05.03.2020

Тренинг "Эффективная деловая коммуникация. Эмоциональный интеллект в сложных ситуациях взаимодействия". Тренинг делового (межличностного) общения, психологический тренинг общения


  • § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала
  • Раздел III
  • Глава 5
  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • § 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • Раздел IV
  • Глава 7
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • § 3. Социально-психологические характеристики сложившейся группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2. Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11
  • § 1. Социально-психологические особенности
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ
  • Глава 13
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 15
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17 социальная напряженность
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического воздействия
  • Глава 21
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI
  • Глава 22
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 2. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики и воздействия
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения
  • § 2. Диагностика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII групповое и личностное развитие
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика социальных организаций
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • 2. «Оркестр».
  • 1. «Начало совещания».
  • 2. «Мозговой штурм».
  • 4. «Дискуссия о дискуссии».
  • 7. Ролевая игра «Выбор поставщика».
  • 1. Ролевая игра «Военные действия» .
  • 3. Ролевая игра «Освобождение заложников» .
  • 1. Ролевая игра «Знакомство».
  • 2. Ролевая игра «Приглашение к разговору».
  • 6. Ролевая игра «Симпатия-антипатия» .
  • 7. Ролевая игра «Уверенность-беспокойство» .
  • § 5. Организационное консультирование, его сущностные характеристики
  • § 6. Базовый алгоритм организационного консультирования
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • Часть I. Основы социально-психологической
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения

    Традиционно в организационном и методическом плане рас­сматривают 3 основных этапа проведения социально-психологи­ческого тренинга делового общения: 1) подготовительный этап , включающий в себя такие элементы, как решение организацион­ных проблем тренинга, комплектование группы, составление пси­хологического портрета группы и ее участников, вводная лекция, разработка программы тренинга; 2) основной этап , реализующий решение поставленных задач с помощью методов социально-пси­хологического тренинга делового общения; 3) заключительный этап , обобщающий результаты тренинга, содержащий анализ эф­фективности работы ведущего, успешности достижения обозначен­ных в начале курса целей.

    Подготовительный этап подразумевает проведение определен­ных мероприятий, обеспечивающих успешность всей дальнейшей работы. Наиболее благоприятным является такое ведение группо­вой работы, когда члены группы отключаются от повседневности, от решения бытовых проблем, у них не рождаются определенные ассоциации, мешающие полностью включиться в деятельность группы и соблюдать принципы тренинга. Желательно проводить занятия в условиях изоляции участников группы от общения с людьми, не входящими в группу (за городом, на борту корабля). Обсуждение происходящих в тренинге событий с друзьями и близ­кими обычно ослабляет эффект занятий, а интерпретации и сове­ты посторонних могут оказывать неконтролируемое воздействие на поведение человека в группе. По возможности рекомендуется ограничивать общение участников даже друг с другом вне заня­тий до окончания курса, поскольку ведущий не имеет возможно­сти контролировать процессы, происходящие в группе, и может сталкиваться во время занятий с непредсказуемыми явлениями.

    Не следует проводить занятия в той организации, где работают участники группы, поскольку скрытое и явное влияние организа­ционной культуры, иерархии власти и негласных правил может оказать сильное влияние на процессы, происходящие в группе, по­мешать установлению доверительного общения между участника­ми. Ведущему может быть трудно нейтрализовать такое влияние и, возможно, не удастся это сделать. Если же нет возможности вы­брать подходящее помещение вне организации, необходимо тща­тельно подготовить имеющееся, изменив, например, расстановку мебели, убрав плакаты, таблицы и лозунги, заменив их цветами, плакатами с перечисленными правилами тренинга, другими мате­риалами по замыслу ведущего. Помещение должно обладать хо­рошими звукоизолирующими свойствами, быть теплым и доста­точно просторным для перемещений участников. Желательно ис­пользовать комнату квадратной формы. Следует избегать кабине-

    тов психологической разгрузки, которые ассоциируются у членов группы с релаксационными процедурами и могут создать совсем нежелательную атмосферу расслабленности. Кресла, в частности, должны быть удобными, но не располагающими к отдыху, столы желательно использовать легкие, не создающие громоздких барь­еров. Некоторые профессиональные ведущие используют специ­альные конструкции, позволяющие легко структурировать про­странство в зависимости от требований ситуации (это могут быть, например, небольшие треугольные столы, из которых можно со­брать стол круглой, квадратной, прямоугольной формы любого размера для любой цели).

