21.09.2019

Почему особый порядок регистрации для общественных организаций. Определение направления деятельности. Куда обращаться для регистрации общественной организации


Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

  • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
  • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
  • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
  • Права и обязательства учредителей.
  • Данные об отделениях и представительствах организации.
  • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
  • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
  • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

Тонкости оформления заявления

Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

    Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. Каков порядок регистрации общественной организации более подробно рассмотрим в статье.

    Куда обращаться для регистрации общественной организации

    На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) производится Минюстом.

    Регистрация некоммерческой общественной организации в 2017 году: пошаговая инструкция

    Порядок оформления некоммерческой общественной организации (НКО) в России включает в себя ряд шагов:

    1. Нужно выбрать учредителей/учредителя НКО. Участниками некоммерческой организации могут быть как граждане РФ, так и юрлица, а также иностранцы.
    2. Требуется определиться с родом деятельности. Он должен соответствовать задачам создания НКО, зафиксированным в Уставе. В нем необходимо указать все типы планируемой деятельности. В ЕГРЮЛ следует предоставить данные о виде деятельности каждого типа НКО.
    3. Определиться с названием объединения. Наименование должно быть на русском языке и содержать в себе указание на тип и характер деятельности НКО. Когда вы зарегистрируете название общества, у вас появится исключительное право на его использование.
    4. Необходимо быть осторожным с применением наименований Российская Федерация и Россия. В данном случае имеется несколько особенностей, ознакомиться с которыми возможно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ .


    5. Указать действующий юридический адрес. Если помещение берут в аренду – в Министерство юстиции РФ следует в обязательном порядке предоставить договор об аренде. Если офис находится в собственности учредителей, то необходимо подтвердить соответствующей выпиской из ЕГРН.
    6. Подготовить пакет документов.
    7. Оплатить госпошлину на регистрацию НКО согласно ст. 333.33 НК РФ.
    8. Предоставить комплект документов в Минюст. Нужно подать документацию не позднее 3-х месяцев со времени принятия решения об открытии НКО. Подать документы можно через веб-портал Госуслуг , где есть все необходимые бланки-формы.
    9. Получить свидетельство о регистрации объединения. В случае положительного решения, Минюст выдает документ, который гарантирует, что НКО прошла оформление успешно. В нем указывают наименование, юридический адрес и индивидуальный код общества.

    Порядок регистрация общероссийской, региональной или международной общественной организации может иметь некоторые особенности и по срокам, и по успешному оформлению документации, поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться у опытного юриста.

    Срок регистрации общественной организации

    Сроки оформления данного общества в Минюсте – не более 30 рабочих дней. В том случае, если вся документация в порядке и причин для отказа в оформлении нет, Минюст РФ или его региональное отделение принимает окончательное решение не позднее, чем через 2 недели с момента получения пакета документов.

    Затем бумаги направляют в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ) для внесения информации в ЕГРЮЛ. На основании полученных сведений в течение пяти рабочих дней данные о новом образовании вносят в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС уведомляет об этом Минюст. Он в свою очередь не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации.

    Документы для регистрации общественной организации

    Прежде всего, следует подготовить устав, который утверждается участниками и членами данного объединения. Для создания союза также требуется учредительный договор и решение об открытии от собственника общества.

    В учредительной документации обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование учреждения с указанием вида занятости;
  • цель открытия и последующая деятельность;
  • юридический адрес;
  • порядок управления;
  • сведения о представительствах и филиалах объединения;
  • обязанности и права учредителей;
  • информация об условиях приема и выхода из союза;
  • источники имущества и сведения об использовании;
  • данные об изменениях в учредительном договоре и уставе;
  • дополнительные законодательные положения.

Для регистрации общественной организации в Минюст следует предоставить требуемый пакет документов:

  • заявление о регистрации общественной организации (форма № РН0001);
  • устав (если есть, учредительный договор);
  • протокол о создании общества;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • подтверждение юридического адреса;
  • документ, который удостоверяет его юридический статус (в случае иностранного учредителя);
  • если в названии или символике объединения применяется интеллектуальная собственность – подтверждение о праве на её использование.

Точную информацию о необходимой документации следует уточнить в Уполномоченном органе.

Таким образом, все трудности при оформлении заключаются в подготовке полного пакета документации. Наилучшим выходом из ситуации будет получение необходимого списка бумаг непосредственно в регистрирующих органах, а соответствие данному перечню гарантирует успешное окончание процедуры.

Наши эксперты веб-ресурса Правовед.RU смогут проконсультировать вас по вопросам об особенностях правового положения данных организаций и порядке регистрации. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам или заполнить форму обратной связи.

