23.09.2019

Цели и методы экспортного контроля. Экспортный контроль


Реализует комплекс мер, направленных на защиту политических, экономических, военных интересов. Вместе с тем в рамках госполитики предусматриваются мероприятия, призванные обеспечить выполнение положений международных обязательств в части ограничения распространения и использования оружия массового поражения.

Все эти меры объединяются таким понятием, как "экспортный контроль". В РФ, ЕАЭС и за рубежом действуют правила, выполнение которых позволяет предотвратить нежелательные и опасные действия, связанные с ОМП. Рассмотрим подробнее, как они реализуются.

Что означает "экспортный контроль"?

Мероприятия по обеспечению соблюдения международных норм основываются на визовой системе перемещения товаров и технологий, контролируемых государством. Она внедряется посредством лицензирования соответствующих внешнеэкономических сделок.

Экспортный контроль в РФ и за рубежом утвержден рядом правительственных постановлений. Они устанавливают правила совершения управляемых операций, условия их осуществления, требования к контрактам, комплектности и содержанию документов для выдачи лицензии. Решения об оформлении разрешений или отказе в этом принимаются уполномоченными взаимосвязанными ведомствами после комплексной оценки рисков, связанных с вывозом опасной продукции.

Таким образом, экспортный контроль в РФ - это совокупность мер по надзору за выполнением официального порядка заключения внешнеэкономических сделок с ограниченным перечнем технологий и товаров. К ним относят сырье, услуги, оборудование, работы, материалы, продукты интеллектуального труда, научно-технические сведения, которые могут использоваться при разработке ОМП, средств для его поставки, прочих видов вооружения и техники, а также осуществлению террористических актов.

Нормативная база

Экспортный контроль в Российской Федерации основывается на следующих многосторонних международных соглашениях:

  • ДНЯО - о нераспространении ядерного вооружения.
  • РКРТ - о режиме контроля ракетных технологий.
  • Вассенаарских соглашениях о совместном контроле экспорта обычного вооружения и высоких технологий конфликтующим сторонам.

Кроме того, на международном уровне действует несколько комитетов:

  • ГЯП - группа поставщиков ядерного арсенала.
  • Австралийская группа. Она регулирует соблюдение соглашений о нераспространении биологического и химического оружия.
  • Комитет Цангера.

В рамках соглашений и договоров, относящихся к экспортному контролю , формируются межнациональные перечни продукции, подлежащей проверке, а также составляются руководства по ее экспорту. Участники этих международных актов принимают на себя обязательства руководствоваться списками и рекомендациями при разработке национальных программ. Между тем преимущественным правом на реализацию инструкций, оформление лицензий и применение санкций наделяются только отдельные государства.

Экспортный контроль, таким образом, выступает в качестве механизма обеспечения режима нераспространения опасных объектов.

Лицензия представляет собой одобрение совершения на определенных условиях при 100 % ручательстве, что технология или продукт не попадут к нежелательному пользователю, который может воспользоваться ими для создания ОМП.

Экспортный контроль в РФ

Его принципы были введены еще в 1992 г. С того времени система экспортного контроля существенно расширилась и усовершенствовалась.

В настоящий момент утверждены основы ее функционирования, разделены полномочия и ответственность между исполнительными структурами госвласти. Кроме того, сформирована эффективная нормативная база. Все это способствовало тому, что в стране соответствует международным требованиям.

Общий порядок

Экспортным контролем в России занимается ТЭК. Она функционирует на основании положений ФЗ № 183.

Перечни контролируемых технологий и товаров утверждаются Президентом соответствующими указами. В России было принято 6 таких актов. В Америке и странах ЕС формируется объединенный список.

Для совершения внешнеэкономической сделки, связанной с предоставлением иностранному государству контролируемой продукции или технологии, оформляется лицензия.

Для получения разрешения российский производитель должен подать пакет документов в ФСТЭК. В административном регламенте службы прописан порядок передачи бумаг, комплектность, требования к содержанию, сроки оформления, способы и суммы оплаты.

Перечни

Они выступают ключевым механизмом экспортного контроля . В каждом перечне присутствуют технологии или товары, имеющие определенное отношение к конкретному виду ОМП.

В настоящее время в РФ утверждено 6 списков. На их основании ведется объектов двойного назначения и использования ядерного арсенала. В этих списках четко указываются предметы (оборудование, материалы, установки), технологии, связанные с ними, подходящие для применения при создании или испытании ОМП, а также используемых в качестве комплектующих такого оружия.

При составлении перечня № 6 использовались сведения ГЯП. В этом списке указаны только те объекты, которые применяются в ядерном цикле мирного назначения. Согласно ДНЯО, передача любых товаров или технологий, связанных с производством ядерного вооружения, странам, не имеющим его, запрещена.

Перечни, таким образом, позволяют отследить не только материальное предоставление предметов, в отношении которых применяется , но и передачу технологий. Под ними, согласно примечаниям к перечням, следует понимать специфическую информацию, необходимую для использования, изготовления, разработки определенных товаров. Эти данные могут представлять собой технические показатели или техническое руководство.

Данные могут оформляться чертежами, диаграммами, таблицами и пр.

Суть процесса

Экспортный контроль включает в себя следующие этапы:

  • Идентификация технологии или товара. Она осуществляется путем определения соответствия позициям, указанным в перечнях.
  • Выдача разрешения на совершение внешнеэкономической сделки.
  • Пограничный контроль, таможенное оформление, валютные проверки.

Идентификация

Она осуществляется посредством проведения официальной экспертизы межведомственными советами при Министерствах торговли и экономического развития.

Проверка осуществляется на основании материалов, которые предоставляет российская сторона Минэкономразвития для оформления разрешения. Заключение, составленное по результатам экспертизы, выступает основанием для предоставления лицензии.

