20.09.2019

Социальные институты таблица важнейшие жизненные потребности. Современные социальные институты


Общественное мнение как институт гражданского общества.

Институционализация и развитие социальных институтов.

Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

Часть № 2.

1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

ü в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

ü в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.

Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.

Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

* в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

* должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;

* институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

* для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

Каждый институт наделен множеством функций.

Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

ü Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

ü Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.



К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

институтов общества.

Таблица № 9.

Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
семьи и брака репродуктивная, воспитательная отец, мать дом, обстановка кольца, обручение, контракт
экономические добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный, покупатель, продавец. фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марка
политические поддержание законов, правил и стандартов законодатель, субъект права общественные здания и места кодекс, флаг
образование социальное приобщение к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, институт, академия диплом, степень, аттестат
религиозные углубление веры, соборные отношения пастор, прихожанин, монашка собор, костел, церковь крест, алтарь, библия, коран

Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными . К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

Термин “институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский :

ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

ü потребность в производстве продуктов и услуг;

ü потребность в распределении благ (привилегий);

ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

ü потребность в поддержании системы нравственности;

ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Институционализация может осуществляться двумя путями :

ü возникновением новых социальных институтов ;

ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов .

Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов :

ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.

В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:

ü социальный институт , специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

ü суждения , разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции :

ü экспрессивную;

ü консультативную;

ü директивную.

v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция

позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.

v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.

Как считают социологи,д ля функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:

ü общественная значимость , актуальность темы или проблемы . Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;

ü дискуссионность обсуждаемых вопросов . Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;

ü необходимый уровень компетентности . Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.

Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Источниками формирования общественного мнения являются:

ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;

ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.

В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения

(ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).

Институционализация, институциональные признаки.

Функции социальных институтов.

Институт семьи.

Институт (от лат. institutum "установление, учреждение") – это "опора"; основа, удерживающая от хаоса и распада.

Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений – институтов, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва.

Процесс институционализации или образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества .

Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия, наука и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Их можно представить в виде следующей таблицы:

Признаки главных институтов общества

Государство

Образование

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность

Ответственность Уважение

Послушание Лояльность Субординация

Производительность Экономность Производство прибыли

к знанию

Посещаемость

Почтительность Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема Школьные песни

3. Утилитарные культурные черты

Квартира

Общественные здания

Общественные работы

Бланки и формы

Фабрика Оборудование Бланки, формы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы

Контракты Лицензии

Правила учащихся

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право

Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении

Православие Протестантизм

Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения.

3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

4) Транслирующая функция. Суть ее – в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.

5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне – во взаимодействии между институтами.

Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.

Это наиболее древний институт общественной организации. Ему присуще многообразие, систематизировав которое, мы получаем следующую типологию семейных структур:

В зависимости от характера супружества это может быть моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной) или полигамия (брак одного супруга с несколькими). Полигамия бывает двух видов: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

По критериям родительства-родства выделяют патрилинейные и матрилинейные семейные структуры, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи (он зарабатывает средства на содержание семьи, он представляет семью в обществе и т.д.) и матриархальные , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет место эгалитарная семья (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще такой тип как партнерская семья. В ней семейные решения обсуждаются и принимаются совместно.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными , где супруги из одной социальной группы, страты, касты, класса, и гетерогенными , где супруги происходят из разных.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные (молодые живут в доме отца мужа) и матрилокальные (молодые остаются жить у родителей жены). Если молодые селятся у тех родителей, у кого попросторнее жилище, то это – унилокальные семьи. Если молодая семья живет отдельно от родителей, то она называется неолокальной .

По структуре семьи бывают нуклеарными и расширенными . Нуклеарная семья включает мужа и жену, а также находящихся у них на содержании детей. Расширенная семья включает в себя две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей. Наиболее распространены сегодня нуклеарные семьи.

