07.07.2019

Таможенные операции и таможенный контроль в еаэс. "таможенные операции и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами". Виды таможенных операций


В каждом государстве существуют органы, которые осуществляют надзор за ввозом и вывозом товаров через границу страны. При этом данный вид деятельности имеет не только свою специфику, но еще и определенную историю развития. Издавна люди осознали тот факт, что границы территории государства – это крайне важный атрибут любой державы. Помимо символической функции, он также выгоден во многих экономических процессах. Таким образом начало появляться понятие таможенного сбора, который взимался с товаров, которые ввозились на территорию того или иного государства. Время шло, и данная деятельность понемногу развивалась. Таможенные отношения достигли своего пика в середине XX века, после Второй мировой войны. Стало понятно, что неприкосновенность границ играет большую роль для всемирной безопасности. Помимо этого, контролируемый ввоз необходим для сохранения баланса на своем внутреннем рынке. На сегодняшний день таможенная служба есть практически в каждой стране. В РФ данное ведомство также существует. Но интерес вызывает не только сама служба, но еще и операции, которые она непосредственно осуществляет.

Понятие таможни

Таможенная служба является неотъемлемой частью любого государственного аппарата. Иными словами, данный орган попросту необходим, если учитывать развитость современного рынка. Однако мало кто понимает истинную суть таможни. Если учесть законодательную трактовку, то представленное в статье ведомство является государственным органом, который обеспечивает перемещение через границу державы товаров в определенном порядке и согласно нормативных положений. Весь процесс при этом сопровождается рядом определенных явлений. Например, таможенные органы могут осуществлять контроль товаров и иных предметов, реализуют их оформление, а также проводят специальные таможенные операции и процедуры. Все это делается для того, чтобы перемещение через границу было упорядоченным и законодательно обусловленным.

Таможенное дело

Всевозможного рода таможенные операции и таможенный контроль – это проявление одноименной сферы деятельности служащих упомянутого органа. Иными словами, перемещение через границу реализуется с использованием отдельных методов и средств. В своей совокупности эти процессы называются таможенным делом. Их главной целью является организация соблюдения всеми лицами мер тарифного регулирования, запретов, ограничений, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через границу. Помимо этого, таможенное дело заключает в себе большое количество экономических и юридических аспектов. Прежде всего данная категория существует для того, чтобы государство могло обеспечить безопасность своей внешнеэкономической деятельности. Это, в свою очередь, возможно благодаря определённым мерам воздействия на процессе перемещения через границу. Например, в XXI веке активно используются тарифные барьеры и иные нетарифные способы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовая отрасль

Все таможенное дело осуществляется в строгих юридических рамках, которые помогают избежать самоуправства и некомпетентности в процессе реализации контрольной деятельности непосредственно на границе. Главной юридической отраслью, которая непосредственно регулирует упомянутую деятельность, является административное право. В своей структуре оно имеет специфическую подотрасль – таможенную. Именно благодаря ей производится регулирование внешнеэкономической деятельности. При этом ключевым нормативным актом этой отрасли в Российской Федерации является Таможенный кодекс.

Суть таможенного контроля

Многие таможенные операции реализуются в рамках одноименной контрольной деятельности. Она подразумевает собой комплекс действий, которые направлены на проверку конкретных товаров, транспортных средств и иных предметов в процессе их перемещения через государственную границу. Иными словами, таможенная служба подобным образом фактически выполняет функции, для которых её, в принципе, создавали. Следует отметить, что контроль на границе регулируется не только соответствующим национальным законодательством, но и рядом международно-правовых нормативных актов, которые ратифицированы в России. Большое значение в данном случае имеют таможенные союзы. Подобного рода соглашения между государствами позволяют отменять большое количество пошлин при ввозе и вывозе товаров, а также создать единую торговую территорию.

