24.04.2024

Снятие сильной порчи по фотографии: эффективный способ. Как фотографировать при свечах (15 полезных советов) Какие я сделал выводы после попытки снять красивый портрет при свечах


Cвет имеет очень удивительные свойства. Он успокаивает и согревает. Фото со свечой выглядит очень душевно и романтично. В этой статье вы найдете несколько полезных советов, которые помогут вам делать красивые и качественные фотографии со свечами .

Подготовка к фотосъемке свечи

Для того, чтоб красиво снять портрет или со свечой необходимо сначала выстроить композицию. Так как свеча — источник света не очень яркий, то мелкие детали фона могут потеряться. Для таких фотографий лучше подобрать плоский однотонный фон. Также, не лишним будет добавить ещё несколько горящих свечей, для того, чтоб добавить света в кадре. Даже если они останутся за кадром, эффект будет гораздо лучше.

Настройки фотоаппарата для фотосъемки огня

Теперь перейдем к технической части. Для фотографии со свечами понадобится штатив и портретный светосильный объектив (50 миллиметровый с параметрами F 1.4 или 1.8). Конечно, это не обязательные требования, но к ним нужно стремиться. Чем больше светосила вашего объектива, тем более короткую выдержку вы сможете установить без потери качества снимка. Компенсировать малое количество света в кадре вы также можете поднимая значение ISO, но не стоит делать его более 400.

Многие красивые фото со свечами имеют чересчур много желтого и оранжевого оттенков. Это происходит из-за неверно установленного баланса белого. Лучше откалибровать камеру перед съемкой или снимать в формате RAW, что позволит вам менять баланс белого непосредственно в графическом редакторе, типа Photoshop или Lightroom. Даже если у вашего объектива хороший зум не стоит им пользоваться, когда вы снимаете фото со свечой. Лучше подойдите ближе к объекту съемки. Так у вас получится передать на снимке больше деталей и отразить глубину.

Фотографии со свечами лучше снимать в темное время суток или темной комнате. Дневной свет и яркое освещение делает пламя свечи блеклым и менее выразительным.

Фотографируя свечи лучше заранее подсвечники купить , чтоб обезопасить себя от возможности возгорания. Это поможет вам соблюдать технику безопасности, ведь во время съемки так легко увлечься и забыть обо всем.


Пробовали ли вы фотографировать при свечах в полумраке? Свечи дают приятный, теплый и мягкий свет, но при таком слабом освещении фотографировать сложно.

Разберем основные моменты, описывающие принцип фотографирования при свечах.

1. Отключите вспышку

Каждый множество раз пробовал фотографировать в плохо освещенном помещении со вспышкой. Что получается в результате работы вспышки? Атмосфера и естественное освещение пропадают. Вспышка засвечивает всё своим светом. Для получения теплого света от свечей нужно выключить вспышку.

2. Пользуйтесь штативом

Фотографируя в темноте, придется выставлять очень длинную выдержку, чтобы получить нормальный снимок. Без штатива на фотографиях неминуемо появится шевеленка. Не помешает и дистанционное управление. Это даст возможность исключить сотрясание камеры при нажатии на кнопку спуска затвора.

3. Больше свечей

Чем больше будет свечей, тем больше они будут излучать света. Это значит, что у фотографа будет больше возможности для гибкой настройки выдержки, диафрагмы и ISO.

4. Расстановка свечей

Одна или несколько свечей, расположенных близко друг к другу сделают тени резкими. Для более равномерного распределения освещения нужно с одной стороны расположить немного больше свечей, а с другой - немного меньше. Это даст красивые мягкие тени.

5. Старайтесь использовать светосильные объективы

По возможности лучше пользоваться самыми светосильными объективами, из тех, что имеются в наличии. Это позволит лучше управлять светом. Можно фотографировать на более коротких выдержках или на низких значениях ISO.

6. Зависимость диафрагмы от зума

Диафрагма зум объективов уменьшается при увеличении фокусного расстояния. Поэтому лучше подойти к модели поближе и сделать фотографию на широком угле, чем жертвовать диафрагмой и фотографировать с приближением.

