05.03.2020

Гражданско правовая ответственность за ненадлежащую рекламу


РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В. СЕМЕУСОВ
В. Семеусов, доктор юридических наук, профессор (г. Иркутск).
Развитие рынка рекламных услуг повлекло необходимость правового регулирования данной деятельности. Речь идет, прежде всего, о защите прав и интересов потребителей. Недобросовестная, неэтичная реклама может принести много вреда. Так, посмотрев очередной рекламный ролик о новом чудодейственном медицинском препарате, больной в надежде излечиться не только опустошает кошелек, но и нередко подвергает свою жизнь опасности.
Невероятно, но факт: рынок рекламных услуг в России функционировал какое-то время в юридическом вакууме, поскольку правовых установлений на сей счет не было.
После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его - хозяйственными правонарушениями.
Закон вводит понятие ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско - правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: "Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах.
Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. Но какое-то время соответствующей уголовно - правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого "заведомо ложной рекламой", изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. "существенный", а по версии ст. 182 УК - "значительный" ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет.
Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о конкретных субъектах уголовной ответственности. Ведь в рекламном деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип - юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых.
Видимо, речь идет об уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г., несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы; рекламопроизводитель - за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы; рекламораспространитель - за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.
В соответствии с Законом заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей.
За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе налагать штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере.
Процедура взыскания административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен добровольно в течение 30 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона "О рекламе"). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу.
На практике нередко возникает необходимость осуществления так называемой "контррекламы".
В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.
Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.
В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Как можно уяснить, антимонопольный орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Итак, в указанных случаях применяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.
Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.
Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1995 N 108-ФЗ
"О РЕКЛАМЕ"
(принят ГД ФС РФ 14.06.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Российская юстиция, N 4, 2000

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Понятие рекламного права и рекламного законодательства. Основные функции этой отрасли права. Нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ, услуг. Ответственность участников данного процесса за ненадлежащую рекламу.

    доклад , добавлен 27.05.2015

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Характеристика института рекламы в российском законодательстве. Специальные требования к отдельным видам рекламы. Разновидности и источники правового регулирования ненадлежащей рекламы в России. Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Виды рекламы. Использование рекламной продукции для получения преимуществ на рынке определенного товара. Анализ взаимосвязи рекламы и недобросовестной конкуренции и особенности применения мер юридической ответственности за ненадлежащую рекламу.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2008

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Историко-правовой аспект рекламных отношений в России. Правовое регулирование коммерческих отношений в сфере рекламы. Понятие и виды рекламы. Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

Юридическая ответственность является одной их составляющих механизма правового регулирования общественных отношений. Ни одно правило, определенное законодателем в качестве нормы поведения, не может считаться жизнеспособным, если не установлена ответственность за отступление от него.

Под юридической ответственностью в сфере рекламы следует понимать установленную в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать лишения личного, имущественного или организационного характера.

Общие положения ответственности за нарушения законодательства о рекламе установлены ст. 38 Закона о рекламе.

Статья выделяет следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства о рекламе: гражданско-правовую, административную и иные меры ответственности.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ответственность по гражданскому праву наступает за действие или бездействие, нарушающее требования закона или договора, и носит компенсационный характер. К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица -- возмещение вреда или убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), потери задатка и т.д.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает как следствие реализации юрисдикционной формы защиты права. В этой связи, Закон о рекламе закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе).

Судебной практикой выработаны следующие позиции касательно публичного опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) как специфической мерой восстановительного характера. Во-первых, заявителю необходимо иметь доказательства противоправности недостоверной рекламы. Противоправность недостоверной рекламы может быть установлена судом или антимонопольным органом. Во-вторых, закрепление специального права о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) не освобождает лиц, права и интересы которых нарушены, от бремени доказывания наступления вредных последствий.

Закон устанавливает также право антимонопольного органа обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы. Антимонопольный орган опосредует свое право потребовать опровержение недостоверной рекламы от лица государства при необходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия рекламы.

Закон отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, не раскрывая понятие контррекламы как таковой.