Принципы и цели контроля

Таможенные операции в рамках контроля на границе государства реализуются в законодательных рамках. Помимо того, они осуществляются согласно ряду определенных целей, например:

  • для проверки законности при перемещении через границу;
  • для обеспечения строго соблюдения законодательных норм;
  • соблюдения всех нюансов отдельных процедур;

Стоит также отметить, что таможенный контроль, имеет ряд исходных положений, принципов, на основе которых он фактически производится. К ним можно отнести следующие:

  • Выборочность контроля. Это значит, что представленная деятельность может реализовать в тех формах, которые допустимы на усмотрения таможенной службы.
  • Многогранность , показывает большой ассортимент форм контроля, в которых он может производиться.

Таким образом, упомянутая деятельность представляет собой целую систему различных операций, которые производятся для осуществления определенных целей.

Понятие таможенных операций

Итак, мы выяснили, что отдельные действия, совершаемые представителями государственной службы по контролю за границей страны, играют достаточно большую роль. Их объектами являются товары, транспортные средства, иные предметы и люди. Важным аспектом является тот факт, что все перечисленные категории, должны находиться в процессе перемещения через государственную границу, то есть, соответствующие пункты пропуска. Организация таможенных операций производится непосредственно служащими таможенных органов Российской Федерации. Чтобы более детально разобраться действиях такого рода, необходимо проанализировать их классификацию.

Виды таможенных операций

Если учитывать положения законодательства, то можно представить достаточно обширную классификацию всех операций, которые реализуются при перемещении через границу. Помимо того, таможенные операции также разделяются в зависимости от конкретных задач, которые перед ними стоят, и, конечно же, задействованных субъектов. На сегодняшний день теоретики выделяют следующие виды данных действий, а именно:

1. Операции, которые осуществляются до непосредственного перемещения товаров, предметов, людей и транспортных средств через государственную границу. К числу таковых можно отнести следующие: предварительное декларирование, получение разрешение на перевозку посредством транспортных средств отдельных товаров, получение разрешение на реализацию конкретных процедур, например, переработка на территории органа.

2. Предшествующие декларированию операции. Подобного рода действия, как правило, характеризуются отсутствием стандартного документирования в силу специфики таможенного режима. Таким образом, данный вид включается в себя непосредственное прибытие товаров на таможню, транзит, а также помещение предметов в хранилище.

3. Таможенное декларирование товаров представляет собой отдельный вид операций. Он характеризуется тем, что перевозимые предметы проходят полный процесс надлежащего документального оформления при пересечении границы. Таможенное декларирование товаров позволяет максимально полно воплотить все действия, предусмотренные таможенным контролем.

4. Еще одним видом операций, являются действия, которые производятся после фактического оформления товаров. То есть они реализуются в процессе фактического вывоза предметов из области пропускного пункта.

5. Совершенно самостоятельными являются операции, которые завершают действие того или иного таможенного режима.

Представленные виды показывают важность и распространенность отдельных операций в процессе деятельности органов, которые регулируют перемещение через государственную границу.

Особенности операций

Учитывая представленную классификацию, можно сделать вывод, что таможенные действия в большей части являются проявлением контрольных функций этого органа. Однако самой главной задачей, которая обуславливает реализацию отдельных операций, является декларирование товаров. Так как именно это действие позволяет контролировать все без исключения объекты, перемещающиеся через государственную границу.

Субъектный состав операций

Как мы понимаем, порядок совершения таможенных операций осуществляется с целью влияния на отдельных субъектов. Они, в свою очередь, являются непосредственными фигурантами процесса перемещения через государственную границу. Всех субъектов, в соответствии с современным законодательством, можно разделить по группам, а именно:

1. Лица, которые отвечают за управление таможенным декларированием.

2. Лица, имеющие коммерческий интерес и реализующие предпринимательскую деятельность на границе и пунктах пропуска (владелец склада, специалист по таможенным операциям и т. д.).

3. Лица, которые, в силу сложившихся обстоятельств, стали субъектами перемещения через таможенную границу.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели таможенные операции и их характерные особенности. Следует отметить то факт, что на сегодняшний день контроль за процессом перемещения через государственную границу осуществляется профессионально. Однако, как мы понимаем, нет предела совершенства. Поэтому законодательство в этой области необходимо постоянно модернизировать, дабы оно шло в ногу со временем.

Операции таможенного контроля.

