21.09.2019

Признаки и элементы социальных институтов. Понятие социальный институт. Элементы социального института (ценности, роли, нормы)


В общем смысле термин "социальный институт" означает установленный порядок правил и стандартизированных образцов или моделей поведения, принятых в обществе, социальной общности, организации, группе. Чаще всего употребляемое значение понятия "социальный институт" связано с характеристикой упорядочения элементов социальной системы, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Важнейшей и необходимой предпосылкой возникновения социальных институтов является наличие потребностей, удовлетворение которых как на уровне общества, так и личности, является основной функцией любого социального института.

В курсе лекций по социологии А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 97 –– 104) обращают внимание на то, что социальные институты организуют совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей, и образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных лиц, социальных групп и иных общностей. Однако, как и другие социальные системы, они не могут быть сведены к сумме этих лиц и взаимодействий. Социальные институты имеют индивидуальный характер. Они обладают собственными системными качествами, т.е. представляют собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, и с этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью функций.

Развернутое представление о социальных институтах одним из первых дал американский социолог и социальный критик норвежского происхождения Веблен Торстейн. В своей книге "Теория досужего класса", критикуя образ жизни сознательного и демонстративного потребления, он рассматривает эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов.

Краткое изложение позиции Т.Веблена дается в книге С.И.Курганова и А.И.Кравченко Социология для юристов (38, С. 192 –– 200). Социальный институт он определял как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мыслей и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. Отсюда и термин "институционализация", означающий узаконение (формальное или неформальное) сложившейся практики общественных отношений в виде законов или норм.

В социологической литературе называется различное количество социальных институтов. Например, известный польский антрополог и социолог Бронислав Малиновский выделяет семь институтов, соответствующих биологическим и социально-психическим потребностям человека. В отечественной литературе подчеркивается, что у каждого человека индивидуальная комбинация потребностей, но фундаментальных, одинаковых для всех, всего пять, как и пять основных социальных институтов: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, в решении духовных проблем, смысла жизни. Именно этими потребностями детерминированы основные институты в каждом обществе. Кроме них выделяются не основные социальные институты, общее число которых тождественно числу социально значимых видов деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что не основные институты являются частью, элементом системы основного социального института. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как защита частной собственности, профессионального подбора и оценки кадров, маркетинга, которые, по существу, являются институтами, поскольку в их рамках реализуются соответствующие социальные потребности.

Каждый социальный институт: и основные, и не основные, выполняют соответствующие функции, смысл которых –– приносить пользу, т.е. обеспечивать реализацию соответствующих социальных потребностей. Функции подразделяются на: явные, если они официально заявлены, очевидны, всеми осознаются, и латентные, если они скрыты и не заявляются. К явным функциям института народного образования относятся обучение профессиональным ролям, усвоение студентами базисных ценностей общества. Но у него есть еще и такие скрытые функции, как приобретение определенного социального статуса, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Кроме того, функция того или иного института может быть явной для одних членов общества, и латентной –– для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, в то время как для других –– завязать знакомства или уклониться от службы в армии.

Таблица 5.3.1. Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества

Таким образом, социальный институт можно определить как такую социальную группу, посредством которой удовлетворяются общественные и личные социальные потребности на основе строгого соблюдения фиксированных социальных норм, правил и образцов поведения. Любой социальный институт имеет определенную структуру, –– он является организацией.

Выделяются следующие характеристики социальной организации.

  1. Целевая природа, т.е. всякая организация создается для достижения определенной цели, это объединение и регламентация поведения людей в процессе совместной деятельности для реализации такой цели, которая не может быть достигнута индивидуально.
  2. Всякая организация возникает на основе разделения обязанностей, т.е. функций, и строится по иерархическому принципу с четким выделением управляющей и управляемой систем.
  3. В этой связи члены социальной организации распределены по статусам и ролям. Таким образом, социальная организация есть система социальных позиций и ролей.
  4. Каждая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов на основе внутриорганизационных норм, которые создаются соответствующими институтами и проводятся в жизнь их властью и влиянием.
  5. Кроме того, на основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные взаимодействия и отношения. Отсюда они выводят пятую характеристику.