Правовым основанием контррекламы является решение суда о публичном опровержении недостоверной рекламы. Нарушитель обязан осуществить контррекламу в установленный судом срок. Суд принимает решение о форме, месте и сроках размещения такого опровержения. При этом нарушитель несет расходы на производство и распространение контррекламы в полном объеме.

Административная ответственность.

Ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе устанавливает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».

Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования, установленные законодательством о рекламе.

Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием.

Субъектом правонарушения могут быть как физические (в том числе должностные лица) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Помимо этой общей статьи предусмотрены и другие составы административных правонарушений: непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) (ч. 2.4. ст. 19.8 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ); нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст.14.37 КоАП РФ); размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст.14.38 КоАП РФ); нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31 КоАП РФ).

Характерным признаком административной ответственности является то, что за совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа. Не смотря на то, что штрафные санкции достаточно высоки, субъекты рекламной деятельности сознательно нарушают законодательство о рекламе в целях сохранения рекламной привлекательности макетов, которые могут принести в дальнейшем прибыль, значительно больше, чем установленные Законом суммы штрафов.

Заслугой рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений - рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Рекламодатель является источником рекламной информации. Исходя из данного обстоятельства законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Рекламопроизводитель осуществляет приведение рекламы в готовую для распространения форму, поэтому несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламораспространитель совершает действия по распространению рекламы и, соответственно, несет ответственность за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

В ряде случаев закон обращает требование следовать установлениям закона к содержанию рекламы, так же и к обязанности рекламораспространителей. Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе влечет одновременно ответственность и рекламодателя и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций. Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, различного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влечет ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

По поводу ответственности рекламораспространителя следует отметить, что на практике имеются случаи привлечения рекламораспространителя к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, состав которых не предусмотрен пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе.

Из решения от 11 февраля 2010 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-4530/2009-С6-22 следует, что на краевом радио транслировалась реклама биологически активной добавки «Биоматик», которую можно было заказать по телефону. Данная реклама создавала впечатление у потребителей о том, что БАД «Биоматик» является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Кроме того, в рекламе было недостоверно указано назначение препарата.

Специалисты антимонопольного органа неоднократно консультировали Телерадиокомпанию по поводу распространения рекламы БАДа «Биоматик», убеждая в том, что данная реклама не соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», указывая на поступающие жалобы в адрес антимонопольного органа и сотни жалоб со всей России, размещенные на официальном сайте справочно-информационной службы «Фармконтроль», информирующей население о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Роспотребнадзора.

Однако Телерадиокомпания не предприняла никаких мер по устранению нарушений Федерального закона «О рекламе». Антимонопольный орган направил в адрес Телерадиокомпании официальное обращение о недопустимости распространения рекламы дистанционных методов продажи БАД, а также недостоверной рекламы БАД. Но обращение государственного органа было проигнорировано руководством Телерадиокомпании.

Суд посчитал, что указанный факт свидетельствует о целенаправленной рекламной акции, направленной на формирование и поддержание интереса к БАДу «Биоматик» и способствующей реализации данной продукции, и в данной конкретной ситуации прекратить распространение ненадлежащей рекламы был способен рекламораспространитель. В этой связи суд заключил, что ссылки Телерадиокомпании на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения не состоятельны.

Приведенное судебное решение наглядно показывает, что составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Иные меры ответственности.

В законодательстве Российской Федерации в отношении нарушений законодательства о рекламе действует административная и гражданская ответственность.

Ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Однако Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена.

Включение в Федеральный закон «О рекламе» данной нормы подразумевает возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации. Тем самым законодатель подчеркнул значимость социальной ответственности, которую осознанно должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих действий.

Подводя итоги по данному разделу работы следует отметить:

  • - Законом о рекламе предусмотрены гражданская, административная и иные меры ответственности. Законодатель оставил перечень видов ответственности открытым для возможности введения в будущем уголовной ответственности;
  • - Специфической восстановительной мерой в сфере рекламы является публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама);
  • - Заслугой настоящего рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями;
  • - Анализ юридической ответственности показал, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе. Более того составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона № 304898-3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

В частности, в проекте Федерального закона было предложено исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации статью 182 «Заведомо ложная реклама». В пояснительной записке, которая опубликована не была, дана весьма краткая и совершенно неубедительная мотивировка этого предложения. Она звучит следующим образом: «Из УК РФ предлагается исключить статьи 182 «Заведомо ложная реклама» и 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, когда обман потребителей превышает сумму в 500 рублей, он должен быть квалифицирован по статье 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество».

