«Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.
«Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
«Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.
«Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.
«Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.
«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.
Всего в теме 9 презентаций
Что такое деятельность
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Отличия деятельности человека от поведения животных.
Деятельность человека:
1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;
2) целеполагание в деятельности;
3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;
4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);
5) творческий характер деятельности;
6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.
Поведение животного:
1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);
2) целесообразность в поведении;
4) воздействие на природу только органами тела;
5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).
Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность и целенаправленность, 2) продуктивность, 3) преобразующий характер, 4) общественный характер, 5) систематичность и организованность.
Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?
Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».
1) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим.
2) Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям.
3) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия.
Труд – вид деятельности, свойственный только человеку.
Структура деятельности человека
2) средства;
3) продукты (результаты);
4) мотивы;
5) действия.
Виды деятельности
Классификация №1. Критерий - содержание деятельности.
1) труд - деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата;
Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
2) учение (учёба, познание)- деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков;
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
3) игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры;
Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.
4) общение - вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями;
Классификация №2. Критерий - объект и результат деятельности.
1) практическая деятельность - деятельность направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.
Практическая деятельность включает в себя: а)материально-производственную деятельность (преобразование природы), б)социально-преобразовательнаую деятельность (преобразование общества);
2) духовная деятельность - связана с изменением сознания людей
Духовная деятельность включает в себя: а) познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях), б) ценностно-ориентировочную деятельность (определение положительного или отрицательного отношения к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) в) прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Классификация №3. Критерий - характер последствий.
1) созидательная деятельность;
2) разрушительная деятельность.
Все виды деятельности связаны между собой
Творческая деятельность
Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.
Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).
Механизмы (компоненты)творческой деятельности:
1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;
2) воображение;
3) фантазия;
4) интуиция.
Особенности творческой деятельности:
1) Её источником может быть воображение, фантазия.
2) Одним из важнейших её компонентов является интуиция.
3) Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит степень неопределённости.
4) Тесная связь бессознательного с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем.
5) Важное место занимает комбинация уже имеющихся знаний, известных способов действия.
Любой человек обладает способностями к творческой деятельности.
Творческая деятельность в большей степени проявляется в деятельности изобретателей, скульпторов, писателей, музыкантов, художников, учёных. В то же время элементы творчества включены во множество видов деятельности, т.к. творческой можно считать всю деятельность людей, преобразующую природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
Игровая деятельность
Особенности игровой деятельности:
1) Ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс.
2) Двуплановость (играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке)
3) Важное место занимает распределение ролей, при этом реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя.
4)Наличие правил, одинаковых для всех участников игры.
5) особым образом используются предметы или их заменители, символы, жесты, условные знаки.
Значение игровой деятельности:
1) игра способствует включению ребёнка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни;
2) некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. качества, которые пригодятся во время учёбы, в процессе трудовой деятельности;
3) человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки;
4) происходит освоение некоторых трудовых навыков;
5) игра развивает коммуникативные навыки.
Функции игры:
1) воспитательная;
2) образовательная;
3) досуговая;
4) интегративная;
5) коммуникативная;
6) рекреационная (человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки)
Мыслительная деятельность
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
- Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
- Средство мышления – язык.
- База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения. Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью. Мышлению же современного человека свойственны в большей степени обобщающие способности. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления:
1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Формы мышления:
2) ассоциативно-образные;
3) вербально-речевые;
4) деятельностно-орудийные.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Процесс мышления проходит ряд этапов:
1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.
Заполни пробелы в схемах.
Запиши номера, под которыми указаны примеры деятельности, в соответствующий блок схемы.
Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 2) школьники устроили шахматный турнир; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 6) студент готовится: к экзамену; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 9) школьник летом читает заданные учителем литературы книги; 10) девочка делает причёску кукле; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.
Ответ
Цель – Достижение – Путь
Основные виды человеческой деятельности:
1. Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Примеры: 2) школьники устроили шахматный турнир; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 10) девочка делает причёску кукле.
2. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Примеры: 6) студент готовится к экзамену; 9) школьник летом читаем заданные учителем литературы книги.
3. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
4. Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.
Все люди способны испытывать и выражать различные эмоции и чувства: любовь, гнев, страх, радость и грусть. В доме, где создана здоровая обстановка, родственники относятся к ним с пониманием и не скрывают их. Для детей не секрет, что ощущают родители, как они могут отреагировать на тот или иной поступок, чего от них ожидать и что требуется от них самих. Члены семьи как бы чувствуют друг друга, они открыты для искреннего общения.