    Очень хорошо, если проблемой организации тренинга, в част­ности проблемой выбора и оформления помещения для занятий, занимается под контролем ведущего администратор или другой специально назначенный человек.

    На время занятий участники должны освобождаться от рабо­ты, если тренинг проводится по заказу руководителя организа­ции. Личное свободное время не должно быть использовано, по­скольку это снижает мотивацию к работе в тренинге. Исключение допустимо лишь при особых пожеланиях членов группы.

    Вопрос периодичности и продолжительности каждого занятия решает ведущий, его выбор определяется личными способностями и предпочтениями, а также особенностями поставленных задач. Нежелательны одноразовые еженедельные встречи продолжи­тельностью около трех часов. Большие промежутки между встре­чами приводят к тому, что к каждому очередному занятию многое забывается, разрывается единая ткань тренинга, в результате чего страдает эмоциональный климат группы, складывающиеся меж­личностные связи, атмосфера доверительности и открытости. Тем не менее иногда, в силу различных практических причин (обычно это занятость участников и ведущего), указанный вариант оказы­вается единственно возможным. В этом случае следует стремиться к тому, чтобы каждое занятие было логически завершенным.

    Возможен круглосуточный «тренинг-марафон», требующий от участников и особенно от ведущего чрезвычайного психического и физического напряжения. Такая форма тренинга обеспечивает снятие психологических защит и барьеров членов группы (в силу экстремальности обстоятельств), провоцирует глубокие личност­ные изменения и устойчивый эффект занятий. Тренер, выбирающий этот вариант проведения тренинга, обладает высоким профессио­нализмом, устойчивым психическим и физическим здоровьем, имеет достаточно большой опыт групповой работы. Обычно заня­тия ведут два руководителя.

    Оптимальными являются следующие варианты проведения за­нятий: от двух до четырех встреч в неделю в течение четырех или пяти недель; четыре-пять дней по 8 ч ежедневно.

    Важным элементом организационно-психологической работы является комплектование группы. Число участников тренинга обычно не превышает 12 человек, все они должны быть включены в группу на основе принципов добровольности и свободного вы­бора. Соблюдение этих принципов существенно для набора моти­вированных, активных участников тренинга, что благоприятно сказывается на групповых процессах. При формировании группы следует учитывать принцип гетерогенности по критерию возраста (не рекомендуется соединять в одной группе людей с большой разницей в возрасте), пола, профессии, степени знакомства, но избегать сильных различий в уровне образования.

    Мало разработана в теории социально-психологического тре­нинга проблема работы с реальными группами , имеющими свою историю развития и состоящими из людей, знакомых друг с дру­гом. Это могут быть группы совместно работающих или учащих­ся людей, они характеризуются наличием сложившихся структур власти и межличностных отношений, ее члены обладают общими воспоминаниями о прошлом своей группы, более или менее слож­ной системой условного языка. В большинстве случаев в реальной группе имеются неразрешенные, загашенные конфликты, которые могут неожиданно проявиться с большой силой. Кроме того, ре­альная группа всегда обладает собственной системой норм и цен­ностей, негласных правил, за нарушение которых члены группы подвергаются определенным санкциям.

    Когда тренер работает с так называемой искусственной , лабо­раторной группой , которая начинает свое существование в его присутствии, он имеет возможность контролировать все группо­вые процессы: образование групповых норм и ценностей, правила поведения участников группы и т. д. Кроме того, ведущий не тра­тит силы и время на преодоление нежелательного влияния сложив­шейся культуры группы, он как бы начинает «писать на чистом листе». Шутки, упоминания о происходивших в группе событиях, намеки в адрес других участников группы не содержат информа­ции о том, свидетелем чего ведущий не был. Это позволяет ему адекватно диагностировать ситуацию и принимать необходимые меры для успешного разрешения возникающих проблем.

