого понятия является эффективность по Парето, характеризующая такое распределение ресурсов, при котором результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.

Результаты экономической деятельности чаще всего выражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому практически важнейшими показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.

Продуктивность определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов. Степень продуктивности труда определяется количеством продукта, получаемого на единицу времени.

Продуктивность системы в общем случае определяется по формуле:

где p - продуктивность;

О - объем продукции (услуг) за определенный период времени в натуральном, стоимостном или иных измерениях;

I - затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции.

Для определения продуктивности по видам ресурсов используются формулы вида:

И т.п., (3)

где p t - продуктивность труда;

p k - продуктивность капитала;

Т - затраты труда (рабочего времени);

К - затраты капитала.

Продуктивность труда может рассчитываться на единицу рабочего времени или на одного работающего. Объем продукции и затраты труда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.

Если производительность труда представляет собой использование только живого труда, то продуктивность предусматривает использование наряду с живым трудом и материальных ресурсов, и капитала, и информации.

Наряду с продуктивностью при анализе производственных систем используют и другие показатели:

действенность;

экономичность;

качество;

прибыльность (доходы/расходы);

качество трудовой жизни;

внедрение новшеств.

Эти показатели характеризуют:

действенность - степень достижения целей системы;

экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

качество - соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;

прибыльность - соотношение между прибылью и издержками.

При анализе эффективности труда существенное теоретическое и практическое значение имеет соотношение прибыли от данного вида деятельности и соответствующих затрат труда. Такое соотношение В.В. Новожилов назвал рентабельностью труда. Практически этот показатель целесообразно определять как рентабельность затрат на оплату труда или как рентабельность суммарных затрат на персонал:

где r i - рентабельность труда i-го вида;

D i - добавленная стоимость от деятельности персонала i-й группы;

Z i - затраты на персонал i-й группы;

Z i * - минимально допустимое значение Z i .

Для экономики страны величина D i соответствует доле национального дохода, полученного в результате деятельности i-го вида (в частности, это может быть вклад i-й отрасли в национальный доход). Как один из показателей рентабельности труда можно рассматривать норму прибавочной стоимости.

В макроэкономическом аспекте рентабельность труда характеризуется прежде всего долей заработной платы в национальном доходе страны. В России эта доля существенно ниже, чем в развитых странах (по различным оценкам, в 2-3 раза), что является одной из важнейших причин низких уровней эффективности экономики и потребления материальных благ. Соотношение цен и заработной платы не обеспечивает возможности реализации научно обоснованных норм потребления для большинства граждан России. Этим и обусловлена в первую очередь социальная нестабильность российского общества.

2. Бестарифная система оплаты труда

С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и нетрадиционные системы оплаты труда, такие, как «бестарифная» система.

При «бестарифной» системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия.

Заработок зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда представлен в Приложении 1.

В основе установления квалификационного уровня лежит показатель, определяемый как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период (обычно это 6 месяцев или год) на сложившийся на предприятии минимальный уровень оплаты труда. При выполнении данного расчета учитываются и сверхурочные часы, и неполный рабочий день.

Проведенные расчеты должны служить лишь основой для установления квалификационных уровней. Кроме этого необходимо учитывать уровень квалификации работника, особые дарования (талант организатора, талант ведения переговоров, знание иностранных языков и т.п.), коммуникабельность, творческий потенциал, способность переключаться на другие виды работы и т.д. По полученным показателям, а также с учетом квалификационных требований к работникам различных профессий все члены трудового коллектива распределяются по определенным квалификационным группам.

Возможен и другой подход к определению квалификационного уровня работника, исходя из совокупности показателей, характеризующих сложность выполняемой работы, интенсивность труда, условия труда (факторы окружающей среды, сменность работы), образование, производственный опыт и знания работника (см. Приложение 2).

Таким образом, при «бестарифной» системе оплаты труда заработок работника в значительной степени зависит от конечных результатов деятельности всего трудового коллектива Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н.Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 121-124. .

Следует отметить, что такую модель необоснованно применять для наемных работников. В рыночной экономике за выполнение нормы труда наемный работник должен получить гарантированный заработок в виде тарифной ставки (оклада) и компенсационных выплат. Применять такую систему можно только там, где трудовой коллектив объективно может нести полную ответственность за результаты работы предприятия, например, в производственном кооперативе или на предприятии с коллективной собственностью (народном предприятии) Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19. - С. 29. .

