03.11.2019

Таможенное оформление драгоценных камней. Запрещенные сувениры: Что нельзя вывозить из разных стран. Особенности перемещения драгоценных камней и металлов, регулируемые законодательством


Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВВОЗЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ,

НЕ ВХОДЯЩИХ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ, И ВЫВОЗЕ

ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТИ ГОСУДАРСТВА ДРАГОЦЕННЫХ

МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ,

1. Настоящим Положением устанавливаются особенности ввоза в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, осуществляемых в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней (далее - Положение о ввозе и вывозе драгоценных камней) и Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение о ввозе и вывозе драгоценных металлов), утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования".

2. Вывоз из Российской Федерации помещаемых под таможенную процедуру экспорта в государства, не входящие в Евразийский экономический союз (далее - экспорт), драгоценных металлов (за исключением золота) и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) осуществляется в пределах, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По решению Президента Российской Федерации осуществляются:

а) экспорт золота из Госфонда России;

б) экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации;

в) экспорт отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке природных алмазов массой 10,8 карата и более, а также уникальных природных алмазов.

4. Экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования") (далее - перечень), осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России осуществляется акционерным обществом "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство финансов Российской Федерации устанавливает предельные размеры комиссионного вознаграждения акционерному обществу "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт", осуществляющему по договорам комиссии экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, отпущенные из Госфонда России в целях экспорта и не экспортированные до 31 декабря текущего года, подлежат в 10-дневный срок зачислению в Госфонд России.

6. Временный вывоз из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, в целях экспонирования или научного изучения ценностей, находящихся в Госфонде России (в том числе ценностей, находящихся в Алмазном фонде Российской Федерации), осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом предусматривается необходимость предоставления организаторами выставки (научного изучения) гарантий возврата в Российскую Федерацию этих ценностей, а также документального подтверждения того, что временно вывозимые ценности не являются предметом спора о праве собственности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением природных алмазов и бриллиантов) из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом экспорт драгоценных металлов из указанных государственных фондов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Такой экспорт осуществляется по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

8. Экспорт природных алмазов и бриллиантов, отпущенных из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, осуществляется через акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Временный вывоз из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, в целях экспонирования или научного изучения ценностей, находящихся в государственных фондах драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, осуществляется государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом предусматривается необходимость предоставления организаторами выставки (научного изучения) гарантий возврата в Российскую Федерацию этих ценностей, а также документального подтверждения того, что временно вывозимые ценности не являются предметом спора о праве собственности.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Решение о расходовании путем реализации на внешнем рынке части золотого запаса Российской Федерации, хранящегося в Центральном банке Российской Федерации, принимается Центральным банком Российской Федерации в порядке, согласованном с Правительством Российской Федерации.

12. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, могут осуществлять их экспорт в порядке, установленном Положением о ввозе и вывозе драгоценных камней и Положением о ввозе и вывозе драгоценных металлов, при условии выполнения ими договорных обязательств по поставке драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России.

(см. текст в предыдущей редакции)

Контроль за выполнением требований настоящего пункта осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

13. Контроль за экспортными операциями кредитных организаций с аффинированными золотом и серебром в виде слитков осуществляется Центральным банком Российской Федерации на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации по установленным им формам.

14. Экспорт уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов (за исключением экспорта из Госфонда России уникальных природных алмазов) осуществляется по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

15. Для проведения мониторинга цен мирового рынка на необработанные природные алмазы в целях своевременного внесения изменений в прейскуранты цен на алмазы природные необработанные осуществляются отбор и реализация представительных партий необработанных природных алмазов в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации. Реализация представительных партий необработанных природных алмазов осуществляется через акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".

