22.06.2019

Тестовые вопросы по предмету экономика таможенного дела. Тестовые задания. Программа профессионального вступительного испытания по специальности таможенное дело


Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

    опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

    включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

    использовать дидактические игры и дискуссии;

    использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

    стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Все методы активного обучения делятся на:

- неимитационные , реализуемые на традиционных видах занятий,

- имитационные , игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий.

Неимитационные методы активного обучения

Основное отличие этих методов от других методов активного обучения - отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности.

При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.

На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов - контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.

На лабораторных или практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.

Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих.

Достаточно длительная активная деятельность студента достигается в период его производственной практики , если он назначается на конкретную должность. Практикант вынужден регулярно и самостоятельно принимать управленческие и производственные решения, т.е. активно обучаться.

Важные формы активного обучения - олимпиады и научно-технические конференции , в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике.

К активному обучению относится и широко практикуемая научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Таким образом, практически на всех традиционно используемых в вузах видах занятий можно применить методы активного обучения.

В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают учащихся к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.

Имитационные методы активного обучения.

Опыт внедрения методов активного обучения в такие традиционные формы занятий, как лекции, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты, свидетельствуют о высокой эффективности этих методов, их влиянии на повышение качества подготовки специалистов.

Но традиционными формами обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, почти не затрагивается третий уровень подготовки специалиста - приобретение им еще в стенах института навыков предстоящей профессиональной деятельности.

Трудность получения этих навыков связана с тем, что такая деятельность, как правило, носит коллективный характер, т.е. большинство реальных решений принимается в процессе взаимодействия с коллегами по работе.

В жизни на каждом шагу проявляется вероятностный характер производства, происходят срывы из-за непредвиденных обстоятельств, таких как задержки поставок материально-технических ресурсов.

Необходимо умение не только быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, но и эффективно достигать поставленных целей. Без такого умения затягивается адаптация молодого специалиста на производстве, а принимаемые им решения зачастую далеки от оптимальных.

Вот эти навыки предстоящей деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении на имитационных игровых занятиях.

Основная отличительная черта таких занятий - это имитация предстоящей трудовой деятельности: производственно-хозяйственной, проектно-конструкторской, преподавательской.

Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы учащихся . С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.

2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

З) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект - субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъектобъектных отношений).

Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т. е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать. Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.). Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп. Автономное учение - необходимое для развития самостоятельности обучающихся с учетом индивидуальных темпов их продвижения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наиболее подходят. Вполне понятно, что от целевых приоритетов зависит и ожидаемый результат не только всего процесса обучения, но и каждого учебного занятия, а соответственно и тот путь, который ведет к данному результату, то есть этапность занятия, последовательность видов работы, выбор и сочетание способов и приемов общения и содержательная логика. При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки или другие группировки.

3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

5. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

- ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

- ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие,

6. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными.

Если же в основу классификации положить, например, степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.

8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

2) «Для меня сегодняшний урок...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так...»).

6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было. . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей...»).

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

10. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями - желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

Приведу некоторые примеры, которые я использую для стимуляции познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала:

1 Прием: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. При изучении темы «Внутренняя политика Александра I мы говорим о реформаторской деятельности Сперанского, о проекте создания Государственной думы. Эти знания пригодятся при изучении в 9 классе темы «Первая русская революция», где будем изучать создание Гос. дума Николаем II, создание современной Государственной думы.

2 Прием: Выдача заданий разного уровня сложности. Дифференциация Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Например, при изучении темы «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг., ученикам предложено домашнее задание: § 1,3 прочитать, ответить на вопросы стр.9,20 Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

Отражены преобразования первой половины XIX века в государственном управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;

Использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);

Использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению. Дополнительное задание желающим:

Найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);

Придумать вопросы, составить викторину для дополнения выполненной ими на уроке работы.

Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся:

1 Прием: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Например, (Урок «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.) Александр I был воспитан в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения. Он вступил на престол с твёрдым намерением преобразовать Россию и начал преобразования, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. «Дней Александровых прекрасное начало...», - сказал позднее об этом времени АС. Пушкин, но довольно скоро император отказался от проведения глубоких преобразований и отправил реформаторов в отставку. Задача: почему Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них? Или, (Урок «Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг.) Россия и Франция не имеют общих границ и спорных территорий. До конца XVIII века русские войска никогда не вступали с французами в серьёзные схватки, но с конца XVIII века и до 1815г. Россия пять (!) раз воевала с Францией (если считать Отечественную войну и Заграничные походы русских войск отдельными войнами), и четыре войны пришлись на время правления Александра I. Учебная задача: почему в начальный период царствования Александра I главным противником России была Франция? Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

2 Прием: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями в Power Point (Приложение №8). Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

3 Прием: Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения. При изучении темы «Россия в первой четверти XIX в.» игровой урок, урок-конкурс при изучении темы «Отечественная война 1812г.». Проведён в виде «сражения» двух команд «русских» и «французов», команды проходят по маршруту: викторина «Командование. Армии противников», работа с картами «Сражения», тест «Итоги войны». На повторительно-обобщающем уроке используем приём «погружение в историю» и совершаем заочное путешествие, экскурсию в прошлое – презентация «Россия в XIX в. Быт» (50 слайдов, сопровождает показ слайдов музыкальный файл «Лунная соната» Бетховен). Презентация включает фото архитектурных памятников XIX в., картины русских художников портреты, иллюстрирующие быт сословий: дворянство, горожане, крестьяне. Оба задания разработаны мною. Новизна материала, которого я им предлагаю, также способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Кроме того, я использую на уроке также созданные мною задания (в компьютерном варианте Power Point) на основе дидактического материала журнала «Преподавание истории в школе», разработанного лабораторией «МЕТАР» под руководством д.и.н. Абдулаева (Уроки «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг., «Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XIX в».) Задание «Озвучь диафильм» на основе диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (Урок «Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг.) Тесты, созданные в программе Power Point (Урок «Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XIX в».)