  6. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. А целое больше своих частей. Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный, или кооперативный , эффект. Он означает синергию, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников социальной организации. Этот эффект складывается из трех его составляющих:
    1. организация объединяет усилия многих ее членов, а одновременность многих усилий уже дает прирост энергии;
    2. сами единицы, включенные в организацию становятся несколько иными, т.е. они превращаются в частично специализированные. Следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие определенную функцию, также усиливают энергию, поскольку она направлена в одну точку;
    3. благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, что служит мощным источником повышения общей энергии социальной организации.

Иную характеристику социальной организации дают С.И.Курганов и А.И.Кравченко (38, С. 180). Отталкиваясь от утверждения о том, что под социальной организацией понимается социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (замещения) членов, авторы выделяют следующие характеристики социальной организации.

  1. Социальная структура –– совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в процессе взаимодействия. Включенность индивида в социальную группу предполагает, что они имеют, как минимум, одну общую черту, и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
  2. Коллективная идентичность –– название, признанное всеми его членами и обществом, например: либерально-демократическая партия, научно-исследовательский институт и т.д. В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.
  3. Точный список. Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
  4. Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в самых общих ее чертах. Но в любом случае существует определение цели деятельности и способы ее достижения.
  5. Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.

В учебной и научной литературе социальные организации классифицируются и по другим признакам. Выделяются, например, формальные и неформальные организации. В первых всегда присутствует цель деятельности, определенная структура власти и управления, строгое распределение функциональных обязанностей между ее членами, формальный контроль за их действиями. Вторая, по существу, является объединением людей по интересам, склонностям, симпатиям и т.п. В таких организациях отсутствует формальный контроль, взаимодействия носят межличностный характер, и регулируются в рамках обычаев, традиций, принятых в данной группе, и нравственными нормами.

А) статусы, роли и социальные нормы

B) высшие учебные заведения

C) здания, сооружения и коммуникации

D) дипломы, сертификаты и лицензии

Латентной функцией современной российской школы как социального института является

А) передача знаний, умений и навыков

B) социализация подрастающего поколения

C) закрепление существующей системы социального неравенства

D) развитие личности ребенка

Социально-экономической группой является

А) духовенство

B) дворянство

C) казачество

D) пролетариат

28. Социальная роль – это…

А) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

B) активная позиция, связанная с целью улучшения жизни общества

C) спонтанное, непредсказуемое поведение человека

D) роль, подразумевающая почет и уважение со стороны всего общества

В развитых капиталистических странах к средним слоям принадлежит

А) 20-25 % населения

B) 30-35 % населения

C) 60-70 % населения

D) более 80 % населения

30. В светском государстве смена человеком своего вероисповедания является примером

А) горизонтальной мобильности

B) нисходящей вертикальной мобильности

C) восходящей вертикальной мобильности

Изучая социальную мобильность, Питирим Сорокин пришел к выводу, что

А) существует постоянная тенденция к усилению социальной мобильности

B) существует постоянная тенденция к ослаблению социальной мобильности

C) не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению социальной мобильности

Двумя главными типами социальности Ф. Теннис считал

A) «общину» и «общество»

B) «племя» и «род»

C) «нацию» и «племя»

D) «семью» и «клан»

Тремя основными компонентами социального неравенства в теории М. Вебера являются

A) доход, условия труда, досуг

B) богатство, власть, престиж

С) власть, образование, досуг

D) престиж, образование, власть

34. Социальный класс – это…

A) социально-правовая группа

B) социально-экономическая группа

С) наследственная группа

D) группа по интересам

35. В постиндустриальном обществе основная масса экономически активного населения занята в…

А) управлении государством

B) промышленном производстве

C) сфере услуг

D) сельском хозяйстве

Иерархически упорядоченное социальное неравенство называется

А) социальной интеграцией

B) социальной дезинтеграцией

C) социальной стратификацией

D) социальной дифференциацией



М. Вебер выделял следующие виды социального действия

А) целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное

B) традиционное, инновационное, рациональное, иррациональное

C) целенаправленное, случайное, традиционное

D) конструктивное, деструктивное, нейтральное

38. Социальное действие, в понимании М. Вебера, - это действие, имеющее субъективный смысл и ориентированное на …