    Иная ситуация складывается в работе с реальной группой: ве­дущий может упускать важные моменты в развитии внутригруп-повых отношений в силу незнания прошлого группы и недоста­точного понимания ее культуры. Кроме того, конфликты, вскры­вающиеся неожиданно для ведущего, приобретшие со временем взрывной потенциал, могут разрушить все намерения ведущего и «забрать» много тренингового времени. Конечно, в подобной си­туации тренер обязан сначала урегулировать отношения участни­ков и только потом приступать к дальнейшей работе, иначе эф­фективность тренинга будет поставлена под угрозу.

    Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий при работе с реальной группой, ведущий должен обладать большим профессиональным опытом и квалификацией; начинающим тре­нерам не рекомендуется проводить тренинг в такой ситуации.

    После того как группа укомплектована, многие опытные веду­щие проводят всестороннюю психологическую диагностику и состав­ляют психологические портреты будущих участников с помощью батареи специально подобранных тестов (это может быть, напри­мер, личностный опросник 16F, тест Лири, цветовой тест Люшера, тест Розенцвейга, другие специальные тесты и экспертные листы, определенные в зависимости от решаемых в тренинге задач). Про­веденное тестирование дает ведущему возможность прогнозиро­вать поведение участников группы в конфликтных ситуациях, стиль общения с другими людьми, выявить совместимость членов группы друг с другом, возможные симпатии и антипатии. Важное значение для планирования работы ведущего имеет анализ таких характеристик участников, как степень конформности, лабильно­сти поведенческих реакций, готовность воспринимать новую ин­формацию, склонность к лидерству и т. п. На проведение этого ме­роприятия не стоит жалеть сил и времени, поскольку образован­ный банк данных будет иметь большое значение и в дальнейшей работе тренера: помогать ориентироваться в трудных ситуациях тренинга, а также определять линию поведения и стратегию воз­действия в отношении каждого отдельного члена группы. Прово­дить тестирование и обработку данных удобнее с помощником.

    Собеседование с участниками тренинга перед началом занятий дает ведущему дополнительную информацию о профессиональном опыте, стаже работы, мотивации к предстоящей работе в группе и других важных параметрах. Можно использовать специально раз­работанный опросник. Кроме предоставления информации пер­вичное собеседование выполняет ряд других функций: установле­ние контакта, начало индивидуальных взаимоотношений с каждым членом группы, настройка участников тренинга на серьезную со­циально-психологическую работу, усиление мотивации к занятиям, снижение тревожности членов группы при первой встрече. В ре­зультате личных наблюдений тренер создает эмоциональный образ группы и каждого участника в отдельности, что помогает подго­товиться к работе с конкретной группой.

    Составление программы тренинга , определение основных и второстепенных целей работы - также задача, решаемая на пред­варительном этапе. В первую очередь ведущий определяет степень структурированности тренинга: чаще всего это промежуточный вариант между свободной организацией занятий, когда работа группы строится спонтанно, на основе возникающих прямо в ходе занятия проблем, и строгим планированием занятий, не допускаю­щим вариаций в процессе тренинга.

    Социально-психологический тренинг делового общения про­водится на основе довольно четкой программы, которая опреде­ляет круг решаемых проблем, цели и задачи курса, основную тему каждого занятия, примерный комплекс игр и упражнений, ис­пользуемых в ходе тренинга. Наличие определенной программы не исключает возможности изменять последовательность элемен­тов тренинга, включать новые упражнения в зависимости от осо­бенностей группового процесса и потребностей участников груп­пы. Ведущий может вносить изменения в программу непосредст­венно в ходе занятий, а также в результате анализа прошедшего рабочего дня, причем не исключается довольно серьезная коррек­ция запланированного хода тренинга.

    Основой для составления программы социально-психологиче­ского тренинга служит определение общих и конкретных целей и за­дач , которые должны быть решены в курсе: это может быть повыше­ние коммуникативной компетентности в целом, приобретение спе­циальных навыков и умений и т.п. В зависимости от того, какая сфера делового общения выбирается в качестве центра внимания, формулируется основная тема тренинга - переговоры, ведение де­ловых бесед, организация совещания, разрешение конфликта, пуб­личное выступление и многие другие . Всущности, форма тре­нинга зависит именно от выбранной темы и является средством обу­чения в рамках поставленных задач. Это не значит, что в процессе тренинга не достигаются другие, не обозначенные в программе цели: тема тренинга только расставляет акценты работы, но не исключа­ет возможности обратиться к решению сопредельных проблем.