Операции таможенного контроля - операции, осуществляемые субъектами (должностными лицами таможенных органов) в отношении объектов таможенного контроля (физических лиц и товаров) в различных целях Таможенное дело: Словарь-справочник / А. А. Аграшенков, М. П. Блинов, С. И. Гамидулаев и др. - СПб., 1994.. Полный перечень этих целей представлен в ст. 286 Таможенного кодекса, которые в свою очередь являются также и самими операциями таможенного контроля. Однако часть этих операций не может быть применена в отношении лиц, путешествующих с целью отдыха в силу некоммерческого характера действий, совершаемых такими лицами с товарами, которые они перевозят. Иначе говоря, если туристы и перемещают через таможенную границу товары, которые подлежат обязательному декларированию, то это, как правило, вещи, приобретённые ими за границей для личного пользования или временно вывезенные с территории Республики Беларусь, которые они использовали также в целях отдыха и развлечения (ружья, луки, ювелирные изделия и т. д.). Поэтому очевидно, что такие операции таможенного контроля, как «таможенный осмотр помещений и территорий» или «проверка маркировки товаров специальными марками» в отношении туристов не могут быть применены.

Таможенное законодательство предусматривает проведение следующих таможенных операций:

· учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

· проверка документов и сведений;

· устный опрос;

· получение объяснений;

· таможенное наблюдение;

· таможенный осмотр;

· таможенный досмотр;

· личный таможенный досмотр Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 286..

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 287.. Однако данная операция может быть применена лишь к товарам, подлежащим обязательному таможенному декларированию и не распространяется на товары, подпадающие под правило о льготном перемещении товаров.

Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 288..

Примером осуществления данной операции таможенного контроля может служить проверка документов на временно вывезенное охотничье оружие, драгоценности, культурные ценности, иконы (в случае организованного паломничества к святым местам, что по классификации ВТО также относится к международному туризму Дюмулен Н.И. Всемирная торговая организация. - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997.) и т. д.

Устный опрос. В ходе таможенного оформления должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц без оформления объяснений в письменной форме Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 289.. Эта операция таможенного контроля характерна, например, для контроля вещей туристов, пересекающих таможенную границу, когда сотрудник таможенного органа проводит опрос на предмет выявления товаров, запрещенных к ввозу/вывозу, валюты и т.п. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Рук. автор. коллектива Б. П. Габричидзе. - М., 1997.

Получение объяснений - получение должностным лицом таможенного органа от туриста сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Отличается от устного опроса тем, что такое объяснение оформляется в письменной форме Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 290..

Таможенное наблюдение - это гласное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 291.. Данная операция таможенного контроля сводится к наблюдению сотрудниками таможенных органов за туристами с целью обнаружения каких-либо признаков совершения противоправных действий со стороны туристов или выявления нарушений порядка перевозки товаров.

Таможенный осмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке организованных групп туристов. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля. Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 292.. При таможенном осмотре сотрудник таможенных органов осматривает багаж туристов и, например, автобус, на котором путешествуют туристы Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. - М.: Технология, 1998..

Таможенный досмотр -- операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке, со вскрытием багажа и грузовых отсеков таких транспортных средств Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 293.. По результатам досмотра составляется акт. Данная операция таможенного контроля применяется в том случае, когда у сотрудников таможенной службы есть основания полагать, что туристы провозят товары в нарушение законодательства.

Личный таможенный досмотр также является операцией таможенного контроля, которая может быть применена к физическим лицам. Проведение личного досмотра допускается в исключительных случаях по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает по требованию должностного лица таможенного органа товары, являющиеся объектами нарушения действующего беларуского законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. О проведении личного таможенного досмотра таможенным органом составляется акт личного таможенного досмотра в двух экземплярах Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 294..

Следует также отметить, что таможенные органы могут применять несколько таможенных операций. Таможенные органы на своё усмотрение выбирают операции контроля в зависимости от объекта контроля.

Нормативно-правовые акты

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // URL: http://www.wcoomd.org/Kyoto_New/Content/content.html (дата обращения 23.08.2009).

2. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС Консультант Плюс, 2011.

4. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

5. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008. с. 464 - 470.

6. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

7. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза" // СПС Консультант Плюс, 2011.

8. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" // СПС Консультант Плюс, 2011.

9. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20.05.2010 "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 4990.

10. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // СПС Консультант Плюс, 2011.

11. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 // СПС Консультант Плюс, 2011.

12. Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, заключенный Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12 декабря 2008 г. (ст. 4) // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

13. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132) (ред. от 20.09.2010) // Российская газета, N 227/1, 30.11.2009.

14. Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

15. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.02.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

18. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета, N 106, 03.06.2003.

19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.

22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

23. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) // Российская газета, N 269, 29.11.2010.

24. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // Российская газета, N 254, 18.12.2003.

25. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об экспортном контроле" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999) // Российская газета, N 146, 29.07.1999.

26. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "О безопасности дорожного движения" // Российская газета, N 245, 26.12.1995.

27. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета, N 151-152, 09.08.2001.

28. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 682 "О признании утратившим силу абзаца четвертого пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 и внесении изменений в Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" // Российская газета, N 157, 25.08.2009.

29. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 (ред. от 10.03.2011) "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" // Российская газета, N 290, 30.12.2004.

30. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.03.2011)"О Правилах дорожного движения" // Российские вести, N 227, 23.11.1993.

31. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 15.06.2010) "О Федеральной таможенной службе" // Российская газета, N 167, 02.08.2006.

32. Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 288-р "О Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 11 (ч. 2). Ст. 1046.

33. Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479 (ред. от 24.12.2009) "О Регламенте Федеральной таможенной службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 28.04.2008.

34. Приказ ФТС РФ от 24.05.2006 N 469 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 42, 16.10.2006.

35. Приказ ФТС РФ от 23.07.2008 N 906 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара" // Российская газета, N 173, 15.08.2008.

36. Приказ ФТС РФ от 01.08.2008 N 951 (ред. от 17.02.2009) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности" // Российская газета, N 175, 20.08.2008.

37. Приказ ФТС России от 5 декабря 2003 г. N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" // Российская газета. N 257. 2003.

38. Приказ ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров" // Таможенный вестник. 2004. N 21 и др.

39. Приказ ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима уничтожения" // Российская газета. N 117. 2007 и др.

40. Приказ ГТК России от 13 ноября 2003 г. N 1286 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта" // Российская газета. N 249. 2003.

41. Приказ ГТК РФ от 20.10.2003 N 1165 "Об утверждении формы акта проведения личного досмотра" // Российская газета, N 237, 21.11.2003.

42. Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" // Таможенные ведомости, N 2, 2004.

43. Указание ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" // СПС КонсультантПлюс, 2011.

44. Письмо ФТС России от 11 августа 2008 г. N 01-11/32365 "Об усилении контроля за международным таможенным транзитом товаров" // Таможенный вестник. 2008. N 17.

Учебники, учебные пособия. Монографии

45. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право: Учебник для вузов / под ред. Х.А. Андриашина. М.: Юстицинформ, 2006.

46. Правовое регулирование экономических отношений. Альманах / В.В. Андрощук, П.А. Борноволоков, Е.В. Еремина и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1.

47. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2003.

48. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2005.

49. . Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

50. . Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие / И.С. Власов, А.А. Колесник, Т.О. Кошаева и др.; отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010.

51. . Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2003.

52. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования сервисной таможни. СПб., 2005.

53. Зрячкин А.М. Таможенное право в системе российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2000.

54. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М.: Деловой двор, 2008.

55. Малиновская В.М. Таможенные процедуры // Учебник по публичному и частному праву: В 2 т. Т. I. Публичное право / Под общ. ред. проф. Г.П. Толстопятенко. М., 2008.

56. Марченко Р.А. Понятие административно-правового режима обеспечения таможенного дела в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2; Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): Учебно-практическое пособие. М.: ТАМОЖНЯ.РУ, 2005.

57. Национальная правовая база таможенного регулирования России в связи с ее участием в таможенном союзе // СПС КонсультантПлюс. 2010.

58. Николюкин С.В. Посреднические договоры. М.: Юстицинформ, 2010.