А) поведение другого человека или группы лиц

B) общественное благо

C) поддержку других лиц в экстремальной ситуации

D) совместный труд

39. Принятие вызова на дуэль, согласно М. Веберу, является примером

А) ценностно-рационального действия

B) целерационального действия

C) традиционного действия

D) аффективного действия

Теория, согласно которой в ходе социального взаимодействия происходит восприятие себя глазами другого и интерпретация его намерений, была разработана

А) Э. Гофманом

B) Дж. Мидом

C) Дж. Хомансом

D) М. Вебером

Примером делинквентного поведения в нашей стране может служить

А) несоблюдение норм этикета

B) супружеская измена

C) попрошайничество

D) мелкая кража

Согласно теории Э. Дюргейма под аномией понимается

А) процесс изменения социальных норм

B) состояние, характеризуемое ослаблением или распадом социальных норм

C) конструирование социальных норм

D) резкое усиление действия социальных норм

43. В основе теории аномии Р. Мертона лежит отношение человека к…

А) другим людям

B) целям и средствами достижения целей

C) правоохранительным органам

D) законам

В современном российском обществе стигмой не является

А) отметка о судимости

B) свидетельство о разводе

C) диагноз СПИД

D) инвалидность

Примером неформальных негативных санкций является

B) лишение свободы

D) конфискация имущества

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Социологи, позаимствовавшие понятие института у правоведов, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социология углубила наше представление о них как о столпах, или базовых элементах, на которых покоится общество. Предназначение социальных институтов – удовлетворение важнейших (фундаментальных) жизненных потребностей общества. Как известно, таких потребностей четыре, поэтому выделяют четыре основных социальных института :

  • 1) для удовлетворения потребности в воспроизводстве людей существует институт семьи и брака;
  • 2) потребности в добывании средств к существованию – экономические институты, производство;
  • 3) потребности в безопасности и социальном порядке – политические институты, государство;
  • 4) потребности в решении духовных проблем, разработке и передачи новых знаний, социализации подрастающего поколения – духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру.

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Благодаря институтам происходит социализация индивидов (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.

Существует и иное определение социального института как совокупности общественных обычаев, воплощения определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и выступающих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так юристы понимают термины "институция" (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и "институт " (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения). Отсюда и понятие "институционализация ", обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

По существу, институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией .

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.

Например, среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию.

Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствие бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Неосновные институты также называют социальными практиками. Под социальной практикой понимается существующая исторически длительное время последовательность действий, осуществляемая большой социальной группой (одной или несколькими) в качестве группового (национального, этнического) обычая ради удовлетворения какой-то важной для этой группы или общности потребности.

Простейший пример социальной практики – очередь в магазине. За дефицитным, т.е. ограниченным в количестве, товаром выстраивается цепочка случайных прохожих, которые моментально подчиняются определенным правилам поведения. Не конкретная очередь, а очередь как традиция времени или народа суть социальная практика.

У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов и процедур. Экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка работников и оценка их труда, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д. Обычай назначать свидание – элемент социальной практики ухаживания. Исповедь является социальной практикой, а не учреждением, совокупностью учреждений или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата.

Иногда социальные практики совпадают с неосновными институтами, а иногда нет. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в СССР – яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху, государством, а не возникли из низов народа как естественное продолжение его традиций и обычаев.

А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к социальным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, по во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Английский политический философ Майкл Оакшотт полагал, что демократия как социальная и политическая практика представляет собой совокупность традиций и обычаев данного народа и включает множество весьма специфичных и очень незаметных постороннему глазу процедур, установлений, привычек, при помощи которых она только поддерживается и успешно функционирует.

