21.09.2019

Финансы муниципальных предприятий. Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений: понятие, особенности как звена финансовой системы


Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях , относятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов : НДС, акцизов, налога на прибыль , налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;

д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения , и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего право на распределение прибыли (абсолютное правоотношение); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти , в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права . Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов .

Вместе с тем некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие правоотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам;

в) между государственным и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли,

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятии, с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права .

Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия

Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах.

Первым способом определяется прибыль от реализации основных фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость которых погашается путем начисления износа. В этом случае прибыль определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и имущества. Причем остаточная стоимость основных фондов и имущества исчисляется, исходя из его первоначальной стоимости с учетом начисленной амортизации и индекса инфляции , установленного в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка начисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятия при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли» от 21 марта 1996 г. В соответствии с этим постановлением индекс инфляции ежегодно публикуется Госкомстатом РФ (Российским статистическим агентством) в «Российской газете» 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Нематериальные активы — это права , возникающие: а) из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства; на программы для ЭВМ, базы данных и т.д.; б) из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки; из свидетельств на полезные модели и т.д.; в) из прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица , признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал , а также деловая репутация организации.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — часть материально-производственных запасов организации: а) используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; б) имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного (для бюджетных учрждений — 50-кратного) минимального размера оплаты труда , установленного законодательством независимо от срока их действия, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия , рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от срока их действия. К этой категории также относятся (независимо от их стоимости и срока полезного использования): орудия лова, спецодежда, спецобувь, форменная одежда, молодняк животных, кролики, птица, пушные звери, семьи пчел, бензомоторные пилы и др. (см: п. 46, 50, 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, а также п. 36 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утв. приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н.

Вторым способом определяется прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов. Она представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения (т.е. первоначальной стоимостью) с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду ; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.

Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов дан в разд. втором Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов , учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.

Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с вышеназванными требованиями, облагается налогом на прибыль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.

Действующим законодательством установлен особый порядок формирования валютной прибыли предприятия. Так, в соответствии сп. 1 ст. 18 Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. все предприятия обязаны 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) продавать через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке . Порядок такой продажи урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. № 7. С учетом указанного порядка все предприятия, имеющие валютную выручку от экспорта, обязаны 75% ее продать через уполномоченные банки за рубли, а затем, рассчитав всю выручку от экспорта продукции, определить валовую прибыль согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятий понятия прибыли и себестоимости.

Немаловажным источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения.

Норма амортизации — это выраженная в процентах доля балансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизационных отчислений установлены постановлением Совета Министров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификационным группам основных средств . Порядок начисления амортизации на предприятии определен Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 r.

Амортизационные отчисления как источник финансовых ресурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначены для полного восстановления изношенных основных фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином РФ нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления накапливались на предприятии на специальном счете «амортизационные отчисления ». По новому Плану счетов бухгалтерского учета амортизационный фонд на предприятии не создается. Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансовых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий являются бюджетные ассигнования.

Казенным предприятиям бюджетные ассигнования выделяются согласно суммам, предусматриваемым ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. бюджетные средства выделяются казенному предприятию при недостаточности собственных средств и лишь на следующие цели: а) реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); б) содержание объектов социальной инфраструктуры; в) компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут получать бюджетные ассигнования сегодня, главным образом, в порядке бюджетного кредитования, т.е. на условиях возвратности и платности. Бюджетные ассигнования, выделяемые государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, фиксируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ , а выделяемые муниципальным образованиям — в местных бюджетах .

Бюджетный кодекс РФ в ст. 77 уделяет специальное внимание выделению бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Немаловажным источником финансовых ресурсов предприятия являются кредиты банков. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочности, возвратности, платности. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов технической реконструкции, расширения производства, поддержания необходимого уровня оборотных средств предприятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источником формирования его финансовых ресурсов.

Получение предприятием кредита в банке оформляется кредитным договором , заключаемым в соответствии с нормами гражданского права . В этом договоре определяются сумма кредита, гарантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возврата кредита и плата за пользование кредитом (процентная ставка).

Особенностью банковского кредита как источника формирования финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансово-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г. Согласно этому постановлению платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсроченным и просроченным ссудам осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой Центрального банка РФ понимается ставка процента, которую Центральный банк РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

Источником формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий могут являться и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. предприятия могут получать финансовые ресурсы из указанных фондов для использования на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, предусмотренных отраслевыми положениями о соответствующих фондах. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, являются целевым и возвратным источником финансовых ресурсов предприятия.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть также деньги , предоставленные на условиях займа юридическими и физическими лицами , безвозмездная финансовая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.

Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права . Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. При этом в соответствии с гражданским законодательством договор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа процент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, возмездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издержки производства и обращения.

Весьма стабильным источником финансовых ресурсов предприятия является коммерческий кредит. Это средства, образовавшиеся у предприятия на какое-то время в результате предоставления ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предварительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у предприятия в результате реализации договоров купли-продажи , поставки, подряда и т.д. Например, в том случае, если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рассрочку платежа за поставленный товар, на период до полного расчета с поставщиком у него возникают дополнительные финансовые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда поставщик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансовый платеж в размере частичной стоимости товара или предварительную оплату. Коммерческий кредит — это возвратный источник финансовых ресурсов предприятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полностью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара.