7. Фон и передний план

При фотографировании со свечами стоит внимательно следить за отбрасываемыми тенями. Желательно не слишком загромождать фон и передний план. Если вы фотографируете у стола, проследите, чтобы все предметы на нем образовывали гармоничный рисунок и не "спорили" друг с другом.

8. Скорость затвора или выдержка

Длинная выдержка увеличивает шанс зафиксировать движение модели, мерцание огня или случайное шевеление камеры. По возможности не используйте выдержку длиннее 1/15 секунды, но если обстановка позволяет, можно устанавливать любые приемлемые значения.

9. ISO

Параметр светочувствительности ISO позволяет усилить освещенность кадра. Но такое увеличение яркости сцены влечет за собой появление шумов. Не желательно поднимать ISO выше отметки 400 единиц.

10. Выбор экспозиции

Свечи в кадре будут негативно влиять на работу автоматического экспозамера. Скорее всего, камера будет занижать реальную экспозицию, поэтому следует воспользоваться экспокоррекцией.

11. Настройка баланса белого

Автоматика навряд ли справится с правильной оценкой баланса белого. Свет от свечей очень теплый и камера передаст его как слишком желтый. Лучше всего настроится по белому листу вручную. Рекомендуется фотографировать в формате RAW. Это даст возможность гибко настраивать баланс белого в RAW конвертере.

12. Построение композиции

На снимке со свечами можно сделать кадрирование таким образом, чтобы свечи либо попали в кадр, либо были за его пределами. Расположив свечи в кадре, стоит задуматься над тем, чтобы они не отвлекали внимание от модели. Также они влияют на работу автоматики, поэтому нужно пользоваться ручными настройками или вспомнить совет про экспозицию.

13. Прочие источники света

Иногда случается так, что света от свечей недостаточно для нормального освещения кадра. В таких случаях можно воспользоваться настольной лампой. Её следует накрыть желтой или красной тканью. Это не позволит свету от неё выбить освещение свечей

14. Применение вспышки с цветным гелем

Ранее говорилось о том, что вспышку нужно выключить, но всё же если пользоваться вспышкой с цветным гелем, то она беды не наделает. Гель стоит использовать красный или оранжевый. Он создаст теплый свет. Мощность вспышки лучше отрегулировать вручную.

Фотоснимки, которые можно сделать в полумраке при свете свечи, всегда отличаются невероятной притягательностью и романтическим настроением. Особенно хорошо использовать свечи в портретной съемке, когда дрожащий, мерцающий свет отражается от лица модели, принимая порой самые причудливые и мистические очертания. Однако с чисто технической стороны фотографировать при тусклом свете свечей, в условиях низкой освещенности довольно сложно.

Чтобы получить качественные результаты приходится использовать штатив и более длительную выдержку. Существует и множество других нюансов, которые следует иметь в виду во время съемки при свечах. Поэтому если Вы планируете портретную съемку или хотите запечатлеть своего любимого человека во время романтического ужина при свете свечей, не лишним будет ознакомиться с несколькими основными рекомендациями.

Использовать вспышку или нет?

Один из главных вопросов, которым задается начинающий фотограф, пытающийся снимать при свете свечей, заключается в том, использовать ли ему в такой ситуации вспышку или отключить ее? В большинстве случаев фотографирование при свечах предполагает портретную фотосъемку, в которой источник света будет находиться в непосредственной близости от снимаемого объекта. На первый взгляд кажется, что свет от свечей довольно тусклый и не яркий, поэтому чтобы подсветить объект съемки в кадре вроде бы целесообразно использовать вспышку.

Однако профессиональные фотографы не рекомендуют этого делать. Ведь в такой ситуации вспышка может просто поменять окружающее освещение, испортив романтический или мистический характер будущего снимка. Это будет уже совсем другая фотография, нежели задуманная Вами. Поэтому лучше снимать без использования вспышки, чтобы получить на фотографиях теплое, притягательное освещение от свечей.