Научите малыша понимать и правильно выражать свои чувства: прислушайтесь к собственным эмоциям и выражайте их с помощью слов и действий; вы станете образцом для подражания.
Сделайте так, чтобы ребенок думал о своих чувствах и давал им выход. Поощряйте стремление к самовыражению.
Однако случается, что в семье не принято говорить о своих чувствах. В результате дети не ощущают родительской любви, заботы и защиты и вырастают скрытными, неотзывчивыми, недоверчивыми и неуверенными в себе. Люди, не скрывающие собственные эмоции, не способны наладить тесный контакт со своими детьми.
Как происходит обмен эмоциями в семье?
Любовь
В детстве Владимир жил с мамой, и она много работала. Когда ему было два года, он часто пытался ее обнять и посидеть вместе, однако мать отталкивала его: «Пойди поиграй со своими игрушками. Я устала». Это очень обижало мальчика, но он продолжал искать тепла, пока однажды не сдался. Став взрослым, Владимир не способен любить и быть любимым.
Гнев
Ребенок должен научиться не терять над собой контроль, испытывая гнев и разочарование. демонстрируйте хороший пример и рассказывайте о своих чувствах, когда расстроены. Если вы хотите передать свою мудрость детям, снимайте напряжение, используя спокойные разговоры.
Когда Альберту было всего два с половиной года, его отец, напиваясь, словно впадал в бешенство и оскорблял жену. Подражая папе, мальчик также прибегал к насилию, стоило ему немного разозлиться. Он кидался деревянными кубиками в других детей в детском саду, и директор хотел исключить его.
«Это не только ваше личное дело. Мы не допустим Альберта к занятиям, пока вы не обратитесь к психологу и не научите ребенка держать себя в руках и решать проблемы без применения насилия».
Мать поняла, что для нее и ее сына будет лучше, если она уйдет от мужа. Переехав к своим родителям, женщина отвела Альберта к врачу, а его отцу дала понять, что не вернется, пока он не пройдет курс интенсивной терапии.
Большинство родителей впервые сталкиваются с проблемой «отцов и детей», когда ребенок уже научился ходить, говорить и способен думать, а значит, стремится к независимости. Такой период эмоционального роста - вполне естественное явление, но зачастую он связан с определенными проблемами. Неумение выражать чувства словами ведет к раздражительности, к истерикам, слезам, крикам, дракам и к другим проявлениям агрессии.
Представьте, что вы оказались в незнакомой стране без знания местного языка. Вы голодны, но не можете найти ресторан. Никто вас не понимает. Не захочется ли вам закричать?
Если вы внимательны к своему малышу, то можете предотвратить истерику.
Оказавшись в магазине, маленький Филипп всегда просит Ингу купить ему воздушный шарик. Получив его, он крепко держится за мамину руку, смотрит на свою «драгоценность» и спокойно сидит в тележке со счастливой улыбкой на лице. Поход за покупками проходит без проблем. Если Инга не соглашается покупать шарик, Филипп плачет и пытается вылезти из тележки. Мальчик расстраивается и не понимает, почему мать так непоследовательна в поступках.
Решить проблему достаточно легко. Детям нравится постоянство, поэтому, заходя в магазин, где они всегда покупали шарики, Инга должна снова это сделать, чтобы избежать конфликта. Если же она этого не хочет, ей следует ходить за покупками в какой-нибудь другой магазин, где воздушные шары не так бросаются в глаза.
Каждый день ваш малыш сталкивается со все новыми испытаниями, поэтому избегайте таких ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.
Прибегайте к силе только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него самого или для других. Например:
Ваш ребенок пытается засунуть палец в розетку, не обращая внимания на то, что вы предупреждаете: «Нельзя! Там ток!» Настаивайте на своем. Возьмите ребенка на руки и отвлеките его чем-нибудь. Если он падает на пол, толкается и кричит, отведите его в безопасное место и оставьте там до тех пор, пока не успокоится. Не стоит ничего говорить во время истерики: он все равно не послушает вас. После того как ситуация нормализуется, объясните: «Я тебя люблю и не хочу, чтобы тебе было больно. Когда тебе плохо, мне тоже плохо. Если тебе что-то не нравится, подойди ко мне и спокойно все расскажи. Я же не могу тебе помочь, когда ты кричишь!»