59.Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб. статей / Под общ. ред. А.Б. Новикова. СПб.: Элмор, 2006.

60. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007.

61. Пепеляев С.Г. К вопросу о правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Саратов, 2003.

62. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

63. Собчак А.А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1964.

64. Соколова Э.Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: Правовые признаки и порядок регулирования: по материалам научно-практической конференции. Москва, июнь 2003 г. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво, 2003.

65. Топоров Н. Источник повышенной опасности. Л.: Рабочий суд, 1926. N 19.

66. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник(издание 2-е). М.: ИКД "Зерцало-М", 2009.

67. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2003.

68. Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей // СПС КонсультантПлюс. 2007.

69. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Комментарии законодательства

70. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

71. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010.

72. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2010.

73. Назаренко Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2010.

Статьи, периодические издания

74. Анганзоров О. Личный досмотр // Законность. 2005. N 2.

75. Арбекова А.В. Административно-правовое регулирование внешнеторговой (экспортной) деятельности в России // Административное право и процесс. 2010. N 1.

76. Бакаева О.Ю. Проблемы соотношения частных и публичных интересов в условиях формирования правовой базы Таможенного союза // Юридический мир. 2010. N 6.

77. Беляева Е.Н., Войналович Я.С. Понятие экономической безопасности и место таможенного контроля в обеспечении экономической безопасности государства // Ежегодник "Академический вестник" Ростовского филиала ГОУ ВПО "Российская таможенная академия". 2007. N 5.

78. Бодрягина О. Таможенный союз - час икс близок // ЭЖ-Юрист. 2010. N 25.

79. Бондарь А., Малахова Е. Таможенный союз: сертификаты, тарифы и посредники [Интервью с Д.З. Аиткуловым] // ЭЖ-Юрист. 2010. N 28.

80. Гармонников С.Н. Проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся по единой таможенной территории Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа // Таможенное дело. 2010. N 1.

81. Гармонников С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2010. N 4.

82. Глазьев С.Ю. Формирование Таможенного союза как важнейшего элемента антикризисной стратегии // Таможенное дело. 2009. N 4.

83. Дворянов С.В. Причины недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет и пути повышения их собираемости // Налоговая политика и практика. 2007. N 8.

84. Евстратова Ю.А. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов об административной ответственности России, Республики Беларусь и Казахстана // Таможенное дело. 2009. N 4.

85. . Жамкочьян С. Единое таможенное законодательство Европы: от Римского договора к модернизированному Таможенному кодексу // Таможенное дело. 2009. N 4.

86. Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2010.

87. Игумнова Е. Таможня и бизнес // ЭЖ-Юрист. 2010. N 25.

88. Истомин С.И. О правовом регулировании модернизации в таможенном праве // Юридический мир. 2010. N 2.

89. Истомин С.И. О спорных вопросах содержания таможенного дела, таможенного оформления и таможенного режима // Таможенное дело. 2010. N 1.

90. Комогорцев С.В., Кондрин П.В. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза // Таможенное дело. 2010. N 2.

91. Корняков К.А. О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 4.

92. Костин А.А. Классификация видов таможенного контроля // Таможенное дело. 2010. N 1.

93. Кочубей И.С. Установление и практика применения правовых льгот по таможенному оформлению // Налоги (газета), 2008, N 25.

94. Лапина С.Б. Незаконное возмещение НДС как угроза внешнеторговой деятельности России // Налоги (специальный выпуск). 2008.

95. Липатова Н.Г. Концептуальная модель разработки проекта Таможенного кодекса Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 3.

96. Малиновская В.М. Особенности процедуры таможенного оформления по законодательству Российской Федерации // Реформы и право, 2008, N 4.

97. Мамбеталиев Н.Т. Косвенное налогообложение в Таможенном союзе // Налоговый вестник. 2010. N 5.

98. Матвиенко Г.В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Финансовое право, 2008, N 4.

99. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 11.

100. Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2007. N 2.

101. Новиков В.Е. Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2009. N 3.

102. Новиков А.Б. Концепция "сервисной таможни" в системе административной реформы в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс, 2011.