Но для того, чтобы снимать при свечах без вспышки, необходимо, в первую очередь, использовать как можно больше свечей. Благодаря этому у Вас появится больше возможностей для творческих экспериментов с настройками фотоаппарата — значениями светочувствительности ISO, выдержки и диафрагмы. Ведь чем больше свечей, тем больше будет света в кадре. Дополнительные свечи восполнят недостаток света и позволят Вам подсветить объект съемки со всех сторон.

Впрочем, использовать вспышку во время фотографирования при свечах все-таки можно, но только в редких ситуациях. Интересные кадры дает применение так называемых гелевых вспышек, которые способны создавать эффектный цветовой оттенок, например, красный или оранжевый, благодаря чему у зрителя при взгляде на фотографию возникает ощущение теплого света. Можно поэкспериментировать с различными цветами геля, чтобы получить нужный Вам эффект на фотоснимках.

Если же говорить об использовании обычной вспышки, то, как правило, при ее использовании Вы уже не сможете сделать горящую свечу одним из главных элементов композиции в кадре. При съемке с близкого расстояния с включенной вспышкой язычок от пламени свечи становится на фотографиях белым, а при фотографировании с большей дистанции все предметы вокруг свечи начинают сбиваться в сплошную черноту, что выглядит не слишком привлекательно.

Если Вы ради эксперимента все-таки решились на применение вспышки или просто света в кадре категорически не хватает, то вспышку следует разместить таким образом, чтобы световой поток от нее шел в том же направлении, что и свет, падающий от свечи. Важно подобрать правильную мощность вспышки и не переборщить со светом, чтобы не потерялся эффект освещения свечами. Можно также использовать желтый светофильтр, чтобы наполнить фотоснимок более теплыми оттенками.

Штатив и оптика

Разумеется, что фотографирование при свечах потребует использования штатива или надежной треноги. Ведь условия недостаточного освещения автоматически подразумевают необходимость применения длинных выдержек, во время которых может произойти небольшое смещение или дрожание фотокамеры. Это может, в свою очередь, привести к пресловутой шевеленке и размытию кадра. Цифровая камера должна быть закреплена на штативе неподвижно и максимально надежно. Чтобы полностью исключить вероятность шевеленки, можно также воспользоваться дистанционным пультом управления или спусковым тросиком.

Поскольку речь идет об условиях слабой освещенности, то имеет смысл установить на свой цифровой фотоаппарат светосильную оптику, например, идеально подойдет портретный 50 мм объектив со значением f/1.8 или f/1.4 . Благодаря светосильному объективу Вы сможете использовать большие значения диафрагмы, чтобы матрица фотоаппарата получила больше света. Это, в свою очередь, означает возможность перехода на более короткие выдержки. Нужно только иметь в виду, что при большем значении диафрагмы уменьшается глубина резкости в кадре.

При наличии зум-объектива лучше сразу отказаться от возможности зумирования, поскольку при увеличении фокусного расстояния уменьшается диафрагма и, соответственно, матрица фотокамеры может недополучить определенное количество света, необходимого для создания качественного, интересного снимка. Вместо того, чтобы пользоваться зумом, можно просто подойти к объекту съемки поближе и снимать, таким образом, на широком угле.

Правильная расстановка свечей и схема освещения

Съемка при свете свечей требует правильного подбора и расстановки этих источников освещения. В зависимости от того, какое фотоизображение Вы хотите получить, следует запастить определенным количеством свечей и определить их правильное местоположение в кадре. При использовании одной свечи или нескольких, расположенных близко друг к другу и объекту съемки, тени могут получиться очень резкими. Во избежание этого следует установить свечи на определенном, равномерном расстоянии друг от друга, что обеспечит создание более ровного, мягкого и теплого освещения.

При портретной съемке рекомендуется расставлять свечи по обе стороны от человека, чтобы свет падал на его лицо и с одной, и с другой стороны. Можно попробовать и такой вариант: свечи распределяются неравномерно, то есть с одной стороны их будет чуть больше, чем с другой, для обеспечения хорошего бокового света.

