07.07.2019

Международный туризм и таможенный контроль в республике беларусь. "таможенные операции и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами". Операции таможенного контроля


04.06.2014

Таможенные операции и таможенный контроль в отношении международных почтовых отправлений и интернет-товаров стали предметом рассмотрения всероссийского семинара таможенников

3 июня 2014 года в г. Самаре открылся Всероссийский семинар, посвященный вопросам подготовки таможенных органов Российской Федерации к совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений (МПО) и интернет-товаров, доставляемых перевозчиками в адрес физических лиц в предновогодний и новогодний периоды 2014-2015 годов. Семинар продлится до 6 июня 2014 года.

Как отметил заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов, в Российской Федерации отмечается динамичное развитие торговли через сеть Интернет. Это обусловлено как скоростью развития самой сети, так и ростом интереса россиян к интернет-торговле. Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2013 год достиг 14,5 млрд. долл. США, в 2012 году оборот составлял 11 млрд. 680 млн. долл. США.

Проведенный ФТС России мониторинг объемов оформления товаров, поступающих в адрес физических лиц в МПО, и экспресс-грузов в 2011-2013 гг. показал, что товары, приобретенные физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах, пересылаются на территорию Российской Федерации преимущественно такими видами МПО, как мелкие пакеты и EMS (экспресс мэйл сервис – ускоренный вид доставки).

Подписанный 5 мая 2014 года Федеральный закон № 114-ФЗ внес изменение в статью 317 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который наделил Правительство Российской Федерации правом устанавливать: дополнительные ограничения на ввоз/вывоз товаров физическими лицами; нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В целях снижения административных барьеров было принято решение о доработке статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что в качестве пассажирской декларации могут использоваться иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования. Текст новой статьи сформулирован и включен в пакет поправок, которые в настоящее время после прохождения внутригосударственных процедур внесены в Евразийскую экономическую комиссию.

В свою очередь начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин заявил, что на фоне общероссийской тенденции к увеличению объемов международных почтовых отправлений в последние годы отмечен существенный рост количества МПО, доставляемых в места почтового обмена Приволжского региона, расположенные в городах Самара и Оренбург. Так, в 2013 году количество входящей почты, предъявленной к таможенному контролю в Самаре и Оренбурге, превысило показатель 2012 года более чем в 3,5 раза и составило 8 млн. МПО.

В 2014 году указанная тенденция продолжает сохраняться. С января по май текущего года к таможенному контролю в ММПО Самара МСЦ и ММПО Оренбург МСЦ предъявлено в общей сложности более 3 млн. почтовых отправлений, что на 16% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

С начала 2014 года в ходе таможенного контроля в местах почтового обмена Приволжья было выявлено около 350 МПО, посредством которых пересылались запрещенные товары. Значительную долю задержанных товаров как в 2013, так и в текущем году составляют специальные технические средства. Различные виды оружия, пересылаемые международной почтой и выявляемые в ходе таможенного контроля, составляют около 20% от всех задержанных товаров.

Участились в последние годы и факты пересылки в МПО наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Так, в течение последних полутора лет приволжскими таможенниками было задержано около 35 кг таких веществ, около 10 из которых – в течение 5 месяцев 2014 года.

По словам С. Рыбкина, в связи с прогнозируемым значительным увеличением поступающих объемов международной корреспонденции к концу 2014 года перед таможенниками Приволжья стоит задача обеспечить максимально возможную для каждого из ММПО пропускную способность. С этой целью с ноября текущего года планируется перевести таможенные посты в ММПО Самара и ММПО Оренбург на круглосуточный режим работы.

Кроме того, в соответствии с решением, принятым ФТС России совместно с ФГУП «Почта России», на базе Оренбургского МСЦ в текущем году планируется проведение трехмесячного эксперимента, предусматривающего существенную оптимизацию порядка обработки международной корреспонденции, основанного на совместном использовании почтового АИС СЦ.

Нормативно-правовые акты

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // URL: http://www.wcoomd.org/Kyoto_New/Content/content.html (дата обращения 23.08.2009).

2. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС Консультант Плюс, 2011.

4. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

5. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008. с. 464 - 470.

6. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

7. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза" // СПС Консультант Плюс, 2011.

8. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" // СПС Консультант Плюс, 2011.

9. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20.05.2010 "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 4990.

10. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // СПС Консультант Плюс, 2011.

11. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 // СПС Консультант Плюс, 2011.

12. Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, заключенный Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12 декабря 2008 г. (ст. 4) // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

13. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132) (ред. от 20.09.2010) // Российская газета, N 227/1, 30.11.2009.

14. Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

15. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: URL: http://www.tsouz.ru.

16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.02.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

18. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета, N 106, 03.06.2003.