103. Певнев А. Соглашение Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. N 44.

104. Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле // Налоги. 2006. N 10.

105. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. N 6.

106. Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России // Таможенное дело. 2010. N 2.

107. Рудая И.Л. Таможенное регулирование на таможенной территории Таможенного союза: о статусе и роли уполномоченного экономического оператора // Таможенное дело. 2009. N 4.

108. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных сборов // Право и экономика. 2010. N 10.

109. Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10.

110. Слюсарь Н.Б., Евдокимова И.А. Аспекты формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2009. N 6.

111. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10.

112. Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. N 4.

113. Трунина Е.В. Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза // Право и экономика. 2010. N 7.

114. Трунина Е.В. Таможенная проверка и таможенная ревизия: сравнительно-правовой анализ // Налоги. 2010. N 20.

115. Трунина Е.В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело, 2010, N 3.

116. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.

117. Фоков А.П. О концепции Таможенного кодекса Таможенного союза (России, Республики Казахстан и Республики Беларусь) // Таможенное дело. 2010. N 1.

118. Черныш А.Я. Теория таможенного дела как основа практической деятельности по созданию единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 3.

119. Чулкова Л. Размер таможенного сбора, уплачиваемого при применении процедуры временного декларирования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. N 23.

120. Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // Таможенное дело. 2009. N 3.

121. Шлыков В.С. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей // Внешнеторговое право. 2010. N 1.

122. Шлыков В.С. Основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов по взысканию таможенных платежей // Налоги. 2010. N 1.

123. Шлыков В.С. К вопросу о таможенных платежах, взимаемых при перемещении через таможенную границу // Таможенное дело. 2010. N 1.

124. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2008.

Судебные акты

125. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июля 2006 г. по делу N Ф08-2965/2006-1241А // СПС КонсультантПлюс., 2011.

126. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2008 N 09АП-17979/2007-АК по делу N А40-50592/07-148-294 // СПС Консультант Плюс, 2011.

127. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2008 г. по делу N А56-3049/2008 // СПС Консультант Плюс, 2011.

128. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 марта 2008 г. по делу N А56-3049/2008 // СПС Консультант Плюс, 2011.

129. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 февраля 2005 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2005 г. по делу N А40-65048/04-126-659 // СПС Консультант Плюс, 2011.

На всей территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, нормативно-правовой базой которого является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и международные договора и акты. Необходимо отметить, что 11 апреля 2017 г. подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. Он заменит собой устаревшие нормативноправовые документы.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя новые подходы, позволяющие поднять таможенный контроль в ЕАЭС на новый уровень. В частности, произведена кодификация всей информации, используемой в таможенных целях, детализирован порядок расчета и заявления статистической стоимости декларируемых товаров, систематизирован порядок заявления сведений о местонахождении товаров, закреплен приоритет электронного декларирования и др. Вводимые новшества позволят ускорить и облегчить движение товаров и транспортных средств по территории ЕАЭС.

Пункт 2 ст. 127 ТК ЕАЭС устанавливает 17 видов таможенных процедур используемых в целях таможенного регулирования:

  • 1. выпуск для внутреннего потребления;
  • 2. экспорт;
  • 3. таможенный транзит;
  • 4. таможенный склад;
  • 5. переработка на таможенной территории;
  • 6. переработка вне таможенной территории;
  • 7. переработка для внутреннего потребления;
  • 8. свободная таможенная зона;
  • 9. свободный склад;
  • 10. временный ввоз (допуск);
  • 11. временный вывоз;
  • 12. реимпорт;
  • 13. реэкспорт;
  • 14. беспошлинная торговля;
  • 15. уничтожение;
  • 16. отказ в пользу государства;
  • 17. специальная таможенная процедура.

Отдельные таможенные операции регламентируются специальными статьями ТК ЕАЭС. Например, перемещение припасов регламентирует глава 39, временное хранение товаров - глава 37 , а ввоз (вывоз) транспортных средств международной перевозки глава 38 ТК ЕАЭС.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств регламентируется главами 44-46 ТК ЕАЭС. Таможенный контроль на всей территории ЕАЭС осуществляется на основе выборочное™, с применением системы управления рисками (СУР) и ограничивается применением лишь необходимых для обеспечения соблюдения законодательства форм.