Главная проблема, с которой сталкивается фотограф во время съемки при свечах при выключенной вспышке – это, безусловно, отсутствие достаточного количества света. Чтобы компенсировать отсутствие света, можно не только использовать как можно больше свечей, но и искусно применять различные естественные отражатели. Например, белая скатерть за столом, потолки или стены помещения могут отразить часть света, исходящего от свечей, на главный объект съемки.

Иногда и эти мелкие хитрости не помогают, вследствие чего по-прежнему остро ощущается недостаток света в кадре. В таких случаях имеет смысл использовать дополнительный источник освещения, в частности, настольную лампу, которую можно накрыть оранжевой или желтой тканью, чтобы сделать свет более приглушенным и теплым.

Настройки фотоаппарата

Как мы уже отмечали, съемка при свечах требует использования более длительных выдержек, однако не стоит переусердствовать в этом плане, ведь пламя горящей свечи постоянно движется, вследствие чего немного изменяются и тени на стенах или лице модели. Чем большее значение выдержки Вы выставите, тем больше шансов будет поймать в кадре такое движение, в результате чего снимок получится немного размытым в деталях. В этой связи оптимальное значение выдержки для данной конкретной сцены придется искать экспериментальным путем. Начать можно с выдержки длинней 1/15 секунды.

Диафрагму оставляем максимально открытой, чтобы на матрицу попало больше света. Значение светочувствительности ISO также придется определять исходя уже из полученных тестовых результатов. Увеличение чувствительности, как известно, является одним из эффективных способов компенсирования недостатка света в кадре. Однако тут Вам необходимо сохранять осторожность, поскольку с увеличением значения ISO вырастает количество шумов в кадре. Предельным значением можно считать ISO 400, чтобы минимизировать влияние цифрового шума на фотоизображение. Хотя данный предел во многом зависит от особенностей матрицы Вашего цифрового фотоаппарата.

Стоит иметь в виду, что присутствие свечей в кадре в большинстве случаев будет негативно сказываться на работе встроенной системы экспозамера Вашего цифрового фотоаппарата. Автоматика камеры в таких случаях зачастую занижает реальные значения экспозиции, поэтому рекомендуется воспользоваться экспокоррекцией.

Относительно баланса белого опять-таки Вам придется немного поэкспериментировать с различными настройками, поскольку теплые оттенки света, исходящие от свечи, довольно тяжело воспринимаются автоматикой камеры, вследствие чего фотографии могут получиться с не очень приятным желтым оттенком. Лучше выставить баланс белого вручную, воспользовавшись для этого обычным белым листом бумаги. Осуществлять съемку необходимо в наиболее качественном формате, который только поддерживает Ваша камера. Предпочтителен, конечно, RAW-формат, позволяющий «выудить» больше деталей из исходного фотоизображения в процессе постобработки и, в частности, скорректировать баланс белого.

Композиция снимка

Во время продумывания композиционного решения снимка лучше сразу отказаться от большого количества предметов и лишних деталей в кадре. При осуществлении съемки при свечах зачастую выбирается наиболее простой белый фон (необходимо только, чтобы на него не отбрасывалось резких теней) и минимальный набор деталей. Все должно быть подчинено главному объекту съемки. Если съемка производится за столом, то в кадр, кроме модели, может попасть только бокал вина или минимальный набор того, что вообще обычно бывает за столом.

Сами свечи могут располагаться в кадре или за его пределами. Какое решение является наиболее предпочтительным в данной ситуации, это зависит уже от Вашего творческого замысла. При портретной съемке свечи располагают таким образом, что они окружали модель, подсвечивая ее лицо своим теплым светом, но при этом они не должны перетягивать каким-то образом акцент на себя. Свечи могут располагаться в кадре, прямо на столе, установленные в изящные подсвечники.

Воспользовавшись этими простыми рекомендациями, Вы сможете получать интересные и завораживающие фотографии при свечах. Для этого вида съемки можно придумать множество самых разнообразных идей, пробуя по-разному расставлять свечи и экспериментируя с настройками своего фотоаппарата.