(см. текст в предыдущей редакции)

Представительные партии необработанных природных алмазов отбираются субъектами добычи природных алмазов и должны отражать ассортимент текущей добычи.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Экспорт природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более (за исключением природных алмазов, отнесенных к уникальным, и природных алмазов позиции "борт"), приобретенных иностранными лицами у субъектов добычи природных алмазов на аукционах, осуществляется субъектами добычи природных алмазов по цене не ниже цены, определяемой в порядке , устанавливаемом Правительством Российской Федерации для реализации алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более на внутреннем рынке.

Экспорт природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более (за исключением природных алмазов, отнесенных к уникальным, и природных алмазов позиции "борт"), приобретенных иными субъектами рынка, имеющими право осуществлять операции с драгоценными камнями, осуществляется по цене не ниже цены, определяемой в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для реализации алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более на внутреннем рынке.

Экспорт отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более (за исключением природных алмазов позиции "борт") осуществляется по цене не ниже цены, определяемой в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для реализации алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более на внутреннем рынке.

Экспорт природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более позиции "борт" субъектами добычи таких природных алмазов, иными субъектами рынка, имеющими право осуществлять операции с драгоценными камнями, а также экспорт указанных алмазов, отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке, осуществляется по цене, определенной на базе лимитной оценки, но не ниже цены, установленной прейскурантом цен на алмазы природные необработанные для алмазов размерностью 10 карат соответствующих качественно-цветовых характеристик.

Лимитная оценка природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более производится в порядке , устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Контроль за выполнением указанных требований осуществляется в ходе проведения государственного контроля при вывозе драгоценных камней из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально представляет в Министерство финансов Российской Федерации сведения о выдаваемых лицензиях на экспорт драгоценных металлов.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральная таможенная служба ежеквартально представляет в Министерство финансов Российской Федерации сведения о фактических объемах экспорта из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе о перемещении через государственную границу Российской Федерации необработанных природных алмазов, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия и реэкспорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, осуществляют:

а) федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" - в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных камней;

б) федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" - в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2

(см. текст в предыдущей редакции)

19.1. Таможенные операции в отношении вывозимых из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, лома и отходов драгоценных металлов (код 7112 ТН ВЭД ЕАЭС), а также добытых на территории Российской Федерации необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в таблице 1 раздела 2.10 перечня, и таможенные операции в отношении ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, лома и отходов драгоценных металлов (код 7112 ТН ВЭД ЕАЭС), необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в таблице 1 раздела 2.10 перечня, осуществляются на специализированных таможенных постах с обязательным участием уполномоченных на проведение государственного контроля должностных лиц федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 4 Положения о ввозе и вывозе драгоценных металлов) в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.2. Государственный контроль цен при экспорте из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в таблице 1 раздела 2.10 перечня, добытых на территории Российской Федерации, осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля должностными лицами федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственный контроль цен при экспорте из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня (за исключением необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля должностными лицами федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в порядке, установленном подпунктом "г" пункта 3 приложения N 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.3. Документы, необходимые для осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, а также для осуществления государственного контроля цен при экспорте из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в таблице 1 раздела 2.10 перечня, представляются субъектами рынка, имеющими право осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, на бумажном носителе либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Документы, подготовленные по результатам государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, оформленные в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных камней и приложением N 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов, а также документы, подготовленные по результатам государственного контроля цен при экспорте из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в

В маленьком камушке иногда сосредоточены огромные, воистину сказочные богатства! Поэтому во времена войн и смут люди всех стран старались хранить накопленные средства таким образом, чтобы их можно было в одночасье положить в карман и покинуть пылающую территорию.

Много золота не увезешь незаметно, зато крупные бесценные самоцветы без проблем перемещались из страны в страну. В другом государстве драгоценные камни обменивались на те же деньги, и можно было возвращаться к жизни.

Сегодня вывезти или ввезти драгоценные камни не так просто, как в старину. Хотя это занятие не превращается в неразрешимую проблему, если своевременно проконсультироваться у юриста, а после соблюдать законы с учетом некоторых тонкостей.