Участие производителей

Для проведения экспортного контроля строго в соответствии с правилами, предприятия вправе ввести систему на локальном уровне. Внутренние документы производителя включают в себя необходимые административные, информационные, организационные и прочие мероприятия.

Предприятия, внедрившие локальные программы по экспортному контролю, должны быть аккредитованы Минэкономразвития. Аккредитация осуществляется в порядке, установленном Положением № 176 от 2000 г. (документ утвержден Правительством).

Особенности импорта

Ввоз отдельных видов продукции на территорию России также осуществляется по лицензии. В частности, разрешение необходимо оформить на перемещение:

  • Токсинов и микроорганизмов (перечень 1).
  • Химикатов из разделов 1-3 второго списка.
  • Радиоизотопной продукции (перечень 3).
  • Товаров 5 раздела 5 списка.
  • Всех объектов, указанных в 6 перечне.

Продукция, указанная в 4 списке, при импорте не лицензируется.

Дополнительно

Следует учитывать, что распространяется и на внешнеторговые операции с продукцией, отсутствующей в перечне.

Такая ситуация возможна, если участник внешнеэкономической деятельности был письменно извещен ФСТЭК или имеет основания полагать, что его товар может быть применен для создания ОМП, средств для его доставки, иных видов вооружения, техники или для пособничества террористам. В этих случаях субъекту необходимо обратиться в ФСТЭК и получить лицензию.

Ведущий - руководитель КОУ Александр Мякота

Тема для многих достаточно экзотическая, несмотря на то, что присутствующие здесь давно работают в области осуществления таможенного оформления, но с экспортом сталкивались не так часто по причине того, что, если уж мы осуществляем экспорт, то как правило, это экспорт каких-то материалов, энергоносителей и чего-то малотехнологичного. Но, тем не менее, сейчас правительство сфокусировалось на экспорте, оно его всячески поддерживает. Мы надеемся, что будем развиваться, и нам будет, что экспортировать высокотехнологичного, и вопрос экспортного контроля встанет очень остро.

Сейчас актуально в связи с теми событиями, которые мы с вами наблюдаем в последнее время, с обострением террористической активности, и надо сказать, что все контролирующие органы будут внимательнее смотреть, в том числе и на экспортируемые товары, материалы и т.д. для того, чтобы не допустить создания оружия массового поражения, использования этих товаров при подготовке террористических актов и т.д.

Вообще надо сказать, если рассмотреть задачи иностранных таможенных органов - европейских, американских, то они в качестве основного риска рассматривают, как раз, вот этот - недопущение ввоза в страну каких-либо товаров, которые могут нанести вред гражданам страны и в том числе могут быть использованы для производства оружия для подготовки террористических актов.

Итак, что такое экспортный контроль. Давайте, начнём с определения. Согласно федерального закона об экспортном контроле - это комплекс мер, которые обеспечивают реализацию установленного федеральным законом и иными нормативно правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, права на них, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов.

Это определение будет встречаться среди вебинара достаточно часто, поэтому настройтесь на это. Оранжевым прямоугольником выделено краткое наименование объектов экспортного контроля. Чуть позже мы более подробно их рассмотрим. Вот как раз объекты экспортного контроля, то, что удалось насобирать в разных нормативных актах, и они, вроде бы все об одном и том же, но тем не менее. Здесь идёт общий перечень: товары, информация, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности, но разные формулировки использования. Во-первых, они могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Второй вариант, это контролируемые товары и технологии, которые могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения. Продукция, которая является особо опасной и создаёт опасность жизни и здоровью людей, сопоставимая с последствиями применения оружием массового поражения. Ну и товары и услуги двойного применения - сырьё, материалы, оборудование, научно техническая информация, в отношении которых установлен экспортный контроль. Здесь мы наблюдаем несколько терминов, которые вводятся. Это и двойное применение, и контролируемые товары и технологии, и оружие массового поражения. Дальше эти термины будут использоваться достаточно часто.

Экспортный контроль - это то, что возникло не внутри нашего государства и не внутри Таможенного союза, в котором мы сейчас находимся. Это то, что определено международными договорами и соглашениями, которые существовали достаточно давно. Они начали развиваться с момента создания оружия массового поражения, даже до создания ядерного оружия ещё после применения в Первой мировой войне химического оружия немцами уже собирались разного рода международные комитеты и пытались как-то договориться, что применение этого оружия надо каким-то образом ограничить. Отсюда вытекали разного рода вопросы, связанные с контролем перемещения товаров, связанных с производством этого оружия через границу разных стран. Поэтому правовая основа экспортного контроля - международная и связана с соблюдением международных обязательств. Здесь приведены руководящие международные режимы - это группа ядерных поставщиков, австралийская группа, режим контроля за ракетной технологией и вассенаарские договорённости, которые как раз и определяют список товаров двойного применения. Они все являются основой нашего национального законодательства об экспортном контроле, которое в свою очередь регулируется основным Федеральным законом «Об экспортном контроле» и разного рода подзаконными актами - указами Президента, постановлениями Правительства и разного рода регламентами Федеральных органов исполнительной власти, которая осуществляет этот экспортный контроль.

Надо сказать, что экспортный контроль мы привычно относим к нетарифным мерам урегулирования - запретам и ограничениям, которые, казалось бы, должны у нас регламентироваться общим законодательством Таможенного союза. Но, надо сказать, что здесь где-то есть общее регулирование, а где-то каждый сам за себя. Анализ правоприменительной практики показывает, что у нас большинство дел об административных правонарушениях связаны с экспортом в Казахстан.