Возникновение семьи связано с заключением брака.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной (как правило), устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Долгое время существенным фактом создания семьи выступала регистрация брака. В России до 1918 г. она носила церковный характер, а затем – гражданский. К настоящему времени формы брака стали разнообразнее:

Фактический брак (конкубинат – сожительство, которое обывательски неправильно именуют "гражданским браком"), когда мужчина и женщина живут вместе, но брак не регистрируют;

Гостевой брак, когда супруги не съезжаются, а навещают друг друга;

- "открытый брак", где каждый из супругов свободен в своих отношениях (в том числе и сексуальных) с третьим лицом;

Повторный брак, когда люди расставшись, порвав отношения, затем возвращаются друг к другу.

Возрождаются и некоторые формы группового брака.

При всем разнообразии мотивов вступления в брак все они в конечном счете сводятся к двум – любовь и расчет. У нас весьма распространен стереотип противопоставления этих мотивов. Однако между любовью и расчетом нет жесткой, непроходимой границы. Социальные психологи выделяют шесть наиболее распространенных видов чувства любви: эрос (сексуальное влечение, страсть), людус (любовь – игра, сиюминутность отношений, свободная смена влечений), агапэ (романтическая влюбленность на основе идеала, придуманного в подростковом возрасте), прагма (рассудочная любовь, связанная с практическим расчетом), сторге (любовь – дружба, умение ждать и прощать, понимать и терпеть) и мания (любовь – мука, сочетающая неуверенность в себе и партнере с подчинением страсти). Как видите, любовь бывает очень разной, в том числе и включающей расчет. При этом расчет понимается не как материальная, статусная или иная выгода, а с психологической стороны, т.е. как здравая оценка любимого человека, своей любви к нему, его ответного чувства. Если в основе семьи лежит людус, агапэ, мания или только эрос, она едва ли будет прочной.

Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций :

1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.

2 ) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.

3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.

4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.

5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.

6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.

7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.

8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.

9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.

10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.

Наиболее распространенным типом в РФ сегодня является малодетная, нуклеарная семья. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: многодетные (пять и более детей), среднедетные (три-четыре ребенка) и малодетные (менее трех). Исследования показывают, что доминирование в России малодетной семьи связано как с усложнением социально-экономической ситуации в стране, так и с изменением функциональных приоритетов. Родительство, родство отходят на второй план. Супруги живут в семье друг для друга и для себя.

Подробное решение урок 12 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов Соловьёва Е.А., Турчина М.Е., Вичук А.В., Данилов Д.Д. 2015

  • Гдз Школа 2100 по Обществознанию за 7 класс можно найти

Задание 1. Составь схему взаимосвязи понятий общество, социальная группа, мировоззрение, семья, потребности.

Общество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество - это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временному; по способу производства и т. д.

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Мировоззрение - система взглядов, оценок образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Задание 2. Впиши основные признаки понятия социальный институт.

Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Выделяют следующие признаки социальных институтов:

Установки и образцы поведения (для института семьи - привязанность, уважение, доверие; для института образования - стремление к знанию);

Культурные символы (для семьи - обручальные кольца, брачный ритуал; для государства - гимн, герб, флаг; для бизнеса - фирменная марка, патентный знак, для религии - иконы, кресты, Коран);

Утилитарные культурные черты (для семьи - дом, квартира, мебель; для образования - классы, библиотека; для бизнеса - магазин, фабрика, оборудование);

Устные и письменные кодексы поведения (для государства - конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии);

Идеология (для семьи - романтическая любовь, совместимость; для бизнеса - свобода торговли, расширение дела; для религии - православие, католицизм, ислам, буддизм).

Следует отметить, что институт семьи и брака находится на пересечении функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, культуры, права, религии и др.), являясь при этом классическим примером простого социального института. Далее мы остановимся на характеристике основных социальных институтов.

Задание 3. Заполни таблицу «Социальные институты».

Задание 4. Докажи, что религия, армия, СМИ являются социальными институтами.

Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

Армия, конечно, не приносит материальных благ, а только потребляет их, но она охраняет общество от войн, а стало быть дает ему возможность спокойно создавать материальные блага. А если учесть, что армия участвует в строительстве и привлекается в случаях чрезвычайных ситуаций - то это прямая поддержка экономики.

