21.04.2024

А м исаев конструктор. Биография алексея михайловича исаева. Награды и звания


Алексей Исаев родился 11 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Его отец был высококвалифицированным юристом. В годы гражданской войны семья переехала в Москву. Алексей учился на электромеханическом факультете Московской горной академии, во время практики сделал свое первое изобретение (страхующее приспособление для спуска клети в шахту). Закончив академию, инженер работал на Днепрострое. занимался строительным проектированием, был инженером-конструктором и бригадиром.

С 1934 года Алексей Михайлович начал работать в КБ В.Ф.Болховитинова, первоначально его назначили руководителем группы шасси и механизмов на разрабатываемом тяжелом самолете ДБ-А «Академия». Задача была непростой: уже через год самолет следовало завершить. Осенью 1935 года новый самолет вышел на испытания. Машина показывала хорошие летные характеристики. Однако, во время одного из вылетов зимой 1935-1936 года самолет чуть не погиб из-за ошибки, допущенной при расчетах.

В 1937 году Исаев занимался разработкой двухместного скоростного ближнего бомбардировщика С («спарка»). В производство С не пошел, однако Исаев получил богатый опыт. вскоре он пригодился, когда КБ Болховитинова перевели в Подмосковье и инженеру поручили компоновку многоцелевого самолета И, который должен был сочетать особенности истребителя и пикирующего бомбардировщика.

Параллельно с порученной разработкой Алексей Михайлович занялся необычным проектом. Перед войной авиаконструктор А.Я.Березняк разрабатывал скоростной истребитель с традиционными двигателями, но успеха не добился. Тогда он предложил Исаеву совместно разработать ракетный истребитель-перехватчик. Решили проектировать истребитель с жидкостным реактивным двигателем.


Перед самым началом войны Исаев продумал компоновку нового самолета, вес которого удалось снизить до полутора тонн. конструкторы назвали его по первым буквам фамилий БИ.Разработка нового двигателя проходила в сложных условиях и потребовала много времени. советский реактивный истребитель взлетел задолго до того. как германский Ме-163 смог летать при полной мощности двигателя.


25 мая 1943 года Болховитинов подписал приказ об организации отдела ЖРД в составе конструкторского и расчетного бюро. А.М.Исаев к тому времени разрабатывал свой первый двигатель РД-1. Использовав как прототип двигатель Душина, он внес в него значительные изменения. Разработанный Исаевым электрический дуговой пускач упростил пуски, форсунки-клапаны позволили гасить факел, горевший после остановки двигателя, был увеличен ресурс двигателя.

В мае 1944 года Болховитинов назначил Исаева начальником отдела ЖРД. Алексей Михайлович продолжил работу над Би-2. Двигатель был подготовлен к государственным испытаниям. Самолет успешно летал с новым двигателем. Но в массовое производство самолет не пошел, ибо его аэродинамическая схема не годилась для больших скоростей.


С 1944 года Алексей Михайлович стал главным конструктором КБ. В 1946 году прошел испытания двигатель РД-1М для экспериментального самолета 4302. Новый двигатель существенно отличался от предыдущего. Изучив характер факела, Исаев использовал шахматное расположение форсунок, впрыскивающих топливо, и внутреннее охлаждение, которое он применил первым.

Исаев начал организовывать свой коллектив, который с годами вырос в большой высококвалифицированный коллектив КБхиммаш, решающий многие сложные задачи по созданию образцов новой техники. В 1950-52 гг. под руководством Исаева впервые в СССР были созданы газогенераторы (ГГ), работавшие на двухкомпонентном ракетном топливе с большим избытком горючего или окислителя. В 1950 г. на головке камеры ЖРД по предложению Исаева впервые начали применять антипульсационные перегородки, позволившие во многих случаях устранить высокочастотные колебания давления в камере. В 1957 Исаев применил нарезъемные (сварные) соединения агрегатов двигателя, завершив эту работу созданием первого цельносварного ЖРД.


Организаторские способности, большие теоретические и практические знания, инженерная интуиция позволили Алексею Михайловичу вместе с коллективом создать выдающиеся образцы новой техники, установленные на кораблях „Восток", „ Восход", „Союз" и автоматических межпланетных станциях, которые прославили нашу Родину в завоевании космоса и повысили обороноспособность нашей страны. За большой вклад в науку а технику в апреле 1959 года А. М. ИСАЕВ Высшей аттестационной комиссией утвержден в ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. За работу на благо Отечества Исаева наградили четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, и медалями, удостоили Ленинской премии. Ученый стал Героем Социалистического Труда.