Сколько-нибудь широкого обсуждения проекта организовано не было, а это – тоже вполне определенная правовая политика. Обнародованные в газетах, журналах, сборниках статей возражения некоторых ученых и практиков во внимание приняты не были.

8 декабря 2003 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон Российской Федерации № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», где в пункте 106 установлено: «Статью 182 Уголовного кодекса Российской Федерации признать утратившей силу».

Исключение статьи 182 УК РФ стало крупной политико-юридической ошибкой в сфере правового регулирования рекламной деятельности.

Инициаторы исключения статьи УК РФ в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 304898-3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» обосновывали свое предложение тем, что ответственность за указанное деяние предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. На самом же деле в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о рекламе, под которыми понимается ненадлежащая реклама (статья 14.3 КоАП РФ). В статье 182 УК РФ была установлена ответственность за иное, гораздо более опасное деяние – за использование в рекламе заведомо ложной информации, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Особую опасность реклама представляет при создании так называемых финансовых пирамид. Многие полагают, что после крушения «МММ», «Русского дома Селенга», «Русской недвижимости», «Хопер-инвеста», «Властелины» финансовые пирамиды ушли со сцены. Это глубокое заблуждение – «пирамиды» лишь видоизменили свою «геометрию». Более того, можно прогнозировать их рост.

Статья 182 УК РФ была новой для российского законодательства, но вполне традиционной для уголовного права стран с развитой рыночной и социально ориентированной экономикой. Так, уголовная ответственность за ложную рекламу предусмотрена в законодательстве Швеции, Швейцарии, Дании.

Исключение статьи 182 из Уголовного кодекса свидетельствует об игнорировании законодателем принципа равенства граждан перед законом, а также принципа справедливости, которых стремятся придерживаться уголовные законы любой страны. После отмены статьи 182 УК РФ оказались лишенными защиты интересы огромной аудитории потребителей рекламы, охватывающей большинство населения. Продемонстрированы приоритеты, не относящиеся к гарантированным Конституцией России правам граждан на охрану собственности, жизни и здоровья, достоверную информацию. Именно этим высокозначимым социальным благам причинен ущерб отменой статьи 182 УК РФ.

В то же время исключение статьи 182 из УК РФ со всей очевидностью демонстрирует защиту интересов представителей рекламного бизнеса (рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей). Исключение статьи 182 из УК РФ ныне позволяет им распространять недостоверную рекламную информацию, влекущую тяжелые негативные последствия материального и морального характера, вред здоровью, не беспокоясь о возможном наступлении уголовной ответственности.

Заведомо ложная реклама являлась одним из средств совершения иных, предусмотренных действующим на тот момент УК РФ, преступлений в сфере экономики: незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности (статьи 171 и 172 УК РФ); лжепредпринимательства (статья 173 УК РФ); монополистических действий и ограничения конкуренции (статья 178 УК РФ); сбыта поддельных ценных бумаг либо платежных документов (статьи 186 и 187 УК РФ); а также обмана потребителей (статья 200 УК РФ). Подобные преступления должны были квалифицироваться по статье 182 УК РФ и одной из названных статей УК, поскольку диспозициями этих статей не охватываются действия, наказуемость которых установлена статьей 182 УК РФ. Отлична заведомо ложная реклама и от мошенничества. Так, рекламная информация о заведомо отсутствующем товаре становится способом злоупотребления доверием, путем которого совершается хищение чужого имущества или приобретение права на него, то есть – мошенничеством (статья 159 УК РФ). При этом имеет место идеальная совокупность преступлений, предусмотренных статьями 159 и 182 УК РФ. Заведомо ложная реклама не относится к числу преступлений против собственности и в данном случае представляет собой лишь способ злоупотребления доверием, не охватывая при этом умыслом совершение более тяжкого преступления – мошенничества, направленного на противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества и обращение его в пользу виновного (или других лиц), совершенного из корыстных побуждений и причинившего ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Реклама зачастую служит именно способом совершения хищений. И вполне мыслима юридическая конструкция, при которой факт размещения такого рода рекламы следует рассматривать в качестве оконченного преступления.