Ученые, как правило, выделяют внутренние и внешние функции этого социального института:

а) внешние – сохранение неприкосновенности границ, обеспечение суверенитета государства, благоприятных условий для осуществления внутреннего комплекса задач, решения проблем, имеющих общечеловеческое значение, помощь жертвам агрессии, союзникам;

б) внутренние – обеспечение власти господствующей социальной группе, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, грозящих развалом государству, т.е. сохранение его территориальной целостности, воспитание у граждан готовности защиты своей Родины, формирование навыков нравственного поведения в последующей трудовой деятельности, морально- психологическая подготовка молодежи к жизненным трудностям.

Из вышеизложенного правомерно выделить следующие признаки армии как социального института:

а) это – учреждение государственное. Как и государство в целом, армия защищает интересы правящей элиты, определенной социальной группы. Используется при разрешении различного рода (внутренних и международных) конфликтов, когда исчерпаны мирные средства наведения порядка;

б) вооруженные силы – правовая организация, функционирование которой соответствует законодательству страны и нормам международного права;

в) армия отличается от других социальных институтов тем, что обладает боевой мощью. Уже сам по себе этот факт нередко гарантирует неприкосновенность законного порядка, позволяет государству не прибегать к насилию;

д) будучи органической частью государства, армия порой выполняет и одиозные функции, т.е. используется не в общенациональных, а в местнических интересах отдельных политических деятелей или группировок.

СМИ как социальный институт, задают журналистике нормативные установки, правила профессионального поведения, которые устанавливаются на основе определенных принципов и носят характер закона, а также реализуют стимулирующую, а иногда принудительную функции (через запреты, разрешения, обязательства и пр.).

Результаты деятельности СМИ проявляются в формировании устойчивых потребительских норм во всех сферах деятельности. Таким образом, в информационном обществе СМИ получают возможность участвовать в регулировании общественного развития и воспроизводства при помощи формирования потребностей населения.

Задание 5. С1. Подумай, какие функции семьи были наиболее важными для жителей Древней Руси, а какие важны для граждан современной России?

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область.

В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14-15 лет для мужчин и в 12-13 лет для женщин. Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении Владимира Мономаха», в котором написано: «... Все же более убогих не забывайте... <...> Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. <...> Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. А вот Вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего». Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Устав князя Ярослава грозил церковным домом (заточением в монастырь) юной жене, из-за которой мог пошатнуться предшествующий брак мужчины. Последнему предписывалось жить со старой.

Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. При совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа и женитьбы на девице.

Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, в частности из Прохирона, но с учетом русских традиций.

Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает девушку, которая, живя в доме отца и матери, рожала добрачного ребенка. Наказывает Устав и жену, родившую внебрачного ребенка. Однако осуждается и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться в браке, но если уж незамужняя зачала, то должна дать жизнь младенцу.

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

С2. В чём состоит сходство и различие функций семьи в наше время и в древности.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция - половое регулирование. Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция - воспроизводство населения, которое осуществляет семья. Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция - социализация. Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция - удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании. Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами - жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция - экономическая, бытовая. Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека - кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Задание 6. С1. Познакомься с данными таблицы «Функции науки». Подумай, какие функции науки появились раньше других.

Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека.

С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.

Наука в современном понимании начала складываться с XVI-XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

С2. Каковы главные функции науки в современном мире.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».

Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.

Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:

1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;

2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;

3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;

4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Институты имеют свои отличительные признаки:

1) культурные символы (флаг, герб, гимн);

3) идеологию, философию (миссия).

Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:

1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;

2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;

3) социализация – передача социального опыта;

4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;

5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;

6) автоматизация – стремление к самостоятельности.

Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными.

Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград.

Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей.

Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач.

Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации:

1) переориентация старых социальных институтов;

2) создание новых социальных институтов;

3) переориентирование общественного сознания.

В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:

1) семья – воспроизводство рода и социализация личности;

2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;

3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;

4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации;

5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.

2. Социальный контроль и девиантное поведение

Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.

Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.

Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.

Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:

1) формальные;

2) неформальные;

3) положительные;

4) отрицательные.

Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.

Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.

Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.

Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин.

В рамках социологии сложились следующие теории по этому вопросу.

1. Чарльз Ломбарзо, Вильям Шелдон полагали, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы.

Так Шелдон делит людей на 3 типа:

1) эндоморфы – полноваты, не склонны к девиантному поведению;

2) мезоморфы – атлетическое телосложение, могут характеризоваться девиантным поведением;

3) эктоморфы – худые, вряд ли склонны к девиантному поведению.

2. З. Фрейд видел причину девиаций в том, что внутри каждой личности постоянно происходят конфликты.

Именно внутренний конфликт является источником девиантного поведения.

В любом человеке есть «я» (сознательное начало) и «сверх-я» (бессознательное). Между ними постоянно возникают конфликты.

«Я» пытается удержать бессознательное в человеке. Если это не удается, то тогда наружу прорывается биологическая, животная сущность.

3. Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности.

Этот процесс может быть удачным, и неудачным.

Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества.

При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).

4. Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества.

Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели.

Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения.

Таким образом, главной причиной девиации является разрыв между целями и средствами осуществления этих целей, который наступает в силу неравного доступа к средствам различных слоев групп.

На основе своих теоретических разработок Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.

1. Конформизм – соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.

Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения.

2. Инновация – принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.

3. Ритуализм – отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.

4. Ретритизм – полное неприятие общественных установок.

5. Мятеж – изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.

В рамках других социологических теорий в качестве основных типов девиантного поведения выделяются следующие виды:

1) культурные и психические отклонения – отклонения от норм культуры. Могут быть опасными или неопасными;

2) индивидуальные и групповые отклонения – отдельный человек, индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое – иллюзорный мир;

3) первичные и вторичные. Первичные – шалость, вторичное – девиантное отклонение;

4) культурно добряемые отклонения;

5) сверхинтеллектуальность, сверхмотивация;

6) культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и нарушение закона.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.

1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для большинства людей – главный источник удовлетворения их потребностей.

2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность часто является основой приобретения и реализации знаний и возможностей.

Даже если работа рутинная, она предлагает некоторое структурированное окружение, в котором может реализоваться энергия данного человека.

Без работы возможность реализации знаний и способностей может снизиться.

3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда задачи относительно однообразные, индивид может получать удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на домашние.

4. Структурирование времени. У людей, занятых на регулярной работе, день обычно организован вокруг ритма работы. Хотя иногда это может действовать угнетающе, однако дает ощущение направленности в повседневных делах.

Для тех, кто лишен работы, большую проблему представляет скука, у таких людей развивается апатия по отношению к времени.

5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто порождает дружбу и возможность участвовать в совместной деятельности с другими.

При отсутствии контактов на работе круг друзей и знакомых человека уменьшается.

6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за то чувство личной социальной стабильности, которое она дает.

В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической деятельности:

1) в первобытном обществе – охота, рыболовство, собирательство;

2) в рабовладельческом и феодальном обществах – занятие сельским хозяйством;

3) в индустриальном обществе – товарно-промышленное производство;

4) в постиндустриальном обществе – информационные технологии.

В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.

Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.

Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.

Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.

Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.

Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.

Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.

Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.

В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым товаром и т. д.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.

Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.

Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.

Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;

2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Универсальной структурой государственной власти являются:

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.

Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.

Государство как ядро социологической системы обеспечивает:

1) социальную интеграцию общества;

2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;

3) распределение ресурсов и социальных благ;

4) культурно-образовательную деятельность;

5) социальный контроль за девиантным поведением.

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

В основе подчинения власти лежат:

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);

3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.

Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).

Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.

Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.

Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:

1) индивидуализм;

2) конституционная форма правления;

3) общее согласие тех, кем управляют;

4) лояльная оппозиция.

В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.

В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:

1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;

2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;

3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.

В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.

Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.

Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.

Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.

Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.

Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.

Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

Семья – это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института. Помимо этого, семья призвана выполнять следующие функции:

1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;

2) воспитание, социализация детей;

3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;

4) политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;

5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.

Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи.