Какие органы контролируют ввоз драгоценностей из стран "дальнего" зарубежья?

Президент РФ издал Указ № 1137 от 20.09.2010 г. о создании контролирующих организаций, занимающихся вопросом ввоза драг. камней из государств, не входящих в Таможенный союз.

1. Организовано Государственное учреждение при Минфине, занимающееся:

  • формированием Гос. фонда драгоценностей (включая металл, самоцветы);
  • хранением;
  • отпуском;
  • использованием.

2. Государственная пробирная палата РФ при Минфине также курирует этот вопрос.

3. Кроме того, таможенным оформлением занимаются:

  • посты таможенных органов;
  • специализированные отделы таможни.

Таким образом, законный ввоз драгоценных камней и металла при пересечении границы допускается только через такие пункты.

Значение количества такого товара

Пошлиной не облагается ввоз на территорию РФ предметов (включая драгоценные камни), предназначенных для личного пользования.

Если общая стоимость ввозимых товаров превысила 10 тыс. евро, тогда назначается единая ставка таможенных налогов и пошлин. Это 30% таможенной стоимости драгоценностей. Однако она не может быть ниже 4 евро за 1 кг.

Очень часто гражданам, занимающимся ввозом драгоценностей, приходится спорить с работниками таможни, у которых может возникнуть "собственное мнение" по поводу стоимости того или иного драгоценного камня. К тому же учитываются и местные цены на такие предметы.

Приходится срочно подключать к решению вопроса грамотных юристов, которые постараются доказать правоту клиента. Кстати, ввозить камни в изделии выгоднее, так как можно представить документ, подтверждающий его покупку. Поэтому очень часто изделие создается только для провоза самого камня.

Могут возникнуть и такие спорные ситуации. Допустим, число ювелирных предметов превышает количество, предназначенное для личных потребностей, но незначительно. Тогда задействованный юрист поможет доказать, что вы не преследуете коммерческой цели. Ведь они могут представлять единый комплект.

А по закону РФ количество предметов, при ввозе которых не нужно оплачивать пошлину, определено в размере 5 штук на 1 человека.

Какие драгоценности нуждаются в декларировании?

Потребуется задекларировать в обязательном порядке:

  • алмазы;
  • рубины;
  • изумруды;
  • сапфиры;
  • александриты;
  • жемчуг, только природный;
  • уникальные образования янтаря (свыше 1 кг, с интересными включениями, ранее неизвестных цветов).

Такие самоцветы могут быть как обработанные, так и необработанные.

Нужно задекларировать ювелирные изделия, даже если они ввозятся/вывозятся временно. Иначе при обратном пересечении границы вас будут ожидать неприятные сюрпризы.

В таможенных правилах установлено, что алмаз не может быть товаром личного пользования. Если этот драгоценный камень ввезли из страны – не члена Таможенного союза, таможенное оформление нужно проводить:

  • только в Москве;
  • при участии гос. контролеров из Минфина;
  • на таможенном посту (специализированном).

Здесь речь идет об алмазах:

  • необработанных;
  • частично обработанных.

Как провозят ювелирные изделия через границы стран Таможенного союза?

Порядок перемещения ювелирных изделий физическими лицами с целью личного использования через границы стран Таможенного союза (России, Республики Беларусь, Казахстана) регламентирован специальным Соглашением правительств указанных государств, изданным 18.06.2010 г.

Вот основные положения.

1. Ввоз ювелирных изделий осуществляется на общих основаниях, подобно прочим товарам.

2. Если такие изделия предназначены для личного пользования, не нужно уплачивать таможенную пошлину.

3. Оплата пошлины не предусмотрена, если товар перемещается:

  • авиатранспортом - на сумму не более 10 тыс. евро;
  • другим видом транспорта – на сумму до 1,5 тыс. евро.

4. Вес товара, не облагаемого пошлиной, не должен превышать 50 кг.