Главы государств, правительств, члены правительств и их семьи, а также иные лица, определенные специальными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от таможенного досмотра личного багажа. От таможенного досмотра освобождается военное имущество, согласно специальным заявлениям, а также военные корабли, военная техника и воздушные суда, передвигающиеся самостоятельно.

В арсенале сотрудников таможенных органов находится следующий набор форм таможенного контроля:

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка.

В соответствии с главой 46 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Важную роль в осуществлении таможенного контроля играет СУР (система управления рисками). Алгоритм применения СУР, стратегия и тактика ее реализации, механизмы обмена информацией определяются законодательством государств - членов ТС. В рамках СУР таможенные органы совместно формируют информационную базу СУР, осуществляют анализ и оценку рисков, разрабатывают индикаторы рисков и меры по их минимизации или предотвращению.

Таможенная проверка может осуществляться двумя методами: камеральная таможенная проверка и выездная таможенная проверка. В случае проведения камеральной проверки проводится изучение, анализ и оценка достоверности предоставленных документов. Такая проверка не предполагает выезда к проверяемому лицу и может проводиться без ограничения периодичности. Выездная таможенная проверка может быть плановой, внеплановой и встречной внеплановой выездной и осуществляется с выездом непосредственно:

Законодательство ЕАЭС четко определяет форму решения (предписания, акта о назначении проверки).

К числу оснований для принятия решения о проведении внеплановой выездной таможенной проверки относятся:

  • информация, основанная на анализе и оценке данных, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • получение таможенными органами заявления на получение статуса уполномоченного экономического оператора от лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
  • потребность в осуществлении встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении проверки деятельности участника ВЭД, реализующего сотрудничество во внешнеэкономической сфере с иностранной организацией и др.

Выездная таможенная проверка по определению является внеплановой и может быть назначена по результатам осуществления других форм таможенного контроля.

Плановые таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся один раз в три года.

Выбор лиц, проверку которых предполагается осуществлять по плану, производится с использованием следующих критериев:

  • проверяемое лицо находится в информационной базе таможенных органов;
  • на основе данных предыдущих выездных и камеральных проверок;
  • на основании информации, полученной от государственных органов;
  • на основании информации организаций осуществляющих банковские операции;
  • на основании информации, полученной от государственных контролирующих органов стран - членов ЕАЭС;
  • на основании информации, полученной из средств массовой информации;
  • на основании информации, полученной официальным путем от других источников.

Плановая таможенная проверка начинается не ранее, чем через 15 календарных дней с момента:

  • получения проверяемым лицом уведомления о предполагаемой проверке;
  • получения таможенным органом почтового отправления с информацией о предполагаемой проверке с отметкой о невручении адресату.

Возврат почтового отправления с отметкой о невручении не является основанием для отмены проверки. Датой начала таможенной проверки является день вручения или отказа от получения документов о назначении проверки: копии решения, предписания или акта о назначении проверки. В момент вручения документа руководитель проверяемого юридического лица или ИП либо его представитель должен сделать отметку о дате и времени получения копии решения на оригинале документа. В случае отказа сотрудник таможенного органа должен сделать отметку об отказе в получении документа. Таможенная проверка не должна превышать два месяца, в случае необходимости этот срок может быть увеличен на один месяц решением таможенного органа, проводящего проверку. В случае необходимости проверка может быть приостановлена для проведения необходимых экспертиз или получения документов. Сроки и порядок приостановки регламентируются законодательством государств - членов ТС. (ИСКЛЮЧИТЬ) Завершение таможенной проверки оформляется документально в двух экземплярах и подписывается сотрудниками таможни, участвовавшими в проверке. Один экземпляр остается в материалах проверки, а второй в течение пяти дней вручается проверяемому лицу или отправляется ему почтой с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо имеет право отказать в доступе на проверяемый объект в случаях, когда:

  • ему не предъявлен документ о назначении проверки или служебные удостоверения сотрудников таможенного органа;
  • проверяющие не указаны в документе о назначении проверки;
  • сотрудники таможенного органа не обладают специальным разрешением для доступа на объект, если такое разрешение предусмотрено законодательством стран - членов ТС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена. Они также вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и (или) со вскрытием запертых помещений в соответствии с законодательством государств-членов.

