13.09.2019

Государственной и таможенной территории рф. Таможенная территория и таможенная граница


Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значение основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.

Таможенная территория

Российской Федерации – сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Таможенная территория Российской Федерации, а также территории свободных таможенных зон и свободных складов имеют пределы в виде линии.

Таможенная граница-

это пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий исключительных и особых экономических зон.Товары

Любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии транспортные средства, за исключением

Транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудованное.

Транспортные средства

Это любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта или линий электропередач.

Российские товары

– товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории российской Федерации.

Иностранные товары

Все иные товары не являющиеся российскими.

Лица перемещающие товары- это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товарами действий, предусмотренным Таможенным кодексом.

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ - территория с единым режимом ввоза и вывоза то-варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей.

Словарь финансовых терминов .

Таможенная территория

Таможенная территория - территория государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме.
В РФ таможенную территорию составляют: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

По-английски: Customs area

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ" в других словарях:

    Юридический словарь

    таможенная территория - Территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся Стороны (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе… … Справочник технического переводчика

    Таможенная территория - (англ. customs territory/area) по таможенному законодательству РФ ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в ее морской исключительной экономической… … Энциклопедия права

    Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и… … Административное право. Словарь-справочник

    Таможенная территория - Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской… … Официальная терминология

    Экономико правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над… … Энциклопедия юриста

    таможенная территория - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме. Согласно ст. 3 ТК РФ, Тт. РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. РФ включает… … Большой юридический словарь

    Таможенная территория РФ - территория, над которой Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела; сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в морской… … Пограничный словарь

    Сухопутная территория государства, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. Российской Федерации включает в себя тж. находящиеся в ее морской исключительной экономической зоне искусственные острова, установки и… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Тема: ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ ГРАНИЦА

П Л А Н:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.

2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Экономический потенциал - это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленнсть и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых. Понятие экономического потенциала тесно связано с понятием таможенная территория и её граница. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница включает понятие установления пределов действия таможенного законодательства в пространстве, и имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные таможенным кодексом РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируются с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница". Статья первая таможенного кодекса РФ устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Содержание комментируемой статьи корреспондируется с соответствующими положениями Конституции и положениями федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Так, согласно ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст.5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Пункт 3 статьи 1 ТК РФ дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.

Особые экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами. Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п.2 и 3 статьи 1 ТК РФ. Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ. Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства. Например, согласно ст.1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Экономический потенциал напрямую зависит от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста. Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем свыше 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

Таможенная территория России и её границы не раз менялись и уточнялись на разных исторических стадиях развития страны. Большая Россия (бывший Советский Союз) - это сложное государственное образование, не государство-нация, а государство-цивилизация, действительно имперски конфедералистски- федералистическое по устройству, но без угнетения колоний метрополией, провинций - центром, а скорее с излишне патерналистскими центральными органами власти. Это государство, управление которым требовало большой искусности и большой политической воли, порой самоотдачи, соблюдение интересов отдельных его составляющих и интересов страны в целом - учета сложного баланса противоречий даже в собственно русской части ее территории, протяженность которой целых одиннадцать часовых поясов, то есть фактически половина земного шара. Веками территориальная целостность и стабильность страны, ее экономический потенциал поддерживались за счет приращения земель, когда внешние, пограничные конфликты трансформировались в чисто внутренние, ибо вместе с соответствующими землями и природными ресурсами уходили в глубь постоянно расширявшейся почти до конца XIX века страны. Внутреннее устройство при этом было далеко от идеала и, к сожалению, базировалось более на центристских и цезаристских принципах, чем на демократических и федералистских институтах.

К началу XX века эта схема жизни государства в России изжила себя, чего не поняли ни царь, ни правящий в то время дворянско-бюрократический класс. Страна пережила трагическую коллизию - полный распад на мелкие территориальные единицы. Восстановлению целостности и единства экономического потенциала Большой России (но уже под властью большевиков, а не царя) в 20-х годах нынешнего века способствовали следующие объективные и субъективные факторы: исторические традиции совместного проживания, замешенные на преобладании коллективистских инстинктов и моделей поведения над индивидуалистическими; единое экономическое пространство.

