18.06.2019

Раскройте значение письменности для истории развития общества. Значение письменности в человеческой культуре (реферат). Значение письменности для человечества


Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения яв-лялись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером сим-волической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.



Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Письмо. Происхождение, основные этапы развития письма. Графика. Алфавит.

Письмо является дополнительным средством общения. Возникло оно из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно.

1) Первым историческим типом письма была пиктография , т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, камнях, скалах, костях животных, на бересте. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. П.

2) Идеограмма . Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который оно проявляются. т. е. через изображение глаза, Таким же образом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т. п. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении.

Китайское письмо. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Иероглифы – «священные письмена» резали на кости и других материалах.

3)фонография – тип письма, отражающий произношение слов. Звуковая азбука для писания; фонетическая система письма. А) слоговое (каждый письменный знак обозначает определённый слог) б) вокально – звуковое (буквы обозначают в основном звуки речи)

Этапы развития письма:

В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква – знак вокально – звукового письма. (пр: древнегреч. Буква А называлась «альфа» и обозначала гласный [a]).

Но история письма – это не только история начертания букв, вместе с тем это и история становления современных алфавитов, графики.

Алфавиты.

Буквенно – звуковое письмо сейчас образует 4 наиб. распростр. семьи алфавитов – латинскую, славяно – кирилловскую, арабскую и индийскую. Образование современных семей алфавитов – результат истор. развития народов и их письменности. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению (славянские яз. Используют кириллицу и латиницу)

Алфавит – совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. «алфавит» образовано от названий двух первых букв греч.алфавита – альфы и беты, также как азбука = аз+буки.

Его происхождение уходит корнями в такие древние страны, как Египет, Финикия, Греция.

2 в. Тысячелетия – появление консонантно – звукового письма, нач. 1-го тысячел. – вокализированное звуковое письмо.

Возникли ветви восточного письма:

1. Еврейская ветвь

2. Сирийская

3. Иранская

4. арабская

развитие их связано с распространением 4х религий Переднего Востока – иудаизма (еврейское), восточного христианства (сирийское), зороастризма (иранское) и мусульманская (арабское). Из западного письма наиболее известны греческий алфавит, латиница и кириллица.

Греческий алфавит.

Греки изначально пользовались консонантным письмом. 403 г. До н.э. при Евклиде вводится классич. греч. алфавит (Афины). Состоял из 24 букв. Вклад греков в становлении алфавита в том, что были введены буквы для обозначения гласных (альфа, бета, гамма). Второе – греки стали писать не справа налево, а наоборот, как мы пишем сейчас.

* Эллинистический (4-1 вв до н.э.), римский (1в. До н.э. – 4 в. н.э.) и византийский периоды (4-5 в. н.э.) алфавит совершенствовался, так как развились скорописные почерки (благодаря исп-ю папируса и пергамента) и были созданы диакритические знаки.

В визант. период оформились 2 начертания букв – прописное и строчное. Затем возникла латиница на основе западногреч. Письма, а на основе византийского письма возник славянский и кириллица.

Латиница

753 г. До н.э. – образовался г. Рим. Объединение племён в один народ, развитие хозяйства и гос-ва потребовало упорядоченного письма. На возникновение латинского письма оказала влиянии письменность греческих колонистов и этрусков. Алфавит включал 23 буквы.

14 в. – появление бумаги и изобретение книгопечатания – решающее значение для распростр. единого письма. Латинский алфавит оказал большое влияние на формирование письма других народов, они сохраняют состав букв латинского алфавита + были добавлены пара букв -> звуков было больше, чем лат.букв -> усовершенствовали алфавит введением диакритик и лигату. Диакритики для уточнения или изменения звук.знач. букв. Лигатура – буква, составленная из двух или более букв. (ст-слав. «шта»)

Кириллица.

Конец 9 – нач. 10 в. – возникновение славянского алфавита, создано две азбуки – глаголица и кириллица. Связано с именем Кирилла и Мефодия.

Кириллица – переработка византийского алфавита 7-8 вв. Были введены дополнительные буквы (пр:буки, живете, йотированные, юсы). Кириллица получила распространение у южных и восточных славян.

Графика.

Графика – буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Она изучает соотношение букв и звуков языка.

Буквы обозначают звуки языка, его фонемы, но совпадение звуков и букв является неполным. В связи с этим появились правила чтения (графические) и правила написания слов (орфографические).