Основы национального законодательства по экспортному контролю являются разного рода международные документы, которые издают вот эти комиссии международные, и в них сформулированы вот эти основные принципы. Их надо понимать для того, чтобы понимать, как и почему у нас обустроено вот это урегулирование. Основным принципом, которым мы руководствуемся, соблюдение государственной политики экспортного контроля - это добросовестность выполнения международных обязательств. Мы обязуемся, во-первых, добросовестно соблюдать законодательство о нераспространении оружия массового поражения и средства доставки, а также в области контроля за продукцией двойного и военного назначения. Продукция двойного назначения для тех, кто, может быть, не сталкивался с данным термином, это продукция, которая может использоваться и в мирных, и в военных целях.

Надо сказать, что те, кто сталкивался с продукцией двойного назначения, они, наверное, понимают, как сложно доказать, что эта продукция не может быть использована в военных целях. Тот же подшипник, допустим. Взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля, гармонизация процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой. Для того, чтобы тут не устраивать железный занавес, впадать в одну крайность, либо не открывать границы абсолютно, особенно в свете того, что происходит сейчас.

Ещё один принцип - законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля. Очень важный принцип - приоритет интересов безопасности государства. Несмотря на то, что мы входим в Таможенный союз, это в приоритете у нас.

Единство таможенной территории РФ и осуществление экспортного контроля в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей. Вот этот хитро сформулированный принцип с одной стороны вроде бы как ограничивает необычно ретивую деятельность контролирующих органов, а с другой стороны, цели всё-таки достигать надо. Здесь подчёркивается, что мера достижения должна определяться именно целями соблюдения законодательства об экспортном контроле.

Целями экспортного контроля являются: во-первых, защита интересов государства, как мы уже говорили, реализация требований международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения, создание условий для интеграции экономики государства в мировую экономику и, конечно же, противодействие международному терроризму.

На этом слайде приведена неполная хронология документов, из которой видно, каким образом у нас развивался, формировался экспортный контроль в Российской Федерации. Надо сказать, для тех, кто помнит, в 90-е годы был очень непонятный период, когда многие зарабатывали, как могли, и в том числе наша оборонка. И в этот момент мы упустили достаточно многое - технологии, которые просто ушли в рамках гласности, перестройки и т.п. на запад. Мы потеряли конкурентное преимущество существенно, то, что мы нарабатывали годами в Советском союзе. В 1992 году наше правительство издало указ о создании системы экспортного контроля. И только в 1996 появились списки чувствительных товаров и положения о контроле экспорта таких товаров.

В 1999 году был принят федеральный закон «Об экспортном контроле» и далее указами президента осуществлялась реализация положений закона. Реформа была произведена в 2004-2005 годах. В экспортный контроль подключилось Министерство обороны в части контроля экспорта и импорта вооружения и военной техники. Также была создана комиссия экспортного контроля, обновились контрольные списки.

В принципе мы видим, что законодательство формировалось практически 10 лет и в какой-то степени формируется сейчас. Я думаю, что последние события, возможно, приведут к необходимости внесения дополнительных изменений.

Вот такова структура системы экспортного контроля в Российской Федерации. Здесь, в принципе, всё показано. Идём по иерархии. Президент у нас всё возглавляет, определяет основные направления государственной политики. В его прерогативе утверждение списков контролируемых товаров и услуг. Правительство устанавливает порядок вывоза контролируемых товаров и услуг. Есть подведомственный орган, который работает в рамках правительства и в него включаются представители различных министерств и ведомств, которые здесь приведены в двух прямоугольниках со стрелочками: Министерство иностранных дел, Роскосмос, Минобороны и т.д. Эта комиссия обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работы в области экспортного контроля. И появился у нас орган исполнительной власти - это Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - ФСТЭК, которая, по сути, и осуществляет функции специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Также она обеспечивает деятельность Комиссии по экспортному контролю.

Именно в эту службу экспортёры направляют своё заявление на выдачу лицензии и все прилагающиеся к нему документы. И Федеральная служба по техническому и экспортному контролю выдаёт лицензию, и она становится доступной для контроля таможенным органом, и собственно, таможенный орган является последним рубежом, к которому обращается экспортёр при вывозе товара. Здесь как раз возникает вопрос, связанный с перемещением товаров внутри Таможенного союза. Декларации не оформляются, но, тем не менее, контролировать этот вопрос надо. Это усложнило задачи, но в функции ФСТЭК входит контроль производств товаров, которые подпадают под эти контрольные списки.

На слайде приведены основные методы осуществления экспортного контроля в РФ. Давайте, подробно их рассмотрим. Во-первых, это идентификация контролируемых товаров. Это установление соответствия товарам и технологиям, включённым в контрольные списки. Вы должны понять - вот этот товар соотносится с контрольным списком, подпадает под его действие, либо не соответствует тем характеристикам, которые указаны в контрольных списках. Если он подпадает под его действие, тогда необходимо применить меры разрешительного порядка. Разрешительный порядок предполагает получение лицензии или каких-то других разрешительных документов, которые определены соответствующими законодательными актами. Следующий метод, это таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с законодательством РФ и с учётом законодательства Таможенного союза. И ещё один метод - это метод государственного принуждения, т.е. наложения разного рода санкций в отношении лиц, нарушивших установленный порядок внешнеэкономической деятельности, либо за попытку совершить такие действия. У нас для этого предусмотрены статьи, как административного кодекса, так и уголовного.