Открытие общественной организации (НКО) осуществляется, чтобы удовлетворять нематериальные потребности граждан: например, для развития науки, спорта, оказания благотворительности и помощи нуждающимся, для защиты прав и решения конфликтов, а также для политической или религиозной деятельности. Зарегистрировав такую организацию, вы сможете получать поддержку от государства, также это даёт ей право на репутацию - после регистрации никто не сможет пользоваться названием вашей организации, основной идеей и объединение будут иметь полную со стороны закона.

Регистрация некоммерческой общественной организации

Общественная ассоциация может заниматься и коммерческой деятельностью, но при условии, что они должны направлять средства на потребности общества, и при этом им следует всегда быть готовыми доказать свои траты документально. Иногда НКО открывают для того, чтобы помогать параллельно имеющейся уже коммерческой организации.

Для того, чтобы оформить государственную регистрацию общественной организации, важно предпринять несколько шагов:

  1. Выбрать одного или нескольких учредителей общества. Это может быть юридическое лицо, дееспособный гражданин Российской Федерации, или иностранец.
  2. Далее окончательно определитесь, что у вас будет за вид деятельности. В Уставе следует подробно указать все её виды и типы. Также эту информацию следует подать в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
  3. Придумать название своей организации. Согласно правилам, оно должно быть на русском языке, и по нему должно быть ясно, чем занимается компания.
  4. Указать адрес. Если организация арендует помещение, предоставьте договор об аренде. Если оно находится в собственности компании, нужно принести подтверждающий это документ.
  5. Подготовить документы и оплатить госпошлину. Подавать их нужно в Минюст (Министерство Юстиции) - прийти туда лично или зарегистрироваться на портале Госуслуг и совершить все необходимые действия в онлайн-режиме.
  6. Получить свидетельство о регистрации. В нём будет указано три пункта: название организации, её адрес и индивидуальный код.

Срок регистрации общественной организации обычно занимает около 30 дней: две недели рассматривает ваше заявление Минюст, и, при принятии положительного решения, направляет документы в ФНС (Федеральную налоговую службу), там, в течение 5 дней НКО вносят в реестр, уведомляют Минюст и отправляют пакет им обратно, после чего в течение трёх дней выдаётся свидетельство.

Документы для регистрации общественной организации

В Министерство Юстиции нужно подготовить:

  • Заявление (в двух экземплярах).
  • Будущий устав организации или учредительные документы (в трёх экземплярах).
  • Протокол. В нём должно быть сказано о решении создать сообщество, а также утверждение объединения, и указаны сведения о назначенных органах (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия), сведения об учредителях (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий адрес местонахождения офиса или любого другого помещения, по которому будет осуществляться связь с органами объединения (это может быть договор об аренде или свидетельство собственности).
  • Документ, подтверждающий право на использование наименования и символики (при их наличии).
  • Если один из учредителей - иностранное лицо, должна быть справка, подтверждающая его юридический статус, выданная в его стране. Также в таком случае потребуется написать ещё одно заявление о включении НКО в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Регистрация региональной общественной организации проходит так же, как и в случае объединений уровня федерации. Длиться до 1 месяца, размер госпошлины - 4 тыс.руб.

Отказ в открытии общественной организации

Иногда могут отказать в открытии и регистрации НКО. Полезно знать заранее, при каких факторах оформить регистрацию будет трудно, чтобы можно было их избежать с самого начала.

Вот несколько самых распространённых причин, по которым могут не одобрить организацию:

  1. Вы предоставили не все необходимые документы.
  2. Учредитель не имеет права занимать эту должность (по законам РФ).
  3. Сведения, которые были предоставлены, оказались ложными.
  4. Подобное наименование компании уже существует.
  5. Название оскорбляет или задевает чувства других.
  6. Документы были поданы не в то отделение Минюста.

Если отказ был продиктован чем-то из этого перечня или ещё из-за каких-то моментов, которые можно изменить - сделайте это и подайте документы повторно. В случае, если вам отказ кажется несправедливым и необоснованным, вы можете подать заявление в суд.

Создание общественного объединения без регистрации

Существует возможность существования общественной организации без регистрации. Отличается оно от обычной НКО тем, что на него не распространяются все нормы государства (например, право на символику и наименование), зато представителям такого объединения нет необходимости тратить много денег и времени на то, чтобы зарегистрировать организацию. Также не нужно дополнительно заботиться о бухгалтерии и ведении налоговой отчётности.