Имелось довольно много факторов, объективно и субъективно способствовавших успеху политики большевиков по восстановлению целостности экономического потенциала Большой России. Но даже при наличии этих факторов восстановление произошло не полностью (полностью и даже "с избытком", правда, не всегда в форме прямого включения в СССР, это осуществил Сталин в ходе второй мировой войны). Так, из состава Большой России ушли: Польша, значительную часть своей истории, существовавшая как самостоятельное государство и традиционно закрепившаяся в качестве таковой в европейском сознании; Финляндия, Литва, Эстония и Латвия (последние три Сталин затем вернул в состав СССР). Кроме Польши, все остальные территориальные потери России можно было полностью отнести на счет потерь в первой мировой войне, проигранной, конечно же, царским правительством, а отнюдь не большевиками (у последних просто не хватило экономических и военных сил вернуть эти территории России сразу).

В XX веке, в эпоху Советского Союза, в силу ряда причин возникла новая система сохранения территориальной целостности и наращивания экономического потенциала Большой России - так называемая система трех обручей.

Первый обруч - Малая Россия (хотя границы ее весьма приблизительно соответствуют историческим), то есть, условно говоря, нынешнюю Российскую Федерацию окружили республики, входившие в бывший Советский Союз.

Второй обруч - режимы-сателлиты, прямо зависящие от Москвы, в том числе (по ялтинской системе) и благодаря прямой договоренности о разделе сфер влияния со странами Запада. Это в первую очередь бывшие социалистические страны Восточной Европы; Монголия, Северный Вьетнам и Северная Корея - в Азии, и недолгое время там же - Китай; а также Куба в Западном полушарии.

Наконец, в 60-е годы возник целый ряд дружественных Москве режимов по всему миру, но особенно в Африке, в Латинской Америке, а также в Азии (Индия), которые вместе с коммунистическими партиями в Западной Европе составляли третий внешний обруч, скрепляющий мощь и целостность Большой России. Это была воистину глобальная, очень сложная система, равновесие внутри которой поддерживать было трудно и к тому же это требовало больших материальных жертв со стороны народов, проживающих в СССР. Россия в виде СССР восстановилась в еще более могущественном и даже территориально более обширном (особенно после второй мировой войны) масштабе. Перестройка в ее международном аспекте была добровольным (хотя отчасти и вынужденным) отходом с этих глобальных рубежей внутрь себя, в собственно Россию. Но в силу ряда объективных причин и ошибок процесс пошел хаотично, а когда его стал целенаправленно подталкивать Запад - лавинообразно. Два внешних кольца обороны рухнули, но на этом дело не остановилось - начал рушиться СССР (Большая Россия), легитимность границ которого практически никто извне под сомнение не ставил (исключение - разве что позиция США по поводу трех прибалтийских республик).

Незавершенность исторического геополитического процесса на пространстве Большой России (постсоветском пространстве) и соответственно сохранение потенциала для ее дальнейшего распада либо, наоборот, воссоздания особенно ярко характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, к числу важнейших из которых относятся:

  • неготовность окружающего мира к полному распаду России (причем со стороны Запада это и объективная, и субъективная неготовность; исламский же мир, безусловно, готов к дальнейшему распаду России субъективно, но не объективно);
  • искусственность или ярко ощущаемая ныне живущими поколениями людей несправедливость большинства границ, являющихся сегодня границами постсоветских государств;
  • нестабильность всех азиатских и кавказских государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, сохраняющих свое территориальное, государственное и этническое единство лишь на основе: а) авторитарных или прямо диктаторских режимов, в них воцарившихся; б) традиций советского административного деления; в) нежелания России дестабилизировать ситуацию в данных регионах и ее неспособности пока целенаправленной политикой "перекраивать" в свою пользу постсоветское пространство;
  • справедливость определения почти всех образовавшихся на территории бывшего СССР новых государств как "микроимперий", сохраняющих внутри себя все характерные для империй тенденции если и не к полному распаду, то к длительному полураспаду;
  • скрытые, а порой уже и явные претензии ряда бывших соседей СССР (Турция, Афганистан, Румыния, Китай, Германия) на подчинение себе частично или полностью некоторых государств территорий на постсоветском пространстве;
  • впервые в таких масштабах возникшая глобальная проблема разделенности русской нации, что рано или поздно потребует более "активной" государственной политики России по защите русских людей или русских территорий за рубежом;
  • этнографический характер практически всех государств, возникших на территории бывшего СССР, исключая лишь саму Россию и Белоруссию, но включая даже такие внешне "цивилизованные", "европейские" государственные образования, как Литва и, особенно, Эстония и Латвия;
  • гражданская война в Таджикистане как наиболее явное проявление всех перечисленных тенденций нестабильности, уже существующих в горячей форме - спусковой крючок для серии подобных войн по переделу всего территориального пространства бывшей советской Средней Азии (сюда входят, помимо самого Таджикистана, еще и Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Киргизия);
  • нестабильность экономических реформ практически во всех республиках бывшего СССР (кроме прибалтийских), что сделало большую часть их населения гораздо более обездоленной, чем это было в советское время.