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения .

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные предусматривают:

Свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

Открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

Деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

Высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

Обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Конкретные современные педагогические приемы обучения («мозаика проблем», «письмо по кругу», стратегии, «шляпы мышления», «вопросы -- толстый и тонкий», «оценочное окно» и др.) вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

Повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

Освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

Отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

Выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).

методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся.

Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Рассказ, школьная лекция, объяснение относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения.

Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.

При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Важнейшие приемы изложения нового материала:

постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся

изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников

обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения (по Б.П. Есипову) это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Лабораторные работы - это такой метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем - пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:

вводный;

тренировочный;

контрольный (проверочный);

закрепление ЗУН;

урок самостоятельной работы;

урок с использованием ТСО и ЭВТ;

урок практической работы;

комбинированный урок;

повторительно-обобщающий урок;

урок повторения;

урок овладения ЗУН;

предметный урок (характерен для начальных классов).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:

ролевые игры;

исполнение сказочного сюжета;

урок фантазирования; деловая игра;

урок взаимообучения;

круглый стол или конференция; пресс-конференция;

урок открытых мыслей;

урок-соревнование;

урок-КВН;

урок-викторина;

игра «Следствие ведут знатоки»;

аукцион знаний;

урок-диспут;

урок-турнир;

урок-эврика;

игра «Волшебный конверт»;

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс; урок творчества;

математический хоккей;

урок-спектакль;

смотр знаний;

урок-игра;

урок-зачет;

урок-путешествие;

урок-состязание;

урок взаимообучения;

урок-восхождение;

урок-диалог;

мозговая атака;

урок-брифинг;

актуальное интервью;

имитационно-ролевое моделирование;

моделирование мышления учащихся;

ролевая деловая игра;

урок-лекция: проблемная; визуальная; лекция вдвоем.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

включают в себя различные виды заданий для развития индивидуальности личности.

I. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")

- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (по заданному плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личности плана сочинения последовательности действий в лабораторной работе и пр.);

- оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовать и корректировать свои учебные действия, организовать и оценивать результаты");

- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.);

- включение в урок или в домашние задания диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (как средства для выбора способа, плана выполнения учебного задания);

- "зеркальные задания" – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учителем содержанием или внесенными в урок диагностическими и квазидиагностическими моделями ("прикинуть" на себя).

II. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя")

- аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической – синтезирующей направленности);

- задания, предлагающие выбор уровня учебной работы (ориентация на учебный балл);

- задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

- выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием);

- выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – "работа порциями" и пр.);

- задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической (а может быть идеологической) позиции в рамках представленного учебного материала;

- задания на определение самим школьником своей зоны ближайшего развития.

III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):

- требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов, сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень);

- требующие творчества в способе учебной работы (переработка в схемы, опорные конспекты: самостоятельная – не по образцу – постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);

- задания, создающие возможность проявить себя в ролях: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.);

- выбор различных "жанров" заданий (научный отчет, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.);

- задания, предлагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в маске, в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля, как элемента изучаемого процесса);

- проекты, в ходе выполнения которых учебное содержание реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности.

!!! Возможно мотивирование самореализации отметкой, оценкой, рецензией, анализа и мнений.

IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников

("Твори совместно"):

- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", театрализация, интеллектуальные командные игры;

- "обычные" творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах - сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии);

- творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролер (оценивается вклад в общий результат);

- творческие игровые совместные задания – деловые игры, театрализация (взаимозависимость общих и индивидуальных проявлений);

- задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (опыты, интервью с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);

- совместный анализ результата и процесса учебной работы, содержательная оценка степени освоения учебного материала;

- задания, предполагаемые взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (план осуществления индивидуальной лабораторной работы с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением;

- стимулирование, мотивирование творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).

V. Задания и группа приемов организации учебной работы,

направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):

- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (дома решить задачу или другую учебную работу);

- проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);

- после серии решения тренировочных заданий по выбору на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;

- задания на проработку своих учебных перспектив (планирование результатов учебной работы в четверти и в году или построение индиви-дуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.);

- субъективно трудные задания или сложные учебные ситуации, интерпретируемые учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (доклад без оценки);

- широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать, с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);

- задания на выбор с идеалом профессионального поведения в привлекательной, желаемой профессии.

"Узнай себя!"

"Выбирай себя!"

"Проявляй себя!"

"Меняй себя ради себя!"

МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Теория Абрахама Маслоу:

Человек получает удовольствие от самого процесса проявления себя только тогда, когда в достаточной мере удовлетворены основные человеческие потребности, связанные с ликвидацией дефицита, потребности в безопасности, любви, в уважении и в самоуважении.