5. Если какая-либо из указанных норм будет превышена, товар придется письменно задекларировать и уплатить таможенную пошлину по единой ставке, то есть 30% от его таможенной стоимости. Однако не ниже значения 4 евро/кг.

6. Нет ограничения в количественных нормах ввозимого ювелирного товара.

7. Изделия из драгметаллов или с присутствием драгоценных камней могут считаться товарами для личного пользования только в случае, если их стоимость не превышает 25 тыс. долларов. Иначе такой товар будет нуждаться в таможенном оформлении в общем порядке.

Это только "вершина айсберга" тех проблем, с которыми может столкнуться человек, решивший ввезти драгоценные камни в Россию. Законы и правила постоянно меняются, и только опытный юрист, компетентный в данных вопросах, может вовремя найти выход из неприятных ситуаций.

Своевременно предоставленные юридические консультации и практическая помощь специалиста в области права помогут избежать конфискации или сэкономить значительную сумму при ввозе драгоценностей в РФ.

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение), а также во исполнение требований международной схемы сертификации необработанных природных алмазов и устанавливают правила осуществления государственного контроля при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с таможенной территории Таможенного союза драгоценных камней (далее - государственный контроль).

2. Государственный контроль осуществляют уполномоченные организации государств - членов Таможенного союза, определенные в соответствии с их национальным законодательством.

3. Целью государственного контроля является проверка соблюдения законодательства государства - члена Таможенного союза при совершении внешнеэкономических сделок с драгоценными камнями и изделиями из них.

4. При проведении государственного контроля основными направлениями деятельности являются:

а) проверка соответствия качества сортировки и оценки драгоценных камней единой нормативно-технической документации и сопроводительным документам;

б) проверка соответствия изделий из драгоценных камней нормативно-технической документации и сопроводительной документации;

в) проверка обоснованности применения действующих на территории Таможенного союза единых классификаторов, прейскурантов, образцов;

г) проверка соблюдения установленного порядка отнесения драгоценных камней к категории уникальных при первичной классификации драгоценных камней;

д) проверка соблюдения установленного национальным законодательством государства - члена Таможенного союза приоритетного права на приобретение драгоценных камней в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней государств - членов Таможенного союза;

е) проверка соблюдения требований международной схемы сертификации необработанных природных алмазов Кимберлийского процесса.

5. В целях реализации основных направлений деятельности осуществляются следующие процедуры:

а) проверка происхождения вывозимых драгоценных камней и законности владения ими;

б) контроль за качеством сортировки экспортируемых драгоценных камней;

в) контроль за выполнением условий преимущественной реализации драгоценных камней в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней государств - членов Таможенного союза;

г) контроль за правильностью определения классификационных признаков драгоценных камней, определяемых в процессе идентификации;

д) контроль контрактной стоимости экспортируемых партий драгоценных камней (за исключением необработанных алмазов и бриллиантов) в отношении ее отклонения от стоимости, определенной в результате государственного контроля, не ниже 5 процентов;

примечание:

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

ж) контроль обязательного предложения партии необработанных алмазов, предназначенной для экспорта субъектами производства бриллиантов, для реализации на внутреннем рынке государств - членов Таможенного союза в течение 10 рабочих дней;

з) при использовании организациями таможенных процедур переработки вне таможенной территории Таможенного союза, переработки на таможенной территории Таможенного союза, переработки для внутреннего потребления - идентификация и проверка происхождения ввозимых в Таможенный союз обработанных драгоценных камней с целью определения возможности их изготовления из вывезенных ранее с таможенной территории Таможенного союза необработанных драгоценных камней, а также вывозимых с таможенной территории Таможенного союза обработанных драгоценных камней с целью определения возможности их изготовления из ввезенных ранее на таможенную территорию Таможенного союза необработанных драгоценных камней;

и) оформление, выдача и учет сертификатов вывоза необработанных природных алмазов государств - членов Таможенного союза, а также проверка наличия и учет сертификатов вывоза природных алмазов государства-экспортера (сертификат Кимберлийского процесса) при ввозе необработанных природных алмазов в целях реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;

к) контроль за выполнением условий временного вывоза драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней государств - членов Таможенного союза и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов государств - членов Таможенного союза;

л) оформление документов, подтверждающих результаты государственного контроля.