В начале нового, третьего тысячелетия мировое сообщество находится в состоянии ожидания дальнейшего развития событий. В частности, все больше его внимание привлекают огромные и незаселенные российские пространства. С их заселением связываются резервы очередного ускользания человечества из "мальтузианской ловушки". Мальтузианство, теория, созданная в конце 18 века Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

Первый удар по целостности экономического потенциала России был нанесен принятой в июне 1990 года Декларацией о суверенитете РСФСР. Аналогичные декларации тут же приняли подавляющее большинство национальных автономных республик РСФСР, и уже к концу 1990 г. на ее территории было провозглашено несколько суверенных государств. Такова цена призыва "брать столько суверенитета, сколько можно проглотить". Предпосылки дальнейшей дезинтеграции России были запрограммированы в её Конституции 1993 года. В статье 5 первой главы первого раздела Основного Закона закреплено, что "республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство". Конституция придает договорным отношениям между Федерацией и ее "суверенными" республиками такой высокий статус, какого не имеют договорные отношения ни в одном федеративном государстве мира. Некоторые суверенные республики России сразу открыто и громко заявили о своем выходе из нее или о праве на таковой. Особенно жестко это зафиксировано в конституциях Тувы, Татарстана и Башкортостана. Другие утвердили себя самостоятельными участниками внешнеполитических и внешнеэкономических связей. В конституциях Якутии и Северной Осетии отмечается, что их президенты принимают решения о дислокации и передвижении по своей территории воинских формирований. Республика Тува закрепила за собой даже право объявления войны и мира, введения военного положения, принятия республиканских законов о воинской службе. Многие республики утвердили порядок введения чрезвычайного положения на своей территории. Сегодня в Российской Федерации 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов - всего 89 "разнокалиберных", но далеко не равноправных субъектов. Согласно статье 9 Конституции РФ, национальные образования наделены правами собственности на свои природные ресурсы, тогда как в "русских" краях и областях - это федеральная собственность. Даже национальные автономные округа, входящие в состав краев и областей, имеют одинаковые с ними экономические права и к тому же еще наделены правами собственности на природные ресурсы.

Экономический потенциал таможенной территории России. Эконом. потенциал – это способность экономики страны, ее отраслей, предприятий и хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, и удовлетворять запросы населения, общественные потребности. Обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал таможенной территории России – это способность наличных, трудовых и материальных ресурсов страны обеспечивать максимально возможный уровень производства продуктов и услуг. Определяется он природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным истор. богатством.

Понятие таможенной территории и таможенной границы. Таможенную территорию РФ составлеяет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соотвесттвии с законодательством РФ.

Исключительная экономическая зона. Это морской район находящийся за пределами территории моря РФ и прилегающие к нему с особым правовым режимом, установленным законадательством РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Континентальный шкльф вкл в себя морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территории моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окариной материка является продолжение континентального массива РФ, включающие в себя поверхностные недра континентального шельфа склона и подъема. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т. ч. в отношении таможенно-фискальных, санитарных и эмиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Понятие таможенной границы. Таможенная граница РФ- воображаемая условная линия ограничивающая таможенную территорию России. Элементами таможенной границы является: Пределы единой таможенной границы РФ, периметры ОЭЗ, пределы искусственных островов, установок и сооружений. Понятие таможенной границы определено в Таможенном Кодексе РФ. и федеральным законом «О гос границе РФ». Гос. граница РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность определяющая пределы гос. территории РФ. Таможенная граница может как совпадать так и нет с государственной границе. По общему правилу таможенная граница совпадает с государственной, за исключением ОЭЗ, искусственных островов, установок и сооружений.