Степень устойчивости чтения одной и той же буквы в разных языках неодинакова: бОльшая в русском и немецком, чем в английском. (table [‘teibl]– стол [стол]). Это несовпадение буквы и звука возникает из-за того, что одна и та же буква имеет несколько фонетических значений. (так, англ. «а» произносится то как [эй], то [э], русская О произносится различно дом [o] и вода [вАда]

1) слоговый принцип графики объясняет различное написание одной и той же фонемы, фонетическую многозначность многих букв. Принцип заключается в том, что чтение буквы определяется её сочетанием с другими буквами. (русская С читается различно в словах «сын», «синь», «сшить»: [c], , [ш"], англ: C – cat, circle – [k] )

Также этим принципом объясняется правило чтения я,ё,ю,е. В начале слова (после гласных и разделительных Ъ,Ь) эти буквы обозначают два звука – [j] и гласные [a][o][у][э], после согласного они обознач. Мягкость (мямля), (мою)

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

Возникновение речи является основной предпосылкой к появлению письменности. Ведь едва научившись говорить, первобытный человек столкнулся с необходимостью фиксировать свои мысли или слова для того, чтобы передать информацию сородичам либо сохранить уже накопленные знания для следующих поколений. В свою очередь письменность оказывает достаточно сильное влияние на сам язык. Она делает его более стабильным и оформленным, а также расширяет и укрепляет круг понятий и категорий, которые окружают человека в повседневной жизни.

Значение письменности в истории развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Внешний мир, повседневная жизнь, внутренние переживания – все это находит отражение в языке. И письмо становится одной из важнейших форм существования последнего, поскольку исключительно с помощью записей можно сохранить какую-либо информацию за пределами человеческой памяти. Так, археологи до сих пор находят древние образцы письменности, по которым восстанавливается картина развития той или иной культуры, а также определяются характерные особенности проживавших на определенных территориях этносов.

Известно, что появление письменности стало весьма энергичным импульсом в развитии человеческой цивилизации. Более того, история начинается именно с того момента, когда наши предки впервые попытались запечатлеть свои представления об окружающем мире. Основной предпосылкой к возникновению письма являлось развитие устной речи.

Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.

«Узел судьбы» – так говорят, когда имеют в виду какой либо трудный период в жизни человека. И мало кто задумывается о том, откуда пошло это выражение. Здесь следует отметить, что узлы сопровождают человека с самых давних времен – без них не могли обойтись охотники, рыбаки, земледельцы, торговцы, солдаты и т.д. Более того, история свидетельствует о том, что даже письмо когда-то было узелковым – с его помощью осуществлялась передача самой разнообразной информации в закодированном виде.

Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.

С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти – передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.

Пиктография – древнейший вид письменности, который сохранился у некоторых народов мира и по сей день. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.

Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Развитие письменности напрямую связано с эволюцией человеческого интеллекта. В древнейшие времена примитивное предметное или пиктографическое письмо использовалось для передачи простейших понятий и обозначения наглядных предметов или вещей. Но с течением истории отмечено интенсивное развитие мышления и языка и, как следствие, появилась необходимость обозначения отдельных слов или словосочетаний. Их же совокупность позволяла фиксировать различные абстрактные понятия

Иерографическое письмо – одна из самых необычных разновидностей письменности. Дело в том, что любой иероглиф не передает фонетического звучания слова или словосочетания. В зависимости от контекста он имеет определенный смысл, образно описывая отдельные предметы, явления, понятия или категории. Иерографическая письменность характерна в основном для народов Востока, хотя и в других уголках мира встречаются порой свидетельства о том, что наши предки передавали информацию следующим поколениям с помощью иероглифов.

Китайская каллиграфия – это искусство изображения…слов. Она представляет собой нечто среднее между обычным письмом и рисунком – иероглифы, написанные методами каллиграфии, не только передают определенный смысл читающему, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. Ключевой особенностью каллиграфии является наличие гармонии духа и движения. Это означает, что изображение мысли, которую пишущий желает передать на письме, должно быть оформлено так, чтобы читателю был понятен не только смысл написанного, но и настроение или душевное состояние, вызываемое им.

Письменность является характерной чертой нашей цивилизации. Ее появление напрямую связывают с развитием человеческого интеллекта. Усовершенствование системы письма стало основой для зарождения политических, экономических и социальных отношений. Но если ни один современный человек уже не мыслит себя и окружающий мир без письменности, то в давние времена она была доступна лишь избранным. Лишь особы, приближенные к божеству или правителю, имели право на получение знаний о письме – так от внимания недоброжелателей оберегалась важнейшая информация, касающаяся верований, ритуалов и научных знаний.

Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.

Язык есть система знаков, являющаяся основным средством общения.

Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, Конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имён мы никогда не узнаем, не изобрёл бы земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далёких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации. Когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя племени или Бога, мы никогда не узнаем точно. В это время и началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включённым в поток истории. Благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далёкие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ – тщательное изучение предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности работать в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свои накопленные знания, быть может, давно почившие светила.



Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности. Ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего, жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Основная предпосылка создания письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

II. Письменность развивается, эволюционирует, но тем не менее сравнивать и оценивать, какое письмо является лучшим или лучше несколько некорректно. Во-первых, различные типы письма могут по-разному подходить к тому или иному языковому строю. Во-вторых, за системой письма стоят не только звуки языка, но и история и культура. Именно поэтому с таким трудом проходят даже небольшие реформы графики и орфографии. Само собой разумеется, их проводят для удобства пишущих и читающих потребителей, но страдают от этого прежде всего образованные носители языка, привыкшие к определённой, быть может, устаревшей графике и орфографии. Многие русские писатели не приняли реформы 1917-1918 гг. и в эмиграции продолжали издавать книги в старой кодировке (на этом настаивал, в частности, И.А. Бунин).

Преобразование графической системы, пустившей глубокие корни, грозит поистине катастрофическим ущербом. Так, например, с 1930 по 1940 гг. таджикам и узбекам пришлось дважды менять письменность: сначала перейти от арабского алфавита к латинскому, а затем, во время политики русификации, - от латинского к кириллице. После этих реформ целый народ остался практически без книг и утратил свою письменную культуру. Практически не допускают никаких графических реформ англичане, именно поэтому их алфавитное письмо может считаться алфавитным только с большой натяжкой. Действительно, как соотносятся буквы и звуки в английском слове knight – (najt)? Но не считать же английское письмо иероглифическим! Все эти вопросы так или иначе учитывает теория письма, которая состоит из двух частей. Связь между письменными знаками изучает грамматология (в 1952 году этот термин ввел американский лингвист Игнас Джей Гельб, который и определил эту область как отдельную науку). Собственно начертанием и формой знаков занимаются палеография и эпиграфика (если объект изучения – это надписи, высеченные на твёрдом материале). Так, например, грамматологические знания необходимы, если нужно создать письменность для бесписьменного народа, а сведения о клинообразной форме знаков, их происхождении и способе нанесения относятся к палеографии. Некоторые культуры придают форме знаков особое значение. В Китае каллиграфия считается искусством: иероглифов много, они сложны, и небрежный почерк сделает текст нечитабельным. Напротив, тот, кто не блещет особой изящностью почерка, вряд ли будет от этого сильно страдать – написанное буквами разобрать почти всегда нетрудно.

Язык есть главное средство общения людей и поэтому всегда существует в обществе. Пока есть люди, которые пользуются языком как основным средством общения, язык жив, он непрерывно изменяется. Возникая в речи (устной или письменной), лингвистические инновации постепенно находят себе все большее применение, начинают употребляться всё чаще, приобретают таким образом статус правила. Со временем люди начинают рассматривать эти лингвистические явления как нечто само собой разумеющееся, обычное как факт языка.

Если же язык перестал быть основным средством общения в каком-либо социальном коллективе, он становится мертвым. Три причины могут вызвать такое положение. Во-первых, может исчезнуть народ-носитель данного языка. Так, последние тасманийцы умерли в прошлом веке, а вместе с ними и тасманийские языки. Во-вторых, народ может усвоить новый язык, забыв старый. К подобным мёртвым языкам относятся, например, шумерский, хеттский и хурритский, готский и прусский. Наконец, мертвым может стать какой-либо литературный язык, сохранившийся в каких-либо ограниченных сферах употребления, притом во всех остальных сферах используется живой язык, по происхождению связанный со старым литературным языком. Таково взаимоотношение между мертвым латинским и романскими языками, классическим монгольским и современным монгольским языками, старославянским и болгарским языками.

Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции. Среди изобретенных, так называемых авторских письменностей – славянское письмо, армянское, грузинское и другие.

Армянское письмо было создано в начале V столетия, в период борьбы армян за политическую и духовную независимость от Персии и Византии. Армянский алфавит разработал просветитель епископ Месроп Маштоц (361-440).

И в современном мире люди изобретают письмо. Так, в первой половине XIX века индеец племени чероки Секвойя, будучи стопроцентно неграмотным, придумал и ввел письмо для своего народа. На территории России словесное письмо изобрёл чукотский пастух Теневиль, но им пользовались только его родственники и знакомые. В бывшем Советском Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив учёных-лингвистов, то есть такие письменности были созданы искусственно.