6. Для осуществления государственного контроля уполномоченным организациям представляются сведения и документы:

Письмо-заявка с указанием реквизитов организации, ввозящей (вывозящей) драгоценные камни, с перечнем прилагаемых документов, необходимых для проведения государственного контроля, заявленных целей ввоза (вывоза) и предполагаемой датой проведения государственного контроля;

Внешнеторговый контракт (договор, соглашение), на основании которого осуществляется ввоз (вывоз) драгоценных камней со спецификацией и сопроводительными документами;

Документ, подтверждающий право организации, ввозящей (вывозящей) драгоценные камни, осуществлять операции с драгоценными камнями и постановку организации на специальный учет в уполномоченной организации государства - члена Таможенного союза, резидентами которого данные организации являются;

Уставные и регистрационные документы организации;

Сведения о фактическом адресе организации;

Доверенность организации, удостоверяющая личность ответственного представителя и предоставляющая ему право на представление документов и драгоценных камней для проведения государственного контроля.

7. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза природных алмазов дополнительно к документам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, должен быть представлен сертификат вывоза природных алмазов государства-экспортера (сертификат Кимберлийского процесса), оформленный в соответствии с требованиями международной схемы сертификации необработанных природных алмазов.

8. При осуществлении вывоза необработанных драгоценных камней дополнительно к документам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, должны быть представлены:

Лицензия, выдаваемая уполномоченным исполнительным органом государственной власти государств - членов Таможенного союза на экспорт необработанных драгоценных камней;

Договоры на закупку необработанных драгоценных камней на территории государств - членов Таможенного союза с актами выдачи и спецификациями (ведомостями комплектации) (в том числе в случае вывоза части партии драгоценных камней, приобретенных по данному договору);

Подтверждение об учете сделок экспортера (приобретение необработанных драгоценных камней на внутреннем рынке государств - членов Таможенного союза) по предоставленным договорам на закупку драгоценных камней в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза;

Общая справка о массе и стоимости вывозимой партии необработанных драгоценных камней по каждому сырьевому договору согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

9. При осуществлении вывоза обработанных драгоценных камней дополнительно к документам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, должны быть представлены:

Лицензия, выдаваемая уполномоченным исполнительным органом государственной власти государств - членов Таможенного союза на экспорт драгоценных камней (кроме бриллиантов);

Отгрузочная спецификация, отражающая полный ассортимент обработанных драгоценных камней в количественном и стоимостном выражениях;

Обобщенная спецификация по размерно-весовым группам;

Справка о фактическом использовании необработанных драгоценных камней для изготовления каждой партии экспортируемых камней согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

Справка об использовании необработанных алмазов массой 10, 80 карат и более согласно приложению N 3 к настоящим Правилам;

Протокол (акт) предприятия по оценке бриллиантов свыше 6 карат;

Протокол экспертной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти государства - члена Таможенного союза по драгоценным камням (при наличии в приобретенных необработанных драгоценных камнях или готовой продукции драгоценных камней, которые по своим характеристикам могут быть отнесены к категории уникальных);

Документы, подтверждающие происхождение (приобретение) драгоценных камней и законность владения ими: контракты, договор комиссии или агентское соглашение, акты выдачи на необработанные драгоценные камни, ведомости комплектации, акты сделок на необработанные драгоценные камни, учтенные в установленном порядке.

