22.09.2019

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий


Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) – организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Последнее неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие работников; собственником передаваемого имущества являются учредившие ГУП и МУП федеральные и местные органы государственной власти.

1. Управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ею казенного предприятия. Цели деятельности УП определяет собственник его имущества.

2. УП могут быть созданы на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

3. Для созданных на правах хозяйственного ведения УП характерно:

Уставный фонд УП должен быть полностью оплачен на момент регистрации УП;

Сохранность переданного УП имущества и его использование по назначению контролирует собственник этого имущества;

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, внесения в качестве вклада в УК хозяйственных товариществ и обществ, также иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника;

Часть прибыли от деятельности УП принадлежит собственнику его имущества;

УП могут учреждать дочерние предприятия, передавая им имущество в хозяйственное ведение. Если банкротство такого предприятия происходит по вине его учредителя, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности принадлежащего ему имущества.

4. УП, созданные на правах оперативного управления , являются федеральными казенными предприятиями. Им свойственно:

Они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

Их реорганизация или ликвидация осуществляется только по решению Правительства РФ;

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенных заводов осуществляется в соответствии с планом – заказом и планом развития завода;

- план – заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Минфином РФ, является обязательным для исполнения и содержит следующие основные показатели:

а) объем поставок с учетом номенклатуры, ассортимента и качества товаров (работ, услуг);

б) сроки поставок, их цены и условия изменения последних;

в) лимит численности работников;

г) объем средств, выделяемых из федерального бюджета.

- план развития завода разрабатывается самим заводом, согласуется с уполномоченным органом и содержит перечень конкретизированных показателей для выполнения план – заказа и осуществления разрешенной самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;

Финансирование, связанное с выполнением плана – заказа и плана развития завода, осуществлением других необходимых затрат, производится за счет доходов от реализации завода. Средства из федерального бюджета могут быть выделены в случае недостаточности собственных средств завода на реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры и компенсацию убытков от выполнения плана – заказа;

Часть прибыли УП направляется на финансирование плана – заказа, плана развития и на социальное развитие по спускаемым уполномоченным органом нормативам. Другая часть прибыли в виде её свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета;

Казенный завод предоставляет уполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств и произведенных амортизационных отчислениях;

Завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ.

Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.

Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.

Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.

Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.

Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.

Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

Численность работающих до 100 человек;

Доход от реализации за год до 15 млн. руб.;

Стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.

Не имеют права воспользоваться этой системой:

1. организации, имеющие филиалы или представительства;

2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;

4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Упрощенная система налогообложения предусматривает:

1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;

2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, - 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;

3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;

4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;

5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.

Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.

Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.

Финансы (от лат. financia -- наличность, доход) -- совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

В качестве форм проявления финансов предприятий можно выделить следующие:

· отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения):

Штрафы, пени, неустойки;

Отношения аренды;

Выпуск и реализация ценных бумаг;

Совместная деятельность;

Коммерческое кредитование;

Отношения с работниками по выплате заработной платы;

· финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятий со своими дочерними структурами;

· отношения с налоговой службой;

· отношения с банковской системой;

· отношения с различными страховыми компаниями;

· отношения с органами государственного управления.

Таким образом, финансы - это встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы проявления интересов предприятия с одной стороны и движения платежных средств с другой.

В сфере финансов предприятий и организаций выделяют следующие звенья финансовой системы:

· финансы предприятий и организаций, функционирующих на коммерческих началах;

· финансы предприятий и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансы государственных и муниципальных предприятий;

· финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и в других формах, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее - казённое предприятие).

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение - это некоммерческая организация, главная цель которой - осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого - получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти.

Финансовые ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

Финансовый механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования.

54.Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами. Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271
Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.
Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;
б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными
предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;
б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;
" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.
272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273
в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;
г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »
д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;
е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата. Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.
В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1. Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.
Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов).
1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.
В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.
Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.
Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т. д.
Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.
Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.
Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях - органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.
Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего использования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2)1, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулирование на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти2, а также акты самих отраслевых государственных органов. Существенное значение имеют уставы федеральных государственных унитарных предприятий, утверждаемые соответствующими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ3. Контрольные вопросы
СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.
См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.
См., например: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской республике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.
На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и
муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (как
общего, так и отраслевого масштаба), соответствующие компетенции названных органов. КОНТРОЛЬНЫЕ вопросы..«*;,
Дайте определение финансов предприятий (коммерческих организаций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.
Какова роль финансов предприятий?
Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?
Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.
Дайте определение финансовой деятельности предприятия.
Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.
Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?
Каковы особенности правового положения государственных унитарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предприятиями?
Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.
На какой основе осуществляется планирование финансов предприятий?
На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?
С какими органами государственной власти вступают в финансовые правоотношения государственные предприятия?
Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?
На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и муниципальные предприятия?

55.Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений: понятие, содержание, принципы.

53, 54, 55 ????????????????????

Финансы предприятий (коммерческих организаций) -- одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их непосредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью.

Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности.

В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.

К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд. Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников, прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.).

Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан) . Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами. В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере -- социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете -- в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей.

Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения. Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности. В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности.

Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности. Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления.

Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях , относятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов : НДС, акцизов, налога на прибыль , налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;

д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения , и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего право на распределение прибыли (абсолютное правоотношение); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти , в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права . Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов .

Вместе с тем некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие правоотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам;

в) между государственным и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли,

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятии, с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права .

Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия

Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах.