04.06.2014

Таможенные операции и таможенный контроль в отношении международных почтовых отправлений и интернет-товаров стали предметом рассмотрения всероссийского семинара таможенников

3 июня 2014 года в г. Самаре открылся Всероссийский семинар, посвященный вопросам подготовки таможенных органов Российской Федерации к совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений (МПО) и интернет-товаров, доставляемых перевозчиками в адрес физических лиц в предновогодний и новогодний периоды 2014-2015 годов. Семинар продлится до 6 июня 2014 года.

Как отметил заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов, в Российской Федерации отмечается динамичное развитие торговли через сеть Интернет. Это обусловлено как скоростью развития самой сети, так и ростом интереса россиян к интернет-торговле. Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2013 год достиг 14,5 млрд. долл. США, в 2012 году оборот составлял 11 млрд. 680 млн. долл. США.

Проведенный ФТС России мониторинг объемов оформления товаров, поступающих в адрес физических лиц в МПО, и экспресс-грузов в 2011-2013 гг. показал, что товары, приобретенные физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах, пересылаются на территорию Российской Федерации преимущественно такими видами МПО, как мелкие пакеты и EMS (экспресс мэйл сервис – ускоренный вид доставки).

Подписанный 5 мая 2014 года Федеральный закон № 114-ФЗ внес изменение в статью 317 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который наделил Правительство Российской Федерации правом устанавливать: дополнительные ограничения на ввоз/вывоз товаров физическими лицами; нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В целях снижения административных барьеров было принято решение о доработке статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что в качестве пассажирской декларации могут использоваться иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования. Текст новой статьи сформулирован и включен в пакет поправок, которые в настоящее время после прохождения внутригосударственных процедур внесены в Евразийскую экономическую комиссию.

В свою очередь начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин заявил, что на фоне общероссийской тенденции к увеличению объемов международных почтовых отправлений в последние годы отмечен существенный рост количества МПО, доставляемых в места почтового обмена Приволжского региона, расположенные в городах Самара и Оренбург. Так, в 2013 году количество входящей почты, предъявленной к таможенному контролю в Самаре и Оренбурге, превысило показатель 2012 года более чем в 3,5 раза и составило 8 млн. МПО.

В 2014 году указанная тенденция продолжает сохраняться. С января по май текущего года к таможенному контролю в ММПО Самара МСЦ и ММПО Оренбург МСЦ предъявлено в общей сложности более 3 млн. почтовых отправлений, что на 16% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

С начала 2014 года в ходе таможенного контроля в местах почтового обмена Приволжья было выявлено около 350 МПО, посредством которых пересылались запрещенные товары. Значительную долю задержанных товаров как в 2013, так и в текущем году составляют специальные технические средства. Различные виды оружия, пересылаемые международной почтой и выявляемые в ходе таможенного контроля, составляют около 20% от всех задержанных товаров.

Участились в последние годы и факты пересылки в МПО наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Так, в течение последних полутора лет приволжскими таможенниками было задержано около 35 кг таких веществ, около 10 из которых – в течение 5 месяцев 2014 года.

По словам С. Рыбкина, в связи с прогнозируемым значительным увеличением поступающих объемов международной корреспонденции к концу 2014 года перед таможенниками Приволжья стоит задача обеспечить максимально возможную для каждого из ММПО пропускную способность. С этой целью с ноября текущего года планируется перевести таможенные посты в ММПО Самара и ММПО Оренбург на круглосуточный режим работы.

Кроме того, в соответствии с решением, принятым ФТС России совместно с ФГУП «Почта России», на базе Оренбургского МСЦ в текущем году планируется проведение трехмесячного эксперимента, предусматривающего существенную оптимизацию порядка обработки международной корреспонденции, основанного на совместном использовании почтового АИС СЦ.