Фотографии, сделанные при свечах, получаются особо выразительными. С их помощью можно придать фотографии романтический или мистический флёр. В техническом же плане съёмка при свечах сложна. Рассмотрим несколько советов, помогающих сделать качественные снимки.

  1. Отключите вспышку. Вспышка, становясь самым сильным и основным источником света в кадре, освещает всё пространство, разрушая светотеневой рисунок.
  2. Используйте штатив. В условиях низкой освещённости возникает необходимость использования длинной выдержки. Любое дрожание камеры снижает чёткость изображения. Чтобы устранить недостаток используйте штатив. При возможности хорошо использовать предварительный подъём зеркала и дистанционный спуск затвора.
  3. Дополнительные свечи. Наибольший недостаток съёмки при свечах - слабое освещение и как следствие - малое количество вариантов настройки экспозиции. Устранить проблему можно за счёт большого количества свечей.
  4. Расставьте свечи. Если свечи сосредоточены в одном месте, то свет на лице модели распространяется неравномерно. Более мягкого освещения можно добиться путём распределения свечей. При этом вы можете регулировать интенсивность теней, ставя с одной стороны меньше источников света, с другой больше.
  5. Естественные отражатели. Белые поверхности вокруг: стены, стол, потолок будут отражать свет. Это не сильно исправит ситуацию, но при низкой освещённости и это хорошо.
  6. Светосильные объективы. Если вы имеете в арсенале несколько объективов - возьмите самый светосильный. Это даёт возможность показатель диафрагмы выставлять минимальный и как следствие - более короткую выдержку. ISO при этом можно понизить. Помните, что при максимально открытой диафрагме глубина резкости уменьшается. Внимательно наводите резкость.
  7. Уменьшение диафрагмы. Не забывайте, что чем шире угол при изменении фокусного расстояния, тем диафрагма больше, поэтому, чем пользоваться зумом, лучше подходите ближе к объекту съёмки.
  8. Настройки ISO. Низкую освещённость можно компенсировать и за счёт повышения показателя ISO. Правда при этом появляется шум на изображении. Попробуйте не поднимать данный показатель выше 400.
  9. Экспозиция. Видя в кадре свечи, камера недоэкспонирует снимок, видя яркие области. Есть вариант компенсировать экспозицию в положительную сторону. Но не переусердствуйте, иначе получите белые пятна.
  10. Баланс белого. Фотографии со свечами ценятся за тёплый свет. Чтобы камера не устранила это, применяйте режимы баланса белого отличные от “Авто”. Поэкспериментируйте. Хорошо будут работать режимы “В помещении” и “Лампы накаливания”, попробуйте ручные настройки. Не забывайте про расширение RAW. При этом вы будете иметь больше возможностей при постобработке.
  11. Дополнительные источники света. Если же описанные выше способы не дают желаемого эффекта, не обойтись без дополнительных источников освещения. Это может быть лампа или приглушённый свет. Попробуйте задрапировать источник света красной или оранжевой материей. Это придаст теплоты атмосфере.

· 29.11.2014

Текст статьи обновлён: 6.12.2017

Довольно давно, может год тому назад, когда я бродил по лабиринтам торгового центра, мне на глаза попался стеллаж с декоративными свечами. Я вспомнил, что хотел как-то попробовать научиться снимать портрет при волшебном свете. Купил тогда два набора свечек, но они так и валялись в шкафу долгое время, поскольку я понял, что фото при свечах невозможно снять качественно без светосильного объектива. И вот, пару недель назад, друзья пригласили меня сфотографировать их собаку. По случаю фотосессии при естественном свете от окна, я попросил товарища одолжить мне на денёк его светосильный фикс Nikkor 50/1.4G, который он купил для такой же, как у меня зеркальной камеры Nikon D5100 body. В первый же вечер, мы с женой решили опробовать полтинник на съемках портретов при свечах.