10. При осуществлении вывоза изделий производственно-технического назначения из драгоценных камней дополнительно к документам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, должны быть представлены:

Отгрузочная спецификация, отражающая полный ассортимент товаров в количественном и стоимостном выражениях;

Справка о фактическом использовании драгоценных камней для изготовления каждой партии экспортируемых товаров согласно приложению N 4 к настоящим Правилам;

Документы, подтверждающие происхождение (приобретение) драгоценных камней, используемых для изготовления вывозимых изделий: контракты, договор комиссии или агентское соглашение, акты выдачи на необработанные драгоценные камни, ведомости комплектации, акты сделок на необработанные драгоценные камни, учтенные в установленном порядке;

Нормативно-техническая документация на вывозимые товары в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

11. Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем и заверены печатью предприятия, копии прошиты, заверены подписью руководителя и печатью организации.

12. Для целей государственного контроля может быть затребована информация на магнитных носителях в установленном формате.

13. Порядок взаимодействия уполномоченных организаций и таможенных органов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с таможенной территории Таможенного союза драгоценных камней определяется законодательством государства - члена Таможенного союза.

14. Результаты государственного контроля оформляются актом государственного контроля, форма которого приведена в приложении N 5 к настоящим Правилам.

На все вывозимые партии необработанных природных алмазов выдается сертификат вывоза необработанных природных алмазов, оформленный в порядке, установленном национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.

15. Акты государственного контроля отражают следующую информацию:

а) подтверждение факта осуществления всех установленных при ввозе (вывозе) драгоценных камней процедур государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, а также действий, направленных на выполнение требований международной схемы сертификации природных алмазов;

б) выводы об отсутствии нарушений с рекомендациями о возможности производства таможенного оформления партии драгоценных камней либо о выявленных в процессе осуществления государственного контроля нарушениях законодательства и международных обязательств, препятствующих производству таможенного оформления;

в) в случае ввоза на таможенную территорию партии природных алмазов без сертификата либо с нарушениями требований международной схемы сертификации Кимберлийского процесса в акте государственного контроля делается вывод о необходимости возврата указанной партии в государство вывоза.

16. В случае обнаружения при проведении государственного контроля нарушений законодательства при совершении внешнеторговых операций с драгоценными камнями либо признаков преступления соответствующие материалы направляются в лицензирующие и правоохранительные органы государства - члена Таможенного союза.

17. Результаты проведения государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Издавна признаками высокого положения и богатства были драгоценные камни. Одновременно они были самым лучшим способом вложить деньги. В смутные времена войн и завоеваний это было оставались единственной ценностью, которая оставалась неизменной независимо от страны. Сегодня многие заранее пугаются сложностей, связанных с ввозом и вывозом драгоценных камней, в то время, когда всё не так уж сложно и страшно, достаточно строго соблюдать законодательство и учитывать некоторые тонкости.

Согласно указу Президента России от 20 сентября 2010 г. N1137, контроль государством ввоза из стран, которые не входят в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, включая идентификацию драгоценных камней, осуществляют: Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине РФ и Российская государственная пробирная палата при Минфине РФ по правилам, установленным законодательством . Таможенное оформление производят специализированные отделы и посты таможенных органов РФ, соответственно, ввезти камни можно только через те пункты пересечения границы, где есть такие посты и отделы.

На сегодняшний день в Российскую Федерацию можно беспошлинно ввозить товары для личного пользования, включая драгоценные камни.

В случае, если общая стоимость товаров, которые ввозятся, превышает 10 тыс. евро, но не составляет больше 650 тыс. рублей, то должна быть уплачена применяемая к таким товарам единая ставка таможенных пошлин и налогов, составляющая 30% таможенной стоимости товаров, но не меньше четырёх евро за один килограмм.

Однако, можно столкнуться с такой проблемой, что цена может вызвать несогласие таможни, которая определяет стоимость камней, руководствуясь местными ценами. Меньше вопросов и возможных проблем вызывает ввоз камней уже в изделиях.

Если же предметы ввозятся в количестве, которое незначительно превышает обычные потребности, то нужно доказать, что везёте вы эти вещи не с коммерческими целями. Законодательством Российской Федерации количество изделий, которое можно ввезти без уплаты пошлин, определено в размере пяти предметов на одного человека.