Для создания НКО без регистрации нужно:

  1. Первое - следует выбрать организационно-правовую форму объединения.
  2. Далее определитесь с названием организации и поставленными перед ней целями.
  3. Следующий шаг - разработайте устав (образец можно найти на государственном сайте).
  4. И последнее - собрать общее собрание, на котором утвердить устав и создание объединения.

Для открытия общественного объединения в этом случае нужно, чтобы собралось более 3 человек (они могут не являться юридическими лицами) и вынесли решение о том, что хотят создать определённое объединение на основе общих интересов. На таком собрании следует составить протокол, а также устав.

Одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций, к которым предъявляются специальные требования их регистрации, являются общественные объединения. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" *(115) (статья 3), под общественным объединением следует понимать "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Общественное объединение может функционировать как в форме юридического лица (т.е. определенным образом зарегистрированное в таком качестве), так и без образования юридического лица. Соответственно, в зависимости от регистрации в качестве юридического лица или отсутствия таковой, общественное объединение обладает более или менее обширным кругом прав и обязанностей.

Вместе с тем, особенностью общественного объединения выступает и то, что оно само по себе не является организационно-правовой формой. Это всего лишь собирательный термин, включающий в себя организационно-правовые формы юридических лиц, подпадающие под общие признаки общественного объединения: добровольность, самоуправляемость, некоммерческий вид деятельности, общность интересов и целей членов. Таковыми организационно-правовыми формами признаются:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Каждая из перечисленных организационно-правовых форм, наряду с общими признаками, характерными для общественного объединения, имеют собственные признаки, присущие каждой из форм отдельно.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона об общественных объединениях).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях).

Правовой статус политической партии определяется отдельным блоком законодательства. При этом отдельно регулируется и вопрос государственной регистрации политической партии, поэтому он будет рассмотрен в отдельном параграфе .

Таким образом, сущностным свойством общественного объединения является выражение интересов определенного слоя общества (группы граждан), например, предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. Соответственно цели, преследуемые такими объединениями, являются довольно значимыми и необходимыми для общества. Неспроста поэтому общественные объединения являются базисной составной частью гражданского общества, контролирующего деятельность государства *(116) . Важна в этом смысле норма, закрепленная в ч. 1 ст. 17 Закона об общественных объединениях. Согласной ей, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, оговоренных законом.

Одним из таких исключений является государственная регистрация общественных объединений в качестве юридических лиц. Законом об общественных объединениях закрепляются некоторые особенности специального порядка регистрации.

Так, предъявляются некоторые особые требования к заявителям. К примеру, учредителем объединения может выступить как физическое лицо, достигшие восемнадцати лет (несмотря на то, что членами общественного объединения могут быть граждане значительно меньшего возраста), так и иные юридические лица - общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, также могут быть учредителями общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами. Одни из таких исключительных случаев установлены в самом Законе об общественных организациях (ст. 19). Согласно Федеральному закону от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесшему дополнения и изменения в Закон об общественных объединений, не могут быть учредителями общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности *(117) ;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

Не могут выступать участниками общественных объединений и органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Соответственно, заявителями регистрации общественного объединения при его создании могут быть а) учредитель (учредители) - физические лица; б) руководитель другого общественного объединения, выступающий учредителем регистрируемого объединения; в) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией заявителями могут выступить только ликвидационная комиссия или ликвидатор.

Заявителями регистрации внесения изменений в устав и (или) государственный реестр могут являться а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, а в случае отсутствия такового - иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Аналогичным с последним является список возможных заявителей государственной регистрации общественного объединения, созданного путем реорганизации. Заявителями государственной регистрации создания региональных или местных отделений общероссийских или межрегиональных общественных объединений являются исключительно само общероссийское или межрегиональное общественное объединение соответственно.

Для государственной регистрации общественного объединения при его создании уполномоченные заявители в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания, которые постановили зарегистрировать общественное объединение в качестве юридического лица, подают необходимые документы в орган, принимающий решение о государственной регистрации. Такими документами согласно абз. 6 ст. 21 Закона об общественных объединениях являются:

1) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Форма заявления о государственной регистрации общественного объединения утверждена в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212. Правила заполнения этой формы аналогичны правилам, распространяющимся на заполнение заявления о регистрации юридического лица с обычным статусом. Необходимо лишь указать на следующие особенности.

Согласно статье 14 Закона об общественных объединениях, для общероссийских общественных объединений допускается возможность использования в своих наименованиях слова и словосочетания "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний без специального разрешения правомочного государственного органа.

Для органа, принимающего решение о регистрации, также важны цели создания общественного объединения (так называемые уставные цели), которые указываются в заявлении. При этом цели объединения, указанные в заявлении, должны полностью корреспондировать с целями, закрепленными в уставе общественного объединения.