К главным функциям социального института относят функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, а также регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. Наряду с универсальными существуют и специфические функции. К ним причисляют такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам. Это, например, воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия). Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие институты поддерживают и развивают культуру. Это относится к институтам церкви и религии. Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций , которые он выполняет и которых может не быть у других институтов.

Например, в институте семьи ученые обнаружили функции сексуального регулирования; репродуктивную; социализации; эмоционального удовлетворения; статусную; защитную и экономическую .

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим институтам или распределяться частично либо полностью между ними.

Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти – семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Так, воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха – специальные институты рекреации. Даже функцию удовлетворения сексуальных потребностей разделяете семьей институт проституции. А функцию добывания средств к существованию, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов, и наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризис, могут привести к нарушению деятельности одного или нескольких институтов. Это относится к правительству, парламенту, производству, собственности, школе, религии и т.д. В результате в их функционировании возникают сбои и дисфункции. Подобное произошло после Октябрьской революции в России в 1917 г.

Оценку деятельности институтов, тому, как они справляются со своими функциями и задачами, дает общественное мнение. Социологи периодически замеряют уровень доверия к социальным институтам.

На протяжении последних 20 лет неизменно высоким доверием у россиян пользовался только институт церкви, с 2000 г. – президент страны. Отношение к другим институтам, таким как СМИ, профсоюзы, правительство, суд, парламент, армия, милиция, местные органы власти, прокуратура, менялось с 2000 но 2013 гг. от крайне низких до умеренно низких или средних величин (от 4 до 32%).

Социологи считают, что низкий уровень доверия к социальным институтам свидетельствует о переживаемом ими кризисе, когда они не справляются со своими функциями.

Данные опроса, проведенного Институтом Гэллапа в странах ЕС, Восточной Европы и Скандинавии, в Израиле, Канаде, США, в Южной Америке, Азии и Африке, показали, что уровень доверия к общественным институтам здесь, как правило, выше, чем в России (от 34 до 92%).

Итак, у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред). Функции и дисфункции бывают явные , если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные , если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 1990-х гг., через парламент, правительство и президента стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось. Концепцию явных и латентных функций разработал в середине XX в. Роберт Мертон .

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования. Таким образом, латентные функции выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. дисфункциями.

Как мы убедились, функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 3.4).

Институт образования или институт налогообложения имеет все пары функциональных отношений. К примеру, латентная функция образования – дать выпускникам высшей школы более высокие стартовые позиции и обеспечить более высокий служебный рост, чем у людей, не имеющих высшего образования. Эта функция является позитивной, поскольку приносит выпускникам пользу, а не вред. В то же время она является латентной, явно не манифестируемой ни одним официальным законом об образовании. То же самое можно сказать об установлении дружеских отношений, формировании солидарности и взаимопомощи выпускников одного вуза и факультета после завершения учебы и становления служебной карьеры.

Другой пример – налогообложение. Полезные траты налогов, установленные законом, – явная и позитивная функция экономического института. Нецелевые расходы налогов – пример дисфункции, которая принимает явную и латентную формы. Расходы налогов, произведенные государством на полезные для общества дела, но не заложенные в их целевое предназначение, дадут явную дисфункцию, а разворовывание налогов – латентную дисфункцию.

Рис. 3.4.

Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регулирования важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).

  • См.: Фролов С. С. Социология. М., 1994. С. 141–143.
  • См.: Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 379 447.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 26.Социальный институт. Элементы социального института(ценности, роли, нормы)

    Социальный институт представляет собой социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления составляют будничный и каждодневный смысл нашей жизнедеятельности. Данные явления перешли в социальный институт, институализировались, т.е. приобрели гарантированный, стабильный и организованный характер. Институциональное противостоит хаотичному, случайному и нестабильному.

    Социальный институт – долговременная социальная практика, которая поддерживается и санкционируется с помощью социальных норм, а также существует посредством реализации своих функций за счет которых удовлетворяет потребности и интересы общества и его социальных элементов.