Драгоценные камни, а именно: алмазы , изумруды , рубины , александриты, сапфиры , природный жемчуг в обработанном и сыром виде, уникальные образования янтаря , декларировать необходимо в обязательном порядке. Личные ювелирные изделия, которые ввозятся/вывозятся временно, также нужно обязательно задекларировать, чтобы избежать возможных недоразумений при пересечении границы в обратном направлении. В таможенную стоимость драгоценных камней, которые ввозятся, не включается стоимость камней, которые были ранее временно вывезены.

Важно отметить, что к товарам личного пользования природные алмазы не относятся. При ввозе в Российскую Федерацию из стран, которые не входят в Таможенный союз, необработанные или частично обработанные природные алмазы проходят таможенное оформление исключительно в Москве, на специализированном таможенном посту, при обязательном участии государственных контролеров Министерства финансов РФ.

При строгом соблюдении законов, учёте и знании определённых нюансов, никаких проблем и сложностей не возникнет, и вы сможете наслаждаться блеском драгоценностей, приобретённых в далёких странах. В любом случае все изменения и нюансы желательно уточнить на сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации и аналогичных служб той страны, откуда осуществляется вывоз изделий.

«Парламентская газета» составила список из 12 стран, где могут оштрафовать за вывоз ракушек, камней или земли

Британскому туристу выписали штраф на тысячу евро за попытку вывезти песок с пляжа на острове Сардиния, сообщила 9 августа газета The Guardian. Сталкиваются со штрафами и россияне, которые хотят забрать домой коралл или ракушку. Что нельзя вывозить с популярных курортов мира, выясняла «Парламентская газета».

Запреты охраняют природу и бизнес

Штрафуют российских туристов за «вещи на память» нечасто, хотя это и случается, сказал «Парламентской газете» член общественного совета Ростуризма Роман Бобылёв . «Не думаю, что это обусловлено тем, что страны или конкретные территории хотят создать какие-то сложности для туристов. Просто они боятся, что если все себе будут что-то отламывать, отковыривать и пытаться увезти с собой кусочек, то первозданная красота места будет разрушена», - подчеркнул эксперт.

К тому же страны не хотят лишать свой бизнес прибыли. Например, на многих курортах не разрешают собирать и увозить предметы с побережья. Но если приобрести ракушку в сувенирной лавке и предъявить на границе чек, то вывоз станет легальным.

«Для некоторых стран их природные ресурсы являются именно ресурсам, и на торговле тем же самым песком делают вполне успешный бизнес», - сообщил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды .

В России жёстких ограничений при вывозе природных сувениров нет, отметил он - в заказники и заповедники туристов и так не пустят без специального разрешения, а за сбор ракушек на пляже никого не оштрафуют.

Для некоторых стран их природные ресурсы являются именно ресурсам, и на торговле тем же самым песком делают вполне успешный бизнес.

Так что природные богатства, не охраняемые законом, вывозить разрешено, но в ограниченных объёмах. Нельзя забирать за границу драгоценные камни и металлы, если они стоят больше 25 тысяч долларов США, а рыбу и морепродукты - если их объём больше пяти килограммов. Чёрная икра сможет попасть в чемодан туриста только в заводской упаковке, с приложенным чеком и не больше 250 граммов на человека. Полностью запрещено вывозить из России редких животных и их части - за контрабанду в крупном размере можно поплатиться лишением свободы до семи лет.

Что нельзя вывозить из популярных у россиян стран

Практически во всех государствах существует запрет как на ввоз, так и на вывоз взрывчатых и других опасных веществ, боеприпасов и оружия, если на него нет специального разрешения, и, естественно, наркотиков - за их оборот возникает самая высокая ответственность. Во многих странах есть ограничения на вывоз антиквариата и валюты. Например, из России можно забрать без декларирования наличные стоимостью не выше 10 тысяч долларов США, а из Египта нельзя забирать национальную валюту. В каждой стране также есть особые правила, обусловленные её историческими и культурными особенностями.

