Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется гражданином лично. Поэтому для занятия такой деятельностью он должен обладать не только гражданской правоспособностью, но и гражданской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно приобретать и осуществлять права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Предусмотренная законодательством форма организации, предпринимательской деятельности без образования юридического лица находится в стадии становления. Она ориентирована на законопослушных граждан, которые по разным причинам не располагают необходимыми связями в "деловом мире" и не имели возможности завладеть капиталом в процессе приватизации государственной собственности при переходе на рыночную экономику.
Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица отличают очень простая и короткая процедура регистрации, упрошенная форма учета хозяйственных результатов и, что особенно важно, значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.
Неприятной особенностью этой формы организации предпринимательской деятельности является неограниченная ответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Эта ответственность распространяется на все его личное имущество, на которое по закону может быть обращено взыскание судом.
Об этой особенности индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица не следует забывать при заключении сделок, особенно на первых порах, когда недостает опыта, а стремление поскорее добиться желаемого результата может превзойти здравый смысл.
Тем не менее, оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимые опыт и капитал для перехода в более "тяжелую весовую категорию" корпоративного бизнеса.
Глава 2. Системы налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельностиДействующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:
1. «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации и вступила в силу 1 января 2001 года;
2. «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ с 1 января 2003 года;
3. «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ с 1 января 2003 года.
Рассмотрим каждую из указанных систем, так как они принципиально отличаются друг от друга.
2.1 Традиционная система налогообложенияИндивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, которая не попадает под упрощенную или вмененную системы налогообложения используют традиционную систему налогообложения.
При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.
В налоговых декларация физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода.
Физические лица, получающие доход от предпринимательской деятельности обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить фактическую налоговую декларацию, в которой указываются все полученные доходы, суммы начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц, стандартные и профессиональные налоговые вычеты.
В случае прекращения деятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Налоговым периодом признается календарный год.
Физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
При определении размера налоговой базы индивидуальный предприниматель имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %.
Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении:
1) доходов, полученных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;
2) стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
3) страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из? действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
4) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющими резидентами РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Стандартными вычетами признаются:
1) 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей;
2) 300 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей на каждого ребенка каждому родителю и другие.
Социальными вычетами признаются:
1) сумма доходов, перечисляемая налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемых из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиков в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение;
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной за услуги по лечению супруги, своих родителей и детей в возрасте до 18 лет.
2.2 Упрощенная система налогообложения Для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, взамен уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.С 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 26.2 части второй НК РФ, которая вносит революционные изменения в налогообложение малого бизнеса.Те предприниматели, которые изъявляют желание перейти на данную систему с 2003 года, обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о переходе на данную систему по форме №26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Сообщение в заявлении индивидуальными предпринимателями размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, носит добровольный характер.В указанном заявлении предприниматель должен указать, какой из двух предусмотренных законом объектов налогообложения он выбрал, поскольку от выбора объекта налогообложения будет зависеть ставка единого налога. При этом на основании ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если предприниматель выберет объектом налогообложения доходы, то единый налог будет исчисляться по ставке 6 %. Если же объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на величину расходов, размер налоговой ставки составит 15 %.Однако согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, объектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года не применяется.Кроме того, не все индивидуальные предприниматели могут применять этот налоговый режим. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели:- занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;- переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса;- переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса;- средняя численность работников которых превышает 100 человек;- нотариусы, занимающиеся частной практикой.При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов:- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого в предпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т.п.) является плательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке;- налог на добавленную стоимость;- налог с продаж;- налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты:1) федеральных налогов:- государственной пошлины;- таможенных пошлин;- платежей за пользование природными ресурсами, зачисляемых в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;- платы за пользование водными объектами;- налога на добычу полезных ископаемых.2) транспортного налога, являющегося региональным налогом.3) следующих местных налогов:- земельного налога;- налога на рекламу;- иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.Отчетными периодами по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объекта налогообложения определяются нарастающим итогом.Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, предусмотренный в главе 26.2 НК РФ, может применяться с 1 января 2003 года индивидуальными предпринимателями при определенных условиях. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Индивидуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой налогообложения и традиционной системой налогообложения.Подпункт 15 п.3 ст.346.12 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.Следует обратить внимание и на пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб.В пункте 3 ст.346.12 НК РФ также установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели, принявшие решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, не имеют ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 года.Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуального предпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных авансовых платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налоговые декларации по итогам отчетных периодов также представляются налоговым органам в указанные сроки.Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по итогам налогового периода также представляется налоговым органам не позднее указанного срока.Согласно новому законодательству налогоплательщик на основании данных налогового учета должен самостоятельно рассчитывать единый налог с полученных в налоговом периоде доходов. Отчетностью являются налоговые декларации, которые подаются по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев) не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода и по итогам налогового периода (года) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. На основании поданных деклараций предприниматель в течение года уплачивает авансовые платежи по налогу (по месту жительства предпринимателя) не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам года уплата налога производится не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.2.3 Вмененная система налогообложения Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:1) оказания бытовых услуг;2) оказания ветеринарных услуг;3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога освобождает их от уплаты следующих налогов:1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);2) налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);3) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);4) единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной форме, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, и исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в связи с соответствующим режимом налогообложения.Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:ВД = БД? (N1 + N2 + N3) ? К1 ? К2 ? К3 , { 1 }где ВД - величина вмененного дохода,БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности,N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода,К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности;Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.Таблица 1Уровень базовой доходности по видам предпринимательской деятельности.Виды предпринимательской деятельности | Физические показатели | Базовая дохоность в месяц (рублей) | |
Оказание бытовых услуг | |||
Оказание ветеринарных услуг | Количество работников, включая индивидуального предпринимателя | ||
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств | Количество работников, включая индивидуального предпринимателя | ||
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы | Площадь торгового зала (в квадратных метрах) | ||
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети | Торговое место | ||
Общественное питание | Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) | ||
Оказание автотранспортных услуг | Количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов | ||
Разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) | Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: «ЮНИТИ», 2002.
Л.П. Хабарова. Упрощенная система налогообложения. - М.: «Бухгалтерский бюллетень БББ», 2003г.
С.Н. Рагимов. Налогообложение малого предпринимательства. М.: «Финансы», 2001 г.
Сайт в Интернете: www.nalog.ru
Налогообложение предпринимательской деятельности
Похожие рефераты:
Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.
Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности
Как известно, одним из обязательных условий осуществления наличных денежных расчетов между контрагентами является выдача продавцом кассового чека. А влияет ли это условие на право покупателя применить налоговый вычет по НДС?
Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы. Анализ действующей системы налогооблажения по платежам за природные ресурсы. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы.
Общая характеристика налога на добавленную стоимость. Применение налоговой ставки 0 процентов. Подтверждение права на применения налоговой ставки 0 процентов.
Особенности налогового учета. Расчет НДС.
Условия применения «упрощенки» на основе патента. Сколько патентов можно получить. Рассчитываем стоимость патента. Как перейти с обычной «упрощенки» на патентную.
18 января 2001 г. Конституционный Суд РФ вынес определение "О проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ". Однако, проблема решена лишь частично.
Общие положения медицинского страхования в российской федерации. Виды медицинского страхования. Субьекты медицинского страхования. Договор медицинского страхования. Страховой полис. Источники финансирования системы здравоохранения.
Несмотря на то что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговые органы вправе применять к должникам принудительные меры взыскания, по-прежнему актуальными остаются вопросы взыскания задолженности с предприятий-банкротов.
При обсуждении закрепленного Земельным кодексом права выкупа земельных участков под объектами недвижимого имущества стала общим местом критика несоразмерно высокой цены, которую надо отдать за землю.
Современное состояние экономической преступности, теневой экономики, проникновение криминального капитала практически во все сферы деятельности человека с необходимостью ставят вопрос об изучении тех преступных деяний и способов их совершения.
Основанием для возбуждения процедуры привлечения к ответственности в сфере налоговых правоотношений выступает факт совершения одного или нескольких налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 НК РФ.
Налоги – универсальная и, вместе с тем, исходная категория, выражающая основные свойства финансов, функционирующих в экономической системе рыночного типа. Практически во всех странах мира налоги являются атрибутом экономической системы.
Для обеспечения относительной финансовой самостоятельности и ведения нормальной политической деятельности политической партии необходимо заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе и предпринимательской.
Налогообложению предпринимательской деятельности подлежат :
1) добыча полезных ископаемых;
2) сельскохозяйственная товаропроизводительность (единый сельскохозяйственный налог);
3) временный доход для отдельных видов деятельности;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес;
6) налог на имущество организаций.
Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых - физические лица и организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Организации - это юридические лица, а также иностранные юридические лица, компании и корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью. Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется с общим режимом налогообложения. Возврат к общему режиму налогообложения или переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются: индивидуальные предпринимали и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.
Налогоплательщиками с упрощенной системой налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не вправе применять упрощенную систему:
2) страховщики;
3) негосударственные пенсионные фонды;
4) инвестиционные фонды;
5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
6) ломбарды.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Размер вмененного дохода за квартал, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрацией.
Налогоплательщики транспортного налога - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения признаются автобусы, автомобили, мотоциклы и другие водные и воздушные средства. Налоговая база по транспортному налогу представляет стоимостную и физическую характеристику объекта налогообложения.
Объекты налога на игорный бизнес: игровой автомат, игровой стол, касса букмекерской конторы. Налогоплательщиками могут быть организации и юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются иностранные организации, российские организации. Объектами являются операции по реализации товаров, доход, прибыль, имущество.
Для субъектов малого предпринимательства установлены следующие системы налогообложения:
1) общий режим налогообложения, общеустановленный для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
2) специальные налоговые режимы (упрощенная система и система налогообложения для отдельных видов деятельности).
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Правовое регулирование налогов и сборов осуществляется на основании первой и второй частей Налогового кодекса, федеральных законов о налогах и сборах.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Нормативные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устраняющие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, вводящие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 5 НК РФ).
Законы о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ (в ред. от 24 июля 2002 г.) устанавливает следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные. В зависимости от плательщика налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые юридическими лицами и гражданами (физическими лицами). Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.
До перехода к рыночным отношениям налоги в нашей стране исчислялись по льготной схеме, без учета перечисления платежей Россией за рубеж по долговым обязательствам, появившимся с 1991 г.
Переход к новым социально-экономическим отношениям, разрешение предпринимательской деятельности частным лицам, приватизация государственных и муниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношений государственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установления равенства предприятий независимо от форм собственности в области создания доходов бюджетов разных уровней.
С утверждением новой налоговой системы ко всем субъектам предпринимательской деятельности - физическим и юридическим лицам, другим организациям независимо от форм собственности применяется единый метод налогообложения (это не исключает возможности получения определенных законодательством льгот).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщиков при наличии у них объектов налогообложения: имущества, доходов (прибыли), стоимости реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иного экономического основания, имеющего стоимостную, количественную или физическую характеристики, по поводу которого законодательство о налогах и сборах предусматривает обязанность по уплате налога.
Налоговое законодательство закрепляет принципы однократности налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Налоговые ставки, как правило, устанавливаются представительными органами государственной власти.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Такая обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
Налог с организаций взыскивается в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд).
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Скачать готовые ответы к экзаменам, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в Электронной библиотеке Sci.House
Воспользуйтесь формой поиска
Еще по теме НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения, задолженность по алиментам на несовершеннолетних детей исчисляется из дохода, полученного им от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с получением дохода, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
- §2. Предпринимательское право как учебная дисциплина о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности. Роль индивидуального предпринимательства в экономике. Анализ особенностей, основные проблемы и совершенствование законодательной базы налогообложения предпринимательской деятельности.
дипломная работа , добавлен 20.01.2013
Исследование сущности, принципов и функций налогообложения. Изучение механизма налогообложения предпринимательской деятельности предприятий малого бизнеса. Организационно-экономическая характеристика ООО "МегаСфера". Оценка налоговой нагрузки предприятия.
дипломная работа , добавлен 29.11.2016
Порядок ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь. Общая характеристика системы налогообложения предпринимательской деятельности. Особенности регулирования деятельности малого предпринимательства в Республике Беларусь.
дипломная работа , добавлен 05.09.2009
Основные проблемы оптимизации налогообложения малого бизнеса. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Характеристика системы налогообложения малого бизнеса. Виды и основные принципы налогообложения малого предпринимательства.
курсовая работа , добавлен 03.09.2010
Проведение анализа действующей системы льготного налогообложения малого бизнеса: определение принципов, преимуществ и недостатков. Изучение практики применения специальных режимов наложения пошлин на субъектов малого предпринимательства в России.
дипломная работа , добавлен 25.03.2010
Понятие предпринимательской деятельности. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к предоставляемым документам. Система налогообложения и виды ответственности субъектов предпринимательства.
курсовая работа , добавлен 31.10.2014
Порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Виды льгот для субъектов малого предпринимательства при уплате налога на прибыль.
контрольная работа , добавлен 16.08.2009