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные – включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

Согласно прогнозам американских социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера в постиндустриальном обществе институт семьи претерпевает значительные изменения.

Согласно Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится в будущем.

Вместе с тем произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций.

Так, функция деторождения будет осуществляться незамужними женщинами.

В социализации будут в большей степени участвовать центры по воспитанию детей.

Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет получить не только в семье.

Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями.

Следует отметить также, что семья является носителем противоречий, как с обществом, так и между ее членами.

Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении.

В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов.

Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды».

Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, сексуальная неудовлетворенность и т. д.

Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.

В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми.

Все указанные причины позволяют говорить об определенном кризисе семьи.

Среди причин кризиса можно выделить:

1) уменьшенние зависимости жен от мужей в экономическом смысле;

2) увеличение мобильности, особенно миграции;

3) изменение функций семьи под влиянием социальных, экономических, культурных, религиозных и этнических традиций, а также новой технической и экологической ситуации;

4) сожительство мужчины и женщины без оформления брака;

5) уменьшение количества детей в семье, в результате чего не происходит даже простого воспроизводства населения;

6) процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями;

7) увеличивается количество женщин на рынке труда;

8) рост общественного сознания женщин.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психологическим или биологическим причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей:

1) конфликтная – наиболее распространена (около 60 %);

2) аморальная – забвение моральных норм (в основном это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);

3) педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;

4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.

Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия – одна из самых веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.

Структура социальных институтов
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и российские социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю структуру, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Некоторые социологи считают, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Следует выделить такие элементы социального института:
. цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
. образцы и правила поведения, устные и письменные традиции;
. символические черты и элементы;
. утилитарные черты, материальные средства.
Раскрывая и анализируя поэлементную структуру социального института, нужно тесно связывать ее с выполняемыми институтом функциями. Кроме того, необходимо различать внешние (формальные) характеристики, которые воспринимаются уже при первом знакомстве с функционированием института, и внутренние, связанные с совокупностью правил и образцов поведения.
Правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве),
2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.),
3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии),
4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила),
5) идеология.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Основные социальные институты
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1. Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. Политический - институты власти;
3. Семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный - институты, организующие законное наследие;
5. Религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют возникновение производства не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30—40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.
В таблице 5.1 приведены характеристики пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Функции социальных институтов
Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Основные функции социальных институтов перечислены в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Признаки главных институтов общества

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.
Наряду с универсальными, существуют специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводствоновых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к институтам церкви и религии. Комбинация универсальных и специфических функций может быть представлена следующей таблицей.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К примеру, в институте семьи можно выделить подфункцию сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую подфункции.
Некоторые институты выполняют несколько функций одновременно, тогда как на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. При этом институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение потребности в интимной близости.
Динамика функций социальных институтов
Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял не более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха - специальные институты рекреации. А функцию добывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.
На заре своего существования государство выполняло узкий круг задач, связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялись и функции государства. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу.
Церковь, которая создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов, со временем взяла на себя функции образования, экономической деятельности (монастырское хозяйство), сохранения и передачи знаний, исследовательской работы (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительства и филантропии (помощь нуждающимся).
Функции, выполняемые институтами, со временем изменяются. Так, принадлежавшие ранее церкви функции образования и социальной помощи нуждавшимся приняло на себя современное государство, создав разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой. К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного просвещения и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции семьи различались. Вот примеры из примитивных обществ.
Контроль воспроизводства. В одних племенах биологический отец не получал соответствующего социального статуса, в других - социальный статус отца получал не биологический отец, а другой человек.
Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько мужей). Полиандрия была отмечена в 31 из 475 изученных племен, полигиния - в 378, моногамия - в 66. Но в племенах с полигинией лишь небольшое число мужчин, как правило, самых богатых, имели по нескольку жен.
Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% - только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.
Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками. Экзогамия означает выбор суп-руга вне своей группы.
Передача статуса и собственности. Родство ведется как по линии матери, так и по линии отца. Матринальная, как и патернальная системы существуют также в наследовании собственности.
Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это присуще 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превращается таким образом в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.