    Ниже мы рассмотрим принципы построения неспециализиро­ванного тренинга делового общения, включающего в себя раз­личные блоки решаемых задач и направленного на развитие цело­го комплекса умений и навыков.

    Еще одним важным элементом подготовки к проведению тре­нинга является вводная лекция , читаемая ведущим непосредствен­но до начала занятий. В ходе лекции будущие участники знако­мятся с темой предстоящего тренинга, основными пунктами про­граммы, узнают, где, когда и с какой периодичностью будут про­водиться занятия. Ведущий имеет возможность с помощью лекции повысить уровень мотивации участников, познакомить их с ос­новными правилами участия в тренинге, ввести основные соци­ально-психологические понятия, используемые в тренинге. Ино­гда ведущие проводят несколько лекций, посвящая их рассмотре­нию психологических теорий, знание которых будет необходимо участникам группы: это могут быть, например, теории трансакт-ного анализа, групповой динамики, принципы проведения роле­вых игр и дискуссий, другая необходимая информация.

    Основной этап проведения социально-психологического тренин­га включает в себя работу ведущего и участников группы по реа-

    лизации поставленных задач средствами двух основных методов: ролевой (или имитационной) игры и дискуссии. Возможен и тре­тий метод тренировки способностей - психогимнастический, под­разумевающий выполнение различных упражнений без слов. Пси­хогимнастика используется для отработки широкого спектра пси­хологических умений, начиная с развития внимания и заканчивая повышением уровня сенситивности участников группы. Еще одна важная функция, которую выполняют психогимнастические уп­ражнения в тренинге, - регуляция эмоционального настроя чле­нов группы. Например, рекомендуется начинать каждое занятие с мероприятий, повышающих активность (физическую и эмоцио­нальную) участников, настраивающих их на включенную работу в группе. Заканчивать занятия хорошо релаксирующими процеду­рами, снимающими излишнее напряжение и усталость.

    В ходе каждого тренингового занятия используются различные диагностические методы: специально разработанные опросники, тесты типа САН, социометрические измерения, тесты, опреде­ляющие уровень развития психологических качеств. Последние хорошо применять в начале дискуссии (они дают исходный матери­ал для обсуждения); проводятся тесты и для лабилизации участ­ников.

    С помощью формализованных опросников анализируются та­кие показатели, как эмоциональное состояние членов группы, их готовность к работе, структура властных отношений и распреде­ление симпатий-антипатий в группе, степень лабилизации участ­ников, эффективность усвоения знаний и т.п. Полученные данные анализируются ведущим после занятия, с их учетом строится дальнейшая работа. С помощью опросников можно также зада­вать группе определенное направление деятельности .

    Проведение тренинга делового общения целесообразно органи­зовать по блокам: тренинг формирования команды, затем проведе­ния совещаний, ведения переговоров, деловых бесед и, наконец, тренинг публичного выступления. Такая последовательность бло­ков определяется логикой групповой динамики: в начале группо­вой деятельности, когда группа еще не сформировалась, она пред­ставляет для каждого отдельного участника опасность в силу не­определенности его положения, и каждый член группы с большей охотой включается в общую работу, чем выступает особым объек­том внимания и анализа. На первое место выходит потребность в определении структуры группы и места каждого ее члена, поэтому тренинг формирования команды, направленный на достижение именно этой цели, оказывается уместным на первом этапе деятель­ности. Дальнейшая работа направлена на отработку навыков диа­логического (деловая беседа) и монологического (публичное вы­ступление) общения. Выступать перед группой с каким-либо сооб­щением, отрабатывать навыки общения с аудиторией гораздо легче

    на том этапе групповой динамики, когда сложилась устойчивая до­верительная, безопасная атмосфера.