Четко сформулированные требования к поведению, отношениям и достижениям учащихся не ограничивают проявления и развитие их индивидуальности.

Пошаговость развития "Движение вперед происходит маленькими шагами, и каждый шаг вперед возможен благодаря ощущению безопасности, когда мы вступаем в неведомое с надежного родного "плацдарма".

Должны с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признав за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии.

Удовлетворить потребности в любви и принадлежности.

"Однажды он сказал, что твой полет – лишь сон".

Потребность самоуважения – и уважение другими.

Компетентность, успешность, уверенность, независимость и свобода.

"Я верю в тебя! Ты обязательно справишься! А если и нет – что ж, у тебя есть много других достоинств".

СОСТОЯНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ УРОКА

Состояние учителя на уроке с учетом трех характеристик: тонуса, устойчивости и направленности.

Тонус – это психофизическая основа состояния, его энергетичность (полная апатичность или мощный заряд энергии).

Устойчивость – либо физическая и эмоциональное состояние учителя на уроке стабильное, либо импульсивное: колеблется резко, непредсказуемо, с большим размахом.

Направленность – это какие чувства испытывает учитель и излучает на класс.

Известный итальянский психолог Р.Ассаджиоли предлагает учитывать разные стороны личности или субличности (в каждом из нас живут разные голоса, разговаривающие с нами от имени разных Я:

- Ты должна сейчас же сесть и подготовиться к уроку!

- Почему бы сегодня не мучить себя и не посмотреть какой-нибудь интересный фильм. Или зайти поболтать к соседке).

Каждая из этих субличностей стремится реализовать свое желание и разрешить конфликт, который разыгрывается внутри личности, что приводит к дискомфортному состоянию. Научиться объединять, согласовывать желание – путь к управлению своими состояниями.

На уроке, когда есть маленькая передышка: упражнения "руки" – на снятие усталости; "зонтик" - для ощущения чувства уверенности и контроля; "выдох" – на снятие ситуационного внутреннего напряжения; "формулы" самовнушения. На перемене: "луч" – снятие эмоционального утомления; "пресс" – нейтрализует гнев, раздражение, агрессию; "настроение" – у вас прошел тяжелый, трудный, неудачный урок; "Федя" – на развитие чувствования другого человека; "дыхание" – регулирование своего состояния за 10-15 минут до уроков; "убежище" – в котором вы можете отдохнуть когда захотите.

"И лететь по белому свету,

Став одним движением ветра.

Или думать, как приземлиться,

А у птиц свободе учиться,

Оставив все то, что жаль".

Новая роль учителя в организации педагогического сотрудничества

Для подрастающего поколения школа – это отправная точка путешествий за открытиями не только в области освоения учебного содержания, но и в области познания себя и других людей.

Одна из задач учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к "кладо-вым", где находятся накопленные человечеством знания, предварительно дав "ключик" от них – индивидуальные и коллективные способы овладения этими сокровищами.

Неотъемлемая часть процесса учения – это сознательное согласие школьника измениться в ходе обучения и воспитания, проходя трудный путь становления личности.

Цель этой статьи, помочь увидеть проблему, заинтересоваться ею, сформировать свое отношение к ней и на первом этапе воспользоваться нашими советами. Центральным является положение о том, что ученик – не столько объект изучения, сколько достойный и равноправный партнер, способный обеспечить в любом деле искомую результативность.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Было бы ошибкой считать, что педагогика сотрудничества родилась вчера. Сейчас давайте вспомним, что все новое – хорошо забытое старое и нельзя разрушать все до основания в надежде построить нечто совершенно новое.

Необходимо исходить из противоречий учебного процесса, существующих сегодня в школе:

между новыми задачами, стоящими перед школой, и устаревшими подходами и технологиями обучения;

между коллективными формами обучения и индивидуальной формой присвоения их результатов;

между объективной потребностью в педагогическом сотрудничестве на уроке и уровнем разработки проблемы в теории;

между потребностью школьников в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками и не подготовленностью к нему учителя и учащихся.

Решение этих противоречий учебного процесса современной школы на основе новых технологий обучения и использования отношений сотрудничества может привести к качественным положительным результатам деятельности учащихся и учителя. К этому необходимо добавить, что педагогическое сотрудничество невозможно без субъект-субъектных отношений, формирующих обучающую и воспитывающую среду.

Итак, каковы главные идеи педагогического сотрудничества?

Идеи педагогического сотрудничества нашли практическое воплощение в опыте педагогов-новаторов Ш.А.Амонашвили, И.П.Волкова, Т.И.Гончаровой, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова.