19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.

22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

23. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) // Российская газета, N 269, 29.11.2010.

24. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // Российская газета, N 254, 18.12.2003.

25. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об экспортном контроле" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999) // Российская газета, N 146, 29.07.1999.

26. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "О безопасности дорожного движения" // Российская газета, N 245, 26.12.1995.

27. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета, N 151-152, 09.08.2001.

28. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 682 "О признании утратившим силу абзаца четвертого пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 и внесении изменений в Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" // Российская газета, N 157, 25.08.2009.

29. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 (ред. от 10.03.2011) "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" // Российская газета, N 290, 30.12.2004.

30. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.03.2011)"О Правилах дорожного движения" // Российские вести, N 227, 23.11.1993.

31. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 15.06.2010) "О Федеральной таможенной службе" // Российская газета, N 167, 02.08.2006.

32. Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 288-р "О Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 11 (ч. 2). Ст. 1046.

33. Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479 (ред. от 24.12.2009) "О Регламенте Федеральной таможенной службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 28.04.2008.

34. Приказ ФТС РФ от 24.05.2006 N 469 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 42, 16.10.2006.

35. Приказ ФТС РФ от 23.07.2008 N 906 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара" // Российская газета, N 173, 15.08.2008.

36. Приказ ФТС РФ от 01.08.2008 N 951 (ред. от 17.02.2009) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности" // Российская газета, N 175, 20.08.2008.

37. Приказ ФТС России от 5 декабря 2003 г. N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" // Российская газета. N 257. 2003.

38. Приказ ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров" // Таможенный вестник. 2004. N 21 и др.

39. Приказ ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима уничтожения" // Российская газета. N 117. 2007 и др.

40. Приказ ГТК России от 13 ноября 2003 г. N 1286 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта" // Российская газета. N 249. 2003.

41. Приказ ГТК РФ от 20.10.2003 N 1165 "Об утверждении формы акта проведения личного досмотра" // Российская газета, N 237, 21.11.2003.

42. Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" // Таможенные ведомости, N 2, 2004.

43. Указание ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" // СПС КонсультантПлюс, 2011.

44. Письмо ФТС России от 11 августа 2008 г. N 01-11/32365 "Об усилении контроля за международным таможенным транзитом товаров" // Таможенный вестник. 2008. N 17.

Учебники, учебные пособия. Монографии

45. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право: Учебник для вузов / под ред. Х.А. Андриашина. М.: Юстицинформ, 2006.

46. Правовое регулирование экономических отношений. Альманах / В.В. Андрощук, П.А. Борноволоков, Е.В. Еремина и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1.

47. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2003.

48. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2005.

49. . Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

50. . Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие / И.С. Власов, А.А. Колесник, Т.О. Кошаева и др.; отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010.

51. . Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2003.

52. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования сервисной таможни. СПб., 2005.

53. Зрячкин А.М. Таможенное право в системе российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2000.

54. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М.: Деловой двор, 2008.

55. Малиновская В.М. Таможенные процедуры // Учебник по публичному и частному праву: В 2 т. Т. I. Публичное право / Под общ. ред. проф. Г.П. Толстопятенко. М., 2008.

56. Марченко Р.А. Понятие административно-правового режима обеспечения таможенного дела в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2; Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): Учебно-практическое пособие. М.: ТАМОЖНЯ.РУ, 2005.

57. Национальная правовая база таможенного регулирования России в связи с ее участием в таможенном союзе // СПС КонсультантПлюс. 2010.

58. Николюкин С.В. Посреднические договоры. М.: Юстицинформ, 2010.

59.Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб. статей / Под общ. ред. А.Б. Новикова. СПб.: Элмор, 2006.

60. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007.

61. Пепеляев С.Г. К вопросу о правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Саратов, 2003.

62. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

63. Собчак А.А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1964.

64. Соколова Э.Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: Правовые признаки и порядок регулирования: по материалам научно-практической конференции. Москва, июнь 2003 г. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво, 2003.

65. Топоров Н. Источник повышенной опасности. Л.: Рабочий суд, 1926. N 19.

66. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник(издание 2-е). М.: ИКД "Зерцало-М", 2009.

67. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2003.

68. Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей // СПС КонсультантПлюс. 2007.

69. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Комментарии законодательства

70. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

71. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010.

72. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2010.

73. Назаренко Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2010.

Статьи, периодические издания

74. Анганзоров О. Личный досмотр // Законность. 2005. N 2.

75. Арбекова А.В. Административно-правовое регулирование внешнеторговой (экспортной) деятельности в России // Административное право и процесс. 2010. N 1.

76. Бакаева О.Ю. Проблемы соотношения частных и публичных интересов в условиях формирования правовой базы Таможенного союза // Юридический мир. 2010. N 6.