    Предлагаемая ниже программа тренинга рассчитана на 60 учеб­ных часов, состоит из 20 трехчасовых занятий, что допускает вариа­цию схемы встреч (объединение нескольких занятий в логические группы). Описание каждого блока содержит цели, задачи, краткую программу его проведения с инструкциями для ведущего, а также базовые игры и упражнения. При проведении тренинга необходимо учитывать, что в описание занятий не вошли опросники, предъяв­ляемые участникам группы в начале и в конце занятия, упражне­ния, которые ведущий включает в занятия, исходя из требований ситуации в конкретной группе в конкретное время. Предполагает­ся, что ведущий обладает некоторым опытом работы в тренинге и может самостоятельно варьировать предлагаемую программу, используя дополнительный материал. Рекомендуем в каждое заня­тие включать кроме предлагаемых элементов подходящие проце­дуры, которые «работают» на достижение поставленных целей, а также регулируют эмоциональное состояние участников группы (активное и бодрое в начале занятия и расслабленное в конце).

    Почти все предлагаемые игры и упражнения предполагают ис­пользование видеотехники.

    Блок 1. Установление контакта и начало формирования благо­приятных межличностных связей в группе .

    Время -3 ч (1 занятие).

    Цель - формирование благоприятного климата в группе, ус­тановление доверительных отношений между участниками, опре­деление направления дальнейшей работы.

    Многое в том, как будут развиваться межличностные связи в группе, зависит от первой встречи.

    Начинать тренинг необходимо с процедуры знакомства членов группы друг с другом (если участники знакомы, процедура также проводится, но инструкция несколько меняется). Существует мно­жество вариантов проведения знакомства: свободный рассказ о себе, своих сильных сторонах (лучше первое занятие строить в положительном ключе, не используя никаких сколько-нибудь не­гативных оценок); об отличительных особенностях своего харак­тера, подчеркивающих индивидуальность в общении. Эффектив­но использование элементов терапии искусством (рисование, ин­дивидуальное и групповое, лепка из пластилина и т. д.), когда ка­ждому члену группы предлагается представить себя окружающим с помощью некоторых образов. Такое начало позволяет подчерк­нуть особенность характера каждого присутствующего в группе, а также дает возможность участникам начать определяться в груп­повой структуре. После знакомства тренер может организовать обсуждение происшедшего, предложить участникам высказать свои впечатления и описать эмоциональные реакции.

    Первый этап развития группы характеризуется началом консо­лидации ее членов, этот процесс стимулируется с помощью специ­ально подобранных упражнений.

    1. «Групповой рисунок» .

    Цель: начало объединяющих процессов в группе, отработка навыков рефлексии, развитие сенситивности.

    Время: 30 мин.

    Материалы: фломастеры, большой лист бумаги (доска и цветные мелки). Перед участниками ставится задача - за 5-10 мин, не разговаривая между собой, выразить свое представление о том, что происходит в группе и с ними в настоящий момент. Необходимо создать интегральное представление, используя индивидуальные переживания.

    Дальнейшее обсуждение ведущий организует с помощью вопросов: «Как ты себя чувствуешь?», «Как можно словами описать то, что мы видим на ри­сунке?» и т. д.

    "

    «Социально – психологический тренинг общения и взаимодействия»

    Выполнила: педагог – психолог

    МБОУ СОШ №2 Рудкова Ю.К.

    Подпись________

    Общая цель социально – психологического тренинга - повышение компетентности в сфере общения - конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами.

    В зависимости от приоритета задач, на которые направлен социально – психологический тренинг, он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса:

    1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.;

    2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.

    Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы. Принцип активности, реализующийся в социально – психологическом тренинге, предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения.

    Другой важный принцип социально – психологического тренинга - принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике социально – психологический тренинг эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы.

    Социально – психологический тренинг проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. В процессе социально – психологического тренинга применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность социально – психологического тренинга, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.

    Актуальность заключается в том, что наряду с осуществлением специфических для социально – психологического тренинга задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в дальнейшей жизни.

    Методическая разработка социально – психологического тренинга.

    «Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

    Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи:

      Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

      Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

      Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

      Осознание себя командой.

    1 этап.

    Цель – создание в тренинговой группе атмосферы доброжелательности и работоспособности

    Вступительная лекция:

    Притча « Мальчик и морские звезды».

    « Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеяними на много километров.

    - Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

    - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

    - Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

    Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

    - Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

    Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души…

    Здравствуйте, меня зовут Рудкова Юлия Константиновна, мы начинаем тренинг, который называется «Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

    Замечательно…, Сейчас я предлагаю вам послушать правила нашего тренинга:

    1.Один говорит – все слушают.

    2. Не перебивать говорящего.

    3. Уважать мнение друг друга.