Устав является единственным учредительным документом общественного объединения. Согласно статье 20 Закона об общественных объединениях, он обязательно должен содержать в себе следующие сведения:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Все экземпляры устава (необходимо три экземпляра) представляются в оригиналах. Страницы устава должны быть пронумерованы, прошиты, а сам устав заверен руководителем общественного объединения.

Важным фактом в деятельности общественного объединения выступают решения съезда (конференции) или общего собрания о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Именно с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством (ст. 18 Закона об общественных объединениях). В силу важности указанных решений, их (целиком или в форме выписок из протокола) необходимо представить в орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения. Выписка представляется в двух экземплярах и должна содержать следующие данные: дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания; список учредителей - участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и др.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилии, имена, отчества) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов, фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением, оформляются в произвольной форме. Однако они должны обязательно содержать следующие данные: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры.

Помимо этого, для регистрации международного, общероссийского или межрегионального общественного объединения в орган, принимающий решение о регистрации, необходимо представить протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний их структурных подразделений.

В случае использования общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, органу, принимающему решение о государственной регистрации такого объединения, потребуется дополнительно документ, подтверждающий правомочие объединения на использование подобных продуктов. Документом, подтверждающим правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, является решение по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти РФ по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения. А документом, подтверждающим правомочие общественного объединения на использование им символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности, может быть регистрационное свидетельство Государственного патентного ведомства РФ, решение судебного органа или другой правоустанавливающий документ.

Для регистрации отделения общественного объединения в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ представляются все перечисленные документы, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения, а также копия документа о государственной регистрации общественного объединения (копия Свидетельства о государственной регистрации общественного объединения). Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации (ч. 9 ст. 21 Закона об общественных объединениях).

Все документы должны быть представлены на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Срок государственной регистрации общественного объединения зависит от регистрируемого факта. Так, срок регистрации фактов создания, реорганизации общественного объединения, внесения изменений в устав объединения или в сведения об объединении в ЕГРЮЛ, составляет тридцать дней. А срок регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией значительно ниже и составляет десять дней.

По истечении срока регистрации орган Федеральной регистрационной службы должен вынести одно из следующих решений: либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

В отличие от регистрации юридических лиц с обычным статусом, где проверка представленных документов ведется исключительно формально, принятие решения о регистрации общественного объединения основано на более тщательной проверке представленных документов. Назовем ее качественной проверкой. В соответствии с Приказом Минюста от 25 марта 2003 г. N 68, она включает в себя анализ устава и других "учредительных документов" *(118) общественного объединения с точки зрения:

1) соответствия Конституции РФ, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральному закону "Об общественных объединениях", федеральным законам об отдельных видах общественных объединений;

2) наличия полного перечня требуемых по закону учредительных документов;

3) соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов;

4) достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документов;

5) соответствия названия общественного объединения требованиям закона;

6) наличия в ЕГРЮЛ зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Для реализации поставленных задач органы, принимающие решение о регистрации общественного объединения, в необходимых случаях вправе (п. 2.2. Приказа Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68):

1) получать для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией объединения подлинные экземпляры учредительных документов и иные материалы;

2) получать справки и объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения;

4) получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией объединения;

5) совершать иные действия, вытекающие из требований закона.

В случае возникновения каких-либо замечаний к представленным документам, требующих доработки, но не препятствующих принятию решения о государственной регистрации соответствующего общественного объединения, органы, принимающие решение о регистрации, в официальном порядке могут письменно довести эти замечания до сведения постоянно действующего руководящего органа этого объединения. Но при этом редактирование уже находящихся на рассмотрении документов не допускается. Общественное объединение лишь вправе либо продолжить регистрационную процедуру по ранее представленным документам, либо по письменному заявлению возвратить материалы, представленные в органы Федеральной регистрационной службы. Правда, второй вариант возможен только в случае, если решение о государственной регистрации общественного объединения еще не принято.

По истечении с момента принятия документов одного месяца орган Федеральной регистрационной службы обязан принять либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

Решение об отказе в государственной регистрации объединения может наступить только по строго правовой регламентации, которая содержится в статье 23 Закона об общественных объединениях. Согласно ее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;

2) если представлен неполный перечень определенных Федеральным законом "Об общественном объединении" необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

6) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Исходя из представленного перечня оснований, можно сделать следующие выводы.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания, а также по иным основаниям, не указанным в перечне, не допускается.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения оформляется в форме заключения, утвержденного уполномоченным лицом Министерства юстиции РФ или его территориального органа. Не позднее месячного срока со дня принятия соответствующего заключения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд общей юрисдикции.