Энциклопедия «Авиация»

Исаев Алексей Михайлович - А. М. Исаев Исаев Алексей Михайлович (1908—1971) — советский конструктор авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1956). Окончил Московский горный институт (1932). С 1934 в… … Энциклопедия «Авиация»

- (1908 71) российский конструктор авиационных и ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда (1956). Участник создания БИ 1 первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Исаева разработана серия… … Большой Энциклопедический словарь

Советский конструктор, специалист в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1956). Член КПСС с 1951. После окончания Московского… … Большая советская энциклопедия

- (1908 1971) советский конструктор авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1956). Окончил Московский горный институт (1932). С 1934 в авиационной промышленности. Работал в ОКБ В. Ф.… … Энциклопедия техники

- (1908 1971), конструктор авиационных и ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда (1956). Участник создания БИ 1 первого советского самолёта с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Исаева разработана серия жидкостных… … Энциклопедический словарь

А. Я. Березняк, А. М. Исаев, Г. Я. Бахчиванджи и В. Ф. Болховитинов перед БИ 1 Исаев, Алексей Михайлович (24 октября, 1908, г.Санкт Петербург 25 июня, 1971, г.Москва) советский инженер моторостроитель. Соавтор самолета БИ 1. Предложил конструкцию … Википедия

- (1908 25.06.1971) известный советский конструктор ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Ленинской (1958), Сталинской (1948) и Государственной (1968) премий, д.т.н. (1959). В авиационной промышленности с 1934 года.… … Большая биографическая энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Исаев. Михаил Михайлович Исаев Дата рождения: 17 июня 1880(1880 06 17) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Исаев. Исаев, Алексей: Исаев, Алексей Валерьевич (род. 1974) российский военный историк и писатель. Исаев, Алексей Михайлович (1908 1971) советский конструктор, инженер моторостроитель … Википедия



Исаев Алексей Михайлович – советский инженер-конструктор, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ-2 НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета, впоследствии крупного советского специалиста по уголовному праву и члена Верховного Суда СССР. Русский. С 1918 года с семьёй жил в Москве, с 1920 года – в деревне Потылиха Московской губернии, с 1923 года – вновь в Москве.

В 1925 году окончил школу и поступил в Московскую горную академию. В июне 1930 года он был отчислен с последнего курса академии, а в августе того же года уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. В сентябре 1931 года решение об исключении А.М. Исаева было отменено, он вернулся в академию и продолжил учёбу, окончил академию в декабре 1931 года. В январе 1932 года А.М. Исаев вновь уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината, в марте того же года – на строительство комбината «Запорожсталь». С сентября 1932 года инженер института «Гипрооргстрой», работал на строительстве Тагильского металлургического завода.

Тогда в жизнь А.М. Исаева вошло увлечение авиацией. По его просьбе в октябре 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В.Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А, ближнего бомбардировщика «С». С 1937 года работал начальником группы на заводе № 124 (Казань), с 1938 года - на заводе № 84 (Химки). С 1939 года он был уже ведущим конструктором опытного самолёта «И». С июля 1940 года на авиазаводе № 293 (Химки) КБ В.Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ» – первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), при этом А.М. Исаев работал над созданием двигателя.

В годы Великой Отечественной войны ОКБ с 1941 по 1943 годы работало в эвакуации в Билимбае Свердловской области. Несмотря на сверхсложные условия, самолёт был создан в рекордно короткий срок и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Г.Я. Бахчиванджи поднял его в небо. С февраля 1943 года начальник группы по разработке нового ЖРД. С июня 1943 года начальник отдела двигателей в ОКБ В.Ф. Болховитинова (завод № 293). В декабре того же года он приступил к созданию своего первого самостоятельно разработанного двигателя РД-1, который уже в октябре 1944 года вышел на государственные испытания, а в январе 1945 года – на лётные испытания. В феврале 1944 года ОКБ В.Ф. Болховитинова вошло в состав Ракетного НИИ, за А.М. Исаевым сохранился пост начальника отдела.

С 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов-ракетчиков, имея задачу ознакомиться с немецкой ракетной техникой. Продолжая напряжённую работу, отдел А.М. Исаева создал модернизированный ЖРД РД-1М, принципиально новый У-1250 с цельносварной камерой со связанными точечной сваркой оболочками из листовой стали.