77. Беляева Е.Н., Войналович Я.С. Понятие экономической безопасности и место таможенного контроля в обеспечении экономической безопасности государства // Ежегодник "Академический вестник" Ростовского филиала ГОУ ВПО "Российская таможенная академия". 2007. N 5.

78. Бодрягина О. Таможенный союз - час икс близок // ЭЖ-Юрист. 2010. N 25.

79. Бондарь А., Малахова Е. Таможенный союз: сертификаты, тарифы и посредники [Интервью с Д.З. Аиткуловым] // ЭЖ-Юрист. 2010. N 28.

80. Гармонников С.Н. Проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся по единой таможенной территории Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа // Таможенное дело. 2010. N 1.

81. Гармонников С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2010. N 4.

82. Глазьев С.Ю. Формирование Таможенного союза как важнейшего элемента антикризисной стратегии // Таможенное дело. 2009. N 4.

83. Дворянов С.В. Причины недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет и пути повышения их собираемости // Налоговая политика и практика. 2007. N 8.

84. Евстратова Ю.А. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов об административной ответственности России, Республики Беларусь и Казахстана // Таможенное дело. 2009. N 4.

85. . Жамкочьян С. Единое таможенное законодательство Европы: от Римского договора к модернизированному Таможенному кодексу // Таможенное дело. 2009. N 4.

86. Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2010.

87. Игумнова Е. Таможня и бизнес // ЭЖ-Юрист. 2010. N 25.

88. Истомин С.И. О правовом регулировании модернизации в таможенном праве // Юридический мир. 2010. N 2.

89. Истомин С.И. О спорных вопросах содержания таможенного дела, таможенного оформления и таможенного режима // Таможенное дело. 2010. N 1.

90. Комогорцев С.В., Кондрин П.В. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза // Таможенное дело. 2010. N 2.

91. Корняков К.А. О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 4.

92. Костин А.А. Классификация видов таможенного контроля // Таможенное дело. 2010. N 1.

93. Кочубей И.С. Установление и практика применения правовых льгот по таможенному оформлению // Налоги (газета), 2008, N 25.

94. Лапина С.Б. Незаконное возмещение НДС как угроза внешнеторговой деятельности России // Налоги (специальный выпуск). 2008.

95. Липатова Н.Г. Концептуальная модель разработки проекта Таможенного кодекса Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 3.

96. Малиновская В.М. Особенности процедуры таможенного оформления по законодательству Российской Федерации // Реформы и право, 2008, N 4.

97. Мамбеталиев Н.Т. Косвенное налогообложение в Таможенном союзе // Налоговый вестник. 2010. N 5.

98. Матвиенко Г.В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Финансовое право, 2008, N 4.

99. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 11.

100. Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2007. N 2.

101. Новиков В.Е. Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2009. N 3.

102. Новиков А.Б. Концепция "сервисной таможни" в системе административной реформы в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс, 2011.

103. Певнев А. Соглашение Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. N 44.

104. Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле // Налоги. 2006. N 10.

105. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. N 6.

106. Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России // Таможенное дело. 2010. N 2.

107. Рудая И.Л. Таможенное регулирование на таможенной территории Таможенного союза: о статусе и роли уполномоченного экономического оператора // Таможенное дело. 2009. N 4.

108. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных сборов // Право и экономика. 2010. N 10.

109. Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10.

110. Слюсарь Н.Б., Евдокимова И.А. Аспекты формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2009. N 6.

111. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10.

112. Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. N 4.

113. Трунина Е.В. Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза // Право и экономика. 2010. N 7.

114. Трунина Е.В. Таможенная проверка и таможенная ревизия: сравнительно-правовой анализ // Налоги. 2010. N 20.

115. Трунина Е.В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело, 2010, N 3.

116. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.

117. Фоков А.П. О концепции Таможенного кодекса Таможенного союза (России, Республики Казахстан и Республики Беларусь) // Таможенное дело. 2010. N 1.

118. Черныш А.Я. Теория таможенного дела как основа практической деятельности по созданию единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 3.

119. Чулкова Л. Размер таможенного сбора, уплачиваемого при применении процедуры временного декларирования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. N 23.

120. Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // Таможенное дело. 2009. N 3.

121. Шлыков В.С. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей // Внешнеторговое право. 2010. N 1.

122. Шлыков В.С. Основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов по взысканию таможенных платежей // Налоги. 2010. N 1.

123. Шлыков В.С. К вопросу о таможенных платежах, взимаемых при перемещении через таможенную границу // Таможенное дело. 2010. N 1.

124. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2008.

Судебные акты

125. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июля 2006 г. по делу N Ф08-2965/2006-1241А // СПС КонсультантПлюс., 2011.

126. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2008 N 09АП-17979/2007-АК по делу N А40-50592/07-148-294 // СПС Консультант Плюс, 2011.

127. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2008 г. по делу N А56-3049/2008 // СПС Консультант Плюс, 2011.

128. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 марта 2008 г. по делу N А56-3049/2008 // СПС Консультант Плюс, 2011.

129. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 февраля 2005 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2005 г. по делу N А40-65048/04-126-659 // СПС Консультант Плюс, 2011.

Tаможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Существуют следующие виды таможенных операций:

а) Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, к ним относятся:

1. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

2. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

3. Временное хранение товаров

б) Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

1. Таможенное декларирование

2. Выпуск товаров

В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.

Прибытие товаров на ТТ ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (п. 1 ст. 156 ТК ТС).

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы:

документы на транспортное средство международной перевозки;

транспортные (перевозочные) документы;

документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции (ст. 160 ТК ТС):

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на ТТ ТС, на другое транспортное средство (п. 1);

Операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить их в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС)).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. п. 1, 3 ст. 174 ТК ТС).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в электронной форме (п. п. 2, 4 ст. 176 ТК ТС).

Согласно ст. 156 TK TC Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

Перечень мест прибытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Так же нужно отметить статью 165 ТК ТС, в которой описаны меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах.

Если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

В местах непосредственного прибытия груза, в соответствии со статьей 160 ТК TC, могут осуществляться Таможенные операции:

1. В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство.

2. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство осуществляются во время работы таможенного органа и в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица.

3. В местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

4. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

5. Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытии, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Статья 163 ТС ТК регламентирует, какие таможенные операции совершаются в местах убытия.

Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза (статья 164).

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта. Допускаются изменения количества и (или) состояния товаров, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Деятельность в сфере таможенного дела, реестры лиц, осуществляющих такую деятельность. Включение и исключение юридических лиц из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор.

Прибытие товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений). Убытие товаров с таможенной территории (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений).

Общие положения о таможенном транзите. Таможенный контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Документы, используемые в качестве транзитной декларации. Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.

Таможенное сопровождение. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых между таможенными органами по книжке МДП. Оборудование транспортных средств, контейнеров и съемных кузовов при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Порядок допуска транспортных средств к международной перевозке товаров.

Временное хранение. Типы складов временного хранения (СВХ). Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении.

Таможенное декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Документы, представляемые при таможенном декларировании товаров. Виды таможенных деклараций Формы, сроки подачи и порядок регистрации таможенной декларации. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном контроле. Декларант, его права и обязанности. Таможенный представитель, его права и обязанности. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации, отзыв таможенной декларации. Порядок осуществления таможенного декларирования. Декларирование товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.Особенности таможенного декларирования товаров.Предварительное информирование. Представление статистических форм при торговле между странами Евразийского экономического союза.

Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска. Условный выпуск товаров. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.



Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов и товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Таможенные процедуры. Виды и содержание таможенных процедур. Выбор и изменение таможенной процедуры. Порядок помещения товаров под таможенную процедуру. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур. Особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля. Принципы проведения таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем. Зоны таможенного контроля. Цели и порядок проведения личного таможенного досмотра. Таможенная проверка как основная форма таможенного контроля после выпуска товаров. Камеральная таможенная проверка. Выездная таможенная проверка. Назначение выездных таможенных проверок и порядок их проведения. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки. Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам. Порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки.

Нормативная правовая база, определяющая принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля. Основные понятия, используемые при применении системы управления рисками. Порядок разработки, согласования, утверждения, актуализации и отмены профилей рисков. Порядок выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, и применения мер по минимизации рисков.



Виды государственного контроля в пограничном пункте пропуска. Организация транспортного контроля при осуществлении международных автомобильных перевозок. Организация документальных фитосанитарного и ветеринарного контроля. Организация документального санитарно-эпидемиологического контроля.

Взаимная административная помощь таможенных органов.

Обмен информацией между таможенными органами.

Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе.

Область применения ТСТК. Классификация ТСТК. Правовые основы применения ТСТК. Технические средства и технология оперативной диагностики и классификации товаров. Технические средства и технологии, применяемые при таможенном досмотре товаров и транспортных средств. Метрологическое обеспечение таможенного контроля. Применение ТСТК при перемещении товаров через таможенную границу. Технические средства наблюдения, контроля и охраны таможенных объектов. Организация эксплуатации ТСТК. Техника безопасности при работе с ТСТК.

Технологии таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союзаразличными видами транспорта. автомобильным, железнодорожным, морским и речным, воздушным транспортом.

Технологии таможенного контроля при перемещении электроэнергии через таможенную границу ЕАЭС.

Технологии таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС трубопроводным транспортом