    Волков Ю.Г. отметил, что социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты - усилению социальной солидарности и согласия; институты образования - пере­даче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

    По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

    Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

    Признаки социального института:

    1) четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия, каждый должен надлежащим образом выполнять свою функцию, поэтому поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемостью;

    2) разделение труда и профессионализация выполнения функций;

    3) особый тип регламентации действий индивидов, входящих в социальный институт;

    4) определенный механизм регуляции поведения индивидов за счет социальных норм и социального контроля;

    5) наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность социального института. Институт здравоохранения – больницы, поликлиники и т.д.

    6) каждый институт должен обладать своими средствами и ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности.

    Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя определенную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование социального института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Его деятельность постепенно прекращается. С возникновением новых общественных потребностей, которые принимают стабильный и постоянный характер, возникают новые социальные институты. Процесс становления институтов называется институциализацией.

    Волков Ю.Г. отметил, что институционализация - процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

    Этапы институциализации:

    1) возникновение общественных потребностей, реализация которых требует совместных организованных действий;

    2) возникновение постоянно повторяющихся социальных действий и норм, которые его регулируют;

    3) принятие этих норм;

    4) установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для индивидов, входящих в социальный институт.

    Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы - институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Более 2/3 опрошенных в декабре 1998 г. россиян не доверяли практически ни одному институту. Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, а в результате лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института.

    Деятельность социальных институтов является функциональной, если способствует сохранению стабильности и полностью удовлетворяет потребности общества и его социальных элементов. Деятельность социальных институтов является дисфункциональной если не удовлетворяет потребности общества и приносит ему вред.

    Виды социальных институтов по степени их формализованности:

    1) неформализованные – деятельность осуществляется на основе неформальных отношений, норм. Например, институт дружбы – регламентация поведения не оформлена в законах, административных уложениях и т.д., хотя имеются определенные санкции и контроль.

    2) формальные – деятельность осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и положений. Их функционирование достаточно часто регулирует и контролирует государство, т.к. они определяют прочность общества.

    Виды социальных институтов по функциям, которые они выполняют:

    1) экономические- наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации, осуществляющие производство и распределение благ и услуг, разделение труда, регулирование денежного обращения. (Институты промышленности, с/х, финансов, торговли и т.д.)

    2) политические – реализация и контроль, распределение власти, деятельность политических партий, распределение власти, деятельность партий. Обеспечивает воспроизводство идеологических ценностей (государство, армия, партии).

    3) социокультурные и воспитательные – воспроизводство, распределение культурных, духовных ценностей, социализация молодого поколения, передача им научных знаний и профессиональных навыков (образование, наука, искусство).

    4) институт семьи – воспроизводство и воспитание новых поколений, обеспечение воспроизводства социальной структуры общества.

    5) нормативно-санкционирующие – осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах (милиция, суд).

    Общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов. Взаимозависимость социальных институтов выражается в том, что одна и та же личность включена в разные социальные институты. В институт семьи – является отцом, матерью, сыном, сестрой и т.д. В политический институт – избиратель, в экономический – работник предприятия. Вместе с тем, каждый социальный институт обладает автономией. Она выражается в относительной самостоятельности, т.к. каждый из них решает специализированные задачи. Внешняя автономия выражается в наличии отдельных профессий и учреждений, которые не присущи другим социальным институтам. Внутренняя автономия – нормы, регулирующие деятельность социального института обладают существенным своеобразием и спецификой. Например, нормы, которые регулируют взаимоотношения на работе, значительно отличаются от норм в семье.

    Изменения социальных институтов:

    1) изменения возникают в результате появления новых потребностей у общества и его социальных элементах;

    2) изменения не могут затронуть только часть социального института, т.к. дезорганизация одной из структур социального института ведет к изменению всего социального института. Эффект «домино».

    3) изменения социального института таит в себе риск его разлада.

    4) для планомерного изменения социального института необходимо заинтересовать в этом людей, чтобы они признали необходимость данных изменений.

    5) изменения должны носить легитимный характер.

    6) в изменениях, которые не носят легитимный характер действие может исполнять власть, которая способна навязать новые нормы и правила поведения, произвести перераспределение прав, обязанностей и привилегий