В августе 1947 года в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР было создано отдельное КБ, в котором А.М. Исаев был назначен главным конструктором. В мае 1948 года ОКБ А.М. Исаева передано в НИИ-88 (Калининград, Московская область), где было преобразовано в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. Там были разработаны двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух», двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

В 1952 году в НИИ-88 на базе отдела № 9 формируется ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева. Тогда удалось решить проблему ЖРД с тягой свыше 8 тонн, которые ранее взрывались при стендовых испытаниях: была найдена причина их разрушения – высокочастотные колебания и для их подавления в головку камеры были установлены антипульсионные перегородки («крест»). С того времени эта схема широко используется в мире. Успех коллектива ОКБ-2 вызвал интерес С.П. Королёва. Первая веха их знаменитого сотрудничества – ракета Р-11 дальностью 270 км с ЖРД А.М. Исаева тягой 8,3 тонны на высококипящих компонентах. На её основе для Военно-морского флота создана ракета Р-11ФМ. В 1954 году был разработан новый ЖРД с насосной подачей топлива для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырёхкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за создание системы противовоздушной обороны С-25 Исаеву Алексею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1958 года ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука были объединены в единое ОКБ-2 в составе НИИ-88, его главным конструктором остался А.М. Исаев. В январе следующего 1959 года его ОКБ было выделено из НИИ-88 и полностью сосредоточилось на создании ЖРД для ракетной и космической техники. Первым успешно выполненным заданием стала тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток». Она безупречно отработала при первом космическом полёте Ю.А. Гагарина и впоследствии применялась десятки раз, включая полёты всех советских космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход». Ею же оснащались и советские возвращаемые спутники. Впереди было создание корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться для коррекции орбит и траекторий полёта, стыковок, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю, Луну, Марс и Венеру. Ими оснащались пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и разведки. В 1960-е годы под руководством А.М. Исаева один за другим создавались новые типы двигательных установок для космических аппаратов различного назначения, но все их объединяло главное качество – высочайшая надёжность в работе.

В 1967 году ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ), А.М. Исаев оставался в нём главным конструктором до конца жизни.

Доктор технических наук (25.04.1959), профессор.

Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Член Калининградского городского комитета КПСС (с 1959).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).

Награждён 4 орденами Ленина (16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 23.10.1968), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии 3-й степени (1948), Государственной премии СССР (1968).

Почётный гражданин города Калининград (ныне – Королёв) Московской области (1965).

В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения было присвоено имя А.М. Исаева. Имя А.М. Исаева носит одна из центральных улиц в городе Королёв. В Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

К теме освоения космоса?Московский журнал? обращался не раз. Как бы подытоживая ряд посвященных этому журнальных публикаций, в 1998 году к 60-летию подмосковного Калининграда (Королева) наше издательство в сотрудничестве с администрацией города выпустило книгу Р.Д.Позамантир и Л.К.Бондаренко?Королев - Калининград. К космическим высотам из глубины веков?.
Сегодня космическая отрасль России испытывает серьезные трудности. Параллельно идет процесс искажения самой истории отечественной космонавтики. В угоду?стратегическому партнеру? нынешней РФ - США - занижаются достижения нашей страны и ставится под сомнение ее приоритет в ключевых сферах космоплавания. Доходит даже до оспаривания за Юрием Гагариным звания первого космонавта планеты. Историческая правда безбожно (именно так!) извращается, что вновь и вновь утверждает нас в убеждении: она нуждается в защите, о ней необходимо без устали напоминать, ее нужно отстаивать.
В настоящее время по поручению администрации города Королева готовится к печати вторая книга, условно называющаяся?Калининград - Королев. Полвека, ставшие эпохой? и содержащая большое количество нигде ранее не публиковавшихся архивных материалов. В предисловии авторы отмечают: ?Ряд самых значительных событий в развитии предприятий (космической отрасли. - Ред.), а также в экономической, социальной, культурной сферах?засекреченного? города оставались за пределами видимого. Сегодня появилась возможность рассказать как об известном, так и малоизвестном, а то и вовсе забытом...?
В книге есть обширный раздел под названием?Соратники великого С.П.?. В самом деле, если об основоположнике практической космонавтики Сергее Павловиче Королеве написано достаточно много, то о тех, кто трудился рядом с ним - также выдающихся конструкторах, инженерах, ученых, - широкая общественность до сих пор не знает почти ничего. ?Московский журнал? под рубрикой?Соотечественники? начинает публикацию серии статей об этих людях - журнальные варианты соответствующих глав книги. Сегодня наш рассказ - об одном из создателей отечественных ракетно-космических двигателей, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий, кавалере четырех орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции Алексее Михайловиче Исаеве.