Страх
Всем людям свойственно чего-то бояться, но в ваших силах помочь своему малышу преодолеть страх. Боязнь темноты - распространенное явление. Вам поможет ночник и мягкая игрушка. Перед сном включайте спокойную музыку, чтобы ребенок не боялся остаться один. Лишний раз поцелуйте и обнимите его. Если ночью он плачет, спрашивайте: «Чего ты боишься? Что случилось?» Внимательно выслушайте и скажите что-нибудь успокаивающее.
«Когда дядя Слава был маленьким, он боялся темноты, так же как и ты. Мама клала ему под подушку фонарик, и как только дяде становилось страшно, он его включал, осматривал комнату и ничего страшного не находил. А потом он засыпал, счастливый и спокойный. Держи, вот и тебе фонарик, прямо как у дяди Славы. Давай его включим и все осмотрим. Видишь что-нибудь страшное?»
Радость и грусть
Дети, растущие в атмосфере оптимизма и счастья, учатся улыбаться, радоваться жизни и дарить окружающим хорошее настроение.
Они копируют родительское выражение лица, телодвижения и расположение духа. Если же вашему малышу грустно, возможно, это лишь ваше отражение.
Трехлетней Даше нравилось ходить в детский сад и заниматься там изобразительным искусством и собирать головоломки. Все это сопровождалось улыбками, смехом, разговорами с друзьями и воспитательницей. Она также любила слушать музыку и рассказы, но когда приходило время идти домой, она мрачнела.
«Что случилось?» - спросила однажды ее воспитательница, отводя детей к родителям. «Моя мама делает такое лицо, когда видит меня», - ответила девочка.
Когда к садику подъехала мать Даши, воспитательница все поняла. Вместо того чтобы обрадоваться встрече, женщина сидела молча и скучающе смотрела, как ее дочь сажают в машину. Как же обидно было малышке ощущать на себе безразличный материнский взгляд! На самом ли деле мать так огорчалась при виде Даши или у нее были другие проблемы?
Будьте честны сами с собой, с вашим супругом и ребенком. Если для печали есть причина, например, болезнь или тяжелая потеря, объясните это малышу, чтобы он не принимал ваши чувства на свой счет.
Если у вас плохое настроение каждый день, это ненормально, и вам следует обратиться к специалисту. Не позволяйте печали одолеть вас и причинить боль вашему мужу и детям. Изо всех сил старайтесь быть в хорошем расположении духа в присутствии ребенка и говорите ему: «Я тебя люблю», даже когда вам плохо. Иногда дети винят себя в депрессиях родителей и тоже страдают.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека | Деятельность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека | Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер | Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
Основные компоненты деятельности
1. Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
2. Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
3. Мотив → Цель → Методы и средства → Процесс → Результат (продукт)
Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий
Вид | Его сущность |
Целенаправленное действие | Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий |
Ценностно-рациональное действие | Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д. |
Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки |
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Структура общения:
1) Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
↓
2) Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
↓
3) Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
↓
4) Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
↓
5) Получатель информации.
Существует несколько классификаций общения.
Общение | |
---|---|
По используемым средствам общения | По субъектам общения |
Непосредственное
- с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д. Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д. Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга. Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди. |
Между реальными субъектами.
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.). Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека. Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений . |
Функции общения
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования .
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд
- это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда:
целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам
и результатам (продуктам)
деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей.
Деятельность | |
---|---|
Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей | Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей |
· Материально-производственная
. Преобразование природы · Социально-преобразовательная . Преобразование общества |
· Познавательная
. Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях · Ценностно-ориентировочная . Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения · Прогностическая . Планирование или предвидение возмож-ных изменений действительности |
Основа классификации | Виды деятельности |
Субъект деятельности |
- Индивидуальная
- Коллективная |
Характер самой деятельности |
- Репродуктивная
(деятельность по образцу) - Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) |
Соответствие правовым нормам |
- Законная
- Незаконная |
Соответствие моральным нормам |
- Моральная
- Аморальная |
Соотношение с общественным прогрессом |
- Прогрессивная
- Реакционная |
Зависимость от сфер общественной жизни |
- Экономическая
- Социальная - Политическая - Духовная |
Особенности проявления человеческой активности |
- Внешняя
(движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - Внутренняя (умственные действия) |
Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение
- способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия
(гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция
(лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
- сознательный характер
- человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
- продуктивный характер
- направлена на получение результата (продукта);
- преобразующий характер
- человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер
- человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.