Проанализировав их опыт, можно выделить основные идеи:

1) Отношение к ученикам . Равные, паритетные отношения субъектов учебно-познавательной деятельности;

2) Учение без принуждения . Чувство успеха, снятие страха у учащихся на уроке порождает чувство уверенности, интереса к учению, создает условия для творчества в процессе обучения;

3) Идея трудной цели . Обучение проводится на высоком уровне сложности, и успех в достижении цели урока определяется верой в интеллектуальные силы ученика, как со стороны педагога, так и одноклассников, его уверенности в себе;

4) Идея свободного выбора . Это первый шаг в развитии каждого ученика, требующий создания благоприятных условий для расцвета личности в процессе обучения;

5) Идея опережения . Работа не только в "зоне актуального", но и "ближайшего развития" ребенка;

6) Идея крупных блоков . Сведение разбитой на параграфы темы в крупные "пласты" знаний позволяет при резком снижении нагрузки на ученика увеличить объем изучаемого материала;

7) Идея соответствующей формы . У Шаталова В.Ф. – опорные листы не допускают ни одного лишнего слова, уроки Е.Н. Ильина воспитывают каждой деталью;

8) Идея самоанализа . Даже для детей начальной школы Ш.А.Амонашвили ввел рефлексию, с помощью которой он обучает детей индивидуальному и коллективному самоанализу;

9) Интеллектуальный фон класса . Стремление к знаниям создает среду, в которой радостно учиться (термин В.А.Сухомлинского), несмотря на высокий накал умственного напряжения;

10) Личностный подход . На уроке каждый ощущает себя личностью, он чувствует внимание к его успехам, которое окрыляет каждого школьника. Процесс обучения сопровождается положительными эмоциями: радость нового знания и достижения. Процесс педагогического сотрудничества позволяет глубже и увереннее проложить дорогу своей мысли в поле восприятия другого ученика, в результате создания атмосферы доброжелательного внимания, а это верный залог быть услышанным, адекватно понятым.

Как указывал Л.С.Выготский, учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником, а преподавание требует от учителя коллективизма.

В чем же тогда состоит роль учителя? Может эта роль сводиться лишь к организации социальной среды?

Давайте снова предоставим слово Л.С.Выготскому. Он говорил, что никак нельзя заменить прежнюю формулировку: "Ученик – все, учитель – никто".

Роль учителя огромна, но своеобразна.

Она заключается в том, что учитель активно влияет на ученика, организует воздействие на него социальной среды.

В арсенале учителя не только его личные способности, знания, умения, но и неизмеримо более важные рычаги воспитания и обучения, например, воздействие других учеников – одноклассников, которое эффективнее в процессе педагогического сотрудничества, чем в системе традиционных отношений педагога и школьников на уроке.

Перейдем от теории к практике и поговорим об установке на педагоги-ческое сотрудничество.

Учительский дебют, и сколько еще будет встреч учителя с новым классом, встреч со своим и их будущим! И каждый раз мы порой повторяем и повторяем свои ошибки, в частности, тиражируя учительскую строгость.

Есть учителя, которые почему-то считают, что их предмет самый инте-ресный, он просто необходим ученикам. Но вот в чем парадокс: при встрече с незнакомым человеком мы дружелюбно настроены, а в аналогичной ситуации в классе сознательно уничтожаем атмосферу доброты, устанавливая террор, стремимся огорошить своей строгостью и своими требованиями, сами переводим свой образ в негатив. А потом очень трудно бывает восстановить атмосферу доверия, сотрудничества.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Опираясь на педагогическую литературу, передовой опыт и наблюдение методисты пришли к выводу, что к организации педагогического сотрудничества должны быть предъявлены следующие требования:

задачей учителя является не только развитие интеллекта ученика, но и контроль за ходом его психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;

при изучении психических особенностей надо сравнивать ученика не с другими школьниками, а с ним самим по предыдущим результатам, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение в учебно-познавательном процессе;

учитель к каждому ученику должен подходить с оптимистической гипотезой. Это означает, что не правильно анализировать сегодняшний наличный уровень, надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития;

оценочные суждения учителя об ученике должны формулироваться учителем в щадящей форме с опорой на положительные стороны и возможности ребенка.

Правильно организованное педагогическое сотрудничество на уроке не должно быть акцентировано на выдачу готовых педагогических шаблонов, но должно поставить школьника в такие условия и ситуации, когда его активность развертывается с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

На тех уроках, где есть педагогическое сотрудничество не существует натаскивания слабых, когда сильные ученики берут на себя все функции учителя, а слабые пассивно запоминают.

Процесс педагогического сотрудничества на уроке очень динамичен, зависит от ряда субъективных факторов: мастерства учителя, интеллектуального уровня совместно работающих детей и др. Многое на первом этапе зависит от учителя. Он должен вместе с учениками пройти подготовительный период, в который входит обучение сотрудничеству, умение распределить работу в зависимости от способности каждого из участников коллективной работы, коммуникативная готовность.

Путеводитель педагогических ошибок при построении сотрудничества

Педагогическая ошибка

А вот как надо было!

1.Проблему для обсуждения

выдвигает учитель.

1.Создание условий для коллективного обсуждения выдвигаемой проблемы.

2. Отсутствие навыков групповой работы в процессе коллективной деятельности на уроке.

2.Формирование умений и навыков коллективной деятельности.

3. Спонтанно созданная группировка школьников.

3. Оптимальное число школьников в группе-семь, состав группы-продуман.

4. На уроке не создана благоприятная атмосфера.

4.Учет психолого-педагогических особенностей данного возраста, времени работы, формы обучения.

5. Коммуникативные трудности.

5. Команда учеников психологически совместима.

6. Быстрое, неосознанное и необдуманное принятие навязанного решения.

6. Максимальная заинтересованность всех участников коллективного обсуждения.

7. Результат работы не нашел практического применения.

7. Практическое востребование решения данной проблемы.

8. Отсутствие рефлексивного анализа.

8. Рефлексивный анализ коллективной деятельности.

Что говорит отечественная дидактика о формах обучения?

Форма – это способ существования и выражения содержания, а также внутренняя организация содержания.