Какие настройки выставлять на зеркальной камере, чтобы фотографировать при свечах

Если вы – новичок в фотоделе, рекомендую сначала прочитать мой бесплатный урок фотографии о том, как выдержка, светочувствительность и диафрагма влияют на экспозицию (см. ссылку в конце статьи). Там есть пример портрета, снятого вечером на центральной площади города Сан Кристобаль Де Лас Касас в Мексике со штатива, при съемке которого были условия, близкие к тем, что мы будем обсуждать сегодня: очень мало света, а объект съемки – живые люди, которые не могут долгое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому придется максимально открыть диафрагму, чтобы на матрицу попадало больше света. Но в комнате так темно, что, даже выставив на объективе Nikkor 50/1,4G апертуру f/1.4, мы, все равно, не сможем обеспечить минимальную выдержку.

И при диафрагме F=1.4 и фокусном расстоянии ФР=50 мм глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) будет всего несколько сантиметров. Если модель повернет голову, то велика вероятность, что один или оба глаза не попадут в зону резкости. А портрет с мутными глазами – брак. Поэтому я побоялся снимать фото при свечах на открытой апертуре — фотографировал при f/2.

Мы знаем, что лучшее качество изображения получается при минимальных значениях ИСО 100 единиц. Но при таких настройках у меня получались слишком длинные выдержки. Поэтому решил выставить ISO 800, при котором, как мне кажется, цифровые шумы находятся еще на приемлемом уровне. При этом, выдержки получались в диапазоне 1/8-1/13 секунды.

Из упомянутого в самом начале урока фотографии по выбору настроек для фотоаппаратов Никон и Кэнон мы знаем, что рекомендуемое минимальное время экспозиции при съемке неподвижных объектов с рук на зеркалки с относительно небольшим количеством пикселей (Nikon D3100, D5100 или Canon 600D) рассчитывается по формуле В=1/ФР (где ФР — фокусное расстояние объектива в момент съемки) и В=1/(2*ФР) – для зеркальных камер с мелкими пикселями (Nikon D5200, D5300 и т.п.). Таким образом, снимая портрет при свечах с рук на камеру Nikon D5100 и светосильный фикс Nikkor 50/1,4G, мы должны обеспечить время выдержки – не менее 1/100 секунды. На примере фотографии из Сан Кристобаль де Лас Касас видим, что при определенных условиях этим правилом можно пренебречь. Например, если при фотографировании мы будем использовать штатив, а фотомодель сможет стоять неподвижно и не моргать глазами, то время выдержки можно увеличить.

Все фотографии в данном фотоуроке сняты со штатива Sirui T-2204X с головкой G20X. Ниже вы увидите наши примеры фото при свечах – времени экспозиции 1/8 секунды оказалось достаточно, чтобы снять резкие кадры.

Во избежание микросмаза все фотографии, снимаемые в условиях недостаточного освещения (натюрморты, ночной пейзаж, салют, съемки в пещере, фотки молний), нужно фотографировать, используя режим «автоспуск с задержкой» или спуск пультом ДУ. Во время сегодняшней фотосессии мы воспользовались вторым вариантом: пультом дистанционного управления (как он выглядит можно посмотреть в статье «Что подарить фотографу на Новый год и другие праздники»).

Мой опыт фотографирования портрета при свечах на Nikon D 5100

Чтобы свет от свечей был более равномерным, желательно, чтобы их в вашей студии было большое количество. К сожалению, жена не дождалась, когда же я, наконец, приглашу ее на фотосессию при свечах и сожгла половину упаковки вместе с ароматизированными палочками. Поэтому в нашем распоряжении было лишь 8 свечек. А чем меньше у нас источников света или, когда они сконцентрированы в небольшом пространстве, тем более жесткими получаются тени на фотографиях.

Для сглаживания этого эффекта я решил установить слева от объекта съемки бронзовый отражатель (если вы читали мой обзор алюминиевого штатива Sirui R-2004 в деревне Нижняя Синячиха и смотрели видео, представляете, какой золотистый оттенок придает фоткам лайтдиск).