Первым способом определяется прибыль от реализации основных фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость которых погашается путем начисления износа. В этом случае прибыль определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и имущества. Причем остаточная стоимость основных фондов и имущества исчисляется, исходя из его первоначальной стоимости с учетом начисленной амортизации и индекса инфляции , установленного в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка начисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятия при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли» от 21 марта 1996 г. В соответствии с этим постановлением индекс инфляции ежегодно публикуется Госкомстатом РФ (Российским статистическим агентством) в «Российской газете» 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Нематериальные активы — это права , возникающие: а) из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства; на программы для ЭВМ, базы данных и т.д.; б) из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки; из свидетельств на полезные модели и т.д.; в) из прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица , признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал , а также деловая репутация организации.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — часть материально-производственных запасов организации: а) используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; б) имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного (для бюджетных учрждений — 50-кратного) минимального размера оплаты труда , установленного законодательством независимо от срока их действия, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия , рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от срока их действия. К этой категории также относятся (независимо от их стоимости и срока полезного использования): орудия лова, спецодежда, спецобувь, форменная одежда, молодняк животных, кролики, птица, пушные звери, семьи пчел, бензомоторные пилы и др. (см: п. 46, 50, 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, а также п. 36 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утв. приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н.

Вторым способом определяется прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов. Она представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения (т.е. первоначальной стоимостью) с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду ; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.

Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов дан в разд. втором Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов , учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.

Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с вышеназванными требованиями, облагается налогом на прибыль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.

Действующим законодательством установлен особый порядок формирования валютной прибыли предприятия. Так, в соответствии сп. 1 ст. 18 Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. все предприятия обязаны 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) продавать через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке . Порядок такой продажи урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. № 7. С учетом указанного порядка все предприятия, имеющие валютную выручку от экспорта, обязаны 75% ее продать через уполномоченные банки за рубли, а затем, рассчитав всю выручку от экспорта продукции, определить валовую прибыль согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятий понятия прибыли и себестоимости.

Немаловажным источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения.

Норма амортизации — это выраженная в процентах доля балансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизационных отчислений установлены постановлением Совета Министров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификационным группам основных средств . Порядок начисления амортизации на предприятии определен Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 r.

Амортизационные отчисления как источник финансовых ресурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначены для полного восстановления изношенных основных фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином РФ нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления накапливались на предприятии на специальном счете «амортизационные отчисления ». По новому Плану счетов бухгалтерского учета амортизационный фонд на предприятии не создается. Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансовых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий являются бюджетные ассигнования.

Казенным предприятиям бюджетные ассигнования выделяются согласно суммам, предусматриваемым ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. бюджетные средства выделяются казенному предприятию при недостаточности собственных средств и лишь на следующие цели: а) реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); б) содержание объектов социальной инфраструктуры; в) компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут получать бюджетные ассигнования сегодня, главным образом, в порядке бюджетного кредитования, т.е. на условиях возвратности и платности. Бюджетные ассигнования, выделяемые государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, фиксируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ , а выделяемые муниципальным образованиям — в местных бюджетах .

Бюджетный кодекс РФ в ст. 77 уделяет специальное внимание выделению бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Немаловажным источником финансовых ресурсов предприятия являются кредиты банков. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочности, возвратности, платности. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов технической реконструкции, расширения производства, поддержания необходимого уровня оборотных средств предприятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источником формирования его финансовых ресурсов.

Получение предприятием кредита в банке оформляется кредитным договором , заключаемым в соответствии с нормами гражданского права . В этом договоре определяются сумма кредита, гарантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возврата кредита и плата за пользование кредитом (процентная ставка).

Особенностью банковского кредита как источника формирования финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансово-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г. Согласно этому постановлению платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсроченным и просроченным ссудам осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой Центрального банка РФ понимается ставка процента, которую Центральный банк РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

Источником формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий могут являться и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. предприятия могут получать финансовые ресурсы из указанных фондов для использования на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, предусмотренных отраслевыми положениями о соответствующих фондах. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, являются целевым и возвратным источником финансовых ресурсов предприятия.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть также деньги , предоставленные на условиях займа юридическими и физическими лицами , безвозмездная финансовая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.

Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права . Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. При этом в соответствии с гражданским законодательством договор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа процент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, возмездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издержки производства и обращения.

Весьма стабильным источником финансовых ресурсов предприятия является коммерческий кредит. Это средства, образовавшиеся у предприятия на какое-то время в результате предоставления ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предварительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у предприятия в результате реализации договоров купли-продажи , поставки, подряда и т.д. Например, в том случае, если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рассрочку платежа за поставленный товар, на период до полного расчета с поставщиком у него возникают дополнительные финансовые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда поставщик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансовый платеж в размере частичной стоимости товара или предварительную оплату. Коммерческий кредит — это возвратный источник финансовых ресурсов предприятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полностью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара.

В том случае, если за предприятием закреплены объекты социальной сферы и находятся на его балансе, платежи за использование этих объектов в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за пользование спортсооружениями, оплаты санаторных путевок и пр. могут служить источником его финансовых ресурсов.

Предприятие может получать безвозмездную финансовую помощь от других предприятий, которая также пополняет его финансы.

Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий

Важнейшим источником формирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий является прибыль . Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.

Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях различен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышеназванных предприятий, утвержденных собственником, отмечается, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты налогов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавливаемой собственником.

На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто разделяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. Жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды.

Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов , учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия.

  • выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям ;
  • единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
  • оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции;
  • оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);
  • платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);
  • представительские расходы при превышении установленных законодательством норм;
  • расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);
  • затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);
  • затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);
  • отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.


В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налого- обложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при-ведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».
Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами. Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован-ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.
В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот- ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.
Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные пред-приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства).
Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хо-зяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.
Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.
Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складывают-ся различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  3. Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
  4. 2. Экологическая система как объект правового регулирования
  5. 22. ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