Про термины мы с вами поговорили. Хотелось бы остановиться на одном термине - это всеобъемлющий контроль. Давайте внимательно вчитаемся. Это осуществление экспортного контроля в отношении ВЭД с товарами и технологиями, не подпадающими под действие контрольных списков, в случаях, когда российские участники внешнеэкономической деятельности информированы специально уполномоченным федеральным органом о том, что данные товары могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, либо имеют основания полагать, что данные товары могу быть использованы в указанных целях. Даже, если ваш товар не подпадает под контрольные списки, то есть ещё всеобъемлющий контроль. Здесь основная мысль заключается в том, что, во-первых, эти контрольные списки не так часто меняют, и, возможно, обстоятельства требуют корректирование этих списков за счёт специального отдельного информирования уполномоченным органом. Во-вторых, вопрос в том, кому вы везёте эти товары, кто у вас их собрался покупать и зачем. Не всем можно это продавать. Мы контролируем с одной стороны, что везётся, с другой стороны - кому везётся. Здесь нет принципа свободы заключения экономических сделок по принципу взаимной выгоды. Надо контролировать, чтобы та стороны была тоже добросовестной.

Здесь приведены основные нормативные акты. Мы про них поговорили. Мы не говорили «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля». Правительство Российской Федерации приняло это постановление и уполномочило отдельные органы, отдельные организации, проводить эту идентификационную экспертизу. Список организаций доступен на сайте Евразийской экономической комиссии.

Давайте перейдём непосредственно к контрольным спискам. У меня вопрос к вам, коллеги, просто для статистики интересно. Кто из вас и как часто работает с контрольными списками? Напишите в чате, пожалуйста. Допустим, минус - вообще не работаю, минус/плюс - иногда сталкиваюсь, плюс - достаточно часто сталкиваюсь. Пока я вижу только Алексей достаточно часто связывается с этими контрольными списками. Давайте посмотрим на эти списки. У них есть буквенное обозначение и нумерация в скобках. Сверху вниз идём. Они расположены не в хронологии, а в том порядке, котором произведена эта нумерация. Первое - ХО, это список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Список утверждён указом президента № 1082. Далее идёт - БО, список микроорганизмов, токсинов, то, что может быть использовано для производства бактериологического оружия. Я думаю, что мы с вами не так часто с этим сталкиваемся. Редко это перевозится. Для перевозки химических каких-то изделий есть специально уполномоченные органы.

Следующие списки попадаются нам гораздо чаще. Это список ЯО - оборудование и материалы двойного назначения, применяющиеся в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль - указ Президента № 36 от 2003 года. Список РО - для создания ракетного оружия - указ 1005. ДН - список товаров и технологий двойного назначения, для создания вооружений и военной техники указ № 580. ИС - список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов - указ № 202.

На следующем слайде у нас приведены соответствующие положения о порядке осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью. Каждому контрольному списку соответствует своё положение. Все эти положения имеют одинаковую структуру, где определён основной регламент контроля за перемещением этой продукции. Здесь ничего сверхъестественного нет, просто, поскольку мы редко сталкиваемся, то получается, что этот элемент содержит для нас новизну, но, тем не менее, если разобраться, то законодательство прописано очень неплохо. Все нормативные акты - акты прямого действия, их можно использовать как буквальную инструкцию.

Давайте посмотрим на контрольные списки. Все специалисты по таможенным операциям пользуются специализированным программным обеспечением, и они узнают про контрольные списки, если соответствующий код товара выдаст им определённое предупреждение о том, что этот товар может подпадать под действие этих контрольных списков, и тогда они могут эти списки там прочитать. Поскольку всё это писали люди далёкие от товарной номенклатуры, в этих списках есть своя номенклатура, тем не менее, в списках есть и соответствия. Посмотрите на структуру списка. Здесь идёт нумерация пунктов, потом идёт описание товара, тут же содержатся технические характеристики, ссылки на другие разделы списка. И в этом же списке есть соответствия коду товарной номенклатуры. Если мы по коду товарной номенклатуры подпадаем под какой-то из этих списков, то надо посмотреть все отсылочные предписания.

Давайте вернёмся к презентации. Наши действия, если мы увидели, что товар попал под контрольный список. Для начала действия участников внешнеэкономической деятельности. Идентификация товаров это обязательства производителя и продавца товара. Прежде всего сам участник внешнеэкономической деятельности должен определить, что этот товар подпадает под контрольные списки и требуется либо доказать, что по своим техническим характеристикам не соответствует этим контрольным спискам - по коду ТНВЭД соответствует, по характеристикам не соответствует. Либо получить соответствующие разрешительные документы. Таможенный орган, когда принимает решение о допущении к перемещению товара, он руководствуется той документацией, которую ему предоставил участник ВЭД. Если в организации существует своя внутренняя система идентификации, и они предоставили убедительные доказательства того, что технические характеристики товара не соответствуют тем, которые заявлены в контрольных списках, то таможенный орган может принять решение о выпуске товара и без дополнительных экспертиз. Поскольку он сам может удостоверится, что это явным образом содержится в тех документациях. Если вы не хотите совсем никаких заминок, т.е. у каждого сотрудника таможенного органа могут быть свои какие-то представления о том, какую ответственность он хочет нести и чего он боится, то наиболее удобным ходом является получение независимой экспертизы в центре независимой экспертизы. Но это стоит отдельных денег и занимает определённое время. Также надо определиться с тем, в чьей юрисдикции находится дата регулирования. Это может быть товар двойного назначения и тогда это находится в юрисдикции ФСТЭК, либо это может быть товар военного назначения и тогда это находится в юрисдикции Федеральной службы военно-технического сотрудничества. Это ведомство Министерства обороны, и надо обращаться туда. Раньше называлось Управление поставок Министерства обороны.