Формы обучения на уроке (Р.С.Немов):

1) Индивидуальная – учебно-познавательная деятельность не имеет направленности на партнера по обучению, общение учащихся отсутствует;

2) Индивидуально-совместная – сводится к тому, что учащиеся не связаны друг с другом. Необходимость в общении школьников минимальна, взаимопомощи нет;

3) Совместно-групповая – характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют;

4) Совместно-взаимозависимая – общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит работу, то у остальных возникнут затруднения;

5) Коллективно-творческая – в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество учащихся от двух до целого класса.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. При помещении товаров под таможенный режим «Выпуск для внутреннего потребления» уплачиваются налоги:

А) НДС, акциз

Б) ЕСН, акциз

В) НДФЛ, акциз

Г) ЕСН, НДС

2. При помещении товаров под таможенный режим экспорта взимаются:

6. Специфические ставки таможенных пошлин:

Б) начисляются в установленном размере за единицу товара

В) начисляются в процентах к фактурной стоимости облагаемого товара

Г) начисляются как в процентах к таможенной стоимости товара, так и в установленном размере за единицу товара

7. Комбинированные ставки таможенных пошлин:

А) начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара

Б) начисляются в установленном размере за единицу товара

В) начисляются в процентах к фактурной стоимости облагаемого товара

Г) начисляются как в процентах к таможенной стоимости товара, так и в установленном размере за единицу товара

8. При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления таможенные пошлины , налоги должны быть уплачены в срок:

А) не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ

Б) не позднее 2 месяцев со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ

В) не позднее месяца со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ

Г) в срок, установленный таможенным органом в месте прибытия товаров на таможенную территорию РФ

9. Способом обеспечения уплаты таможенных платежей не является:

А)банковская гарантия

Б) залог товаров и иного имущества

В) договор страхования

Г) гарантия таможенного органа

10. Подакцизными товарами не являются:

А) алкогольная продукция

Б) табачная продукция

В) продукты питания

Г) автомобили легковые

11. К таможенным сборам не относятся:

А) таможенные сборы за таможенное оформление

Б) таможенные сборы за таможенное сопровождение

В) таможенные сборы за выдачу лицензии таможенными органами

Г) таможенные сборы за хранение

12.Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении:

А) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории и относящихся к безвозмездной помощи

Б) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из наименее развитых стран

В) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из развивающихся стран

Г) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из стран СНГ

13. При помещении товаров под таможенный режим выпуск для внутреннего потребления ставка НДС в размере 10% применяется в отношении:

А) товаров детского ассортимента

Б) нефтепродуктов

В) автомобилей

Г) алкогольной продукции

14. Налоговой базой для исчисления НДС является:

А) сумма таможенной стоимости , подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащей уплате акцизов

Б) сумма таможенных сборов и таможенной стоимости

В) таможенная стоимость товаров

Г) сумма таможенных сборов, таможенной стоимости, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащей уплате акцизов

15. Ставки акцизов не могут быть:

А) адвалорными

Б) специфическими

В) комбинированными

Г) специальными

16. Обязательным платежом в федеральный бюджет, взимаемым таможенными органами России при перемещении товара через таможенную границу в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД являются:

А) таможенные пошлины

Б) таможенные сборы

В) акцизы

17. Для защиты внутреннего рынка от ввозимых товаров по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны производителя применяются:

А) сезонные пошлины

Б) компенсационные пошлины

В) антидемпинговые пошлины

Г) специальные пошлины

18. К налогам «на недостатки» относят:

А) НДС, акцизы

Б) акцизы

19. Ставки таможенных сборов в любом таможенном режиме не могут превышать:

А) 1000 рублей

Б) 10000 рублей

В) 100000 рублей

Г) 1000000 рублей

20. Ставки таможенных сборов за осуществление таможенного сопровождения морского, речного или воздушного судна равны:

А) 20000 рублей независимо от расстояния перемещения

Б) 20000 рублей за каждые 100 километров

В) 1000 рублей за каждые 100 километров

Г) 2000 рублей за каждые 100 километров

21. В Российской Федерации не применяются:

А) антидемпинговые пошлины

Б) сезонные пошлины

В) транзитные пошлины

Г) компенсационные пошлины

22. Таможенные пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций России:

А) не применяются

Б) применяются в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров , происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия предусматривает РНБ

В) применяются в двойном размере от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия предусматривает РНБ

Г) применяются в размере 50% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия предусматривает РНБ

23. До помещения товаров под определенный таможенный режим либо до их помещения на склад временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет:

А) перевозчик

Б) владелец склада временного хранения

В) таможенный орган

Г) перевозчик, либо владелец склада временного хранения

24. Товары в режиме международного таможенного транзита перемещаются по таможенной территории РФ:

А) без уплаты таможенных пошлин, налогов

Б) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов

В) без уплаты налогов

Г) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, без уплаты налогов

25. Приказ ФТС от 06.12.2007 № 1501 определяет ставки:

А) таможенных сборов за таможенное оформление

Б) таможенных пошлин

Г) акцизов

ЗАДАЧА №1
С таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме «Экспорт» вывозятся смолы каменноугольные. Данные, известные из ГТД:

Графа 1 – ЭК

Графа 11, 17 – Корея

Графа 12(45) – 927771,97

Графа 33 – 2706000000, ставка таможенной пошлины согласно Постановлению Правительства от 20.12.2006г. №795 – 5%.