Надо признать, что действовавшая до отмены редакция статьи 182 УК РФ страдала серьезными технико-юридическими дефектами. Поэтому общепредупредительная и охранительная функции, потенциально присущие этой статье, не могли быть реализованы в полном объеме. Однако дефекты законодательной техники не могли и не должны были послужить основанием декриминализации предусмотренных ею социально опасных деяний. Требовалось не исключение этой статьи из Уголовного кодекса РФ, а существенная корректировка, уточнение формулировок с учетом складывающихся в рекламной сфере реалий

Особый интерес представляют доходы, полученные в ходе рекламных преступлений. Данные преступные средства нуждаются в легализации. Статьи 174 и 174 1 УК РФ содержат правовую регламентацию этих преступных деяний.

Согласно части 1 статьи 174 УК РФ целью отмывания денежных средств, приобретенных преступным путем, является придание правомерного вида их владению, пользованию и распоряжению. В этой связи представляется интересным анализ места и роли ненадлежащей рекламы и конкретно рекламного преступления в процессе легализации преступных доходов.

Статьи 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» и 242 1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» УК РФ устанавливают, в том числе, запрет незаконного распространения в целях рекламирования и рекламирование порнографических материалов и предметов, а также рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних. Объектом рекламирования, в смысле пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», здесь являются порнографические материалы и предметы.

Предложенный законодателем набор санкций сокращен до минимума: только лишение свободы. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 1 статьи 242 1 УК РФ, может быть наказано не менее сурово, чем лицо виновное в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, либо квалифицированного убийства (часть 4 статьи 111 УК РФ – от 5 лет лишения свободы, часть 2 статьи 105 УК РФ – от 8 лет лишения свободы).

Доходы, полученные от рекламирования порнографии, в России преступны, так как изготовление и распространение подобной рекламы незаконно, как и сама порнографическая продукция. Получив преступные доходы, правонарушители оказываются перед проблемой поиска путей их легализации. Следовательно, можно утверждать, что ненадлежащая реклама, а в первую очередь ее конкретный вид, предусмотренный статьями 242 и 242 1 УК РФ, некоторым образом детерминирует последующий процесс отмывания денежных средств. Противодействовать этому может тщательный, детально проработанный и основанный на развитой правовой базе мониторинг рекламных продуктов.

Пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» содержит норму, прямо запрещающую рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации. Таким образом, если объект рекламирования незаконен, то и его реклама незаконна . При этом под объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона, следует понимать товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Как уже отмечалось, административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного бизнеса уже много лет является доминирующей и, надо признать, далеко не всегда эффективной. По всей видимости, есть резон за многократное (более трех раз) совершение административного правонарушения в сфере рекламной деятельности ввести уголовную ответственность в виде штрафа. Если же с виновного субъекта взыскать штраф окажется невозможно, то необходимо ввести самостоятельный вид уголовного наказания – принудительные работы на тот срок, в течение которого он возместит сумму наложенного штрафа.

Вопросы для самоподготовки:

1. Раскройте понятие юридической ответственности по рекламному праву России.

2. Назовите виды юридической ответственности по рекламному законодательству РФ.

3. Каковы особенности уголовной ответственности за правонарушения в области рекламной деятельности?

4. Каково место административной ответственности в системе юридической ответственности по рекламному праву?

5. Раскройте содержание понятий: ненадлежащая реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скрытая реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламопроизводитель, контрреклама, территориальный антимонопольный орган, саморегулирование, органы саморегулирования, государственное регулирование, органы государственного регулирования.


Основная литература:

1. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Саратов, 2001.

4. Баранова М.В. Административная ответственность за нарушения законодательства России о рекламе (общетеоретические и прикладные проблемы): Монография. – Н. Новгород, 2006. – 237 с.

5. Баранова М.В. Общетеоретические и прикладные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушения рекламного законодательства России (опыт доктринального тематического анализа Федерального закона РФ от 13 марта 2006 года «О рекламе»): Монография.– Н. Новгород, 2006. – 241 с.