Особые экономические зоны. на территории РФ могут находиться создоваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары помещенные на территорию ОЭЗ рассматриваются как находящиеся вне территории РФ исключительно для целей: применения таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера становленных законодательством РФ о гос. регулировании внешней торговой деятельности. ОЭЗ – определенная правительством РФ часть территории, на которой действует особый экономический режим осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания: 1. развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, вымоко-технологических ораслей, транспортных инфраструктур, производство новых видов продукции 2. развитие туризма и санитарно-курортной сферы. Основным документом является фед. закон от 22 июля 05г. «Об особых экономических зонах РФ». Типы ОЭЗ:1. промышленно-производственные ОЭЗ. Создаются на участках территории которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км 2. технико-внедренчиские ОЭЗ. Создаются не более чем не 2-х участках территорииитобщая площадь которых не более 3 кв. км 3. турисцко-рекреационные ОЭЗ. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемых Правительством РФ. 4. портовые ОЭЗ. Создаются на территории морских и речных портов открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, во-вторых на территории аэропортов открытых для приема и отправки воздушных судов выполняющих международные перевозки, в-третьих на территории предназначенной для строительства, реонструкции и экплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы предназначенные для посадки/высадки и для иного обслуживания пассажиров. Создаются на участках территории которая имеют общую границу и площадь которая не более 50 кв. км. В ОЭЗ за исключением 3 и 4 вида не допускается размещение жилого фонда. НЕ допускается на ОЭЗ: 1. Разработка разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка. За исключением мин. вод и других природно-лечебных ресурсов, переработки лома и металургического производства. 2. производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилейи мотоциклов.

Пункты пропуска через гос. нраницу РФ. Прибытие товаров и ТС на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через гос. границу РФ. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международного сообщения РФ с другими государствами, устанавливаются во первых: в морских, речных, рыбных портах открытых для международного сооющения; во-вторых в аэропортах, аэродромах открытых для международного сообщения; на пограничных ж/д станциях и вокзалах; на специально выдленных в непосредственной близости от гос. границы участках местности в пределах пограничной зоны(автотранспорт). Пункты пропуска представляют собой комплекс зданий и сооружений, с соответствующим технологическим оборудованием в которых осуществляет свою служебную деятельность органы пограничного, таможенного и других видов контроля, а также иные предприятия и организации обеспечивающие работу пунктов пропуска. ПП классифицируются от вида, характера международного сообщения и режима работы. 1) морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодарожные, пешеходные 2) грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские 3) постоянные, временные, сезонные. ПП могут быть многосторонними (т.е. предназначенные для пересечени гос границы физическими лицами независимо от гражданства) и двусторонними (предназначенные для пресечения границы гражданами РФ и сопредельного государства). Режим работы ПП определяются Правительством РФ. Время работы таможенного органа в ПП должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих же пунктах. Время работы таможенных органов в ПП которые совмещены с ПП сопредельных гос-в должны совпадать со временем работы этих сопредельных государств. Правительство РФ имеет паво устанавливать для отдельных видов товоров пункты пропуска на таможенную территорию РФ. Это связано с тем что для некоторых видов товоров могут понадобиться различные виды гос. контроля (например ветеринарный). В связи с чем гос-во в целях минимизации своих издержек получило возможность сокращать пункты пропуска для товаров спец. категорий(например фед закон о прибытии на террит алкогольной и табачной продукции). Соответствуюая практика установления определенных пунктов пропуска для отдельных категорий товаров существует и вдругих странах.

Руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. Общее руководство заключается в выборе стратегии и тактики осуществления таможенногодела, определение его направлений и конкретных составных частей; координации и контроля развития; акцентирования внимания на тех или иных сторонах и таможенной деятельности имеющие значение для экономического суверенитета и экономической безопасности РФ. Непосредстенную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральная служба уполномоченная в области таможенного дела. В соответствии с таможенным кодексом 1993 года центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющее непосредственное руководство таможеннвм делом является Гос Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ) В соответствии с указом президента от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после вступления в силу ГТК РФ преобразован в ФТС РФ и его функции по принятию нормативно-правовых актов передается Мин. Эконом. Развития и торговли РФ. Указом президента от 06густановлено что ркуоводство фед. там. службы осуществляет Праительство РФ. Функции мин.эконом.развития и торговли по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС РФ.

Таможенные органы. Это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. (ФТС России; РТУ; Таможни; Таможенные посты) Центральным таможенным органом является ФТС России. Часть своих задач и функций ФТС РФ решает непосредственно, а часть через РТУ, таможни и таможенные посты. РТУ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. Таможни РФ непосредственно решают часть задач в сфере таможенного дела. Подчиняются таможни тому РТУ в зоне деятельности которого находятся. Отдельные таможни родчинены ФТС РФ (Домодедово, Внуково). В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты, которые являются первичным звеном системы таможен органов. Таможенные посты осуществляют свою деятельность под руководством таможни в состав которой входят. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и там. постов осуществляет ФТС РФ. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению определенных функций, совершен. таможенных операций, а также регион деятельности определяет ФТС.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ).

Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»).

Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее - на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие таможенная территория и понятие государственная территория не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия таможенная граница и государственная граница никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.