Из Италии нельзя вывозить животных и растения охраняемых видов и любые предметы старше 100 лет без разрешения министерства культуры. А на любую одежду и обувь нужно сохранять чеки - если она окажется подделкой известного бренда, а доказать факт покупки не получится, у туриста могут возникнуть проблемы.

Египетзапрещает вывозить не только кораллы, но и изделия из них, если только на них нет чека. То же касается ракушек, изделий из слоновой кожи, чучел, например морского ежа, и так далее. Также нельзя забирать антиквариат. Нарушителей могут оштрафовать на одну тысячу американских долларов или арестовать.

Со Шри Ланки туристы не могут прихватить домой кораллы, ракушки, необработанные драгоценные камни, изделия старше 50 лет, если только на них нет разрешения руководства Национального архива и генерального директора Департамента археологии страны. Запрещены к вывозу 450 видов животных и растений и их части, например изделия из рогов пятнистого оленя, или ростки цветов.

С Кипра нельзя забирать животных, старинные предметы и произведения искусства, а также любые диковинки, найденные при археологических раскопках и на берегу моря, в том числе камни и ракушки. Золотые, платиновые изделия, все драгоценные и полудрагоценные камни, кроме личных украшений, вывозить тоже нельзя. На любые предметы флоры и фауны нужна лицензия директора Службы окружающей среды.

В Индонезии более демократичные правила. С Бали нельзя вывозить только предметы старше 50 лет, редких животных и птиц, в том числе черепашьи панцири.

Мальдивы не разрешают брать с собой кораллы, панцири черепах и любые предметы, сделанные из них, если вы не сможете предъявить чек из сувенирной лавки. Вообще, в стране более жёсткие правила ввоза, нежели вывоза. Туда нельзя привозить не только яды, наркотики, порнографическую продукцию, но и алкоголь, даже если он был куплен в Duty Free, и свинину.

Таиланд ввёл запрет для туристов за вывоз кораллов (можно только в виде задекларированных готовых украшений), произведений искусства, марок, предметов религиозного содержания, кроме изображений Будды не выше 13 сантиметров, а также песок и землю.

С Кубы нельзя вывозить необработанные кораллы. В виде готовых изделий - можно, но на чёрные кораллы, даже обработанные, понадобится сертификат. Под запретом лобстеры, книги, изданные более 50 лет назад, антиквариат, перья экзотических птиц, ракушки, драгоценные металлы.

Китай не разрешает забирать лекарства традиционной китайской медицины, если их общая стоимость превышает 300 юаней, так как предполагается, что турист вывозит их с намерением перепродать. Таможенные правила исключают вывоз редких видов животного, растительного мира или материалов для их размножения, ценных предметов истории и искусства, если на это не получены разрешения.

Из Греции нельзя забирать антиквариат и любые предметы, найденные на дне моря, на берегу и во время раскопок. Пустят через границу только тех, у кого есть соответствующее разрешение министерства культуры - в ином случае вывоз уголовно наказуем. На ювелирные украшения нужно иметь чеки.

Нидерланды установили полный запрет только для тех, кто пытается вывезти предметы, представляющие историческую или художественную ценность. Если же хочется захватить из Голландии луковицы растений, необходимо получить справку о прохождении фитопатологического контроля.

Из Турции запрещено вывозить кораллы и ракушки, старинные предметы, лекарства, содержащие наркотические вещества, сигареты и табак (кроме кальянного).

Даже если вы взяли безобидные сувениры, на которые нет запрета, то их количество не должно превышать разрешённое для личных нужд. Если же 10 килограммов сыра или 200 пачек сигарет признают коммерческой партией, туриста может ожидать серьёзный штраф. Важно проверить также правила ввоза в страну, в которую возвращается турист, иначе может оказаться, что домой килограммы дорогих покупок привезти не получится.