Фото 1. Как научиться фотографировать. Слева — бронзовый отражатель. По краям стола еще установлены свечи, не попавшие в кадр. Фотоаппарат Nikon D5100 body; объектив Nikon 50mm f/1.4G; параметры съемки — f/2; В=1/4с; ISO 800, ФР=50 мм; способ замера экспозиции – точечный; расстояние до объекта фокусировки 2 метра, режим съемки – приоритет диафрагмы «А»

Да! Описывая настройки камеры для съемки портрета при свете свечей я забыл упомянуть, что на фотоаппарате Nikon D5100 (ну или на вашем Canon EOS 600D или Кэнон 1100Д следует выставить) был установлен мой любимый режим «Приоритет апертуры», обозначаемый на колесике управления камерой буквой «А». Фокусировка осуществлялась вручную через поворотный экран, замер экспозиции – по точке.

Наведение на резкость пришлось делать в мануальном режиме, так как в темноте фотоаппарат не мог сфокусироваться. Перешел в Live View, увеличивал изображение до максимума, джойстиком сдвигал картинку так, чтобы на мониторе были видны глаза фотомодели и вращал медленно кольцо фокусировки до тех пор, пока не попадал в ГРИП. В этот момент просил жену замереть на пару секунд.

В уроке фотографии по настройкам зеркалок Никон и Кэнон для съемки концертов мы подробно рассмотрели, почему возникла необходимость переключить режим замера экспозиции из «по матрице» в «по точке». Когда мы фотографируем портрет при свечах, у нас похожая ситуация: нам нужно, чтобы фотоаппарат замерил экспозицию по модели, а не по чёрному фону.

При съемке первого портрета использовалась такая схема освещения: три свечи – те, что в кадре; две свечки слева и три справа (они – за рамками изображения). Также слева установлен отражатель золотистой стороной к модели.

На мой взгляд, на этом фото – самый приятный, рассеянный свет, хорошо подходящий для съемки портрета. Но не нравится, что на заднем плане видна штора. Уже давно, для съемки натюрмортов в квартире, я грозился купить черную ткань, которую можно было использовать и для съемки портрета при свечах, да не доходят руки… Скрепя сердцем, пришлось убрать лайтдиск слева и поставить его черной стороной сзади, в качестве фона.

Теперь задний план у нас пропал в темноте (помните из урока по съемке цветов на черном фоне, что количество света падает пропорционально квадрату расстояния?), правда, освещение стало жестче.

Первые два портрета со свечами сняты за столом, в лакированной поверхности которого отражаются руки нашей модели. Мне это не понравилось, решил постелить скатерть.

Естественно, все примеры фотографий, представленные в сегодняшнем фотоуроке, сняты без использования вспышки. Внешней у меня нет (но я бы и не включал ее, чтобы не портить свет), а внутреннюю – никогда не использую, так как она портит изображения, выдавая плоское освещение.

Также, нужно отметить, что все фото в данном бесплатном уроке фотографии сняты в формате RAW и прошли последующую обработку. Фон на оригинальных снимках, все равно, слегка просматривался. Я его затемнял по схеме: -4 Ev, маска -4 Ev, 0 Ev. Подробнее о нем можно прочитать в статье «Как снимать цветы на черном фоне».

При постобработке возникла трудность с подбором баланса белого. Дело в том, что я нигде не смог найти рекомендации, какую температуру выставить для портрета при свечах. Если беру пипетку и кликаю на серый объект, фото получается с белым светом – теряется очарование освещения от огня. В Интернет можно найти информацию, что свет от свечей имеет температуру 1500-2000 К, но тогда фотка тоже получается белой, а не тёпло-желто-оранжевой. В результате, просто выставил в редакторе цветовую температуру 5000 кельвин.

Вот – NEF снимка с оригинальным изображением . Может кто-то лучшую обработку предложит? Понятно, что при работе над женским портретом следует снизить Clarity на коже, чтобы скрыть недостатки, убрать круги под глазами, сделать более сочными губы… Но я такие страсти пока делать не умею (или ленюсь?)…

Еще на этом снимке я выделил маской глаза и прибавил Exposure, Clarity и Sharpness (экспозиция, четкость и резкость).