Изобретение новой письменности – глобальнейшее дело, титанический акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа (конечно, в том случае, если эта письменность прижилась, распространилась и сохранилась).

Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрёл. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал. Они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными людьми. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у колеса, речи и множества других критичных для истории человечества изобретений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1) Что является основной предпосылкой создания письменности?

2) Основная функция языка.

3) «Живые» и «мертвые» языки.

4) Взаимосвязь языка и письменности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Источники сведений и эволюция письма: рисунки, предписьменности, словесно-слоговые системы. Приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Предыстория и значение славянской письменности. Взаимосвязи письма и искусства.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    История возникновения письменности. Геродот о древнейшем предке письменности. Понятие пиктографии. Развитие письменного выражения мысли в течении эволюции человечества. Пиктографическое письмо как способ выражения мышления и действий человека.

    реферат , добавлен 24.11.2007

    Развитие письменности Древнего Египта. Открытие Франсуа Шампольона, сложности расшифровки письменности, отличия разных видов древнеегипетского письма. Сказки и повести Древнего Египта, архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Становление письменности. Условия становления письменности. Славянская письменность. Возникновение школ в Киевской Руси. Убеждение Римской церкви в существовании "лишь трех языков, на которых подобает славить Бога. Развитие культуры в Киевской Руси.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Возникновение славянской письменности и значение кириллицы в развитии культуры народов России. Традиции празднования Дня славянской письменности в России и за рубежом. Опыт проведения мероприятий, приуроченных к празднику в МОУ "Волжский городской лицей".

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Особенности культурного взаимодействия Древней Руси и Византии. Значение принятие православия на Руси для ее просвещения. Святые Кирилл и Мефодий как основатели славянской письменности. Появление азбуки, развитие книгопечатания, первые печатные книги.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Изучение истоков и этапов развития китайской письменности. Гадательные надписи. Надписи на бронзе при династиях Шан и Чжоу. Бамбуковые и деревянные дощечки. Технология создания надписей на "каменных барабанах" и на стелах. Письмо и живопись на шелке.

    Вступление


    Для своей работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

    Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

    Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

    «Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».



    Источники сведений о письме


    Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.

    «Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при его естественном развитии.

    Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.

    Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развития детей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией может способствовать изучению происхождения языка и письма».


    Эволюция письма


    «Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тот предмет, который изображал». «Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)». Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.

    Предписьменности

    «К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.

    Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.

    К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.

    Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традиции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.

    При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении предмета или существа.

    Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии. Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в истории письма».

    Словесно слоговые системы

    «Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. Отсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.

    Так как из семи систем три - протоэламская, протоиндская и критская - не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах - шумерской, египетской хеттской и китайской.

    Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

    Тип I - шумерский

    Тип II - египетский

    Тип III - хеттский

    Тип IV- китайский.

    Слоговые системы

    Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

    Тип I - эламский клинописный

    Тип II - западносемитский

    Тип III - кипрский

    Тип IV - японский

    Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

    Алфавитные системы.

    «Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных».

    «Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма. Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация. Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

    Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

    Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.


    Славянская письменность


    Предыстория славянской письменности

    «Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) -.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX-X вв. Важнейший из них - сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам. Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность. По мнению академика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.

    Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» - т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской - середины II тысячелетия до н.э. Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» - ту, которая сразу вошла в культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).

    «В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма. В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

    Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

    В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве. В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.

    В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли. Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)»


    Значение письменности в истории славянских народов


    «Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры - той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, - идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».


    Значение письменности для человечества


    «Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

    «Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

    «В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

    На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

    Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

    Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

    Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.


    Письмо как искусство


    «Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этом отношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являются практические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическое воздействие. Эстетическая сторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служить только целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средством коммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальное письмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписи некоторых вывесок и реклам нашего времени. Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте является одной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общие закономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущи другим формам последнего».


    Письмо и религия


    «Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу - покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине

    Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма. С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить. Примитивный человек боится магической силы ее "слов". Вера в универсальные символы в том виде, в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами, чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита».

    Я считаю, что подобная вера в божественное происхождение письма, которая существует и по сей день, послужила источником для создания множества легенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.



    Письменность и наука


    Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что не было бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не было бы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчас знаем.




    Таким образом значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может существовать без письма.

    Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.

    Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.



    Список использованной литературы


    1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.:Радуга, 1982. – с. 30 – 223.

    2. Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIX веков,

    2004. - с.92 – 191.

    3. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. М.:Знание, 1989. – с. 6 – 62.

    4. Соцкультурные исследования, 2004. – с. 51-54.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.