Давайте разберёмся с вами по поводу методики идентификации. Поскольку, если мы столкнёмся с этим товаром, то прежде, чем хвататься за голову и поднимать панику, надо определиться с тем, можно ли решить эту проблему без получения соответствующих лицензий. Я поделюсь своим опытом. У меня был опыт оформления теплоэлектростанции на экспорт. Первые поставки экспортёр предоставлял лицензии Минэкономразвития, потом у них возникли какие-то сложности, и получать лицензии им стало дорого. Они решили продолжить поставки без получения лицензий. Мы решали эту проблемы как таможенные брокеры двумя способами - либо доказывали, что технические характеристики этих товаров не подпадают под контрольные списки, либо, если это невозможно было сделать по представленным нам техническим документам, соответственно, заказывали независимую экспертизу. Здесь как раз применяется методика идентификации. Первое, что мы смотрим, это технические характеристики, далее мы определяем, подлежит ли этот товар военному двойному использованию, и выбираем соответствующий список. Это очень похожая методика к той методике, которую нам рекомендуют при определении кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Обратите внимание, что после выбора номера позиции по списку, или по нескольким спискам, если товар подпадает под действие нескольких списков, надо обязательно проанализировать примечания к этим спискам и сопоставить технические характеристики для того, чтобы принять решения о том, подпадает этот товар под действие списка или нет.

Здесь приведены критерии как раз не только по отношению к товарам, но по отношениям к иностранным лицам, которым эти товары передаются. Тут обратите внимание очень интересный слайд. Смотрите, анализируется не только товар, но и анализируются, как мы уже говорили с вами, и контрагенты обязательно. У меня есть небольшой пример по Соединённым штатам. Мы как раз посмотрим, как у них экспортных контроль осуществляется. У них это довольно-таки чётко прописано, как раз именно анализ контрагента. Первый принцип - это степень влияния продукции на возможность наращивания военного потенциала. Т.е. не каждому государству мы будем это передавать. Потом наличие государственных гарантий использования продукции только в заявленных целях. Степень доверия предоставленным государством гарантиям, доверяем ли мы этой стране вообще. Степень влияния передачи продукции на экономические интересы и на безопасность. Мы можем передать какую-нибудь технологию производства, допустим, ракет, и потом от этих ракет страдать. Возможность приобретения аналогичной продукции в третьих странах. В принципе, если контрагент может без проблем купить эту технологию в какой-то ещё стране, то надо подумать, прежде чем ему отказывать. Вы просто потеряете контроль над этой сделкой и потеряете возможность на этом заработать. Ну и степень надёжности импортёров, в том числе, в контексте его участия в военноориентированных программах в своей стране. Вот такие критерии по передаче иностранным лицам продукции двойного назначения.

Вернёмся к нашим контрольным спискам. Мы видим, каким образом формируется алфавитно-предметный указатель этого списка. В качестве примера здесь приведены как раз усилители. Они могут быть лазерными на красителях либо мощности микроволновые. Они подпадают под действие различных списков. Или вот, допустим, порошок циркония. В зависимости от технологии производства он тоже может подпадать под действие различных списков. Более подробно заглянем в один из списков. Справа приведён код ТН ВЭД. Обратите внимание, каким образом здесь представлены технические характеристики. Это надо анализировать. Здесь есть все инструкции по включению и исключению товаров из этого списка. Вот читаю: перестраиваемые импульсные лазерные усилители и генераторы на красителях, за исключением одномодовых генераторов и дополнение к инструкции об исключениях. Все импульсные генераторы за исключением указанных.

Вот другой пример - алюминиевые сплавы, и указаны разного рода пределы прочности. Когда вы с этим столкнётесь, то первое, что запросите у вашего участника внешнеэкономической деятельности - это технические характеристики. Тяжело быть специалистам во всех областях, поэтому надо не стесняться и показывать людям на эти контрольные списки и требовать от них внятные объяснения. Есть специально обученные люди - технологи, главные инженеры и т.д., которые могут дать разъяснения касательно технических характеристик. Я вам скажу даже больше, что не надо стесняться звонить на завод и просить эти вещи, если экспортёр - это не производитель. Очень часто такое бывает особенно при сборных поставках, когда экспортёр закупает товар для обеспечения экспортной поставки у разных производителей, и он особо не думает в этот момент про соблюдение законодательства об экспортном контроле. А вы с этим сталкиваетесь, поскольку по коду товара вы видите, что законодательство надо соблюдать, и вам надо каким-то образом получить техническую документацию. Опять-таки, делюсь опытом - я прямо звонил на эти заводы, и в 90 случаях из 100 они мне предоставляли достаточные доказательств, связанные с техническими характеристиками этого товара. Это трудоёмкая работа, которая должна оплачиваться вашими клиентами.

Ещё несколько примеров в заключение про идентификацию - зачем она нужна: для соблюдения законодательства; для предотвращения нарушений; для соблюдения репутации предприятия. Конечно, основную нагрузку здесь несёт сам участник ВЭД, но и таможенный представитель также может нести солидарную ответственность. Здесь, конечно, надо обеспечивать качество обслуживания и предупредить клиента о том, что у него, возможно, такие проблемы будут. Ещё раз приведён алгоритм идентификации: определение наименования и технических характеристик товара; определение области, где применяется или может быть применён товар - это мы пока анализируем сам товар; затем определяется позиция контрольного списка и проверяется соответствие технических характеристик товаров к позициям контрольного списка.

Теперь у меня к вам предложение. Давайте проведём с вами маленький тренинг. Я полагаю, что вы все сидите за рабочими компьютерами. Если нет, то можете открыть какой-нибудь сайт типа ТКС, где есть примеры декларирования. Давайте попробуем пойти с определения кода ТН ВЭД и найти контрольные списки, где приведён определённый товар.