6. Баранова М.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного законодательства в Российской Федерации и Республике Беларусь (опыт общетеоретического сравнительного анализа): Монография. – Н. Новгород, 2005. – 203 с.

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. – Свердловск, 1989.

8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976.

9. Курс международного права. Основные институты международного права. – М., 1990. – Т. 3.

10. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М., 2002.

11. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону, 2004.

12. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.

Дополнительная литература:

1. Баранова М.В. Уголовно-правовая регламентация рекламной деятельности в Российской Федерации: опыт и перспективы // Современное российское уголовное законодательство: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. П.Н. Панченко. – Нижний Новгород, 2011. – С. 71-84.

4. Баранова М.В. Неэтичная реклама по действующему российскому законодательству: понятие, социальная опасность, ответственность // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 76–83.

5. Баранова М.В. Популяризация объектов культурного наследия как особая разновидность рекламной деятельности и проблема конкретизации юридической ответственности за правонарушения по рекламному законодательству России // Конституционное и муниципальное право. – 2003. – № 2. – С. 16–19.

6. Баранова М.В. Проблемы административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе / М.В. Баранова, Н.В. Макарейко, Ю.В. Черячукин // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – Ч. 1. – С. 27–37.

7. Баранова М.В. Уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов: состояние, проблемы, эффективность применения / М.В. Баранова, Н.А. Колоколов // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 50–62.

8. Баранова М.В. Целесообразность уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу (об одной ошибочной законодательной инициативе Президента России) / М.В. Баранова, В.М. Баранов // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов / Под ред. В.М. Баранова, А.В. Никитина. – Н. Новгород, 2003. – Вып. 1. – С. 148–164.

10. Измайлова Е.В. Договор на производство рекламы // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М., 2004. – Вып. 4: В 3 т. – Т. 1.

11. Кузнецов А.П. Декриминализация заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ): успех или просчет законодателя // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 260–267

12. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005.

14. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. – М., 1999

15. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. – М., 2001.

16. Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Российская юстиция. – 2000. - №4.

17. Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.

18. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»

19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года № 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»

20. Фокова Е.А. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. – 2002. – № 9. – С. 28–31.

21. Фокова Е.А. Правовое регулирование ответственности в рекламной сфере // Юрист. – 2004. – № 7. – С. 60–62.


Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства Российской Федерации» / Под. общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. – М., 2009. – С. 438.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М., 2002. – С 253. Подробнее о неприемлемости «внедрения» в научно-практический оборот понятия «позитивная юридическая ответственность» см.: Шабуров А.С. Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 1992. – С. 15–16; Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Саратов, 2001. – С. 196.

См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976. – С. 4, 85.

Курс международного права. Основные институты международного права. – М., 1990. – Т. 3. – С. 190.

См.: Измайлова Е.В. Договор на производство рекламы // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М., 2004. – Вып. 4: В 3 т. – Т. 1. – С. 755.

См.: Фокова Е.А. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. – 2002. – № 9. – С. 28–31; Фокова Е.А. Правовое регулирование ответственности в рекламной сфере // Юрист. – 2004. – № 7. – С. 60–62.

Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 58.

См.: Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 51–60.

См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. – Свердловск, 1989. – С. 21–24.

Исключением является освобождение от административной ответственности или ограничение административной ответственности по субъектному признаку.

Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону, 2004. – С. 85.

Об неоправданности исключения статьи 182 УК РФ см.: Кузнецов А.П. Декриминализация заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ): успех или просчет законодателя // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 260–267; Сатушиев А.Х. Об ошибочности декриминализации статьи 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 355–360.

Подробнее см.: Баранова М.В. Мониторинг рекламы финансовых услуг как средство ранней диагностики мошенничества в форме «финансовых пирамид» // Реклама и право. – 2004. – № 1.

См.: Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. – М., 1999. – С. 263–264.

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

О любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

Об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;



О стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

Об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

О гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

Об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

О правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

Об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

О результатах исследований и испытаний;

О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

О лице, обязавшемся по ценной бумаге;

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораслространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

Государственным органом, в функции которого входит контроль за осуществлением рекламной деятельности, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные подразделения. При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.

Контрреклама - это опровержение ненадлежашей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежашей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.