В практике применения «бестарифных» систем оплаты труда применяется вариант, предусматривающий вилку коэффициентов по каждому квалификационному уровню. Данный вариант, если используется «перехлестный» метод построения шкалы дифференциации квалификационных уровней, позволяет уменьшить диапазон сетки оплаты труда и учитывать при установлении квалификационных уровней не только соотношение фактического размера заработной платы и минимального за базисный период на предприятии, но и качественные характеристики работника.

Применение вилки квалификационных уровней с широким диапазоном позволяет стимулировать работников за результаты труда, сократив количество премиальных положений. Конкретная величина квалификационного уровня устанавливается с учетом индивидуальных результатов труда работника.

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней, а также способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих такую систему, представлены в Таблице 1 Приложения 3.

Особенностью приведенной в таблице тарифной сетки является использование «перехлестного» метода построения интервалов по квалификационным группам. Значения интервалов перекрывают друг друга таким образом, что среднее значение интервала предыдущей группы является нижним значением для следующего интервала. В результате работник предыдущей квалификационной группы при высоких результатах труда может иметь более высокий квалификационный уровень и, соответственно, заработную плату, чем работник последующей квалификационной группы. Например, работник квалификационной группы III при высоких индивидуальных результатах труда может иметь заработок такой же, как работник по квалификационной группе V с минимальными результатами труда. Такая гибкая система при четкой оценке результатов труда обеспечивает высокую заинтересованность работников в наиболее полезном использовании своего потенциала Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 98-99. .

3. Элементы организации рабочих мест

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия. Рабочее место состоит из следующих элементов:

производственной площади;

основного оборудования;

устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции,

отходов и брака;

устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений;

подъемно-транспортных устройств;

* приспособлений для безопасности и удобства работы. мастера цеха расфасовки

Рабочее место представляет собой закрепленную, за отдельным рабочим или группой рабочих, часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда.

С экономической стороны организация рабочего места должно обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

Размещение работника в рабочей зоне;

Положение рабочей зоны;

Последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

Последовательность вхождения человека в работу;

Появление, наращивание и снижение утомляемости.

Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение работника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

Список использованной литературы

1. Заработная плата. Расчет. Учет. Налогообложение в 2003 году. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 264 с.;

2. И.Е. Глушков. Бухгалтерский учет на современном предприятии.

3. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. Москва: «КНОРУС», Новосибирск: «ЭКОР-книга»,2003. - 1160 с.

Мазманова Б.Г., Управление оплатой труда: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 368 с.: ил.;

4.Экономика предприятия: Учебник под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.;

5. Адамчука В.В. «Организация и нормирование труда». Учебное пособие. 2003г.;

6. Громов М.Н. «Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях». Учебное пособие, 2005г.;

7. Кутепова К.В., Побединский Г.В. «Научная организация труда и нормирование труда». Учебник для ВУЗов, 2004г;

8. Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004;

9. Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002 ;

10. Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19.

Приложение 1.

Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда

Заработная плата работника по «бестарифной» системе оплаты труда рассчитывается по формуле:

где: ЗП i - заработная плата i-го работника;

ФОТ к - фонд оплаты труда (ФОТ) коллектива (предприятия, участка, цеха), подлежащий распределению между работниками (руб.);

ККУ i - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный i-му работнику при введении «бестарифной» системы оплаты труда (в долях единицы, баллах и других условных единицах измерения);

КТУ i - коэффициент трудового участия i-го работника, характеризующий индивидуальные результаты его деятельности заоцениваемый период;

Т i - количество рабочего времени, отработанного i-м работником;

n - количество работников, участвующих в распределении ФОТ.

Коллективу структурного подразделения по результатам месячной деятельности начислен ФОТ в размере 251790,0 руб. Как эта сумма может быть распределена между 30 работниками данного структурного подразделения, показано в таблице 4.

Сначала рассчитывается количество баллов, заработанных каждым работником, путем перемножения квалификационного уровня,

Отработанных за месяц часов и коэффициента трудового участия. Затем определяется стоимость одного балла делением ФОТ на сумму баллов всех работников (251790: 15260 = 16,5). И, наконец, рассчитывается заработок каждого работника путем перемножения стоимости одного балла на количество начисленных баллов. В этом случае заработная плата Иванова составит:

Аналогичный расчет делается по каждому работнику.

Таблица 4

Распределение коллективного ФОТ между работниками структурного подразделения по «бестарифной» системе Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 123.

Приложение 2.

Определение квалификационного уровня работника Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 124.

Формула расчета ККУ i-го работника:

где: КСР j - коэффициент сложности работ (определяется как средневзвешенная величина путем деления месячных тарифных ставок по разрядам выполненной работником в базисном периоде работы на тарифную ставку 1-го разряда);

КИТ j - коэффициент интенсивности труда (устанавливается с учетом фактически сложившихся размеров доплат за совмещение профессий и расширение зон обслуживания);

КУТ j - коэффициент условий труда (определяется в виде процентной надбавки к коэффициенту сложности работ за вредные и опасные условия труда по результатам аттестации рабочих мест и за работу в ночное время);

КОР z - коэффициент, характеризующий уровень образования работника (вводится повышающий коэффициент, если уровень образования работника превышает требования рабочего места);

КЗР z - коэффициент, характеризующий производственный опыт и знания работника (определяется экспертом по стажу работы сотрудника и уровню его профессионального мастерства).

Приложение 3.

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней и способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты труда Климова, М. А. Заработная плата. Практическое руководство / М. А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 99.

Таблица 1

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней Климова М. А. Указ. соч. - С. 99.

Квалификационные

Группы работников

Квалификационные уровни

Вилки соотношений в оплате труда

Среднее значение

Коэффициента в интервале

Служащие

Специалисты всех

направлений

Руководители структурных подразделений

Руководители предприятий и их заместители

На предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты, заработная плата каждого работника рассчитывается по формуле:

где: ЗП i - размер заработной платы i-го работника;

К i - коэффициент, показывающий во сколько раз оплата труда i-го работника выше минимальной;

Сумма значений Кi для всех работников предприятия

Подобные документы

    Условия труда - совокупность факторов трудовой деятельности, влияющих на здоровье и работоспособность человека, эффективность производства. Оценка уровня и опасности условий труда с помощью частных показателей, обобщенной оценки; аттестация рабочих мест.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Кадровый состав предприятия. Характеристика трудовых ресурсов. Понятие и значение производительности труда, показатели и методы ее измерения. Формы и системы оплаты труда. Анализ эффективности труда. Материальное и нематериальное стимулирование труда.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Принципы, формы и системы оплаты труда на предприятиях. Регулирование оплаты труда на предприятиях разных форм собственности. Мотивация и стимулирование труда. Опыт предприятий по организации оплаты труда. Тендннции в оплате труда в США.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2006

    Сущность оплаты и материального стимулирования труда рабочих на предприятии. Формы и принципы организации оплаты труда рабочих. Анализ использования труда и проблемные аспекты в отношении вопросов оплаты труда рабочих на ОАО "Волжский трубный завод".

    дипломная работа , добавлен 19.02.2012

    Понятие, структура и показатели трудового потенциала. Трудовые ресурсы общества, их измерение. Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в России. Качество трудовой жизни.

    Организационно–функциональная структура управления. Цель, задачи и направления анализа организации труда. Анализ уровня разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, состояния нормирования труда, систем оплаты и мотивации труда.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Характеристика предприятия и цеха ОАО "Могилёвский мясокомбинат". Содержание и задачи организации труда, планирования рабочих мест и формирования кадровых ресурсов. Разделение, кооперация и техническое нормирование труда; обслуживание рабочих мест.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2012

    Система оплаты труда как способ исчисления размера заработной платы сотрудника в соответствии с результатами его работы или затратами труда. Эффективность сдельной формы оплаты труда. Ее особенности и основные виды. Условия повременной формы оплаты труда.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Оплата труда работников в системе управления персоналом: достоинства и недостатки. Объективные предпосылки создания систем оплаты труда. Виды систем оплаты труда. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Нетрадиционные системы оплаты труда, бонусы.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2007

    Сущность, значение, элементы и особенности организации труда рабочих на предприятии. Система стимулирования рабочих. Принципы организации производственных взаимосвязей работников со средствами производства. Направления формирования эффективного работника.