Вот товар: машина для намотки волокон. Вопрос: каким списком контролируется данный товар? Давайте потратим пару минут, и вдруг из вас мне кто-нибудь этот список скажет. Указываем в каком списке дано описание данного товара. Я предлагаю найти код товара по ТД ВЭД и по мерам тарифного регулирования выйти на контрольный список. Владимир пишет - 8445. Да, согласен, в эту группу она попадает. И смотрим как раз лицензирование на экспорт. Я пользуюсь сайтом ТКС, у меня программ никаких нет. Здесь, если справку по товарам вызвать, то видно, что лицензируются запасные части, агрегаты, узлы, приборы, а также для полигонов оснастка, инструмент, специальные, учебные и так далее. Надо внимательно читать и, в частности, мы видим контрольные списки - оборудование для композитных материалов и волокон. Ну, давайте, посмотрим, что у нас есть в ответах. Здесь приведены конкретные списки, под которые подпадает эта машина, и конкретно позиции этих списков. Я сейчас открыл справку по товарам на ТКС и вижу как раз список 6.2.1, список 3.2.4 и список 1.2.1. В принципе всё программное обеспечение, которое у нас с вами есть в арсенале, позволяет нам на эти списки выходить. Но ещё раз говорю, если вы увидели, что этот товар входит в один список, и там доказали, что он не подпадает под действие, не забудьте проверить остальные списки. Надо буквально пройтись по всем спискам.

Конечно, самое простое - запросить соответствующие технические характеристики или акт экспертизы. Пример вам предоставления технических характеристик - проведение идентификации оборудования. В данном случае у нас тут подводный манипулятор, определённые его технические характеристики все. Вот так выглядит заключение - акт экспертизы на этот подводный манипулятор. Обратите внимание, акт экспертизы он, по сути, выглядит аналогично и для заключения о том, что подлежит, либо заключения о том, что не подлежит лицензированию. В нашем случае оказалось, что он подлежит лицензированию и подпадает под контрольный список. Соответственно наш манипулятор чётко соответствует тем характеристикам, которые в этом списке указаны. Поэтому, никуда не денешься, придётся на этот манипулятор получать соответствующее разрешение. Если эти технические характеристики в графе 7 будет указано, что они не соответствуют, и будет написано - не подлежит, соответственно, с помощью этой экспертизы вы можете производить оформление без каких-либо проблем.

Какие разрешительные документы на вывоз контролируемых товаров. Самое распространённое - это лицензия. Заключение идентификационного центра не является разрешительным документом, хоть оно и приведено, но по большому счёту это такой акт экспертизы, на основании которого таможенный орган принимает решение. Ну и в каких-то случаях может понадобится отдельное разрешение комиссии.

На этом слайде приведён алгоритм обращения участников внешнеэкономической деятельности во ФСТЭК для получения лицензии на экспорт контролируемых товаров и технологий. В принципе экспортёр обращается с заявлением на выдачу лицензии. В ходе предварительного анализа, который проводится в течение 5 рабочих дней, ФСТЭК должен либо возвратить документы на доработку с какими-то указаниями, что надо добавить, либо он передаёт это дело на государственную экспертизу. В ходе государственной экспертизы могут быть запрошены дополнительные сведения, которые надо предоставить в установленные сроки, и через месяц принимается решение о выдаче лицензии, либо уведомление об отказе в этой лицензии. Понятно, что эти вещи надо делать заблаговременно.

691 Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 г. регламентирует всю деятельность, связанную с лицензированием, и в соответствии с ним есть необходимость получения лицензии в двух случаях. Первые два пункта списков предполагают необходимость лицензии и на импорт, и, в принципе, все списки предполагают лицензии на экспорт.

Лицензии бывают разовые и генеральные. Разовые бывают на экспорт и на импорт, генеральные - только на экспорт. Разовая лицензия выдаётся юридическому лицу, которое создало программу экспортного контроля, на определённые виды продукции и в определённые страны. Здесь как раз указываются определённые ограничения. Ограничивается она и продукцией, и страной, и контрактом, и количеством. В верхней части таблички это как раз всё и приведено. Решение о выдаче принимается Правительством Российской Федерации как раз в рамках действия вот этой комиссии.

Генеральная лицензия выдаётся на заключение государственной экспертизы на осуществление внешнеэкономических операций с отдельным видом контролируемой продукции. Очевидно, что это для каких-то оборонных предприятий продаётся эта лицензия. Но здесь тоже есть ограничение на количество продукции и на конкретные страны.

В каких случаях может быть отказано в выдаче лицензии. Неправильное оформление. При этом лицензия, скорее всего, при предварительном анализе вернётся к вам. Несоответствие установленным требованиям. Наличие неполных или недостоверных сведений. Отрицательное заключение государственной экспертизы. Если сделка наносит ущерб или угрозу причинения ущерба интересам Российской Федерации или нарушает её международные обязательства. Допустим, очень выгодно продать оружие в разрез международным обязательствам.

Если вы замешкались при предоставлении более двух раз (два и более) в предоставлении информации об исполнении лицензии в установленные сроки, либо соответственным решением Правительства.

В каких случаях не требуется оформление лицензии. Здесь приведены все эти варианты и ограничения указаны, кроме взрывчатых материалов в первом случае. Если этот товар ранее экспортировался и ввезён для гарантийного ремонта. При этом там меняются, скажем, зап.части, на какие-то идентичные по гарантийным договорам, то можно вывозить его без лицензии. Либо, если он ввезён в соответствии с таможенным режимом временного ввоза возвращается собственнику. Также вывоз из Российской Федерации товаров для технического обслуживания и ремонта наших морских воздушных судов, если они зарегистрированы в Российской Федерации, и вывоз иностранных товаров, указанных в разделе списка 5 - надо смотреть этот список.

Давайте ещё вернёмся к принципу всеобъемлющего контроля. С контрольными списками более менее понятно. Что же всё-таки такое всеобъемлющий контроль. Статья 20 ФЗ «Об экспортном контроле» в редакции последующий лет 2003 года, она определяет это следующим образом, что российским лицам запрещается заключать сделки для продажи товаров, если этим российским лицам достоверно известно, что товары будут использованы для создания оружия массового поражения. Второй пункт, что российские участники ВЭД обязаны получить разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций, которые не подпадают под действие списков, если есть основание полагать, что эти товары могут быть использованы для производства оружия массового поражения, либо, если российские участники ВЭД были письменно проинформированы об этом специальным уполномоченным органом. Это регламентируется Постановлением Правительства № 517 от 15.08.2005 г.