В том случае, если за предприятием закреплены объекты социальной сферы и находятся на его балансе, платежи за использование этих объектов в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за пользование спортсооружениями, оплаты санаторных путевок и пр. могут служить источником его финансовых ресурсов.

Предприятие может получать безвозмездную финансовую помощь от других предприятий, которая также пополняет его финансы.

Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий

Важнейшим источником формирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий является прибыль . Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.

Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях различен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышеназванных предприятий, утвержденных собственником, отмечается, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты налогов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавливаемой собственником.

На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто разделяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. Жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды.

Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов , учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия.

  • выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям ;
  • единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
  • оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции;
  • оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);
  • платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);
  • представительские расходы при превышении установленных законодательством норм;
  • расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);
  • затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);
  • затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);
  • отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.


В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налого- обложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при-ведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».
Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами. Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован-ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.
В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот- ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.
Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные пред-приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства).
Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хо-зяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.
Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.
Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складывают-ся различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  3. Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
  4. 2. Экологическая система как объект правового регулирования
  5. 22. ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.


Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налогообложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.

Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муници-пальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».

Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами.

Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализованных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.

В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот-ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.

Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные предприятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (госу-дарства).

Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде-ленной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складываются различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
  3. § 6. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия как субъект трудового права
  4. 2.4. Финансовый рынок как объект государственного регулирования
  5. § 2. Валютные операции как объект правового регулирования
  6. §2. СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  7. ГЛАВА 10. ПРЕДПРИЯТИЕ - ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10.1.
  8. Государственное регулирование ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  9. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  10. РАЗДЕЛ IV ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
  11. Глава XX Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный инсти­тут, нормы кᴏᴛᴏᴩого находятся в различных финансово-право­вых подотраслях или институтах. К примеру, отношения по на­логообложению государственных и муниципальных предприя­тий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитар­ных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финан­сового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансрвого контроля, организация расчетов - институтом |k денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме ϶ᴛᴏ­го, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: пра­вовые основы планирования и использования финансовых ре­сурсов, порядок распределения прибыли, осуществление теку­щих и капитальных расходов и т. д.

Правовой режим финансов государственных и муниципаль­ных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального

Финансовое право России.

закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными пра­вовыми актами федерального уровня, ведомственными норма­тивными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. К примеру, Правительством РФ приняты постановления от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полно­мочиях федеральных органов исполнительной власти по осуще­ствлению прав собственника имущества федерального государ­ственного унитарного предприятия»1, от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных госу­дарственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения»2; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при­ведении учредительных документов государственных и муници­пальных унитарных предприятий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с частью пер­вой Гражданского кодекса Российской Федерации»3; админист­рацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании госу­дарственного унитарного предприятия «Курганземпроект».

Нормативное определение государством финансовой дея­тельности ϲʙᴏих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразова­ния на товары (работы, услуги) субъектов естественных моно­полий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятель­ного формирования предприятиями - естественными монопо­листами цен на ϲʙᴏю продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показыва­ет, что относительно государственных и муниципальных пред­приятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности

1 СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 133. 2СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1531.

Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 525

учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства сви­детельствуют об отнесении данных отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило императивными методами. Следовательно, финансы государ­ственных и муниципальных предприятий будут объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован­ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование)
Стоит отметить, что особенности объекта складыва­ющихся правоотношений (финансы государственных и муни­ципальных предприятий), а также преобладающего метода пра­вового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственно­го права.

В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные право­отношения1, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразде­лить на две группы: абсолютные и относительные правоотно­шения.

Абсолютные правоотношения складываются у государствен­ных или муниципальных предприятий при надлежащей (соот­ветствующей законодательству) реализации ϲʙᴏих финансовых полномочий. К примеру, абсолютно действуют унитарные пред­приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми сред­ствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование кᴏᴛᴏᴩых строго предписано государством) Абсолютными следует счи­тать и правоотношения предприятий, основанных на праве хо-

1 См. также: Карасева М. В. Финансы предприятий как объект фи­нансово-правового регулирования // Финансовое право. М., 2002. С. 279-280.

Финансовое право России.
Стоит отметить, что особенная часть

зяйственного ведения, относительно использования ϲʙᴏбодного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоот­ношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетен­цию вне возражений со стороны собственника (государства)

При этом абсолютные правоотношения будут таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности пред­приятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также пе­рестает быть абсолютным правоотношение относительно распо­ряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, ϲʙᴏбодным остатком прибыли в случае принятия госу­дарством решения об изъятии ϶ᴛᴏй части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде­ленной части финансовых средств в виде обязательных плате­жей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой де­ятельности казенных предприятий относительными будут правоотношения по поводу установления обязательных норма­тивов распределения полученной прибыли по различным фон­дам, а также по поводу изъятия в бюджет ϲʙᴏбодного остатка прибыли.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы государственных и муниципальных предприятий будут объектом регулирования комплексного правового института, относительно кᴏᴛᴏᴩых складываются раз­личные, в т.ч. и финансовые правоотношения.