13 мая 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР с грифом?совершенно секретно? за подписью И.В.Сталина об организации новой отрасли народного хозяйства - ракетной промышленности. В том же году близ станции Подлипки на территории завода № 88 появился НИИ-88. Ему отводилась роль основной базы научно-исследовательских, конструкторских и опытно-производственных работ по созданию баллистических ракет.
13 мая 1946 года по праву считается днем рождения ракетостроения в нашей стране. Место рождения - подмосковный город Калининград (с 1996 года - Королев).
...В 1970-х годах на экраны страны вышел художественный фильм?Укрощение огня?. Люди, причастные к космонавтике, узнали в образах главных героев черты характера и некоторые факты биографии Сергея Павловича Королева и конструктора жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) Алексея Михайловича Исаева. Космонавт В.А.Шаталов, посмотрев фильм, сказал: ?Это сценарий о первых... Они были первыми?.
С.П.Королев и A.M.Исаев жили в Калининграде с момента создания НИИ-88 до середины 1950-х годов, возглавляя два крупнейших космических предприятия - ОКБ-1 (ныне ракетно-космическая корпорация?Энергия? имени С.П.Королева) и ОКБ-2 (ныне КБ химического машиностроения имени А.М.Исаева). Исаев со своим отделом - небольшим, всего 22 человека - был переведен из Химок в НИИ-88 в 1948 году. Появление?исаевцев? вызвало переполох среди сотрудников двигательного отдела института. Распространился слух о слиянии двух отделов под руководством нового начальника, который и на начальника-то не похож: ходит в засаленной кепке, постоянно возится с рабочими - помогает сгружать, нагружать, перетаскивать... Одни говорили о нем: самодур, другие - душа-человек. Многие подумывали о переходе в смежные подразделения. Словом, переживаний было предостаточно. Все ждали: что же будет?
?И вот в отдел, - вспоминала ветеран КБ Ирина Владимировна Шомовская, - пришел Алексей Михайлович, представился. Присел на край стола и сказал примерно следующее: вы, очевидно, знаете, что наши отделы сливаются. Раз уж так получилось, будем работать вместе. Мы привыкли работать много, не считаясь со временем. Если вас такие условия устраивают, хорошо. Если кто-то желает перейти на другое предприятие - постараюсь помочь.
В итоге после объединения почти никто не ушел. И никто никогда не жалел, что остался.?

Алексе́й Миха́йлович Иса́ев ( - ) - советский инженер-двигателист. Соавтор самолета БИ-1 . Изобрел ЖРД закрытого цикла . Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

А. М. Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

  • Был одним из консультантов фильма Даниила Храбровицкого «Укрощение огня ».

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (20 апреля 1956 года) - за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты
  • Сталинская премия третьей степени (1948) - за разработку конструкции нового двигателя для самолётов.
  • четыре ордена Ленина (16.9.1945, 20.4.1956, 17.6.1961, 1968)
  • орден Октябрьской революции (9.6.1971)
  • медали

Память

  • С 1965 года - почётный гражданин города Калининград (ныне Королёв).
  • В 1978 году и 1988 году изданы художественные маркированные конверты .
  • Имя Исаева носит одна из центральных улиц Королёва .
  • Его именем назван кратер на Луне .
  • В 2002 году в Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
  • Имя присвоено КБ химического машиностроения .

Фильм

  • . ЦСДФ (РЦСДФ). 1979. 20 минут.

Напишите отзыв о статье "Исаев, Алексей Михайлович"

Литература

  • Арлазоров М. С. Дорога на космодром. - М .: Политиздат , 1980. - 164 с.
  • Большая Российская энциклопедия. Т. 11. Излучение плазмы - Исламский фронт спасения / Отв. ред. С. Л. Кравец. - М .: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 712 с. - ISBN 978-5-85270-342-2 .
  • Исаев А. М. . - М .: Машиностроение, 1979. - 64 с.
  • Куприянов В. К. , Чернышёв В. В. И вечный старт…: Рассказ о Главном конструкторе ракетных двигателей Алексее Михайловиче Исаеве. - М .: Московский рабочий , 1988. - 224 с. - (Творцы науки и техники).
  • Берег Вселенной / Под редакцией Болтенко А. С. - Киев: Феникс, 2014. - ISBN 978-966-136-169-9

Ссылки

Отрывок, характеризующий Исаев, Алексей Михайлович

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.