Дальше у нас есть интересная схемка, которая как раз определяет применение всеобъемлющего контроля к определённым поставкам. Пойдём по порядку. Понятно, что если это достоверно известно, то никакой поставки быть не должно. Здесь достоверно известно может быть, допустим, не участнику ВЭД, а правительству. В этом случае будет отказано, поскольку достоверно известно, что эта организация может быть террористической. Кстати, списки террористических организаций так же можно посмотреть в открытых источниках и необходимо проверять своего контрагента на то, входит ли он или каким-то образом причастен. Для этого есть информационно-методические поддержки - перечень организаций, перечень лиц, причастных к терроризму, и 18 критериев отнесения. Если участник ВЭД проинформирован или имеются основания, то в любом случае решение принимается после государственной экспертизы сделки. Принимаются они комиссией по экспертному контролю. Ну, а орган, с которым надо взаимодействовать, это ФСТЭК. Тогда эта сделка акцептируется только решением комиссии по экспортному контролю. Понятно, что речь идёт о достаточно крупных сделках. В этом случае есть основание задействовать такой сложный механизм, если это большие поставки.

Экспортный контроль - система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом тех или иных товаров. Обычно функции экспортного контроля возлагаются на специальные государственные органы.

В качестве средств экспортного контроля используются:

  • лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик товара;
  • разрешительный порядок экспортных операций по отдельным категориям товаров и т.д.

Внутрифирменная программа экспортного контроля - по законодательству РФ - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля.

Контролируемые товары и технологии - в области экспортного контроля - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств доставки, иных видов вооружений и военной техники.

Регулирование внешней торговли - меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

Система экспортного контроля - по законодательству РФ - совокупность мер:

  • по реализации федеральными органами исполнительной власти законодательно установленного порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники;
  • по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Существует четыре международных режима экспортного контроля, членами которых являются 30-38 ведущих стран мира:

  1. Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения.
  2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ).
  3. Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков (ГЯП).
  4. Австралийская группа - контроль за распространением химического и бактериологического оружия.

Российская Федерация является членом первых трех режимов, не являясь членом Австралийской группы, при этом подписала и ратифицировала конвенции о запрещении химического и бактериологического оружия.

Сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:

  • определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль;
  • валютный контроль;
  • применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

Законодательные основы системы экспортного контроля в России

Законодательные основы экспортного контроля в Российской Федерации определены в следующих Федеральных законах:

  • Федеральный закон Российской Федерации" от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
  • Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
  • Федеральный закон Российской Федерации от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации".

Кроме того, ряд правовых положений экспортного контроля, направленных на реализацию указанных выше законов, закреплен в указах Президента Российской Федерации, постановлениях (распоряжениях) Правительства Российской Федерации, а также приказах федеральных органов исполнительной власти.

Уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, Закон устанавливает обязательное создание внутрифирменных программ экспортного контроля. Под внутрифирменными программами экспортного контроля понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2000 N 176 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 40) утверждено "Положение о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля". Указанное Положение предусматривает представление заинтересованной организацией в Минэкономразвития России комплекта необходимых документов и определяет порядок их рассмотрения соответствующей комиссией по государственной аккредитации.

Закон определил порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, возможность их государственной экспертизы, а также порядок установления запретов и ограничений на внешнеэкономическую деятельность. Запреты и ограничения, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных государств, исходя из интересов обеспечения безопасности Российской Федерации, вводятся федеральными законами, а устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами, – указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.

После вступления Закона в силу вышел ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые обеспечили дальнейшую реализацию положений Закона и позволили применять их на практике.

В 2001 году были уточнены и утверждены указами Президента Российской Федерации следующие контрольные списки:

  • Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль;
  • Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю;
  • Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется;
  • Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых *установлен экспортный контроль;
  • Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется;
  • Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль.

Кроме перечисленных, к числу действующих нормативно правовых документов, относится также контрольный список по Ираку, находящемуся под санкциями ООН, а также список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Иран в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН запрещен, контролируется или подлежит уведомлению.

Каждый из указанных списков, как правило, сопровождается порядком его применения в форме положения, утвержденного соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при проведении идентификации экспортной продукции в рамках внутрифирменных программ экспортного контроля или независимыми идентификационными центрами (аккредитованными в установленном порядке) во внимание должны приниматься все перечисленные ранее нормативные акты.

Контрольные списки согласованы с соответствующими списками международных организаций и уточняются, в соответствии с потребностями практики, примерно раз год.

Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии с законом "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе, которая проводится федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России совместно с Минобороны России, ФСБ России, СВР России, МИД России, Минпромнауки России, Росбоеприпасами, а при необходимости – также с Минсельхозом России и Минздравом России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами). Результаты государственной экспертизы служат основанием для выдачи либо отказе в выдаче лицензии или разрешения. С целью правового обеспечения этого процесса Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 16 апреля 2001 г. N 294 утвердило Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.

В регионах оборонные предприятия имеют возможность экспортировать свою продукцию, минуя федеральный Центр. Полномочные Представители Президента Российской Федерации в Федеральных округах берут данный аспект экономической деятельности под свой контроль.

При выявлении нарушений контрактных обязательств импортер вносится в список неблагонадежных иностранных фирм, а в адрес государственных органов страны-импортера направляется официальное отношение.