В случае если процессуальные действия органа Федеральной регистрационной службы по проверке документов не выявили каких-либо нарушений, последний в тридцатидневный срок со дня подачи заявителем документов принимает решение о государственной регистрации общественного объединения.

На основании указанного решения и представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Орган Федеральной регистрационной службы не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

    Основные положения об общественных организациях

    Учредители и устав общественной организации

    Права и обязанности участника (члена) общественной организации

    Особенности управления в общественной организации

Понятие и основные положения об общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 3 "Общественные организации" (статьи 123 8 — 123 11):

Статья 123 4 . Основные положения об общественных организациях

    Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей

    Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

    Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

    Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Комментарий к статье 123 4 ГК

Ранее данное в Законе "Об общественных объединениях" понятие общественной организации не претерпело существенных изменений.

Общественная организация - это формирование, которое характеризуется следующими признаками:

    добровольность;

    самоуправляемость;

    некоммерческий характер;

    создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов;

    создано для реализации общих целей участников, которые одновременно являются уставными целями (другими словами, имеет целевую направленность деятельности).

Добровольность означает возможность для граждан без каких-либо препятствий и без учета внешних причин, без понуждений, проявив свободное волеизъявление, вступить в общественную организацию (стать его участником). Статья 30 Конституции РФ устанавливает: "каждый имеет право на объединение" и "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Самоуправляемость означает автономное, независимое функционирование организации и определение ее уставных целей по свободному выбору ее учредителей.

Некоммерческий характер предполагает, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности общественной организации и что полученная прибыль не распределяется между ее участниками. Однако извлечение прибыли в принципе является допустимым. При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими.

Запрет на распределение прибыли по существу означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.

Создание организации по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, означает создание по волеизъявлению граждан числом не менее трех, которое прямо и однозначно выражено. Инициатива проявляется в виде действий по созданию организации, в определенном порядке.

Еще одним существенным признаком является то, что любая организация создается для реализации общих целей объединяющихся граждан.

Цели закрепляются в уставе общественного объединения. Общественные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Учредителями общественной организации теперь могут быть только физические лица.

Учредители и устав общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к учредителям и содержанию устава общественных организаций:

Статья 123 5 . Учредители и устав общественной организации

    Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех .

    Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Комментарий к статье 123 5 ГК

ГК устанавливает новое минимальное количество учредителей общественной организации - 3 человек (что соответствует положениям Закона "Об общественных объединениях").

Учредителями общественной организации могут быть любые физические лица, а не только граждане РФ.

Ограничения могут быть специально предусмотрены в законе. Например, в соответствии со статьей 2 Закона № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" правом на объединение в профсоюз обладают физические лица, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Снимаются все ограничения по кругу лиц, которые могут быть учредителями, установленные ранее в Законе "Об общественных объединениях".

Статья устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа общественной организации — устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования общественной организации должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе общественной организации должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Права и обязанности участника (члена) общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о правах и обязанностях участника (члена) общественной организации:

Статья 123 6 . Права и обязанности участника (члена) общественной организации

    Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65 2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

    Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65 2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

    Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

    Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Комментарий к статье 123 6 ГК

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей. Учредители «автоматически», т.е. одновременно с момента создания организации, становятся их членами (участниками), приобретая соответствующий статус.

Основные права и обязанности участников общественной организации указаны в статье.

Управление в общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в общественных организациях:

Статья 123 7 . Особенности управления в общественной организации

    К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65 3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

    В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

    По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

ВНИМАНИЕ!

Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс — проект ГК РФ 2013 — 2014: Общественные организации в редакции Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ"

Tags: общественные, корпоративные, организации, общественные организации, корпоративные организации, общественные корпоративные организации

Как пошагово открыть некоммерческую организацию

В прежнее время вопросами государственной регистрации ведала отдельная служба (ФРС). Но впоследствии ее упразднили, а фикции передали непосредственно Минюсту. В итоге произошли определенные изменения в процедуре:

  • регистрация организаций;
  • корректирование сведений, ранее указанных в учредительных бумагах;
  • реорганизация;
  • и, наконец, ликвидация.

Как бы там ни было, но интересует только один вопрос: как открыть некоммерческую организацию? Потребуется обратиться непосредственно в Министерство юстиции. Именно это ведомство занимается регистрацией НКО как российских, так и зарубежных, в том случае, если последние намереваются начать работу на территории страны.

В каждом регионе функционируют территориальные представительства Минюста, в ведении которых и находятся вопросы открытия тех или иных организаций. Подача пакета учредительных документов производится как лично основателями, так и посредством Почты России. В последнем случае бумаги отправляются заказным письмом вместе с описью.

В то же время в стране есть немало специализированных коммерческих организаций, которые могут полностью взять на себя все необходимые хлопоты за отдельную, разумеется, плату. В среднем их услуги в РФ обходятся в 15 тысяч рублей.

Что необходимо для открытия

Прежде всего, следует выполнить такую последовательность действий:

  • придумать название;
  • найти помещение, местоположение которого станет юридическим адресом;
  • определить направление деятельности;
  • зафиксировать решение об учреждении НКО.

Выбранное название организации должно указывать на характер ее деятельности. Закон запрещает использовать наименования государственных структур как полные, так и в виде аббревиатур.

Нахождение организации определяется по месту регистрации. В Госреестр юрлиц вносится юридический адрес, который должен находиться в пределах избранного для работы территориального образования.

Существует достаточно широкий перечень направлений деятельности. Это обстоятельство позволяет учреждающим НКО лицам подобрать наиболее подходящую форму.

Решение об учреждении организации принимается инициаторами единогласно на общем собрании, в той ситуации, если НКО решили создать несколько граждан. Тогда же необходимо утвердить устав и сформировать правление.

Только после проведения всех вышеизложенных предварительных процедур можно начинать собирать требующиеся документы.

Формы НКО

Религиозные или общественные организации. Они являются объединениями граждан придерживающихся общих взглядов, мировоззрения. Их задача удовлетворить потребности нематериального характера.

Благотворительный фонд. Данный тип организации отличается от вышеназванного тем, что членство в ней не осуществляется. Ее учреждают по инициативе как коммерческих структур, так и физлиц. В основе ее деятельности лежит сбор добровольных пожертвований, направляемых на следующие цели:

  • благотворительные;
  • социальные;
  • культурные;
  • образовательные и пр.

Также стоит упомянуть и некоммерческое партнерство. Эта форма НКО основана на членстве. Учреждать ее могут как граждане, так и юрлица. Основная задача – содействовать всем участникам организации в достижении различных значимых для общества целей.

Частное учреждение является НКО основанной одним гражданином или юрлицом. Его предназначение – осуществление следующих некоммерческих функций:

  • социально-культурные;
  • управленческие.

Стоит также упомянуть автономную НКО. Организация такого рода не имеет членства и создается для предоставления следующих услуг:

  • образовательные;
  • здравоохранительные;
  • культурные;
  • научные;
  • правовые;
  • спортивные и пр.

Ассоциация является объединением как юридических, так и физических лиц призванным защищать общие интересы.

Казачье общество. Это еще одна форма гражданской организации, действующей для обеспечения:

  • защиты прав;
  • сохранения традиционного жизненного уклада;
  • возрождения казачьего движения;
  • ведения хозяйственной деятельности;
  • развития культуры.

Общины коренных малых народностей РФ.

Специфическая форма организации, объединяющей лиц по таким признакам:

  • родственный;
  • территориально-соседский.

Целью существования является сохранение традиций, культуры и промыслов.

Каждая форма объединения имеет право после регистрации создать в других регионах:

  • филиал;
  • обособленное подразделение.

Они, в свою очередь, также должны быть зарегистрированы по месту собственного нахождения.

Читайте также: Как физическому лицу открыть валютный счет в Сбербанке

Необходимые документы

Подача бумаг на регистрацию должна быть осуществлена не позже чем через 3 месяца после учредительного собрания. Законодательство указывает, что следующие документы нужны в обязательном порядке:

  • заявление, заверенное нотариусом (форма РН0001);
  • учредительный договор или утвержденный устав;
  • постановление о создании (2 экземпляра);
  • документ, подтверждающий перечисление государственной пошлины;
  • справка о месте нахождения НКО.

В заявлении необходимо указать обязательно полные имена учредителей, их домашние адреса и номера контактных телефонов.

В качестве документа, содержащего информацию о местонахождении НКО, подойдут:

  • свидетельство о праве на недвижимость;
  • арендный договор;
  • письмо гарантийное и т. д.

Сроки рассмотрения и подача документов

Как свидетельствует практика, на рассмотрение уходит достаточно немало времени. В целом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  • подготовка документов;
  • передача в органы Минюста;
  • регистрация НКО в госреестре;
  • постановка на учет в налоговой, Пенсионном фонде, службе занятости;
  • получение разрешения на печать и ее изготовление;
  • приобретение статуса НКО в ФНС.

Как можно понять, процедура довольно сложная и требует тщательной подготовки.

Чтобы избежать проволочек, крайне важно соблюсти все нормы профильного законодательства. Профессионально составленный пакет является гарантией того, что на открытие уйдет минимум времени. Сама по себе регистрация обычно занимает примерно 30 дней.

Пошлина составляет 4 тысячи рублей. Оплату разрешается провести через любой коммерческий или государственный банк в безналичном порядке. Выяснить реквизиты местного отделения Минюста нетрудно – достаточно посетить его официальный сайт.

Какие документы выдают госорганы

После того как вопрос будет решен положительно, в Минюсте формируют соответствующее постановление, на основании которого в налоговой службе вносятся данные о новом юридическом лице.

После этого учредителям останется только получить свидетельство о регистрации. С того момента организация признается субъектом, созданным юридически. Ее учредитель получает ИНН от ФНС. Затем ему придется еще забрать присвоенные организации статистические коды. Для этого потребуется предоставить заявление, выписку из госреестра юрлиц и свидетельство о регистрации там. В Росстат может обращаться не только сам учредитель, но и его представитель. У последнего должна быть доверенность, оформленная у нотариуса.

Как и всякое юридическое лицо, НКО, в свою очередь, обязана пройти учет в некоторых внебюджетных государственных фондах. Речь идет о:

Данная процедура обязательна в связи с тем, что формат деятельности НКО предполагает использование наемной рабочей силы. Важно понимать, что все необходимые сведения вышеназванные организации получают от налоговиков или Минюста. То есть учредителям останется только забрать свидетельства о регистрации.

Открывать счет в банке НКО не обязаны. Но стоит знать, что отсутствие его в дальнейшем может существенно утруднить работу. Все дело в том, что взаиморасчеты между юрлицами должны производиться исключительно в безналичной форме.

Только после получения всех упомянутых выше документов некоммерческая организация имеет право заниматься уставной деятельностью.

Вы занимаетесь общественно-полезным делом и желаете сделать свой труд профессиональным, объединить усилия с другими гражданами и создать общественную организацию? Мы можем дать Вам совет, как сберечь свое время и без лишней нервотрепки создать НКО.

Общественные отношения граждан регулируются действующим законодательством Российской Федерации, и при реализации прав граждан на объединение, создание, ликвидацию и (или) реорганизацию общественных объединений существуют определенные условия, определяемые законом. В этом множестве законодательных актов трудно разобраться без консультанта. Но первый шаг – желание, объединившись с другими, сделать нашу жизнь чуть лучше, Вы уже сделали.

Для государственной регистрации общественных объединений необходимы следующие документы:

  • 1. Устав общественной организации.
  • 2. Протокол общего собрания учредителей.
  • 3. Заявление о регистрации, включая сведения о руководящем органе.
  • 4. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 5. Положение о филиалах (если есть).

Все указанные документы представляются в 2 экземплярах в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области, где регистрируется организация.

Прочие некоммерческие организации представляют следующие документы:

  • 1. Устав некоммерческой организации.
  • 2. Учредительный договор (если требуется).
  • 3. Протокол общего собрания учредителей.
  • 4. Заявление о регистрации.
  • 5. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 6. Квитанция об уплате регистрационного сбора.

Все указанные документы подаются в администрацию муниципального образования, где регистрируется организация.

Но порядок регистрации – не главное, потому что есть некоторые моменты, которые необходимо знать с самого начала.

Согласно ГК РФ коммерческой считается организация, имеющая цель извлечение прибыли, занимающаяся предпринимательской деятельностью и распределяющая полученный в результате этой деятельности доход между своими участниками (акционерами, пайщиками и т.д.). Общественной же, или по другому некоммерческой организацией (НКО), называется организация, созданная для достижения уставных целей (интеграция, реабилитация, защита прав и т.д.), не имеющая целью извлечение прибыли, но занимающаяся предпринимательской деятельностью и использующая полученный в ее результате доход для достижения этих самых уставных целей. То есть основной целью деятельности НКО не может быть извлечение прибыли, а если в результате осуществления предпринимательской деятельности НКО и получила прибыль, то она не может быть распределена между учредителями и (или) членами.

НКО могут создаваться для достижения различных общественно-полезных целей. Не допускается создание организаций, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Деятельность НКО может осуществляться как в интересах всего общества, так и каких либо отдельных его групп или категорий.

Еще один очень важный момент, отличающий коммерческие организации от некоммерческих – акционеры или пайщики являются собственниками имущества АО, ООО и т.д. Члены же общественной организации собственниками ее имущества не являются и теряют свое право собственности при его передаче общественной организации, если иное не установлено законом или договором аренды, пользования и т.д.

Некоторые формы НКО (всех общественных объединений) могут быть неформальными, т.е. допускается их деятельность без государственной регистрации, но при этом организация, не приобретая статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество, нести права и обязанности, выступать от своего имени в суде. Только имея статус юридического лица, организация может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, выполнять обязанности (быть участником гражданского оборота, вести хозяйственную деятельность), быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс, бюджет или смету, состоять на учете в налоговых и других контролирующих и учетных государственных органах. Также они могут открыть и пользоваться счетом в банке.

НКО может вести предпринимательскую деятельность. К ней относятся, в частности: купля–продажа ТНП, оказание услуг (в том числе платных, по себестоимости или ниже себестоимости), сдача в аренду помещений, хранение денежных средств на депозитных счетах, приобретение и реализация ценных бумаг, участие в хозяйственных обществах и товариществах.

Законодательство не разъясняет, что значит «предпринимательская деятельность, соответствующая целям организации». Принятие решения всегда остается за руководителем (руководящим органом) организации, а в спорных, конфликтных ситуациях решение о соответствии осуществляемой деятельности уставным целям организации будет принимать суд.

В своей предпринимательской деятельности НКО руководствуются теми же законами, что и коммерческие организации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень лицензируемых видов деятельности постоянно дополняется, поэтому руководителю НКО необходимо постоянно следить за изменениями в законах РФ.

НКО может быть учреждена только в тех организационно-правовых формах, которые определены федеральным законодательством.

На данный момент в России существует возможность создания организаций, не имеющих основной целью своей деятельности извлечение прибыли, в следующих формах:

  • 1. Общественная организация.
  • 2. Общественное движение.
  • 3. Общественный фонд.
  • 4. Общественное учреждение.
  • 5. Орган общественной самодеятельности.
  • 6. Некоммерческое партнерство.
  • 7. Учреждение.
  • 8. Автономная некоммерческая организация.
  • 9. Фонд.
  • 10. Ассоциация (союз).
  • 11. Религиозная организация.
  • 12. Товарищество собственников жилья.
  • 13. Потребительское общество.
  • 14. Союз потребительских обществ.
  • 15. Потребительский кооператив.
  • 16. Сельскохозяйственный кооператив.
  • 17. Союз сельскохозяйственных кооперативов.
  • 18. Профессиональный союз.

Членские организации более демократичны, подвижны, чем другие некоммерческие организации: высшим органом управления в членской организации всегда являются только общее собрание (конференция, съезд) членов, другие органы управления и контроля обязательно ему подотчетны; любой член организации может претендовать на участие в работе в выборных органах; информация о деятельности организации должна быть доступна для всех членов. Учредители такой организации ни в чем не отличаются от вновь принятых членов: учредителей-членов могут точно так же, как и других, исключить из организации; при голосовании члены-учредители могут остаться в меньшинстве, и будет принято решение, не отвечающее интересам учредителей. Законодательство запрещает давать членам-учредителям больше прав, чем другим членам организации. Для того чтобы защитить интересы учредителей, не допустить принятия решений, ведущих к изменению политики организации, но и, с другой стороны, искусственно не ограничивать приток новых членов, многие членские организации устанавливают «испытательный срок» для будущих членов. При наличии такой процедуры любое лицо, желающее вступить в члены организации, вначале становится кандидатом в члены (ассоциированным членом) на определенный заранее срок, и только потом, при условии отсутствия претензий к кандидату, его принимают в члены (действительные члены). В период кандидатства будущий член организации принимает участие во всех собраниях, мероприятиях, платит взносы и выполняет другие обязанности, но круг прав кандидата обычно значительно уже, чем у члена организации, и самое главное – он может не иметь права голоса при принятии решений на общих собраниях или не может быть избран в руководящие органы.

Правовой статус у рассматриваемых некоммерческих организаций в Российской Федерации регулируется:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое–либо объединение или пребыванию в нем»

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения);

Статья 118. Фонды;

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда;

Статья 120. Учреждения.

Очень важно знать порядок и правила регистрации общественных объединений который регламентируется:

Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет среди ряда основных функций государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Ликвидация общественных объединений Верховным Судом РФ осуществляется на основании ст.

29 и 52 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это значит, что объединения ликвидируются не только как не прошедшие государственную перерегистрацию в установленный срок (ст. 52 Федерального закона), но и как не выполняющие требования ст. 29 Закона о ежегодном представлении в регистрирующий орган сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Часть 2 ст. 29 указанного Федерального закона указывает на то, что непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр в течение 3 лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Надеемся, что предоставленные нами сведения помогут Вам начать свою деятельность. Если Вы нам напишите о своем опыте, то мы с удовольствием разместим эту информацию о себя на сайте.

Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.