    4.Уважать одноклассников (не обзывать, называть по имени).

    5. Я – высказывание.

    6. Безоценочность суждений.

    7.Говорить спокойно.

    8. Активность.

    9. Правило «стоп».

    10. Конфиденциальность.
    - Все ли согласны с данными правилами, может быть у кого - то есть ещё какие – либо предложения? Предлагаю приступить к нашему тренингу.

    Упражнение №1«Паутинка»

    Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" - прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

    Материалы: Клубок ниток.

    Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

    Меня зовут Юлия, и я очень люблю танцевать... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

    Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

    Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

    После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

    2 этап.

    Цель – конкретизация общей цели социально – психологического тренинга каждым участником группы.

    Упражнение разминка «Поменяйтесь местами»

    Цель: разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

    Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: -«Поменяйтесь местами» те, кто... (например умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

    Упражнение «Представь оппонента».

    Цель: узнать участников группы, научиться слушать и слышать товарища.

    «Сейчас я попрошу вас разбиться на пары, но определенным образом: выбрать в пару нужно того человека, с которым вы меньше всего общаетесь».

    Дети делятся на пары.

    «Теперь я прошу вас повернуться друг к другу и в течение четырех минут рассказывать о себе товарищу, по две минутки на человека».

    Дети начинают общаться, в это время ведущие достают материалы: Бумагу и карандаши.

    «Теперь я прошу вас опять собраться в круг. Сейчас я раздам вам листочки и попрошу вас нарисовать вашего товарища, в рисунке желательно отразить все то, что вы услышали: его интересы и любимые дела, все то, что он успел о себе рассказать» Дети рисуют своего оппонента.

    «Теперь каждый по очереди кладет рисунок в центр круга и по нему рассказывает все то, что он узнал о товарище».

    Рефлексия упражнения: Выскажитесь по кругу, понравилось ли вам слушать о себе со стороны? Приятно ли вам то, что о вас сказали и т.д., Кто узнал что-то новое о своих товарищах?

    3 этап.

    Цель – осознание психологических идей, способов которые предлагаются группе. Продвижение каждого участника, активизация его в группе.

    Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

    Цель: общение с помощью невербалики.

    Идея упражнения принадлежит Г. И. Марасанову. В чем же суть процедуры? Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".

    Инструкция:

    - Твоя задача только по отражению в "зеркале", точнее в двух "зеркалах", определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два "зеркала", разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе "зеркало" – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим "зеркалом".

    После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:

    - "Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает молчащее "зеркало". Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее "зеркало" и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее.

    Для "зеркал" есть определенные условия. Молчащее "зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

    Упражнение «Упрямая сороконожка»

    Цели:

    Проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели;

    Выявить лидерские возможности игроков;

    Побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.

    Инструкция: все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами - наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо.

    На протяжении первого этапа игры нельзя общаться - разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне. По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

    Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. (Затраченное время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.) Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру. Когда тренер получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат - сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

    Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.

    Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.

    Завершение: обсуждение игры.

    Что вам понравилось в игре?

    Что вызвало затруднения?

    Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?


    Упражнение «Путаница»

    Цель:освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

    Инструкция: участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, как бы она ни казалась сложна на первый взгляд, выполнима. Редкий случай - узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:

    - поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

    Завершение:

    Когда задача решена или время истекло, группа вместе с тренером подводит итоги игры.

    Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

    Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

    Упражнение «Восточный рынок»

    Цели:

    Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

    Снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;

    Обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

    Инвентарь: лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

    Инструкция:

    Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

    Крики...

    Запах еды и пряностей...

    Яркость, буйство красок...

    Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...)

    Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.

    Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у (6:) каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты. Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.

    Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.

    Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе - купить - все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

    Начали!

    Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

    Итоги упражнения:

    Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?

    Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

    Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!

    Упражнение «Словарь эмоций»

    Цель: развитие возможностей в вербализации эмоциональных состояний.

    Дополнительные цели тренера: внесение элемента соревнования.