Теперь снимем портрет семейной пары при свечах.

Не, так – слишком серьезно… Улыбка поможет сделать любую фотографию светлее…

Фото 5. Урок фотографии. Съемка при свечах. От улыбки станет мир светлей… Настройки камеры Nikon D5100 с объективом Nikon 50mm f/1.4G: F=2; 1/8; ИСО 800

Раньше я уже отметил, что данные примеры фотографий при свечах, снятые на фотоаппарат Никон Д5100 и полтинник Никкор 50/1.4G, получены с использованием карбонового штатива Sirui T2204X.

Попытались снять поцелуй на камеру. Оказалось, что — это не так и просто: либо смешные, либо фривольные кадры получаются… 😉

Фотография 6. Школа фотографов. Портрет на кропнутую фотокамеру Nikon D5100 и портретный объектив Nikkor 50/1.4G. Уроки для новичков. Чай вдвоем… F=2,5; 1/13s

Нужно сказать, что мы с женой не пьем крепких напитков, поэтому дома нет ни коньяка, ни виски. Пришлось залить в рюмки чай…

Тут я вспомнил, что скоро уже придет к нам Новый год. Нужно же снять новогодний портрет при свечах!

Видите, здесь источники света собраны в две небольшие группы, что привело к образованию жестких теней. Однозначно, нужно бы еще расставить свечки по сторонам от объекта съемки.

Наши физиономии, наверное, уже вам надоели? Ну, тогда – фотка свечей без людей в кадре.

А это – та новогодняя свечка, что я держу на фото №7 выше, снятая уже при свете ламп накаливания.

Какие я сделал выводы после попытки снять красивый портрет при свечах

  • Определенно, без светосильного объектива не обойтись. Применение моего репортажного зума Nikkor 17-55/2,8 на 50 мм даже при диафрагме f/2.8 уже потребовалось бы увеличить выдержку раза в три, либо существенно повысить ИСО. Но тогда появились бы шумы.
  • Применение лайт-диска или любого другого отражателя, как и ожидалось, позволяет получить портрет с более мягкими тенями.
  • Так же, желательно иметь в распоряжении больше свечек – и свет будет мягче, и, возможно, можно будет опустить ISO.
  • Надо работать над композицией. Художественное фото представляет на суд зрителя какую-то историю, случившуюся до нажатия кнопки «спуск», либо после… Зритель додумывает сам сюжет… А у меня – просто люди смотрят на свечи…

Кстати, не обязательно снимать портрет при свечах в полной темноте. Вот фото, которое сфотографировал мой друг Михаил на зеркалку Nikon D5100 с объективом Sigma 18-250 года два назад.

Фотография 10. Портрет со свечой, снятый на зеркалку Nikon D5100 и объектив Sigma 18-250… Фото не резкое то ли, потому что не правильные настройки выбраны, то ли — фотограф был в не кондиции…

К сожалению, EXIF не сохранился. Помню, что снимал он в JPEG. Фото нерезкое, видимо, потому, что выдержка оказалась длиннее, чем 1/ФР, необходимые для съемки чёткой фотографии с рук. Если бы он использовал штатив, возможно, фотка получилась бы не размытой.

Кстати, скоро придут новогодние праздники. Возможно, мой фотоурок можно применить и для настройки камеры при съемке бенгальских огней…

На этом заканчиваю свой бесплатный урок фотографии. Напоминаю, что совершенно не возбраняется делиться данной статьей в социальных сетях и размещать ее у себя в Живом Журнале, нажимая на кнопки соцсетей внизу страницы.

В начале фотоурока я рассказал, что объектив Nikkor 50/1,4G одолжался для фотосессии с собакой моих друзей. В следующей статье мы с вами посмотрим примеры портретов милашки Бэтти, снятых в домашней фотостудии с естественным светом от окна. Объектив, надо сказать, замечательный. Я загорелся…

На сайте есть еще бесплатные уроки фотографии, которые, надеюсь, могут заинтересовать начинающих фотографов – владельцев зеркалок Nikon и Canon, ровно, как и беззеркалок Sony.