Графа 38 – 900000

Графа 37 – 100000

Курс евро 45,0000

Задание: Определить ставку таможенной пошлины. Рассчитать таможенные платежи, заполнить графы ГТД , относящиеся к таможенным платежам: 36, 44, 47, 48, В.
РЕШЕНИЕ:


Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

100

927771,97

2000 руб.

2000,00

БН

250

927771,97

5%

46 388 руб. 60 коп.

БН

Графа В.
100-2000,00-643

250-46388,60-643
Графа 36.

ОО ОО О ОО

ЗАДАЧА №2
На таможенную территорию Российской Федерации из Франции в таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления ввозится вино-шампанское в количестве 10000 бутылок по 0,7 литров в каждой:

Графа 1 – ИМ

Графа 11 – Франция

Графа 15 – Франция

Графа 12(45) – 1168000,00

Графа 33 – 2206003900

Графа 38 – 15000

Графа 37 – 400000

Ставка акциза 10,50 рублей за 1 л.

(По Постановлению Правительства РФ № 718, ставка таможенной пошлины 15%.)

РЕШЕНИЕ:


Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

100

1168000,00

2000,00

2000,00

БН

200

1168000,00

15%

1770000,00

БН

450

7000,00

10,5 за 1 л.

73500,00

БН

300

3011500,00

18%

54207000,00

БН

С = 1168000*15% = 1770000 руб. 00 коп.

НДС = (1168000+1770000+73500)*18%= 54 207 000 р.00 коп.

200-1770000,00-643

450-73500,00-643

300-54207000,00-643
Графа 36.

ОО ОО О ОО

ЗАДАЧА №3
На территорию Российской Федерации из Монголии ввозятся приборы, подлежащие ремонту и помещаются под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Данные, известные из грузовой таможенной декларации:

Графа 1 – ИМ

Графа 11 – Монголия

Графа 15 – Монголия

Графа 12(45) – 188934,8

Графа 33 – 8543200000

Графа 37 – 520000

(ввоз осуществляется беспошлинно)

РЕШЕНИЕ:


Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

100

188934,8

500

500,00

БН

200

188934,8

0%

0

БН

300

188934,8

18%

34008,264

БН

РЕШЕНИЕ:

НДС = 188934,8*18%=34008,264 р.
Графа В.

300-34008,264-643

ОО ОО О ОО
ЗАДАЧА №4
На таможенную территорию Российской Федерации ввозится многооборотная тара:

Данные, известные из грузовой таможенной декларации:

Графа 1 – ИМ

Графа 11 – Kазахстан

Графа 15 – Казахстан

Графа 12(45) – 41913,38

Графа 33 – 3923309090

Графа 37 – 530022

(По Постановлению Правительства РФ № 718, ставка таможенной пошлины 20%.)


Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

100

41913,38

500

500,00

БН

200

41913,38

20%

83867,6

БН

300

125780,98

18%

2264057,64

БН

Казахстан является страной, образующей вместе с РФ зону свободной торговли. Поэтому, пошлина начисляется по базовой ставке только для целей таможенной статистики и уплате не подлежит.

Произведем расчет.

Тип ставки таможенной пошлины «адвалорная»:

С = 41913,38*20% = 83867,6 р. 00 коп.

НДС = (41913,38+83867,6)*18% = 2264057 р. 64 коп.

200-83867,60-643

300-2264057,64-643
Графа 36.

ОО ОО О ОО

ЗАДАЧА №5
На таможенную территорию Российской Федерации ввозится вино виноградное, натуральное.

Данные, известные из грузовой таможенной декларации:

Графа 1 – ИМ

Графа 11 – Чили

Графа 15 – Латвия

Графа 12(45) – 848326,60

Графа 33 – 2204218300

Графа 37 – 710000

(По Постановлению Правительства РФ № 718, ставка таможенной пошлины 20%)


Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

100

848326,6

2000,00

2000,00

БН

200

848326,6

20%

16966532,00

БН

400-410

-

-

-

БН

300

17814858,6

18%

320667454,8

БН

Тип ставки таможенной пошлины «адвалорная»:

С =848326,6*20% = 16966532 р. 00 коп.

НДС = (848326,6+16966532)*18% = 17814858,6 р. 00 коп.

200-16966532,00-643

400-ххх,хх-643

300-17814858,60-643
Графа 36

  • Контрольная работа - Таможенно-тарифное регулирование международных экономических отношений (Лабораторная работа)
  • Шпоры по государственному регулированию (Шпаргалка)
  • Шпора по государственному регулированию экономики (Шпаргалка)
  • Тесты-Передача и распределение электроэнергии (Шпаргалка)
  • Презентация - История таможенного дела в царской России (Реферат)
  • Тесты - USMLE world step 1 medical Qbook (Questionnary book - банк тестов) (Шпаргалка)
  • Государственные тесты по русскому языку в Турции, весна 2006 (Документ)
  • Смит Хейди. Числовые тесты для проверки ваших способностей (Документ)
  • Тесты по экологии (Документ)
  • Тесты по микробиологии (Шпаргалка)
  • Тесты по физике (Документ)
  • n1.doc

    Тесты по таможенно-тарифному регулированию

    внешнеэкономической деятельности
    1. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71) таможенное регулирование:

    А) Находится в ведении РФ

    Б) Находится в ведении ФТС РФ

    В) Является сферой исключительных полномочий Правительства РФ

    Г) Является сферой исключительных полномочий Федерального собрания РФ
    2. Таможенная граница РФ:

    А) Совпадает с Государственной границей РФ

    Б) Совпадает с Государственной границей РФ за исключением островов, шельфов и СЭЗ

    В) Совпадает с Государственной границей РФ, включая острова, шельфы и СЭЗ

    Г) Не совпадает с Государственной границей РФ
    3. Согласно ст. 4 и 5 ТмК РФ акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее, чем через

    А) Внутреннего рынка

    Б) Внешнего рынка

    В) Международного рынка

    Г) Межрегионального рынка
    5. Либерализм – политика либерализации во внешнеэкономической деятельности, направленная на снижение:

    А) Цен на товары внутреннего производства

    Б) Цен на экспортные товары

    В) Таможенных пошлин и различных барьеров

    Г) Издержек производства товаров.
    6. К целям таможенно-тарифного регулирования НЕ относится «О таможенном тарифе» (ст.1):

    А) Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ

    Б) Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ

    В) Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ

    Г) Обеспечение интенсификации промышленного производства
    7. Фискальная функция таможенно-тарифного регулирования:

    А) Обеспечивает защиту национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции

    Б) Обеспечивает поступления средств в государственный бюджет

    В) Обеспечивает свободу торговли товарами

    Г) Обеспечивает условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику
    8. Принцип оперативности в практике применения таможенно-тарифного регулирования означает:

    А) Наращивание ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортного товара

    Б) Что, правила и процедуры таможенно-тарифного регулирования требуют детального нормативно-правового обеспечения

    В) Что, ставки и виды таможенных пошлин должны достаточно быстро не только вводиться, но при необходимости, и отменяться

    Г) Что, ставки и виды таможенных пошлин должны достаточно быстро вводиться, в зависимости от изменения курса национальной валюты
    9. Согласно ст. 124 Таможенного Кодекса РФ, таможенное декларирование представляет собой:

    А) Заявление уполномоченным лицом точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры

    Б) Подготовка в соответствии с требованиями национального законодательства документов, содержащих необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту

    В) Заявление уполномоченным лицом об изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада)

    Г) заявление уполномоченным лицом точных сведений о таможенной стоимости товаров в соответствии с требованиями специальной таможенной процедуры
    10. Экспорт – это:

    А) Таможенный режим, при котором товары, находящиеся в ограниченном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе

    Б) Таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, ввозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе

    В) Таможенный режим, при котором товары, находящиеся в ограниченном обращении на таможенной территории РФ, ввозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе

    Г) Таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе
    11. Под режим международного таможенного транзита можно поместить:

    А) Любые иностранные товары, включая товары, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами и международными договорами РФ

    Б) Любые иностранные товары

    В) Любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами и международными договорами РФ

    Г) Любые иностранные и отечественные товары
    12. К таможенным платежам в соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса НЕ относится:

    А) Ввозная таможенная пошлина

    Б) Вывозная таможенная пошлина

    В) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

    Г) Акциз, взимаемый при производстве товаров на таможенной территории РФ
    13. Реимпорт – таможенный режим, при котором:

    А) Товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования

    Б) Товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования

    В) Товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования

    Г) Товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования

    14. Первые две цифры 10-ти значного кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности указывают на:

    А) Товарную позицию ТН ВЭД

    Б) Товарную группу ТН ВЭД

    В) Товарную субпозицию ТН ВЭД

    Г) Код товара ТН ВЭД
    15. К таможенным сборам НЕ относят:

    А) Таможенный сбор за таможенное оформление

    Б) Таможенный сбор за таможенное хранение

    В) Таможенный сбор за таможенное сопровождение

    Г) Таможенный сбор за таможенное согласование
    16. Пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой чем их нормальная цена в экспортирующей стране, называются:

    А) Импортные

    Б) Экспортные

    В) Антидемпинговые

    Г) Компенсационные
    17. Участник ВЭД вправе:

    А) В любое время выбрать любой таможенный режим, либо изменить его на другой

    Б) Единожды выбрать любой таможенный режим

    В) Изменять таможенный режим на другой, только в случае изменения страны назначения и количества товара

    Г) В пределах 15-ти дней после ввоза товаров на таможенную территорию РФ, изменить таможенный режим на режим временного ввоза
    18. Таможенный кодекс РФ НЕ предусматривает:

    А) Специальные таможенные режимы

    Б) Налоговые таможенные режимы

    В) Экономические таможенные режимы

    Г) Завершающие таможенные режимы
    19. Импорт товаров неофициальными представителями компаний, называется:

    А) «Серый импорт»

    Б) «Черный импорт»

    В) Контрабанда

    Г) Реимпорт
    20. Механизм контроля таможенной стоимости НЕ включает:

    А) Контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости

    Б) Контроль правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости

    В) Контроль правильности начисления обязательных таможенных и налоговых платежей

    Г) Контроль документального подтверждения
    21. В соответствии с законом «О таможенном тарифе», выделяют ___ методов определения таможенной стоимости:

    В) 6

    Г) 7
    22. Основной метод определения таможенной стоимости применяется если взаимосвязанность лиц, участников ВЭД:

    А) Существенно влияет на стоимость товаров

    Б) Существенно не влияет на стоимость сделки

    В) Существенно не влияет на выручку от продажи товаров

    Г) Существенно влияет на стоимость сделки
    23. Когда невозможно применить все предыдущие методы определения таможенной стоимости товаров, используют:

    А) Резервный метод

    Б) Метод сложения

    В) Основной метод

    Г) Специальные методы
    24. Льготы по таможенному оформлению НЕ могут выражаться в:

    А) Упрощенном виде и первоочередном порядке таможенного оформления

    Б) Специальных упрощенных процедурах таможенного оформления

    В) Освобождении от таможенного оформления

    Г) Выплате денежного эквивалента предоставляемых льгот
    25. Срок рассмотрения заявления лица, претендующего на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, может превышать:

    А) 30 календарных дней

    Б) 30 рабочих дней

    В) 10 календарных дней

    Г) 10 рабочих дней
    26. Документом, подтверждающим происхождение товара из данной страны, НЕ является:

    А) Декларация о происхождении товара

    Б) Сертификат о происхождении товара

    В) Иное достаточное документальное свидетельство о происхождении товара

    Г) Устное заявление декларанта о происхождении товара
    27. Для подтверждения происхождения товаров из стран СНГ, в таможенный орган предоставляют:

    А) Сертификат формы СТ-1

    Б) Сертификат формы А

    В) Сертификат формы Б

    Г) Сертификат формы СТ-2

    Тест по Таможенному праву

    1. Внутренний таможенный транзит-это

    А) Режим;

    В) Процедура;

    С) Порядок;

    2. Таможенный режим-это

    А) таможенная процедура;

    B) таможенная операция;

    C) контролируемая поставка товара;

    3. Таможенное право:

    A) регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела.

    B) регулирующих общественные отношения в сфере ВЭД.

    C) регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательского дела.

    4. Экономические цели таможенной деятельности достигаются путем:

    A) взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ;

    B) взимания таможенных платежей при продаже товаров на таможенной территории РФ;

    C) взимания таможенных платежей при перемещении транспортных средств через таможенную границу РФ;

    5. Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются:

    A) в защите государственной границы страны.

    1. в защите суверенной безопасности страны.

    C) в защите государственной безопасности страны.

    6. На территории РФ не допускается установление:

    A) таможенных терминалов;

    B) таможенных границ;

    C) таможенных постов;

    7. Основными средствами осуществления таможенной политики являются:

    A) установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.

    B) установление таможенного режима уничтожения товаров и транспортных средств перемещенных через таможенную границу.

    C) установление и применение таможенных границ.

    8. Сферу таможенного дела, охватывают любые действия, связанные с:

    A) реализацией товаров и транспортных средств за таможенной границей;

    B) уничтожение товаров и транспортных средств за таможенной границей;

    C) перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

    9. Таможенная стоимость товара используется для целей:

    A) подсчета прибыли предприятия экспортера;

    B) обложения товара пошлиной;

    C) исчисления подоходного налога;

    10. Совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации это -

    A) Таможенный контроль;

    B) Таможенный осмотр;

    C) Таможенный протокол;

    11. Проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и т.д. -

    A) Методы производства таможенного контроля;

    B) Формы производства таможенного досмотра;

    C) Формы производства таможенного контроля;

    12. Является ли таможенный контроль - статусом товаров (транспортных средств)?
    A) Является;

    B) Нет;

    C) Когда как;

    13. При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем:

    A) До пересечения границы РФ;

    B) До момента обращения в федеральную собственность;

    C) До подачи ГТД;

    14. При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента:

    A) Пересечения таможенной границы;

    B) Обращения в федеральную собственность;

    C) Подачи ГТД;

    15. Кто ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

    A) Муниципальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

    1. Краевой орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

    C) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

    16. На основе какого гражданско-правового договора строятся отношения таможенного брокера и клиента:

    A) Договора поручения;

    B) Договора мены;

    C) Бартерной сделки;

    17. Для включения в любой из реестров заинтересованным лицом должно быть выполнено условие ст. 339 ТК РФ назовите его:

    A) Обеспечена уплата таможенных платежей;

    B) Оформление залога;

    C) Передача права собственности на недвижимость;

    18. В какой срок таможенным органом принимается решение о включении в соответствующий реестр:

    A) Не превышающий 15 дней со дня получения таможенным органом заявления.

    B) Не превышающий 20 дней со дня получения таможенным органом заявления.

    C) Не превышающий 25 дней со дня получения таможенным органом заявления.

    19. Кто вправе осуществлять деятельность в качестве таможенного перевозчика?
    A) любые лица;

    B) лица, включенные в Реестр таможенных перевозчиков.

    C) лица, имеющие водительские права

    20. Обязан ли таможенный перевозчик уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения?

    A) Нет;

    B) Да;

    C) Частично;

    21. Временное хранение не применяется в отношении:
    A) иностранных товаров;

    B) российских товаров;

    C) транспортных средств;

    22. Срок временного хранения составляет
    A) три месяца;

    B) четыре месяца;

    C) два месяца;

    23. Исчисление сроков временного хранения товаров начинается...

    A) со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении

    B) со дня заявления намерений о хранении

    C) со дня заявления ГТД

    24. Может ли таможенный брокер (представитель) быть не юридическим лицом?

    A) Нет;

    B) Да;

    C) В некоторых случаях;