    Инструкция. Сейчас мы объединимся в команды: первую, вторую и третью. (Тренер формирует команды по номерам.) В деловом взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые бывает трудно определить. Часто партнер или мы сами оказываемся в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства... Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

    Необходимо не игнорировать возникшее эмоциональное состояние, а квалифицировать и признать его - по двум причинам: 1) для того, чтобы это эмоциональное состояние стало менее интенсивным и благодаря этому перестало быть помехой пониманию; 2) для того, чтобы это эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, стало важным сигналом, способствующим более точному пониманию партнера и самого себя.

    Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут и не отрицательные, и не положительные эмоции, а промежуточные - например, заинтересованность, нетерпение, взволнованность. Эти состояния содержат в себе элементы и положительных, и отрицательных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность, нетерпение - это и предвкушение радостного события, и тревожное ожидание чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным... Итак, каждая команда придумывает список из эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний. Допустимо, если какой-то из этих элементов будет перевешивать. Главное, чтобы присутствовали и те, и другие элементы. Есть ли какие-нибудь вопросы? На эту работу дается 10 минут. По истечении 10 минут тренер предлагает командам начать. Каждая команда называет одно состояние. Если это состояние уже было названо другой командой, повторять его нельзя. Вы просто должны будете вычеркнуть его из своего списка. При обсуждении итогов упражнения тренер может задать вопрос: «Какие новые состояния вы для себя открыли?» Как правило, участники обращают внимание на то, как беден их повседневный язык, в котором для описания состояний редко используются иные слова, кроме «нормально» или «неважно». Участники вновь открывают для себя такие слова, как смятение, сумбур, азарт, наслаждение опасностью, сосредоточенность, озабоченность, озадаченность, удивление, напряженное ожидание, неуютно, дискомфортно.

    В процессе обсуждения тренер может коснуться также вопроса о том, что вербализация чувств может совершаться с разной степенью почтительности по отношению к партнеру.

    Упражнение « Слепой и поводырь»

    Цель: знакомство со зрительной депривацией, развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

    Инвентарь: повязки на глаза.

    Инструкция:

    Участники упражнения разбиваются на пары. Партнер ищется с закрытыми глазами.

    Задание включает в себя две части.

    А) Участники, нашедшие друг друга, определяются со своими ролями. Один из них становится "слепым" (надевается повязка на глаза), а второй – "поводырем".

    Внимание! "Поводырей" следует проинструктировать по вопросам безопасности и правилах ведения "слепого".

    Между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку.

    "Слепой" знакомится с различными объектами, находящимися в комнате, знакомится с пространством помещения, изучает встретившихся ему людей, ощупывает стены и поверхности различных предметов, получает возможность выйти в коридор.

    Б) Происходит обмен ролями. "Слепой" становиться "поводырем", и наоборот.

    Первоначально между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку, который, через некоторое время, заменяется исключительно аудиальным.

    Участники не ограничиваются в перемещениях, получают возможность изучения тренингового помещения. При этом "слепому" дается установка на поиск новых, особенных ощущений.

    По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями.

    "Кому приходилось сложнее, "слепому" или "поводырю"?"

    "С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения упражнения?"

    4 этап.

    Цель - получение каждым участником группы обратной связи личностного плана. Завершающий этап.

    Упражнение « Подарок»

    Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

    Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

    Начиная с тренера, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

    Дыхательные упражнения«Релаксация»

    Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.

    Инструкция:

    Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите.

    «Рисунок группы»

    Цель: отражение эмоций на листе бумаги.

    Инвентарь: карандаши, фломастеры, ватман

    В центр круга ставится коробка с цветными карандашами и фломастерами.

    Инструкция: « Предлагаю вам взять карандаши или фломастеры и нарисовать на ватмане то, что ему захочется, те впечатление которые оставил сегодня наш тренинг, тем самым завершить нашь день рисунком, Рисунком нашей группы». Участники группы начинают рисовать.

    Притча «О кофе».

    Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

    Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

    Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

    Что изменилось? – спросил он свою дочь.

    Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответила она.

    Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

    Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

    А кофе? – спросила она.

    О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

    Заключение

    Разработка данного социально – психологического тренинга предназначена для учащихся 5 – 11 классов.

    Ожидания результативности тренинга:

      снятие тревожности -90%

      налаживание межличностных отношений – 85%

      уважение к одноклассникам – 95 %

      Увеличение позитивных эмоций – 100%

      Развитие эмоций взаимоподдержки, ответственности, сплоченности - 80 %

    Список литературы

      Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

      Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с

      Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с.

      Книге «Психогимнастика в тренинге» (СПб.: Речь, 1999), Часть II, «Тренинг сенситивности»

      Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг М.: Когито-Центр, 2007. - 93 с.

      Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.

    Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

    Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4 - М.: Генезис, 1999.- 160 с: ил.

    Мастерство общения и личная жизнь

    Мы предлагаем вам пройти тренинг межличностного общения, который выведет ваши отношения с людьми на совершенно новый уровень. Такая сфера нашей жизни, как взаимоотношения с окружающими, и в частности с противоположным полом, весьма существенно зависит от умения говорить, вовлекать в себя людей, знать тонкости восприятия психики человека, уметь создавать вокруг себя комфортную благоприятную атмосферу легкости и гармонии. Наш обучит вас этому тонкому искусству гармоничной межличностной коммуникации.

    Фразу «не родись красивым, а родись счастливым» смело можно было бы перефразировать в следующую: «не родись красивым, а родись красноречивым». Многим кажется, что красивая внешность – залог успеха в общении с противоположным полом, однако это не совсем так. Конечно, как говорится «встречают по одежке», эффектный внешний вид и красивое лицо помогут произвести первое положительное впечатление. Но если этому красавцу или красавице нечего сказать, если речь нескладная, если за словом приходится лезть в карман, если нарушаются определенные законы восприятия и возникает дискомфорт, то вряд ли знакомство продлится долго.

    Являются важными аспектами межличностных отношений. Поэтому психологический тренинг общения является весьма полезным для тех, кто хочет нравиться окружающим, заводить новые знакомства и превращать разовые встречи в постоянные прочные отношения. В нашей школе преподают техники, которые позволяют достигать желаемого! , молодых людей и людей в возрасте действительно помогает изменить личную жизнь в лучшую сторону.

    Взаимоотношения с людьми – это в первую очередь общение. Умение заинтересовать, быть хорошим собеседником, поддержать разговор, выслушать в нужную минуту, развеселить, повлиять на сознание и подсознание– всё это необходимо для того, чтобы с вами хотели общаться всё больше и больше. Тренинг межличностного общения как раз и помогает вам научиться всему этому. Вы сможете стать таким собеседником, с которым все ищут общения.

    Кроме того мы предлагаем вам тренинг делового общения . Взаимоотношения на работе играют для нас важную роль. Хорошая атмосфера, царящая в коллективе – это залог успеха и психологического комфорта. позаботятся о том, чтобы вы смогли выстроить гармоничные отношения с коллегами и руководством, чтобы ваше мнение всегда было ценным и внимательно выслушивалось. Тренинг делового общения – это обучение межличностному общению в рабочем коллективе.

    Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

    1. Дискуссия:
    • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

    Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

    1. Упражнение «Рукопожатие»

    Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

    Инструкция:

    Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

    Обсуждение:

    • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
    • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
    • Что этому способствовало?
    • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

    Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

    Экспериментирование с проявлением разных ролей

    1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

    Работа в группах.

    Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

    Инструкция:

    Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

    Обсуждение:

    • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
    • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
    • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

    Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

    Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

    1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

    Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

    Инструкция :

    Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

    Обсуждение:

    • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
    • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
    • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

    Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

    Типичные схемы взаимодействия

    Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

    Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

    Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

    Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

    Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

    Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

    Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

    Психологическая амортизация.

    1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

    См. материалы к мини-лекциям

    2. Упражнение «Амортизация»

    Инструкция:

    1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

    2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

    Обсуждение:

    Какие впечатления?

    Что было трудно?

    Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

    1. Упражнение «Критика»

    Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

    Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

    Обсуждение:

    • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

    Работа в группах.

    Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

    Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

    Группы обмениваются мнениями.

    Высказывание критики: основные принципы действенной критики

    Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

    Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

    Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

    Обсуждение:

    • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

    Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

    • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

    Модель конструктивной критики

    Мини-лекция.

    Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

    Общие характеристики:

    1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

    2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

    3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

    Неконструктивной критикой является:

    Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

    Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

    Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

    Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

    Техники конструктивной критики:

    Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

    Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

    Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

    Упражнение «Конструктивная критика»

    Цель: Отработка техникиконструктивной критики

    Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

    1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

    2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

    3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

    4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

    Обсуждение:

    • Какие впечатления от работы?