Лицензия или разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации могут быть аннулированы без предварительного уведомления, либо их действие может быть приостановлено в случае: подачи соответствующего заявления; ликвидации юридического лица; нарушения владельцем лицензии (разрешения) требований и условий такой лицензии (разрешения) или законодательства Российской Федерации. Ликвидация лицензии (разрешения) может быть оспорена в судебном порядке. Кроме того, для разрешения спорных вопросов сформирована специальная комиссия и в Совете Безопасности Российской Федерации. Более подробно

Многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) знакомы термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля.

Во второй половине ХХ века был подписан ряд международных договоренностей в области контроля за оружием массового поражения, которые со временем преобразовались в контрольные международные режимы его нераспространения.

Отмечу, что в Российской Федерации фактически с 1992 года сформирована целая система экспортного контроля. Ее основу заложил указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388. На его основании были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.

Исторической предпосылкой для создания данной системы стала необходимость соблюдения Россией международных обязательств, начало конверсии оборонной промышленности, самостоятельный выход на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля.
В начале XXI века на фоне новых глобальных вызовов резко увеличилась угроза терроризма, в том числе с применением в той или иной форме ОМП. С 27 августа 2018 года вступил в силу новый пакет американских санкций против Российской Федерации, связанный с запретом на продажу в Россию продукции двойного назначения. В этих условиях многократно выросла актуальность экспортного контроля.

Одним из внешних рубежей в его обеспечении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.

По решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» в Беларуси, Казахстане и России применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В России официально приняты и действуют шесть такого рода списков. Они составлены по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с аналогичными списками международных контрольных режимов.

В нашей стране экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Как определено статьей 24, обязанностью каждого российского участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий».

Подлежит ли конкретный товар или технология экспортному контролю, устанавливается путем определения соответствия технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Отмечу, что приведенные в нем коды ТН ВЭД носят справочный характер.
Российский участник ВЭД вправе поручить на основании соответствующего договора проведение идентификации контролируемых товаров и технологий специальной экспертной организации, которая в установленном Правительством РФ порядке получила специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. Полученные результаты отражаются в идентификационном заключении, которое составляется по установленной форме и удостоверяется надлежащим образом. Этот документ определяет для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции.

Здесь стоит обратить внимание на постановление Правительства РФ от 21.06.2016 № 565, которым утверждены Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения. Согласно документу, на первом этапе идентификации устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки (КС).
Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества. Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачу соответствующих заключений осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конечно, в большей степени контроль касается определенных категорий товаров: высокотехнологического оборудования (включая его части) и материалов, измерительных приборов, химических веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т. п. Однако среди контролируемых встречаются и безобидные на первый взгляд товары: защитное и спасательное оборудование, пиротехнические изделия, в том числе бытового назначения, иные изделия, имеющие широкий спектр применения.

Как известно, согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер экспортного контроля подтверждается в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Если перемещаемые через границу товары соответствуют описаниям тех, что включены в КС, то их выпуск осуществляется с предъявлением таможенным органам лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
При этом отмечу, что участники ВЭД чаще сталкиваются с необходимостью подтверждения несоответствия ввозимых/вывозимых товаров контролируемым объектам. В этом году в регионе деятельности СЗТУ при таможенном декларировании в целях подтверждения соблюдения мер экспортного контроля было больше всего представлено именно идентификационных заключений.
Здесь следует отметить, что относительно «экспортного контроля» у участников ВЭД сложилось несколько заблуждений. Основное связано с неверным толкованием самого понятия «экспортный контроль». Почему-то считается, что меры экспортного контроля применяются только в отношении вывозимых товаров. Однако в пяти из шести действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ, включены товары, в отношении которых ограничения применяются как при вывозе, так и при ввозе.

Так, лицензированию подлежат все виды внешнеэкономических операций, связанных с ввозом в Россию (за исключением перемещения в режиме транзита) ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товары, включенные в 1-3 разделы «Списка контролируемых химикатов...».

Фактически для каждого контрольного списка Правительством РФ утверждены Положения, определяющие порядок осуществления контроля за ВЭД в отношении товаров, включенных в данные списки. В Положениях определены особенности, касающиеся интерпретации списка, требования к документам и сведениям для получения лицензий, случаи исключения обязанности получения лицензии и т. п.

Участник ВЭД может не только получать заключения аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включать продукцию в подготовленный ФСТЭК России так называемый «белый список», что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих компаний этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.

Второе заблуждение выражено в позиции - «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Однако эти две сферы четко разграничены законодательством, их основы закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Поэтому здесь скорее будет верным иное утверждение - «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже при наличии заключения ФСВТС России о неотнесении товара к продукции военного назначения - обязанность его идентификации с КС сохраняется.

Третье заблуждение - «товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС не попадает в контрольный список, значит - не является контролируемым». Вместе с тем в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к КС в области экспортного контроля применяется правило - «коды носят справочный характер». Это ориентирует участника ВЭД на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», а также анализе возможных областей использования товаров. Так, при ввозе/вывозе клапана необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в КС.

Четвертое заблуждение - как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в КС (это касается и случаев, когда получено заключение аккредитованной организации, содержащее выводы, что лицензия не требуется), участник ВЭД считает, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены, что не всегда соответствует действительности.

Следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», которые являются наиболее сложными для понимания. Здесь речь идет о «всеобъемлющем контроле».

Вполне понятен сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Трудности возникают в понимании сути наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и, как следствие, осознании факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований. Во-первых, здесь речь идет об оценке внешнеэкономической сделки с неконтролируемыми товарами, и только теми, которые предполагаются к вывозу. Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в случае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц, либо если были проинформированы ФСТЭК России.
Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В нем указаны 17 оснований, касающихся в том числе проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД не знает о необходимости такой проверки либо игнорирует эту обязанность, в то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность. Еще одно из серьезных заблуждений - это мнение, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Беларусью, Казахстаном и Россией, освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле».